становления личности, которая должна иметь опыт решения различных проблем, владеть искусством диалога как конструктивного спора, нести ответственность за актуализацию своей индивидуальности, обладая современными способами накопления и приумножения знаний. Однако реализовывать интерактивные технологии в процессе формирования управ-
Библиографический список
ленческих компетенций необходимо в комплексе, при изучении различных дисциплин. Для этого необходим уровень развития профессиональной компетентности профессорско-преподавательского состава, определённый уровень педагогической культуры кафедральных коллективов, входящих в состав факультета.
1. Кудрявцева Е.И. Управленческие компетенции как субъектные технологии обеспечения управленческой компетентности. В мире научных открытий. 2013; № 11.4(47): 226 - 244.
2. Рихтер Т.В. Интерактивные технологии взаимодействия как условие формирования профессиональных компетенций студентов педагогического вуза при обучении информатике. Available at: https://novainfo.ru/article/2065
3. Алижанова Х.А., Атагишиева Г.С., Белоцерковец Н.И., Гаджиева П.Д., Герасимова Т.Н., Денилханова Х.Я., Исакиева З.С., Зинченко А.С., Копылов А.В., Копылова И.А., Коломина М.В., Кулибеков Н.А., Кулибекова Р.Д., Кулькина И.В., Магин В.А., Мартиросян Р.М., Мурадова П.Р., Нагаева И.А., Петрова Н.П., Садовой В.П. и др. Организация образовательного процесса в высшей школе: проблемы и перспективы: коллективная монография. Москва, 2017.
References
1. Kudryavceva E.I. Upravlencheskie kompetencii kak sub'ektnye tehnologii obespecheniya upravlencheskoj kompetentnosti. Vmire nauchnyh otkrytij. 2013; № 11.4(47): 226 - 244.
2. Rihter T.V. Interaktivnye tehnologii vzaimodejstviya kak uslovie formirovaniya professional'nyh kompetencij studentov pedagogicheskogo vuza pri obuchenii informatike. Available at: https://novainfo.ru/article/2065
3. Alizhanova H.A., Atagishieva G.S., Belocerkovec N.I., Gadzhieva P.D., Gerasimova T.N., Denilhanova H.Ya., Isakieva Z.S., Zinchenko A.S., Kopylov A.V., Kopylova I.A., Kolomina M.V., Kulibekov N.A., Kulibekova R.D., Kul'kina I.V., Magin V.A., Martirosyan R.M., Muradova P.R., Nagaeva I.A., Petrova N.P., Sadovoj V.P. i dr. Organizaciya obrazovatel'nogoprocessa vvysshejshkole:problemyiperspektivy: kollektivnaya monografiya. Moskva, 2017.
Статья поступила в редакцию 15.04.18
УДК37.01-057
Egorov M.A., postgraduate, State Maritime University n.a. Admiral F.F. Ushakov (Novorossiysk, Russia),
E-mail: [email protected]
Tomilin A.N., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Life Safety, State Marine University
n.a. Admiral F.F. Ushakov (Novorossiysk, Russia), E-mail: www.aumsu.ru
FEATURES OF MODELING THE PERSONALITY'S PATRIOTISM DEVELOPMENT PROCESS BASED ON THE CRITICAL THINKING IMPROVEMENT. One of the priority tasks of the state is the education of patriotism among the citizens, their consolidation and mobilization on the basis of the Patriotic ideas on the solution to the creative task of building a democratic society and strengthening the country's defense. Pedagogical practice shows that the process of education of patriots is more efficient and effective in the presence and application of the appropriate model. The authors on the basis of approaches of Russian scientists reveal the basics of the terms "modeling" and "model", features of modeling and substantial components of the constructed substantial and technological model of the personality's patriotism development based on the critical thinking improvement are resulted.
Key words: critical thinking, model, development, patriotism, process improvement, content-technological model of formation.
М.А. Егоров, аспирант, Государственный морской университет им. адм. Ф.Ф. Ушакова, г. Новороссийск,
E-mail: [email protected]
А.Н. Томилин, д-р пед. наук, проф. каф. безопасности жизнедеятельности, Государственный морской университет
им. адм. Ф.Ф. Ушакова, г. Новороссийск, E-mail: www.aumsu.ru
ОСОБЕННОСТИ МОДЕЛИРОВАНИЯ ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ ПАТРИОТИЗМА ЛИЧНОСТИ НА ОСНОВЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
Одной из приоритетных задач государства является воспитание патриотизма у граждан, их консолидация и мобилизация на основе патриотической идеи на решение созидательных задач строительства демократического общества и укрепление обороноспособности страны. Педагогическая практика свидетельствует, что процесс воспитания патриотов проходит более эффективно и результативно при наличии и применении соответствующей модели.
В статье авторами на основе подходов отечественных ученых раскрывается сущность терминов «моделирование» и «модель», приводятся особенности моделирования и содержательные компоненты сконструированной содержательно-технологической модели развития патриотизма личности на основе совершенствования критического мышления.
Ключевые слова: критическое мышление, модель, развитие, патриотизм, процесс, совершенствование, содержательно-технологическая модель, формирование.
Отечественные педагоги в своей практике успешно применяют метод моделирования, зарекомендовавший себя как достаточно надежный и работоспособный. По мнению И.П. Подласого [1], это специфический метод конструирования и всестороннего исследования моделей. П.И. Пидкасистый [2] придерживается взгляда, что моделирование позволяет воспроизвести характеристики отдельного объекта на иной объект, сконструированный для его изучения. М.Е. Вайндорф-Сысоева [3] отмечает, что именно моделирование обеспечивает всестороннее изучение
педагогических процессов и явлений. Для этого исследователем разрабатывается специальная педагогическая модель.
Следовательно, моделирование есть такой метод, который позволяет сконструировать и исследовать инновационную модель с целью получения целостной и достоверной информации.
Основным элементом моделирования является модель. Вышеуказанные учёные [1; 2; 3] трактуют данный термин как систему элементов, воспроизводящую некоторые стороны, связи, функции объекта исследования. Исследование модели
позволяет получить новые знания и новую информацию об объекте.
Важнейшими признаками модели являются: наглядность, абстракция, элемент научной фантазии и воображения, использование аналогии как логического и творческого метода построения, элемент гипотетичности.
Отечественные ученые выделяют три основных этапа конструирования новой модели: подготовительный (состоит из: анализа научной литературы, изучения опыта работы, выработки гипотезы); программный (включает: разработку программы исследования и ее реализацию; производство первичных выводов и корректировку программы; конкретизацию гипотезы); итоговый (посвящен уточнению и разработке конечного варианта модели).
С учётом вышеприведённых положений, опыта отечественных исследователей нами разработана содержательно-технологическая модель развития патриотизма личности на основе совершенствования критического мышления, состоящая из четырех блоков: целевого, концептуального, содержательно-технологического и оценочного.
Целевой блок содержит формулировку цели развития патриотизма личности. В отечественной педагогике термин «цель» в основном рассматривается как «идеальное предвосхищение результата, на достижение которого направлена деятельность человека» [4, с. 143]. На содержание этого определения будем ориентироваться и мы в своем исследовании.
Следовательно, мы можем определить цель исследования -развитие патриотизма личности на основе критического подхода, совершенствования критического мышления.
Процесс достижения намеченной цели подразумевает разработку и реализацию следующих частных задач: а) формирование осознанного отношения к Отечеству, его прошлому, настоящему и будущему на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира; б) развитие гражданственности и национального самосознания личности; в) создание условий для реализации личностью собственной государственно-патриотической позиции; г) овладение теорией, приемами и методами критического мышления и их применение при оценке любой информации, событий, фактов и явлений, обоснованного принятия решений; д) воспитание готовности личности к защите Отечества в мирное и военное время.
Концептуальный блок включает: разработку основных противоречий, концептуальных идей и положений, выбор методологических подходов и принципов.
На основе изучения и анализа научных монографий, статей, диссертационных исследований, практики патриотической работы выявлены следующие противоречия:
- между реальной практической потребностью государства и социума в гражданах со сформированной активной патриотической позицией и отсутствием концептуальных положений развития патриотизма у личности на основе совершенствования критического мышления, обеспечивающего всесторонний анализ любой информации и выработку обоснованного вывода и решения;
- между потребностью воспитательно-патриотической практики в разработанной модели развития патриотизма у личности на основе совершенствования критического мышления и ее отсутствием.
Разрешение данных противоречий потребовало разработку концептуальных положений развития патриотизма личности и выбора в качестве методологических основ системный, личност-но-деятельностный, приоритетно-ориентированный и критический подходы.
Системный подход обеспечивает рассмотрение патриотизма как целостного и сложно-системного конструкта, имеющего подчиненные системные элементы, которые тесно взаимосвязаны и взаимодействуют, что в свою очередь позволяет основательно и всесторонне исследовать изучаемый феномен.
Личностно-деятельностный подход требует при организации воспитательно-патриотической деятельности размещение в центре процесса воспитания личность воспитанника с её мотивами, целями, психологической сферой, что обеспечивает целенаправленную работу по развитию личности и ее патриотических качеств, совершенствования критического мышления, что будет содействовать формированию и укреплению патриотической позиции.
Приоритетно-ориентированный подход обеспечивает учет приоритетов личности в процессе воспитательно-патриотиче-
ской работы, при овладении новыми патриотическим знаниями, участия в патриотической и волонтерской деятельности, рефлексию относительно воспитательных целевых программ, самостоятельный выбор воспитанником траектории развития патриотических качеств, организации самовоспитания и саморазвития.
Критический подход позволяет взвешенно относиться к многообразию концепций, идей и взглядов, относящихся к теории и практики патриотизма, обеспечить беспристрастный и логический анализ информации и принятие независимых и продуманных решений.
Изучение намеченной темы требует выбора основных принципов.
Принципы воспитательно-патриотической деятельности, понимаемые нами как исходно-руководящие положения, детерминирующие узловые требования к процессу воспитания патриотов, его содержанию, формам и методам, содержательно состоят из трёх групп: общие (научность, законность, демократизм, приоритетность исторического и культурного наследия России, её духовных ценностей и традиций); психолого-педагогические (системность, этапность, преемственность, учёта возрастных особенностей и интересов воспитанников, индивидуального подхода, критического подхода к информации, конкретность, непрерывность и оперативность, гибкость в выборе и применении средств, многообразие форм, методов этой деятельности, их направленности на развитие личности патриота); специфические (связаны с проведением социальной политики, заложенные в природе развития общества, компонентами которой являются духовная наполненность, державность, соборность, народность, социальная ориентированность, просвещенность, гуманизм, милосердие, миротворчество) [5].
Содержательно-технологический блок организационно включает совокупность педагогических условий и педагогическую технологию.
С.Н. Томилина [6] придерживается точки зрения, согласно которой педагогические условия это комплекс необходимых и целенаправленных мер психолого-педагогического воздействия на личность, способствующие эффективной организации и качественного проведения воспитательно-патриотического процесса и обеспечивающих достижение поставленной цели - формированию патриота, с полным набором развитых патриотических качеств и активной патриотической позицией.
Ориентируясь на данное определение под термином «педагогические условия» будем понимать комплекс организационных форм и психолого-педагогических мер, методов и приемов, отобранных, либо сконструированных и примененных воспитателями для достижения намеченной цели. Таковыми являются: а) формирование позитивного отношения к патриотизму, патриотической и волонтерской деятельности; б) придание профессиональной, образовательной и воспитательной средам патриотической направленности; в) повышение педагогического мастерства воспитателей и организаторов воспитательно-патриотической деятельности; г) стимулирование развития у личности патриотических качеств; д) повышение уровня патриотизма на основе совершенствование критического мышления; е) выработка адекватной самооценки патриотизма и патриотических качеств.
Важный элемент блока - педагогическая технология развития патриотизма на основе совершенствования критического мышления.
Педагогический словарь содержит следующую дефиницию: «Педагогическая технология» есть продуманная и организованная разработка и «процедурное воплощение компонентов педагогического процесса в виде системы действий, обеспечивающей гарантированный результат [4, с. 149 - 150].
Принято считать, что технология может именоваться таковой, если она соответствует признакам: концептуальности (обладает научной базой и целенаправленностью); системности (включает компоненты: целостности, структурности, организованности, целенаправленности); управляемости (плановость, диагностирование); эффективности (гарантированное достижение запланированной цели).
Содержание педагогической технологии (ПТ) воспитательно-патриотического процесса можно представить в виде формулы:
ПТ= цели + задачи + содержание + методы (приемы, средства) + формы обучения и воспитания.
Выше нами приведены цель и задачи патриотического воспитания личности. Другими компонентами педагогической технологии являются:
Таблица 1
Критерии и показатели патриотизма личности
Критерий Показатели
Когнитивный - знания о теории и практике патриотизма и патриотического воспитания; - знания истории, культуры и традиций Отечества; - знания боевых традиций армии и флота; - знания теории и практики критического мышления; - знания особенностей информационной войны и информационного противодействия.
Мотивационный - сформированность патриотического идеала; - сформированность ценностных ориентаций; - сформированность государственно-патриотической позиции; - сформированность критического мышления; - способность производить объективные выводы.
Деятельностный - участие в патриотической и волонтерской деятельности; - уровень результативности в учебной и профессиональной деятельности; - уровень отстаивания государственных интересов, своего мнения, патриотической позиции; - уровень готовности к самопожертвованию в бою с внешним врагом во имя Отечества, российского народа; - уровень физической подготовленности.
- Содержание - реализация целевой программы. Таковой является целевая программа «Патриот и критическое мышление». Программа предусматривает изучение воспитанниками сущности, приемов и методов критического мышления; теории и практики патриотизма и патриотического воспитания; истории и культуры Отечества; летописи и боевых традиций армии и флота; вовлечение в активную патриотическую и волонтерскую деятельность; установки на дальнейшее самовоспитание и саморазвитие. Овладение каждым разделом целевой программы завершается проведением собеседования, что позволяет установить результативность и степень овладения новыми знаниями каждым воспитанником, развития его критического мышления.
- Методы патриотического воспитания, понимаемые как способы взаимосвязанной деятельности воспитателей и воспитанников, направленные на решение поставленных задач. К ним относятся методы: убеждения, упражнения, оценки и самооценки, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, метод проблемного изложения, частично поисковый и исследовательский и др.
- Приемы и средства - учебное оборудование, дидактическая техника, учебно-наглядные пособия, технические и электронные средства воспитания, организационно-педагогические средства (программа, планы).
- Формы - лекции, беседы, обмен опытом работы, тематические вечера, уроки мужества, викторины, экскурсии, встречи с ветеранами, спортивные состязания, посвященные Дням воинской славы и Дню Победы, обмен делегациями, онлайн-конфе-ренции, беседы и др.
Библиографический список
Оценочно-результативный блок модели предназначен для итоговой и всесторонней оценки полученных результатов и выявлению сформированного уровня патриотизма личности, определения необходимости корректировки целевой программы и концептуальных положений. Такую оценку можно производить только на основе наличия определенных критериев и их показателей. Критерий - это «признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо; мера суждения, оценки какого-либо явления» [4, с. 66].
Для исследования развития патриотизма личности на основе совершенствования критического мышления разработаны следующие критерии и соответствующие показатели (табл. 1).
Сформированность патриотизма оценивается по его уровням: низкому, среднему или высокому.
Для низкого уровня патриотизма личности свойственны слабые, фрагментарные знания по всем показателям, несфор-мированность мотивационной сферы, и уклонение от патриотических мероприятий и неучастие в волонтерской деятельности. Для среднего - средняя степень обладания знаниями, мотивами и несистемное участие в патриотической деятельности. В то же время, для высокого уровня патриотизма личности характерны основательные, отличные знаний, наличие патриотической мотивации, сформированность активной государственно-патриотической позиции и примерное участие в патриотической и волонтерской деятельности.
Разработанная выше модель характеризуется открытостью, динамичностью и требует проверки практикой.
1. Агапова Г.В. Системный подход к реализации патриотического воспитания на территории Воронежской области. Интеграция образования. 2003; 4: 120 - 125.
1. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: учебник для студ. пед. вузов: в 2 кн. Москва: Владос, 2006; Кн. 1. Общие основы. Процесс обучения.
2. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей. Под ред. П.И. Пидкасистого. Москва: Педагогическое общество России, 2004.
3. Вайндорф-Сысоева М.Е., Крившенко Л.П. Педагогика: конспект лекций. 2-е изд., перераб. и доп. Москва: Изд-во Юрайт, 2010.
4. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. Москва: Издательский центр «Академия», 2000.
5. Корнилова М.Ю. Томилин А.Н. Основы патриотического воспитания курсантов морского вуза в условиях города-героя. Человек и образование. 2015; 4: 162 - 168.
6. Томилина С.Н. Программно-диагностическое сопровождение процесса военно-патриотического воспитания флотской молодёжи: монография Новороссийск: РИО ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова, 2015.
References
1. Podlasyj I.P. Pedagogika. Novyj kurs: uchebnik dlya stud. ped. vuzov: v 2 kn. Moskva: Vlados, 2006; Kn. 1. Obschie osnovy. Process obucheniya.
2. Pedagogika: Uchebnoe posobie dlya studentov pedagogicheskih vuzov i pedagogicheskih kolledzhej. Pod red. P.I. Pidkasistogo. Moskva: Pedagogicheskoe obschestvo Rossii, 2004.
3. Vajndorf-Sysoeva M.E., Krivshenko L.P. Pedagogika: konspekt lekcij. 2-e izd., pererab. i dop. Moskva: Izd-vo Yurajt, 2010.
4. Kodzhaspirova G.M., Kodzhaspirov A.Yu. Pedagogicheskij slovar': Dlya stud. vyssh. i sred. ped. ucheb. zavedenij. Moskva: Izdatel'skij centr «Akademiya», 2000.
5. Kornilova M.Yu. Tomilin A.N. Osnovy patrioticheskogo vospitaniya kursantov morskogo vuza v usloviyah goroda-geroya. Chelovek i obrazovanie. 2015; 4: 162 - 168.
6. Tomilina S.N. Programmno-diagnosticheskoe soprovozhdenieprocessa voenno-patrioticheskogo vospitaniya flotskojmolodezhi: monografiya Novorossijsk: RIO GMU im. adm. F.F. Ushakova, 2015.
Статья поступила в редакцию 01.03.18
УДК 37.035.6
Tomilina S.N., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Life Safety, State Marine University
n.a. Admiral F.F. Ushakov (Novorossiysk, Russia), E-mail: www.aumsu.ru
THE STRATEGY OF FORMATION OF STATE-PATRIOTIC POSITION OF STUDENTS OF A MARITIME UNIVERSITY. Education of patriots is a long process that requires a strategic approach, the use of innovative methods and forms of educational impact. The article is dedicated to development and substantiation of the basic provisions of the strategy of formation of state-patriotic position of students at a maritime university is understood as integrative quality of the individual, based on true love and loyalty to the motherland and the state, respect for Russian history, culture, traditions and other Russian values, broad outlook patriotic beliefs, consciousness, feelings, and qualities manifested in the individual behavior, daily life activities and the subsequent effective service to the marine transport vessels.
Key words: state-patriotic education, spiritual values, cadet, youth, patriotism, patriotic position, motherland, formation.
С.Н. Томилина, канд. пед. наук, доц. каф. Безопасности жизнедеятельности, Государственный морской университет
имени адмирала Ф.Ф. Ушакова, г. Новороссийск, E-mail: www.aumsu.ru
СТРАТЕГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЙ ПОЗИЦИИ У КУРСАНТОВ МОРСКОГО ВУЗА
Воспитание патриотов - это длительный процесс, требующего стратегиального подхода, применения инновационных методов и форм воспитательного воздействия. Статья посвящена разработке и обоснованию основных положений стратегии формирования государственно-патриотической позиции у курсантов морского вуза понимаемую как интегративное качество личности, базирующееся на истинной любви и верности Отечеству и государству, уважения к российской истории, культуре, традициям и другим отечественным ценностям, широком патриотическом мировоззрении, патриотических убеждениях, сознании, чувствах и качествах, проявляемых в личном поведении, повседневной жизнедеятельности и последующей результативной службе на судах морского транспорта.
Ключевые слова: государственно-патриотическое воспитание, духовные ценности, курсант, молодежь, патриотизм, патриотическая позиция, Отечество, формирование.
Анализ текста послания Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному Собранию [1] показывает, что современный этап строительства демократии в нашем государстве настоятельно требует сплочения россиян, укрепления экономического и оборонного потенциалов, поддержания высокой боевой готовности наших доблестных Вооруженных Сил. Фундаментом такого сплочения может и должен стать веками проверенный патриотизм. На воспитание патриотизма ориентирует сформированная нормативно-правовая база, включающая Концепцию и Государственную программу патриотического воспитания граждан Российской Федерации. В этих документах четко ставиться задача формирования государственно-патриотической позиции у всех россиян, и прежде всего у молодежи, к которым относятся и курсанты морских вузов. Потребность в государственно-патриотической позиции у будущих морских специалистов, обусловлено следующими факторами:
Во-первых, морской вуз - это государственное учреждение, осуществляющее профессиональную подготовку будущих морских специалистов для отечественного морского транспорта и государственных судовладельческих компаний. В морском вузе воспитательно-патриотический процесс осуществляется на основе государственного заказа требующего обучить, подготовить и воспитать каждого выпускника как настоящего морского профессионала, компетентного специалиста, гражданина и патриота своей страны, российского государства.
Во-вторых, выпускник, морского вуза вольется в ряды командного состава судов, плавающих под российским государственным флагом, и как должностное лицо будет выполнять государственные задания, соблюдать государственные законы и защищать государственные интересы, что требует наличия у каждого молодого специалиста качеств государственника, государственного подхода и достойного государственного отношения к порученному делу.
В-третьих, в своей деятельности, каждый выпускник в ходе своей профессиональной деятельности будет находиться в дальних плаваниях, заходить в иностранные порты, общаться с должностными лицами и населением зарубежных стран, где будет выступать в роли политического представителя нашего государства, а также защищать и отстаивать государственные интересы.
В-четвертых, выпускник, как должностное лицо, своим отношением к государству, государственным символам: Гимну, Гербу и Флагу Российской Федерации, морской форме, отечественным традициям, культуре и профессиональной деятельности, должен служить примером для своих подчиненных.
В-пятых, актуальность рассматриваемой темы связано и с требованиями ФГОС ВПО о формировании у курсантов-моряков социальной и этической ответственности (ОК-2); осознании социальной значимости своей деятельности (ОК-4).
Следовательно, наличие сформированной государственно-патриотической позиции у курсанта морского вуза это настоятельная потребность и веление времени.
По мнению ведущих научных авторитетов, такая позиция у учащейся молодежи формируется в период обучения в вузе, т. е. в течение длительного времени, что требует разработки ее стратегии.
Согласно взглядам Н.Ф. Ильиной [2], стратегию воспитания учащейся молодежи следует рассматривать как специфическую деятельность, в которой выделяется отдаленная цель и средства ее достижения. Наличие стратегии позволит руководству и профессорско-преподавательскому составу вуза целенаправленно и компетентно осуществлять стратегические воздействия управление процессом воспитательно-патриотической деятельности. В.И. Лутовинов [3] утверждает, что «стратегия как способ действий становится необходимой в ситуации, когда для прямого достижения основной цели недостаточно наличных ресурсов, вследствие чего проблема может быть не решена в ближайшей перспективе».
Специфическими особенностями, отличающими стратегию от концепции и госпрограмм, являются [2; 3]:
- отличие по структуре, содержанию и направленности;
- более конкретный, практико-ориентированный характер содержания;
- необязательное выделение этапов, конкретных мероприятий;
- отсутствие жестких по формулировкам обязательств по результатам;
- более конкретное определение условий, направлений реализации основных задач патриотического воспитания, перспективы его развития и др.
Рассмотрим сущность феномена - государственно-патриотическая позиция. Для этого изучим подходы отечественных ученых.
Так, А.Н. Вырщиков и М.Б. Кусмарцев [4], Т.В. Евлапова [5] видят смысл позиции патриотизма в стремление личности к активно-деятельному участию в экономическом росте страны, обеспечивающий прорыв вперед, к будущему, к благополучию народа. О.И. Прохоренко [6], рассматривает патриотическую позицию как «интегративное качество личности, представляющее собой систему ее патриотических отношений, содержательной основой