Ппреподаватель кафедры "Гражданской защиты" Ивановского института ГПС МЧС РФ
И. Ю. Буланов
УДК 614.849
ГРАЖДАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ГПС МЧС РОССИИ
Предпринимается попытка исследования особенностей гражданственности как интегративного качества личности курсантов образовательных учреждений Государственной противопожарной службы МЧС России, анализируются современные научные взгляды на определение сущности и содержания гражданственности, понятий "гражданственность", "гражданин", "гражданское воспитание", предлагаются научные подходы к выработке критериев сформированности гражданских качеств личности курсантов.
В научной литературе отражен широкий диапазон взглядов на определение сущности понятий "гражданственность", "гражданин", "гражданское воспитание". Проблемы воспитания гражданственности, гражданских качеств личности в различных аспектах рассматриваются в работах Л. И. Аманбаевой, А. В. Беляева, Е. В. Бондарев-ской, Н. В. Бордовской, О. И. Волжиной, К. С. Гад-жиева, А. С. Гаязова, О. С. Газмана, Г. Я. Гревце-вой, Е. И. Известновой, 3. Я. Капустиной, Т. А. Лу-гининой, В. В. Мартыновой, В. А. Мижерикова, И. П. Подласого, О. Н. Полухина, Е. В. Ростовцевой, И. Н. Руссу, В. К. Савельева, Н. А. Савотиной, И. Ю. Синельникова, О. В. Солодовой, И. В. Суко-ленова, М. А. Шкробовой, К. В. Шкуропий, Г. Н. Фи -лонова и др. Между тем сама категория гражданственность, являющаяся основополагающей в теории и методологии познания и раскрытия гражданских сил общества, его внутренних источников, российской государственности в частности, представляется "размытой", недостаточно исследованной, а потому и значительно запутанной [1, с. 7].
Педагогический подход требует выработки развернутого сущностного понятия гражданственности как качества личности, позволяющего определить качественные отличия данной категории от других качеств и ценностей личности и связать его с более общими духовными явлениями и процессами.
Для обобщающего определения гражданственности необходимо выделить ее наиболее интегра-тивное свойство. Таковым, по мнению автора статьи, выступает та своеобразная синтезирующая роль, которую гражданственность играет в духовном облике личности курсанта военизированного учебного заведения — будущего офицера.
В. А. Мижериков отмечает: "К основным элементам гражданственности относятся нравственная и правовая культура, выражающаяся в чувствах собственного достоинства, внутренней свободы личности, дисциплинированности, в уважении и доверии к другим гражданам и к государственной власти, способности выполнять свои обязанности, в гармоничном сочетании патриотических, национальных и интернациональных чувств" [2, с. 99].
Е. В. Бондаревская, С. В. Кульневич, рассуждая о целях образовательно-воспитательного процесса, указывают на необходимость реализации в нем идеи воспитания гражданина и "государственного" человека, т.е. человека, способного быть участником и организатором сложных общественных, социальных, экономических процессов и структур государственного, регионального, городского управления и думающего о сохранении целостности Российского государства [3, с. 37-38]. Рассматривая далее систему целей самовоспитания, авторы выделяют особое место осознанию себя гражданином России, призванным и способным к сохранению и приумножению славы своего Отечества и ценностей отечественной культуры [3, с. 99-100]. Образ гражданина России, человека культуры и нравственности, централизованного на национальные ценности, по мнению авторов, есть духовное основание и целевая установка личностно-ориен-тированного образования [3, с. 388].
И. В. Суколенов отмечает, что философское, культурологическое осмысление понятия "гражданин" позволяет представить его в следующей дефиниции: гражданин — производное от гражданства — это человек, осознающий себя свободным и равноправным членом определенного сообщества,
добровольно участвующий в общественной жизни страны, обладающий совокупностью прав и находящийся под защитой закона [4, с. 2].
Представляет интерес предложенная И. П. Под-ласым формула, что хорошо организованное воспитание должно подготовить человека к трем главным ролям в жизни - гражданина, работника, семьянина. По его мнению, гражданин должен обладать следующими обязательствами и конкретными качествами личности: выполнение гражданских обязанностей (чувство долга перед страной, обществом, родителями); чувство национальной гордости и патриотизма; уважение к конституции государства, органам государственной власти, президенту страны, символам государственности (гербу, флагу, гимну); ответственность за судьбу страны; общественная дисциплина и культура общежития; бережное отношение к национальным богатствам страны, языку, культуре, традициям; общественная активность; соблюдение демократических принципов; бережное отношение к природе; уважение прав и свобод других людей; активная жизненная позиция; правосознание и гражданская ответственность; честность, правдивость, чуткость, милосердие; ответственность за свои дела и поступки; интернационализм, уважение к народам других стран [5, с. 29].
Ряд исследователей (М. Е. Вайндорф-Сысоева, В. М. Величкина, В. В. Воронов, Л. П. Крившенко,
B. А. Мижериков, Г. Н. Пашкевич, В. Н. Петрова,
C. С. Хапаева, Т. А. Юзефавичус и др.) рассматривают понятие "гражданина" как члена территориально-политического сообщества, государства, который имеет права и обязанности, связанные с членством в нем. Исходя из этого гражданственно значимыми являются качества, необходимые члену государства: политическая и правовая культура, патриотизм и культура межнациональных отношений [6, с. 111]. По их мнению, воспитание гражданственности направлено на осознание человеком себя членом общества, представителем народа, страны, гражданином. Гражданин страны, гражданин России — это означает, что человек принимает на себя ответственность за соблюдение законов этой страны и пользуется всеми правами, предоставляемыми ее конституцией. Далее ученые делают вывод, что гражданственность есть чувство и состояние принадлежности к стране рождения, воспитания, жизни человека, это знание основных законов своей страны, понимание их роли в развитии общества и обязанности их соблюдения. Формируемое с самых ранних лет в семье чувство гражданственности человека целенаправленно развивается образовательной средой, всей системой общественно-исторических и правовых учебных
дисциплин и внешкольной, внеаудиторной работой. Воспитание гражданственности означает привитие человеку с самых ранних лет жизни интереса к истории своей страны, ее жизни, ее народу. Воспитание гражданственности соотносится с формированием политического мышления и политической культуры, с одной стороны, и правового сознания и правовой культуры — с другой [6, с. 356].
3. Я. Капустина выводит гражданственность как высшую социализированную форму субъект-ности человека. По ее мнению гражданину присущи гуманистическое и культуросообразное миропонимание и мировосприятие; участие в социально-педагогической деятельности; приобретение положительного личностного, социального и эмоционального опыта общения; следование нормам и требованиям культуры гражданских отношений; дифференцированное восприятие информации; наличие потребности в развитии и обогащении имеющихся коммуникативных способностей; смысло-жизненное видение социальной реальности, ценностно-смысловое восприятие окружающего мира [7, с. 46].
И. Н. Руссу считает, что понятие "воспитание гражданственности" необходимо рассматривать через призму таких дефиниций, как "гражданин" и "гражданственность". По его мнению содержание, сущность и особенности гражданственности определяют взаимоотношения личности и общества, а в более узком понимании — взаимоотношения гражданина и государства, которые включают в себя множество политических, экономических и правовых связей, находящих свое выражение в определенных правах и обязанностях гражданина. Развивая свою мысль, И. Н. Руссу определяет гражданственность как "совокупность ...политических, юридических и моральных качеств и свойств личности, которые интериоризируются в личности, характеризуют ее как гражданина, обуславливая его характер, степень проявления отношений к .обществу, государству, и представляют собой органическое единство" [8, с. 25, 28, 30].
Для понимания природы гражданственности с социально-философской точки зрения соотносят категории "гражданское общество", "государство", "гражданственность". "Как феномен ...гражданственность есть реальность взаимодействия и взаимопроникновения трех начал общественной жизни — "нравственного", "социального" и "политического" — в процессе решения прежде всего "общих дел" (не противопоставляемых "частным делам"). Искомый феномен есть синтез деятельности личности гражданина, государства и общества, включающий в себя, таким образом, "неизбежный дуализм" личности и государства, а также социаль-
но-политическое поведение индивида... Гражданское общество и государство формируются в истории одновременно, утверждая в этом взаимодействии гражданственность как некий нравственно-правовой общественный порядок (социально-политическое устройство). Будучи составляющей неизбежного дуализма государства и общества, гражданственность обретает относительную самостоятельность и может рассматриваться в качестве самостоятельного феномена. Своим становлением и статусом гражданственность обязана не только дуализму государства и общества, но, прежде всего, нравственности, ее связи с политикой, что позволяет людям вырабатывать меру их политической активности, зрелости, их способности жить вместе и ради других. Гражданственность также включает в себя определенный тип социально-политического поведения граждан, который имеет определенные качественные характеристики на пути решения общественных проблем (совершаемые гражданские действия или воздержание от них)", — утверждает исследователь социально-философской природы гражданственности О. Н. Полухин [1,с. 11,12, 17].
По мнению Г. Н. Филонова гражданственность есть комплекс субъективных качеств личности, проявляющихся в деятельности и отношениях человека, выполняющего основные социально-ролевые функции, — осознанной законопослушности, патриотической преданности в служении Родине и защите интересов своего Отечества, в подлинно свободной и честной приверженности к ориентаци-ям на общепринятые нормы и нравственные ценности, включая сферы труда, семейно-бытовых, межнациональных и межличностных отношений [9, с. 45]. Разделяя это мнение, Н. А. Савотина определяет гражданственность как нравственно-политическое качество, интегрирующее общечеловеческие духовные ценности: высокий строй души и чувств, социальную направленность мыслей [10, с. 40].
Проведя анализ и обобщение вышеназванных подходов к определению сущности гражданственности, автор данной статьи приходит к выводу, что своеобразие феномена гражданственности проявляется в том, что она является интегративным качеством личности, сочетающим в себе политические, нравственные, правовые, социальные качества личности. Теоретическое исследование воспитания гражданственности можно вести только путем расчленения его на отдельные части. Изучение и анализ каждой части в отдельности дают возможность выявить общее, определить содержание, структуры и отличительные особенности [8, с. 25]. Автору статьи представляется, что наиболее характерным свойством гражданственности является диалекти-
ческое единство таких личностных качеств, как патриотизм и культура межнационального общения, нравственность, правовая культура, политическая культура.
Таким образом, под гражданственностью нами понимается интегративное качество личности курсанта, где определяются его нравственная и правовая культура, выражающаяся в чувстве собственного достоинства, внутренняя свобода личности, дисциплинированность, уважение и доверие к другим гражданам и государственной власти, способность выполнять свои обязанности, гармоничное сочетание патриотических, национальных и интернациональных чувств.
Исходя из общественной и личной оценок и самооценки, курсант — будущий офицер-огнеборец — осознает особую социальную значимость своего труда. Такое осознанное выполнение им почетного долга базируется на любви к Родине, верности присяге. Это составляет идейное основание, фундамент гражданственности сотрудников Государственной противопожарной службы (ГПС) МЧС России.
Таким образом, проведя анализ научных подходов к определению сущности и содержания гражданственности, мы можем утверждать, что гражданственность является сложным системным образованием, качеством личности, гармонично объединяющим в себе такие компоненты, как патриотизм, культура межнационального общения, нравственность, правовая и политическая культура. Все элементы гражданственности находятся в диалектическом единстве, взаимодополняют и взаимообусловливают друг друга.
Рассматривая характерные особенности воспитания гражданских качеств у курсантов высших учебных заведений МЧС России, мы отмечаем, что образовательные учреждения ГПС являются структурными элементами системы высшего образования нашего государства.
Система высшего образования России переживает в настоящее время очередной этап своего становления и развития, перспективы которого зависят от следующих основных факторов:
• государственной политики в области образования вообще и высшего образования в частности; она должна быть направлена на опережающее развитие образования по сравнению со всеми другими социальными сферами или отраслями народного хозяйства;
• сформированности общественного мнения в пользу приоритетности сферы образования как важнейшего условия социально-экономического прогресса в любой другой области;
• реального формирования рыночных отношений в стране и, как следствие, становления рынка образовательных услуг и сопутствующей ему конкуренции. При этом высшая школа не должна оставаться один на один с рынком; необходимо создание для нее льготной системы налогообложения, госдотаций, условий для стимулирования капитальных вложений;
• наличия научной концепции развития высшего образования, широкого развертывания научных работ в области экономики, социологии, психологии и педагогики высшего образования;
• формирования объективной и авторитетной службы общественного контроля за деятельно -стью вузов, наличия четких критериев их рейтинговой оценки [11, с. 33-34].
Однако высшая военная школа (в рамках данного исследования под термином "высшая военная школа" подразумеваются и военизированные учебные заведения ГПС МЧС России, не являющиеся военными de jure, но ничем не отличающиеся от чисто военных учебных заведений de facto) имеет и специфические особенности. Подготовка офицерских кадров для пожарной охраны в высшем учебном заведении ГПС МЧС России обусловливается характером и перспективами развития профессиональной деятельности офицерского состава, которая, в свою очередь, определяется социально-экономическими условиями общества, современным научно-техническим прогрессом, состоянием и перспективами развития пожарного дела. Все это ".требует формировать у будущих офицеров наряду с общими качествами, присущими всем ...специалистам, еще немало других качеств, обусловленных спецификой их служебной деятельности..." [12, с. 4].
Во-первых, к гражданам, поступающим в военные образовательные учреждения высшего профессионального образования, предъявляются повышенные требования к состоянию здоровья, физическим данным, выполнению нормативов физической подготовки, общеобразовательному цензу, уровню профессиональной подготовки, лично -стным морально-психологическим качествам.
Во-вторых, особенностью обучения в военном образовательном учреждении высшего профессионального образования является и обязательное принятие каждым гражданином присяги на верность Российской Федерации, нарушение которой влечет за собой дисциплинарную или уголовную ответственность.
В-третьих, отличиями являются строго обязательный характер прохождения военной службы, высокая степень обязательности выполнения общих, должностных и специальных служебных обязанно-
стей каждым курсантом. Курсант не вправе по собственному желанию менять место службы, занимаемую должность, прекращать выполнение служебных обязанностей или требовать изменения их характера.
В-четвертых, специфическими чертами военной службы являются беспрекословность служебного подчинения, безусловность повиновения подчиненных требованиям командиров (начальников). Командир (начальник) в случае неповиновения или сопротивления подчиненного обязан для восстановления порядка и дисциплины принять все предусмотренные законом меры принуждения, вплоть до применения оружия.
В-пятых, характерной особенностью военной службы является ее строгая иерархичность, проявляющаяся в персональном присвоении каждому сотруднику воинского (специального) звания, обеспечивающего ясность и четкость в служебных взаимоотношениях и субординацию. Звание отражает уровень профессиональной подготовки, служебные положение и авторитет каждого сотрудника. В условиях прохождения военной службы объем служебных, властных полномочий, прав на некоторые льготы зависит не только от занимаемой должности, но и от воинского (специального) звания. Здесь предусмотрены отношения подчиненности как по должности, так и по званию.
В-шестых, для сотрудников ГПС МЧС России устанавливаются особая форма одежды и знаки различия, которые утверждаются Президентом Российской Федерации. Правила ношения военной формы одежды и знаков различия для сотрудников ГПС устанавливает Министр МЧС России. Ношение военной формы одежды со знаками различия гражданами, не имеющими на это права, запрещено законом.
В-седьмых, сотрудники ГПС МЧС России в соответствии с установленным порядком имеют право на хранение, ношение, применение и использование оружия. За каждым курсантом закрепляется личное оружие, которое он обязан содержать в образцовом состоянии.
В-восьмых, в зависимости от характера занимаемых должностей, присвоенных воинских (специальных) званий, уровня образования все сотрудники ГПС МЧС России различаются по составам. В соответствии со статьей 6 "Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации" существуют следующие составы сотрудников: рядовой, младший начальствующий, средний начальствующий, старший начальствующий, высший начальствующий.
В-девятых, курсанты постоянно живут и учатся в тесных коллективах (учебное отделение, учебная
группа, курс и т.д.), что требует высокого уровня коммуникабельности и личной культуры.
В-десятых, система военного образования имеет преимущественно закрытый характер, а военно-учебные заведения выполняют функцию инструмента, позволяющего регулировать поведение личного состава в процессе решения образовательных задач, накладывая определенные ограничения на поведение людей, регламентируя служебные отношения на принципах централизации и единоначалия, предполагающих однозначную субординацию всех военнослужащих. В военных вузах строго зафиксированы ролевые предписания и формальный статус участников педагогического процесса, что придает системе необходимую устойчивость [13, с. 29].
В-одиннадцатых, как отмечает А. А. Григорьев [14, с. 7], особо важная роль в военном вузе принадлежит коммуникации, создающей прямые и обратные связи, нормативно ограничивающей пространство возможных социальных действий и задающей поле необходимых действий, инициирующей процессы самоорганизации, осуществляющей отбор наиболее подходящих способов действий, вымывающей отжившие и закрепляющей жизнеспособные социальные нормы и структуры организации.
Как указывалось выше, гражданственность является сложным системным образованием. Функционирование же сложных систем осуществляется на различных уровнях1.
Вопрос определения уровней развития личностных свойств и качеств всегда привлекал внимание педагогов и психологов (Л. И. Божович, Н. М. Бо-рытко, О. С. Гребенюк, А. Н. Леонтьев, В. Д. Шад-риков и др.).
Формирование личности — вид ее развития; изменение психологической динамической функциональной структуры личности, но, главным образом, ее содержания под влиянием внешних воздействий. Формирование личности имеет несколько видов, каждый из которых специфичен для определенного ее иерархического уровня: тренировка, упражнение, обучение и воспитание. Различают стихийное и целенаправленное формирование личности2.
С позиций целостного подхода к воспитанию в процессе формирования личностных свойств речь должна идти о структуре не этих процессов внутри воспитательного процесса, а его функций. В связи с этим движение процесса становления человека в
воспитании рассматривается как преобразование его функциональных состояний, переход от одного из них (когда, например, стимулируется активность несложного комплекса свойств личности) к другому (когда стимулируется активность более сложного комплекса свойств личности). Эти переходы осуществляются внутри каждой воспитательной ситуации и при движении от одной ситуации к другой, от одного этапа, стадии процесса к другому этапу, стадии [15].
В педагогике под развитием понимается устойчивая последовательность изменений качественных состояний систем, связанная с переходом к новому уровню целостности с сохранением их эволюционных возможностей. Именно эти качественные изменения в развитии и обуславливают существование уровней, каждый из которых имеет свои собственные элементы (В. С. Ильин).
Развивая идею поуровневого изменения психических образований, С. Л. Рубинштейн писал, что "каждая ступень. будучи качественно отличной от всех других, представляет относительное целое так, что возможна ее психологическая характеристика как некоторого специфического целого. Всякая предшествующая стадия представляет собой подготовительную ступень к следующей: внутри нее нарастают вначале в качестве подчиненных моментов те силы и отношения, которые, став ведущими, дают начало новой ступени развития"3. Поэтому в описании этапов развития системы важно подчеркнуть их характеристики как целого.
Таким образом, основой для определения уровней гражданственности явилось положение о том, что "каждый из уровней. является необходимым для последующего; нижестоящие уровни до определенной степени являются условием развития вышележащего; вышележащий уровень управляет нижележащим, имманентное развитие каждого уровня не прекращается с развитием вышележащего" [16, с. 80].
Эффективная воспитательная работа по формированию гражданственности невозможна без определения научно-обоснованных критериев оценки ее уровня, от правильного применения которых зависит успех процесса воспитания. В общем плане суть данной проблемы сводится к тому, чтобы выявить ту основу, применение которой к анализу деятельности курсантов давало бы возможность в каждом конкретном случае ответить на вопрос:
1 Целикова О. П. Нравственная целостность личности. — М., 1983. — С. 11.
2 Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений. — Ростов-на-Дону, 1998. — С. 470.
3 Цит. по: Митрахович В. А. Формирование воинской чести у военнослужащих, проходящих военную службу по призыву в Вооруженных Силах Российской Федерации: Дисс. ... канд. пед. наук. — Волгоград, 2002. — С.44-45.
обусловлена ли их деятельность гражданственно значимыми качествами?
И. Н. Руссу выделяет в структуре гражданственности три диалектически взаимосвязанных и взаимообусловленных аспекта:
• рациональный;
• чувственно-эмоциональный;
• практический.
Рациональный аспект включает в себя совокупность качеств, с помощью которых личность осознает свое положение в обществе.
Чувственно-эмоциональный аспект представляет собой оценку занимаемого личностью общественного положения, гражданских прав и гражданских обязанностей личности.
Практический аспект представляет собой преломление в практических отношениях своего осознанного положения гражданина.
С точки зрения содержания понятие "гражданственность" включает в себя следующие признаки:
• социально-политический;
• правовой (юридический);
• нравственный (моральный).
Социально-политический признак гражданственности выражается в определенном комплексе принципов, взглядов, убеждений, чувств, отношений, поступков, формирование которых обусловлено воздействием общественно-политического строя общества. Этот комплекс принципов и взглядов характеризует гражданское сознание, побуждает к совершению полезных родине дел.
Правовой (юридический) признак выражается в правосознании гражданина, чувстве гражданского долга и ответственности, исполнении гражданских прав и обязанностей в силу требований государства и закона.
Нравственный (моральный) признак гражданственности характеризуется тем, что гражданское сознание, чувства и поведение основываются на принципах морали [8, с. 29].
В своей работе [4] И. В. Суколенов утверждает, что гражданственность как сложное интегративное единство, может быть конкретизирована в социально-правовом, морально-этическом, социально-психологическом и педагогическом аспектах процесса гражданского воспитания.
1. В социально-правовом аспекте гражданственность определяется как достаточный уровень развития демократического сознания, принятия демократических ценностей, опыта демократических отношений, готовности к активному участию
в управлении государством. Гражданственность формирует нормы, принципы социально-правового взаимодействия государства и власти с институтами гражданского общества и отдельными его гражданами.
2. В морально-этическом аспекте гражданственность понимается как уровень нравственной культуры общества, оценивающий степень приближения общества к таким идеалам, как долг, ответственность, достоинство, совесть, патриотизм, гуманность, милосердие.
3. В социально-психологическом аспекте гражданственность — это чувство единства со страной, обществом, социальный оптимизм, любовь к Родине, решительность и стойкость в преодолении жизненных трудностей, участие в созидательном труде, ощущение социальной и национальной полноценности, терпимость.
4. В педагогическом аспекте гражданственность понимается как интегративный комплекс качеств личности, определяющий ее социальную направленность, готовность к достижению социально значимых и индивидуально необходимых целей в соответствии с принятыми в обществе правовыми и моральными нормами.
Исходя из перечисленных аспектов, необходимо выработать критерии сформированности гражданских качеств курсантов ГПС МЧС России.
В "Советском энциклопедическом словаре" понятие "критерий" определяется как признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо; мерило оцен-ки4. В "Словаре русского языка" дано еще более лаконичное определение: "Критерий — мерило
„5
оценки, суждения .
В философской литературе понятия "признак" и "критерий" определяются как синонимы: критерий есть признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо6. В педагогической литературе под критерием понимаются различные требования, которым должен удовлетворять какой-либо объект (субъект), показатель, признак, на основании которого формируется оценка качества объекта, процесса, мерило такой оценки [17, с. 44]. По И. П. Подласому критерии воспитанности — это теоретически разработанные показатели уровня сформированности различных качеств личности [5, с. 32]. Критерий должен отражать три вещи: почему и во имя чего субъект действует, что он совершает и как, ка-
4 Советский энциклопедический словарь / Гл. редактор А. М. Прохоров. — 4-е изд. — М., 1989. — С. 664.
5 Ожегов С. И. Словарь русского языка / Под ред. Н. Ю. Шведовой. — 13-е изд., испр. — М., 1981. — С. 271.
6 Философский словарь / Под ред. М. М. Розенталя. — М., 1972. — С. 402.
кими средствами пользуется и при каких условиях [18, с. 46].
Выступая в роли мерила, нормы, критерий служит идеальным образцом, выражает высший, самый совершенный уровень изучаемого явления. Сравнивая с ним реальные явления, можно установить степень их соответствия, приближение к норме, идеалу [17, с. 44]. Такие критерии ".фиксируются субъектом как эталонные. по которым осуществляется принятие решения о достижении цели деятельности. Такие критерии вырабатываются не только для деятельности в целом, но и для каждого отдельного действия" [19, с. 43].
Критерий представляет собой некий эталон, показатель, по которому можно судить о степени подготовленности учащегося к выполнению определенного вида деятельности.
Рассматривая систему критериев как идеальную модель, с которой сравнивается реальное явление и устанавливается степень их соответствия, можно выделить следующие основные функции их использования:
• проверка реализации поставленной цели;
• оценка степени реализации поставленной цели;
• диагностика—установление отклонений свойств
объекта от принятого образца;
• прогнозирование;
• планирование.
Понятие "уровень" отражает диалектический характер процесса развития, позволяющий познать предмет во всем многообразии его свойств, связей, отношений, и употребляется для отображения последовательности традиций, где многие из последующих представляют собой гораздо менее крупные ступени повышения организации по сравнению с одной или несколькими предыдущими ступенями [20, с. 72-73].
Поскольку гражданственность является интег-ративным свойством личности, тесно связанным с другими нравственными характеристиками лично -сти, то и оценка личности курсанта должна отражать все многообразие проявлений поведения, т.е. быть всесторонней.
Требование репрезентативности по отношению к критериям гражданственности должно проявляться в устойчивости, стабильности поведения индивида, в оценке не отдельных поступков личности, а их совокупности в течение длительного времени.
Требования всесторонности и репрезентативности, предъявляемые к критериям гражданственности, тесно связаны и с требованием объективно -
сти оценки поведения курсанта вне зависимости от сознания и воли людей, осуществляющих оценку. Кроме этого необходимо выделить следующие признаки, которым должны удовлетворять критерии:
• объективность, т.е. возможность оценивать исследуемый признак однозначно, не допуская противоречивых толкований;
• адекватность, валидность, т.е. возможность оценивать именно то, что необходимо оценить;
• нейтральность по отношению к исследуемым явлениям [21, с. 194].
Т. А. Ильина выделяет ряд наиболее важных, по ее мнению, показателей, по которым можно судить об общем уровне воспитанности личности, верности общего направления в ее духовном развитии:
• соотношение личных и общественных интересов;
• способность подчиняться чувству долга;
• представление о цели и назначении в жизни;
• избранные способы и пути достижения этой цели;
• отношение к труду [22, с. 429]. Интересный критерий для оценки уровня воспитанности личности выдвигал А. С. Макаренко. Он указывал, что только тогда человек может считаться воспитанным, когда он совершает хороший поступок, оставаясь наедине с самим собой, будучи подсудным лишь своему суду. А. С. Макаренко писал: "Надо, чтобы человек поступил правильно не тогда, когда на него смотрят, его слышат, его могут похвалить. Очень трудно поступить правильно тогда, когда никто не видит, никто не слышит, не увидит, не услышит никогда, навечно не узнает, а надо поступить правильно для себя, для правды, для своего долга перед самим собой"7.
И. П. Подласый [5, с. 33] во всем множестве критериев воспитанности выделяет:
• содержательные критерии, связанные с выделением адекватных изучаемому качеству показателей;
• оценочные критерии, связанные с возможностью более или менее точной фиксации интенсивности проявления диагностируемого качества;
• общие критерии для диагностики конечных результатов — достигнутого уровня воспитанности личности, которые отражают требования, зафиксированные в формулировке цели;
• частные критерии для анализа промежуточных результатов, связанных с выработкой отдельных свойств, черт и качеств, которые отражают конкретные задачи воспитательного процесса. По направленности, способу и месту применения исследователь условно разделяет критерии воспитанности на две группы:
7 Макаренко А. С. Мои педагогические воззрения. Сочинения. — М., 1960. — Т. V. — С. 298. Цит. по: Ильина Т.А. Педагогика. — М., 1968.—С. 429.
Признаки воспитанности по А. П. Чехову Признаки гражданственности по М. А. Шкробовой
Воспитанные люди должны удовлетворять следующим условиям: Гражданственность должна соответствовать следующим условиям:
1. Они уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы. Они прощают. 1. Они (граждане) уважают личность другого гражданина, а потому всегда толерантны, вежливы, уступчивы. Они не нарушают прав другого человека.
2. Они сострадательны не к одним только нищим и кошкам. Они болеют душой и от того, чего не увидишь простым глазом. 2. Они сострадательны к своей стране, к своему народу. Они болеют душой за настоящее и будущее Родины, а также бережны к страницам ее истории.
3. Они уважают чужую собственность, а потому и платят долги. 3. Они уважают чужую собственность, а потому бережливы, а также аккуратны в уплате всех видов государственных выплат.
4. Они чистосердечны и боятся лжи как огня. Не лгут они даже в пустяках. Ложь оскорбительна для слушателя и опошляет в его глазах говорящего. Они. держат себя на улице так же, как дома. Они не болтливы и не лезут с откровенностями, когда их не спрашивают. Из уважения к чужим ушам они чаще молчат. 4. Они чистосердечны и правдивы. Они свято соблюдают законы своей страны сами и не допускают нарушения основ законодательства со стороны других граждан.
5. Они не уничтожают себя с той целью, чтобы вызвать в другом сочувствие и помощь. 5. Они не унижают себя, достойно держатся в любом обществе, знают и соблюдают этикет и не унижают других.
6. Они не суетны. Их не занимают. фальшивые бриллианты. 6. Они не исповедуют ложные ценности и не пользуются принципом "цель оправдывает средства".
7. Если они имеют в себе талант, то уважают его. Они жертвуют для него покоем, женщинами, вином, суетой. 7. Если они имеют в себе талант, то уважают его. Они обретают новые знания и умения, трудясь на благо себя и своей страны.
8. Они воспитывают в себе эстетику. Они не могут уснуть в одежде, дышать дрянным воздухом, шагать по оплеванному полу. 8. Они воспитывают в себе эстетику. Они не могут жить в грязном микрорайоне (дворе, улице), проходить мимо дел, которые нуждаются в приложении их сил, а также они стремятся к красоте человеческих взаимоотношений.
• внешние, связанные с проявлением результатов воспитания во внешней форме — суждениях, оценках, поступках, действиях личности;
• внутренние, связанные с явлениями, скрытыми от глаз воспитателя, — мотивами, убеждениями, планами, ориентациями. Представляет интерес подход к определению
признаков гражданственности, предложенный М. А. Шкробовой [23] на основе анализа сочинений А. П. Чехова8 (см. таблицу).
0. Н. Полухин, характеризуя гражданственность с точки зрения качества участия людей в социально-политической деятельности, выделяет пять основных типов:
1. Активистский тип в своем поведении проявляет акты добросовестного служения государству и обществу, выражает высокую степень справедливости и порядочности. Это делает возможным рекомендовать его в качестве эталона для воспитания других граждан, ибо им движет прежде всего общественный интерес, стремление отдать другим лю-
дям часть своего богатства (филантропия). Понимание гражданского долга ведет к заботе о нуждающихся и защите окружающей среды.
2. Тип нормального, должного поведения вполне соответствует правам и обязанностям гражданина. В своей деятельности он руководствуется как нормами, так и представлениями об общественных ценностях, сочетающихся с ценностями индивидуальными.
3. Индивидуалистический тип поведения является сегодня весьма распространенным. Он делает ставку на деньги и эгоистический интерес. В поведенческих актах он часто придает рыночным ценностям статус основных социальных ценностей, хотя рынку почти чужда мораль; проявляет склонность пренебрегать общим благом и отстаивать идеологию рыночного фундаментализма. Люди, отстаивающие индивидуализм, считают, что от участия их совести в реальном мире практически ничего не изменяется.
8 Чехов А. П. Собр. соч. В 12-ти т. — Т. 11. — М., 1956. — С. 83-84.
4. Подвластный тип поведения, весьмараспро-страненный в советскую эпоху и настоящее время. Он придает на словах большое значение социальным ценностям и ценностям государства, но на деле чаще всего бездействует в политической сфере, ибо занят личными интересами.
5. Антигражданская форма поведения, получившая имя трех "К" (коррупция, криминалитет и клептократия). Этот тип можно отнести к девиант-ному поведению, противоречащему представлениям о "должных" поступках и нарушающему "должную" норму поведения [24, с. 40-41].
По утверждению И. В. Суколенова [4], критерием сформированности у учащихся гражданственности является наличие у них гражданской позиции, чувства внутренней свободы, гражданского и человеческого достоинства личности. Исследователь выделяет критерии, которые отражают важнейшие характеристики гражданского сознания учащихся и поведения их как личности. К ним относятся критерии:
• интеллектуальный;
• оценочно-эмоциональный;
• мировоззренческий;
• поведенческий.
Интеллектуальный критерий выражается в наличии у учащихся глубоких и прочных знаний, умения использовать их в различных ситуациях, применять знания для анализа своего поведения и поведения окружающих людей, атакже в системности, глубине, устойчивости познавательных интересов, самостоятельности суждений.
Оценочно-эмоциональный критерий включает в себя оценочные суждения, характеризующие отношение учащихся к нравственным и духовным ценностям; устойчивость, глубину и силу эмоциональных переживаний; наличие у них сформированных общечеловеческих качеств (доброты, сочувствия, милосердия, сострадания), свидетельствующих об альтруистической направленности их личности, что обеспечивает становление у воспитанников гражданских качеств.
Мировоззренческий критерий связан с мировоззренческими установками учащихся; самостоятельностью, степенью устойчивости суждений; способностью устанавливать связь между осознаваемой целью поступка, его мотивами и средствами достижения; критическим отношением к собственным поступкам.
Поведенческий критерий включает разнообразные отношения личности к обществу, людям, сверстникам, самому себе, труду, атакже устойчивую систему форм поведения, по месту учебы и в социуме.
М. А. Шкробова в своей работе [23] отмечает: ".Если вести речь о гражданском воспитании, то здесь тоже нужны и тренировка (многократное ис-
полнение), и воля, а не только лишь бездумное выучивание основ законодательства или перечня прав и обязанностей. От простого увеличения суммы правовых знаний гражданственности не прибавляется, и даже напротив — чистые знания без внутреннего патриотизма оказываются вреднее всякой правовой безграмотности! Вот почему в определении уровня общей гражданской воспитанности и собственно гражданственности важно найти свои критерии и акценты. У советской педагогики есть такой опыт, которым не стоит пренебрегать. Так, например, программа наблюдения для выявления политической воспитанности по А. В. Иващенко включает в себя три раздела: наблюдение за реакцией на события общественно-политической жизни, за отношением к предложению включиться в общественно-политическую деятельность, за отношением к самому процессу общественно-политической деятельности в своем коллективе. Автор выделяет следующие гражданские навыки, которые можно расценивать как критерии гражданственности, если отслеживать и анализировать по ним линию поведения. Гражданин должен уметь:
• размышлять и действовать от имени индивидуума и общественного блага;
• идентифицировать и объяснять информацию относительно социальных проблем;
• принимать и защищать свои решения по поводу обсуждаемых проблем.
Таким образом, автор, основываясь на выводах, полученных А. В. Иващенко, выстраивает систему критериев оценки политической воспитанности личности:
Как реагирует на события общественно-политической жизни?
• знает о них, сопереживает, выступает инициатором обсуждения в кругу товарищей;
• знает, сопереживает, участвует в обсуждении, но сам инициативы не проявляет;
• знает о событиях общественно-политической жизни, но в обсуждении не участвует;
• не знает, не интересуется событиями общественно-политической жизни.
Как относится к предложению принять участие в общественно-политической деятельности?
• сразу откликается на предложение, предлагает способ действия, если он не определен;
• выражает стремление участвовать, но конкретный способ участия, если он не предложен другими, назвать затрудняется;
• соглашается участвовать под влиянием определенных стимулов;
• не выражает своего отношения, старается остаться незамеченным; пытается найти доводы, чтобы отказаться от участия в деятельности;
• высказывается против.
Как ведет себя, участвуя в общественно-политической деятельности?
• работает ответственно, добросовестно, проявляет инициативу, творчество;
• работает добросовестно, ответственно, но инициативы не проявляет;
• работает, но без особой ответственности, неровно, по настроению;
• постоянно нуждается в побуждении к действию;
• порученное дело не выполняет.
В свою очередь представляет интерес исследование О. И. Донецкой, которая в работе [25] утверждает, что к критериям оценки личностных качеств можно отнести:
1. Умение проникать в сущность явлений, определять истинные мотивы в действиях политиков и социальных групп.
2. Способность к выработке своего аргументированного выбора.
3. Умение вести диалог (слушать и слышать).
4. Готовность к компромиссу.
5. Способность к самоограничению и самодисциплине.
6. Участие в общественно-политической деятельности.
7. Плюрализм политических, философских, мировоззренческих взглядов личности.
8. Умение убеждать и повести за собой.
При поиске критериев, определяющих уровень сформированности гражданственности, будем исходить из следующих положений:
1. Гражданственность личности характеризуется знаниями (пониманием того, что является гражданственным), отношением к ним (стали ли эти знания потребностями и мотивами личности, вошли ли в систему ее ценностных ориентаций и установок) и гражданственно-значимым поведением (в какой степени эти отношения реализуются личностью в конкретных поступках и действиях).
2. В жизни человека его знания, отношения и поступки тесно связаны между собой, образуют единство, которое выражается в некоторых личностных качествах (чувство собственного достоинства, долга и т.д.)
3. Наличие у курсантов указанных качеств и проявление их в конкретной деятельности можно считать критерием сформированности гражданственности.
Определяя критерии сформированности гражданственности, необходимо уточнить их компоненты. Исходя из сущности гражданственности, можно выделить следующие компоненты: когнитивный, оценочный, регулятивный.
Когнитивный компонент гражданственности предполагает фиксацию в сознании курсантов ре-
зультата овладения ими знаниями о гражданственности, гражданских ценностях. Содержательное наполнение данного компонента выражается на уровне представлений: ценность — не ценность, нравственность — безнравственность. Когнитивный компонент выполняет информативную функцию, направленную на приобретение и обогащение информации о гражданственности, нравственном и безнравственном в жизни. На основе знаний у курсантов складывается собственное отношение к нравственным нормам, а также понимание того, насколько приоритетна гражданственность по сравнению с другими свойствами личности.
Оценочный компонент гражданственности представляет возможность для выявления особенностей отношения курсантов к гражданственности. Это отношение проявляется в ситуативном выборе эмоциональных оценок, устойчивых эмоционально-оценочных переживаниях курсантов. Оценочный компонент выполняет оценочно-императивную функцию, которая определяет готовность личности через рефлексию, оценивание и самооценивание проявлять личностное отношение к ценностям, нравственным нормам, самому себе. Она помогает адекватно реагировать на происходящую ситуацию, сопоставлять внешние признаки ситуации со своими собственными представлениями о ней и возможностями ее разрешения.
Регулятивный компонент гражданственности направлен на определение степени сформирован-ности у курсантов умения соизмерять собственную деятельность окружающих с действующими нравственными нормами. Регулятивный компонент реализует нормативно-регулирующую функцию, которая определяет, насколько курсант соизмеряет свою мыслительную и практическую деятельность с действующими в обществе и воспринятыми им самим нравственными нормами и критериями оценки, насколько полно система норм и оценок регулирует творческую деятельность и поведение.
Компонентный состав гражданственности определил выбор критериальных оснований их сформированности у курсантов: когнитивный, оценочный, регулятивный.
Наиболее объективными и реально измеримыми показателями сформированности гражданственности являются:
Первый критерий сформированности — это уровень знаний личности о сущности, содержании и средствах проявления гражданственности. Он включает следующие показатели: необходимый по объему и содержанию понятийный аппарат; устойчивое проявление операционных умений, таких как умение анализировать нравственную ситуацию, мыс-
лить противоречиями, подбирать аргументы, обосновывать свою точку зрения.
Второй критерий — обусловленная требованиями гражданственности направленность деятельности личности. Он включает в себя: стабильность мотивов деятельности курсанта (степень сформу-лированности идеала гражданственности); интери-оризацию требований гражданского поведения; стремление к самовоспитанию гражданственности; восприимчивость к воспитательным воздействиям.
Третий критерий — соответствие результатов деятельности личности требованиям гражданственности. К нему относятся: ценность результатов деятельности будущего офицера; инициативность его гражданской активности; адекватность эмоциональных проявлений; манера (стиль) поведения — соответствие средств и приемов деятельности курсанта требованиям гражданского поведения.
Таким образом, каждый критерий гражданственности можно рассматривать как совокупность определенных признаков, органически взаимосвязанных между собой, взаимно дополняющих друг друга и лишь в единстве позволяющих судить об уровне развития гражданственности.
Для определения основ классификации критериев гражданственности будем придерживаться двух взаимосвязанных аспектов — онтологического и гносеологического.
Онтологический аспект вытекает из необходимости обращения личности к нравственному выбору, который, как правило, опосредован взвешиванием последствий своих поступков. Личность, включенная в деятельность, регулирует свое поведение в определенной сложившейся системе отношений. В результате этого в сознании воина формируются нормативные предпочтения, которые становятся ближайшими ориентирами его поведения в тех или иных ситуациях. Одним из таких ориентиров служит приверженность человека к гражданственно значимым действиям.
Следовательно, в онтологическом отношении выделение критериев гражданственности связано с выявлением определенных показателей, характеризующих состояние реального развития этого качества. Посредством соотнесения таких показателей с идеалом можно определить соответствие его поведения нормам гражданственности.
В гносеологическом плане исследование критериев гражданственности связано со способностью командиров всех степеней, воспитателей осуществлять анализ сложной структуры действий и доби-
ваться на основе этого их адекватной оценки. В структуре действия как в фокусе представлены социально-нравственные явления, в том числе и гражданственность в единстве объективных и субъективных компонентов. Поэтому очень важное значение имеет учет как результатов деятельности, так и целей, мотивов, а также средств, способов их реализации субъектом гражданственности.
Задача выработки критериев гражданственности является достаточно трудной. Это связано со сложностью оценки нравственного облика курсанта, черты которого в той или иной мере определяют его моральную репутацию. Формирование гражданственности, как и всего комплекса качеств личности трудно поддается количественным измере-ниям9. Сложность решения данного вопроса заключается и в том, что в научной литературе нет однозначного толкования самого понятия "критерий". Однако те сведения, которые содержатся в настоящий момент в педагогике и философии и касаются определения критериев нравственной зрелости, позволяют вести разговор и об их оценке.
Приведенные выше взгляды различных авторов на критерии гражданственности являются правильными и в полной мере отражают свое предназначение определять уровни сформированности данного феномена применительно к своим социумам. При их трансформировании были гипотетично определены критерии гражданственности, которые, по мнению автора данной статьи, дают представление о развитии основных характеристик и всех элементов гражданственности курсантов и сотрудников ГПС МЧС России и удобны для использования в массовой воспитательной работе.
Содержание критериев гражданственности можно представить как сложную систему групп критериев. В основе такой классификации лежат противоречия в сферах регулятивного действия гражданственности.
Первая — интеллектуально-регулятивная группа критериев объединяет в себе те, которые характеризуют информированность личности о сущности гражданственности как качества личности, его содержании и его проявлениях в сознании и поведении личности. Она включает в себя следующие показатели: полноту этических знаний о содержании и сущности этого качества; глубину осознания жизненной необходимости овладения гражданскими качествами; устойчивое проявление операционных умений, таких как умение анализировать нравственную ситуацию, подбирать аргументы, обосновывать свою точку зрения.
9 АбгарянЭ. А.,РувинскийЛ. И. Математические методы в исследовании социально-психологических отношений / В кн.: Управление процессом нравственного воспитания. — М., 1979. — С. 73.
Вторая группа критериев — нравственное отношение к гражданственности. В общем плане критерии данной группы выражаются в нравственном отношении, направленном от общества к личности и зависящим главным образом от усвоения личностью норм морали: способностью считаться с общественным мнением; степенью развития чувства коллективизма, товарищеской взаимопомощи и уважения других людей; уровнем моральной ответственности за положение дел в коллективе; стремлением возглавить борьбу за успешное решение задач боевой готовности, укрепления воинской дисциплины и правопорядка.
Третья группа критериев — это операционно-поведенческая подготовленность личности, проявляющаяся в трудовой и общественно-политической активности курсантов, выражающаяся в их действиях в повседневной жизни, в критических ситуациях, требующих морального выбора. В нее
включаются: нравственная ценность результатов деятельности курсанта; инициативность его нравственной активности; адекватность эмоциональных проявлений; манера (стиль) поведения — соответствие средств и приемов деятельности военнослужащего требованиям гражданского поведения.
Четвертая группа критериев — это положительная репутация в коллективе сослуживцев, среди командиров и начальников. Она объединяет в себя: степень развития потребности в общественном признании; стремление заслужить положительную оценку окружающих; осознание положительной репутации, чувства самоуважения; наличие адекватной самооценки и позитивного отношения к себе; наличие у курсанта образа своего реального "Я".
Таким образом, проблема воспитания гражданственности у курсантов образовательных учреждений ГПС МЧС России требует своей дальнейшей разработки и научного решения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Полухин О. Н. Идея, опыт и идеал гражданственности: философский проект: Монография. — М.: Муниципальный мир, 2003. — 364 с.
2. Психолого-педагогический словарь /Автор-составитель В. А. Мижериков. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. — 544 с.
3. Бондаревская Е. В., Кульневич С. В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания: Учеб. пособие для студ. сред. и высш. пед. уч. зав., слушателей ИПК и ФПК. — Ростов-на-Дону: Учитель, 1999. — 560 с.
4. Суколенов И. В. Теория и практика гражданского образования в общеобразовательных учреждениях России (историко-педагогические аспекты): Автореф. дисс. ... д-ра пед. наук. — М., 2001. — 37 с.
5. Подласый И. П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высш. уч. зав.: В 2-х кн. — М.:Владос, 2003. — Кн. 2: Процесс воспитания. — 256 с.
6. Педагогика: Учебник/Л. П. Крившенко, М. Е. Вайндорф-Сысоева и др.; Под ред. Л. П. Крив-шенко. — М.: ТК Велби, Проспект, 2004. — 432 с.
7. Капустина 3. Я. Воспитание гражданственности в условиях обновляющейся России // Педагогика. — 2003. — № 9.— С. 45-49.
8. Руссу И. Н. Воспитание гражданственности у учащихся общеобразовательной школы. — Кишинев: Штиинца, 1976. — 192 с.
9. Филонов Г. Н. Гражданское воспитание: реальность и тенденции развития // Педагогика. —
1999. — № 8.— С. 45-51.
10. Савотина Н. А. Гражданское воспитание: традиции и современные требования // Педагогика. — 2002. — № 4. — С. 39-44.
11. Смирнов С. Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Академия, 2003. — 304 с.
12. Психология и педагогика высшей военной школы: Учеб. пособие / В. И. Варваров, В. И. Вдо-вюк, В. П. Давыдов и др. Под ред. А. В. Барабанщикова. — М.: Воениздат, 1989. — 366 с.
13. Соловьев В. В. Содержание и организация психолого-педагогической подготовки курсантов военно-инженерного вуза: Дисс. ... канд. пед. наук. — Ставрополь, 2004. — 160 с.
14. Григорьев А. А. Парадигма социально-организованного развития системы военного образования // Инновации в образовании. — 2003. — № 1. — С. 4-14.
15. Борытко Н. М. Пространство воспитания: образ бытия: Монография. — Волгоград: Перемена,
2000. — 225 с.
16. Рейнвальд Н. И. Психология личности: Монография. — М.: Изд-во Университета Дружбы народов, 1987. — С. 80.
17. Попова О. Н. Формирование у школьников культуры межнационального общения: Дисс. ... канд. пед. наук. — Волгоград, 2004. — 209 с.
18. Митрахович В. А. Формирование воинской чести у военнослужащих, проходящих военную службу по призыву в Вооруженных Силах Российской Федерации: Дисс.... канд. пед. наук. — Волгоград, 2002. — 257 с.
19. Шадриков В. Д. Психология деятельности и способности человека: Учеб. пособие. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Логос, 1996. — 320 с.
20. Макарова И. А. Формирование духовных потребностей у старшеклассников (на материале уроков литературы): Дисс. ... канд. пед. наук. — Волгоград, 2003. — 190 с.
21. Саранов А. М. Инновационный поиск в современной развивающейся школе: Учеб. пособие к спецкурсу. — Волгоград: Перемена, 1999. — С. 194.
22. Ильина Т. А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. пед. институтов. — М.: Просвещение, 1968.
— 572 с.
23. Шкробова М. А. Гражданское воспитание подростков на уроке и во внеурочной деятельности: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. — М., 2001. — 19 с.
24. Полухин О. Н. Становление гражданственности в России: социально-философский анализ.
— М.: Муниципальный мир, 2002. — 80 с.
25. Донецкая О. И. Воспитание политико-правовой культуры и активной гражданской позиции // Разработка модели системы воспитания в высшем учебном заведении (на опыте Казанского государственного университета). — Казань, 2001. — С. 81-86.
Поступила в редакцию 24.05.06.