Научная статья на тему 'О проблеме воспитания гражданина в общеобразовательной школе'

О проблеме воспитания гражданина в общеобразовательной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
245
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бижова И. А.

Предлагаемая статья, на наш взгляд, поможет педагогам в воспитании достойных граждан России. По-прежнему большое значение занимает воспитание гражданина, который понимает свою личную ответственность за будущее страны. Мы хотим представить вниманию читателей современный отечеавенныи опыт воспитания гражданина своей страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О проблеме воспитания гражданина в общеобразовательной школе»

фности временной перспективы у испытуемых группы социально дезадаптированных подростков, ее нечеткости и абстрактности. Таким образом, классифицируемых ответов с ориентацией на будущее было представлено у 57.95% подростков контрольной группы и 26.65% подростков экспериментальной группы.

Особый интерес представляет категория «в период взрослости, профессиональной автономии». Образ будущего на время взросления и профессионального становления (средняя перспектива) фиксируютЗ 1,45% адаптированных подростков и только 7.25% социально дезадаптированных подростков. Пиковые значения в экспериментальной группе приходятся на категории временной локализации, ориентированных на «настоящее» 16.65% и «всю жизнь, включая абстрактные ответы» -48.8%. В контрольной группе на категории «период взрослости и профессионального самоопределения» - 31.45% и «всю жизнь, включая абстрактные ответы» - 30.3%. Также представители контрольной группы чаще заканчивали предложения с обозначением желания обладать какими-либо качествами, свойствами, умениями (19.85% - контрольная; 15.45% - экспериментальная) и с обозначением целей, связанных не только с жизнью отдельного человека, но и с жизнью других людей, всего человечества (14.1%-контрольная; 10.25 — экспериментальная).

Таким образом, исследование особенностей образа будущего подростков с нарушениями социальной адаптации позволило выявить его специфику, обнаруживающуюся прежде всего на когнитивном уровне и характеризующуюся наличием фиксации на настоящем (связанной с ориентацией на собственные потребности, которые являются в данном случае сдерживающим и ограничивающим фактором), а

также слабой ориентацией как на отдаленную и вневременную ценностную перспективу.

Библиографический список

1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. — М.:Мысль, 1991 - 299 с.

2. Алмазов Б.Н. Психическая средовая дезадаптация несовершеннолетних. — Свердловск: Изд-во Уральского ун-та, 1986.

- 250 с

3. Бекасов О.Б. Временная перспектива личности и планирование будущей жизни. // Психология личности и время. Тезисы докладов и сообщений Всесоюзной научно-практической конференции г.Черновцы, 23-25 апреля 1991г. Т.2. - Черновцы,-1991. - С.7-10

4. Васильева Ю. А. Особенности смысловой сферы личности при нарушении социальной регуляции поведения // Псих, журнал. - 1997 - Т. 18. - №2. - С. 58-75.

5. ВасилюкФ.Е. Структура образа//Вопр. психол. — 1993.

- №5. - С. 5-19.

6. Выгодский Л.С. Педагогическая психология. — М.: Педагогика, 1996,— 479 с.

7. Организация деятельности специалистов по работе с семьей и детьми,- СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2004. — 520с.

КОСТЕНКО Наталья Борисовна, заместитель директора Краевого государственного учреждения социального обслуживания «Краевой кризисный центр для мужчин», старший преподаватель Алтайского государственного университета.

Дата поступления статьи в редакцию: 28.07,2006 г. © Костенко Н.Б.

УДК 371.035 6 и> Д БИЖОВА

Омский государственный педагогический университет

О ПРОБЛЕМЕ ВОСПИТАНИЯ ГРАЖДАНИНА В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Предлагаемая статья, на наш взгляд, поможет педагогам в воспитании достойных граждан России. По-прежнему большое значение занимает воспитание гражданина, который понимает свою личную ответственность за будущее страны. Мы хотим представить вниманию читателей современный отечественный опыт воспитания гражданина своей страны.

В условиях глубокой демократизации политической системы, радикального преобразования экономических и социальных отношений складываются объективные предпосылки для широкого анализа достаточно быстро меняющейся социальной ситуации.

Современная ситуация в России сложна и противоречива. С одной стороны, годы независимости не прошли даром. Гражданское общество продвигается вперед и становится влиятельным общественным институтом. А с другой — граждане России еще не воспринимают идеалы гражданского общества. Гражданская свобода для многих людей нашей страны не является ценностью. Люди равнодушны ко многим событиям, происходящим в стране.

В законе Российской Федерации говорится, что государственная политика в области образования основывается на принципе гуманистического характера образования, приоритете общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитании гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье.

Проблемы воспитания гражданина и такого качества личности, как гражданственность, были обозначены уже в античной философии и педагогике (Платон, Аристотель).

В истории российской науки вопросами воспитания гражданина, гражданственности занимались А. Н.

Радищев, В.Г. Белинский, Н.Г. Чернышевский, А.И. Герцен, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, A.C. Макаренко В А Сухомлинский, С.Т. Шацкий, В. А. Караковский

Психологическое обоснование проблем воспитания гражданина общества дано в трудах психологов Л.И. Божович, А.Г. Ковалева, С.Н. Иконниковой, А.Н. Леонтьева, A.B. Петровского, С.Л. Рубинштейна.

Для исследования проблемы воспитания гражданственности у учащихся большое значение имеют общетеоретические работы отечественных педагогов - H.H. Болдырева, Н.К. Гончарова, Б.Т. Лихачева, Т.К. Мальковской, Ф.Ф. Королева, В.М. Короткова! А.И. Кочетова, И.С. Марьенко, Л.И. Новиковой, Г.Н. Филонова, в которых раскрываются педагогические основы морально — политического воспитания учащихся, сформулированы цели и задачи, принципы и методы, пути и средства воспитания необходимых личностных качеств гражданина.

Историко-педагогический процесс, в котором углублялась идея гражданственности, показывает значимость этого вопроса на протяжении уже многих веков. Менялся статус гражданина, его отношение к государству, в конце концов, этот вопрос стал приоритетным. Сейчас одним из важных достоинств человека является быть гражданином своей страны.

Сегодня преобразования в жизни российского гражданского общества коснулись и общеобразовательной школы. В педагогической практике возникла необходимость обеспечения отношений между школой и школьником, с целью воспитания субъекта гражданином, способным на сознательный выбор жизненной позиции.

Таким образом, краткий анализ состояния научной разработанности проблемы воспитания гражданина в педагогической науке позволяет сделать вывод, что в нашей стране данная проблема всегда была и остается одной из наиболее актуальных.

В теории и практике педагогики существуют различные подходы к толкованию сущности понятия «гражданин». Согласно Словарю В. Даля, слово «гражданин» означает «городской житель, член общины или народа под одним общим управлением, каждый человек или лицо из составляющих народ. Гражданство — состояние гражданина, его права и обязанности» [4].

С.И. Ожегов в своем словаре уточняет понятие «гражданский» как «относящийся к правовым отношениям граждан между собой и их отношениям с государственными органами и организациями» [7].

Рассуждая о гражданине, мы исходим из понятия «гражданина» А.Б. Барихина и Б.М. Бим-Бада [1,8].

Принципиальных отличий данного понятия в этих словарях нет: «Гражданин - в конституционном и международном праве — человек, обладающий всей совокупностью прав и обязанностей, предусмотренных конституцией, имеющий гражданство данного государства: лицо, принадлежащее на правовой основе к определенному государству».

Для того чтобы исследовать вопрос воспитания гражданина в школе, мы обратились к наблюдению реальных действий и поступков подростков, отношения к различным ценностям в жизни.

Методы объективного наблюдения, анкетирование, беседа, в которых проявляется изучаемое качество личности, и матеаматическая обработка полученных данных являются, по мнению М. А. Данилова, наиболее надежными среди методов объективного анализа [5].

Мы избрали предметом своего исследования процесс формирования гражданских качеств у подростков - школьников в возрасте от 10 до 14 лет, так как по нашему мнению, в этом возрасте активно формирует-

ся и проявляется гражданская активность. Мы не случайно остановили внимание на подростковом возрасте. В жизни школы наблюдается порой такое явление, когда интерес к общественной жизни и деятельности, общественная и гражданская активность учащихся 5 — 6 классов, не будучи закрепленной в устойчивое свойство личности, к 7 — 8 классу начинает падать и нередко приводит к равнодушию и негативизму [12].

В педагогическом энциклопедическом словаре Б.М. Бим-Бада сегодня: «воспитание — это относительно осмысленное и целенаправленное взращивание человека в соответствии со спецификой целей, групп и организаций, в которых оно осуществляется. Воспитание — процосг прерывный, ибо, будучи планомерным, осуществляется в определенных организациях, т.е. ограничено местом и временем Воспитание — многозначно, его рассматривают как общественное явлгн.че, деятельность, процесс, ценность, систему, воздействие, взаимодействие» [8, с.42].

Л.И. Маленкова рассматривает воспитание как творческий целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и воспитанников по созданию оптимальных условий, организации освоения социально-культурных ценностей общества, и как следствие, развитие их индивидуальности, самоактуализация личности [6, с. 20].

Выступая в качестве стимулирующего фактора развития личности, воспитание является средством. Значит, чтобы личность полноценно, нормально развивалась, педагог должен иметь целый арсенал средств. Протекая во времени, ежесекундно, ежеминутно, ежедневно, ежегодно, воспитание связывается с постоянными изменениями личности воспитанника и воспитателя и тогда оно рассматривается, как процесс. Но оно и результат, ибо постоянно в процессе воспитания происходит количественное и качественное накопление позитивных для развития человека качеств [6, с. 21].

В современной педагогике существует несколько определений категории «воспитание», но нет общепризнанного. В нашем диссертационном исследовании мы придерживаемся определения X. Й. Лийме г-са, согласно которому - это целенаправленное управление процессом развития личности. Оно весьма близко к определению A.B. Мудрика.

Воспитание гражданина предполагает полноценное разностороннее развитие его личности. Чем выше такое развитие, тем эффективнее способен он соблюдать конституционные права и обязанности. Это предопределяет содержание гражданских прав и обязанностей члена общества, неукоснительное соблюдение которых каждой из сторон выступает в качестве социальной гарантии консолидации общества, сохранения суверенитета личности и обеспечения ее достаточными условиями жизнедеятельности.

С позиции воспитания учащихся гражданами своей страны, конечная цель заключается в формировании гражданственности, гражданских качеств. Решая эту задачу, воспитание подводит личность к осознанию себя полноправным гражданином государства, будущее которого зависит от него.

Мы согласны с Н. Румянцевым в вопросе воспитания «гражданина мира вообще», а не просто «гражданина определенного государства». Он выступает за воспитание человека, «который способен жить в мире со всеми людьми и служить осуществлению общечеловеческих идеалов» [10].

В этом вопросе можно согласиться с американским ученым К.С. Льюисом, который утверждал, что в каждом обществе есть принципы, характерные для всех мировых культур [13].

С позиции концептуального подхода к воспитанию гражданина мы придерживаемся, концепции Е. В. Бон-даревской, которая рассматривает воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности. По ее словам в школе идет не только демократизация и обновление учебного процесса, но и происходит диктуемая жизнью актуализация нравственных общечеловеческих ценностей. Е.В. Бонда-ревская свидетельствует: «Несмотря на все экономические и политические трудности, мы возвращаемся в русло общечеловеческих и русских национальных ценностей».

Е.В. Бондаревская предлагает формулировать концепцию воспитания следующим образом;

1) анализ современной социально-педагогической ситуации;

2) критическое переосмысление идеологии современного воспитания, его целей, функций и задач;

3) определение базового компонента содержания воспитания;

4) выявление критериев воспитанности учащихся [3].

Использование системного подхода в качестве

методологической основы исследования позволило рассмотреть воспитание гражданина как систему, в которой есть свои цели, содержание, деятельность, которая осуществляется на практике.

С точки зрения системного подхода (В.А. Якунин, В.П. Беспалько, Т.А. Ильина), мы представляем воспитание гражданина в России как целостную систему. Под целостной системой понимается такая совокупность закономерно построенных элементов, взаимодействие которых порождает интегральное системное качество, которое не присуще отдельным слагающим ее частям. В системе должно быть достаточное и необходимое количество компонентов. Эти компоненты находятся в тесной взаимосвязи и отсутствие одного из них в ней говорит о недостаточной сформированности воспитания в целом.

Были выделены следующие компоненты процесса воспитания гражданина. Гражданственность — личная свобода, соблюдение законов, правовая культура, гражданская ответственность, гражданский долг, патриотизм, интернационализм, гражданское самосознание, политическая культура, гражданская активность, гражданское достоинство; личностные качества - честность, трудолюбие, бережливость, здоровье, требовательность к себе, знание, гуманность, справедливость, целеустремленность, инициативность, любознательность, доброта, оптимизм.

Как показывает наше исследование, связи между компонентами слабо выражены. Это говорит о том, что трудно представить себе воспитание гражданина в общеобразовательных школах России как систему. В основном в процессе воспитания формируются личностные качества, но не прослеживается их взаимосвязь с гражданственностью. Отсюда, возникают сложности в правильном понимании содержания и реализации целей воспитания на практике.

Важное качество, которое формируется у будущих граждан своей страны - это гражданственность. Гражданственность представляется нам как некий нравственно-правовой общественный порядок и включает в себя определенный тип социально-политического поведения граждан, которые имеют определенные качественные характеристики на пути решения общественных проблем. Гражданственность весьма близка к народному духу и нации.

На основе изучения литературы мы воспользовались диагностической программой изучения уровней сформированности гражданственности у подростков

Р. Салиховой и Г. Ахметжановой, в которой выделены 10 компонентов гражданственности и признаки отношения подростков к гражданской активности. Компонентами гражданственности является гражданское самосознание, гражданский долг, гражданская ответственность, правовая культура, соблюдение законов государства, личная свобода, гражданское достоинство, гражданская активность, политическая культура, патриотизм и интернационализм. Показателями и уровнями гражданственности являются высокий, средний, низкий и крайне низкий.

Мы так же воспользовались теорией оптимизации И.П. Раченко, для выявления критериев оценки уровней сформированности гражданственности [9).

Он классифицировал принципы на основании цели их назначения и выделил три группы; принципы общего назначения, принципы организации действий, принципы измерения и оценки действий. Данная классификация использовалась нами при разработке системы принципов измерения и оценки действий. Система принципов измерения и оценки действий включает критерии (оптимальный, допустимый, критический, недопустимый), которые дают возможность качественно — количественной оценки уровня сформированности гражданственности у учащихся — подростков. Мы соотнесли диагностическую программу изучения уровней сформированности гражданственности у подростков с критериями теории оптимизации И.П. Раченко.

В итоге, высокий уровень гражданственности соответствует оптимальному критерию, средний — допустимому, низкий — критическому, крайне низкий — недопустимому.

Как показывают результаты нашего исследования высоким уровнем гражданственности обладает 6,76% подростков, средним уровнем — 42,52% подростков, 38,64% - низким уровнем, 12,08% - крайне низким. Учащиеся не всегда знают свои конституционные и гражданские права и обязанности и, следовательно, не умеют их применить в нужный момент. Не всегда проявляют чувство долга и ответственности перед родителями, не осознают полной ответственности за судьбу своей страны и в итоге не могут реализовать себя как полноправные граждане своей страны.

Воспитание гражданина тесно связано с патриотическим воспитанием. Нам было также важно выяснить характерные особенности патриотического воспитания школьников: а) любят ли они свою Родину; б) интересуются ли они историей и культурой своей Родины; в) бережно ли относятся к природе и т.д. Изучая уровень сформированности патриотического воспитания, мы взяли за основу диагностическую программу, разработанную М.И. Шиловой В программе были выделены 10 качеств, которые соотнесены с основными социальными отношениями (к обществу и его идеологии, к людям, к труду, к самому себе) [12].

В целом уровень сформированности патриотического воспитания — средний, т.е. допустимый — 61,83%. Заслуживают внимания некоторые моменты: слабо развита мотивационная сфера отношения юношей к службе в армии; любовь к Родине, городу и школе проявляется только тогда, когда есть реально, что любить и чем гордиться; неуверенность по поводу места постоянного жительства. Очевидно, это обусловлено как общими возрастными особенностями, так и недостатками воспитательной работы. По нашему мнению, необходимо обогащать опыт патриотического воспитания совместной работой, общественными делами не только «для себя», ной, прежде всего, «для других», Лишь в результате выполнения

таких дел, заданий подросток становится в позицию активного деятеля, осознает свое отношение к миру, т.е. формируются его патриотические качества. Также необходимо обеспечить большую эффективность и впечатляемость системой политического просвещения, вооружение подростков общественно-политическими знаниями. В центре внимания педагога должны быть интересы подростка, поиски путей и средств углубления его мотивационной сферы, осознание им своего места, как в коллективе, так и в жизни страны.

С точки зрения аксиологического подхода ( Е.В. Бондаревская, C.B. Кульневич, К.С. Льюис), воспитывая граждан, мы формируем определенные ценности у подростков. В центре аксиологического мышления находится концепция взаимозависимого, взаимодействующего мира. Она утверждает, что наш мир - это мир целостного человека, поэтому важно научиться видеть то общее, что не только объединяет человечество, но и характеризует каждого отдельного человека, — это ценности и ценностные ориентации [2, с. 281].

В нашем диссертационном исследовании рассматриваются ценности гражданина, которые являются основной категорией аксиологического подхода. Ценность — это не свойство какой-либо вещи, а сущность и одновременно условие ее полноценного бытия. Ценности — это предпочтения (или отвержения) определенных смыслов и построенных на их основе способов поведения. Вне человека и без человека понятие ценности существовать не может, т.к. оно представляет собой особый человеческий тип значимости предметов и явлений. Ценности не только задают архитектуру пространства жизнедеятельности, они являются предельным горизонтом, границей, где идет становление смысла для человека культуры [11, С. 147-148 ].

Н. Гартман обосновал понятие «личностная ценность» как принадлежащего только личности, носителю внутреннего мира, выделяющего человека из ряда живых существ благодаря деятельности его сознания. Общие ценности становятся личностными при включении деятельности сознания ненасильственным способом. Человек постоянно находится в ситуации выбора одного из альтернативных решений, при этом критерием выбора он полагает осмысленную ценность.

Преломливая выше сказанное через наше исследование, мы приходим к выводу, что человек сам выбирает то, что он считает важным, к чему он стремится, созерцает, относится с уважением и почтением, т.е. сам определяет ценности, стоящие над всем. Ценности утверждаются в жизни не спонтанно. Они зависят от социальных, политических, экономических отношений в обществе.

Ценности современного гражданина России существенно изменились. Наибольшее значение сегодня он придает таким социальным ценностям, как семья, работа, друзья, свободное время и религия. Однако достаточно низкой оказывается ценность политико-правовой стороны жизни. В течение мно-

гих лет базовая система ценностей остается во многом традиционной. Изменения затрагивают положительную оценку таких демократических прав, как свобода слова и возможность свободно выбирать руководство страны.

Быть гражданином своего Отечества — естественная потребность людей, удовлетворение которой выступает как условие их материального и духовного развития, утверждения гуманистического образа жизни. Без соблюдения людьми св< их гражданских прав и обязаннос тей невозможно социальное созидание, ориентированное на преднамеренное воспроизводство такого общественного феномена, каким является свободе». Свобода выступает как результат сознательной деятельности людей как граждан. Таким образом, быть гражданином означает не только являть, я членом общества, страны, но и глубоко осозн^чать личную сопричастность своему народу, нести ответственность за все то, что происходит в обществе, стране, деятельно способствовать его прогрессу.

Библиографический список

1. БарихинА.Б. Большой юридический энциклопедический словарь. - М. - Книжный мир, 2002. - 720 с.

2. БерулаваМ.Н. Интеграция содержания образования. - М .:

Совершёнство, 1998. - С. 281.

3. Бондаревская Е.В., Кульневич С В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания: Учебное пособие. Москва - Ростов-на-Дону, 1999.

4. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. T.l.M.,1978. - С.380.

5. Данилов М.А. Некоторые методологические вопросы педагогических исследований//Советская педагогика. — 1965. -№ 10. - С. 15.

6. Маленкова Л И. Теория и методика воспитания. Учебное пособие. — М.: Педагогическое общество России, 2002. — 480 с.

7. Ожегов С И. Словарь русского языка. — Екатеринбург: Урал, советы, 1994. - С. 95.

8. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад; Редкол. М.М. Безруких, В.А. Болотов, A.C. Глебов и др. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. — 528с.

9. Раченцо И.П. НОТ учителя: Кн. для учителя -2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1989. - 238 с.

10. Румянцев Н. Социально — гражданское воспитание с психологической точки зрения //Вестник воспитания. 1916. № 8. - С.39.

11. Шаров A.C. Ограниченный человек: значимость, активность, рефлексия. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2000. • 358 с.

12. Шилова М.И.Учителю о воспитанности школьников. М., 1990. - 144 с.

13. Lewis, C.S. (1947). The Abolition of Man. NY: Macmillan.

БИЖОВА Инна Анатольевна, аспирант кафедры профессиональной педагогики, психологии и педагогического управления.

Дата поступления статьи в редакцию: 07.11.2006 г. © Бижова И.А.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.