УДК 37.035.6
Tomilina S.N., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Life Safety, State Marine University
n.a. Admiral F.F. Ushakov (Novorossiysk, Russia), E-mail: www.aumsu.ru
THE STRATEGY OF FORMATION OF STATE-PATRIOTIC POSITION OF STUDENTS OF A MARITIME UNIVERSITY. Education of patriots is a long process that requires a strategic approach, the use of innovative methods and forms of educational impact. The article is dedicated to development and substantiation of the basic provisions of the strategy of formation of state-patriotic position of students at a maritime university is understood as integrative quality of the individual, based on true love and loyalty to the motherland and the state, respect for Russian history, culture, traditions and other Russian values, broad outlook patriotic beliefs, consciousness, feelings, and qualities manifested in the individual behavior, daily life activities and the subsequent effective service to the marine transport vessels.
Key words: state-patriotic education, spiritual values, cadet, youth, patriotism, patriotic position, motherland, formation.
С.Н. Томилина, канд. пед. наук, доц. каф. Безопасности жизнедеятельности, Государственный морской университет
имени адмирала Ф.Ф. Ушакова, г. Новороссийск, E-mail: www.aumsu.ru
СТРАТЕГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЙ ПОЗИЦИИ У КУРСАНТОВ МОРСКОГО ВУЗА
Воспитание патриотов - это длительный процесс, требующего стратегиального подхода, применения инновационных методов и форм воспитательного воздействия. Статья посвящена разработке и обоснованию основных положений стратегии формирования государственно-патриотической позиции у курсантов морского вуза понимаемую как интегративное качество личности, базирующееся на истинной любви и верности Отечеству и государству, уважения к российской истории, культуре, традициям и другим отечественным ценностям, широком патриотическом мировоззрении, патриотических убеждениях, сознании, чувствах и качествах, проявляемых в личном поведении, повседневной жизнедеятельности и последующей результативной службе на судах морского транспорта.
Ключевые слова: государственно-патриотическое воспитание, духовные ценности, курсант, молодежь, патриотизм, патриотическая позиция, Отечество, формирование.
Анализ текста послания Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному Собранию [1] показывает, что современный этап строительства демократии в нашем государстве настоятельно требует сплочения россиян, укрепления экономического и оборонного потенциалов, поддержания высокой боевой готовности наших доблестных Вооруженных Сил. Фундаментом такого сплочения может и должен стать веками проверенный патриотизм. На воспитание патриотизма ориентирует сформированная нормативно-правовая база, включающая Концепцию и Государственную программу патриотического воспитания граждан Российской Федерации. В этих документах четко ставиться задача формирования государственно-патриотической позиции у всех россиян, и прежде всего у молодежи, к которым относятся и курсанты морских вузов. Потребность в государственно-патриотической позиции у будущих морских специалистов, обусловлено следующими факторами:
Во-первых, морской вуз - это государственное учреждение, осуществляющее профессиональную подготовку будущих морских специалистов для отечественного морского транспорта и государственных судовладельческих компаний. В морском вузе воспитательно-патриотический процесс осуществляется на основе государственного заказа требующего обучить, подготовить и воспитать каждого выпускника как настоящего морского профессионала, компетентного специалиста, гражданина и патриота своей страны, российского государства.
Во-вторых, выпускник, морского вуза вольется в ряды командного состава судов, плавающих под российским государственным флагом, и как должностное лицо будет выполнять государственные задания, соблюдать государственные законы и защищать государственные интересы, что требует наличия у каждого молодого специалиста качеств государственника, государственного подхода и достойного государственного отношения к порученному делу.
В-третьих, в своей деятельности, каждый выпускник в ходе своей профессиональной деятельности будет находиться в дальних плаваниях, заходить в иностранные порты, общаться с должностными лицами и населением зарубежных стран, где будет выступать в роли политического представителя нашего государства, а также защищать и отстаивать государственные интересы.
В-четвертых, выпускник, как должностное лицо, своим отношением к государству, государственным символам: Гимну, Гербу и Флагу Российской Федерации, морской форме, отечественным традициям, культуре и профессиональной деятельности, должен служить примером для своих подчиненных.
В-пятых, актуальность рассматриваемой темы связано и с требованиями ФГОС ВПО о формировании у курсантов-моряков социальной и этической ответственности (ОК-2); осознании социальной значимости своей деятельности (ОК-4).
Следовательно, наличие сформированной государственно-патриотической позиции у курсанта морского вуза это настоятельная потребность и веление времени.
По мнению ведущих научных авторитетов, такая позиция у учащейся молодежи формируется в период обучения в вузе, т. е. в течение длительного времени, что требует разработки ее стратегии.
Согласно взглядам Н.Ф. Ильиной [2], стратегию воспитания учащейся молодежи следует рассматривать как специфическую деятельность, в которой выделяется отдаленная цель и средства ее достижения. Наличие стратегии позволит руководству и профессорско-преподавательскому составу вуза целенаправленно и компетентно осуществлять стратегические воздействия управление процессом воспитательно-патриотической деятельности. В.И. Лутовинов [3] утверждает, что «стратегия как способ действий становится необходимой в ситуации, когда для прямого достижения основной цели недостаточно наличных ресурсов, вследствие чего проблема может быть не решена в ближайшей перспективе».
Специфическими особенностями, отличающими стратегию от концепции и госпрограмм, являются [2; 3]:
- отличие по структуре, содержанию и направленности;
- более конкретный, практико-ориентированный характер содержания;
- необязательное выделение этапов, конкретных мероприятий;
- отсутствие жестких по формулировкам обязательств по результатам;
- более конкретное определение условий, направлений реализации основных задач патриотического воспитания, перспективы его развития и др.
Рассмотрим сущность феномена - государственно-патриотическая позиция. Для этого изучим подходы отечественных ученых.
Так, А.Н. Вырщиков и М.Б. Кусмарцев [4], Т.В. Евлапова [5] видят смысл позиции патриотизма в стремление личности к активно-деятельному участию в экономическом росте страны, обеспечивающий прорыв вперед, к будущему, к благополучию народа. О.И. Прохоренко [6], рассматривает патриотическую позицию как «интегративное качество личности, представляющее собой систему ее патриотических отношений, содержательной основой
которой является совокупность рациональных, эмоциональных и практически-действенных связей, установленных личностью с основными патриотическими объектами ...». По мнению автора, формами проявления и структурными компонентами патриотической позиции являются «патриотические убеждения, чувства и качества». Согласно взглядам Т.Р Лыковой, патриотическая позиция личности - это «система её патриотических отношений» [7, с. 49].
Следовательно, патриотическая позиция есть личностная позиция, основанная на отечественных ценностях, которая находиться в диалектическом единстве с государственной позицией, направленной на дальнейшее развитие страны и общества, укрепления экономической и оборонной мощи Российской Федерации, обеспечения территориальной целостности, подлинной свободы, независимости и суверенитета Отечества, улучшение уровня и качества жизни граждан.
Характерными особенностями государственно-патриотической позиции курсанта морского вуза являются:
- явная государственно-патриотическая направленность;
- наличие твердого патриотического убеждения;
- наличие стремления во всем исходить, прежде всего, из интересов государства и их отстаивания;
- потребность личности участвовать в созидательных делах государства, направленных на развитие демократии, укреплении экономического и оборонного потенциалов;
- уважительное отношение личности к государственным символам, к политическому руководству страны, к истории Отечества, к старшему поколению;
- готовность личности к защите независимости Отечества, защите рубежей Родины от внешнего врага;
- её деятельностно-поведенческое проявление личностью в учебной, профессиональной и повседневной жизнедеятельности.
Такая позиция формируется по времени долго, в ходе целенаправленного и системного государственно-патриотического воспитания.
Государственно-патриотическое воспитание курсантов морского вуза представляет собой постоянную, организованную, планомерно-систематическую, целенаправленную и целеустремленную деятельность администрации (ректората и деканатов), профессорско-преподавательского состава вуза, командиров курсантских подразделений по формированию и развитию у курсантов знаний истории Отечества и морского транспорта, патриотических убеждений, чувств, сознания, высоких государственно-патриотических качеств гражданина-патриота России, позволяющие выработать у флотской молодежи государствен-
но-патриотической позиции, выражающаяся в добросовестном и результативном выполнении учебных и служебных обязанностей, примерном поведении, законопослушности, готовности отстаивать государственные интересы, территориальную целостность, свободу и независимость Российской Федерации в мирное и военное время.
Содержание государственно-патриотического воспитания курсантов включает:
- вооружение учащихся основательными знаниями по истории Отечества;
- воспитание любви и уважения к государству, народу и готовность их защищать в мирное и военное время;
- формирование и развитие патриотического мировоззрения, сознания, убеждений и чувств;
- воспитание верности, бережного отношения и приумножения традиций Отечества, Вооруженных Сил РФ и транспортного флота;
- воспитание волевых и морально-психологических качеств, обеспечивающих реализацию патриотических идей и чувств в практической деятельности;
- формирование потребностей, умений и навыков осуществлять патриотическое воспитание среди сверстников, последующей профессиональной деятельности;
- развитие потребности к патриотическому самовоспитанию и саморазвитию;
- вовлечение в активную спортивно-массовую работу, воспитание физически развитой личности, способной выполнить все нормативы комплекса ГТО.
Изучение научных работ А.Н. Вырщикова, М.Б. Кусмарцева, В.И. Лутовинова и др. позволяют определить структуру стратегии формирования государственно-патриотической позиции курсанта морского вуза включающую следующие компоненты: цель и задачи; приоритетные направления воспитательно-патриотической деятельности; определение комплекса средств достижения поставленных задач; алгоритм воспитательно-патриотической деятельности; инструктаж и методическая подготовка воспитателей, профессорско-преподавательского состава к осуществлению воспитательно-патриотической деятельности; разработка целевой программы и технологии ее реализации; достижение желаемого результата (табл. 1).
Вышеизложенное позволяет нам определить, что государственно-патриотическая позиция курсанта морского вуза представляет собой интегративное качество личности, базирующееся на истинной любви и верности Отечеству и государству, уважения к российской истории, культуре, традициям и другим отечественным ценностям, широком патриотическом
Таблица 1
Компоненты структуры стратегии формирования государственно-патриотической позиции
курсанта морского вуза
Компоненты Содержание
Цель Формирование патриотической позиции как интегративного,, базового и профессионального качества личности курсанта.
Задачи - овладение курсантами новыми знаниями о патриотизме и патриотических ценностях; - повышение интереса и принятие курсантами общечеловеческих и российских патриотических ценностей; - создание в коллективе атмосферы сотрудничества, диалога; - воспитание на боевых традиций ВС РФ; - вовлечение курсантов в патриотическую и волонтерскую деятельность; - воспитание личной ответственности за судьбу Отечества; - формирование готовности к воинской службе и вооруженной защите Отечества.
Направления Духовно-нравственное, историко-культурное, гражданское, военно-патриотическое, спортивно-патриотическое.
Средства достижения цели и задач Самореализация, самодеятельность, самоуправление, самообучение, самовоспитание, саморазвитие.
Алгоритм Целеполагание (определение целей, задач и способов достижения целей, определение этапов воспитательно-патриотического процесса); проектирование действий и мероприятий; реализация намеченных действий и мероприятий; подведение итогов и анализ достигнутых результатов.
Методическая подготовка преподавателей Систематизация процесса повышения психолого-педагогического мастерства и методической подготовки педагогических кадров включает проведение инструктивно-методических занятий, семинаров, обменов опытом работы.
Результат Курсант со сформированной государственно-патриотической позицией.
мировоззрении, патриотических убеждениях, сознании, чувствах и качествах, проявляемых в личном поведении, повседневной жизнедеятельности и последующей результативной службе на судах морского транспорта. Её основы формируются в семье, общеобразовательной школе и вузе, и как приобретаемое личностное качество развивается, совершенству-
Библиографический список
ется, и проявляется на протяжении всей жизнедеятельности личности.
Применение специальной стратегии формирования патриотической позиции позволяет организовать этот процесс целенаправленно и на научной основе, что обеспечит наиболее высокий результат в воспитательной практике.
1. Путин В.В. Послание Президента Российской Федерации В. В. Путина Федеральному Собранию 01.03. 2018 г. Available at: https:// www.eg-online.ru/information
2. Ильина Н.Ф. Стратегии становления региональной системы непрерывного инновационного педагогического образования. Профессиональное образование в России и за рубежом. 2011; 4: 21 - 28.
3. Лутовинов В. И. Стратегия развития системы патриотического воспитания граждан Российской Федерации на ближайшую перспективу. Available at: http://gigabaza.ru/doc/183615.html
4. Вырщиков А.Н., Кусмарцев М.Б. Патриотическое воспитание молодёжи в современном российском обществе: монография. Волгоград: НП ИПД «Авторское перо», 2006.
5. Евлапова Т.В. Роль государственных институтов в патриотическом воспитании молодежи в условиях политической трансформации российского общества. Диссертация ... кандидата политических наук. Москва, 2013.
6. Прохоренко О.И. Формирование патриотической позиции старшеклассников в процессе обучения общественным дисциплинам: на примере обществознания. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Тамбов, 2007.
7. Лыкова Т.Р. Структура патриотической позиции. Современные проблемы науки и образования. 2015; 4. Available at: https://science-education.ru
References
1. Putin V.V. Poslanie Prezidenta Rossijskoj Federacii V. V. Putina Federal'nomu Sobraniyu 01.03. 2018 g. Available at: https://www.eg-online. ru/information
2. Il'ina N.F. Strategii stanovleniya regional'noj sistemy nepreryvnogo innovacionnogo pedagogicheskogo obrazovaniya. Professional'noe obrazovanie v Rossii i za rubezhom. 2011; 4: 21 - 28.
3. Lutovinov V. I. Strategiya razvitiya sistemy patrioticheskogo vospitaniya grazhdan Rossijskoj Federacii na blizhajshuyu perspektivu. Available at: http://gigabaza.ru/doc/183615.html
4. Vyrschikov A.N., Kusmarcev M.B. Patrioticheskoe vospitanie molodezhi v sovremennom rossijskom obschestve: monografiya. Volgograd: NP IPD «Avtorskoe pero», 2006.
5. Evlapova T.V. Rol' gosudarstvennyh institutov v patrioticheskom vospitanii molodezhi v usloviyah politicheskoj transformacii rossijskogo obschestva. Dissertaciya ... kandidata politicheskih nauk. Moskva, 2013.
6. Prohorenko O.I. Formirovanie patrioticheskoj pozicii starsheklassnikov v processe obucheniya obschestvennym disciplinam: na primere obschestvoznaniya. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Tambov, 2007.
7. Lykova T.R. Struktura patrioticheskoj pozicii. Sovremennyeproblemy naukiiobrazovaniya. 2015; 4. Available at: https://science-education.ru
Статья поступила в редакцию 05.03.18
УДК 378
Umaev A.U., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Pedagogy and Technologies of Vocational Education, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected] Gadzhikurbanova G.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior teacher, Department of Pedagogy and Technologies of Vocational Education, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
PEDAGOGICAL MASTERY OF A TEACHER AS A PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL PROBLEM. The article reveals the basics of pedagogical mastery of the teacher as a psychological and pedagogical problem. Mastery of the teacher assumes such professional qualities, which take into account and recognize the individuality, uniqueness of the student's personality, allow him to build the process of education and upbringing so as to provide the pupils with the maximum favorable conditions for revealing the creative potential, creativity and the best characterological characteristics of the individual. The authors conclude that a teacher is important to initially evaluate their possibilities for future pedagogical activities, try to understand and analyze their strengths and weaknesses, it is clear to see what professionally meaningful qualities you will need to generate training and which independently. Key words: mastery, pedagogical skill, future teacher, teacher.
А.У. Умаев, канд. пед. наук, доц. каф. педагогики и технологий профессионального образования, ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала, E-mail: [email protected] Г.М. Гаджикурбанова, канд. пед. наук, ст. преподаватель каф. педагогики и технологий профессионального образования, ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала, E-mail: [email protected]
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО УЧИТЕЛЯ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
В статье раскрыта сущность педагогического мастерства учителя как психолого-педагогическая проблема. Мастерство учителя предполагает такие профессиональные качества, которые учитывают и признают индивидуальность, уникальность личности учащегося, позволяют ему строить процесс обучения и воспитания так, чтобы предоставить ученикам максимальные благоприятные условия для раскрытия творческого потенциала, креативности и лучших характерологических особенностей личности. Авторы делают вывод о том, что педагогу важно изначально оценить свои возможности для будущей педагогической деятельности, попробовать понять и проанализировать свои сильные и слабые стороны, ясно представить, какие профессионально значимые качества потребуется сформировать в ходе профессиональной подготовки, а какие - самостоятельно, в процессе реальной профессиональной педагогической деятельности.
Ключевые слова: мастерство, педагогическое мастерство, будущий учитель, педагог.
Профессия педагога — одна из древнейших в мире. Педагог - это человек, имеющий соответствующую подготовку и профессионально занимающийся педагогической деятельностью - во-
просами воспитания, образования и обучения. Требования к педагогу определяются не только большой важностью, но и редким своеобразием педагогической деятельности. Учителя, мастера