его переосмысление, в результате которого мы можем говорить о формировании новой культурной модели образования.
Современное образование призвано не только передавать из поколения в поколение исключительно практичные знания, умения и навыки, но и формировать у детей и молодежи целостную картину окружающего мира, способствовать осознанию принадлежности каждого человека к единому человеческому обществу, транслировать из поколения в поколение культурные ценности в общечеловеческом понимании.
Таким образом, новая модель образования должна соответствовать запросам общества в плане подготовки молодого поколения к жизни в сложном современном мире с его многочисленными экономическими, политическими и иными проблемами.
Список литературы
1. Эмих Н.А. Культурная парадигма современного образования: Философско-антропологические основания. М.: Логос, 2012. с. 65.
2. К проекту закона «О культуре в Российской Федерации». Материалы исследований. М.: Государственный институт искусствознания, 2015. 114 с.
3. Флиер А.Я. Культурные индустрии в истории и современности: типы и технологии. [Электронный ресурс]. Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение» / № 3, 2012. Режим доступа: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2012/3/Flier_Cultural-Industries/ (дата обращения: 26.12.2017).
4. Указ Президента Российской Федерации от 24.12.2014 № 808 «Об утверждении Основ государственной культурной политики». [Электронный ресурс]. Информационно -правовой портал ГАРАНТ.РУ. Режим доступа: http://base.garant.ru/70828330/ (дата обращения: 12.01.2018).
5. Ямпольская Е. Стенограмма Заседания Совета при Президенте Российской Федерации по культуре и искусству от 25.12.2015 г. [Электронный ресурс]. Сайт Президента России. Режим доступа: http://kremlin.ru/events/president/news/51016/ (дата обращения: 12.01.2018).
6. Примерная рабочая программа учебного предмета «Музыка». [Электронный ресурс]. Социальная сеть работников образования. Режим доступа: https://nsportal.ru/shkola/muzyka/library/2015/10/18/primernayarabochayaprogrammauchebno go-predmeta-muzyka-op-noo/ (дата обращения: 12.01.2018).
ПОНЯТИЕ «ГРАЖДАНСКОГО воспитания» в педагогике
(90-Е ГОДЫ ХХ - XXI ВВ.) Степанова Н.Н.
Степанова Нюрбина Николаевна - магистрант, кафедра педагогики, Педагогический институт Тихоокеанский государственный университет, г. Хабаровск
Аннотация: статья посвящена актуальной во все времена проблеме воспитания гражданина. В данной статье дается попытка уточнить содержание понятий «гражданское воспитание» и «гражданственность» на современном этапе. Ключевые слова: гражданское воспитание, гражданственность, гражданин.
Воспитание гражданина во все исторические периоды имеет особую актуальность для изучения. Задача воспитания гражданина любящего свою Родину, родной язык, понимающего разнообразие окружающего мира, уважающего традиции своего и других
культур стоит как перед государством и его институтами, образовательными учреждениями, так и перед педагогами и родителями.
В 90-е годы ХХ века Россия переживала системный кризис, который затронул все сферы жизни общества. Уровень и качество жизни снизились, вместе с этим терялись духовные ценности и вера в государство. Поколение 90-х ХХ века называют потерянным, так как в подавляющем большинстве они не могут мыслить такими категориями как: «страна», «человечество», «государственный суверенитет», «патриотизм».
В связи с этим особый интерес представляет период истории России с 90-х гг. ХХ вв. по настоящее время, который можно считать одним из трудных периодов. В данный переходный период интерес к проблеме воспитания гражданина активизируется, в российской педагогике начинается интенсивный поиск нового смысла и содержания гражданского воспитания. Связано это с утратой официальной советской идеологии, переходом к демократизации общества и нарастании социального напряжения в стране.
Центральным понятием, характеризующим процесс гражданского воспитания, является «гражданственность». Поэтому целесообразным будет раскрыть сущность понятия «гражданственность» на современном этапе развития педагогической мысли.
Понятие «гражданственность», категория гражданственности - сложная многогранная категория, в которой переплетается очень многое. В нее включают соблюдение определенных норм, эмоциональную пристрастность к интересам государства и общества, долг и ответственность перед государством и гражданами, определенный уровень культуры общежития граждан в условиях государства и общества, систему гражданских отношений, способность и готовность выполнять гражданские обязанности, активность и деятельность на благо государства и общества [1].
Для определения сущности понятия гражданственности исходным может являться понятие гражданин. Четко обозначенный смысл понятия «гражданин» в настоящее время сложно определить, так как гражданское общество находится на стадии становления.
В научной литературе с правовой стороны понятие «гражданина» сводится к следующему: гражданином является человек, который знает свои права и обязанности, уважает права другого человека, активно участвует в создании правового государства и гражданского общества.
И.В. Сукуленов отмечает, что философское культурологическое осмысление понятия гражданин позволяет представить его в следующей дефиниции: гражданин это человек, осознающий себя свободным и равноправным членом определенного общества, добровольно участвующий в жизни страны, обладающий совокупностью прав и находящийся под защитой законов [5].
Гражданственность отражает одновременно сущность и качество, свойственные объекту или субъекту и выделяющие его среди других, себе подобных, поэтому гражданственность -это определенное качество, которым может быть наделен гражданин.
Доминанта в связи с гражданственностью нашла отражение в исследованиях С.И. Анохина, А.С. Гаязова, А.П. Крившенко, А.И. Ореховского, И.В. Суколенова, Ю.А. Танюхина, которые определяют явление гражданственности как отношение или систему отношений.
Многими учеными явление гражданственности соотносится с мировоззренческой, правовой или гражданской позицией личности.
В.А. Сластенин отмечает, что «гражданское воспитание предполагает формирование конституционных, правовых позиций личности. Сформированное гражданское сознание дает человеку возможность оценивать социальные явления и процессы, свои поступки и действия с позиции интересов общества» [4].
Современная российская педагогическая теория дает множество определений «гражданского воспитания». Достаточно часто встречаются дефиниции, в которых под гражданским воспитанием понимается «формирование гражданственности как интегративного качества личности» причем в большинстве случаев указывается, что данное
«качество» позволяет человеку «осуществлять себя юридически, нравственно и политически дееспособным» [3].
В.И. Лутовинов под гражданским воспитанием понимает «вид целенаправленной духовно практической деятельности по формированию гражданской сознательности, активности, ответственности, других социально значимых качеств личности, ее способности и готовности к созидательному преобразованию действительности» [2].
Таким образом, в современной педагогической теории гражданское воспитание рассматривается, преимущественно, как формирование таких социально значимых качеств личности, которые позволяли бы ей быть сознательным и активным субъектом нравственно-политических и нравственно-правовых отношений.
Список литературы
1. Жигадло А.П. Управление воспитательной системой развития гражданственности студентов технического вуза: монография. Омск: СибАДИ, 2009. 267 с.
2. Лутовинов В.И. Гражданско патриотическое воспитание сегодня / В.И. Лутовинов // Педагогика. № 5. С. 52-59.
3. Российская педагогическая энциклопедия. М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. Т. 1. 608 с.
4. Сластенин В.А. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических вузов. 4-е изд. М., 2002. С. 246-247.
5. Суколенов И.В. Теория и практика гражданского образования в общеобразовательных учреждениях России (историко-педагогические аспекты) [Текст]: автореф. Дисс. ... д-ра пед.наук / И.В. Суколенов. М., 2001. 35 с.
ГРАЖДАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
УЧРЕЖДЕНИЯХ Толкачева К.А.
Толкачева Кристина Алексеевна - студент, историко-лингвистический факультет, Глазовский государственный педагогический институт, г. Глазов
Аннотация: в данной работе представлена информация о важности гражданского воспитания в общеобразовательных учреждениях. В статье описаны четыре стадии становления личности у школьников с начала обучения в школе. О гражданском воспитании за пределами школы будет написано в следующей статье.
Ключевые слова: гражданское воспитание, воспитание школьников, воспитание в общеобразовательных учреждениях.
Введение: Воспитанию гражданственности в современных школах уделяется особое внимание. Именно от патриотических чувств учащихся зависит состояние государства, в котором они живут. Сегодня гражданско-патриотическое воспитание является важной частью учебно-воспитательного процесса, целью которого становится формирование разносторонне-развитой личности. Благодаря педагогам, которые поддерживают чувство патриотизма среди детей, Россия остается патриотичной страной.
Задачей данной работы является выяснить особенности гражданского воспитания в школе.
Преподавателям в процессе обучения детей следует выстраивать гражданскую позицию у учеников. Данная позиция, прежде чем достигнуть своей зрелости, должна пройти ряд ступеней социального развития.