Научная статья на тему 'Программно-целевой подход как методологическая основа развития патриотизма современного профессионала'

Программно-целевой подход как методологическая основа развития патриотизма современного профессионала Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
112
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЕННОСЛУЖАЩИЙ КОНТРАКТНОЙ СЛУЖБЫ / SOLDIER / ПАТРИОТИЗМ / PATRIOTISM / ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЙ ПОДХОД / CONTRACT SERVICE PROGRAM-TARGET APPROACH / PROGRAM DESIGN / PROFESSIONAL DEVELOPMENT / ЦЕЛЬ / PURPOSE / ПРОГРАММА / ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛ / РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Томилин А.Н., Дорофеев А.М.

В современных условиях патриотической идее, формированию и развитию патриотизма у различных категориях граждан России, в том числе и военнослужащих, уделяется все большее и конструктивнее внимание. Отечественные ученые и молодые исследователи активно ведут поиск наиболее эффективных путей, форм и методов патриотического воспитания россиян. По мнению авторов, применение программно-целевого подхода позволит существенно сократить сроки целенаправленного воспитательного воздействия по результативному и эффективному воспитанию патриотов. В статье раскрывается сущность и содержание программно-целевого подхода, обосновывается целесообразность его применения в интересах развития патриотизма у профессиональных военнослужащих, проходящих воинскую службу на должностях матросов и старшин на контрактной службе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TARGET-ORIENTED APPROACH AS A METHODOLOGICAL BASIS OF DEVELOPMENT OF MODERN PATRIOTISM OF A PROFESSIONAL

In modern conditions patriotic ideas, the formation and development of patriotism among various categories of Russian citizens, including military personnel, is given more and more constructive attention. National scientists and young researchers actively search for the most effective means, forms and methods of patriotic education of the Russians. According to the authors, the application of program-target approach will significantly reduce the time of a purposeful educational impact on the effective and efficient education of patriots. The article reveals the basics and contents of the program-target approach, the expediency of its application in the development of patriotism among professional military men passing military service on posts of sailors and sergeants on contract service.

Текст научной работы на тему «Программно-целевой подход как методологическая основа развития патриотизма современного профессионала»

УДК 37.035.6

Tomilin A.N., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Life Safety, State Marine University n.a. Admiral F. F. Ushakov (Novorossiysk, Russia), E-mail: www.aumsu.ru

Dorofeev A.M., commander of the cadet company, State Marine University n.a. Admiral F. F. Ushakov (Novorossiysk, Russia), E-mail: www.aumsu.ru

TARGET-ORIENTED APPROACH AS A METHODOLOGICAL BASIS OF DEVELOPMENT OF MODERN PATRIOTISM OF A PROFESSIONAL. In modern conditions patriotic ideas, the formation and development of patriotism among various categories of Russian citizens, including military personnel, is given more and more constructive attention. National scientists and young researchers actively search for the most effective means, forms and methods of patriotic education of the Russians. According to the authors, the application of program-target approach will significantly reduce the time of a purposeful educational impact on the effective and efficient education of patriots. The article reveals the basics and contents of the program-target approach, the expediency of its application in the development of patriotism among professional military men passing military service on posts of sailors and sergeants on contract service.

Key words: soldier, patriotism, contract service program-target approach, program design, professional development, purpose.

А.Н. Томилин, д-р пед. наук, проф. каф. Безопасности жизнедеятельности, Государственный морской университет им. адмирала Ф.Ф. Ушакова, г. Новороссийск, E-mail: www.aumsu.ru

А.М. Дорофеев, командир курсантской роты, Государственный морской университет им. адмирала. Ф.Ф. Ушакова, г. Новороссийск, E-mail: www.aumsu.ru

ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЙ ПОДХОД КАК МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА РАЗВИТИЯ ПАТРИОТИЗМА СОВРЕМЕННОГО ПРОФЕССИОНАЛА

В современных условиях патриотической идее, формированию и развитию патриотизма у различных категориях граждан России, в том числе и военнослужащих, уделяется все большее и конструктивнее внимание. Отечественные ученые и молодые исследователи активно ведут поиск наиболее эффективных путей, форм и методов патриотического воспитания россиян. По мнению авторов, применение программно-целевого подхода позволит существенно сократить сроки целенаправленного воспитательного воздействия по результативному и эффективному воспитанию патриотов.

В статье раскрывается сущность и содержание программно-целевого подхода, обосновывается целесообразность его применения в интересах развития патриотизма у профессиональных военнослужащих, проходящих воинскую службу на должностях матросов и старшин на контрактной службе.

Ключевые слова: военнослужащий контрактной службы, патриотизм, программно-целевой подход, программа, проектирование, профессионал, развитие, цель.

Актуальность статьи обусловлено следующими факторами: а) ренессансом идеи патриотизма и признанием его общенациональной идеей, мощной консолидирующей силой российского народа; б) спецификой и особенностями военно-профессиональной деятельности воинов-контрактников, значимостью их патриотического воспитания (ПВ), потребностью поиска нового методологического подхода к исследованию и реализации процесса развития патриотизма данной категории военнослужащих.

Изучение научной литературы, взглядов отечественных ученых [1; 2; 3; 4; 6; 7] позволяют говорить о целесообразности применения возможностей программно-целевого подхода в интересах развития патриотизма и патриотических качеств у военнослужащих.

Различные аспекты программно-целевого подхода рассматривали Н.А. Абрамова, М.С. Васильева, А.М. Моисеев, Г.В. Му-

хаметзянова, Н.Г. Санникова, П.И. Третьяков, И.К. Шалаев, Т.И. Шамова, А.Ф. Шарафеева и др., которые внесли заметный вклад в развитии концептуальных основ, идей и положений программно-целевого подхода, разработке программ образования и воспитания учащихся.

В общем виде программно-целевой подход рассматривается как важнейшее средство, содействующее созданию и качественному изменению социально-педагогических и культурно-образовательных процессов. По своей сути подход представляет собой научный метод решения сложной проблемы посредством разработки и реализации тематической программы, ориентированной на поставленные цели, достижение которых обеспечивает решение имеемой проблемы [1; 2].

В то же время программно-целевой подход представляет собой четкую систему намечаемых, запланированных и подле-

ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЙ ПОДХОД

ЦЕЛЬ: Решение актуальной проблемы ПВ, основанное на принципиально новом способе, методе.

ПОНЯТИЯ

программа, проект,

цель, технология программно-целевого обучения и воспитания,

ПРИНЦИПЫ: ФУНКЦИИ: ЭТАПЫ:

- адекватности, - системности, методологическая, - подготовительный, - моделирования,

АЛГОРИТМ (цепочка): цель - программа - процесс - результат

Рис. 1. Концептуальное содержание программно-целевого подхода

жащих осуществлению мер, действий, проведение которых призвано обеспечить достижение единой, заранее поставленной цели. Подход позволяет провести всю организаторскую работу по подготовке и управлению, намеченным воспитательно-патриотическим процессом. Концептуальное содержание программно-целевого подхода к воспитательно-патриотической деятельности показано на рис. 1.

Характерными особенностями подхода являются [1; 2]:

- целевое применение при наличии проблемных ситуаций, не находящих своего решения в инерционном режиме функционирования и развития программируемой системы;

- позволяет принять специальные программные меры, сконцентрировать усилия, мобилизовать ресурсные возможности в интересах решения проблемы в течение определенного срока;

- рассматривается в качестве источника развития;

- предусматривает последовательное соблюдение следующего алгоритма (цепочки): цель - программа - процесс - результат.

Следовательно, программно-целевой подход относится к категории проблемно-ориентированных, тесно связанных с решением насущных, масштабных и долговременных проблем и может быть использован в интересах ПВ военнослужащих.

Важнейшими компонентами подхода являются: целевой и программный.

Рассмотрим целевой компонент. Вопрос о цели ПВ не обходит ни один исследователь темы патриотизма. Особый интерес для нашего исследования представляют определение цели ПВ таким учеными как Н.В. Адаева, А.А. Аронов, Г.Х. Ахметшина, А.Н. Вырщиков, М.Б. Кусмарцев, В.В. Гладких, В.В. Дьяченко, С.И. Кожевников, А.Д. Лопуха, В.И. Лутовинов, А.И. Ляженко и др.

Так, с точки зрения Г.Х. Ахметшиной [3] цель ПВ - развитие в российском обществе высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества, укрепления государства, обеспечения его жизненно важных интересов и устойчивого развития. А.Н. Вырщиков и М.Б. Кусмарцев, говоря о модели воспитания патриотов, отмечают, что «целевой аспект модели предполагает направленность на развитие адекватного и однозначно задаваемого качества - ценностного отношения к Родине, полноценного проявления всех его компонентов (сознания, бессознательного, подсознательного, эмоци-онально-мотивационного, чувственного, смыслосозидающего, деятельностно -регулятивного и проч.)» [4, с. 125]. Конкретная цель ПВ личности содержаться в Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации, определяемую как «развитие в российском обществе высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества, укрепления государства, обеспечения его жизненно важных интересов и устойчивого развития» [5].

Следовательно, цель патриотического воспитания современного профессионала - формирование патриотизма (высокого уровня) как интегративного качества личности на основе программно-целевого подхода, в интересах развития ее патриотических свойств и качеств, умственного, физического, гражданского, духовно-нравственного и военного компонентов, проявляемых в жизни, деятельности и поведении.

Другой компонент рассматриваемого подхода - программа.

Проектная парадигма в практике воспитательно-патриотической деятельности в последнее время все больше получает распространение. Согласно взглядам С.Н. Томилиной [6], С.И. Фоменко [7] и др. проектирование позволяет осуществить конструктивный шаг формирования патриотизма, патриотической позиции, дальнейшего развития и совершенствования патриотических качеств воспитанников.

Названные авторы предлагают в интересах воспитания патриотов применять целевые программы, включающие ряд учебных модулей, в том числе: исторический, мотивационный, культурный, деятельностный, установочный и др.

По мнению Я.Р. Перадзе, целевая программа выступает в качестве действенного технологического проекта, определяет

Библиографический список

1.

2.

стратегию и тактику процесса воспитания личности. Целевую программу развития патриотизма следует рассматривать как нормативный документ, отражающий целевые установки, конкретные задачи, содержательную основу воспитательно-патриотической деятельности, логику её построения, выбора технологий обучения и воспитания, методов контроля и педагогической диагностики [6; 7].

Следовательно, применительно к организации процесса воспитания патриотизма у воинов-контрактников ВМФ целевая программа призвана способствовать осуществлению идеи всестороннего личностного развития воинов в сфере патриотизма, и реализуются в рамках военно-служебной и внеслужебной деятельности. Ключевыми особенностями такой целевой программы являются:

1. Государственно-патриотическая направленность программы, обеспечивающая формирование государственно-патриотической позиции, включающее мировоззрение, убеждения, сознание, государственный подход и государственное отношение к выполнению военно-профессиональных обязанностей, защите государственных интересов и рубежей Отечества в мирное и военное время.

2. Направленность программы на раскрытие новых ценностных смыслов развития личности на основе углубления в освоении теоретических знаний о патриотизме и патриотическом воспитании, отечественной истории, культуре, традиций (военных, боевых, профессиональных).

3. Ориентация на социально-патриотическом опыте старших поколений военных моряков, героическую историю ВМФ.

4. Учет наиболее актуальных и важных проблем для личности воина-контрактника, его военно-профессионального становления.

Успешная реализация программы развития патриотизма воинов зависит от:

- тесного взаимодействия с государственными структурами, общественными организациями и религиозными конфессиями;

- деятельного участия органов военного управления, офицерского состава воинской части (корабля);

- инициативной позиции самих воинов-контрактников по овладению целевой программой.

Программно-целевой подход в организации процесса развития патриотизма воинов-контрактников содействует:

- развитию реалистической Я - концепции, формирования уважения к другим, чуткости к анализу нравственных и граждан-ско-патриотических проблем, склонности к самоанализу, настойчивости в выполнении заданий, овладение формами сотрудничества;

- воспитанию патриотических чувств, любви к Родине, родному краю, приобщение к традициям России, ее Вооруженных Сил;

- формированию социально-патриотических знаний, умений и навыков, готовности на практике применить полученные знания о патриотизме, о героических поступках защитников Отечества, о боевых традициях армии и флота РФ;

- формированию и развитию нравственных и патриотических качеств;

- коррекции уровней патриотизма воинов-контрактников на основе педагогической диагностики;

- развитию профессиональных интересов и ПВК, способности к жизненному и дальнейшему профессиональному саморазвитию;

- формированию у воинов-контрактников целостной картины мира, понимания ценности окружающей действительности.

Таким образом, использование в воспитательно-патриотической деятельности программно-целевого подхода позволяет придать воспитательному процессу ясную и отчетливую целенаправленность, вовлечь в работу с воинами-контрактниками органы военного управления, весь командный и воспитательный состав воинской части (корабля), обеспечивать ориентацию разработанной целевой программы развития патриотизма на реализацию многообразных потребностей, интересов, способностей и желаний воинов-контрактников в этой с фере.

Перадзе Я.Р. Программно-целевой подход к организации воспитательной деятельности в оздоровительно-образовательном учреждении. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Кострома, 2012.

Мухаметзянова Г.В. Проектно-целевой подход - императив формирования профессиональной компетентности. Высшее образование в России. 2008; 8: 104 - 110.

3. Ахметшина Г.Х. Патриотическое воспитание как фактор формирования гражданской идентичности учащейся молодёжи. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Казань, 2015.

4. Вырщиков А.Н., Кусмарцев М.Б. Патриотическое воспитание молодёжи в современном российском: монография. Волгоград: НП ИПД «Авторское перо», 2006.

5. Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации. Avialable а£ http://www.consultant.ru/cons/cgi/online

6. Томилина С.Н. Программно-диагностическое сопровождение военно-патриотического воспитания военных моряков: монография. Новороссийск, РИО ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова, 2015.

7. Фоменко С.И. Патриотическое воспитание будущих офицеров в образовательном процессе военного вуза на основе систем-но-деятельностного подхода. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Великий Новгород, 2013.

References

1. Peradze Ya.R. Programmno-celevoj podhod k organizacii vospitatel'noj deyatel'nosti v ozdorovitel'no-obrazovatel'nom uchrezhdenii. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Kostroma, 2012.

2. Muhametzyanova G.V. Proektno-celevoj podhod - imperativ formirovaniya professional'noj kompetentnosti. Vysshee obrazovanie v Rossii. 2008; 8: 104 - 110.

3. Ahmetshina G.H. Patrioticheskoe vospitanie kak faktor formirovaniya grazhdanskoj identichnosti uchaschejsya molodezhi. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Kazan', 2015.

4. Vyrschikov A.N., Kusmarcev M.B. Patrioticheskoe vospitanie molodezhi v rossijskom: monografiya. Volgograd: NP IPD «Avtorskoe pero», 2006.

5. Koncepciya patrioticheskogo vospitaniya grazhdan Rossijskoj Federacii. Avialable at: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online

6. Tomilina S.N. Programmno-diagnosticheskoe soprovozhdenie voenno-patrioticheskogo vospitaniya voennyh moryakov monografiya. Novorossijsk, RIO GMU im. adm. F.F. Ushakova, 2015.

7. Fomenko S.I. Patrioticheskoe vospitaniebuduschih oficerovvobrazovatel'nomprocesse voennogo vuza na osnovesistemno-deyatel'nostnogo podhoda. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Velikij Novgorod, 2013.

Статья поступила в редакцию 28.11.17

УДК 378

Fortova L.K., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of State and Legal Disciplines, Vladimir Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia (Vladimir, Russia), E-mail: flk33@mail.ru

Evsyukova N.I., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Pedagogy and Psychology of Preschool and Primary Education, Vladimir State University n.a. A.G. and N.G. Stoletovykh (Vladimir, Russia), E-mail: eniizxarkova@mail.ru

HIGHER SCHOOL IN MODERN REALITIES OF THE RUSSIAN SOCIETY. The article examines the state of higher education in the context of the Russian society. The important role of education in improving human relationships with the environment is shown, the main tasks of higher education are analyzed, the factors influencing the quality of higher education are determined to the greatest extent. The indicators of the spectrum of social problems of higher education, identified in Russian society, are listed. The indicators of the spectrum of social problems of higher education, identified in Russian society, are listed. The conclusion is drawn that the real cultural development of modern society depends on the level of modern education, which gives the person the opportunity to develop creative abilities, which allows him to improve his personal potential, and helps to adapt effectively to social life.

Key words: higher school, Russian society, national education, education, structural components, system of national education, levels of modern education.

Л.К. Фортова, д-р пед. наук, проф., проф. каф. государственно-правовых дисциплин Владимирского юридического института ФСИН России, г. Владимир, Е-mail: flk33@mail.ru

Н.И. Евсюкова, канд. пед. наук доц. каф. педагогики и психологии дошкольного и начального образования Владимирского государственного университета им. А.Г. и Н.Г. Столетовых, г. Владимир, E-mail: eniizxarkova@mail.ru

ВЫСШАЯ ШКОЛА В СОВРЕМЕННЫХ РЕАЛИЯХ РОССИЙСКОГО СОЦИУМА

В данной статье рассматривается состояние высшей школы в условиях российского общества. Показана важная роль образования в улучшении взаимоотношений человека с окружающей средой, проанализированы основные задачи высшего образования, определены факторы, влияющие в наибольшей степени на качество высшего образования. Перечислены индикаторы спектра социальных проблем высшего образования, констатированные в российском обществе. Делается вывод о том, что реальное культурное развитие современного социума зависит от уровня современного образования, дающее возможность человеку развивать творческие способности, позволяющее улучшить свой личностный потенциал, способствует эффективно приспосабливаться к социальной жизни.

Ключевые слова и фразы: высшая школа, российское общество, национальное образование, образование, структурные компоненты. Система национального образования, уровни современного образования.

Кардинальные изменения российского общества инициируют обновление парадигмы этнического образования. Стратегическая важность эволюции образования в России детерминирована тем, что как сказал ректор Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова академик РАН В.А. Садовничий «у России наших дней есть только два приоритета обеспечения национальной безопасности - образование и национальная целостность, территориальная целостность и образование. Все остальное - производное от них...национальная система образования - одна из важнейших составляющих российского государства» [2, с. 3 - 8].

Роль образования в социокультурном, экономическом, правовом, нравственном развитии социума беспрецендентна. Можно с уверенностью сказать, что оно выступает катализатором социальных модификаций. Образование позиционируется с основополагающим социальным институтом, инициирующем

подготовку ответственного, думающего, социально зрелого, мобильного индивида, готового и умеющего работать в непростых условиях глобализированного общества. Разделяя мнение Ж. Аллака, заявляем, что именно образование способствует трансформации культуры, воспроизведению и конструированию социальных функций и статусов [1, с .21]. Транслируя ценности человеческой культуры, реально интегрируя все формы жизнедеятельности индивида, образование способствует созданию условий, помогающих оптимальному взаимодействию человека с миром. « В той степени, в которой человек изменяет окружающую его внешнюю среду, весь исторический процесс необходимо рассматривать как образовательный, а образование - как способ формирования человека внутри общества» [3, с. 7].

Организуя целостную многоаспектную самодетерминацию индивида, образование предстает в качестве мощного фактора культуры. Совершенствование человека происходит за счет

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.