К УЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА В КОНТЕКСТЕ ЗАДАЧ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
УДК 351.85
В. А. Тихонова
Московский государственный университет культуры и искусств
В статье отмечается важность согласованности культурной и образовательной политики в духовно-нравственном воспитании личности. Подчёркивается роль гуманитарного образования, воспитательного значения изучения истории страны, её героев. Отмечается усиление внимания государства к патриотическому воспитанию, необходимость активизации культурной политики в процессе формирования гражданственности личности, её патриотических чувств.
Ключевые слова: культурная политика, образовательная политика, обучение, воспитание, культурно-национальный код, духовная сфера общества, гражданственность, государственность, патриотическое воспитание.
One marks the importance of cultural and educational coordination in spiritual upbringing in the article. The author underlines the liberal education role, education importance in country analysis and its heroes in the education system. One shows the increase of the state towards patriotic education, the activation of cultural policy in forming civism of a person and its patriotic feelings.
Keywords: cultural policy, education policy, education, upbringing, cultural code, spiritual sphere, civism, statehood, patriotic upbringing.
В современных условиях модернизацион-ного процесса в России важно не только укрепление материальной мощи страны, но и, даже в большей степени, ее духовного потенциала, истоки которого — в нравственных основах культуры.
Сохранение многонационального культурного наследия народов России, развитие и укрепление культурного и информационного пространства страны должны, прежде всего, определять приоритеты культурной политики. Несомненно, современный облик общества и личности формирует новые традиции, ценностные установки, и задача культурной политики не в том, чтобы их отторгать, а в том, чтобы сохранять основополагающие ценности «народного духа» (М.Н. Карамзин), те духовные скрепы, которые на
протяжении всей истории Российского государства обеспечивали его развитие, достижение достойного места в мире. «Россия, — отмечал В.В. Путин, — является частью большого мира — и с точки зрения экономики, и с точки зрения распространения информации, и с позиций культуры. Мы не можем и не хотим изолироваться, мы рассчитываем, что наша открытость принесет гражданам России рост благосостояния и культуры и укрепит доверие, которое все больше становится дефицитным ресурсом»
[5].
Сегодня особую актуальность приобретает проблема личности, и в частности влияние культурной политики на ее воспитание. Учитывая, что в большинстве государств культурная политика органично связана с
26 1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 3 (53) май-июнь 2013 26-29
общей государственной политикой, а также факт того, что ныне Российское государство определило значимой сферой своего внимания проблемы духовности, особенно важно культурную политику координировать с образовательной.
Признавая образование сферой ответственности государства, можно полагать, что только при согласованности образовательных и культурных практик, их «встро-енности» в общегосударственную политику возможно последовательно решать проблемы духовно-нравственного воспитания, формирования гражданственности личности, что является одним из аспектов образования, которое представляет «комплексное направление учебно-воспитательной работы, сочетающей в себе правовое, политическое образование, нравственное воспитание» [6]. Однако реформирование образовательной системы в России, к сожалению, не было включено в общий контекст культурной политики, ее воспитательной функции. Все более распространяемое мнение (в основном, с подачи чиновников) об образовании как сфере услуг, фактически, приводит к разрушению сложившейся практики, объединяющей образование и воспитание в единое целое.
Изменение содержания образования уменьшило его гуманитарную составляющую, привело ко все большей ориентированности на изучение узко-прикладных дисциплин. Несмотря на то, что современная действительность усиливает потребность в специалистах, обладающих инновационным мышлением, владеющих новейшими технологическими методиками, и, в целом, технократизм стал доминирующим направлением науки и объектом особого внимания государства и бизнеса, в подготовке специалистов не должна ни в коей мере снижаться значимость гуманитарных наук и гуманитарного образования. Тенденция сокращения учебных часов по русскому языку, литературе, истории в школе, общегуманитарных дисциплин не только в технических, но и в гуманитарных вузах, стремление за их счет
расширить пространство сугубо профессиональных дисциплин, вообще, тенденция вывести гуманитарные науки за пределы профессиональных крайне деструктивны. Они искажают основное назначение образовательной деятельности — обеспечение единства обучения и воспитания. Без знания и понимания культуры, истории, ключевых социально-политических проблем молодому человеку сложно ориентироваться в стремительно изменяющемся мире, разнообразных информационных потоках, системах ценностей, норм, установок. Зачастую, особенно при отсутствии целенаправленного гуманитарного образования, вступающие в жизнь молодые люди социально не подготовлены к принятию ответственных решений, формированию осознанной позиции.
Мы уже имеем печальный опыт того, как «зуд» реформирования, игнорирование исторически сложившегося культурно-национального кода народа, подчинение всего и вся идее быстрого обогащения породили коррупцию, бандитизм, предательство национальных интересов и т.п. и, фактически, вывели ценности духовности за рамки необходимого. Не случайно в Послании Президента России Федеральному собранию РФ подчеркивается, что в настоящее время «определяющее значение приобретают вопросы общего образования, культуры, молодежной политики. Эти сферы — это не набор услуг, а прежде всего пространство для формирования нравственного, гармоничного человека, ответственного гражданина России» [4].
К сожалению, концепт образования как сферы услуг продолжает присутствовать в Постановлении Правительства РФ, посвященном изменениям в отраслях социальной сферы, направленных на повышение образования и науки [3]. Думается, что педагогической и научной общественности, деятелям культуры следует активнее включаться в обсуждение мер по обеспечению эффективности современной системы образования, культурной политики в воспитательном процессе, особенно — в патриотическом
воспитании.
Известный английский ученый Т. Маколей отмечал, что правители должны не обвинять людей в отсутствии патриотизма, а сделать все от них зависящее, чтобы они стали патриотами. Отрадно, что, в отличие от 90-х годов прошлого века, когда особенно болезненно происходила смена ценностных основ, когда под видом прощания с тоталитаризмом сокрушалась не столько советская, сколько русская история, и зачастую в устах либеральной, ориентированной на западные ценности элиты понятию «патриотизм» придавался сугубо негативный смысл, сегодня все ясней осознается наиболее приоритетной задачей государства формирование гражданственности, патриотических чувств. «Именно в гражданской ответственности, в патриотизме вижу консолидирующую базу нашей политики», — отметил В.В. Путин в Послании Федеральному Собранию РФ.
Патриотизм немыслим без государственности граждан страны и ее политической элиты, без осознания важности преемственности поколений, уважения к отечественной истории и ее героям.
При отказе от прежней политической системы и попытках кардинального пересмотра ее ценностных основ оказалось, что «с водой выплеснули ребенка»: многие позитивные достижения советского периода были подвергнуты остракизму. В частности, были отвергнуты те достижения интернационального, патриотического воспитания, которые обеспечили единство «народного духа» в борьбе с фашизмом, способствовали высокому уровню идентификации личности, осознанию ее принадлежности к единой Родине, единой общности — «советский народ». Это и обусловило возникновение современных проблем национальных отношений, утрату у определенной части общества чувства гражданственности, причастности к общей судьбе единой страны, стало питательной средой для экстремистских настроений.
Несомненно, патриотизм как чувство люб-
ви к отеческим корням — общечеловеческий «нравственный императив», универсальная ценность, которая, однако, модифицируется конкретной социальной средой, национальной культурой, ментальностью народа. Государственность как ценностная составляющая ментальности русской нации зиждется на державности, жертвенности, верности своему Отечеству. Очень точно это выразил А.С. Пушкин: «Ни за что на свете я не хотел бы переменить Отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой нам Бог ее дал».
История России полна удивлявшими мир примерами патриотизма народа, готовности служить государству и защищать его. Истоки этого и в том, что в народном сознании государство изначально представлялось равнозначным Отечеству. Это связано с тем, что исторически Отечество не могло состояться без той роли, которую сыграл сам факт формирования Российского государства, способного защитить народ от иноземных завоевателей.
Россия изначально представляла собой особую цивилизацию в многоцветьи мировых культурно-исторических систем, и эта особость отразилась в свойствах характера русского народа как государственно образующего, объединившего вокруг себя, своей культуры, духовных ценностей другие народы в пространстве Российского государства. Отсюда и присутствие в ментальности народа, его политической культуре этатизма как концентрированной основы его государственности. Как отмечал Н.А. Бердяев, «русский народ был народом государственным, искавшим в своих бунтарских, революционных всплесках "нездешнего царства правды"» [1, с. 15].
То, что русский народ всегда готов на тяготы и жертвы во имя своего государства, с восхищением отмечали многие иностранные политики. «Даже самый благополучный исход войны, — замечал О. Бисмарк, — никогда не приведет к разложению основной силы России, которая зиждется на миллионах собственно русских... Эти последние,
даже если их расчленить международными трактатами, также быстро вновь соединятся друг с другом, как части разрозненного куска ртути. Это неразрушаемое государство русской нации» [цит. по: 2, с. 85—86]. Слова Бисмарка пересекаются с чувством гордости за патриотизм своего народа, высказанным А.И. Герценом: «Каждый русский признает себя частью своей державы, сознает родство свое со своим народонаселением. От того-то, где бы русский ни жил на огромных просторах между Балтикой и Тихим океаном, он прислушивается, когда враги переходят русскую границу и готов идти на помощь Москве так, как шел в 1612 и 1812 годах» [цит. по: 2, с. 85]. XX век явил миру феномен народного патриотизма, ставшего решающим фактором Великой Победы над фашизмом.
В настоящее время, по мере углубления демократизации, формирования гражданского общества, активизация патриотических настроений, гражданственности проявляется во все возрастающем требовании со стороны общества более активного вмешательства
государства в социальную, нравственно-правовую сферы, направления культурной политики на консолидацию общества на основе державно-патриотических ценностей, а образовательной — на обучение и воспитание граждан, готовых посвятить себя созидательной деятельности во благо своей страны, ее могущества, безопасности, достижения достойного уровня жизни народа.
Новейшая история России по-прежнему богата проявлениями патриотических чувств народа, однако им уделяется недостаточное внимание в информационном пространстве, в творчестве деятелей культуры и искусств, в образовательных проектах, что создает впечатление о небольшой значимости патриотизма в современной России по сравнению с прошлым. Всё это актуализирует необходимость усиления внимания государства и гражданского общества к развитию программы патриотического воспитания, включенности в ее реализацию целенаправленной деятельности культурно-образовательных учреждений, всей полноты ресурсов культурной политики.
Примечания
1. Бердяев, Н. А. Истоки и смысл русского коммунизма / Н. А. Бердяев. — Москва : Наука, 1990.
2. Нестеров, Ф. Ф. Связь времен / Ф. Ф. Нестеров. — Москва, 1998.
3. Постановление Правительства РФ от 13.12.2012 №2620. План мероприятий («дорожная карта») [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online. cgi?req=doc;base=LAW;n=75013
4. Путин, В. В. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию [Электронный ресурс] / В. В. Путин. — Режим доступа: http://kremlin.ru/news/17118
5. Путин, В. В. Россия и меняющийся мир / В. В. Путин // Известия. — 2012. — 16.01.
6. Самсонова, Т. Н. О гражданском воспитании в условиях институциональных изменений в современной России / Т. Н. Самсонова // Вестник Московского Университета. Серия социология и политология. — 2012. — № 2.