Научная статья на тему 'Гражданско-правовое образование: аксиологический подход'

Гражданско-правовое образование: аксиологический подход Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1056
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ / ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ / ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫЕ ЦЕННОСТИ / ИНТЕРИОРИЗАЦИЯ ЦЕННОСТЕЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Асташова Н. А.

В статье изложены основы гражданско-правового образования в контексте аксиологического подхода. Определены цель, задачи, функции, факторы, технологии гражданско-правового образования. Отмечается, что формирование демократической культуры личности основано на системе принципов гуманизма, интегральности, деятельностного подхода, сотрудничества, эмоциональной открытости. Подчеркивается роль формирования гражданско-правового сознания в формировании эмоционально-чувственной сферы личности, ее и моделей поведения. Установлено, что аксиологический потенциал образования является основой формирования правовой воспитанности и гражданской позиции личности. Представлена позиционная структура гражданско-правового образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Гражданско-правовое образование: аксиологический подход»

ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА

УДК 347

Н А. Асташова

ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД

В статье изложены основы гражданско-правового образования в контексте аксиологического подхода. Определены цель, задачи, функции, факторы, технологии гражданско-правового образования. Отмечается, что формирование демократической культуры личности основано на системе принципов гуманизма, интегральности, деятельностного подхода, сотрудничества, эмоциональной открытости. Подчеркивается роль формирования гражданско-правового сознания в формировании эмоционально-чувственной сферы личности, ее и моделей поведения. Установлено, что аксиологический потенциал образования является основой формирования правовой воспитанности и гражданской позиции личности. Представлена позиционная структура гражданско-правового образования.

Ключевые слова: гражданско-правовое образование, демократическая культура, правовое воспитание, гражданственность, гражданско-правовые ценности, интериоризация ценностей.

Гражданско-правовое образование - это фундаментальная основа и один из источников создания у воспитанников реальных представлений о подлинных и мнимых ценностях человека в различных жизненных сферах. Разработка ценностного каркаса гражданско-правового образования, системы приоритетных ценностей является необходимым и значимым шагом на пути совершенствования системы образования, разработки стратегии его развития.

Гражданско-правовое образование в интересах человека, общества и государства должно совершаться в контексте демократической культуры. В нашем исследовании под демократической культурой мы понимаем процесс и результат творческой самореализации сущностных сил человека, развития потенциала социальных групп, становление гражданско-правовой компетентности на основе присвоения социальных и духовных ценностей.

Потенциал и сила ценностей как феномена гражданско-правового образования проявляются в разных формах их выражения, в том числе в виде общественного вкуса (например, в античности красивым считался тот, кто обладал физическим совершенством, которое устанавливалось интуитивно, благодаря вкусу), в виде логически оформленного понятия (например, в системе национальных ценностей русского народа добро определялось как естественное действие в интересах других людей). Поэтому и проявление ценностей в реальном обществе происходит нередко на стыке сознательного и бессознательного, что, однако, не лишает их роли регулятора общественной жизни. Поэтому, будучи особой формой существования социального чувства и социального знания, ценностные парадигмы обеспечивают и в принципе могут обеспечить жизнедеятельность общества любого масштаба: от семьи - до всего человечества.

Социально-культурно-историческая обусловленность смысла ценностей объясняет закономерности не только их зарождения, но и развития. Так, культурное развитие различных народностей и народов в определенной мере сходно, типично. Следовательно, можно считать, что основные ценностные ориентиры в разных культурах близки, если не тождественны. Кроме того, представляя историю человечества в виде движения не по прямой, а по спирали, можно утверждать, что ценности не принадлежат определенной эпохе или общественно-экономической формации, породившей их. Будучи относительной формой проявления и фиксации общественного сознания, они не подчиняются полностью закону отрицания отрицания. На очередном витке исторической спирали они не отрицаются, а трансформируются с учетом особенностей духовных достижений как отдельного народа (народности), так и, человечества в целом. Под-

тверждением этого мнения может служить наблюдение за изменением содержания наиболее универсальных классических ценностей.

Эпоха Ценности

Античность

Ренессанс

Просвещение

Социализм

Всесторонне, гармонично развитый человек. Красота как гармония духовного и телесного в человеке.

Гармоничная личность как высшее начало бытия. Внутреннее богатство человека. Добро. Красота. Истина. Человек - центр ценностной системы.

«Царство разума». Истина. Знание. Равенство. Братство. Свобода. Справедливость (социально-политические ценности)

Труд как источник материальных и духовных ценностей. Мир как условие жизни. Человек (все для блага человека). Родина. Семья. Природа.

Ценность человека. Патриотизм. Свобода выбора. Общение.

^ Успех. Образованность. Толерантность. Диалог.

Так, в качестве высшей ценности в эпоху античности признавался гармоничный, совершенный во всех отношениях человек. Производной от этой ценности можно считать ценностную категорию «красота», которая отражала, прежде всего, оценку особого душевного и телесного состояния человека.

Во время эпохи Возрождения представление о человеке было дополнено благодаря включению в систему критериев идеального человека таких характеристик, как активность, творчество. Примечательно, что в это время идеал человека в качестве ценностного ориентира предполагал ярко выраженную этическую характеристику. Таким дополнением стала категория "добро". В эпоху Просвещения ценность человека была осмыслена с позиций его уникальности и неповторимости. Знаменитая формула: человек - самоцель, а не средство была построена на вере в безграничные возможности человека, в его волю и разум. Идеал человека в это время определялся такими социально-политическими ценностями, как равенство, справедливость, свобода. В новое и новейшее время в рамках коммунистической доктрины классическое представление о человеке как высшей ценности было "дополнено" классовым подходом: общественным идеалом стал человек, утверждающий коммунистические взгляды, участвующий в строительстве коммунизма. В современных условиях человек рассматривается с позиции реализации его потенциала в демократическом сотрудничестве, отношения к ценностям свободы, права, толерантности, гражданственности.

Приведенное рассуждение показывает не только трансформацию ценностей в ходе исторического развития, но и их органическую взаимосвязь, взаимообусловленность. Вместе с тем, по соотношению отдельных ценностей с различными сферами жизнедеятельности общества и, соответственно, общественного сознания можно выделить ценности социально- политические, отражающие и моделирующие актуальные для данного общества и в данное время представления о государственном устройстве, об особенностях государственной власти и отношений между разными классами и сословиями и т.д.; мировоззренческие, в которых содержится отношение к таким категориям, как познание, мир, наука, общество, природа, религия и др.; этические, заключающие в себе исходные установки самореализации человека в отношениях с другими

людьми. Естественно, что, нроецируясь на личность, эти ценностные парадигмы создают стереоскопический эффект, т.е. полно и целостно охватывают ее духовную сферу.

Таким образом, рассматривая ценности как фундаментальную основу эффективной организации процесса гражданско-правового образования современных школьников, можно отметить, что они не являются посторонними, извне привнесениями в духовную жизнь народа построениями. Они представляют собой более или менее полно осознаваемое коллективное представление о желаемом идеале и являются продуктом культурного развития общества.

Ключевым положением системы гражданско-правового образования является целенаправленное развитие правовой воспитанности как уникального механизма регулирования гражданско-правового поведения. Во-первых, правовая воспитанность - это одна из внутренних, духовных «пружин» в механизме деятельности личности. В этом смысле законопослушное поведение есть результат правовой воспитанности. Во-вторых, правовая воспитанность в определенном смысле - это деятельность, включающая в себя совокупность аспектов поведения. В данном случае поведение - это не только функция, результат правовой воспитанности, но сама правовая воспитанность. В-третьих, правовая воспитанность - это важная интегративная характеристика личности. Надо иметь в виду, что по сравнению с другими значимыми в правовом отношении характеристиками, она включает в себя наиболее широкий по объему комплекс сущностных признаков, предопределяющих социальную ценность личности и непосредственно влияющих на состояние законности и правопорядка в обществе [1].

Одним из доминирующих качеств личности, развитие которого интегрирует усилия по формированию гражданско-правовой культуры является гражданственность. Оно подчеркивает социальную ценность личности в определенных историко-этических рамках. Это качество включает в себя, прежде всего, чувство национального достоинства, осознание обязанностей и ответственности перед своим народом, высокие духовные ценности, поскольку гражданин - это не просто член общества, а человек, соблюдающий гражданские права и обязанности, осознающий личную сопричастность к своему народу, вносящий посильный вклад в развитие своей страны. Недаром в словаре В.И. Даля читаем, что гражданин - это человек, имеющий обязанности по отношению к правительству и к ближнему.

Как видно из представленных положений, диапазон рассмотрения гражданско-правового образования в аксиологическом контексте достаточно широк. Однако попробуем выделить главные позиции. Если взять за исходное определение цель гражданско-правового образования - формирование демократической культуры личности, то среди задач этого процесса можно сформулировать следующие: выделить систему ценностей гражданина;

использовать различные механизмы перевода ценностей гражданского общества в личностный план;

стимулировать развитие качеств гражданина; организовать становление гражданской компетентности, реализовать потребности в социализации личности.

В практическом плане организация постоянной работы в рамках гражданско-правового воспитания государством и его институтами, позволяет выделить приоритеты в этой деятельности:

передача, накопление и усвоение понятий, норм и принципов права учащимися; выработка глубокого уважения к праву;

формирование отношения к праву как к единственному инструменту цивилизованного решения возникающих социальных проблем и практике его реализации;

развитие умений использовать свои права, соблюдать запреты и исполнять обязанности;

становление внутренней потребности и привычки соблюдать правовой закон, проявлять правовую и гражданскую активность.

Организация работы по гражданско-правовому образованию должна строиться на основе принципов, рассматриваемых нами как ведущие фундаментальные идеи. Принцип гуманизма предусматривает особое комфортное положение человека в образовательной системе, терпимое отношение к его решениям и поступкам, уважение, внимательное отношение, защищенность. Принцип интегральности ориентирует образовательную систему на целостность, единство и неразрывную связь всех компонентов гражданского образования, на целостный подход к учащемуся; на понимание того, что гражданско-правовое образование может концентрировать в себе практически все самое ценное для личностного развития.

Опора на жизненный опыт ребенка придает гражданско-правовому образованию практическую направленность, позволяет выстраивать истинно правовые решения и моделировать и апробировать поведенческие шаги. Принцип деятельностного подхода непосредственно ориентирован на активность школьников в соответствии с их возрастом, предпочитаемыми видами деятельности, реализацией репродуктивных или творческих начал. Совместно с принципом включенности он усиливает субъектные позиции, организует живой опыт бытия и отношений в контексте гражданской системы.

В гражданско-правовом образовании принцип сотрудничества должен проявляться в индивидуальной ответственности, формировании социальных навыков и апробации социальных ролей, в позитивном и конструктивном взаимодействии, развитии умений оказания помощи и поддержки в обстановке взаимного доверия.

Принцип эмоциональной открытости чрезвычайно важен, поскольку эмоции человека социальны, хотя и имеют индивидуальное выражение. Эмоции реализуют адаптивные механизмы и механизмы «заражения», они уникальным образом, экспрессивно влияют на индивидуальное и социальное развитие. Эмоции влияют на продуктивность интеллектуальной деятельности, творчество и поиск смыслов, а их открытость стимулирует понимание, социальную ответственность и осмысленность межличностных отношений.

Для реализации гражданско-правового образования важно определить и ориентироваться на потенциал социально-образовательных факторов: социальной среды, местного сообщества, национальных традиций, семьи, уклада жизни, средств массовой информации, психологического климата в образовательной системе, коммуникативного опыта и самовоспитания. Причем, каждый фактор имеет свой спектр влияния на становление демократической культуры личности. В семье и образовательной системе происходит формирование гражданина - человека, испытывающего чувство национального достоинства, осознание обязанностей и ответственности перед своим народом и близкими людьми. Именно гражданин соблюдает гражданские права и обязанности и понимает личную сопричастность к жизни своего народа.

Можно выделить фактор самовоспитания, когда человек изменяет себя посредством систематической осознанной работы над собой в свете определенных потребностей, идеалов правового характера. Сам человек формирует личностные качества и ориентиры, в которых актуализируется ценностное отношение личности к внешнему и внутреннему миру, к российской государственности и демократическим свободам, к правам и обязанностям гражданина и человека. Как правило, самовоспитание обеспечивает оптимальную реализацию человеком себя как правопослушной личности.

Обратимся еще раз к функциям гражданско-правового образования, чтобы подчеркнуть роль этого процесса в развитии личности современного школьника. Среди

множества функций остановимся на некоторых несколько подробнее. Информационная функция связана с необходимостью предоставления юному гражданину максимума сведений о правовых системах, гражданских институтах, идей о должном порядке правового регулирования общественной жизни, информации о правах человека, о принципах и нормах права. Смыслообразующая функция содержит модель отношения человека к миру и является универсальным определителем личности, синтезирующим ее материальные и духовные потребности. Эта функция является результатом поиска и выбора, определяемым ценностными установками и ориентациями личности. Поскольку между смыслом жизни человека и его самореализацией в разнообразной деятельности существует глубинная корреляция, то смыслообразующая функция в гражданско-правовом образовании тесно связана с самореализующей.

Регулятивная функция позволяет упорядочить образовательный процесс, придает целесообразность педагогическому влиянию на личность и ученический коллектив. Нормативная функция связана с опорой на некие правила, положения, социальные нормы, что предполагает вполне очевидный правовой статус и обучение школьников законам в человеке, проявлению высокой гражданственности в деятельности.

Социальные изменения в системе образования - создание условий для полноценного развития способностей, индивидуализация, дифференциация и профилизация образования, возможность выбора, альтернативность положительно влияют на развитие гражданственности школьников.

Среди механизмов, имеющих большую организующую силу и результативность и дающих возможность оригинально выстроить гражданско-правовое образование, выделим идентификацию - отождествление индивида с некоторыми людьми или группами, позволяющее усваивать разнообразные нормы, отношения и формы поведения, которые свойственны окружающим. Подражание - сознательное или бессознательное воспроизведение индивидом модели поведения других людей (в частности, манер, движений, поступков и т.д.). Внушение - процесс неосознанного индивидом внутреннего опыта, мыслей, чувств и психических состояний тех людей, с которыми он общается. Социальную фасилитацию - стимулирующее влияние поведения одних людей на деятельность других, в результате которого их деятельность протекает свободнее и интенсивнее. Конформность - осознанное внешнее согласие в поведении с окружающими людьми при расхождении в оценках и мнениях или пассивное принятие ориентации группы [3].

Не требует специальных доказательств тот факт, что в организации процесса гражданско-правового образования ценностные ориентации могут выступить в качестве эмоционально и интеллектуально освоенного регулятора поведения, либо показателя развития личности гражданина.

Ценностный спектр гражданско-правового образования широк. Одновременно с духовно-нравственными ценностями (к ним можно отнести Честь, Достоинство, Справедливость, Истину и др.) выделяются ценности социально-мировоззренческого характера, регулирующие отношение человека к государственно-общественным институтам, источникам и условиям жизнедеятельности общества и личности. К таким ценностям общечеловеческого масштаба следует отнести следующие аксиологические ориентиры: Демократия, Земля, Семья, Труд, Мир, Природа, Закон и др. Выделение этих понятий в качестве приоритетных и перспективных направлений гражданско-правового воспитания современных школьников вызвано не только достижениями цивилизации, но и ее негативными последствиями.

Однако, какую бы систему ценностей ни избрала школа или ни принял учитель, процесс гражданско-правового образования следует строить с учетом психологических

закономерностей перевода этих ценностей как общественно значимых идеалов в план личностных смыслов человека, управляющих его поведением.

Первоосновой гражданско-правового образования выступает формирование гражданско-правового сознания, которое предполагает раскрытие содержания и демонстрацию социальной и личностной значимости различных национальных и общечеловеческих ценностей. Следует помнить, что усвоение содержания понятий, представляющих те или иные ценности, еще не означает, что ценности освоены учеником. Поэтому важно неоднократно показывать, как то или иное ценностное представление определяет поведение человека. Прекрасным материалом для такого показа выступают произведения искусства. Наблюдения за поведением героев - эффективный прием «внедрения» в сознание различных этических и социально-мировоззренческих категорий как поведенческих установок.

Поскольку гражданско-правовое образование предполагает развитие оценочной сферы личности, то оно не может быть полноценным без опоры на эмоции и целенаправленное культивирование «высших чувств»: сопереживания, гордости, жалости, стыда и т.д. Эмоционально-чувственное «наполнение» отдельных понятий помогает ученикам постичь их не только умом, но и сердцем, пропустить их через свою душу. Поэтому нужно широко практиковать оценочные суждения, опирающиеся на непосредственные переживания и чувства учащихся.

Учитель закладывает основу демократической культуры, духовности, формируя гражданско-правовое сознание и эмоционально-чувственную сферу личности ученика. Однако часто этого бывает недостаточно, чтобы воспитанник свободно и естественно подчинил свое поведение известным правилам. Поэтому важнейшим аспектом гражданско-правового образования следует считать организацию адекватного выбора и опыта гражданского поведения учащихся, в процессе которого включаются интеллектуально-волевая, мотивационно-ценностная и чувственная сферы личности. Воспитатель либо использует реальные ситуации, либо создает специально такие обстоятельства, в которых ученик должен действовать согласно ценностному ориентиру и культурной тактике. В это же время воспитатель должен помнить, что гражданско-правовое образование ни в коем случае не следует сводить к отработке правовых или этикетных предписаний.

Формирование гражданственности стратегически направленно на пробуждение в индивиде личности, самоценной и незаменимой. Поэтому воздействие, влияние воспитателя на учащихся не должно быть назидательным, предписывающим какие-то правила. Оно организуется в форме паритетного диалога между педагогом и учеником и не имеет прямого практического назначения: вот сейчас я расскажу, как важно быть законопослушным, а вы после этого будете совершать только гражданские поступки. Присвоение ценностей, их вращивание в личность (интериоризация) представляет собой длительный и очень личностный акт. Поэтому педагогу важно знать, что его воспитательные усилия не всегда «опредмечиваются» в поведении учащихся, что нередко, несмотря на богатый арсенал использованных им методов и приемов, ученик остается непроницаемым для гражданско-нравственного влияния. Это лишний раз подчеркивает, как сложен и многофакторен процесс роста личности.

Отразим позиционную структуру гражданско-правового образования на схеме, выделив проанализированные компоненты (Рис.).

ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫЕ ЦЕННОСТИ КАК ОСНОВА ОБРАЗОВАНИЯ

Цель - формирование демократической культуры личности

СОЦИАЛЬНАЯ СРЕДА

СМИ

СЕМЬЯ

МЕСТНОЕ СООБЩЕСТВО

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ТРАДЩЙ

3

А Д

А

4

и

ВЫДЕЛИТЬ СИСТЕМУ ЦЕНОСТЕЙ

ГРАЖДАНИНА ИСПОЛЬЗОВАТЬ РАЗЛИЧНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ПЕРЕВОДА ЦЕНОСТЕЙ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В ЛИЧНОСТНЫЙ ПЛАН ФОРМИРОВАНИЕ КАЧЕСТВ ГРАЖДАНИНА

РАЗВИТИЕ ГРАЖДАНСКОЙ КОМПЕ

ТЕНТНОСТИ РЕАЛИЗАЦИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ В СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ

3 А.

д

А.

4

Ж

МОРАЛЬНЫЕ НОРМЫ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ

УКЛАД ЖИЗНИ

САМОВОСПИТАНИЕ

КОММУНИКАТИВНЫЙ ОПЫТ

ФАКТОРЫ

ФУНКЦИИ

ИНФОРМАЦИОННАЯ

СМЫСЛООБРА-ЗУГОЩАЯ

ПРОЕКТИРУЮЩАЯ

ОРИЕНТАЦИ ОННАЯ

НОРМАТИВНАЯ

ГУМАНИЗМ ШОТГРАЛЬНОСТЪ

ОПОРА НА ЖИЗНЕННЫЙ ОПЫТ РЕБЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ подход СОТРУДНИЧЕСТВО ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ОТКРЫТОСТЬ ВКЛЮЧЕННОСТЬ

ЗНАНИЯ 0 ДЕМОКРАТИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЯХ, ИСТОРИИ, КУЛЬТУРЫ РОССИИ И МИРА, НОРМАХ ПРАВА, СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРИОРИТЕТАХ, СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССАХ ОПЫТ РЕПРОДУКТИВНОЙ И ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГРАЖДАНСКОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

принципы

содержание

ФАКТОРЫ

ФУНКЦИИ

РЕГУЛЯТИВНАЯ

ОЦЕНИВАЮЩАЯ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

КОНТРОЛИРУЮЩАЯ

РОЛЕВАЯ

САМОРЕАЛИЗУЮЩАЯ

технологии

УЧЕБНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ДИСКУССИЯ МОРАЛЬНЫЕ ДИЛЕММЫ ПОЛИТИКО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИГРА КОЛЛАЖ ПРЕЗЕНТАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ ФОРУМ СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК СПОСОБ САМОРЕГУЛЯЦИИ ЛИЧНОСТИ В ГРАЖДАНСКОМ ОБЩЕСТВЕ

ЮРЕЖЕТОСТИ КАК РЕГУЛЯТОР ПОВЕДЕНИЯ

ЦЕННОСТИ

КАК ПОКАЗАТЕЛЬ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ГРАЖДАНИНА

СВОБОДА

ПРАВО

ВЫБОР

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

ТОЛЕРАНТНОСТЬ

ДЕМОКРАТИЯ

СПОСОБНОСТЬ К САМОРЕГУЛЯЦИИ ЗАКОНОПОСЛУШНОСТЬ ГРАЖДАНСКАЯ АКТИВНОСТЬ

ЧУВСТВО ДОЖА

ПАТРИОТИЗМ

УСПЕШНОСТЬ

Рис. Система гражданско-правового образования

Предлагая своим воспитанникам определенные духовно- гражданские ценности, учитель должен отдавать себе отчет в том, что его профессиональная деятельность заключается не только в более или менее эффективном привитии этих ценностей своим воспитанникам. Иногда в силу объективных и субъективных причин такое привитие вообще не наблюдается, но это не означает, что воспитательное воздействие не состоялось, так как одной из главных целей гражданско-правового образования является формирование у учащихся гражданской открытости и восприимчивости к различным способам реализации взаимоотношений между людьми и оказание помощи в становлении взглядов, на основе которых ученики могут выработать индивидуальную систему убеждений и моделей поведения.

Среди технологий, имеющих психолого-педагогический потенциал в формировании гражданско-правовых ценностных ориентаций личности, выделяются такие, ко-

торые способствуют полноценной реализации личностных достоинств, предусматривают вариативное начало, имеют диалогическую природу и рефлексивный компонент, создают имитационное пространство и простор для творчества.

К такого рода технологиям, в частности, относится диалог (дискуссия). Диалог -способ познания себя и окружающей действительности в условиях субъектно-смыслового общения. Именно для диалога свойственен поиск смысла ценностей, опирающийся на многогранную палитру переживаний. В рамках этой технологии передается разнообразная информация как по существу разговора, так и о собеседниках, их внутреннем мире и уровне сформированности демократической культуры. В диалоге личность транслирует себя, свою уникальность и самобытность при условии адекватной самооценки, способности к полноценной самореализации, умении определять смысл явлений и предметов, быть критичным и т.п.

Диалог - это своего рода лаборатория, поле смысла; он невозможен без совместного поиска истины. В этой «лаборатории» нет знаний в готовом виде, есть проблемы и варианты поиска: через систему вопросов, актуализацию знаний, обнаружение пробелов, раскрытие творческих способностей.

Диалог предполагает филигранную работу с разного рода информацией. Причем, этот процесс должен опираться на широкий обмен имеющимися знаниями, знакомство со сведениями всех (или многих) участников, сосуществование разнообразных мнений по гражданско-правовой проблематике, поощрение разных подходов к этой проблеме, возможность высказывать критические замечания, стимулирование поиска группового консенсуса и т.п.

Организационно диалоговая технология включает последовательность этапов, которые позволяют реализовать главные задачи: глубокий анализ проблемы, понимание ее ценностно-смыслового содержания, развитие диалоговой культуры.

Первый этап - вводный. Его главные характеристики - создание благоприятной эмоциональной и интеллектуальной атмосферы, актуализация необходимой информации, стимулирование ситуации интереса к проблеме.

Второй этап - основной. Диалог в разных модификациях: обсуждение вопросов в микрогруппах; выступление перед группой с заранее подготовленным сообщением; система вопросов, не предполагающих однозначных ответов; формулировка проблемы, глубокий анализ и размышление над проблемой; вычленение «точек удивления» (С Ю Курганов); привлечение разнообразных источников информации; осмысление позиций; аргументированные выступления оппонентов; поиск путей решения проблемы и т.п.

Третий этап - итоговый, заключительный. Анализ и осмысление диалога с содержательной и процессуальной точек зрения. Рефлексия по поводу собственной работы. Выяснение успехов и неудач. Оценка психологической атмосферы во время работы, уровня реализации мыслительного потенциала. Определение возможных перспектив работы.

Все формы диалога/дискуссии обладают уникальным педагогическим инструментарием и в связи с этим способны:

стимулировать инициативу и продуктивный обмен идеями;

развивать рефлексивное мышление;

побуждать к поиску адекватной аргументации и различных способов выражения

мысли;

повышать восприимчивость и толерантность к новым идеям;

учить видеть явление объемно и многопланово;

предлагать способы углубленной работы с содержанием проблемы.

Технологический компонент гражданско-правового образования может быть представлен разнообразными технологиями, стимулирующими активность личности, проявление гражданских качеств, способствующих реализации свободного выбора

смысловых приоритетов, практических решений, эмоционально-ценностного самовыражения.

Кроме того, немаловажное значение для организации гражданско-правового образования имеет знание педагогом критериев сформированности личности, которые психологи связывают с типичным способом отношения человека к другим людям. В идеале процесс гражданско-правового образования должен приводить воспитанников к поведению (в широком смысле - к жизни) по «золотому правилу» нравственности: относись к окружающим так, как ты хочешь, чтобы они относились к тебе. Конечно, этот идеал труднодостижим, но к нему следует стремиться.

Оказывая содействие гражданско-правовому развитию ученика, педагог не должен забывать, что благоприятным условием такого развития является обстановка доброжелательности, свободы и понимания. Поэтому и в учебных, и во внеучебных обстоятельствах ученик должен занимать субъектную позицию. Такие ценности, как честь и достоинство могут иметь позитивное влияние на формирование личности только при демократически и гуманно организованном учебно-воспитательном процессе.

Естественно, что, убеждая учащихся в необходимости строить свою жизнь на основе определенных ценностей, учитель должен помнить и о том, что от его профессионализма и человеческого поведения, от его мудрых решений, которые он принимает нередко на глазах своих воспитанников, во многом зависит результат его воспитательного влияния на детей. Учитель должен чувствовать особую ответственность за дискредитацию тех понятий и ценностей, на которые он ориентирует своих учеников.

Приведенные ценности сегодня широко представлены в социокультурной и образовательной сферах России. Они активно пропагандируются средствами массовой информации, являются основой деятельности различных формальных и неформальных структур (объединений, союзов, клубов). Правда, при этом они нередко затеняются парадигмой экономико-политических ориентиров типа рынок, деньги, конкуренция и др. В целом же, соответствуя национально-культурным традициям и предпочтениям российского народа и во многом имея возможность органически сочетаться с ними, общечеловеческие ценности, наряду с национальными, должны стать несомненными ориентирами гражданско-правового образования молодежи России.

The article deals with the foundations of civil education in terms of axiological approach. The author defines the goals, objecttives, functions, factors and technologies of civil education. It is also stated that the formation of a person's democratic culture is based on the system of principles of humanity, integrity, assignment approach, cooperation, emotional openness. The article accentuates the role of legal consciousness formation in the process of forming a person's emotional sphere and behaviour patterns. It has been established that the axiological potential of education forms a strong basis for forming legal education and a person's citizenship. Civil education positional structure is also represented here.

The key words: civil education, democratic culture, legal education, civil consciousness, civil values, values interiorization.

Список литературы

1. Бабаев MM О культурологическом подходе к пониманию правовой культуры личности // Криминологический журнал. 2003. № 4. С.26-29.

2. Основы гражданского образования: документы и материалы / Сост. Лосев СЛ., Пахомов В.П. Самара: ООО «НТЦ», 2003. 276 с.

3. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании: Учеб. пособие. Ч. 1. Концептуальные и прикладные основы социальной психологии. М.: Владос, 1995.С. 199.

Об авторе

Н.А. Асташова - докт. пед. наук, проф., Брянский государственный университет им. академика И.Г. Петровского, bryanskgu@ mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.