Научная статья на тему 'Цели литературного образования в контексте воспитания гражданских ценностей в современном социуме'

Цели литературного образования в контексте воспитания гражданских ценностей в современном социуме Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
632
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Артюхова И. С.

На основе проведенного научного анализа общих целей образования, целей литературного образования в современной школе, целей и сущности гражданского воспитания в российском обществе, а также разработки классификации гражданских ценностей выявлены и представлены структура и содержание системы целей литературного образования в кон-тексте гражданских ценностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Цели литературного образования в контексте воспитания гражданских ценностей в современном социуме»

ННОВАЦИОННЫЕ

ТЕХНОЛОГИИ

ЦЕЛИ ЛИТЕРАТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ ВОСПИТАНИЯ ГРАЖДАНСКИХ ЦЕННОСТЕЙ

В СОВРЕМЕННОМ СОЦИУМЕ THE GOALS OF LITERARY EDUCATION IN THE CONTEXT OF UPBRINGING OF CIVIL VALUES IN MODERN SOCIETY

Артюхова И.С.

Старший научный сотрудник

Института содержания и методов обучения РАО,

кандидат педагогических наук

Artyukhova I.S.

Senior scientific officer

of Institute of the content and methods of training of the Russian Academy of Education,

Candidate of sciences (Education)

Аннотация. На основе проведенного научного анализа общих целей образования, целей литературного образования в современной школе, целей и сущности гражданского воспитания в российском обществе, а также разработки классификации гражданских ценностей выявлены и представлены структура и содержание системы целей литературного образования в контексте гражданских ценностей.

Annotation. The objectives and goals of literary education are represented as a result of multidisciplinary approach.

The structure and content of literary education is based on wide interpretation of the universal trends in national education. The liberal values are considered the basis of the civil society and modern education

Ключевые олова. Цели образования, социальный заказ, педагогическая интерпретация социального заказа, цели литературного образования, цели гражданского воспитания, гражданское общество, ценности, гражданские ценности, структура и содержание системы целей литературного образования в контексте гражданских ценностей.

Keywords. Goals and objectives of education, social expectations, literary education, liberal values, civil society, civil values, structure and the content of system of the goals of literary education in a context of civil values.

Цели образования современной школы, сформулированные в Федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) второго поколения, в частности, в «Фундаментальном ядре содержания общего образования» [1], в «Проекте базисного учебного плана основного общего образования» [2], в проекте «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» [3], совпадают с целями литературного образования в тех моментах, которые подчеркивают необходимость духовно-нравственного, гражданского становления личности школьника. Однако цели, сформулированные в общих документах образования и программах литературного образования [4; 5; 6; 7], являются чрезвычайно общими, задают стратегическую перспективу образовательной и воспитательной работы.

Можно констатировать, что ФГОС, авторские программы литературного образования недостаточно определенно фиксируют цели воспитания личности на каждой образовательной ступени в соответствии с конкретными возрастными задачами образования и развития учащихся. Для воплощения общих образовательных целей в реальную практику необходимы их детализация, конкретизация, а также построение цепочки пролонгированных во времени целей, поэтапно приближающих воспитателей и воспитуемых к намеченным рубежам. То есть, на уровне формулирования непосредственно целей литературного образования обнаруживается проблема педагогической интерпретации общих целей, продекларированных в обозначенных выше документах.

Таким образом, недостаточно разработанной с позиций социального заказа, сформулированного в стандартах второго поколения, является следующая научная проблема: каким образом в систему целей и задач литературного образования в школе должны быть содержательно и методиче-

ски включены важнейшие воспитательные компоненты, в том числе гражданские ценности, соотнесенные:

• С целями и задачами образования, поставленными в ФГОС (в том числе и второго поколения), в нормативных государственных документах и постановлениях;

• С целями и задачами изучения литературы в школе;

• С целями гражданского воспитания в соответствии с социально-психологической динамикой возрастного развития учащихся основной и старшей школы.

Цели и сущность гражданского воспитания в современном российском обществе

Для научно обоснованной постановки целей литературного образования в контексте воспитания гражданских ценностей в современном социуме, для систематизации и конкретизации этих целей на ряд взаимосвязанных и научно обоснованных подцелей в рамках педагогической модели социального заказа рассмотрим цели и сущность современного гражданского воспитания, ядром которого является усвоение учащимися ряда основных гражданских ценностей.

В советское время декларировалась значимость гражданского воспитания. Однако явно выделялись только такие его аспекты, как формирование осознанной законопослушности и патриотическое воспитание. В явном противоречии с интересами тоталитарного советского государства находились основные гражданские ценности, убеждения, умения и качества личности: социальная справедливость; достоинство человека; уверенность в себе; неприкосновенность личной свободы граждан; знание членами общества своих гражданских прав и обязанностей, умение за них бороться; умение объединяться в общественные организации для отстаивания своих прав и свобод перед лицом государства; равенство всех граждан перед законом и др.

Сложным периодом для нашего государства стали годы переходного периода (1991-2000 гг.). Однако и в это время твердую позицию относительно необходимости гражданского воспитания молодежи, в частности учащихся общеобразовательных школ, высказывали в своих трудах и выступлениях ученые-педагоги (Б.Т. Лихачев, Н.Д. Никандров, В.А. Сластенин, Г.Н. Филонов).

Исследователи проблем гражданского воспитания в настоящее время (Л.И. Аманбаева, А.В. Беляев, В.А. Баркалов, А.С. Гаязова, И.М. Дуранов, Т.Б. Журавлева, А.В. Иващенко, А.М. Князев, В.Н. Маркин, Н.Д. Никандров, И.В. Суколенов, В.А. Сластенин, Н.М. Таланчук, Г.Н. Филонов и др.) оперируют такими терминами, как «гражданские качества», «гражданственность», «гражданская позиция», придавая им примерно одинаковый смысл служения обществу, подразумевающий наличие у членов общества совокупности активности и ответственности, умения адаптироваться к социальной среде и принимать решения на пользу себе и обществу.

Цель гражданского воспитания является комплексной по своей природе. В современной педагогической науке термин «гражданское воспитание» и соответственно целеполагание в этом направлении воспитания тесно связаны с понятием «гражданское общество». Ориентирами при движении нашего общества к тому состоянию, которое получит право именоваться гражданским, а также при образовании и воспитании будущих граждан такого общества могут стать следующие характеристики современного западного гражданского общества [8, 15]:

• Сформированность у граждан определенной культуры, характеризующейся общественной активностью граждан, развитием в них таких моральных качеств, как уважение к другому индивиду и обществу в целом; ответственность перед собой и другими, стремление помочь бедным и обездоленным и т.п.;

• Достижение такого уровня демократических норм, который обеспечивает гражданам не только права и свободы, но и обязанности перед государством и обществом; индивид становится автономен перед государством и обществом, но в то же время осознает меру своей ответственности перед ними.

Таким образом, суть гражданского общества - это активность, инициатива, ответственность граждан в отстаивании своих прав и интересов и защита их от диктата государства.

По мнению Л.И. Аманбаевой [8, 28], целью воспитания в широком смысле слова должно стать постепенное формирование гражданской культуры населения с учетом двух основных особенностей: во-первых, субъектами гражданского общества могут быть только люди, знающие, что их

собственные действия - наилучший способ защиты своих интересов, решения волнующих их социальных, политических проблем; во-вторых, реальный и потенциальный субъект гражданского общества - это человек, уверенный в том, что добиться результатов можно, лишь объединив свои действия с действиями других людей.

Таким образом, гражданское воспитание не может быть сведено к какой-либо одной форме общественного сознания, даже такой, как политическое или правовое сознание. Сведение гражданской культуры к явлениям политического порядка есть наследие тоталитарного прошлого. Имеются все основания охарактеризовать гражданскую культуру как явление, где органически сливаются политические и правовые, нравственные и эстетические, а также иные ценности, создающие единую базу для осознания человеком гражданских прав и обязанностей индивида и общества, личности и государства.

В соответствии с разрабатываемым в современной педагогике компетентностным подходом, цель гражданского воспитания можно рассматривать как формирование «компетенции гражданственности» (термин введен И.А. Зимней). Данная компетенция подразумевает «знания и соблюдение прав и обязанностей гражданина; свободу и ответственность, уверенность в себе, собственное достоинство, гражданский долг; знание символов государства (герба, флага, гимна) и гордость за них» [9, 33-45]. Структура гражданской компетентности представляется здесь в виде трехмерной модели, включающей в себя мотивационно-ценностный блок (гуманистическую ценностную диспозицию), когнитивный (знаниевый) и деятельностный блоки.

А.М. Князев, обобщив результаты исследований последних лет, посвященных воспитанию гражданственности в системе российского образования, делает следующий вывод о целях данного направления воспитания в терминологии акмеологической науки [10]. Акме (вершиной, высшей точкой, некоей идеальной моделью, к достижению которой нужно стремиться) воспитания гражданственности является интегрированная социально, социокультурно и исторически обусловленная гражданская зрелость человека, включающая:

• Личностную ответственность за благополучие, последовательное развитие, а также надежную безопасность государства и гражданского общества;

• Гражданский долг личности перед государством и обществом за предоставленные возможности развития и условия жизнедеятельности;

• Активную гражданскую жизненную позицию, понимаемую как ценностный способ жизни личности, направленный на достижение собственных жизненных целей;

• Относительную устойчивость системы сформированных гражданских отношений;

• Патриотизм как любовь к Родине.

В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России» [3, 17] сделана научно обоснованная попытка сформулировать систему базовых национальных ценностей, на основе которых возможна духовно нравственная консолидация многонационального народа Российской Федерации. Как приоритетные среди системы базовых национальных ценностей выделяются ценности, имеющие непосредственное отношение к гражданскому воспитанию подрастающего поколения, а именно: патриотизм - любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству; социальная солидарность - свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство; гражданственность - служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания.

Эти ценности глубоко созвучны принципам и ценностям, провозглашенным во Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 году в Париже. В Декларации провозглашены личные права и свободы для каждого человека, гражданина своей страны. Этот документ остается основным сводом стандартов в области прав человека и в XXI столетии и краеугольным камнем всемирного движения в защиту прав человека. Каждый человек обладает достоинством. Достоинство дает человеку чувство собственной значимости и ценности. Существование прав человека свидетельствует о том, что люди понимают ценность человеческой личности. Человеческое достоинство не является индивидуалистическим, исключительным и изолированным понятием. Оно является частью нашего общего человеческого облика.

Права человека дают членам общества возможность уважать друг друга и сосуществовать друг с другом. Нарушение прав человека и основных свобод является не только личной трагедией, но и создает условия для социальных и политических беспорядков и порождает насилие и конфликты с обществами и государствами и между ними. Принципы и ценности Всеобщей декларации прав человека становятся важнейшими ориентирами при разработке целей образования, воплощаются в жизнь при организации образовательного и воспитательного процесса, при реализации целей и задач гражданского воспитания учащихся.

Классификация гражданских ценностей. Категория «ценность» - одна из самых сложных в философии, социологии, психологии и педагогике. В литературе насчитывается более ста дефиниций понятия «ценность», в которых предлагаются к рассмотрению разнообразные подходы и стороны данной проблемы. В нашем исследовании под ценностью мы понимаем объект, явление или предмет, на который направлено внимание личности, и который в силу своей роли в жизни человека приобретает определенное статусное положение.

В основании разработанной классификации гражданских ценностей лежит направленность объектов, явлений, предметов, содержательно относящихся к понятию «гражданственность»: с одной стороны, это - государство, страна общество; с другой, - личность, человек, индивид (см. табл. 1). Данный комплекс ценностей выявляет как противоречие, так и единство выделенных ценностей. Действительно, с одной стороны, обеспечить достойное существование человека невозможно без признания ценностей, направленных на укрепление гражданского общества и правового государства. С другой стороны, культивирование ценностей, направленных на личность человека, создает надежную основу для построения и существования справедливого правового государства.

Таблица 1.

Гражданские ценности

Государство, страна, общество Личность, человек, индивид

Родина, Отечество Государство (безопасность, независимость, целостность, благополучие, последовательное развитие) Правовое государство Гражданское общество Закон и правопорядок Социальная справедливость Поликультурный мир Свобода совести и вероисповедания Символы государства (герб, флаг, гимн) Жизнь человека Безопасность Свобода личная и национальная Равенство всех граждан перед законом Права человека Справедливость Милосердие Честь Достоинство Ответственность Уверенность в себе

Категория «ценность» тесно связана с категорией «ценностные ориентации». Ценностные ориентации представляют собой сложное интегративное образование, входящее в структуру личности и обусловливающее ее самоопределение. Суть этой категории составляет устойчивое ценностное отношение к совокупности материальных и духовных благ, ценностей, идеалов, вызывающее стремление у человека к их достижению и служащее ему ориентиром в поведении и действиях.

Учеными неоднократно предпринимались попытки разграничить категории «ценность» и «ценностные ориентации». С.Л. Рубинштейн говорил, что ценность - значимость для человека чего-то в мире, и только признаваемая ценность способна выполнять важнейшую функцию - функцию ориентира поведения. Ценностная ориентация обнаруживает себя в определенной направленности сознания и поведения, проявляющихся в общественно значимых делах и поступках [11, 148]. Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее взглядов на окружающий мир, отношения к другим людям, к себе самому, основу мировоззрения, «философию жизни» [12].

Суть категории «гражданские ценностные ориентации» составляет ценностное отношение личности к демократическим идеалам гражданского общества, выражающееся в их осознании, переживании как потребности, принятии на позитивном эмоциональном уровне, освоении в разных видах социально значимой деятельности.

Г ражданские ценностные ориентации учащихся проявляются через их отношения к ценностям, выделенным в приведенной выше классификации этих ценностей (табл. 1): с одной стороны, - к государству, стране, обществу; с другой, - к личности, человеку, индивиду.

Оперируя категориями «ценность» и «ценностные ориентации», можно сказать, что важнейшей целью современного образования является формирование у учащихся гражданских ценностных ориентаций, которые представляют собой сложное интегративное образование, входящее в структуру личности.

Структура и содержание системы целей литературного образования в контексте гражданских ценностей

Как известно, развитие личности ребенка не происходит по частям, личность всегда развивается целостно, в этом процессе задействованы различные аспекты деятельности человека: усвоение знаний, развитие эмоционально-ценностной сферы, становление качеств личности, формирование навыков деятельности и др. - все это развивается комплексно, во взаимосвязи. Развитие личности осуществляется в деятельности, управляемой системой мотивов. Личность развивается целостно в определенных социальных условиях благодаря ее взаимодействию с окружающим социумом, приобретая опыт жизнедеятельности на основе усвоения общественных форм сознания и поведения (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, И.С. Кон, В.А. Петровский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.; В.З. Вульфов, А.В. Мудрик, В.Д. Семенов, О.С. Газман, Л.И. Новикова и др.).

Однако в научных целях выделяют следующие структурные компоненты целостного личностного развития учащихся:

• Когнитивный (знаниевый);

• Эмоционально-ценностный;

• Личностно-развивающий;

• Деятельностный.

Рассмотрим далее структурные компоненты системы целей литературного образования, ориентированной как на реализацию целей литературного образования учащихся, так и на эффективное формирование гражданских ценностных ориентаций. Данное рассмотрение проводится с учетом социально-психологических возрастных особенностей развития учащихся. Заметим, что речь идет именно о развивающейся, быстро взрослеющей личности, какой является учащийся средней школы: 5-7 классы - младший подростковый возраст, 8-9 классы - старший подростковый возраст, 10-11 классы - юношеский возраст.

Когнитивный (знаниевый) компонент цели направлен на овладение учащимися в процессе изучения литературы ключевыми понятиями, отражающими культурную, социальную, духовную, нравственную жизнь человека и общества, на получение сведений из художественных произведений об историческом развитии российского общества, других народов и государств. На уровне понятий учащиеся должны усвоить знания, которые составляют основу важнейших гражданских ценностей (см. табл. 1):

а) Относящиеся к жизни человека, личности: о ценности жизни человека; о свободе личной и национальной; о важнейших нравственных понятиях и качествах личности - справедливости, милосердии, чести, достоинстве, ответственности, уверенности в себе.

б) Относящиеся к государству, стране, обществу: о Родине, Отечестве; о русской национальной и религиозной культуре, о национальной и религиозной культуре других народов; о социальной справедливости; о жизни в поликультурном мире; о богатстве и красоте природы родного края и других стран.

Эмоционально-ценностный компонент цели предполагает формирование у учащихся устойчивого позитивного ценностного отношения к выделенным выше гражданским ценностям (см. табл. 1). Возможности литературного образования, благодаря особой художественности, эмоциональности изучаемых произведений, наличию ярких образов, литературных героев, примеров и т.п., предоставляют возможности для позитивного переживания и принятия учащимися ценностей, относящихся к духовному, нравственному миру человека; ценности человеческой жизни, че-

ловеческого достоинства, а также для воспитания любви к Родине, к родной природе, гордости за свое Отечество, за национальную культуру.

Личностно-развивающий компонент цели предполагает формирование у учащихся следующих личностных качеств: активности, инициативы, ответственности, способности к самопознанию и самоизменению; независимости; доверия к себе; умения делать выбор и нести за него ответственность; целенаправленности; самокритичности; компетентности; коммуникативности; самостоятельности; эмоциональной (поведенческой) гибкости; мобильности, волевых качеств.

Необходимо развивать личностные качества, помогающие подростку или старшему школьнику стать личностью в полном смысле слова, повзрослеть, преодолеть противоречия возрастного развития. Особое внимание должно быть уделено: воспитанию у учащихся доверия к себе; обучению учащихся совершать осознанный, самостоятельный выбор.

Доверие к себе можно осмыслить как относительно самостоятельный феномен личности, позволяющий человеку занять определенную ценностную позицию по отношению к самому себе, к миру и, исходя из этой позиции, строить собственную жизненную стратегию. Именно в этом смысле доверие к себе выступает важнейшим условием подлинной субъектности личности [13]. Самоорганизация личности на субъективном, личностном уровне означает, в первую очередь, формирование у человека доверия к себе, которое включает в себя следующие параметры:

• Полноценное овладение собой, своей сущностью;

• Способность самостоятельно ставить цели и действовать в соответствии с ними, сохраняя адекватную критическую позицию по отношению к самому себе;

• Способность предвосхищать результаты действий до их выполнения;

• Способность самостоятельно строить стратегию достижения целей в соответствии с внутренними личностными смыслами;

• Умение соотносить возникающие потребности с возможностями их реализации в данной ситуации и с присвоенными личностью социокультурными ориентирами (смыслами), имеющими место в обществе.

Деятельностный компонент цели направлен на обучение учащихся способам и приемам действия, отвечающим нормам морали и нравственности, позволяющим реализовать жизненные цели, безболезненно адаптироваться в обществе, бороться за свои права и т.п. В частности, в процессе изучения литературных произведений нужно учить учащихся высказывать свое мнение, отстаивать и аргументировать его, привлекать учащихся к участию в дискуссиях на нравственные, ду-

ховные, гражданско-патриотические темы.

Чрезвычайно важным является обучение подростка умению делать выбор, а именно:

• Ориентироваться в потоке информации и прочитанных текстах, отбирать нужную для себя информацию, относиться к ней критически, максимально ее использовать для собственной пользы;

• Делать выбор в каких-либо сиюминутных ситуациях, в текущей жизни;

• Делать выбор в нравственных и сложных жизненных ситуациях.

• Важным условием такого обучения является формирование у подростков умения предвидеть последствия выбора, а также формирование ответственности за принятое решение.

Такое покомпонентное рассмотрение целей литературного образования моделируется с явным акцентом на формировании гражданских ценностей в связи с заявленным предметом исследования. При формулировании же целей литературного образования в целом данная модель должна быть адекватно встроена в общую систему целей. Совокупность этих целей (литературного образования и формирования гражданских ценностей) необходимо интегрировать в единое целое, при этом должны выполняться такие важные условия:

• На уроках полноценно реализуются специфические цели литературного образования, а именно нацеленность на гражданское становление учащихся не должна идти в ущерб литературному образованию, а более того, должна способствовать глубокому освоению учащимися текстов художественных произведений, развитию эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и др.

• Усвоение учащимися гражданских ценностей происходит на основе содержания литературных произведений и методически обоснованной системы их изучения, а также на основе научно доказанных механизмов усвоения учащимися социальных ценностей, в том числе и гражданских.

Таким образом, выявление системы взаимосвязанных целей литературного образования и формирования гражданских ценностных ориентаций учащихся в образовательном процессе является начальным этапом для построения педагогической модели литературного образования, включающей в себя, помимо целевого блока, содержательный, технологический и оценочнорезультативный блоки.

Литература:

1. Фундаментальное ядро содержания общего образования: проект. - М., 2009. - сайт www.standart.edu.ru: «Федеральный государственный образовательный стандарт».

2. Проект базисного учебного плана основного общего образования для ОУ с русским языком обучения, с родным (нерусским) языком обучения, и варианты БУПов для вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений, 2009. - сайт www.standart.edu.ru: «Федеральный государственный образовательный стандарт».

3. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. - М.: Просвещение, 2009.

4. КутузовА.Г. В мире литературы 5-11 кл.: Программа. -М.: Дрофа, 2005.

5. Ланин Б.А., Устинова Л.Ю. Программа: 5-11 классы общеобразовательных учреждений. - М.: Вентана-Граф,2006.

6. Маранцман В.Г. Программа литературного образования: 5-9 кл., 10-11 кл. - М.: Просвещение, 2007.

7. Меркин Г. С. Программа по литературе для 5-11 кл. - М.: Русское слово, 2009.

8. Аманбаева Л.И. Теоретические основы гражданского воспитания учащейся молодежи в новых социальных условиях. - М., 2001.

9. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата современного образования // Компетенции в образовании: опыт проектирования: Сб. науч. тр. / Под ред. А.В. Хуторского. - М.: ИНЭК, 2007.

10. Князев А.М. Акмеолого-педагогическая концепция воспитания гражданственности в системе российского образования : автореферат дис. ... доктора педагогических наук.- М., 2008.

11. Рубиншейн С.Л. Основы общей педагогики. - В 2 т. - Т. 1. - М.: Педагогика, 1989.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Платонов К.К. Структура и развитие личности. - М.: Наука, 1986. - 254 с.

13. Скрипкина Т.П. Доверие к себе как условие развития личности // Вопросы психологии. — 2002. -№ 1. -С. 95-103.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.