Научная статья на тему 'Развитие и формирование гражданственности в учебно-воспитательном процессе'

Развитие и формирование гражданственности в учебно-воспитательном процессе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
310
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бушуева А. Б.

В статье раскрываются основные направления развития гражданственности в разные периоды развития нашего государства, а также задачи и пути становления современного гражданина через учебно-воспитательный процесс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The main directions of civics development in different periods of the state development, tasks and ways in the making of modern citizen through teaching and educational process are shown.

Текст научной работы на тему «Развитие и формирование гражданственности в учебно-воспитательном процессе»

РАЗВИТИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

А.Б. Бушуева (КамчатГТУ)

В статье раскрываются основные направления развития гражданственности в разные периоды развития нашего государства, а также задачи и пути становления современного гражданина через учебно-воспитательный процесс.

The main directions of civics development in different periods of the state development, tasks and ways in the making of modern citizen through teaching and educational process are shown.

Введение

В России идея гражданского воспитания развивалась в русле мировой педагогической мысли, но вместе с тем ее отличало качественное своеобразие, которое определялось спецификой развития самодеятельных начал в жизни российского крестьянства, составлявшего большинство населения страны.

Традиция взаимопомощи, решения насущных вопросов «всем миром» явилась одним из истоков формирования основ гражданского общества в стране.

В плане выявления специфики отечественного подхода к сущности гражданственности показательно определение, которое дал этому понятию еще В.И. Даль.

В «Толковом словаре живого великорусского языка» приводятся два значения понятия «гражданин»: «городской житель, горожанин, посадский» и «член общины или народа, состоящего под одним общим управлением; каждое лицо или человек из составляющих народ, землю, государство». А «гражданственность» раскрывается как «состояние гражданской общины; понятия и степень образования, необходимые для составления гражданского общества».

Отсюда следует, что понятие «гражданское общество» использовалось в России и имело ярко выраженное нравственное содержание.

Развитие гражданского образования в России

В официальной педагогике и школе дореволюционной России господствующей являлась религиозно-монархическая парадигма гражданского воспитания, основывавшаяся на принципе нравственно-православного долженствования. Ее светской модификацией можно считать идею патернализма, наиболее последовательно развитую К.П. Победоносцевым: путь к усилению государства он видел в установлении в России власти монарха, сходной с властью отца над детьми.

Учитывая, что эти идеи и в дальнейшем широко использовались в России, в частности в годы культа личности, считаем правомерным сформулировать вывод о зарождении еще в начале ХХ в. патерналистской парадигмы гражданского воспитания.

Основу патерналистской парадигмы составлял принцип авторитета. Данную парадигму мы даже можем определить как парадигму следования авторитету старшего (по возрасту, по характеру родственных связей, по званию, по должности).

В патерналистской парадигме особое значение придавалось эмоциональному воздействию на детей и подростков, формированию не столько сознания, сколько доверия - сначала к отцу, затем к другим значимым взрослым и, в конечном счете, к государству.

Политические взгляды в русле патерналистской парадигмы формируются не в результате изучения программ партий, правительственных документов, а на основе готовности идти за людьми, которые вызывают симпатию и доверие. Для людей, воспитанных в рамках этой парадигмы, характерны активность и даже жертвенность по отношению к государству.

Таким образом, в дореволюционной России сложилось понимание гражданственности как интегративного качества, отражающего отношение индивида к политическому строю, власти, закону, согражданам.

Гражданин в первые годы советской власти характеризовался как самоотверженный борец за победу коммунизма в стране и в мировом масштабе, как член всемирной армии пролетариата. Одним из его важнейших отличительных качеств провозглашалась классовая, пролетарская, солидарность.

Таким образом, в 1918-1919 гг. в структуру гражданского воспитания было включено развитие такого качества, как массовая гражданская самодеятельность, а также понимание

гражданственности как основанной на общественно-государственном патриотизме готовности к сплочению, самоорганизации, самостоятельным инициативным действиям в интересах страны.

В начале 1920-х гг. гражданское воспитание понималось как вхождение школьников в практику управления обществом, включающее в себя подготовку к выполнению как властных полномочий, так и исполнительских функций, функций как хозяина, так и труженика, развитие способности быть как субъектом управления, так и его объектом.

В середине 1920-х гг. в значительной мере под влиянием принятой в 1924 г. Конституции СССР развитие теории гражданского воспитания более последовательно шло в русле трактовки гражданственности как общественно-государственного патриотизма - сознания и чувства принадлежности к государству как организованному целому.

Для развития гражданского воспитания в период с 1928 г. по март 1953 г. характерен возврат к патерналистской парадигме, ориентирующей на воспитание доверия граждан к государству и безоговорочное принятие ими господствующих официальных ценностей и норм, на подвижничество.

Понятие «гражданское воспитание» было поглощено понятием «коммунистическое воспитание», понятие «гражданственность» отсутствовало в словарях и справочной литературе. По существу, оно сохранилось только в трудах А.С. Макаренко, в которых понятие «гражданин» конкретизировалось как обобщенная характеристика типа личности, интегрирующая ее социально ценные свойства.

Для периода «оттепели» характерны зарождение идеи гражданского воспитания на демократических началах, обращение к идее трудовой политехнической школы, способной наиболее успешно формировать гражданина. В трудах В.А. Сухомлинского вновь была поставлена проблема духовных основ гражданского воспитания, показано, что гражданственность формируется на основе выработки простых норм нравственности - честности, человечности, трудолюбия.

В конце 1970-х гг. был сделан вывод о том, что убеждения могут оставаться ценным, но пассивным багажом человека, если они не приводятся в деятельное состояние нравственными потребностями и такими регуляторами деятельности, как долг, совесть, ответственность, честь и достоинство личности.

Для периода 1985-1993 гг. характерен кризис гражданского воспитания в связи с коренной и нередко безосновательной ломкой всего созданного ранее, провозглашением тезиса о самоценности личности в отрыве от ее гражданской ответственности.

Этап начиная с 1993 г. (принятие Конституции РФ, выборы в Государственную Думу) по настоящее время характеризуется становлением правового государства и гражданского общества.

В условиях формирования гражданского общества и правового государства необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способной к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью, делами общества, готовой рассчитывать на собственные силы, собственным трудом обеспечивать свою материальную независимость.

Зачем государству гражданское образование? С его помощью воспитываются социально и экономически активные граждане. Вся либеральная экономика основана на активности населения.

Что хочет общество от гражданского образования? Обществу нужна стабильность. Как оно видит ее? Оно понимает стратегию власти и выстраивает свою стратегию. Оно умеет вести диалог с властью. Гражданское воспитание этому учит.

Что дает гражданину владение гражданскими навыками, гражданскими ценностями? Это позволяет формировать свои карьерные решения, планировать стратегию собственной жизни, использовать возможности, которые представляет государство. Очень важно уметь видеть стратегические возможности страны и свои собственные.

Задачи и проблемы гражданского образования можно условно разделить на три уровня:

1-й уровень - предметное обучение;

2-й уровень - кадровое обеспечение;

3-й уровень - ценностные ориентиры обществ.

Особое значение в гражданском воспитании личности имеют следующие задачи:

1. Мировоззренческая подготовка молодежи, определение смысла жизни, ценностного отношения к собственной жизни.

2. Важнейшей задачей воспитания гражданина является приобщение школьников к законам государства, раскрытие объективной необходимости их выполнения, формирование гражданской ответственности.

3. Приобщение учащихся к культуре своего отечества, народа, формирование потребности

в высоких культурных и духовных ценностях - еще одна задача воспитания гражданина.

4. Формирование общечеловеческих (народных) норм морали (доброта, взаимопонимание, терпимость и т. д.).

5. Воспитание демократичности. Развитие внутренней свободы, способности к объективной самооценке и регуляции в поведении, чувства собственного достоинства, самоуважения.

6. Воспитание трудолюбия как высокой ценности в жизни, развитие потребности в творческом труде - составная задача общей системы воспитания гражданина.

7. Здоровье - самая главная ценность для человека.

Важную роль в гражданском становлении учащихся имеет деятельность.

К основным видам деятельности, имеющих значимое влияние на воспитание гражданина, можно отнести: аудиторную, кружковую, художественную, краеведческую, поисково-

исследовательскую, экологическую, правоохранительную, патриотическую, общественнополитическую.

Гражданское воспитание студентов в процессе обучения осуществляется через разнообразие методов обучения, которые развивают самостоятельность мышления учащихся, дают возможность высказать им собственное мнение. Это прежде всего:

- методы развития критического мышления и навыков ведения дискуссии (любовь к Родине должна сочетаться с критическим отношением к ее недостаткам, к стремлению их исправить);

- работа с документами;

- методы художественного (эмоционального) воздействия на чувства ребят;

- учебное сотрудничество (деловые, имитационные и др. игры).

В настоящее время сложились следующие модели гражданского воспитания и образования:

1) предметная - через знания и умения, полученные в ходе изучения таких дисциплин, как обществознание, граждановедение, право, социология, культурология, история, литература;

2) проектная - разработка социальных проектов;

3) институциональная - создание демократической обстановки, позволяющей формировать правовое пространство через органы студенческого самоуправления.

Гражданское воспитание тесно связано с патриотическим.

Гражданственность является нравственно-политическим качеством личности, нравственным критерием которого является патриотизм. Основная воспитательная задача гражданского воспитания - это не только привитие любви к Родине, но и формирование такого качества личности, как умение нести ответственность за будущее своей страны.

Любовь к Родине должна сочетаться с критическим отношением к ее недостаткам, к стремлению их исправить. Воспитание гражданственности означает воспитание лояльности к своей стране.

Патриот чувствует любовь к Родине, а гражданин четко и ясно осознает свои обязанности перед ней. Подлинность того и другого определяется участием в жизни общества и государства.

Патриотическое воспитание должно быть плановым, системным, постоянным и одним из приоритетных направлений в государственной политике России в области воспитательной деятельности.

Для морской деятельности сегодня нужен специалист, который восприимчив к инновациям, готов к эксплуатации техники и технологий не сегодняшнего, а завтрашнего дня. И морская составляющая требует от него еще и умения слаженно работать в автономных коллективах и экипажах, быть морально и физически подготовленным к работе в экстремальных ситуациях. Если говорить о специалистах морского транспорта, то здесь важно, чтобы они, обладая профессиональными знаниями и навыками, хорошо разбирались в коммерции и праве, были в курсе последних инноваций в технике, международном и местном законодательстве, имели высокую технологическую культуру, были предельно собранными и дисциплинированными, поскольку на современных высокотехнологичных судах слишком велики последствия от аварий и катастроф. Доверить управление современными судами и морскими объектами можно только гарантированно высококвалифицированным специалистам, соответствующим всем предъявляемым к ним требованиям.

Особая роль в процессе образования курсантов отведена воспитанию высоких гражданских, морально-нравственных, физических и психических качеств, привычек поведения и действий в соответствии с предъявленными обществом социальными и педагогическими требованиями. Патриотическое воспитание молодежи объективно является важнейшим направлением педагогического процесса, выпускники которого представляют Россию за рубежом.

Каковы же современные механизмы формирования гражданственности у учащихся образовательных учреждений?

Важнейшими механизмами формирования гражданственности, реализуемыми

образовательными учреждениями, является социально-педагогическая деятельность с молодежью и накопленный опыт в сфере социального воспитания.

Привлечение подростков к совместной деятельности со старшими членами организации в социальных проектах коллектива учебного заведения способствует росту активности, самостоятельности и стремления к общению участников, выстраивает видение новых способов решения жизненных проблем, формирует самосознание и ответственность перед другими.

Гражданское воспитание - это система воспитания и обучения личности в контексте непрерывного образования.

В связи с этим в настоящее время выделяются наиболее значимые пути гражданского обучения и воспитания:

1) интеграция учебных дисциплин в гражданском образовании;

2) демократичность учебного заведения;

3) подготовка педагогов к реализации идей гражданского образования;

4) формирование гражданской позиции у учащихся образовательных учреждений;

5) формирование чувства гражданской ответственности, долга, совести.

Уровень гражданской воспитанности старшеклассников, профессиональная зрелость педагога и методический инструментарий воздействия на личность - вот те три основных показателя, которые достоверно отражают эффективность деятельности педагога по формированию у студентов гражданской позиции.

Результат

В колледже КамчатГТУ сложилась система гражданско-патриотического воспитания.

Ее особенностью является то, что она обеспечивает тесное взаимодействие, сотрудничество, прежде всего участников учебно-воспитательного процесса. Очень важную роль в этом процессе играет то, что у нас подобран коллектив единомышленников: классный руководитель -воспитатель - начальник механического отделения - завуч по воспитательной работе, который проводит целенаправленную работу по единому воспитательному плану (например, работа группы 08-Т-МХ планируется параллельно плану воспитательной работы колледжа).

В 2008 г. работа с курсантами началась с изучения развития КамчатГТУ через посещение музея и научной библиотеки университета.

После изучения символов России на занятиях по истории и проведенного классного часа «Овеянный славой флаг наш и герб» группа курсантов 08-Т-МХ приняла участие в деловой игре «Геральдика Камчатского края глазами молодых» совместно с Министерством общественных отношений Камчатского края. Ребята получили диплом участника, благодарность Правительства Камчатского края.

Связь поколений прослеживается в участии курсантов в краевом конкурсе - фестивале патриотической песни среди военнослужащих «О славе Отечества мы поем», в организации встречи с бывшими узниками концлагерей, в уроке-конференции «Человек на войне».

Дисциплину, слаженность действий показала группа, занявшая 1-е место в смотре строя и песни.

Начало волонтерскому движению положило участие курсантов в городской акции «Очистим город ото льда».

Одной из активных форм обучения является ролевая игра. Получив основные знания и умения, курсанты группы 08-Т-МХ постоянно принимают участие в молодежном политическом проекте «Государственная Дума» на уровне высших учебных заведений. Дипломы участников получили курсанты и за участие в городском Пятом интеллектуальном турнире «Неделя Наций».

Курсанты группы 08-Т-МХ с большим удовольствием принимают активное участие во всех мероприятиях на уровне колледжа, КГТУ и на уровне города. Традиционным стало участие в Вахте памяти, Торжественной поверке, посвященных памяти моряков и рыбаков, погибших при исполнении обязанностей, обучение в школе молодого избирателя, участие в студенческих научно-практических конференциях, в первенствах по армейскому рукопашному бою.

Результатом учебно-воспитательной работы по гражданско-патриотическому воспитанию стала поездка в Москву завуча по воспитательной работе с группой курсантов на церемонию

награждения за участие во Всероссийском конкурсе «Бегущая по волнам», проведенном в соответствии с государственной программой «Патриотическое воспитание граждан РФ на 20062010 годы» среди образовательных учреждений морской направленности. Представители колледжа получили диплом и медаль участника конкурса.

Сегодня главное состоит в том, чтобы возродить в российском обществе чувство истинного патриотизма как важнейшую духовно-нравственную и социальную ценность, сформировать у молодежи социально значимые качества, которые она сможет проявить в созидательной деятельности, связанной с защитой и процветанием нашего Отечества.

Вывод

В России существует два подхода к содержанию гражданского образования:

1) дисциплинарный - через обучение, то есть делается акцент на знания;

2) деятельный - вовлечение учащихся в демократическую деятельность, в основном через самоуправление. Методы обучения, которые развивают самостоятельность мышления учащихся, дают возможность высказать им собственное мнение.

Нет единого стандарта воспитания личности, но ясно одно: воспитание - это длительный процесс, который проходит цикл: семья - школа - вуз, но, воспитывая гражданина, надо помнить, что воспитать могут только воспитанные. Поэтому здесь, как указывается в статье, важными факторами являются семья, личность учителя, воспитателя, которые воспитывают, прежде всего, своим личным примером. Успех учебно-воспитательного процесса зависит и от систематической, целенаправленной работы единомышленников, а это зависит от демократических условий учебного заведения.

Специальные программы по патриотическому воспитанию составляются в странах авторитарных, а в демократических любовь к Родине приходит сама собой, в зависимости от воспитанности личности. Надо делами убеждать граждан в том, что государство не только от них любви ждет, но и их уважает и любит, - и граждане ответят взаимностью.

Литература

1. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. - Т. 1-4. - М., 1989-1991.

2. Иоффе А.Н. Методика гражданского образования. - Брянск, 2007. - С. 165-180.

3. КаптеревП.Ф. О семейном воспитании. - М.: Академия, 2000. - 165 с.

4. Караковский В.А. Стать человеком. - М., 1999. - С. 56-73.

5. Кершенштейнер Г. Понятие гражданского воспитания. - СПб, 1911.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Ключевский В.О. Памяти Т.Н. Грановского. Соч. - М., 1989. - Т. 7. - С. 298-300.

7. Кузнецова Л.В. Развитие содержания понятий «гражданственность» и «гражданское воспитание» в педагогике ХХ века // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2006. -№ 9. - С. 11-17.

8. Макаренко А.С. ПСС. - 1960. - Т. 5. - 466 с.

9. Печень Н.А. Воспитание воинов русской армии отечественной историей. - М., 1999. -С. 46-47.

10. Седых В. Задачи профессиональной подготовки специалистов морских профессий // Парламентская газета. - 2009. - № 236. - 5 августа.

11. Сластенин В.А. Общая педагогика. - М.: Владос, 2003. - Ч. 1. - 212 с.

12. Степанищев А.Т. Методический справочник учителя истории. - М., Владос, 2001. -С. 178-182.

13. Сухомлинский В.А. Письма к сыну. - М., 1979. - 35с.

14. Устав службы на судах рыбопромыслового флота РФ. - М.: Рконсульт, 2005.

15. Шоган В.В. Уроки истории нового поколения. - Ростов н/Д: Феникс, 2005. - С. 61-77.

16. ЩурковаН.Е. Новое воспитание. - М.: Педагогическое общество России, 2000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.