С. Н. Томилина
(Новороссийск)
Научные основания разработки стратегии
патриотического воспитания курсантов морского вуза
В статье обосновываются основные положения стратегии патриотического воспитания курсантов морского вуза, разработанной с опорой на нормативно-правовую базу патриотической деятельности в Российской Федерации, на различные подходы современных отечественных ученых на проблему патриотизма.
Реализация требований новой Государственной программы патриотического воспитания граждан РФ на 2016-2020 годы ставит перед руководящим составом морских вузов актуальную задачу - пересмотреть действующую в учебных заведениях практику воспитания, разработать собственные стратегии патриотического воспитания учащейся молодежи, определить приоритеты, основные направления развития воспитательно-патриотической системы, формы работы по патриотическому воспитанию курсантов.
Авторы-составители Военного энциклопедического словаря [3] термин «стратегия» поясняют как составную часть военного искусства, его высшую область, включающую теорию и практику военной деятельности государства, в том числе предотвращение войны, подготовку страны и вооруженных сил к отражению агрессии.
Огромный научный потенциал, необходимый для разработки стратегии патриотического воспитания курсантов морского вуза, содержится в трудах С. И. Архангельского, П. И. Бабочкина, Е. В. Бондаревской, И. А. Зимней, В. Т. Лисовского, Б. Т. Лихачева, А. С. Макаренко, Л. И. Новиковой, М. И. Рожкова, Н. Л. Селивановой, В. А. Сухомлинского и др.
Работы названных ученых способствовали развитию современной теории и практики воспитании личности, формированию достойных граждан Отечества, его патриотов и защитников.
Так, огромный и бесценный вклад в науку внес Л. С. Выготский, создавший культурно-историческую теорию развития личности. Великим ученым обосновано, что источники и детерминанты развития человека лежат в исторически развившейся культуре. Согласно этой теории основой психического развития
человека является изменение социальной ситуации его жизнедеятельности, а условиями выступают обучение и воспитание.
Существенное значение имеет теория воспитания личности в коллективе, разработанная А. С. Макаренко. Автор на практике создал и научно доказал, что именно в коллективе формируются присущие объединению людей нормы, стиль жизни и отношения. Значительную лепту в отечественную педагогику внес практик и теоретик В. А. Сухомлинский. Им введено понятие о воспитательном коллективе как содружестве и сотворчестве педагогов и учащихся.
Б. Т. Лихачев, В. Г. Маралов, В.А. Ситаров в последние десятилетия ХХ века разработали идею педагогики ненасилия, утверждающую положение, что воспитательное воздействие стимулирует саму формирующуюся личность сознательно идти на волевые самовоздействия и самоограничения, временно трудные и неприятные, но необходимые.
Большой интерес представляют:
- культурологическая концепция Е. В. Бондаревской (воспитание как педагогический процесс помощи воспитаннику в становлении его субъектности, культурной идентификации, социализации, в жизненном самоопределении);
- концепция формирования образа жизни, достойного Человека, Н. Е. Щурковой (воспитание как целенаправленное, организованное воспитателем восхождение воспитанника к культуре современного общества, как развитие способности жить в нем и сознательно строить свою жизнь, достойную Человека);
- концепция педагогической поддержки воспитанника и процесса его развития О. С. Газмана (воспитание - специально организованный процесс предъявления социально
одобряемых ценностей, нормативных качеств личности и образцов поведения];
- концепция гуманно-демократической воспитательной системы В. А. Караковского (воспитание - целенаправленное управление процессом развития личности. Главное в нем - это создание условий для целенаправленного систематического развития человека как субъекта деятельности, как личности и как индивидуальности. Надо управлять не личностью, а процессом ее развития.
В Федеральном законе РФ от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» [17] понятие «воспитание» определяется как деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства. Этого определения в своем исследовании будем придерживаться и мы.
Нельзя не отметить, что в современных реалиях на процесс разработки и реализации стратегии патриотического воспитания существенное негативное влияние имеют следующие внутренние и внешние трудности:
- отсутствие четкой государственной идеологии как совокупности системно упорядоченных взглядов, выражающей интересы российского социума, на основе которой осознаются и оцениваются отношения людей и их общностей к социальной действительности [8];
- усиление на фоне санкционной политики существенной социальной стратификации современного российского общества;
- отсутствие общенародной, общероссийской совокупности ценностей и эффективной системы их привития молодежи;
- разновариантное отношение россиян, в том числе и молодежи, к патриотизму, характеризующееся широким диапазоном от абсолютной поддержки до полного неприятия;
- существенное обострение военно-политической обстановки в мире, стремление «западных ястребов» к развязыванию новой мировой войны.
Следовательно, при разработке стратегии патриотического воспитания эти трудности следует учитывать и преодолевать, уметь разъяснять воспитанникам их сущность, пути их разрешения и осуществляемую деятельность государства в этих направлениях.
Какие же научные подходы следует применить при разработке стратегии патриотического воспитания?
Л. Н. Седова и Н. П. Толстолуцких [14] отмечают: «Научные подходы как методологические основы воспитания определяют стратегию решения актуальных воспитательных проблем не только с позиций педагогических аспектов, но и в контексте более широкого философского их рассмотрения».
Результаты исследования И. А. Дониной [5] позволяют нам утверждать, что стратегия патриотического воспитания курсантов морского вуза будет эффективно реализовывать-ся при следующих концептуальных основах:
- обоснование концепции государственно-патриотического воспитания, теоретико-методологическим фундаментом которой является интеграция определенных подходов;
- определение ядра патриотической концепции, которым являются выявленные закономерности и соответствующие им принципы;
- проектирование педагогической модели государственно-патриотического воспитания курсантов.
Анализ научной литературы [1, 2] показал, что для всестороннего рассмотрения теории и практики патриотического воспитания учащейся молодежи морского государственного вуза наиболее важными научными подходами являются аксиологический, деятельност-ный, культурологический, личностный, программно-проектировочный и системный.
Рассмотрим коротко их основные положения.
Аксиологический подход в педагогической науке разрабатывали такие ученые, как Б. М. Бим-Бад, Б. С. Брушлинский, Б. И. Додонов, Б. Г. Кузнецов, Н. Д. Никандров, В. А. Сласте-нин, В. М. Розин, М. Н. Фишер, П. Г. Щедровиц-кий и др. Аксиология рассматривает воспитанника как высшую ценность общества.
Аксиологический подход к патриотическому воспитанию имеет в своей основе философское учение о природе ценностей, их месте в реальности и о структуре ценностного мира. Подход имеет целью введение формирующейся личности молодого патриота в мир ценностей и оказание ей помощи в выборе личностно значимой системы ценностных ориентаций. Овладение личностью системой ценностных ориентаций способствует формированию у курсанта осмысленности жиз-
ни, пониманию, что он дает жизни (ценности жизнедеятельности) и что он лично берет от жизни (ценности переживаний), осознание, в чем его предназначение, которое он не в состоянии изменить (ценности отношения).
Применение положений подхода позволяет сформировать у молодежи способность активно и деятельно участвовать в строительстве нового социума, жить в нем, любить, ценить и защищать Отечество.
Деятельностный подход разработан отечественными учеными Л. С. Выготским, П. Я. Гальпериным, В. В. Давыдовым, А. Н. Леонтьевым, С. Л. Рубинштейном, Н. Ф. Талызиной и др. Его применение к патриотическому воспитанию обусловлено важнейшим положением: деятельность, будучи средством преобразования человеком окружающей действительности, служит основой, средством и решающим условием развития личности.
Следовательно, для того чтобы воспитать настоящих патриотов Отечества, необходимо постепенно вовлекать их в разнообразные виды социально и нравственно значимой патриотической деятельности. Для воспитания патриотизма у курсантов морского вуза необходимо наиболее полно использовать развивающие возможности учебно-познавательной и общественно полезной деятельности. Кроме того, необходимо, чтобы преподаватели вуза обучали курсантов целеполага-нию и планированию деятельности, ее организации и регулированию, контролю, самоанализу и оценке результатов деятельности.
В отечественной педагогике культурологический подход разрабатывали В. И. Андреев, Ю. А. Бельчиков, В. С. Библер, Е. В. Бондарев-ская, А. Н. Ростовцев, В. А. Сластенин, Н. Е. Щуркова и др. Идеи подхода позволяют рассматривать личность как продукт общественно-исторического развития и как носителя культуры (культура при этом понимается как специфический способ человеческой деятельности); определение обучения и воспитания в качестве решающего фактора интегрирования личности в мировую культуру; необходимость ориентации педагогического процесса на освоение воспитанниками культуры, опыта, накопленного предшествующими поколениями, и способов творческой деятельности.
Применение культурологического подхода к патриотическому воспитанию позволяет курсантам усвоить лучше образцы культуры России, её героического прошлого, сегодняш-
них созидательно-демократических преобразований, изучить и уяснить закономерности происхождения, развития и функционирования отечественной культуры. Патриотическое воспитание современной учащейся молодежи структурно содержит два ключевых компонента: 1) процесс передачи ценностей и норм культуры от старшего поколения к подрастающему; 2) творческое овладение юношами и девушками мировыми и отечественными достижениями культуры, бережное отношение к национальным традициям своего народа.
Патриотическое воспитание курсантов с позиции культурологического подхода требует соблюдения следующей логики и последовательности:
- формирование семейной культуры (включает уважительное отношение детей к родителям и близким родственникам; исполнение режима жизни семьи; организацию своего рабочего места; сохранение гигиены дома);
- формирование уважительного отношения к старшему поколению, участникам Великой Отечественной войны, ветеранам воинской службы и труда;
- формирование социальной культуры (представляет собой взгляды, отношения человека с социальным окружением, коллективом, группой и отдельными людьми);
- воспитание настоящей любви к своей «малой» Родине - селу, поселку, городу, коллективу, местным обычаям и традициям;
- воспитание любви, гордости и уважения к истории и традициям Отечества и Вооруженных Сил;
- приобщение личности к национальной культуре, являющейся совокупностью материальных и духовных ценностей, содействующее осознанию молодежью своей этнической принадлежности, гордости за национальную историю, традиции, язык;
- освоение гражданской культуры, которая включает в себя правовую, политическую, трудовую, экономическую, природоохранную и миротворческую культуру;
- формирование у курсантов гражданственности как чувства единства с народом, осознания личной ответственности за экономическое возрождение России, безопасность Отечества и готовность к защите суверенитета и территориальной целостности;
- формирование толерантности и уважительного отношения к другим народам, а так-
же нетерпимости к национализму и фашизму, религиозному фанатизму;
- переосмысление понятия «интернационализм» - как единство народов в борьбе за мир, недопущение ядерной катастрофы и гибели планеты.
Личностный подход к патриотическому воспитанию базируется на взглядах отечественных ученых Б. Г. Ананьева, К. А. Абульха-новой-Славской, М. Я. Басова, Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, А. В. Петровского, С. Л. Рубинштейна и др., которые в своих трудах и исследованиях рассматривают личность как активного субъекта собственного становления и развития.
Применение личностного подхода возможно только в случае, если воспитательно-патриотический процесс:
- имеет в своем центре личность воспитанника;
- основывается на субъект-субъектных взаимоотношениях его участников, предусматривающих равноправное сотрудничество и взаимопонимание воспитателя и воспитанников на основе диалогового общения;
- подразумевает активно-творческое сотрудничество и самих воспитанников в решении воспитательных задач;
- обеспечивает каждой личности возможность индивидуально воспринимать мир, творчески его преобразовывать, широко использовать субъектный опыт в интерпретации и оценке фактов, явлений, событий окружающей действительности на основе лично-стно значимых ценностей и внутренних установок.
При этом задача воспитателя заключается в стимулировании, поддержке, активизации внутренних резервов развития личности.
Непременным методом любого педагогического явления является системный подход, имеющий в своей основе понятие «система», согласно которой все компоненты, составляющие целостность, работают на конечную цель - формирование гармонически развитой личности.
Ориентируясь на положения системного подхода, патриотическое воспитание следует рассматривать как системно-структурное образование, а его функционирование, развитие - как активный педагогический процесс.
Программно-проектировочный подход рассматривается как важнейшее средство, содействующее созданию и качественному измене-
нию социально-педагогических и культурно-образовательных процессов.
Различные аспекты педагогического проектирования освещены в работах В. П. Бедер-хановой, Ю. В. Громыко, Е. С. Заир-Бек, Г. А. Игнатьева, И. А. Колесниковой, Г. К. Селевко, А. П. Тряпицыной, В. А. Ясвина и др.
Проектная парадигма в педагогической науке - это основание и рамка инновационной культуры в образовании, имеющие исключительное значение как на общетеоретическом уровне, так и на уровне самой образовательной практики. Культурной формой инновационных процессов в универсуме образования и воспитания является проектирование (Г. А. Игнатьева]. Проектность - определяющая черта современного мышления (Г. К. Селевко]. Проектирование - это целенаправленная деятельность по нахождению решения проблем и осуществлению изменений в окружающей среде (Г. К. Селевко].
Н. М. Борытко [2], Т. А. Писарева [12] и др. придерживаются взгляда, что принципиальная необходимость в проектировании возникает тогда, когда должен быть осуществлен шаг дальнейшего развития, переход целостной системы из одного состояния в другое. Достижение эффекта развития в проектно-программном подходе осуществляется благодаря использованию дополнительных принципов проектной деятельности - это: системность; реализуемость проекта; управляемость; рефлексивность как комплексная мыслительная способность к постоянному анализу и оценке каждого шага профессиональной деятельности; многоуровневость, обеспечивающая развитие непрерывности в профессионализации; многофукциональность; реалистичность означает оснащенность проекта разного рода ресурсами; цикличность предусматривает овладение компетентностным содержанием в виде завершенных модулей и блоков информации.
Программа, как нормативный документ, отражает целевые установки и содержательную основу воспитательного процесса, логику его построения, принципы выбора технологий обучения и воспитания, методов контроля достигнутого уровня воспитания [16].
С. И. Плаксий [13] утверждает, что стратегия вуза - это комплексный, долгосрочный план системных действий и их реальное осуществление на основе всестороннего изучения всех закономерностей, внешних и внут-
ренних обстоятельств, поставленных целей и задач, обеспечивающих эффективность деятельности вуза.
Программно-проектный подход в организации патриотического воспитания курсантов морского вуза содействует:
- формированию и развитию реалистической Я-концепции, уважения к другим, чуткости к анализу нравственных и гражданско-патриотических проблем, склонности к самоанализу, настойчивости в выполнении заданий, овладению формами сотрудничества;
- воспитанию патриотических чувств, любви к Родине, родному краю, приобщению к традициям России, ее Вооруженных Сил;
- формированию социально-патриотических знаний, умений и навыков, готовности на практике применить полученные знания о патриотизме, о героических поступках защитников Отечества, о боевых традициях ВС РФ;
- формированию и развитию нравственных и патриотических качеств;
- произведению на основе диагностики коррекции уровней патриотического воспитания курсантов морского вуза;
- развитию профессиональных интересов, способности к жизненному и профессиональному самоопределению;
- формированию у курсантов морского вуза целостной картины мира, понимания ценности окружающей действительности.
Ориентируясь на результаты исследования И. А. Дониной [5], можно утверждать, что основными теоретическими положениями стратегии патриотического воспитания курсантов морского вуза выступают следующие положения:
- понимание стратегического назначения патриотизма и патриотического воспитания современной учащейся молодежи;
- стратегическая цель становления каждого курсанта как подлинного профессионала, гражданина-патриота, защитника Отечества;
- тактические задачи - создание системы программно-диагностического сопровождения процесса формирования и развития патриотизма у курсантов морского вуза;
- достигнутые результаты на организационном и личностном уровне.
Конечным результатом стратегии государственно-патриотического воспитания курсантов морского вуза должны стать духовный и культурный подъем современной учащейся молодежи, ее высокая духовность, гражданская идентичность, патриотическое сознание, определяющие в дальнейшем будущее России.
Таким образом, стратегия государственно-патриотического воспитания курсантов морского вуза - это целенаправленный комплекс организационных и воспитательных действий, многомерное представление процесса актуального состояния, сохранения, творче-ско-педагогического развития и качественного изменения уровня патриотизма учащихся. Стратегия представляет собой консолидированный проект воспитательно-патриотической деятельности и проектирование его осуществления на длительный период времени.
Стратегия патриотического воспитания учащихся морского вуза обеспечивает единое направление воспитания патриотических качеств личности будущего моряка-профессионала, востребованных как для периода обучения в вузе, так и в дальнейшей жизнедеятельности.
Литература
1. Ахметшина Г. Х. Патриотическое воспитание как фактор формирования гражданской идентичности учащейся молодежи : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01. - Казань, 2015. - 237 с.
2. Борытко Н. М., Соловцова И. А., Байбаков А. М. Педагогика : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 496 с.
3. Военный энциклопедический словарь / Минобороны России [Электронный ресурс]. - URL: http://encyclopedia.mil.ru/ encyclopedia/ dictionary/list.htm
4. Володин Р. В. Основные пути формирования государственно-патриотической жизненной стратегии курсантов военных вузов // Международный научно-исследовательский журнал. -2015. - № 7-6 (38). - С. 8-10.
5. Донина И. А. Концепция и маркетинговая стратегия развития школы как общеобразовательной организации : дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.01. - Великий Новгород, 2015. - 455 с.
6. Зарипова Е. И., Баржаксымов О. Н. Анализ стратегий патриотического воспитания студентов [Электронный ресурс]. - URL: http://www.rusnauka.com/36_PWMN_2014/Pedagogica/5_180586.d oc.htm
7. Зимняя И. А. Стратегия воспитания: возможности и реальность // Знание. Понимание. Умение. - 2006. - № 1. - С. 67-74.
8. Семигин Г. Ю. Идеология // Новая философская энциклопедия. В 4 т. / преде. науч.-ред. совета В. С. Стёпин. - 2-е изд., испр. и доп. — М.: Мысль, 2010. - То же : [Электронный ресурс]. - URL: http://iph.ras.ru/elib/1185.html
9. Ильина Н. Ф. Стратегии становления региональной системы непрерывного инновационного педагогического образования // Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2011. -№ 2 (4). - С. 21-28.
10. Ипполитова Н. В. Патриотическое воспитание учащихся : учебное пособие по спецкурсу студентов пед. ин-тов. - 2-е изд., доп. - Шадринск: ШГПИ, 2005. - 84 с.
11. Лыкова Т. Р. Стратегия патриотического воспитания: проблемы, задачи, пути решения // Актуальные вопросы современной науки. - 2014.- № 36. -- С. 183-192.
12. Писарева Т. А. Общие основы педагогики : конспект лекций. - [Саратов] : Научная книга, 2008. - 126 е. - То же : [Электронный ресурс]. - URL: http://www.xliby.ru
13. Плаксий С. И. Стратегия развития российских вузов // Знание. Понимание. Умение. - 2006. - № 4. - С. 15-22.
14. Седова Л. Н., Толстолуцких Н.П. Теория и методика воспитания : конспект лекций. - М.: Высшее образование, 2006. - 206 с.
15. Педагогика : учеб пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / под ред. П. И. Пидкасистого - М.: Педагогическое общество России, 2004. - 608 с.
16. Томилина С. Н., Дорофеев А. М. Основные методологические подходы исследования: проблемы патриотического воспитания курсантов морского вуза // Познавательный : открытый журнал. - 2014. - № 16. - 26 июня. - 82 Кб (Гос. рег. номер № Эл. № ФС77-46256 ; ISSN 2226-1028).
17. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015) [Электронный ресурс]. - URL: http://base.garant.ru/70291362/