С.Н. Томилина
(Новороссийск)
К ВОПРОСУ О СТРАТЕГИЯХ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ПАТРИОТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖЬЮ
TO THE ISSUE OF COMPLEX OF STRATEGIES FOR EDUCATIONAL AND PATRIOTIC ACTIVITIES WITH STUDYING YOUNG PEOPLE
В статье рассматривается вопрос о целесообразности использования в воспитательно-патриотической деятельности с учащимися вузов комплекса стратегий, обеспечивающих формирование государственно-патриотической позиции у юношей и девушек.
Ключевые слова: воспитание, воспитательно-патриотическая деятельность, государственно-патриотическое воспитание, комплекс стратегий, патриотизм, патриотическое воспитание, стратегия, учащиеся вуза.
The article considers the issue of the expediency of using a set of strategies that ensure developing state-patriotic position in young men and women in the educational and patriotic activities with students of higher educational institutions.
Key words: education, educational and patriotic activities, state and patriotic education, set of strategies, patriotism, patriotic education, strategy, higher school students.
В современных условиях государство и общество стали больше внимания уделять вопросам воспитания учащейся молодежи, их подготовке к будущей жизнедеятельности, роли и степени участия каждого из них не только в профессиональной деятельности, но и социально-политической, общественной, патриотической и волонтерской работе. Ныне государство требует, чтобы каждый выпускник вуза был компетентным специалистом, лидером коллектива, гражданином-патриотом, защитником интересов Отечества в мирное и военное время. Поэтому Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [9] ориентирует руководство и профессорско-преподавательский состав вузов на систематизацию и активизацию воспитания учащихся.
В вузах в отдельное направление воспитательной деятельности выделяется патриотическое воспитание учащейся молодежи.
Повсеместно определены формы и методы этой деятельности, ведутся поиски условий их совершенствования. Такая работа ведется и в ФГБОУ ВО «Государственный морской университет (ГМУ) имени адмирала Ф.Ф. Ушакова».
Одним из инновационных путей качественного улучшения воспитательно-патриотической деятельности, может стать формирование патриотизма у учащейся молодежи по такому направлению как государственно-патриотическое воспитание, понимаемое как организованная, целенаправленная и систематическая воспитательно-патриотическая работа государственных органов, учреждений, общественных организаций, руководства учебных заведений и всех их структур по формированию и развитию у курсантов и студентов патриотических знаний и убеждений, государственно-патриотических качеств граж-
данина России, государственной позиции, выражающейся в отстаивании интересов государства и социума, добросовестном выполнении требований Конституции России, федеральных законов, гражданского, профессионального и воинского долга в мирное и военное время.
В ГМУ имени адмирала Ф.Ф. Ушакова проводится педагогическое исследование по государственно-патриотическому воспитанию курсантов. Формирование государственной патриотической позиции и высоких патриотических качеств личности курсанта-государственника потребовало разработки комплекса педагогических стратегий обеспечения процесса патриотического воспитания.
Термин «стратегия» зародился в военном деле как военно-профессиональное искусство полководцев и флотоводцев, как наука побеждать. В гражданском обиходе термин «стратегия» понимается как подготовка перспективных планов, рассчитанных на длительный срок.
Начиная с 90-х годов ХХ века, понятие «стратегия» стало применяться в гуманитарных науках, в том числе и в педагогике.
Одной из первых в отечественной науке сущность педагогической стратегии рассмотрела И.А. Зимняя [5]. Она также дала объективную характеристику этому феномену и раскрыла компонентный состав общей стратегии воспитания.
Автор видит стратегию воспитания как совокупность элементов, включающих: комплексное проектирование обучения, воспитания и духовного противостояния личности; конструирование педагогической деятельности; разработку и применение многосторонней целевой программы, предусматривающей подготовку высококвалифицированных кадров. создание необходимой информационно-образовательной и информационно-воспитательной сред выбор организационных форм и методов воспитания и др.
Е. В. Бондаревская и С. В. Кульневич [3] определяют педагогическую стратегию как «высший уровень перспективной теоретической разработки главных направлений
педагогической деятельности». По мнению Н.Е. Щурковой педагогическая стратегия представляет собой «ориентацию внимания педагога на воспитательную цель и выстраивание организованного взаимодействия с воспитанниками «в согласии с идеальным представлением о конечном результате профессиональной деятельности» [8].
Согласно взглядам А.И. Барсуковой [2] термин педагогическая стратегия имеет два аспекта. Для первого случая стратегия, представляет собой долгосрочный план достижения некоторой цели. При этом процесс выработки стратегии включает нахождение отдельной цели и разработку перспективного плана, рассчитанного на долгий срок.
Применение такого подхода базируется на том, что все происходящие в среде процессы носят детерминированный характер и поддаются полному контролю и управлению. Второй аспект, предполагает понимание стратегии как долгосрочного качественно определенного направления развития. В данном случае, стратегия охарактеризуется «как выбранное направление деятельности, функционирование в рамках которого должно привести к достижению стоящих перед ней целей» [2].
Следовательно, наличие педагогической стратегии позволяет преподавателю: более квалифицированно видеть и строить процесс воспитания личности; стабильно и системно ориентироваться на цель воспитания; умело трактовать проистекающие события, факты и явления согласно намеченной цели; последовательно следовать по общему пути профессионального решения в интересах развития личности воспитанника.
Сущность педагогической стратегии видится в наличии некоего общего плана действий воспитателя, преподавателя вуза в интересах действенного, эффективного воспитания и последовательного развития личности, определении основных целей деятельности, путей и средств их достижения.
В известной работе «Стратегия жизни» её автор К. А. Абульханова-Славская [1] теоретически связала понятием «стратегия» такие психологические аспекты жизни человека, как интересы (личные и профессиональные),
притязания и оценки достижений, стремления к индивидуальной активности и творчеству. Экстраполяция положений определения стратегии К. А. Абульхановой-Славской на государственно-патриотическое воспитание учащейся молодежи позволяет увидеть, что для педагогической стратегии воспитательно-патриотической деятельности характерны три основные признака:
- во-первых, педагогическая стратегия требует определения главных целей государственно-патриотического воспитания учащихся вуза, выбора его основных направлений и способов;
- во-вторых, направленность на разрешение выявленных противоречий, которые возникают в процессе государственно-патриотического воспитания учащихся вуза;
- в-третьих, потребность проектирования своеобразной сферы инициативности, активности, творчества, побуждения учащихся вуза к избранию своего пути и способа формирования, развития и совершенствования патриотизма и личностных патриотических качеств.
По нашему мнению ГПВ в качестве ведущих стратегий воспитательно-патриотической деятельности с учащейся молодежью выступают:
а) опора на историко-героические традиции Отечества, понимаемая как совокупность логически систематизированных, целенаправленных, организационных и воспитательных мероприятий и действий, направленных на качественное изменение уровня патриотизма учащихся морского вуза. По своей сути такая стратегия представляет собой конкретизированный и консолидированный проект воспитательно-патриотической деятельности ,проводимой с курсантами морского вуза, на длительный период времени;
б) актуализация принципов национального менталитета в сознании и патриотической деятельности (включает: принципы гордости и понимания величия культуры народа, национальных и семейных традиций, государственных масштабов, природных богатств, легендарной российской истории, исторических подвигов, массовых
фактов проявления героизма, самопожертвования в бою во имя Отечества, противодействия враждебному информационному воздействию в интересах утверждения од-нополярного мира);
в) опережение развития идейно-мировоззренческих представлений личности в условиях развития современных технологий (информационных, цифровых, нанотехно-логий и др.), такая стратегия предусматривает формирование у учащихся вуза научного, государственно-патриотического мировоззрения собственной системы знаний о мире, патриотических убеждений, идеалов и представлений.
Мировоззрение учащихся вуза, будущих специалистов - это личностная система философских, экономических и социально-политических взглядов, идеалов, убеждений, ценностных ориентаций. Его формированию и развитию способствуют занятия в вузе, чтение художественной и научной литературы, воздействие СМИ, общение в семье, учебной группе, образовательной, информационной и других средах.
Особое влияние (положительное или негативное) оказывают современные технологии. Под их постоянным идеологическим воздействием и формируются патриотические взгляды и позиция человека. Это требует осуществления целенаправленного опережения идейно-мировоззренческих представлений личности, что должно предусматривать активизацию и усиление воздействия на становление индивидуального мировоззрения в ходе целенаправленной учебной и идейно-воспитательной работы в вузе, осуществления систематического (в процессе каждого занятия, каждого мероприятия) педагогически грамотного воздействия на личность.
Для успешного осуществления опережающего развития мировоззрения учащихся вуза необходимо наличие информационно-воспитательной среды, оснащенной оптимальной материально-ресурсной базой; доступа к информационным базам учащихся вузов, с целью получения необходимых знаний; профессионально подготовленных профессорско-преподавательских кадров;
применение современных технологий образования и воспитания; изменение отношения в молодежной среде к патриотизму, государству и иным патриотическим ценностям.
г) специализация воспитания с уклоном на профессиональный облик будущего специалиста (для морских профессий эта стратегия предполагает особый подход к процессу профессионального воспитания с учетом больших масштабов мореплавания, возникновения чрезвычайных ситуаций, особой миссии Военно-морского флота РФ);
Становление будущего профессионала как целостной, профессионально компетентной, конкурентоспособной на рынке труда, гармонично развитой личности со сформированной государственно-патриотической позицией, прочно связано с его профессиональной подготовкой, осуществляемой в вузе, формированием нравственного ядра личности в ходе целенаправленного воспитания. Результатом такой подготовки становится получение системы профессиональных и нравственно-патриотических ценностей и идеалов учащегося вуза, наращивание его духовных потребностей, мотивов, ценностей в социальном плане, формирующих будущего компетентного профессионала;
д) трансформация классических методов и форм воспитания, гибкое реагирование на новые воспитательные технологии (Бессмертный полк, Георгиевская Лента, поисковая деятельность, волонтерская работа и др.).
Современная воспитательно-патриотическая практика требует наравне с применением классических, хорошо зарекомендовавших себя форм и методов деятельности, их трансформацию, активного поиска и применения инновационных.
«Энциклопедический словарь по психологии и педагогике» трактует термин «трансформация» (лат. transformatio - преобразование) как модификацию или изменение формы либо структуры чего-либо [10]. В этом же словаре понятие «инновация» объясняется как нововведение, базирующееся на достижениях науки и опыта передовой практики.
Основываясь на приведенных выше дефинициях, можно заключить, что, трансформация и инновация означают выработку, синтезирование новых, творческих и созидательных идей, ценностей, конструирование новых моделей и технологий для педагогической деятельности, целевых программ, форм и методов работы, обладающих индивидуальным, уникальным и прогрессивным характером, востребованностью для теории и практики.
Следовательно, трансформация и инновация в воспитательно-патриотической работе рассчитаны на введение или включение в деятельность чего-то совершенно нового и потребного, относящегося к цели, содержанию, методам и формам воспитания, к организации совместной деятельности преподавателя и учащихся.
Применение в воспитательно-патриотической деятельности стратегии трансформации классических методов и форм воспитания, гибкого реагирования на новые воспитательные технологии позволяет: повысить интерес учащихся вуза к патриотизму и патриотической деятельности; выбрать новый, более эффективный путь передачи убеждений и ценностей; перейти к воспитанию разносторонней и патриотически настроенной личности; придать динамичность процессу переосмысления ценностных ориентиров; направить тематику личностного общения учащихся в патриотическое русло. Особо важно сформировать обобщенные, государственно-патриотические взгляды, обеспечивающие в дальнейшем применение усвоенных знаний в реальной жизни; расширить, обогатить, углубить внутренний, духовный мир личности; создать условия для самореализации, саморазвития личности и достижения успеха в деле патриотического воспитания учащихся вуза.
Использование этой стратегии обеспечивает также формирование у учащихся коммуникативных компетенций, ценностно-смысловых ориентаций, опыта совместной коллективной патриотической деятельности.
Роль и задача преподавателя заключается в оказании педагогической поддержки и сопровождения учащихся в патриотическом становления, соблюдение принципа непрерывности и преемственности в содержании и формах организации государственно-патриотического воспитания.
Настоящая стратегия базируется на идеях непрерывности (обеспечивает целостность процесса воспитания патриотов-государственников в период обучения) и преемственности (предполагает реализацию тесной связи форм, содержания и методов воспитания).
Применение такой стратегии позволяет: осуществлять эффективную координацию цели, содержания, методов, средств и форм организации процесса ГПВ; обеспечить конструирование педагогических условий, направленных на формирование и развитие индивидуально-личностных патриотических качеств и государственно-патриотической позиции; выявлять взаимодополняющие факторы ГПВ (микросоциум, семья, одногруппники, сверстники, друзья и др.).
Таким образом, стратегия непрерывности и преемственности содержания и форм организации ГПВ предполагают конструирование и принятие единой системы целей и содержания патриотической деятельности на протяжении всего периода обучения учащихся в вузе.
Стратегия формирования и развития лидерских качеств у учащейся молодежи обусловлена том, что современный выпускник вуза это всесторонне развитый, компетентный профессионал, настоящий гражданин и патриот своего Отечества, обладающий лидерским потенциалом, включающий необходимый набор лидерских качеств: предвидение (позволяет выстраивать перспективы, конструировать образ будущего нового, пока не реализованного и показывать его последователям). Такое качество позволяет: ставить значительно более важные, значимые, глобальные и дерзкие цели; сплачивать, вдохновлять членов группы и создвать у них желание следовать за лидером. Лидерские качества это - организаторские умения (мотивирование, вдох-
новение, убеждение), которые обеспечивают результативное влияние и воздействия на подчиненных и последователей; коммуникабельность (способствует успешному и качественному общению, установке необходимых связей и контактов);уверенность в себе (выражает некоторое базовое состояние лидера, наличие которого внушает доверие к нему и готовность следовать за ним); самообладание (включает комплекс таких черт как сдержанность, спокойствие, выдержка, стрессоустойчивость, умение держать удар и другие, которые обеспечивают эффективную деятельность в чрезвычайных и критических ситуациях).
Лидерские качества могут быть сформированы при таких условиях: личностная установка на роль лидера и лидерскую позицию; программно-диагностическое сопровождение и систематизированная педагогическая поддержка в процессе освоения роли лидера; создание активно-деятель-ностной среды в вузе, способствующей формированию и развитию лидерских качеств у учащегося вуза.
Формирование патриотических качеств, государственно-патриотической позиции происходит более эффективно в случая использования возможностей самовоспитания.
В педагогической науке под термином «самовоспитание» понимается «сознательная и целенаправленная деятельность человека по формированию и совершенствованию у себя положительных и устранению отрицательных качеств» [6]. Для правильного осуществление процесса самовоспитания требуется соблюдение следующих условий: наличие истинного знания о себе; умение видеть свои недостатки; правильная самооценка своих недостатков; четкое осознание своих целей, идеалов, личностных смыслов.
Стратегия самовоспитания требует привить учащимся осмысленное понимание потребности и важности самовоспитания в процессе ГПВ; разъяснения сути и логики использования форм и методов самовоспитания; использования практики самодиагностики процесса самовоспитания патриотических качеств; осуществления педаго-
гическои помощи и поддержки в процессе самовоспитания.
ма; активизацию участия юношей и девушек в патриотическом воспитании; повышение результативности учебной и учебно-воспитательной работы с современной молодежью.
Таким образом, комплекс стратегий обеспечивает вовлечение каждого учащегося вуза в процесс самовоспитания патриотиз-
Литература
1. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. - М.: Мысль, 1991. - 299 с.
2. Барсукова А.И. Стратегии педагогического проектирования [Электронный ресурс] /https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2015/02/08/strategii-pedago-gicheskogo-proektirovaniya (дата обращения: 08.07. 2018).
3. Бондаревская Е. В., Кульневич С. В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания: учеб. пособие для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений, слушателей ИПК и ФПК. - Ростов-н/Д: Творческий центр «Учитель», 1999. - 560 с.
4. Донина И.А. Педагогическая стратегия становления конкурентоспособного персонала общеобразовательной организации // Современные проблемы науки и образования. -2014. - №6. URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=15541 (дата обращения: 09.07.2018).
5. Зимняя И. А. Характеристика и компонентный состав общей стратегии воспитания// Классный руководитель. - 2002.- №5.- С.70-78.
6. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 176 с.
7. Романюк В.С., Галеев И.Ш., Миннахметова Л.Т., Мисбахов А.А. Вопросы формирования научного мировоззрения будущих специалистов как целостности // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - № 3. [Электронный ресурс] / https://science-education.ru/ru/article/view?id=9177 (дата обращения: 17.07. 2018).
8. Щуркова Н.Е. Педагогическая технология. - М.: Педагогическое общество России, 2002.
9. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-Ф3 от 29 декабря 2012 года с изменениями 2018 года [Электронный ресурс] /http://zakon-ob-obrazovami. ги/2.Мт1 (дата обращения: 10.07. 2018).
10. Энциклопедический словарь по психологии и педагогике» [Электронный ресурс] / https://psychology_pedagogy.academic.ru /18772/ (дата обращения: 18.07. 2018).
- 224 с.