Научная статья на тему 'Гражданственность как качество личности'

Гражданственность как качество личности Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
7887
330
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ / ГРАЖДАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ГРАЖДАНСКОЕ САМОСОЗНАНИЕ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Шорников Леонид Иванович

В статье рассматриваются факторы, влияющие на гражданское воспитание, определяются подходы к дефиниции «гражданственность», выделены типы гражданственностн.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Шорников Леонид Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Гражданственность как качество личности»

а если мелодия в общепринятом смысле слова отсутствует, то слух «выбирает» в качестве «поводыря» в своей деятельности те элементы музыкальной речи, которые для него представляются наиболее отчетливыми, рельефными. Музыка сама протягивает руку помощи слушателю в виде коммуникативных и семантических функций, которыми наделяются в контексте художественного целого его элементы - музыкально-выразительные средства. Поэтому одним из условий успешного решения обозначенной музыкально-педагогической проблемы является доверие к музыке и ее слушателям.

Библиографический список

1. Медушевский, В. В. Художественная картина мира в музыке (к анализу понятия) [Текст] / В. В. Медушевский // Художественное творчество. Вопросы комплексного изучения / Отв. ред. Б. С. Мейлах. - JL, 1986.

2. Ручьевская, Е. А. Об анализе содержания музыкального произведения [Текст] / Е. А. Ручьевская // Критика и музыкознание. Сб. ст. Вып.З - JL, 1987.

УДК 371.0

Л. И. Шорников ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ КАК КАЧЕСТВО ЛИЧНОСТИ

Развитие современного общества, коренные изменения в социально-экономической и политической жизни России, появление и укрепление демократических традиций, порождают новую парадигму в отношениях государства и гражданина.

В нынешних условиях крайне важными являются актуальное осмысление дефиниции гражданственности, выработка критериев активной гражданской позиции членов общества, преобразование отношений внутри семьи, школы, социума, становление демократических традиций.

Воспитание гражданственности на основе демократических принципов — одно из условий подготовки российских граждан, способных возродить общество и духовность нации, развить идею государственности, обращенную к человеку.

Экономическая и политическая нестабильность последнего десятилетия ХХв. существенно повлияли на развитие российского общества. Сегодня идет: поиск организационных, социально-правовых, духовно-нравственных, экономических, политических, военных и других основ обеспечения безопасности национальных интересов Российской Федерации.

Специфика многонациональной культуры России, обычаев населяющих ее народов, новые социально-экономические условия оказывают влияние на становление демократического общества. Воспитание гражданственности - одно из условий подготовки людей, способных возродить своё Отечество и дух нации, развить идею государственности, обращенную к человеку. Ведущая роль в воспитании особого типа личности, характеризующегося толерантностью, гражданской культурой, гражданским сознанием и потребностью в гражданской деятельности, чувством гражданского долга, патриотизмом, справедливостью, совестливостью, принадлежит школе, вузу.

Поэтому гражданское воспитание - одна из приоритетных стратегических целей государственной образовательной политики.

Гражданское воспитание рассматривается в работах отечественных ученых: В. В. Давыдова, Л. П. Дашковой, Е. Б. Кравцовой, В. Г. Кудрявцева и др. как сложный длительный процесс, который охватывает основные этапы становления личности: от формирования общих представлений о Родине у дошкольников и младших школьников до поиска гражданских идеалов и ценностей, накопления опыта позитивного гражданского поведения у подростков и далее к становлению гражданского мировоззрения в юношеском возрасте.

Образование всегда считалось основным инструментом, который использовался правительством и обществом для усиления чувства принадлежности кого-либо к определенной нации и формирования ценностей. Глобальная задача образовательной системы и образовательной культуры в целом состоит в обеспечении устойчивого функционирования общества.

От системы образования во всем мире ожидают вклада в укрепление политической системы посредством гражданской подготовки детей, приобретения ими гражданского сознания и навыков для ответственного участия в конституционной демократии. Учитывая сложности, которые переживает российская государственность, модернизация образования предполагает вынесение на первый план ценностей гражданского общества. Школа призвана воспитывать у учащихся способность независимо и рационально рассуждать, уважение к правам других людей, способность обсуждать, отстаивать и излагать собственные взгляды, особенно если они отличаются от взглядов других людей.

В настоящее время в научно-педагогической литературе получил широкое распространение термин «гражданское образование», в котором одним из ключевых, наряду с понятиями личности, гражданина, гражданства, гражданственности, конституционализма, прав человека, суверенитета и других терминов, связанных с демократическим управлением, становится понятие гражданского общества. Процесс формирования и развития

гражданского общества занял несколько веков и не завершен и сегодня в мировом масштабе.

Анализ научной литературы позволил нам определить, что проблемы теории и практики гражданского воспитания в различные исторические период обусловлены общими и специфическими условиями жизни в конкретных государствах, конкретными противоречиями развития общества, видами деятельности людей. Каждый общественный строй создает свой эталон гражданина, а гражданский облик зависит от условий, в которых происходит процесс гражданского воспитания.

Под гражданским воспитанием исследователи понимают поэтапный, динамичный процесс целенаправленного и систематического влияния субъектов воспитания на сознание и чувства личности с целью формирования у них глубоких и устойчивых граэ/сданских представлений, убеждений и чувств, привития им высокой гражданственности привычек активного гражданского поведения, готовности к защите интересов России [5].

Факторы, влияющие на гражданское воспитание в современных условиях реформирования социально-экономической, политической систем России: объективные: социально-политические условия, уровень демократизации общественных отношений, морально-психологической атмосферы в обществе, развитие духовного потенциала общества, уровень развития демократических ценностей и отношений.

субъективные: уровень развития самосознания личности, её интересы, потребности, мотивы поведения, индивидуально-психологические, ценностные ориентации.

Результат гражданского воспитания - гражданственность как совокупность гражданских качеств личности, развитие которых рассматриваются в социально-правовом, морально-нравственном, социально-психологическом, педагогическом аспектах [5].

Начиная с древних времён, представители различных философских учений занимались теоретическим анализом сущности и содержания понятий «гражданин», «государство», «гражданственность», при этом современное содержание понятия «гражданственность» не является простым копированием идей прошлого и нынешнее его значение не является законченным. Исходя из синтеза уже существующих трактовок понятия «гражданственность», данное понятие определяется как интегративное качество личности, характеризующее взаимоотношения личности и государства, позволяющее человеку чувствовать себя юридически, социально, нравственно, психологически и политически дееспособным гражданином [5].

Основными элементами гражданственности являются нравственная и правовая культура, которая определяет чувство собственного достоинства; внутренняя свобода личности; знание не только своих прав, но и обязанностей, уважение прав окружающих; любовь к Родине, уважение ее прошлого, насто-

ящего и будущего и, вместе с тем, осознание своей принадлежности к мировому сообществу; наличие независимой, самостоятельной точки зрения на актуальные политические события и культурно-исторические процессы, происходящие в обществе; готовность внести свой вклад в построение правового государства и гражданского общества.

К наиболее значимым аспектам понятия «гражданственность» относятся политический и юридический аспект (политические права и обязанности по отношению к политической системе); экономический аспект (отношения индивида и рынка труда); социальный аспект (связь между индивидом и обществом); культурный аспект (приобщение к общечеловеческим культурным ценностям); патриотический аспект (ощущение принадлежности к своему отечеству, любви к своей Родине и готовность её защищать); региональный и национальный аспект (ощущение себя индивида гражданином своего района, города, страны, Европы, мира); образовательно-воспитательный аспект (процесс гражданско-правового воспитания и образования); возрастной аспект (определяющийся правами и обязанностями ребенка, взрослого человека) [4, с. 10].

Исследователи выделяют приоритеты развития гражданственности:

- в основе развития гражданственности лежат общечеловеческие ценности, с сочетанием их с национальными (государственными) интересами;

- толерантное отношение к иным расам, религиям социально-политическим устройствам, национальным традициям;

- высокоразвитые личные морально-нравственные качества гражданина;

- развитое конструктивное критическое мышление на основе независимых убеждений;

- понимание своих гражданских прав в сочетании с гражданскими обязанностями;

- признание культурных интересов национальных и этнических меньшинств на основе поликультурного воспитания;

- развитая гражданская активность, выражающаяся в готовности к участию в делах государства и общества, при сбалансированном соблюдении интересов личности - общества - государства [5].

С педагогической точки зрения в структуре гражданственности В. К. Савельев выделил интеллектуальный, эмоциональный, волевой, деятельностный компоненты жизнедеятельности человека как члена общества, проявляющиеся через основные гражданские качества личности

- гражданскую активность, гражданскую ответственность, гражданскую совесть, гражданское достоинство, гражданское мужество, патриотизм, интернационализм и т. д. [5].

Анализ результатов исследования позволил сделать следующий вывод: лишь исследование специфического характера компонентов, в совокупности составляющих сущность гражданственности, позволяет не только полно и точно определить ее, но и показать, что гражданственность -это интегральное проявление качеств личности. Такой подход позволяет включить в сущность гражданственности проявления не только социально типичных (патриотизм, интернационализм и др.), но и общечеловеческих качеств (духовность, культура, цивилизованность и др.) [2].

Для философских исследований данной проблемы характерно представление об источнике гражданственности как противоречии между новым и старым в общественном развитии, между существующим и должным (необходимым) уровнями развития гражданских качеств личности, а также противоречий между личным и общественным (интересами, потребностями конкретного гражданина и государства). По мнению философов, гражданственность выражает связь между конкретным гражданином государства и личностью как субъектом общественных отношений и деятельности. Сам субъект гражданственности творчески преобразует и совершенствует существующие общественные отношения. В данном случае гражданственность выступает как социальное новаторство, критерий социальной зрелости личности. Кроме того, гражданственность синтезирует утвердившиеся в обществе ценности, расширяет пределы их распространения. В этом случае гражданственность - это элемент общечеловеческой культуры, которая подразумевает целостность воспроизводства личности. Гражданственность позволяет личности осознать свою общественную природу и передает направленность ее сознания и деятельности на осуществление общего дела, приобщает личность к общенародным проблемам и осуществляет сплочение людей для обеспечения жизненно необходимых потребностей, которые вызывают активность личности, ее деятельность.

Гражданственность формируется и проявляется в общественно полезной деятельности. В этом плане гражданственность выступает как критерий нравственного развития и показатель направленности личности, степень ее цивилизованности. Через гражданственность выражается целостность личности в единстве всех ее гражданских качеств. Иначе говоря, гражданственность выступает как качество, интегрирующее в себе проявления и таких факторов, как свобода личности, ее духовность. Для проявления гражданственности необходима возможность поступать согласно своей воле, необходима свобода личности. Внутренняя способность самостоятельно и активно реагировать на социальные ситуации создает свободу выбора, которая включает ответственность перед другими людьми. Только в этом случае гражданственность проявляется в духовности личности как высшем проявлении нравственности. Духовность выступает как

мера ценности личности, как степень проявления личностью гражданских качеств - гражданственности.

Исходя из социально-исторической, педагогической обусловленности процесса гражданского воспитания, социального заказа конкретного общественно-государственного универсума, определяют типы гражданственности: полисный (плебисцитарный), подданнический, символический (ритуальный), демократический [5, с. 10].

Полисная гражданственность: долг - права - ответственность. Гражданственность подданнического типа: служение-лояльность - долг. Символическая (ритуальная) гражданственность: политический активизм - долг - обязанность. Содержание гражданственности демократического типа выражается формулой: обязанность - права - ответственность.

Формирование гражданственности позволит личности осознать свои права и обязанности и строить отношения с государством на основе равноправного сотрудничества, сбалансированно реализовывать интересы личности, общества и государства.

Специалист, должен овладеть не только специальными знаниями и навыками, но и обладать определенными личными качествами гражданина, такими как активная гражданская позиция, гражданская инициатива, гражданский долг и ответственность.

Гражданское самосознание рассматривается как составная часть структуры самосознания личности, в которой отражается социальный и нравственный опыт личности. На основании анализа научных подходов к определению понятия «самосознание» выявлено, что оно рассматривается как результат и предпосылка развития личности, направлено на решение задач, относящихся к внутреннему миру личности, на понимание себя как целостности, определение собственной идентичности, формирование значимых для личности представлений о себе, своих качествах, переживаниях, действиях. В. С. Мухина, В. С. Мерлин, Г.А.Урунтаева,К.К.Платонов,И.И.Чесноковаопределяют самосознание человека как системное образование каторое рассматривается в составе трех компонентов: самопознания, эмоционально-ценностного отношения к себе и саморегулирования человека. Гражданское самосознание рассматривается как составная часть общественного сознания и общественного мнения. В процессе его формирования у человека складывается самопред-ставление об обществе и его социальном идеале. Гражданское самосознание является одной из основ социального сознания и ориентиром гражданского поведения, отражает ряд представлений и самооценок, осознание человеком перспектив развития общества. Важнейшие функции педагогического процесса, направленного на становление гражданского самосознания: онтологическая, гносеологическая, аксиологическая, защитная, социальная, культурно-просветительная, воспитательная, психологическая [3].

Опираясь на обоснование трехкомпонентной структуры самосознания (И. И. Чеснокова) и адаптируя выводы В. С. Мерлина о содержании его структурных компонентов, исследователи выделяют следующие компоненты структуры гражданского самосознания:

- осознание своей принадлежности к государству (притязание на признание своего «Я», своего имени, своей внутренней психологической сущности и внешних физических данных; общность исторических судеб; экономические и политические (государственные) факторы; общность исторического прошлого (психологическое время личности (прошлое, настоящее, будущее); территориальная общность; государственная общность;

- эмоционально-ценностное отношение к этой принадлежности (ценностные ориентации и установки по отношению к другим; культурно-духов-ные ценности; притязание на социальное признание);

- саморегуляция поведения личности в условиях своего гражданства (способность к самоанализу своей деятельности как гражданина, ответственность и самостоятельность) [3, с. 9].

Формирование гражданского самосознания и процесс гражданского становления личности рассматриваются как единый процесс, в котором социально-экономические, политические и социально-педагогические условия определяют показатели сформированности гражданского самосознания.

Реализация идей гражданского воспитания в педагогике, воспитание российских граждан на основах гражданственности позволит обеспечить устойчивое развитие общества и государства:

- во внутриполитической сфере - обеспечить национальные интересы по сохранению стабильности институтов государственной власти, стабилизации гражданского мира и согласия, единства правового пространства, нейтрализации причин политического, религиозного, национального сепаратизма;

- в военной сфере - оздать условия для обеспечения безопасности личности, общества и государства от военной агрессии (внешней и внутренней), создать условия для мирного, демократического развития общества, формировать «оборонное» сознание, готовность граждан к защите Отечества;

- в духовной сфере - укрепить нравственные ценности общества, традиции гражданственности, патриотизма, гуманизма; развивать культурный и научный потенциал страны, обеспечить духовно-нравственное единство общества; восстановить ценности трудовой морали, обеспечить заинтересованность граждан в развитии национальной экономики и на этой основе снизить социальную напряженность в обществе.

Процесс формирования гражданственности строится на:

- освоении необходимого объема философских, исторических, социально-политических, психолого-педагогических и др. знаний в процессе

изучения гуманитарных дисциплин на разных видах занятий (лекции, семинары, практические, групповые занятия, самостоятельная работа с литературой, консультации т. д.);

-углублении и развитии полученных знаний посредством осмысления, обсуждения, анализа, сравнения, оценки, обобщения и т. д. в ходе самостоятельной работы и на занятиях; формировании на основе знаний навыков гражданского поведения;

- применении полученных знаний, развитии навыков гражданского поведения в процессе реализации гражданских прав и обязанностей, выполнения профессиональных обязанностей, практических заданий, в ходе стажировки;

- контроле полученных знаний, определении уровня развития гражданских качеств и навыков гражданского поведения посредством самооценки, экспертной оценки.

Организация гражданского воспитания осуществляется исходя из положения о том, что ведущая роль в формировании необходимых знаний, навыков гражданского поведения, положительного отношения к гражданским ценностям принадлежит преподавателю. От его умения создавать педагогическую среду сотрудничества, применять диалоговые формы общения с обучаемыми, способности признать гражданские ценности личнос-тно значимыми в определяющей степени зависят результаты гражданского воспитания студентов.

Становление современного гражданского образования началось с конца 80-х годов в связи с обновлением и трансформацией обществоведческого образования. Однако уже в начале 90-х годов, под влиянием быстрых общественных перемен, обозначилась тенденция к превращению гражданского обучения в самостоятельное и важное звено обществоведческого образования, носившего экстенсивный характер, возможности которого в значительной степени реализованы.

Содержание гражданского образования имеет свою специфику в каждой стране и поэтому стимулирует педагогов к поиску новых идей [6].

Интересен опыт США и Европы, где существует хорошо разработанная и всеобъемлющая система гражданского образования. Содержательные детерминанты зарубежных систем гражданского образования и воспитания ориентированы на приоритет прав человека в системе гражданских ценностей (а не на воспитание послушного патриота); ценность плюрализма и толерантности; приобретение умений и навыков, необходимых для осуществления своих гражданских прав (умение критически осмысливать и понимать явления социальной действительности). Европейским Советом сформулированы главные принципы, объясняющие, чему надо научиться: learning to be - жить, learning to know - знать, learning to do - делать, learning to live together - жить вместе. Последний принцип, умение жить вместе

с другими, определяет назначение гражданского образования: научить человека ориентироваться в политическом пространстве, уметь находить разумные выходы из конфликтов, быть подлинным субъектом политических отношений, а не объектом манипуляций со стороны чуждых его Интересам политических сил.

Пути решения этих проблем в странах мира неодинаковы. В США существуют глубокие традиции в развитии гражданского образования, но на практике это не означает, что среди предметов социального цикла обязательно, присутствует одноименный предмет, т. к. доминирует междисциплинарный подход. Понимая социализацию как формирование социальной компетенции (умения), американские исследователи большое внимание уделяют обучению практическим навыкам - мыслить критически, т. е. оспаривать, подвергать сомнению те понятия и обычаи (парадигмы), которые превалируют в обществе в настоящий момент. В США разработан гражда-новедческий подход к управлению школой. Он включает в себя следующие критерии: школа - это социальная система; в школьном сообществе присутствует Школьная культура; школьной культуре соответствует определенный тип управления; каждая система управления тяготеет к своей системе ценностей; каждый тип школьной культуры и системы управления может поддерживать активную школу. Цель данного проекта состоит в том, чтобы члены школьного сообщества позитивно относились к школе и активно участвовали в процессе учебной деятельности.

Основу гражданского образования в США составляют ученическое самоуправление, в ходе которого ученики на практике осваивают механизмы демократии; воспитание в детях инициативы и ответственности за свой выбор; взаимное сотрудничество (солидарность) учителей, учеников и родителей.

Основными принципами американской школы стало отсутствие дискриминации на основании расы, цвета, религии, пола, возраста, умственных и физических способностей при приеме, доступе к чему-либо, обращении или использовании в деятельности школы.

Исследователи отмечают в целом, среди задач гражданского образования, несмотря на разницу подходов в разных странах, наиболее важными можно назвать следующие: обучать правам человека, уважению других, толерантности; учить критически мыслить, чтобы быть в состоянии сделать осознанный, основанный на знании выбор; учить разрешать конфликты; воспитывать гражданское самосознание, интернационализм, заботу об окружающей среде; поощрять развитие индивидуальности; способствовать пониманию, как работает демократия, и развивать способность к сотрудничеству и компромиссам; признавать и поощрять качества лидерства в гражданах; развивать чувство солидарности путем повышения чувства ответственности и вовлеченности в общественную жизнь;

выражать публично собственное мнение, уважать мнение других; признавать различия, уважать культурное многообразие [6].

В настоящее время в России особое внимание необходимо уделять нравственным аспектам гражданского воспитания, разносторонне освещать проблемы прав человека, внимание уделять вопросам ответственности личности за судьбу своей страны, вопросам патриотического воспитания.

Концепция гражданского образования исходит из того, что нравственность не преподается, она формируется в процессе человеческой жизни, поэтому нравственное воспитание личности не требует отдельного учебного курса, а достигается созданием соответствующей атмосферы, пронизывающей всю образовательную среду, весь процесс обучения, включая и работу с родителями.

Гражданское образование - это образование человека (личности-гражда-нина) в органическом единстве. Помочь преодолеть негативное отношение к закону, неверие в права человека, повысить правосознание граждан призваны разновариантные подходы и технологии правового образования, например, через школьные курсы обществознания и граждановедения.

Изменения, происшедшие в общественном строе России, коснулись пересмотра соотношения «человек-общество-государство». Закрепление в Конституции новых идейных принципов поставило гуманитарное образование в сложное положение: ему необходимо было срочно формулировать новые воспитательно-образовательные цели, соответствующие демократическому курсу развития нашего общества и отвечающие мировым стандартам. Отправной точкой для определения сущности гражданского образования служат понятия «гражданственность», «гражданин», а также «гражданское общество» [6].

Гражданское воспитание будет эффективным, если оно реализуется как часть целостного воспитательно-образовательного процесса в_высшем учебном заведении и направленно на формирование у студентов гражданственности; организуется с учетом объективных и субъективных факторов, влияющих на формирование гражданских качеств обучаемых в современных условиях российского общества, выявлены педагогические условия, способствующие эффективности гражданского воспитания.

Библиографический список

1. Митросенко, С. В. Формирование гражданской позиции будущего учителя на этапе допрофессиональной подготовки [Текст]: автореферат дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. / С. В. Митросенко. - Красноярск, 2002 г. - 24 с.

2. Крысяк, В. Воспитание гражданственности как интегральное качество личности учащихся средних учебных заведений Польши [Текст]: автореферат дис. ... докт. пед. наук: 13.00.01. / В. Крысяк - М., 1999. - 28 с.

3. Самойлова, Л. Б. Формирование компетентности будущего учителя в воспитании гражданского самосознания младших школьников [Текст]: автореферат дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. / Л. Б. Самойлова. - Красноярск, 2005 - 183 с.

4. Банникова, Л. В. Воспитание гражданственности у учащихся 6-8 классов в учебной и внеклассной деятельности (на опыте преподавания иностранного языка) [Текст]: автореферат дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. / Л. В. Банникова-М., 2005-20 с.

5. Савельев, В. К. Граждансоке воспитание курсантов как фактор обеспечение национальной безопасности России [Текст]: автореферат дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. / В. К. Савельев - Кемерово, 2004 - 186 с.

6. Сайпулаева, Т. Ю. Содержание и технология граждансокго образования в образовательных учреждениях с полиэтническом составом обучающихся [Текст]: автореферат дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. / Т. Ю. Сайпулаева - М., 2003 - 25 с.

УДК 371

В. С. Токарев

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ У КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА ВНУТРЕННИХ ВОЙСК МВД РОССИИ

Выявление сущности ответственности как личностного качества и атрибутивной характеристики современного специалиста позволяют перейти к выявлению специфики ее формирования в рамках военного вуза, что с необходимостью предполагает анализ социокультурного, социально-психологического, социально-педагогического и дидактического аспектов исследования.

Социокультурный аспект, анализа проблемы формирования ответственности связан с выявлением особенностей воинской деятельности современного военного специалиста [2; 6; И; 12; 20; 23].

Воинская деятельность - это специфический вид деятельности, являющийся для воинов общественно необходимым в условиях подготовки к защите Отечества. Воинская деятельность - явление сложное во многих отношениях. Сюда входят различные виды военно-профессиональной и специальной деятельности. Одни из них определяются видами оружия и боевой техники, другие выделяются на основе разделения функций по подготовке и ведению боя (разведка и другие виды боевого обеспечения), его всестороннему обеспечению - техническому, материальному, медицинскому. Кроме того, воинская деятельность делится по вертикали на командную, штабную, воспитательную, инженерно-техническую, военно-педаго-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.