УДК 37
Г. Я. Гревцева
ЦЕННОСТНЫЙ ПОДХОД КАК ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОЦЕССА ГРАЖДАНСКОГО ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ
Определена ценностно-смысловая основа гражданского воспитания как средства социализации личности. Рассмотрены основные методологически важные механизмы ценностного подхода. Уточнено понятие «гражданственность», обосновано значение ценностного подхода в гражданском воспитании личности.
Ключевые слова: гражданские ценности, гражданственность, гражданские качества
The author emphasizes the value-sense basis of civic education as a means of socialization, discusses the main methodologically important mechanisms of the value approach to it, specifies the concept "civic consciousness" and attaches importance to the value approach to civic education of the personality.
Keywords: civic values, civic consciousness, civic qualities
Ценностно-смысловой основой гражданского воспитания личности является положение о роли и значимости общечеловеческих, гражданских ценностей, идеи культурно-исторической самобытности, национальной безопасности. Для развития общества и личности гражданственность представляет собой социальную ценность. К настоящему времени уровень гражданственности становится важным критерием определения цивилизованности общества и имеет значимость в становлении государственности. Гражданское воспитание как часть системы воспитания в целом является необходимым этапом гражданской социализации, в рамках которой формируются ценностные ориентации. Последние играют ведущую роль в определении поведения субъекта и обеспечивают личности высокий уровень адаптации к современным условиям, его социализацию.
Успешность процесса социализации зависит от внутреннего, психического состояния личности и от постоянного взаимодействия с различными средами. Поэтому так важно гражданское воспитание осуществлять через организацию в образовательном учреждении ценностно ориентированной социально-культурной среды, обеспечение условий для личностного выбора и усвоения личностью ценностей и идей гражданского содержания, создание модели самоуправления, формирование гражданской позиции будущего специалиста.
Актуальность изучения данной проблемы обусловлена также многообразием подходов к ней, среди которых - ценностный, значимость его несомненна, определяется необходимостью формирования системы ценностных ориентаций личности в мире ценностей. В современной России происходит переоценка общественных и личностных ценностей, меняются подходы к их формированию. Ценностный подход тесно связан с системным и деятельностным подходами. Изменение деятельности человека ведет за собой и переоценку
ценностей. Основными методологически важными механизмами ценностного подхода в нашем исследовании являются прежде всего совокупность ценностей, содержание ценностей, определение технологии и методики реализации совокупности ценностей в процессе гражданского воспитания школьников, единство содержания системы гражданского воспитания и внешней среды.
Одним из вариантов уточнения сущности понятия ценностей выступает выделение гуманистических ценностей. Утверждение гражданских, гуманистических ценностей в обществе, формирование свободной личности, осознающей взаимозависимость своих прав и обязанностей, имеющей гражданскую позицию, во многом зависит от системы образования.
Придерживаясь классификации В. А. Ядова [7], в которой выделяются ценности-нормативы, ценности-идеалы, ценности-цели, ценности-средства, гражданские ценности мы относим к социальным ценностям, среди них: идеал законопослушного гражданина, патриота, грамотного налогоплательщика, активного избирателя, компетентного потребителя, добросовестного работника, ответственного семьянина. Гражданскими ценностями-целями и, с нашей точки зрения, являются: мир, свобода, самоопределение личности, уважение человеческого достоинства, гражданская воспитанность и др.; ценностями-средствами - гражданская деятельность, толерантность, образованность и др. К ценностям - идеалам гражданского воспитания мы относим идеал нравственного, законопослушного человека, патриота, семьянина, компетентного работника, грамотного налогоплательщика, активного избирателя. Среди ценностей-нормативов следует отметить правовые нормы отношений личности и государства, закрепленные в юридических актах; нравственные нормы отношений между людьми в социуме, национальные и региональные традиции и обычаи. Перечисленные
134
ценности относятся к безусловным, и на них мы акцентируем внимание в процессе гражданского воспитания личности.
Основой гражданского воспитания являются нравственные ценности, которые в единстве с другими создают сложный мир духовных образований. Поэтому, осуществляя гражданское воспитание, мы, вслед за В. А. Сухомлинским, расцениваем нравственность, гражданские ценности как равнозначные, как ничем не заменимое средство воспитания. Он справедливо утверждал: «...чем в большей степени нравственные ценности личности, которыми она руководствуется в своей жизни, совпадают с нравственными ценностями общества, тем в большей степени человек является гражданином своего Отечества» [6, с. 10]. Член гражданского общества должен быть высоконравственной личностью. Нравственность -та основа, без которой невозможно формирование полноценной, целостной личности гражданина.
Несомненно, ценности связаны с культурой, духовной деятельностью человека. Усваивая ценности своей социальной среды и превращая их в ценностные ориентиры, мотивационные силы своего поведения, человек становится активным субъектом общественной деятельности. Осуществляя гражданское воспитание личности, мы приобщаем наших воспитанников к ценностям демократической культуры: уважение прав и свобод человека, мировоззренческий плюрализм, толерантность, мир, ненасилие, социальное партнерство, стремление к диалогу как основе взаимодействия между социально-политически-ми агентами и институтами.
Ценности, будучи осознанными, имеют фундаментальное значение для ориентации человека в мире, для определенной направленности его поведения и деятельности. Так, например, общечеловеческие ценности позволяют носителям разных национальных культур, разных религий и идеологий найти общий язык, дают возмоожность людям вне зависимости от их происхождения и их самоидентификации с той или иной культурой ставить общие цели и обеспечивать их совместное достижение, решать национальные, а порой и глобальные проблемы.
Современные отечественные ученые
(Б. С. Гершунский [2], Н. Д. Никандров [4], В. А. Караковский [3] и др.) утверждают, что общечеловеческое не отрицает национальное, а, напротив, обнаруживает себя в нем. Именно в форме национального впервые реализуется все то уникальное, неповторимое, что впоследствии обретает общечеловеческий статус. Общечеловеческие ценности выше национальных, поскольку признаются большинством людей во всех странах мира. К ним принято относить следующие: человек, семья,
труд, здоровье, образование, отечество, мир, права человека, демократия и др. Ценности личности проявляются в идеалах, установках, убеждениях, деятельности, которые связаны с духовными, нравственными ценностями.
Мир ценностей личности в настоящее время стал объектом пристального изучения специалистов, появились публикации, посвященные исследованию актуального состояния ценностных ориентаций молодежи, активно ведется разработка концепции воспитания, и центральным здесь является понятие ценностные отношения личности. Так, например, ученые Института социологии Российской академии наук провели массовое исследование в Москве, Сибири, Краснодарском крае, чтобы проанализировать изменения, которые произошли в ценностях, ориентациях и поведении молодежи за 30 лет. Перечислим конспективно лишь некоторые результаты. 1. Острые конфликты, в результате которых молодежь теряет надежды на будущее. Плюрализм в образовании ведет к тому, что в наших условиях лишь богатые получают право на качественное образование. 2. Ломка ценностных ориентаций. Резко изменился престиж профессий. Произошло резкое снижение оценок профессий физического труда, учителей, врачей, научных работников. 3. Определенное разочарование в демократических идеалах и ценностях (50 % молодежи не являются на голосование в период выборов) [1, с. 213-214]. Эти факты и цифры подтверждают необходимость насыщения содержания образования гражданскими ценностями. Кроме того, интересно, что сами молодые люди, говорят о необходимости формирования творческой личности, овладения моральными ценностями, развития навыков социального характера, обеспечения международного взаимопонимания и уважения людей друг к другу, понимания и познания мира, развития равноправия и демократии.
Система ценностных ориентаций личности определяет отношения, жизненные планы, позицию, поведение человека. Ценностные ориентации лежат в основе выбора жизненного поведения, ее поступков, а социальная позиция человека обеспечивает реализацию этой стратегии, разворачивая ее в тактику.
Становление системы ценностей личности происходит в процессе формирования ее мировоззрения. Именно в мировоззрении интегрируются познавательная, ценностная и мотивационно-деятельностная установки человеческой жизнедеятельности.
Вторым механизмом ценностного подхода является содержание ценностей. Гражданственность - социальная ценность для развития общества и личности; представляет собой комплекс гра-
135
жданских качеств, который позволяет определить гражданскую позицию личности и их готовность к вхождению в социальное общество. К гражданским качествам мы относим социальную, гражданскую ответственность, активность, долг, патриотизм, толерантность, уважение и принятие прав и обязанностей, уважение к законам государства, гражданское сознание, гражданскую зрелость, поскольку они непосредственно включены в гражданскую деятельность и служат ее объективно необходимым элементом, формой реализации требований законов и отношений гражданского общества. Наличие этих качеств в сочетании с другими и с гражданскими знаниями является основой гражданской воспитанности личности (ценность-цель).
Третье методологически важное положение ценностного подхода - определение технологии и методики реализации совокупности ценностей в процессе гражданского воспитания личности. В реализации ценностного подхода в гражданском воспитании как факторе социализации личности еще много нерешенных проблем и нерешенных задач, например, проблема воспитания у личности осознания ценности здорового образа жизни, культуры общения, чувств, отношений.
Критическая ситуация, в которой оказалось молодое поколение, требует обращения к системе ценностей, связанных с национальными традициями, общечеловеческой традицией гуманизма как глобального мировоззрения, определяющего отношение человека к окружающему миру и к другим людям. К ценностным приоритетам воспитательного компонента, касающимся как педагогов, так и воспитанников, относятся: ориентированность личности на общечеловеческие гуманистические ценности; демократизм и толерантность, а также любовь к родному краю, семье, народу; долг перед своей семьей, коллективом, друзьями; честное служение Родине, народу; достойное поведение как гражданина-патриота; высокий личный профессионализм.
Усвоение индивидом выработанной обществом системы ценностей, морально-этических норм и установок происходит в процессе социализации. Психологические основы социализации складываются в процессе социального взаимодействия. Гражданское воспитание придает социализации целенаправленный характер, что обуславливает следующие задачи гражданского воспитания личности: 1) распространение гуманисти-
ческих ценностей; 2) повышение гражданственности у личности; 3) выработка установок правового поведения и овладение их нравственным смыслом; 4) формирование демократических потребностей личности в условиях демократизации
жизни образовательного учреждения. Формирование опыта гражданского действия, позволяющего человеку практически реализовывать важнейшие человеческие ценности, лежащие в основе их мировоззрения, выбирать линию поведения, выражать отношение к обществу и самому себе - одни из основных направлений гражданского воспитания.
Становление системы ценностей личности происходит в процессе формирования ее мировоззрения. Для уяснения новой системы ценностей, формируемой в процессе гражданского воспитания личности, методологическим ориентиром может служить классификация, предложенная российским философом В. Н. Сагатовским [5, с. 31], который выделяет мировоззрение ухода, насилия и сотворчества. Есть основания предполагать, что гражданские ценности могут быть сформированы в русле мировоззрения сотворчества, хотя данный тип мировоззрения находится в процессе становления.
Четвертое положение ценностного подхода -единство содержания системы гражданского воспитания и внешней среды. Объективная потребность общества в передаче гражданского опыта, в распределении между его членами социальных ролей и выработке правил, норм общественных отношений, в их воспроизводстве, обеспечивающих социальную мобильность каждого индивида и общества в целом, является внешним источником гражданского воспитания личности. К внешним источникам социализации относятся: макросреда, мезосреда природная и социальная, микросреда природная и социальная, деятельность и общение; внутренний источник заключается в потребности личности во взаимодействии с другими личностями, в деятельности, направленной на самореализацию, на удовлетворение потребно -стей. Эффективность педагогического процесса определяется способностью его организаторов создать условия для интеграции внутренних и внешних факторов, определяющих вхождение личности в социум.
Таким образом, ценностный подход обеспечивает восхождение личности к общечеловеческим, гражданским ценностям; ориентирует гражданское воспитание на комплексное решение задач; ориентирует общество, педагогическую науку и практику на возвращение в контекст культуры с учетом региональных условий; актуализирует роль и значение личностных ценностей, смыслов, мотивов и потребностей, которые регулируют его гражданскую деятельность. Система ценностей, преломляясь через призму гражданской деятельности личности, входит в структуру его мировоззрения в форме личностных ценностей, которые являются источником мотивации.
136
Результатом использования ценностного под- ские, гражданские ценности, ценностные ориента-
хода в процессе гражданского воспитания является: ции, которые преобразовывают и прогнозируют его
личность гражданина, усвоенные им общечеловече- гражданскую жизнедеятельность и поведение.
1. Гражданское образование в российской школе: образование в документах и комментариях / сост. Т. И. Тюляева. -М.: Астрель: АСТ, 2003. - 605 с.
2. Гершунский, Б. С. Гражданское общество в России: проблемы становления и развития / Б. С. Гершунский. - М.: Пед. о-во, 2001. - 459 с.
3. Караковский, В. А. Воспитание - важнейшая социально-педагогическая ценность / В. А. Караковский // Нар. образование. - 2002. - № 4. - С. 165-167.
4. Никандров, Н. Д. Ценности как основа целей воспитания / Н. Д. Никандров // Педагогика. - 1998.- № 3. -С. 3-10.
5. Сагатовский В.Н. Общественные отношения и деятельность // Вопр. философии. - 1981. - № 12. - С. 69 - 75.
6. Сухомлинский, В. А. Изб. пед. соч.: в 3 т. Т. 2. / сост. О. С. Богданова, В. З. Смаль. - М.: Педагогика, 1978. - 384 с.
7. Ядов, В. А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности / В. А. Ядов // Аксиологические проблемы социальной психологии. - М.: Наука, 1975. - 218 с.
Сдано 5.05.2012
137