16. Тетерский С. В. Воспитание кадров современной России. Настольная книга : (науч.-метод. пособие для родителей, педагогов, депутатов и специалистов по работе с молодёжью). М., 2017. 205 с.
17. Голованов В. П. Развитие полисферности дополнительного образования детей. Йошкар-Ола, 2006. С. 67.
18. Волохов А. В. Детские организации и объединения в третьем тысячелетии // Воспитание как социокультурный феномен : материалы Всерос. науч.-практ. конф. 24 апреля 2003 г. М. : ГосНИИ семьи и воспитания, 2003. Ч. II. С. 23.
19. Костылева В. Б. К вопросу о роли детских общественных объединений в социализации личности подростка // Социализация и ресоциализа-ция подростков и молодёжи: междисциплинарный аспект : материалы Все-рос. науч.-практ. конф. 8 декабря 2011 г. / Перм. гос. пед. ун-т. Пермь, 2011. С. 168.
20. Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию: пер. с англ. / общ. ред. и вступ. ст. А. Д. Логвиненко. М. : Прогресс, 1988. 464 с. URL: http://www.decoder.ru/list/all/topic_202/
21. Потехина Е.Н. Деятельность общественного объединения на базе общеобразовательной организации как ключевое педагогическое условие формирования гражданственности // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017г. Том 6. №4(26). С 172.
22. Газман О. С. Педагогическая поддержка детей в образовании как инновационная проблема // Неклассическое воспитание. М. : МИРОС, 2002. С. 177-185.
23. Караковский В. А. Зачем в школе детское самоуправление // Школа воспитания: 825 маршрут. М. : Педагогическое общество России, 2004. С. 78-82.
УДК 379.85; 908; 37.035; 351.858
А. Е. Гуськова
ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНИНА-ПАТРИОТА В РАМКАХ ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В статье обсуждаются особенности и значимость патриотического воспитания обучающихся в условиях современного развития общества. Раскрываются понятие «краеведение» и его влияние на всестороннее развитие личности обучающихся. Показана реализация туристско-краеведческой деятельности и ее позитивный эффект в патриотическом воспитании.
This article talks about features and meaningfulness of patriotic education of student in the conditions of modern development of society. A concept opens up
study of a particular region and his influence on all-round development of personality of student. Realization of tourist-regional activity and her positive effect are shown in patriotic education.
Ключевые слова: патриотическое воспитание, краеведение, дополнительное образование, туристско-краеведческая деятельность, всестороннее развитие личности.
Keywords: patriotic education, study of a particular region, additional education, tourist-regional activity, all-round development of personality.
Детско-юношеский туризм - это особое направление образовательной деятельности, обладающее исключительно большими потенциальными возможностями в сфере общего и дополнительного образования. Комплексный подход к вопросам социализации учащихся может достигаться средствами образовательного туризма и краеведения, заключаясь в направленности на всестороннее развитие личности, формирование здорового образа жизни.
Патриотическое воспитание молодёжи, подготовка её к защите Родины - эти вопросы всегда были и остаются важными направлениями государственной политики России. Государство уделяет большое внимание патриотическому воспитанию, рассматривая его как необходимое условие обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.
«В современных условиях образовательной деятельности идеи патриотизма могут и должны стать тем стержнем, вокруг которого формируются высокие, социально значимые чувства, убеждения, позиции и устремления молодёжи, воспитывается её готовность и способность к активным действиям на благо Отечества» [1].
Идеи патриотического воспитания являются неотъемлемой составляющей модернизации современного образования, поскольку они включают в себя и воспитание любви к родным местам, и формирование ощущения неразрывной связи с окружающим миром вместе с желанием сохранять и приумножать культуру и богатство своей родины. При этом знание истории и культуры своего народа поможет в дальнейшем относиться с большим интересом и уважением к культуре других народов. А это, несомненно, значимый показатель в условиях нашей большой и многонациональной страны и мира в целом.
В настоящее время вопросы патриотического воспитания встают особенно остро, поскольку нередко наблюдается отчуждение молодёжи от отечественной культуры, а в обществе ощущается эйфория вседозволенности, с явным ослаблением нравственных «тормозов». Характерным явлением становятся духовная опустошённость и недостаточно развитая общая культура учащейся молодёжи в сочетании с дефицитом гражданственности и патриотизма. Настораживает нарастание межнациональных, межэтнических противоречий и конфликтов, в том числе в молодёжной среде [2].
Правовыми основами патриотического воспитания учащейся молодёжи являются Закон Российской Федерации «Об образовании», Концепция модернизации российского образования, Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года, а также Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации и Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 20112015 годы» [3].
Практический интерес к теме воспитания гражданина-патриота в современном обществе обоснован необходимостью соответствовать новой социально-политической ситуации и реформированному типу учащегося. Усвоение ценностей и норм жизни, утвердившихся в обществе, - объективный, но не стихийный процесс. Патриотизм является не природным, а социальным качеством и потому должен именно формироваться. Наиболее благоприятные условия для формирования патриотизма в современной системе образования заложены в дополнительном образовании учащихся, поскольку оно не ограничивается образовательными стандартами, ориентировано на индивидуальные личностные задатки, на интересы и способности ребёнка, обеспечивает большие возможности самоопределения и самореализации учащегося. На развитие чувства патриотизма большое влияние оказывает краеведение, поскольку оно основывается на знании своего края, его прошлого и настоящего. Именно поэтому в современных условиях необходимо усилить внимание к данному направлению как методу патриотического воспитания.
«Краеведение - всестороннее изучение определенной части страны, города или деревни, других поселений местным населением, для которого эта территория считается родным краем. Краеведение - комплекс естественных и общественных исследований.
Краеведение изучает природу, население, хозяйство, историю и культуру родного края» [4].
Существует несколько направлений краеведения:
1. Историческое краеведение.
2. Природоведческое краеведение.
3. Экономическое краеведение.
4. Искусствоведческое краеведение.
5. Туристско-краеведческая деятельность.
6. Музейное краеведение.
7. Экскурсионное краеведение.
8. Семейное краеведение.
Туристско-краеведческая деятельность (ТКД) направляет школьников, учащихся на активное познание родного края, его природных богатств, культуры и истории, а при правильной организации этой деятельности будет способствовать всестороннему и гармоничному развитию личности, воздействуя на ее различные сферы (интеллектуальную, эмоциональную, физическую и т. д.).
С целью активизации деятельности в указанном направлении в образовательных учреждениях создаются музеи истории развития родного края (в том числе и на основе собранного самими учащимися материала в результате туристских выездов, походов, экспедиций и т. д.). Проводятся праздники города, научно-практические конференции, посвященные поисковой деятельности и результатам исследовательской работы. В процессе подготовки и реализации маршрута учащиеся могут осуществлять проектную деятельность патриотического характера для различных гражданских и общественных служб, учреждений и организаций.
Ведущая педагогическая идея ТКД заключается в том, что основой является системно-деятельностный подход, способствующий более эффективному усвоению знаний, умений, формированию нравственных норм, патриотических качеств, успешной социализации учащихся. Образуется мотивация для участия в исследовательских проектах, защите творческих работ на конкурсах и конференциях.
Патриотическое воспитание учащихся старшего школьного возраста в туристско-краеведческой деятельности реализовалось в ходе создания педагогических условий, ориентированных на развитие эмоционально-ценностной сферы как фактора становления общественных смыслов жизни учащихся; организацию познава-
тельного процесса, направленного на изучение культурно-исторических и социально-политических традиций и перспектив развития государства и региона как субъекта РФ; приобщение учащихся к общественно полезной и спортивно-туристской деятельности, нацеленной на воспитание готовности к сознательному служению своему Отечеству.
Большую роль в обогащении патриотических представлений ребенка или подростка играют эмоции, которые позволяют активизировать сознание, развивать патриотические чувства. Более глубокий и устойчивый характер это будет иметь при активной межличностной и групповой взаимосвязи (достаточно замкнутого социума) между участниками туристско-краеведческого выезда. Неравнодушное отношение к различным событиям и ситуациям в жизни, особенно для учащихся старшего школьного возраста, в ТКД проявляется через когнитивное развитие учащихся (их познавательную деятельность).
ТКД патриотической направленности может осуществляться в виде соревнований по навыкам туристской подготовки, ориентирования на местности, проведения поисково-спасательных работ, оказания первой медицинской помощи. Соревнования способствуют совершенствованию форм и методов подготовки молодежи к безопасному поведению в экстремальных ситуациях, по оказанию взаимопомощи, пропаганде и популяризации среди молодежи здорового образа жизни, воспитанию гражданственности и патриотизма, подготовке к службе в Вооруженных силах РФ [5].
В течение осуществления палаточных лагерей различного профиля, туристских походов (выходного дня или на более длительный срок, обычно каникулярное время) могут проводиться концерты художественной самодеятельности, Вахты памяти, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, экскурсии в школьные музеи, может осуществляться тимуровская работа, собираться краеведческий материал. Одной из главных задач данных видов деятельности является воспитание чувства гражданственности и патриотизма, уважения и бережного отношения к национальной культуре, народным традициям, обычаям, обрядам, традиционным промыслам.
Можно сделать вывод о том, что патриотическое воспитание, как и воспитание вообще, должно основываться на знании тех компонентов культуры, которые формируют представления уча-
щихся о родине, ее культурно-исторических традициях, достижениях и ценностях, лучших ее представителях.
Путешествуя по родному краю, изучая памятники истории и культуры, объекты природы, беседуя с участниками и очевидцами изучаемых событий, знакомясь с документальными, изобразительными объектами наследия в их естественной среде, в музеях или архивах, учащиеся получают более конкретные, образные, но в то же время и комплексные представления о своей малой родине и России в целом.
Примечания
1. Пономарёва И. А. Патриотическое воспитание школьников: теория и современная образовательная практика // Единство образовательного пространства как междисциплинарная проблема : сб. науч. трудов. СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена ; АСТЕРИОН, 2011.
2. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» : утв. Постановлением Правительства РФ от 5 октября 2010 г., № 795 // Собрание Законодательства Российской Федерации. 2011. 11 окт. (Ч. 2). URL: http://www.soldiers-mothers-rus.ru/conception.html - цит. по: Буйловой Л. Н., 2012.
3. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» : утв. Постановлением Правительства РФ от 5 октября 2010 г., № 795 // Собрание Законодательства Российской Федерации. 2011. 11 окт. (Ч. 2). URL: http://www.soldiers-mothers-rus.ru/conception.html - цит. по: Буйловой Л. Н., 2012.
4. Большая советская энциклопедия. М. : Сов. энцикл., 1969-1978.
5. Состояние, проблемы и перспективы детско-юношеского и социального туризма : материалы Междунар. науч.-практ. конф. «Роль и задачи массового туристско-краеведческого движения в воспитании и оздоровлении населения», 1 декабря 2013 г. / сост. И. А. Дрогов, Ю. С. Константинов, Д. В. Смирнов. М. : МосгорСЮТур, 2013.