УДК S7.GS5.6 ББК 442G.G52.2
ГСНТИ 14.G7.G1
Код ВАК 13.00.01
Е. В. Черкесова
Ульяновск
ПАТРИОТИЗМ И ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ В ПОНИМАНИИ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: гражданственность; патриотизм; ценности; качества личности.
АННОТАЦИЯ. Рассматривается одна из важнейших черт современной личности, ее внутренний стержень, влияющий на ценностные ориентации, — гражданско-патриотические качества личности, которые можно формировать средствами музейного краеведения.
Е. V. Cherkesova
Ulyanovsk
PATRIOTISM AND CITIZENSHIP IN THE MINDS OF MODERN TEENAGERS
KEYWORDS: citizenship; patriotism; values; qualities of the personality.
ABSTRACT. One of the most important features of the modern person, its internal core influencing on valuable orientations, is the formation of patriotic qualities of the personality which can be formed by the means of the Museum of local lore.
О
бщественный и специальный педагогический интерес к проблемам гражданского и патриотического воспитания не теряет своей остроты в России, что связано с непреходящим значением в обществе ценностей «Родина», «Отечество», «патриотизм», «гражданственность». Одной из важнейших черт современной личности, ее внутренним стержнем, влияющим на ценностные ориентации и установки, определяемые президентской инициативой «Наша новая школа», а также федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, является сформированность гражданско-патриотических качеств личности [4].
Различные аспекты формирования гражданских и патриотических качеств личности школьника мы находим в работах А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского, В. А. Караковского, В. И. Лутовинова, А. Н. Тубельского и др. Так, В. А. Сухом-линский считал, что необходимо развивать «гражданские чувства», которые «возвеличивают человека, утверждают в нем общественное сознание, честь, гордость». Он замечал, что у молодых людей следует развивать «гражданское видение мира», что «гражданские чувства являются главным источником моральной чистоты» [3. С. 268].
Теоретические и практические педагогические наработки, необходимые для исследования социально-педагогических проблем развития гражданских и патриотических ценностей и качеств у школьников находим в работах Ф. Адлера (воспитание гражданственности в условиях социально ориентированной школьной практики), Л. Кольберга (формирование морального сознания человека для проявления нрав-
ственных качеств); В. Крысяка (воспитание гражданственности как интегративной характеристики личности); А. Н. Тубельского (воспитание гражданских качеств, гражданской позиции, универсальных компетенций в условиях демократического уклада школы); Г. Н. Филонова (феномен гражданственности в структуре личностного развития); И. Д. Фрумина (формирование демократических ценностей в современном образовании как основы для гражданского становления личности).
Исследуя педагогические условия формирования гражданско-патриотических качеств у подростков средствами музейного краеведения, мы рассматриваем гражданственность как социальную ценность, важную для государственности как социального института общества и самого человека, а патриотизм как нравственную характеристику, основанную на чувстве принятия Родины, и ценность, исторически сложившуюся в обществе.
Мы предположили, что в подростковом возрасте на протяжении всего этого периода у школьника наблюдается изменяющееся понимание сущности гражданственности и патриотизма, а формирование гражданственности предстает как проявление более развитой интегративной характеристики патриотизма, которая наступает уже в позднем подростковом возрасте. Для подтверждения или опровержения своих предположений мы провели следующую диагностику, которая проходила в несколько этапов и представляла собой анкеты с открытыми ответами. В диагностическом исследовании, которое проводилось на базе гимназии № 30 г. Ульяновска, участвовало 396 подростков в возрасте от 10 до 17 лет. Репрезен-
© Черкесова Е. В., 2012
тация осуществлялась по трем параметрам: пол, возрастные группы, национальность.
Основываясь на классификации подросткового возраста, данной Д. Б. Элькони-ным [1. С. 135], мы выделяем младший подростковый возраст и старший подростковый возраст. Отдельную группу составили дети, переживающие кризис подросткового возраста. Согласно этому делению, известно, в каждом возрасте доминирует определенный вид деятельности: личностное общение — ведущая деятельность для младших подростков, учебно-профессиональная деятельность — для старшего подросткового возраста. В процентном соотношении дети младшего подросткового возраста в нашем исследовании составили 36%, учащиеся переходного возраста — 18%, старшего подросткового возраста — 46%.
При ответе на вопрос «Кто является для тебя образцом поведения?» более 78% назвали родителей. Этим самым подтверждаются некоторые особенности этого возраста, связанные с тем, что для младшего подросткового возраста более значим эмоциональный компонент, а знаниевый компонент второстепенен. Все суждения и само мировосприятие младшего школьника идет через чувства. На этом жизненном этапе огромную роль в формировании личностных характеристик и ценностей играют родители. Но именно в этом возрасте трудно говорить о патриотизме и гражданственности как о развитых характеристиках личности школьника. Здесь целесообразно говорить о формировании патриотизма как чувства принятия Родины. Особенностью младшего подросткового возраста является принятие ценностей родителей. А родина и микросоциум отождествляются у младшего подростка с мамой, папой, бабушками и дедушками и тем, что их окружает рядом и сейчас. Это связано во многом еще с механизмами подражания учащихся и в поведении, и в ценностных оценках своим родителям.
Отвечая на вопрос «Как ты понимаешь, что такое патриотизм?», 57% младших подростков выбрали ответ «любить нашу Родину». На второе место по рейтингу вышел ответ «хорошо учиться» — 42%. Это, может быть, связано с тем, что часть учащихся видят свой долг в том, чтобы хорошо учиться и именно этим, по их представлению, можно проявлять любовь к родине, а может быть, с тем, что слово «патриотизм» еще сложно для их восприятия.
Различия в понимании патриотизма современного и старшего поколения подмечает Т. Черникова в своих размышлениях о патриотизме в подростковом и юношеском возрасте [5. С. 48]. В. А. Караковский считает, что новое поколение школьников
выросло в иных условиях, чем их старшие братья и сестры, не говоря уже о родителях [3.С. 94].
Несколько меняется эталон подражания в период кризиса подросткового возраста. В этой группе уже меньшее количество учащихся обращаются к образу родителей, а формирующим фактором выступает информация, которая чаще всего воспринимается из СМИ и Интернета. Учащихся в возрасте 13—14 лет было 18%. Из них более 52% считают, что на их информированность влияет телевидение, 43% выбрали Интернет. Старшие подростки способны уже осмысливать информацию, идущую не от учителя и не от родителей. Но вместе с тем следует признать, что эта информация часто воспринимается ими еще в несколько иллюстрированном, нагляднообразном виде, иногда — в качестве некоего примера отношения к родине.
В старшем подростковом возрасте средством формирования качественных характеристик выступает микросоциум: одноклассники, друзья, сверстники, но уже не родители. Основу для формирования ценностных и качественных характеристик личности составляют знания. В этом возрасте учащиеся вступают в стадию самоопределения: личностного, гражданского, профессионального. И здесь уже сложно говорить не только о патриотизме как о чувстве, но и о гражданственности как о позиции. Старшие подростки понимают и принимают не только понятие родины, но и государства. Старший подростковый возраст — возраст начала собственного осознанного выбора.
Для нас показателен и интересен не просто факт выбора, а то, что старшие подростки осознают связь своей жизни с государством. На все перечисленные процессы мало влияет пол учащихся, а вот национальная страта играет большую роль. Так, надо отметить, что те учащиеся, которые уже в старшем подростковом возрасте стали гражданами РФ, мало идентифицируют себя с государственностью нашего государства (32%), а учащиеся, которые прошли через систему начальной школы, вступили в подростковый возраст, будучи гражданами, различают чувство родины и чувство гражданственности (18%). Настораживает тот факт, что большая часть учащихся, которая приняла гражданство РФ в старшем подростковом возрасте, не относит себя к какому-либо государству, чем свидетельствует о маргинальном характере их «гражданственности».
В ходе исследования мы обратили внимание на то, что в понятия «патриотизм» и «гражданственность» учащиеся вкладыва-
ют разные смыслы. Фактором, влияющим на разные взгляды подростков на патриотизм и гражданственность, выступают не только возрастные, но и личностные особенности: ценностный, мотивационный,
нравственный и знаниевый. Поэтому мы предложили детям младшего и старшего подросткового возраста продолжить фразу «Для меня любить Родину — это...».
Младшим подросткам была предложена система утверждений, которые мы разделили на блоки: историко-культурологический, экологический, правовой, морально-нравственный. В результате анкетирования оказалось, что утверждения, которые содержали исторический и культурологический аспект, доминируют, но не преобладают (42% из опрошенных), второе место занимает морально-нравственное понимание патриотизма (38%). Самыми низкими по популярности оказались экологический (12%) и правовой блоки (8%). Полученные данные говорят о том, что формирование патриотизма через знания об истории и культуре своего государства может выступать одним из важнейших (или предпочитаемых детьми) педагогических условий, а музей как хранитель культурно-исторического достояния быть средой воспитания. Мы наблюдаем, что традиционное понимание патриотизма как нравственной категории не теряет своей актуальности. А вот экологический и правовой компоненты не пользуются популярностью в связи с низ-
ким уровнем экологической и правовой культуры взрослого поколения, которое воспитывалась в другой социальной общности.
Для старших подростков ситуация выбора в анкетах отсутствовала. Им было предложено самостоятельно написать пять характеристик в продолжение фразы. Анализ выполнения задания выявил следующую тенденцию. Понимание любви к Родине в данном возрасте базируется на правовых аспектах, которые мы считаем синонимом государственности (34%), но так же, как и для младших подростков, остается важным и культурно-исторический аспект понимания патриотизма. Вероятно, это связано с тем, что в нашей системе образования по-прежнему преобладанием преобладает знаниевый компонент, содержание которого строится на доминировании принципа историзма.
Таким образом, понимание патриотизма и гражданственности является важной стороной формирования гражданско-патриотических качеств у подростков и актуальной образовательной задачей для педагога. Гражданско-патриотическое воспитание подростков предполагает использование образовательных возможностей микросоциума, в частности музея, с тем чтобы культурно-историческое наследие малой родины работало на комплексное формирование гражданских и патриотических качеств личности.
ЛИТЕРАТУРА
1. КАРАКОВСКИЙ В. А. Воспитание для всех. М.: Просвещение, 1990.
2. КУЛАГИНА И. Ю., КОЛЮНИЦКИЙ В. Н. Возрастная психология. Полный жизненный цикл разви-
тия человека. М. : Академический проспект, 2001 г.
3. СУХОМЛИНСКИЙ В. А. Рождение гражданина. М., 1977.
4. ФЕДЕРАЛЬНАЯ целевая программа развития образования на 2011—2015 годы. URL: http:
//www.fcpro.ru/.
5. ЧЕРНИКОВА Т. Размышления о воспитании патриотизма в подростковом и юношеском возрасте // Воспитательная работа в школе. 2011. № 5.
Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. А. П. Усольцев