Научная статья на тему 'Реализация программы гражданского воспитания подростков в условиях средней общеобразовательной школы'

Реализация программы гражданского воспитания подростков в условиях средней общеобразовательной школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
550
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОГРАММА ГРАЖДАНСКОГО ВОСПИТАНИЯ / ВОСПИТАНИЕ ПОДРОСТКОВ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ / PROGRAM OF CIVIC EDUCATION / EDUCATION OF SCHOOL CHILDREN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горкунова Т. А.

В статье на основе теоретического анализа проблемы и дефиниций гражданского воспитания школьников представлены педагогические результаты процесса реализации в условиях городской общеобразовательной школы программы, направленной на воспитание гражданина.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE REALIZATION OF THE PROGRAM OF CIVIC EDUCATION OF YOUNG PEOPLE AT SCHOOL

On the basis of theoretical analysis of the problems and definitions of civic education of school children the article presents the results of the process of realization of the program oriented on the education of the citizen.

Текст научной работы на тему «Реализация программы гражданского воспитания подростков в условиях средней общеобразовательной школы»

УДК 371.044.3

Т. А. Горкунова, аспирант АлтГАКИ, г. Барнаул, E-mail: onir@altgaki.org

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ ГРАЖДАНСКОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

В статье на основе теоретического анализа проблемы и дефиниций гражданского воспитания школьников представлены педагогические результаты процесса реализации в условиях городской общеобразовательной школы программы, направленной на воспитание гражданина.

Ключевые слова: программа гражданского воспитания, воспитание подростков в средней школе.

Гражданское воспитание подрастающего поколения является одной из актуальных проблем современной России. В последние десятилетия в нашем обществе значительно изменилось отношение к таким ценностям, как гражданственность, долг, честь, достоинство, патриотизм, знание героического прошлого своего государства. Нередко поведение подрастающего поколения носит эгоистичный, антисоциальный и антигуманный характер. От эффективности организации гражданского воспитания во многом зависит политическая, экономическая и социальная состоятельность нашего общества в будущем, поскольку подрастающее поколение является в определённой своей части будущей предпринимательской, художественной, технической и управленческой элитой общества, именно за молодёжью социогуманитарными науками признаётся новая роль органического динамичного субъекта развития общества и культуры [1].

Актуальность формирования гражданственности школьников в современном обществе подчеркивают многие ученые. Поиск оптимальных условий формирования гражданственности школьников, позволяющей ощущать себя юридически, социально, нравственно и политически дееспособной личностью, и вопросы воспитания гражданственности стали предметом исследования Г.Н. Филонова, В.Т. Фоменко, Е.В. Бон-даревской, А.С. Гаязова, Б.Т. Лихачева и др. По определению Г.Н. Филонова "гражданственность - это комплекс субъективных качеств личности, проявляющихся в ситуации межнациональных и межличностных отношений" [2, с. 45]. По мнению Е. В. Бондаревской, гражданственность - это один из основных компонентов воспитания [3]. А.С. Гаязов, подчеркивая значение гражданского воспитания в современных условиях, отмечает, что на планете насчитывается огромное количество больших и малых государств и независимо от их размеров и «возраста», везде актуальна проблема гражданства и формирования гражданственности [5]. Б.Т. Лихачев выделяет гражданское воспитание как систему общечеловеческого ценностного отношения к глобальным проблемам, социальным группам, их деятельности, к явлениям общественной жизни и сознания [4, с. 268].

Понятия "гражданственность" и "патриотизм" привлекают внимание лингвистов, философов, педагогов, социологов. Противоречивость трактовки терминов "гражданско-патриотическое", "гражданско-нравственное", "гражданско-правовое" воспитание подчас вводит в заблуждение современных специалистов в области педагогики и социально-культурной деятельности. Очевидно, вышеприведенное определение аккумулирует аспекты понятия гражданственности, подчеркивая, что это патриотизм, нравственность, правовая культура [8]. Ранее большинство наших исследователей склонялось к тому, что гражданственность - одно из ведущих идейно-нравственных свойств личности, а патриотизм - качество нравственное (М.И. Кондаков, А.С. Вишняков, А.М. Прохоров, Л.Ф. Ильичев, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалев и др.) [7]. В нравственный кодекс патриота всегда включались такие критерии: любовь к Отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам. Было бы несправедливым приравнивать гражданственность к патриотизму и наделять иррациональным содержанием, свойственным как раз патриотизму. Понятно, это чувство нравственное и природа его, как и любого чувства, иррациональна [8, с. 39].

Гражданин обладает совокупностью прав и обязанностей. Патриот чувствует любовь к своей родине, а гражданин

знает свои обязанности перед ней. Согласно этому было бы, на наш взгляд, корректным определить гражданственность как качество нравственно-политическое, важной составляющей которого является патриотизм.

Формирование российского гражданина происходит в процессе политической социализации, самоиндентификации со своей группой, нацией, обретением ощущения своей вовлечённости в социально - политическую систему [1, с. 270]. Гражданственность "подпитывается" патриотизмом, своей интеллектуальной, ментальной российской спецификой. Это подтверждает мысль Т.И. Заславской о том, что «движущей силой социального развития являются люди, в случае несоответствия их социальных качеств требованиям современного мира, государственная власть не способна решить ни одной проблемы. Интересы, потребности, моральные установки, правовое сознание и другие стороны менталитета граждан предопределяют принятие или неприятия обществом предлагаемых властью правил игры» [1, с. 270]. Гражданственность выступает как интегративное качество личности. Оно может быть конкретизировано в социально-правовом, морально-этическом, социально-психологическом и педагогическом аспектах [6, с. 24].

Главенствующее место в воспитании гражданственности и патриотизма, как и других составляющих базовой культуры личности, отводится системе образования, которая объединяет в себе все вышеперечисленные аспекты. В российской педагогике цели и задачи гражданского воспитания нашли отражение в трудах В.Г. Белинского, А.И. Герцена, Н.А. Добролюбова, А.Н. Радищева, К. Д. Ушинского, Н.Г. Чернышевского и др. [5; 9, с. 45].

Для системы гражданского воспитания наиболее оптимальным является подростковый возраст, так как это пора самоутверждения, активного формирования социальных интересов и жизненных идеалов, все большей ориентацией на внутреннее регулирование поведения, самооценку. Необходимость усиления внимания со стороны взрослых к проблеме развития гражданственности подростков обусловлена еще и тем, что стремление к самостоятельности, неудовлетворенность пассивным положением опекаемого еще не подкрепляется у подростков собственными, окончательно сложившимися, устойчивыми социальными мотивами поведения, интересами, достаточным жизненным опытом, верным пониманием соотношения свободы и ответственности личности. У школьников этого возраста нередко отсутствуют чувства ответственности и гражданского долга перед обществом, что находит свое выражение в пассивном отношении подростков к переменам в общественной жизни, к деформации их социально - культурного поведения на фоне кризиса гражданского самосознания [10; 1, с. 270; 11, с. 136]. Поэтому при выборе собственных жизненных ориентиров подросткам нужна помощь извне. Оказать такую помощь, квалифицированно и результативно призваны образовательные учреждения, которые планируют соответствующую работу с подростками не только в учебное, но главным образом во внеучебное время.

Сегодня в системе образования Российской Федерации сложились определенные направления, формы и методы патриотического воспитания учащихся. Формирование у них чувства патриотизма, сознание активного гражданина, обладающего политической культурой, критическим мышлением, способностью самостоятельно делать свой выбор, является одной из главных задач образования. Появляется необходи-

мость создания таких условий жизнедеятельности каждого ребенка, в которых он мог бы свободно расти и развиваться [9, с. 45].

Ведущая роль в гражданском воспитании современного подростка принадлежит школе, а внеучебная деятельность, позволяет расширить сферу приложения индивидуальных возможностей развивающейся личности и гуманизировать социокультурную среду обитания.

Необходимость воспитания детей и подростков в духе патриотизма, любви к Родине, а также стремления к активному участию в жизни общества подчеркивается в ряде документов федерального и регионального уровня. В государственной Программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы» отмечается важность совершенствования системы воспитания, «обеспечивающей развитие России как свободного, демократического государства, формирование у граждан высокого патриотического сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей».

Все вышесказанное обусловило необходимость выявления проблемы гражданского воспитания подростков МОУ «Лицей № 112» г. Барнаула. Для этого в сентябре 2007 года на базе лицея было разработано и проведено социологическое исследование методом анкетирования и методом социологического опроса. Респондентам, учащимся 9-10 классов (общее количество опрошенных составило 100 человек), было предложено 10 вопросов анкеты, на тему гражданственности и патриотизма.

Результаты первичной диагностики показали, что 64 % (64 чел) опрошенных подростков не в полной мере знают значение таких понятий, как «гражданственность» и «патриотизм», а 36 % или 36 человек совсем не знают значение этих понятий. Было выявлено слабое знание истории России, значения её символики, недостаток информации о своём крае, городе, малая заинтересованность в служении Отечеству в вооружённых силах. «Мне кажется, что патриот и гражданин это одно и тоже» - Руслан П. 9 «в» класс; «если у меня появится возможность, я обязательно уеду за рубеж, в других странах намного проще жить и работать» - Алёна Д. 10 «а» класс; «Я считаю, что мы не обязаны служить в такой армии, как наша, сначала пусть государство обеспечит для призывников нормальные условия службы» - Андрей К. 10 «г» класс; «Быть гражданином это, наверное, в первую очередь любить свою Родину и знать её законы» - Наталья Р. 10 «в» класс » -пример ответов подростков на предложенные вопросы.

Педагогические условия, способствующие гражданскому воспитанию обучающихся в МОУ «Лицей № 112» г. Барнаула предполагали необходимость усиленного внимания проблемам гражданского воспитания школьников. Исходя из результатов исследования и педагогических условий лицея, была разработана и внедрена в практику программа по формированию гражданственности подростков в условиях внеучебной деятельности.

Основной целью программы является: воспитание гражданина с высокой демократической культурой, способного к социальному творчеству, умеющего действовать в интересах совершенствования своей личности и всего общества.

В связи с этим сформулированы следующие задачи:

• формирование гражданского самосознания, ответственности за судьбу Родины;

• создание благоприятных условий для самореализации учащихся, поддержка становления активной, жизненной позиции школьника;

• формирование у учащихся потребности к самосовершенствованию и саморазвитию, поддержка общественно-значимых инициатив подростков;

• создание условий для осознания учащимися своей причастности к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему и будущему;

• формирование гуманистического отношения школьника к окружающему миру, стремления к здоровому образу жизни как одной из главных жизненных ценностей.

Программа предусматривает разнообразные формы проведения мероприятий (беседы, дискуссии, акции, ток-шоу, тематические вечера, ролевые и деловые игры, информационно-художественные и информационно-просветительские программы, театрализованные праздники и т.д.), для различных возрастных групп детей и их родителей. Кроме этого, при реализации программы используются различные принципы работы (в том числе эгоцентрированный и принцип индивидуального подхода). Такая совокупность форм, методов и принципов работы, позволяет каждому подростку реализовать свои творческие способности и индивидуальные возможности.

Поскольку срок реализации программы рассчитан на два года, то мероприятия готовятся по следующему принципу -первый блок (рассчитан на первое полугодие) предлагается составителем программы, остальные три блока формируются с учётом мнения участников программы, их новой оценки ситуации. Данная программа интересна ещё и тем, что её проведение завуалировано в форму деловой игры, в которой свои механизмы привлечения участников, управления, организации мероприятий, поощрения победителей.

В апреле 2009 года была проведен второй этап социологического исследования методом анкетирования и методикой сочинений, в котором принимали участие учащиеся 10-11 классов. Общее количество опрошенных составило 100 человек.

По результатам вторичной диагностики можно ясно проследить положительную динамику в формировании адекватных суждений и оценок по заданной проблеме.

Анализ данных социологического опроса показывает, что 56 % опрошенных считают, что каждый человек должен не только любить свою Родину, уважать её историю (иными словами быть патриотом), но и чётко знать свои обязанности перед ней, по необходимости выполнять гражданский долг перед своим Отечеством (быть гражданином); 28 % опрошенных считают, что в нашей стране можно быть только патриотом, гражданином при сегодняшней государственной системе быть невозможно. 12 % утверждают, что в современном мире нужно жить только для себя - «зачем думать о государстве, которое ничего тебе не даёт»; 4 % опрошенных остались при мнении, что данная тема не актуальна - «в мире столько глобальных проблем, таких как наркомания, СПИД, экология, именно эти проблемы требуют немедленного решения».

Таким образом, можно сделать вывод, что по истечении двух лет работы по данной программе все большее и большее количество подростков осознают значимость гражданского воспитания и следует продолжать работу в этом направлении. Кроме того, следует отметить, что участие в программе не прошло бесследно, об этом говорят полученные результаты опроса. Вячеслав М. 11 «б» класс: «быть гражданином - это значит быть самостоятельным, ответственным за свои поступки человеком, который должен знать историю своей страны и который готов к выполнению обязанностей перед ней, начиная с учёбы в школе»; Юлия В., 11 «в» класс: «человек уважает себя и других, верит в свои силы, инициативен и, в любой ситуации может принять правильное решение -именно такой человек может принести пользу своей стране»; Анастасия К. 10 «в» класс: «сначала мы были просто участниками всех мероприятий, а сейчас мы организаторы и ведущие. Когда самостоятельно готовишь акции, ток-шоу, конкурсные программы, а затем проводишь их со сверстниками или учениками младших классов, не только узнаешь много нового, но и чувствуешь свою значимость. Мы несём ответственность за свою работу».

На основе всего вышеизложенного можно сделать вывод, что мы должны вести работу по данному направлению среди подрастающего поколения, вести пропаганду гражданственности и патриотизма. Не нужно бояться слова «пропаганда», наоборот, нужно использовать всё возможное для пробуждения и воспитания патриотизма и гражданственности. Исключительно много зависит от средств массовой информации. Со страниц газет и журналов должна звучать любовь к Родине,

уважение её законов, ответственность перед ней за свои по- говорить о любви и уважении к своей Родине. Самая сильная

ступки. Необходимо мудро и умело использовать государст- защита государства - это не мощная армия, а любящие Ро-

венную символику. А самое главное, не нужно стесняться дину, счастливые люди этой страны.

Библиографический список

1. Оленина, Г.В. Педагогические потенциалы социально-культурного проектирования и коммуникационного продвижения добровольческих инициатив учащейся молодёжи: монография. - Барнаул: Изд-во АлтГАКИ, 2008.

2. Филонов, Г.Н. Гражданственное воспитание: реальность и тенденции развития // Педагогика. - 1999. - № 8.

3. Бондаревская, Е.В. Ценностные основания личностного ориентированного воспитания // Педагогика. - 1995. - №4.

4. Лихачев, Б.Т. Воспитательные аспекты обучения: учебное пособие. - М.: Просвещение, 1982.

5. Гаязов, А.С. Гражданское воспитание в новых условиях развития российской государственности // Понятийный аппарат педагогики и образования. - Екатеринбург, 2001.

6. Филонов, Г.Н. Феномен гражданственности в структуре личностного развития // Педагогика. - 2002. - № 10.

7. Гозман, Л.Я. Политическая психология / Л.Я. Гозман, Е.Б. Шестопал. - Ростов н/Д: Феникс, 1996.

8. Савотина, Н.А. Гражданское воспитание: традиции и современные требования // Педагогика. - 2002. - № 4.

9. Капустина, З.Я. Воспитание гражданственности в условиях обновляющейся России // Педагогика. - 2003. - № 9.

10. Дополнительное образование детей / под ред. О.Е. Лебедевой. - М.: Владос, 2003.

11. Павлова, И.И. Проявление гражданских качеств у современных подростков // Социально - гуманитарные знания. - 2006. - № 4.

Статья поступила в редакцию 20.10.09

УДК 37.014.53

А.А. Фомина, канд.пед.наук, доц. АлтГАКИ, г. Барнаул, E-mail: mvsh@sibnet.ru

ВЛИЯНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ АГРЕССИИ НА БИБЛИОТЕЧНЫЕ ФОНДЫ КАК БАЗУ САМООБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ

Рассматриваются формы информационного диктата развитых стран. Представлена роль библиотек, каналов СМИ, книгоиздания в формировании национального культурного пространства. Подчеркнута важность сознательного выбора информации.

Ключевые слова: экспорт идей, информационная агрессия, самообразование, библиотека, публичная дипломатия.

Широко распространившийся взгляд на информацию как на товар, реализация которого способна принести прибыль, позволяет оценить важность проблем противоборства стран именно с позиций расширения зон их присутствия для завоевания новых рынков сбыта товара новой формации. В отечественной профессиональной литературе приоритет в изучении проблем информационного противостояния принадлежит О.И. Талалакиной, В.В. Скворцову и Б.П. Каневскому, отметившим наиболее распространенные формы нового вида экспансии и технологии продвижения [1; 2]. По мнению Б.П. Каневского, конкуренция между ведущими мировыми державами - Германии, Великобритании и США, способствовала быстрому формированию новых управленческих структур [2, с. 143]. В начале 40-х гг. в США начнет функционировать союз правительственной организации (Управление военной информации) и общественной инициативы (Совет по книжному делу в военное время), - координирующий практику «массового производства дешевых изданий, предназначенных для военнослужащих, для населения собственной страны и стран, на территории которых находились американские войска» [2, с. 144]. Спустя десятилетия контроль над распространением американской книги, ее содержания и обеспечение деятельности американских информационных центров и библиотек за рубежом перейдет в ведение Управления по международной информации и культурным связям, созданного при правительственном департаменте (1946). С начала 60-х гг. ведущее место в идеологии продвижения американского образа жизни прочно займет Информационное агентство США (ЮСИА), имевшее в разные годы существования статус самостоятельного правительственного учреждения.

Пользуясь поддержкой официальной пропаганды и финансовой поддержкой многочисленных благотворительных фондов, Государственный департамент США, Библиотека Конгресса, Американская библиотечная ассоциация, фонд Рокфеллера координировали практику «массового производства дешевых изданий» [2, с. 144]. Речь идет о более чем тысяче названий книг, 120 млн. экземпляров которых были направлены в страны Европы, Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока и Африки. «Часть литературы из библиотек американских армейских подразделений, находившихся в других

странах, со временем также передавалась местным библиотекам».

Среди наиболее грандиозных удач нового курса информационной экспансии необходимо отметить «политику доброго соседа» в отношении стран Латинской Америки. В Колумбии, Мексике, Уругвае, Никарагуа (1942-1943) и Перу (1944) были открыты, а в Бразилии (1945) и Японии (1946) реорганизованы национальные библиотеки и профинансировано снабжение американскими изданиями [2, с. 146]. Информационное агентство США (ЮСИА) учредило в Мексике, Аргентине и Бразилии, позже в странах Индонезии и Африканского континента, свои региональные книжные бюро в целях распространения книг американских авторов, в том числе и учебников, в переводах на языки местных общин, поддерживая крупные издательские фирмы США [2, с. 149150]. Правительство этой страны, руководствуясь доктринами «плана Маршалла», Д. Кеннеди «Союз для прогресса», гарантировало в течение 1948-1968 гг. в 21 стране конвертирование в американские доллары местной валюты, полученной от продажи американских книг, журналов, пластинок и т.п. (Information Guarantee Program); закупало у частных издательств и рассылало остатки тиражей ежегодно до 20 млн. экз. в развивающиеся страны (Donated Воокз Programs); финансировало издание в 1957-1975 гг. укороченных и адаптированных изданий американских авторов, предназначенных для читателей со слабым знанием английского языка (Ladder Воокз Programs).

Статистика мероприятий ЮСИА или его партнеров по внешнеполитической деятельности (в том числе Библиотеки Конгресса США) фиксирует неуклонное замещение книги продуктами новых информационных технологий. Выполняя «стратегическую роль в обеспечении безопасности США», ЮСИА сократило издательскую программу (с 13 млн. экз. в 1965 до 1 млн. экз. в 1983 г.), по-прежнему наращивая свое присутствие за рубежом [2, с. 156]. Судя по данным зарубежных специалистов, мнение которых процитировал Б. П. Каневский, пик книжно-библиотечного формата информационной экспансии пришелся на середину 60-х гг. ХХ в.

В начале 80-х гг. массированная пропаганда велась по каналам международных коммуникаций ЮСИА: радиослужбе «Голос Америки», радио «Свобода», «Свободная Европа», «Радио Марти», телесети «Уорлднет» [3, с. 315]. Трансляция

1б9

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.