Научная статья на тему 'К вопросу о стратегиях воспитательно-патриотической деятельности с учащейся молодежью'

К вопросу о стратегиях воспитательно-патриотической деятельности с учащейся молодежью Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
87
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / ВОСПИТАТЕЛЬНО-ПАТРИОТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ГОСУДАРСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / КОМПЛЕКС СТРАТЕГИЙ / ПАТРИОТИЗМ / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / СТРАТЕГИЯ / УЧАЩИЕСЯ ВУЗА / EDUCATION / EDUCATIONAL AND PATRIOTIC ACTIVITIES / STATE AND PATRIOTIC EDUCATION / SET OF STRATEGIES / PATRIOTISM / PATRIOTIC EDUCATION / STRATEGY / HIGHER SCHOOL STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Томилина Светлана Николаевна

В статье рассматривается вопрос о целесообразности использования в воспитательно-патри-отической деятельности с учащимися вузов комплекса стратегий, обеспечивающих формиро-вание государственно-патриотической позиции у юношей и девушек

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE ISSUE OF COMPLEX OF STRATEGIES FOR EDUCATIONAL AND PATRIOTIC ACTIVITIES WITH STUDYING YOUNG PEOPLE

The article considers the issue of the expediency of using a set of strategies that ensure developing state-patriotic position in young men and women in the educational and patriotic activities with students of higher educational institutions

Текст научной работы на тему «К вопросу о стратегиях воспитательно-патриотической деятельности с учащейся молодежью»

С.Н. Томилина

(Новороссийск)

К ВОПРОСУ О СТРАТЕГИЯХ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ПАТРИОТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖЬЮ

TO THE ISSUE OF COMPLEX OF STRATEGIES FOR EDUCATIONAL AND PATRIOTIC ACTIVITIES WITH STUDYING YOUNG PEOPLE

В статье рассматривается вопрос о целесообразности использования в воспитательно-патриотической деятельности с учащимися вузов комплекса стратегий, обеспечивающих формирование государственно-патриотической позиции у юношей и девушек.

Ключевые слова: воспитание, воспитательно-патриотическая деятельность, государственно-патриотическое воспитание, комплекс стратегий, патриотизм, патриотическое воспитание, стратегия, учащиеся вуза.

The article considers the issue of the expediency of using a set of strategies that ensure developing state-patriotic position in young men and women in the educational and patriotic activities with students of higher educational institutions.

Key words: education, educational and patriotic activities, state and patriotic education, set of strategies, patriotism, patriotic education, strategy, higher school students.

В современных условиях государство и общество стали больше внимания уделять вопросам воспитания учащейся молодежи, их подготовке к будущей жизнедеятельности, роли и степени участия каждого из них не только в профессиональной деятельности, но и социально-политической, общественной, патриотической и волонтерской работе. Ныне государство требует, чтобы каждый выпускник вуза был компетентным специалистом, лидером коллектива, гражданином-патриотом, защитником интересов Отечества в мирное и военное время. Поэтому Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [9] ориентирует руководство и профессорско-преподавательский состав вузов на систематизацию и активизацию воспитания учащихся.

В вузах в отдельное направление воспитательной деятельности выделяется патриотическое воспитание учащейся молодежи.

Повсеместно определены формы и методы этой деятельности, ведутся поиски условий их совершенствования. Такая работа ведется и в ФГБОУ ВО «Государственный морской университет (ГМУ) имени адмирала Ф.Ф. Ушакова».

Одним из инновационных путей качественного улучшения воспитательно-патриотической деятельности, может стать формирование патриотизма у учащейся молодежи по такому направлению как государственно-патриотическое воспитание, понимаемое как организованная, целенаправленная и систематическая воспитательно-патриотическая работа государственных органов, учреждений, общественных организаций, руководства учебных заведений и всех их структур по формированию и развитию у курсантов и студентов патриотических знаний и убеждений, государственно-патриотических качеств граж-

данина России, государственной позиции, выражающейся в отстаивании интересов государства и социума, добросовестном выполнении требований Конституции России, федеральных законов, гражданского, профессионального и воинского долга в мирное и военное время.

В ГМУ имени адмирала Ф.Ф. Ушакова проводится педагогическое исследование по государственно-патриотическому воспитанию курсантов. Формирование государственной патриотической позиции и высоких патриотических качеств личности курсанта-государственника потребовало разработки комплекса педагогических стратегий обеспечения процесса патриотического воспитания.

Термин «стратегия» зародился в военном деле как военно-профессиональное искусство полководцев и флотоводцев, как наука побеждать. В гражданском обиходе термин «стратегия» понимается как подготовка перспективных планов, рассчитанных на длительный срок.

Начиная с 90-х годов ХХ века, понятие «стратегия» стало применяться в гуманитарных науках, в том числе и в педагогике.

Одной из первых в отечественной науке сущность педагогической стратегии рассмотрела И.А. Зимняя [5]. Она также дала объективную характеристику этому феномену и раскрыла компонентный состав общей стратегии воспитания.

Автор видит стратегию воспитания как совокупность элементов, включающих: комплексное проектирование обучения, воспитания и духовного противостояния личности; конструирование педагогической деятельности; разработку и применение многосторонней целевой программы, предусматривающей подготовку высококвалифицированных кадров. создание необходимой информационно-образовательной и информационно-воспитательной сред выбор организационных форм и методов воспитания и др.

Е. В. Бондаревская и С. В. Кульневич [3] определяют педагогическую стратегию как «высший уровень перспективной теоретической разработки главных направлений

педагогической деятельности». По мнению Н.Е. Щурковой педагогическая стратегия представляет собой «ориентацию внимания педагога на воспитательную цель и выстраивание организованного взаимодействия с воспитанниками «в согласии с идеальным представлением о конечном результате профессиональной деятельности» [8].

Согласно взглядам А.И. Барсуковой [2] термин педагогическая стратегия имеет два аспекта. Для первого случая стратегия, представляет собой долгосрочный план достижения некоторой цели. При этом процесс выработки стратегии включает нахождение отдельной цели и разработку перспективного плана, рассчитанного на долгий срок.

Применение такого подхода базируется на том, что все происходящие в среде процессы носят детерминированный характер и поддаются полному контролю и управлению. Второй аспект, предполагает понимание стратегии как долгосрочного качественно определенного направления развития. В данном случае, стратегия охарактеризуется «как выбранное направление деятельности, функционирование в рамках которого должно привести к достижению стоящих перед ней целей» [2].

Следовательно, наличие педагогической стратегии позволяет преподавателю: более квалифицированно видеть и строить процесс воспитания личности; стабильно и системно ориентироваться на цель воспитания; умело трактовать проистекающие события, факты и явления согласно намеченной цели; последовательно следовать по общему пути профессионального решения в интересах развития личности воспитанника.

Сущность педагогической стратегии видится в наличии некоего общего плана действий воспитателя, преподавателя вуза в интересах действенного, эффективного воспитания и последовательного развития личности, определении основных целей деятельности, путей и средств их достижения.

В известной работе «Стратегия жизни» её автор К. А. Абульханова-Славская [1] теоретически связала понятием «стратегия» такие психологические аспекты жизни человека, как интересы (личные и профессиональные),

притязания и оценки достижений, стремления к индивидуальной активности и творчеству. Экстраполяция положений определения стратегии К. А. Абульхановой-Славской на государственно-патриотическое воспитание учащейся молодежи позволяет увидеть, что для педагогической стратегии воспитательно-патриотической деятельности характерны три основные признака:

- во-первых, педагогическая стратегия требует определения главных целей государственно-патриотического воспитания учащихся вуза, выбора его основных направлений и способов;

- во-вторых, направленность на разрешение выявленных противоречий, которые возникают в процессе государственно-патриотического воспитания учащихся вуза;

- в-третьих, потребность проектирования своеобразной сферы инициативности, активности, творчества, побуждения учащихся вуза к избранию своего пути и способа формирования, развития и совершенствования патриотизма и личностных патриотических качеств.

По нашему мнению ГПВ в качестве ведущих стратегий воспитательно-патриотической деятельности с учащейся молодежью выступают:

а) опора на историко-героические традиции Отечества, понимаемая как совокупность логически систематизированных, целенаправленных, организационных и воспитательных мероприятий и действий, направленных на качественное изменение уровня патриотизма учащихся морского вуза. По своей сути такая стратегия представляет собой конкретизированный и консолидированный проект воспитательно-патриотической деятельности ,проводимой с курсантами морского вуза, на длительный период времени;

б) актуализация принципов национального менталитета в сознании и патриотической деятельности (включает: принципы гордости и понимания величия культуры народа, национальных и семейных традиций, государственных масштабов, природных богатств, легендарной российской истории, исторических подвигов, массовых

фактов проявления героизма, самопожертвования в бою во имя Отечества, противодействия враждебному информационному воздействию в интересах утверждения од-нополярного мира);

в) опережение развития идейно-мировоззренческих представлений личности в условиях развития современных технологий (информационных, цифровых, нанотехно-логий и др.), такая стратегия предусматривает формирование у учащихся вуза научного, государственно-патриотического мировоззрения собственной системы знаний о мире, патриотических убеждений, идеалов и представлений.

Мировоззрение учащихся вуза, будущих специалистов - это личностная система философских, экономических и социально-политических взглядов, идеалов, убеждений, ценностных ориентаций. Его формированию и развитию способствуют занятия в вузе, чтение художественной и научной литературы, воздействие СМИ, общение в семье, учебной группе, образовательной, информационной и других средах.

Особое влияние (положительное или негативное) оказывают современные технологии. Под их постоянным идеологическим воздействием и формируются патриотические взгляды и позиция человека. Это требует осуществления целенаправленного опережения идейно-мировоззренческих представлений личности, что должно предусматривать активизацию и усиление воздействия на становление индивидуального мировоззрения в ходе целенаправленной учебной и идейно-воспитательной работы в вузе, осуществления систематического (в процессе каждого занятия, каждого мероприятия) педагогически грамотного воздействия на личность.

Для успешного осуществления опережающего развития мировоззрения учащихся вуза необходимо наличие информационно-воспитательной среды, оснащенной оптимальной материально-ресурсной базой; доступа к информационным базам учащихся вузов, с целью получения необходимых знаний; профессионально подготовленных профессорско-преподавательских кадров;

применение современных технологий образования и воспитания; изменение отношения в молодежной среде к патриотизму, государству и иным патриотическим ценностям.

г) специализация воспитания с уклоном на профессиональный облик будущего специалиста (для морских профессий эта стратегия предполагает особый подход к процессу профессионального воспитания с учетом больших масштабов мореплавания, возникновения чрезвычайных ситуаций, особой миссии Военно-морского флота РФ);

Становление будущего профессионала как целостной, профессионально компетентной, конкурентоспособной на рынке труда, гармонично развитой личности со сформированной государственно-патриотической позицией, прочно связано с его профессиональной подготовкой, осуществляемой в вузе, формированием нравственного ядра личности в ходе целенаправленного воспитания. Результатом такой подготовки становится получение системы профессиональных и нравственно-патриотических ценностей и идеалов учащегося вуза, наращивание его духовных потребностей, мотивов, ценностей в социальном плане, формирующих будущего компетентного профессионала;

д) трансформация классических методов и форм воспитания, гибкое реагирование на новые воспитательные технологии (Бессмертный полк, Георгиевская Лента, поисковая деятельность, волонтерская работа и др.).

Современная воспитательно-патриотическая практика требует наравне с применением классических, хорошо зарекомендовавших себя форм и методов деятельности, их трансформацию, активного поиска и применения инновационных.

«Энциклопедический словарь по психологии и педагогике» трактует термин «трансформация» (лат. transformatio - преобразование) как модификацию или изменение формы либо структуры чего-либо [10]. В этом же словаре понятие «инновация» объясняется как нововведение, базирующееся на достижениях науки и опыта передовой практики.

Основываясь на приведенных выше дефинициях, можно заключить, что, трансформация и инновация означают выработку, синтезирование новых, творческих и созидательных идей, ценностей, конструирование новых моделей и технологий для педагогической деятельности, целевых программ, форм и методов работы, обладающих индивидуальным, уникальным и прогрессивным характером, востребованностью для теории и практики.

Следовательно, трансформация и инновация в воспитательно-патриотической работе рассчитаны на введение или включение в деятельность чего-то совершенно нового и потребного, относящегося к цели, содержанию, методам и формам воспитания, к организации совместной деятельности преподавателя и учащихся.

Применение в воспитательно-патриотической деятельности стратегии трансформации классических методов и форм воспитания, гибкого реагирования на новые воспитательные технологии позволяет: повысить интерес учащихся вуза к патриотизму и патриотической деятельности; выбрать новый, более эффективный путь передачи убеждений и ценностей; перейти к воспитанию разносторонней и патриотически настроенной личности; придать динамичность процессу переосмысления ценностных ориентиров; направить тематику личностного общения учащихся в патриотическое русло. Особо важно сформировать обобщенные, государственно-патриотические взгляды, обеспечивающие в дальнейшем применение усвоенных знаний в реальной жизни; расширить, обогатить, углубить внутренний, духовный мир личности; создать условия для самореализации, саморазвития личности и достижения успеха в деле патриотического воспитания учащихся вуза.

Использование этой стратегии обеспечивает также формирование у учащихся коммуникативных компетенций, ценностно-смысловых ориентаций, опыта совместной коллективной патриотической деятельности.

Роль и задача преподавателя заключается в оказании педагогической поддержки и сопровождения учащихся в патриотическом становления, соблюдение принципа непрерывности и преемственности в содержании и формах организации государственно-патриотического воспитания.

Настоящая стратегия базируется на идеях непрерывности (обеспечивает целостность процесса воспитания патриотов-государственников в период обучения) и преемственности (предполагает реализацию тесной связи форм, содержания и методов воспитания).

Применение такой стратегии позволяет: осуществлять эффективную координацию цели, содержания, методов, средств и форм организации процесса ГПВ; обеспечить конструирование педагогических условий, направленных на формирование и развитие индивидуально-личностных патриотических качеств и государственно-патриотической позиции; выявлять взаимодополняющие факторы ГПВ (микросоциум, семья, одногруппники, сверстники, друзья и др.).

Таким образом, стратегия непрерывности и преемственности содержания и форм организации ГПВ предполагают конструирование и принятие единой системы целей и содержания патриотической деятельности на протяжении всего периода обучения учащихся в вузе.

Стратегия формирования и развития лидерских качеств у учащейся молодежи обусловлена том, что современный выпускник вуза это всесторонне развитый, компетентный профессионал, настоящий гражданин и патриот своего Отечества, обладающий лидерским потенциалом, включающий необходимый набор лидерских качеств: предвидение (позволяет выстраивать перспективы, конструировать образ будущего нового, пока не реализованного и показывать его последователям). Такое качество позволяет: ставить значительно более важные, значимые, глобальные и дерзкие цели; сплачивать, вдохновлять членов группы и создвать у них желание следовать за лидером. Лидерские качества это - организаторские умения (мотивирование, вдох-

новение, убеждение), которые обеспечивают результативное влияние и воздействия на подчиненных и последователей; коммуникабельность (способствует успешному и качественному общению, установке необходимых связей и контактов);уверенность в себе (выражает некоторое базовое состояние лидера, наличие которого внушает доверие к нему и готовность следовать за ним); самообладание (включает комплекс таких черт как сдержанность, спокойствие, выдержка, стрессоустойчивость, умение держать удар и другие, которые обеспечивают эффективную деятельность в чрезвычайных и критических ситуациях).

Лидерские качества могут быть сформированы при таких условиях: личностная установка на роль лидера и лидерскую позицию; программно-диагностическое сопровождение и систематизированная педагогическая поддержка в процессе освоения роли лидера; создание активно-деятель-ностной среды в вузе, способствующей формированию и развитию лидерских качеств у учащегося вуза.

Формирование патриотических качеств, государственно-патриотической позиции происходит более эффективно в случая использования возможностей самовоспитания.

В педагогической науке под термином «самовоспитание» понимается «сознательная и целенаправленная деятельность человека по формированию и совершенствованию у себя положительных и устранению отрицательных качеств» [6]. Для правильного осуществление процесса самовоспитания требуется соблюдение следующих условий: наличие истинного знания о себе; умение видеть свои недостатки; правильная самооценка своих недостатков; четкое осознание своих целей, идеалов, личностных смыслов.

Стратегия самовоспитания требует привить учащимся осмысленное понимание потребности и важности самовоспитания в процессе ГПВ; разъяснения сути и логики использования форм и методов самовоспитания; использования практики самодиагностики процесса самовоспитания патриотических качеств; осуществления педаго-

гическои помощи и поддержки в процессе самовоспитания.

ма; активизацию участия юношей и девушек в патриотическом воспитании; повышение результативности учебной и учебно-воспитательной работы с современной молодежью.

Таким образом, комплекс стратегий обеспечивает вовлечение каждого учащегося вуза в процесс самовоспитания патриотиз-

Литература

1. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. - М.: Мысль, 1991. - 299 с.

2. Барсукова А.И. Стратегии педагогического проектирования [Электронный ресурс] /https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2015/02/08/strategii-pedago-gicheskogo-proektirovaniya (дата обращения: 08.07. 2018).

3. Бондаревская Е. В., Кульневич С. В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания: учеб. пособие для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений, слушателей ИПК и ФПК. - Ростов-н/Д: Творческий центр «Учитель», 1999. - 560 с.

4. Донина И.А. Педагогическая стратегия становления конкурентоспособного персонала общеобразовательной организации // Современные проблемы науки и образования. -2014. - №6. URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=15541 (дата обращения: 09.07.2018).

5. Зимняя И. А. Характеристика и компонентный состав общей стратегии воспитания// Классный руководитель. - 2002.- №5.- С.70-78.

6. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 176 с.

7. Романюк В.С., Галеев И.Ш., Миннахметова Л.Т., Мисбахов А.А. Вопросы формирования научного мировоззрения будущих специалистов как целостности // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - № 3. [Электронный ресурс] / https://science-education.ru/ru/article/view?id=9177 (дата обращения: 17.07. 2018).

8. Щуркова Н.Е. Педагогическая технология. - М.: Педагогическое общество России, 2002.

9. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-Ф3 от 29 декабря 2012 года с изменениями 2018 года [Электронный ресурс] /http://zakon-ob-obrazovami. ги/2.Мт1 (дата обращения: 10.07. 2018).

10. Энциклопедический словарь по психологии и педагогике» [Электронный ресурс] / https://psychology_pedagogy.academic.ru /18772/ (дата обращения: 18.07. 2018).

- 224 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.