.....
I I I ■ M I I I
Музеи в системе культуры 149
как результат институциональном организации терминированы действующей системой эконо-образовательно-культурной среды города, в мических и социокультурных факторов и гене-котором процессы социализации индивидов, тически связаны с социально-политическими взаимодействия образования и культуры де- ориентациями государства. Примечания
1. Анцифиров, Н. П. Пути изучения города, как социального организма / Н.П. Анцифиров. - Л., 1926.
2. Бродель, Ф. Что такое Франция? Пространство и история / Ф. Бродель. - М., 1994.
3. Московский Дом Пушкина. 1957-2007: [альбом]. - М.: Государственный музей А.С. Пушкина, 2007.
4. См.: Проблемы музееведения и народная культура. - Новосибирск : Наука. Сиб. предприятие РАН, 1999. - 286 с.; Столяров, Б. А. Музейная педагогика / Б.А. Столяров. - М. : Высшая школа, 2004. - 215 с.; Тавризян, Ю. Б. Музейно-педагогические программы как средство изменения образовательной парадигмы современного общества / Ю.Б. Тавризян // Музей XXI века: взгляд в прошлое и будущее: [матер. междунар. науч.-практ. конф. (Пермь, 1999 г.)]. - Пермь, 1999.
5. Berger, P. Protestantism and the Quest for Certainty [Electronic resource] / P. Berger. - http://www.religion-online.org
6. Castells, M. Materials for an exploratory theory of the network society / M. Castells // British Journal of Sociology. - 2000. - 51(1). - P. 5-24.
7. Kearn, A. T. Measuring Globalization / A.T. Kearn // Foreign Policy. - №. 122. - P. 56-65.
8. Luckmann, T. The Invisible Religion: The Problem of Religion in Modern Society / T. Luckmann. - N.-Y.: Macmillan Company, 1967.
ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ
В. И. Ушакова
Педагогическая академия последипломного образования
В статье рассматривается гражданское воспитание личности как одна из важнейших задач современного российского образования, исследуются возможности использования для воспитания гражданственности и патриотизма богатого культурного потенциала школьного музея.
Ключевые слова: гражданское воспитание, патриотизм, музейная педагогика, школьный музей.
This article is too essential, as it touches on citizen upbringing of a person. It is the main task of modern education. In the process of citizen upbringing and patriotism the richest museum so potential is used as a unique culture and education point of refraction.
Key words :citizen upbringing, patriotism, museum so education science.
1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 1 (39) январь-февраль 2011 149-152
.....
ш
150 ISSN 1997-0803 ♦ ВЕСТНИК МГУКИ ♦ 2011 ♦ 1 (39) январь-февраль
Гражданское воспитание - одна из приоритетных стратегических целей государственной образовательной политики. Гражданское воспитание личности представляет собой важнейшую составляющую образовательного процесса не только в российской, но и в мировой образовательной практике. Глобальные перемены, происходящие в нашей стране в течение последнего десятилетия, направленные на развитие гражданского общества и правового государства, требуют всестороннего развития личности гражданина. Для решения этих задач Советом при Президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека был разработан проект Государственной программы «Гражданское образование населения Российской Федерации на 2005-2008 годы», который в определенной мере был осуществлен. В данном проекте выдвинут один из важнейших подходов к осуществлению гражданского образования - аксиологический. Таким образом, одной из важнейших задач современного российского гражданского образования является формирование таких базовых гражданских ценностей, которые, с одной стороны, имеют общедемократические основы, а с другой стороны, опираются на социокультурные и исторические достижения российского народа, связывающие поколения российских граждан.
В процессе воспитания гражданственности активно используется культурный потенциал музеев, в ряду которых следует особо отметить школьный музей, созданный, как правило, самими детьми под руководством опытного учителя. Музей как институт социально-культурной деятельности дополняет и углубляет работу учебно-воспитательных учреждений. Школьный музей является эффективным средством передачи опыта - научного, культурного, расширяет возможности музейной педагогики для более эффективной организации учебно-воспитательного процесса подрастающего поколения.
Музей обладает огромным образовательно-воспитательным потенциалом, так как в нем сохраняются и экспонируются подлинные ис-
торические документы. Эффективное использование этого потенциала для воспитания учащихся в духе патриотизма, гражданского самосознания, высокой нравственности является одной из важнейших задач школьного музея.
Гражданское воспитание рассматривается в работах отечественных ученых: В.В. Давыдова, Л.П. Дашковой, Е.Б. Кравцовой, В.Г. Кудрявцева и др., как сложный длительный процесс, охватывающий основные этапы становления личности: от формирования первых представлений о Родине у дошкольников и младших школьников до поиска и осознания гражданских идеалов и ценностей, накопления опыта позитивного гражданского поведения у подростков и далее к становлению гражданского мировоззрения в юношеском возрасте.
К основным элементам гражданственности известный русский философ Н.А. Бердяев относит нравственную и правовую культуру, выражающуюся в чувстве собственного достоинства, внутренней свободе личности, дисциплинированности, в уважении и доверии к другим гражданам и к государственной власти, способности выполнять свои обязанности, гармоничном сочетании патриотических, национальных и интернациональных чувств. Нравственная культура базируется на общечеловеческих моральных ценностях, а правовая культура выступает в качестве субъективной основы и предпосылки существования правового государства, для которого характерна высокая степень востребованности гражданских качеств людей.
К. Д. Ушинский включал в понятие гражданского воспитания воспитание патриотизма (любви к Родине, национального самосознания).
Общей для всех являлась мысль, что чувства патриотического самосознания человека и его любви к большой и малой Родине составляют нравственную основу личности гражданина, рассматривая патриотическое воспитание как политическое формирование человеческих качеств и относя патриотическое воспитание к нравственному воспитанию.
Одно из условий формирования юного
.....
I I I ■ М I I I
Музеи в системе культуры 151
патриота - воспитание правдой. Эта задача по плечу школьному музею, потому что каждый экспонат - это подлинный документ своей эпохи. Только активная информация воспринимается учащимися как явление действительности и соотносится с реальной практической деятельностью школьников в рамках организованного коллектива, в том числе и во внешней среде. В содержание патриотического воспитания интегрируются этические, правовые, политические, экономические, экологические и другие знания. Одно из основных направлений работы по патриотическому воспитанию - формирование опыта гражданского действия, который позволит учащимся практически реализо-вывать важнейшие человеческие ценности, лежащие в основе их мировоззрения, выбирать линию поведения, выражать отношение к обществу и самим себе.
История школы № 5 г. Дубны, где находится школьный музей, насчитывает 50 лет. Нередки случаи, когда в ней обучались родители или родственники сегодняшних учеников. Можно констатировать, что в школе складываются не только школьные, но и семейные традиции обучения. Они становятся основой гражданского воспитания, позволяют учащимся осознать свою причастность к истории школы, а через нее к истории города, страны. При этом наиболее эффективно этот процесс осуществляется в практической деятельности по созданию и функционированию школьного музея, который стал одной из форм организации гражданского воспитания, социализации личности школьника не путем усвоения теоретических положений, а в активной деятельности. Этому способствуют совместный поиск материалов об истории школы на различных этапах ее жизни, общение с выпускниками и участниками различных исторических событий, работа с источниками, хранящимися в архивах. Таким способом учащийся усваивает опыт общественной жизни, культуру человеческих отношений - необходимые составляющие сотрудничества с другими людьми. В данной деятельности создаются условия для эмоционального восприятия ценностей, что спо-
собствует формированию гражданственности.
Сегодняшняя система воспитательной работы нашей школы строится на основе поисково-краеведческой и музейной работы в рамках авторской программы «Истоки», разработанной руководителем музея В.И. Ушаковой -автором статьи.
Данная программа ставит своей целью создать оптимальные условия для учителей и учащихся в использовании краеведения при обучении и воспитании подрастающего поколения. Программа направлена на воспитание у школьников любви к Родине, гордости за ее прошлое, стремление участвовать в созидательной деятельности во имя Отечества, что является наиболее востребованным в современном обществе. В ходе воплощения программы в жизнь у школьников формируются исследовательские навыки и научное мышление, а сами школьни-кии - организуются в различные объединения на принципах самоуправления.
Опыт показывает, что школьный музей соединяет разные формы внеклассной работы, позволяющие выделить общую тенденцию; стремление к системности в работе, к массовому приобщению учащихся к истории, искусству, к углубленному изучению предметов, творческому развитию отдельной личности. В рамках названной программы школьный музей занимается:
- поисковой и научно-исследовательской работой с учащимися;
- научно-методической работой с педагогическим коллективом;
- координаторской работой с общественными организациями;
- организаторской работой, направленной на подготовку и проведение общешкольных мероприятий, объединяющих усилия учащихся и учителей.
Поисковая и научно-исследовательская работа с учащимися предполагает планирование заданий для классов, как краткосрочных, так и долгосрочных на несколько лет. Старшеклассники участвуют в исследовании и обобщении краеведческого материала, используя фонды школьного музея.
.....
ш
152 ISSN 1997-0803 ♦ ВЕСТНИК МГУКИ ♦ 2011 ♦ 1 (39) январь-февраль
Так, например, для организации плодотворной работы нашего музея из числа активистов создана группа «Поиск». Она разрабатывает перспективный и годовой план поисково-собирательской работы по конкретным темам, готовит краеведческие походы и экскурсии и осуществляет самостоятельную научно- исследовательскую работу по определенным темам, предложенным музеем.
Совместно с Центром детско-юношеского туризма и экологического воспитания г. Дубны поисково-собирательская группа музея на протяжении ряда лет принимала участие в комплексной исследовательской экологической экспедиции в Государственный мемориальный историко-литературный и природно-ландшаф-тный музей-заповедник А.С. Пушкина «Ми-хайловское». Особое внимание уделялось восстановительным и текущим работам в парке музея-усадьбы «Петровское». Проведены исследования по уточнению фактов, связанных с жизнью А.С. Пушкина в период его пребывания на псковской земле. Материалы исследований легли в основу научно-исследовательских работ на темы: «Любовь и дружба в жизни А.С. Пушкина», «А.С. Пушкин и А.П. Керн», «Так кто же автор пасквиля?», «Состоялся ли суд над поэтом?». Эти работы были заслушаны на школьной и городской научно-практической конференции, которую традиционно проводит Международный Университет природы, общества и человека «Дубна». Школьникам удалось сказать в отечественной пушкинистике пусть скромное, но свое слово.
В нашей школе сложилась система работы музея с разными возрастными группами - с 1 по 11 класс, в целях обеспечения эффективного гражданско-патриотического воспитания.
Так, в первом классе ученики узнают, что такое музей, что называется экспонатом. Во время экскурсий дети обогащаются новыми знаниями и впечатлениями. В этом возрасте начинается воспитание музейной культуры маленького посетителя.
Во втором классе дети знакомятся с фондами, узнают, как правильно хранить музейные реликвии. Для них проводятся встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и труда, экскурсии: «Флаг Родины», «Дети войны», «Солдатская каска», «Забвению не подлежит» и др.
Темы экскурсий для третьеклассников: «Памятники Великой Отечественной войны в нашем городе», «Битва под Москвой», «Дубнен-цы - Герои Советского Союза и России» и др.
Учащиеся 4-11 классов проводят мини-исследования военной истории страны, знакомятся с материалами семейного архива, с семейными реликвиями, записывают рассказы участников Великой Отечественной войны, читают специальную литературу, делают копии документов, фотографии, зарисовки и т.п. Изученные события и факты военной истории, таким образом, становятся событиями и фактами реальной действительности: дети получают не только новые знания о войне, но и понимание ее страшных реалий, представление о том, что для участников войны такие понятия, как долг, Родина, честь, были и остались святыми.
В содержании патриотического воспитания ученика важна социально-педагогическая направленность деятельности музейных работников, которая основана на их позитивном гражданственно-патриотическом мировоззрении. Только в этом случае школьный музей как необходимый компонент образовательного пространства способен воспитать юного гражданина.
Таким образом, использование потенциала школьных музеев обеспечивает сохранение единого образовательного пространства на основе интеграции основного и дополнительного образования в разных типах и видах образовательных учреждений, обновление содержания образования, воспитание патриотизма и гражданственности у подрастающего поколения.