7. Карпенко, М.П. Телеобучение. - М., 2008.
8. Юцявичене, П.А. Основы модульного обучения. - Вильнюс, 1989.
9. Russell, J.D. Modular Instruction // A Guide to the Design, Selection, Utilization and Evaluation of Modular Materials. - Minneapolis, Minnessota, 1974.
10. Prokopenko, I. Modular Course Format for Supervisory Development [Текст] / I. Prokopenko, L.A. Bittel // Training and Development Journal. - 1981.
11. Prokopenko, I. Modular programme for supervisory development / Prokopenko, J. White, L. Bittel, R. Eckles. - Switzerland, Geneva: Introduction and Trainers Guide, 1981.
12. Вербицкий, А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: методическое пособие. - М., 1991.
13. Технология обучения в Современной Гуманитарной Академии: методическое пособие для студентов СГА. - М., 2005.
14. Лаврентьев, Г.В. Слагаемые технологии модульного обучения: учебное пособие / Г.В. Лаврентьев, Н.Б. Лаврентьева. - Барнаул, 1994.
15. Медведенко, Н.В. Особенности организации модульно-рейтингового контроля обучения студентов педагогического колледжа: учебнометодическое пособие. - Барнаул, 2005.
16. Чошанов, М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения: методическое пособие. - М., - 1996. - № 2.
Bibliography
1. Kratkiyj filosofskiyj slovarj / A.P. Alekseev, G.G. Vasiljev [i dr.]; pod red. A.P. Alekseeva. - M., 2008.
2. Nemov, R.S. Psikhologiya: slovarj - spravochnik. - M., 2007.
3. Shirshov, E.V. Informacionno-pedagogicheskie tekhnologii: klyuchevihe ponyatiya: slovarj. - Rostov n/D., 2006.
4. Rubcov, V.V. Razvitie obrazovateljnoyj sredih regiona. - M., 1997.
5. Lerner, I.Ya. Filosofiya didaktiki i didaktika kak filosofiya. - M., 1995.
6. Yasvin, V.A. Obrazovateljnaya sreda: ot modelirovaniya k proektirovaniyu. - M., 2001.
7. Karpenko, M.P. Teleobuchenie. - M., 2008.
8. Yucyavichene, P.A. Osnovih moduljnogo obucheniya. - Viljnyus, 1989.
9. Russell, J.D. Modular Instruction // A Guide to the Design, Selection, Utilization and Evaluation of Modular Materials. - Minneapolis, Minnessota, 1974.
10. Prokopenko, I. Modular Course Format for Supervisory Development [Tekst] / I. Prokopenko, L.A. Bittel // Training and Development Journal. - 1981.
11. Prokopenko, I. Modular programme for supervisory development / Prokopenko, J. White, L. Bittel, R. Eckles. - Switzerland, Geneva: Introduction and Trainers Guide, 1981.
12. Verbickiyj, A.A. Aktivnoe obuchenie v vihssheyj shkole: kontekstnihyj podkhod: metodicheskoe posobie. - M., 1991.
13. Tekhnologiya obucheniya v Sovremennoyj Gumanitarnoyj Akademii: metodicheskoe posobie dlya studentov SGA. - M., 2005.
14. Lavrentjev, G.V. Slagaemihe tekhnologii moduljnogo obucheniya: uchebnoe posobie / G.V. Lavrentjev, N.B. Lavrentjeva. - Barnaul, 1994.
15. Medvedenko, N.V. Osobennosti organizacii moduljno-reyjtingovogo kontrolya obucheniya studentov pedagogicheskogo kolledzha: uchebno-metodicheskoe posobie. - Barnaul, 2005.
16. Choshanov, M.A. Gibkaya tekhnologiya problemno-moduljnogo obucheniya: metodicheskoe posobie. - M., - 1996. - № 2.
Статья поступила в редакцию 28.09.11
УДК 376. 64
Makeeva I.A .MONITORING OF EFFICIENCY OF REALIZATION OF MODEL OF CIVIL EDUCATION OF CHILDREN-ORPHANS BY MEANS OF MUSEUM PEDAGOGICS. In article the model of civil education of children-orphans is described, the monitoring system is characterized, criteria and indicators of efficiency of formation of civilization of children-orphans and educational institution activity on realization of programs of museum activity are defined.
Key words: museum, the orphan children, civil education, monitoring.
И. А. Макеева, доц. ВГПУ, г. Вологда, E-mail: [email protected]
МОНИТОРИНГ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ МОДЕЛИ ГРАЖДАНСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ СРЕДСТВАМИ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ
В статье описана модель гражданского воспитания детей-сирот, охарактеризована система мониторинга, определены критерии и показатели эффективности формирования гражданственности детей-сирот и деятельности образовательного учреждения по реализации программ музейной деятельности.
Ключевые слова: музей, дети-сироты, гражданское воспитание, мониторинг.
Социально-исторические процессы последнего десятилетия и последовавшая за ними девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание и выявили зависимость успешного решения многих жизненных проблем от уровня сформированности гражданской позиции у подрастающего поколения, потребности в духовно-нравственном совершенствовании, уважения к историко-культурному наследию своего народа.
В связи с этим приоритетным направлением и составной частью образовательного процесса становится нравственное, гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения, являющееся неотъемлемой составляющей процесса социализации личности целью которого является воспитание духовно и нравственно здоровой, творческой личности, неразрывно связывающей свою судьбу с будущим родного края, страны, знающей и уважающей ее историю, традиции.
На основе проведенных исследований, обобщения практического опыта, нами была выстроена модель гражданского воспитания на основе музейной деятельности в условиях детского дома, которая базируется на необходимости преобразований в работе образовательного учреждения, создания дополнительных возможностей для гражданского воспитания и социализации посредством использования потенциала школьного музея, через формирование целостной системы музейной деятельности, способствующей активизации личностных ресурсов
воспитанников детского дома, разработки механизмов продуктивной социально-педагогической поддержки, моделирования различных сфер жизнедеятельности, создания единого социализирующего пространства.
Основная идея данной модели заключается в создании воспитательной системы детского дома, основанной на использовании потенциала музейного комплекса в гражданском воспитании детей и подростков.
Модель гражданского воспитания включает следующие компоненты: целевой (цель, задачи, закономерности, принципы, условия успешности реализации модели), содержательный (содержание раскрывается через направления и этапы музейной деятельности), операционно-деятельностный (организационные формы, методы музейной деятельности), критериальный (критерии эффективности реализации программ музейной деятельности по гражданскому воспитанию), результативный (результаты промежуточные и итоговые).
Успешность реализации модели гражданского воспитания детей-сирот во многом определяется научно-обоснованной системой мониторинговых мероприятий, обеспечивающих адекватные меры контроля и фиксации результатов.
Мониторинг - это целенаправленная деятельность, связанная с постоянным наблюдением, оценкой и прогнозом состояния наблюдаемого объекта (системы, явления, процесса) в целях обеспечения его развития в желаемом направлении [1; 2].
Методическую основу мониторинга составляет: наблюдение за объектом оценки, проводимое по стандартному числу наиболее значимых показателей, характеризующих его состояние; регулярные повторные замеры, проводимые с помощью стандартных процедур; оценки ситуаций и объектов, также даваемые в стандартной форме[3].
Социальный мониторинг ставит перед исследователем проблему обеспечения достоверности и надежности получаемой информации, следовательно, необходимо тщательно проработать его концепцию, обосновать предметную и научноорганизационную структуру, максимально точно выстроить теоретическую модель, апробировать и скорректировать разработанную идеологию мониторинга и отдельные положения программы.
Таким образом, мониторинг дает возможность оперативно собирать, накапливать информацию о процессе реализации программ музейной деятельности, и на этой основе формировать постоянно обновляющиеся информационные банки данных.
Все стадии работы исследователя в процессе осуществления мониторинга отражены в программе, которая состоит из двух обязательных частей: методологической (формулировка и обоснование проблемы, указание цели, определение объекта и предмета исследования, логический анализ основных понятий, формулировка гипотез, задач исследования) и методической части (определение обследуемой совокупности, характеристика используемых методов сбора первичной информации, логическая структура инструментария для сбора информации, логические схемы ее обработки) [4; 5].
Основным назначением мониторинга является определение промежуточных и итоговых результатов, проделанной работы, то есть ее эффективности, которую можно рассматривать в целом как степень реализации цели, которая интерпретируется как планируемый результат, а точнее, эффективность - это максимально возможное в данных условиях достижение це-ли[6]. Ее сущность, содержание и технология определения во многом зависят от того, с позиций какой науки и с какой конкретной научно-практической целью она рассматривается. В педагогике, в частности, эффективность деятельности может проявляться в достаточно высоком уровне усвоения личностью требований и норм общества и следования им - в контексте исследуемой проблемы - формирование гражданственности как интегрированного качества личности воспитанников детского дома.
Сущностными характеристиками эффективности являются критерии и показатели. Критерии - конкретные видимые показатели, благодаря которым, производятся замеры, отслеживаются результаты деятельности, делаются выводы о достигнутых успехах, выявляются упущения и ошибки.
Эффективность может определяться на основе как общих, так и специфических критериев: общие критерии служат для оценки эффективности работы образовательного учреждения в целом, а специфические - для оценки отдельного направления работы, форм и методов деятельности. Каждый критерий может включать как количественные, так и качественные показатели, раскрывающие его содержание и свидетельствующие об уровне достижения целей, то есть, более дробные характеристики, доступные наблюдению и измерению, необходимые для проведения анализа состояния и оценки воспитательной деятельности.
Анализ и обобщение различных научных подходов к оценке эффективности педагогической деятельности, нормативноправовых документов в области образования, воспитания и социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, позволил выделить группы критериев. Все предлагаемые варианты групп критериев установлены в соответствии с иерархией - образовательное учреждение, педагогический коллектив, воспитанники, что позволит объективно оценить эффективность гражданского воспитания и деятельности учреждения (детского дома) в целом. Основанием для такого вычленения явилось понимание того, что личность воспитанника (детей, оставшихся без попечения родителей), воспитательный процесс и организационно-методическая «надстройка» требует различных средств и методов для изучения и выработки выводов относительно эффективности реализации целей, задач образовательного учреждения, следовательно, в чисто практических целях, возможно, разделить участников воспитательного процесса на отдельных субъектов - воспитанников, педагогов и администрацию.
Если иметь в виду конечный результат деятельности детского дома, то это должен быть воспитанник (выпускник), определенным образом воспитанный и социализированный, получивший в результате его деятельности (в частности, реализации музейных программ) набор образовательных и дополнительных услуг, способствующих его успешной социализации, личностному, гражданскому и профессиональному самоопределению.
Охарактеризуем выделенные критерии и показатели эффективности, которые выступают предметом оценки в процессе мониторинга реализации модели гражданского воспитания де-тей-сирот средствами музейной педагогики.
Первая подсистема - воспитанник (коллектив детей) включает две группы критериев: общие, отражающие эффективность социализации воспитанников детского дома; специфические (частные), характеризующие успешность реализации модели гражданского воспитания.
К общим критериям относятся: критерии здоровья, критерий психологического комфорта, критерий обучения, критерий развития, критерий социальной устойчивости.
Критерий здоровья характеризуется следующими показателями: удовлетворительное физическое и психическое развитие; владение гигиеническими навыками, приемами закаливания, саморегуляции; потребность в ведении здорового образа жизни.
Критерии психологического комфорта: чувство защищенности, уверенности, оптимистический взгляд на будущее; познавательная активность и социальная инициатива; позитивность эмоциональных отношений; положительное отношение к сложившимся в коллективе традициям; стремление к совместной деятельности; общая удовлетворенность воспитанников процессом и (или) результатами деятельности; открытость детских коллективов к отдельным лицам вне его, к другим коллективам, группам.
Критерии обучения (музейное образование): полнота, прочность усвоения программного материала (программ экскурсий); понимание воспитанниками (глубина, осознанность) программного материала; практическая ценность результатов обучения (прикладная значимость - овладение навыками кру-жевоплетения, изготовления изделий из бересты, вышивания и др.); уровень овладения деятельностью (узнавание, воспроизведение, алгоритмическая, творческо - поисковая).
Критерии развития: психологические характеристики уровня мотивации, характера жизненных ценностей, трудолюбия, открытости, доброжелательности, коммуникабельности; адекватность и действенность самооценки, степень реализации внутреннего потенциала, работоспособность; сформирован-ность представлений о жизненных целях, о возможном выборе профессии.
Критерии социальной устойчивости: сформированность важнейших социальных навыков (трудовые, коммуникативные, навыки самообслуживания, взаимодействия); наличие презентабельных результатов деятельности воспитанников и педагогов: разработки, выставки, фото и видеопродукция и др.; социальная адаптированность выпускников: готовность и успешность дальнейшего обучения, профессиональной подготовки, конкурентоспособность на рынке труда, прочность семейных отношений.
К специфическим относятся критерии: когнитивный (информационный), мотивационный и деятельности. Показателями когнитивного критерия является полнота и глубина знаний об обществе и государстве, гражданских правах и обязанностях, общественных нормах; мотивационно-личностный критерий характеризуется наличием социально-значимых мотивов к деятельности гражданской направленности; сформированно-стью гражданских качеств (патриотизм, толерантность, трудолюбие, гражданский долг, гуманизм, национальное достоинство и др.); деятельностно-поведенческий критерий предполагает наличие опыта гражданского поведения, определенную степень развитиясоциальной активности, инициативности в деятельности гражданской направленности. Типичные уровни (высокий, средний, низкий) отражают сущностные изменения в развитии гражданской воспитанности детей-сирот [7].
Количественные показатели могут быть представлены в обобщенном виде по всем вышеназванным критериям и предполагать снижение уровня заболеваемости, стабилизацию физического и психического состояния воспитанников;
снижение уровня правонарушений среди детей и подростков; снижение количества воспитанников с различными формами аддиктивного поведения; увеличение числа воспитанников, посещающих учреждения дополнительного образования; увеличение числа воспитанников, участвующих в конкурсах, фестивалях, социальных акциях, экспедициях и др.
Вторая подсистема - педагогический коллектив. Предметом оценки является категория профессионализма, которая рассматривается в диалектическом единстве проявлений деятельностного и личностного, как профессионализм личности и профессионализм деятельности [8].
Профессионализм личности предполагает высокий уровень развития профессионально важных качеств, личностно деловых качеств, адекватный уровень притязаний, мотивационную сферу и ценностные ориентации, направленные на прогрессивное развитие специалиста. Профессионализм деятельности включает в себя высокую квалификацию, разнообразие профессиональных навыков и умений, владение современными алгоритмами и способами решения профессиональных задач, что позволяет осуществлять деятельность с высокой продуктивностью.
Холостова Е.И. расширяет это понятие и отмечает, что профессионализм специалиста - это не только достижение им высоких профессиональных результатов, эффективность и успешность профессиональной деятельности, но и наличие психологических компонентов - внутреннего отношения личности к избранной профессии, эмоциональной включенности в нее, соответствующего состояния профессионально значимых качеств и уровня профессиональных притязаний [9].
Представленные критерии отражают профессионализм специалистов в осуществлении воспитательной и музейнопедагогической деятельности. В данной подсистеме определены следующие критерии: во-первых, профессиональная позиция -осознанное отношение к профессиональной деятельности; наличие знаний и умений, необходимых для реализации инновационной деятельности; во-вторых, осознанность и целенаправленность деятельности - способность формулировать значимые и достижимые цели деятельности; соблюдение принципов: гуманизма, учета индивидуальных особенностей, опоры на внутренний потенциал воспитанника, толерантности, позитивного сотрудничества с воспитанниками и коллегами; в-третьих, сформированность профессиональных (компетентность, аналитичность, коммуникабельность, эмпатийность, стрессоустойчивость, конгруэнтность) и личностных качеств (психологическая выносливость, оптимизм, креативность, чувство юмора); в-четвертых, уровень сотрудничества с коллегами
- способность работать в команде, готовность учиться у своих коллег; стремление к объединению и расширению позитивного опыта.
Третья подсистема - образовательное учреждение (детский дом). Предметом оценки выступают организация труда персонала, управление образовательным учреждением (в целом и осуществлением инновационной деятельности по реализации музейных программ) и качество воспитательной деятельности.
Организация труда персонала подразумевает следующие критерии: четкость и оптимальность распределения функциональных обязанностей в коллективе, наличие условий для работы, развитость различных видов техник труда.
Критерий четкости и оптимальности распределения функциональных обязанностей в коллективе предполагает - четкость определения прав и обязанностей работников, их письменное оформление (наличие документов, фиксирующих права и обязанности сотрудников); уравновешенность обязанностей и прав, их соответствие друг другу.
Наличие условий для работы подразумевает -оснащенность служебных помещений удобной мебелью и необходимым оборудованием (стенды, витрины и др. оборудование музеев); соответствие санитарно-гигиенических условий труда общегосударственным нормативам (температурный режим, уровень освещенности, уровень шума); хороший микроклимат, спокойная рабочая обстановка; свобода критики в коллективе, открытое высказывание мнений; осуществляется стимулирование труда \ инновационной деятельности.
Развитость различных видов техник труда: техника организации времени (планомерность распределения рабочего времени по видам деятельности, ее этапы; упорядоченность рабо-
чих совещаний, собраний, педсоветов; совмещение отдельных видов деятельности, осуществляемых в одно и то же время); техника общения (умение структурировать процесс общения; владение различными стилями общения); техника работы с документами (имеется картотека документов, документы классифицированы по содержанию).
Критерии и показатели эффективности управления образовательным учреждением для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предполагают:
-наличие перспективного, поэтапного и оперативного планирования и решения управленческих задач в соответствии с программами развития сферы образования;
-развитие аналитической деятельности управленческо-методических кадров с выявлением противоречий, проблем, новых задач;
-стимулирование творческих инициатив руководящих и педагогических кадров;
-усиление информационно-педагогической помощи педагогам и социально-психолого-педагогической помощи воспитанникам;
-развитие экспертизы педагогических инноваций с привлечением научных кадров;
-обеспечение повышения квалификации, обмена опытом и аттестации педагогических кадров, поощрение научных и административных руководителей учреждения.
Качество воспитательной деятельности характеризуется ее результативностью, что подразумевает:
-разработку и введение новых программ, методик, направлений деятельности
-разнообразие и преемственность программ (воспитательных, развивающих, дополнительного образования и др.);
-повышение степени открытости учреждения (детского дома), активизация связей с социумом;
-результативное применение новых педагогических технологий, программ, обеспечивающих эффективную социализацию воспитанников (сформированность системы ценностей, установок на просоциальное поведение, получение общего образования, профессиональный выбор).
Обобщенными количественными показателями критериев данных подсистем являются:
-рост профессиональной отдачи педагогов-новаторов (осуществляющих инновационную деятельность);
-рост эмоционально-личностной удовлетворенности всех участников воспитательного процесса (инновационной деятельности);
- увеличение числа авторских программ и разработок, сертификатов участников конференций, конкурсов и т.д.
Выделенные критерии необходимо рассматривать в совокупности, поскольку только это обеспечит объективность, полноту получаемой информации об эффективности реализации модели гражданского воспитания в условиях детского дома.
Все представленные группы критериев подтверждаются на основе изучения документов образовательного учреждения для детей-сирот и данных, полученных в результате психологопедагогической и социально-педагогической диагностики воспитательного процесса.
Методы комплексной диагностики позволяют изучить и оценить индивидуальные характеристики воспитанников, педагогов, руководителей учреждения и представителей организаций, сотрудничающих с детским домом (учреждения культуры, дополнительного образования, благотворительные, религиозные организации).
Условно социально-психолого-педагогическую диагностику можно подразделить на индивидуальную и процессуальную. Задачами индивидуальной диагностики являются: определение уровня сформированности социально значимых (гражданских) качеств воспитанников, профессионально значимых качеств педагогов и руководителя учреждения; прогнозирование успешности формирования гражданственности детей-сирот и профессиональной деятельности педагогов по осуществлению программ музейной деятельности. Процессуальная диагностика предполагает оценку содержания, форм и методов музейнопедагогической деятельности, организации работы по повышению педагогического и методического мастерства педагогов.
В индивидуальной диагностике спектр применяемых методик, направленных на изучение особенностей личности (воспитанника и педагога), может быть определен следующим обра-
зом: изучение направленности, интересов, черт личности; изу- чения психологической атмосферы в коллективе, методика
чение психических процессов (память, внимание, восприятие рефлексивного отчета.
и др.); изучение творческих способностей; изучение эмоцио- В ходе процессуальной диагностики может использоваться
нально-волевой сферы, эмоциональной устойчивости; иссле- комплекс методик: изучение и анализ документов (локальные
дование личности в системе социальных отношений, положе- нормативные документы, регламентирующие деятельность
ние в коллективе; оценивание общей осведомленности, про- музеев детского дома, программы деятельности музеев), на-
фессиональных знаний, навыков. Базовый блок индивидуаль- блюдение, опросные методы. Осуществляя диагностику в рамной диагностики воспитанников могут составить методики: ках мониторинговой программы, необходимо конкретизировать
методика изучения эмоционального отношения к моральным и дифференцировать методики с учетом возрастных особенно-
нормам (Т.А. Урутаева, Ю.А. Афонькина);методика изучения стей воспитанников, направленности и степени активности их
самосознания (И.В. Валитова); методика «Рассуждение о жиз- участия в реализации программ музейной деятельности.
ненном опыте» (Н.Е Щуркова); методика изучения коммуника- Значимость осуществления мониторинговых мероприятий
тивных и организаторских способностей (Р. Каверина); тест заключается: во-первых, в теоретическом осмыслении и систе-
«Поведение в конфликтных ситуациях» (Томас); опросник диаг- матизации опыта музейной деятельности в образовательном
ностики волевых качеств личности (М.В. Чумаков) [10; 11]. Пси- учреждении для детей-сирот с учетом специфики условий, за-
холого-педагогическая и инновационная компетентность педа- дач данного учреждения и контингента воспитанников; во-
гогов может быть изучена с помощью следующих методик: ме- вторых, в возможности корректировки модели гражданского
тодика оценки коммуникативных способностей, методика само- воспитания, что позволит перейти от относительно автономной
контроля педагогических воздействий, методика оценки уровня деятельности отдельных музеев к созданию музейного ком-
педагогического мастерства, методика изучения мотивов уча- плекса, который в перспективе станет центром воспитательной
стия педагогов в инновационной деятельности, методика изу- деятельности детского дома.
Библиографический список
1.Горб, В.Г. Педагогический мониторинг как система научно-обоснованного слежения за ходом образовательного процесса в Высшей школе
МВД: дисс.....канд. пед. наук- Екатеринбург, 1997.
2.Деркач, А.А. Методолого-прикладные основы акмеологических исследований.- М.,1999.
3.Силина, С.Н. Новые технологии и программы. Реализация технологии педагогического мониторинга в процессе подготовки детей к школьному обучению [Э/р]. - Р/д: //http://method.altai.rcde.ru
4.Осадчая, Г.И. Социология социальной сферы. - М.,2003.
5. Радугин, А.А. Социология: курс лекций / А.А. Радугин, К.А.Радугин. - М., 1999.
6.Михайлова, С.И. Эффективность социального обслуживания / С.И. Михайлова, Т.В. Черпухина. - Вологда, 2008.
7.Ступич, М.А.Гражданское воспитание старшеклассников как направление деятельности классного руководителя: автореф. дисс.канд. пед.
наук.- М., 2010.
8.Никитина, Л.Е. Социальная педагогика: учебное пособие для вузов. - М.: Академический проект, 2003.
9.Холостова, Е.И. Профессионализм в социальной работе: учебное пособие / Е.И. Холостова.- 2-е изд.- М., 2009.
10.Шептенко, П.А. Методика и технология работы социального педагога: учеб. пособие для студ. высш. пед. заведений / П.А. Шептенко, Г.А. Воронина. - М., 2001.
11.Ингенкамп, К. Педагогическая диагностика. - М.: педагогика, 1991.
Bibliography
1.Gorb, V.G. Pedagogicheskiyj monitoring kak sistema nauchno-obosnovannogo slezheniya za khodom obrazovateljnogo processa v Vihssheyj shkole
MVD: diss.....kand. ped. nauk- Ekaterinburg, 1997.
2.Derkach, A.A. Metodologo-prikladnihe osnovih akmeologicheskikh issledovaniyj.- M.,1999.
3.Silina, S.N. Novihe tekhnologii i programmih. Realizaciya tekhnologii pedagogicheskogo monitoringa v processe podgotovki deteyj k shkoljnomu obu-cheniyu [Eh/r]. - R/d: //http://method.altai.rcde.ru
4.Osadchaya, G.I. Sociologiya socialjnoyj sferih. - M.,2003.
5. Radugin, A.A. Sociologiya: kurs lekciyj / A.A. Radugin, K.A.Radugin. - M., 1999.
6.Mikhayjlova, S.I. Ehffektivnostj socialjnogo obsluzhivaniya / S.I. Mikhayjlova, T.V. Cherpukhina. - Vologda, 2008.
7.Stupich, M.A.Grazhdanskoe vospitanie starsheklassnikov kak napravlenie deyateljnosti klassnogo rukovoditelya: avtoref. diss.kand. ped. nauk.- M.,
2010.
8.Nikitina, L.E. Socialjnaya pedagogika: uchebnoe posobie dlya vuzov. - M.: Akademicheskiyj proekt, 2003.
9.Kholostova, E.I. Professionalizm v socialjnoyj rabote: uchebnoe posobie / E.I. Kholostova.- 2-e izd.- M., 2009.
10.Sheptenko, P.A. Metodika i tekhnologiya rabotih socialjnogo pedagoga: ucheb. posobie dlya stud. vihssh. ped. zavedeniyj / P.A. Sheptenko, G.A. Voronina. - M., 2001.
11.Ingenkamp, K. Pedagogicheskaya diagnostika. - M.: pedagogika, 1991.
Статья поступила в редакцию 30.09.11
УДК 159.9.07
Pleshakova, M.V., Nugaeva, O.G. PECULIARITIES OF GRAPHIC EXPRESSION IN ADOLESCENTS WITH MILD DEGREES OF MENTAL CHALLENGED. This article presents the results of applying the graphics test «Stars and waves» in the study of psychological characteristics of adolescents with mental challenged. The peculiarities of graphical expression characteristic of adolescents with mental challenged in comparison with normal development. Showing the relationship of some graphics parameters with the expression level of adequate perception of emotional expression to the voice of adolescents with mental challenged.
Key words: graphic test «Stars and waves», a graphical expression, emotional expression, voice, light degree of mental challenged.
М.В. Плешакова, логопед ГБУЗ НСО «НОДКПНД», г. Новосибирск, E-mail: [email protected];
О.Г. Нугаева, канд. психол. наук, проф. каф. специальной педагогики и специальной психологии УрГПУ, г. Екатеринбург, E-mail: [email protected]
ОСОБЕННОСТИ ГРАФИЧЕСКОЙ ЭКСПРЕССИИ У ПОДРОСТКОВ С ЛЕГКОЙ СТЕПЕНЬЮ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ
В статье представлены результаты применения графического теста «Звезды и волны» в изучении психологических особенностей подростков с умственной отсталостью. Рассматриваются особенности графической экспрессии, характерные для подростков с умственной отсталостью в сравнении с нормой развития. Показаны взаимосвязи некоторых параметров