Научная статья на тему 'Психолого-педагогическое обеспечение гражданского воспитания школьников в современных условиях'

Психолого-педагогическое обеспечение гражданского воспитания школьников в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1912
408
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГРАЖДАНСКОГО ВОСПИТАНИЯ / ФУНКЦИИ ОБЩЕГРАЖДАНСКОГО СОЗНАНИЯ / ЭКСПЕРИМЕНТ / ШКОЛЬНИКИ / ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / CIVIC EDUCATION / PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS OF THE EFFECTIVENESS OF CIVIC EDUCATION / GENERAL CIVIL FUNCTIONS OF CONSCIOUSNESS / EXPERIMENT / SCHOOL STUDENTS / EDUCATIONAL INSTITUTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Акутина Светлана Петровна, Маркеева Марина Викторовна

В статье рассматривается понятие «гражданственность», «гражданское воспитание» в исторической ретроспективе; выделены цели и функции общегражданского сознания. Определены психолого-педагогические условия обеспечения гражданского воспитания современных учащихся изучение семей школьников с целью формирования гражданских ценностей; условия, способствующие вовлечению родителей в учебно-воспитательный процесс школы (совместное планирование с родителями и учащимися воспитательной работы по гражданскому воспитанию, создание и функционирование школьной методической службы «Взаимодействие»); условия управления гражданским воспитанием школьников (стратегические, тактические, оперативные); условия формирования гражданской компетентности личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL PROVISION OF SCHOOL STUDENTS’ CIVIC EDUCATION IN CURRENT CONDITIONS

This article discusses the concept of "citizenship", "civic education" in historical retrospective; the objectives and functions of general civil consciousness are pointed out. Psychological and pedagogical conditions of civic education provision for today’s students are identifiedthe study of students' families in order to form civic values; the conditions conducive to the involvement of parents into the educational process of school (joint planning with parents and students of educational work on civic education, the establishment and functioning of the school methodical service "Interaction"), control conditions of civic education of students (strategic, tactical, operational) conditions of formation of civic competence of an individual.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогическое обеспечение гражданского воспитания школьников в современных условиях»

DOI: 10.12731/2218-7405-2013-6-12 УДК 371.031

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГРАЖДАНСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Акутина С.П., Маркеева М.В.

В статье рассматривается понятие «гражданственность», «гражданское воспитание» в исторической ретроспективе; выделены цели и функции общегражданского сознания. Определены психолого-педагогические условия обеспечения гражданского воспитания современных учащихся - изучение семей школьников с целью формирования гражданских ценностей; условия, способствующие вовлечению родителей в учебно-воспитательный процесс школы (совместное планирование с родителями и учащимися воспитательной работы по гражданскому воспитанию, создание и функционирование школьной методической службы «Взаимодействие»); условия управления гражданским воспитанием школьников (стратегические, тактические, оперативные); условия формирования гражданской компетентности личности.

Ключевые слова: гражданское воспитание, психолого-педагогические условия эффективности гражданского воспитания, функции общегражданского сознания, эксперимент, школьники, общеобразовательное учреждение.

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL PROVISION OF SCHOOL STUDENTS' CIVIC EDUCATION IN CURRENT CONDITIONS

Akutina S.P., Markeeva M.V.

This article discusses the concept of "citizenship", "civic education" in historical retrospective; the objectives and functions of general civil consciousness are pointed out. Psychological and pedagogical conditions of civic education provision for today's students are identified- the study of students' families in order to form civic values; the conditions conducive to the involvement of parents into the educational process of school (joint planning with parents and students of educational work on civic education, the establishment and functioning of the school methodical service "Interaction"), control conditions of civic education of students (strategic, tactical, operational) conditions of formation of civic competence of an individual.

Keywords: civic education, psychological and pedagogical conditions of the effectiveness of civic education, general civil functions of consciousness, experiment, school students, educational institution.

Введение. В современной России наметился переход к укреплению государственности, возрождению культурно-исторических традиций, к устойчивому развитию. В этих условиях особую значимость приобретает задача консолидации общества на основе демократических ценностей, гражданского патриотизма. Будущее России зависит от степени готовности молодых поколений к достойным ответам на исторические вызовы, готовности к защите интересов многонационального государства. По этой причине система гражданского воспитания нуждается в совершенствовании в соответствии с новыми реалиями. Проблема модернизации гражданского воспитания в системе образования связана с выявлением и сохранением накопленных

дореволюционной и советской школой лучших традиций гражданско-патриотического воспитания, обновлением его содержания, проектированием повышения эффективности гражданско-патриотического воспитания в образовательных системах.

Наиболее значимые для современности достижения опыта гражданского воспитания, накопленные советской школой, нашли отражение в трудах А.А. Аронова, В.А. Безродного, В. С. Ильина, Н.М. Конжиева, И.О. Выдрина. В новейшей истории России проблема модернизации гражданского воспитания представлена в диссертационных исследованиях С.Н. Беккер, В.А. Белевцева, И.В. Горбачевой, И.В. Ипполитовой, В.В. Марьина, Н.Н. Михеева. Психологические подходы к выявлению возможностей и путей обеспечения гражданского воспитания школьников в условиях общеобразовательной школы рассматриваются в исследованиях Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, М.В. Маркеевой, А.И. Субетто и др. Педагогический аспект данной проблемы раскрывается в работах С.П. Акутиной, Е.В. Бондаревской, Б.Т. Лихачева, Н.Е. Щурковой с позиций различных подходов (социокультурного, культуросообразного, личностно-ориентированного, системного и др.). Методологические аспекты - в работах В.Г. Афанасьева, В.И. Слободчикова, А.И. Суббето, Г.Н. Филонова и др. в контексте социализации личности в образовании.

В условиях становления гражданского общества и правового государства необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способной к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью, делами общества, готовой рассчитывать на собственные силы, собственным трудом обеспечивать свою материальную независимость. В формирование такой гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру, ощутимый вклад должна внести современная школа.

I. Сущность понятия «гражданское воспитание» в психолого-педагогических исследованиях.

Разработка вопросов гражданского воспитания в педагогике имеет свою давнюю историю. Проблемами становления гражданина интересовались еще древние философы - Платон, Аристотель, Демокрит, Эпикур, стоики, которые рассматривали вопросы гражданского воспитания, прежде всего, с формированием уважения к государству, законопослушания. Философский аспект гражданского воспитания раскрывается в работах зарубежных (Г. Гегель, А. Камю, И. Кант, Ж.Ж. Руссо) и отечественных (К.С. Аксаков, В.С. Биб-лер, А.Г. Здравомыслов, И.А. Ильин, М.С. Каган, В.Н. Сагатовский, В.С. Соловьев, А.С. Хомяков) ученых-философов, которые видели основу гражданского воспитания в свободном развитии личности, в создании условий для самовыражения. Психологические и педагогические аспекты гражданского воспитания раскрыты в трудах А.Н. Радищева, В.Г. Белинского, Н. Г. Чернышевского, Н. А. Добролюбова, А.И. Герцена, Н.И. Пирогова, П.Ф. Каптерева; А. Маслоу, К. Роджерса, А.Н. Леонтьева, В. Франкла. Идея народности в воспитании, сформулированная К.Д. Ушинским, основывалась на знании особенностей русской ментальности, развитии национального самосознания, воспитания гражданина. П.П. Блонский, рассматривал гражданское воспитание как идейно-политическое, нравственное.

Рассмотрим генезис понятия «гражданин». В «Толковом словаре» В.И. Даля понятие «гражданин» раскрывается в двух значениях - «городской житель, горожанин», и «член общины или народа, состоящего под одним общим управлением» [6]. Ученый, рассматривая «гражданские добродетели», выделил главные из них, к которым отнес: честь, правда, любовь. Таким образом, можно заметить, что в понимании В.И. Даля прослеживается специфическая особенность понимания гражданственности в России, которая делает акцент на духовно - нравственные ценности, приоритетные начала морали, этики над правом [6].

В дореволюционной педагогической мысли России главенствующей являлась религиозно-монархическая концепция воспитания гражданина, основанная на принципах нравственного и православного долженствования. После свершения Октябрьской революции 1917 года понимание гражданственности и теории гражданского воспитания в стране соотносилось не с народом, а с мировым пролетариатом. Личность гражданина в первые годы советской власти характеризовалась как идейного борца за победу социализма и коммунизма не только в стране, но и в мире. Стремление включить в революционный процесс детей и молодёжь молодой советской республики определило задачу воспитания таких качеств личности гражданина, который бы жил, по определению А.В. Луначарского, гораздо больше общественной жизнью, чем своими личными интересами. Н.К. Крупская подчёркивала, что воспитание гражданина, основано на формировании у молодёжи чувства пролетарской солидарности. Такая позиция выходит далеко за пределы понимания гражданственности, как только узконационального явления. В педагогической мысли А.С. Макаренко весь образовательный процесс подчинялся единой цели, которая лейтмотивом проходит через всю теорию великого педагога - воспитанию достойного гражданина. Попытку обобщения теоретического и практического опыта гражданского воспитания в советском обществе успешно предпринял в 60-70-х гг. XX столетия В.А. Сухомлинский, который рассматривал гражданственность в неразрывной связи с гуманистическими идеалами. В конце 80-х гг. XX столетия детально стала разрабатываться концепция гражданско-патриотического воспитания. Важное место здесь отдается школе, ориентированной на личность ребёнка, на развитие его индивидуальности, самости. В парадигму гражданского воспитания интегрируются политические, правовые, морально-этические, экономические, трудовые, экологические, социальные и другие знания.

Период конца 80-х - 90-х годов XX столетия характеризуется кризисом гражданского воспитания в обществе в связи с коренной переориентацией и

ломкой всего созданного ранее, провозглашением мысли о самоценности личности в отрыве ее от гражданской обязательности, серьезности и ответственности.

Начиная примерно с 1993 г. по настоящее время характеризуется становлением и развитием правового государства и гражданского общества. На данном этапе закрепилось определение гражданственности как интегративного качества личности, позволяющего личности ощущать себя политически, юридически, социально, нравственно совершенным. Основная цель гражданского воспитания стала обозначаться как становление молодежи в качестве субъекта демократии. В российскую политику возвращается понятие «патриотизм». В основу политики формирования гражданского самосознания личности положена организация государственной системы гражданско-патриотического воспитания.

В логике нашего исследования рассмотрим понятие гражданского воспитания.

В Российской педагогической энциклопедии мы находим, что «гражданское воспитание есть формирование гражданственности как интегративного качества личности, позволяющего человеку ощущать себя юридически, социально, нравственно и политически дееспособным. К основным элементам гражданственности относится нравственная и правовая культура, выражающаяся в чувстве собственного достоинства, внутренней свободе личности, дисциплинированности, в уважении и доверии к другим гражданам и к государственной власти, способности выполнять свои обязанности, гармоничном сочетании патриотических, национальных и интернациональных чувств» [11].

Вишнякова С.М. рассматривает гражданское воспитание «как постоянного качества, позволяющего человеку ощущать себя юридически, нравственно и политически дееспособным. К основным элементам гражданственности относятся нравственная и правовая культура,

выражающаяся в чувстве собственного достоинства, внутренней свободе личности, дисциплинированности, в уважении и доверии к другим гражданам и к государственной власти, способности выполнять свои обязанности, гармоничном сочетании патриотических, национальных и интернациональных чувств» [3].

Б.Т. Лихачёв относит гражданское воспитание к числу важнейших самостоятельных направлений сегодняшнего дня, в основе которого лежит «национальная идея», которая сама вырабатывается естественным путём именно в гражданском воспитании» [8,С.60-65].

Г.Н. Филонов рассматривает гражданское воспитание как «сложный поликультурный социально-педагогический процесс с целевыми установками на стимулирование личностного потенциала гражданственности и потому все воспитательные программы должны быть гражданской направленности. Гражданственность, считает он, должна проявляться в любых сферах деятельности» [12, С.38-44]. Ученый понятие патриотизм вносит в феномен гражданственности, как его основная часть. М.А. Горбова считает гражданское воспитание вершиной патриотического [5]. Б.З. Вульфов пишет о единстве воспитания гражданственности и патриотизма как черт личности, которые проявляются в готовности наиболее полно выразить себя в социальном плане во имя успешного развития страны и своего собственного [4, С.29-35].

Реалии современного общества требуют формирование особого типа личности, характеризующегося высокой гражданской культурой, гражданским сознанием и потребностью в гражданской деятельности, чувством гражданского долга, патриотизмом, справедливостью, совестливостью. Поэтому не случайно в последние годы в стране вновь заговорили именно о гражданском воспитании как главном и ведущем направлении всей воспитательной системы. В России набирает силу проект «Гражданское образование», направленный на воспитание человека, способного возродить

общество на демократических началах, знающего и понимающего своё место в жизни, понимающего, что развиваясь, он становится более нужным обществу.

Практика гражданского воспитания выступает в качестве ценностно-деятельного процесса и обеспечивает активизацию социального функционирования личности, вхождения ее в систему открытых отношений, когда вырабатываются необходимые навыки эффективного социального взаимодействия. Главное предназначение гражданского воспитания, определяющее доминанту соответствующей практической деятельности, -формирование готовности и способности личности к позитивному изменению социальной среды, к ее полноценной самореализации в обществе и государстве в интересах их и собственного развития. К системе гражданско-патриотического воспитания отнесены: формирование и развитие в образовательных учреждениях всех типов таких социально значимых ценностей, как гражданственность и патриотизм; массовая патриотическая работа, осуществляемая государственными структурами и общественными организациями; деятельность СМИ, научных организаций, творческих союзов и объединений, направленная на освещение проблем гражданско-патриотического воспитания [1;15-26].

Содержание общегражданского сознания обусловливают ряд функций:

Социальная функция общественной сознательности направлена на стабилизацию внутреннего положения в обществе, обеспечение морально-политического единства и дружбы народов России, осознание каждым гражданином перспектив сильной социальной политики государства, возможности гармонического развития личности.

Культурно-просветительская функция гражданского сознания проявляется в его активном содействии обогащению людей духовной культурой, в побуждении их к духовному творчеству.

Воспитательная функция заключается в том, что под его влиянием формируется общественное мнение, требующее от каждого гражданина

прямоты и откровенности, честности и внимательности к человеку, принципиальности и непримиримости к недостаткам в себе и в окружающих людях, критичности и самокритичности, ответственности за порученное дело.

Психологическая функция гражданского сознания состоит в том, что, развивая политическую сознательность в человеке, она стабилизирует духовное начало в личности, делает позитивными и устойчивыми её направленность, идейно-нравственные устремления и поступки. Оно влияет на мотивы поведения и деятельности, позволяет критично оценивать самого себя, целенаправленно формировать свои человеческие качества и черты характера.

Цели-функции гражданского воспитания разделяются на образовательные, воспитательные и развивающие.

Образовательная цель-функция заключается в том, чтобы раскрыть школьникам общечеловеческие и общегражданские ценностные ориентации перестройки и обновления общества, вооружить школьников умениями политического диалога и культурного ведения дискуссии, ораторского и организаторского искусства.

Воспитательная цель-функция проявляется по мере включения учащихся в посильную и доступную общественно-гражданскую деятельность. Именно в ней происходит формирование у школьника таких чувств высшего порядка, как патриотизм и интернационализм.

Развивающая цель-функция гражданско-политической работы с детьми вытекает из образовательной и воспитательной функций. Гражданско-политическое познание и деятельность формируют способность политического мышления, умения каждый общественно важный факт, событие осмыслить с позиций нового политического мышления.

Гражданское сознание подкрепляется формирующимся нравственным, правовым, эстетическим. В свою очередь оно является мощным стимулом нравственной активности, трудовой, общественной, творческой деятельности детей, проникает в другие виды общественного сознания, пронизывает их [2].

Мы разделяем научную позицию С.Н. Беккер (2007), которая в систему качеств личности гражданственности включает три основные структуры

(Табл.1).

Таблица 1

Структуры гражданственности личности (по Беккер С.Н.)

№ Название структуры Показатели

1. Духовно-ценностная система ценностей личности: способность ставить интересы Отечества выше личных; глубокое уважение духовно-нравственного наследия народа; преобладание в ценностных ориентациях ценностей общегосударственного уровня.

2. Чувственно-эмоциональная гордость за принадлежность к своему гражданству; вера в силы и возможности своего народа осознания величия и роли Отечества в истории; любви к национальной культуре.

3. Практически-деятельная практические действия личности, отражающие ее гражданское сознание.

Модель процесса гражданского воспитания представляет собой взаимосвязь основных элементов: целей, задач, принципов, содержания, методов и средств, условий, достигнутых результатов, а также аналитического аспекта. На него оказывают влияние природная и социальная среда, жизненный мир и иерархия общественных ценностей; семья, школа и вуз, детские и молодежные объединения и организации; повседневная и профессиональная деятельность, наука, искусство и средства массовой информации.

Гражданское воспитание как основа деятельности по формированию у учащихся широкого и многообразного спектра гражданских качеств и ценностей носит системный характер и включает различные его направления: патриотическое, духовно-нравственное, правовое, трудовое, эстетическое воспитание, которые осуществляются в неразрывной связи и единстве воспитательных воздействий.

Оно позволяет воспитывать гражданственность, как интегративное качество личности, позволяющее учащемуся, вступив во взрослую жизнь, ощутить себя социально, политически и юридически защищенным и успешно обрести полный статус гражданина своей страны. Гражданские качества

школьников развиваются не только в процессе учебной деятельности при изучении социальных дисциплин - истории, обществоведения, литературы, но и проведения воспитательных мероприятий в школе и классе. Успех гражданского воспитания во многом зависит от учета факторов, действующих в воспитательной среде.

Таким образом, реализация столь сложных и социально ориентированных целей и задач гражданского воспитания предполагает разработку и обоснование его концептуальных основ, а также инновационных технологий и методик осуществления различных видов социально-педагогической деятельности, прежде всего на всех уровнях системы образования, по формированию такой гражданственности в современном российском обществе, которая соответствовала бы высоким критериям, параметрам и требованиям современного времени.

II. Психолого-педагогические условия эффективной организации процесса гражданского воспитания школьников в общеобразовательной школе.

Раскрытые в первой главе теоретические основы исследования проблемы гражданского воспитания школьников, позволили осуществить поиск педагогических условий, способствующих эффективной организации гражданского воспитания учащихся в условиях общеобразовательного учреждения.

Поддерживая точку зрения ученых Н.М. Борытко, Н.Ю. Посталюк и др. в контексте нашего исследования, мы считаем необходимым выделить следующие четыре группы педагогических условий, которые, на наш взгляд, успешно обеспечивают организацию гражданского воспитания у современных школьников.

I. Изучение семей учащихся с целью формирования у них гражданских ценностей. Выявлено, что «запускающим» процессом формирования

гражданских ценностей у школьников является дневник наблюдений развития гражданственности школьника, обуславливающий личностную позицию субъекта, в проявлении рефлексии, при изучении траектории присвоения гражданских ценностей и жизненной позиции. В ходе эксперимента мы разработали технологическую карту индивидуально-ценностного маршрута школьника, включающую в себя педагогический, психологический, медико-оздоровительный, социально-ценностный и ценностно-личностный аспекты (Табл. 2).

Таблица 2

Технологическая карта индивидуально-ценностного

маршрута школьника по гражданскому воспитанию

Аспекты маршрута Направления деятельности педагога

1. Педагогический изучение мотивации познавательной деятельности детей, развития речи, уровня качества обученности, уровни развития гражданского сознания, патриотизма

2. Психологический изучение интеллектуальных возможностей развития: внимания, памяти, мыслительных способностей, креативности, тревожности, эмоционального отношения к учебе, к классным и школьным делам, психологическая мотивация к формированию гражданских ценностей и установок

3. Социально-ценностный изучение категорий семей, социальной адаптивности, социального статуса ребенка в коллективе, интересов и склонностей, стилей воспитания, ценностные ориентации

4. Медико- оздоровительный включает определение группы здоровья, физической подготовленности, физкультурной группы, осуществления диспансерного учета, отношение к своему здоровью как ценности

5. Ценностно-личностный включает изучение ценностных установок и траектории развития гражданских ценностей как школьника, педагогов, так и родителей, изменение ценностей в процессе воспитательного влияния педагогов, отношение к своему «Я», к своему внутреннему миру, взаимодействие с внешним миром, саморефлексию

II. Условия, способствующие вовлечению родителей в учебно-

воспитательный процесс школы по гражданскому воспитанию:

1. Совместное планирование с родителями и учащимися воспитательной работы, которое обеспечивалось нами включением родителей в такие виды взаимодействия, как обсуждение проекта плана на год, четверть; через формы

познавательной деятельности; трудовую деятельность; совместные формы досуга по гражданско-патриотической тематике; дни здоровья; поездки и путешествия; проведение проблемных дискуссий; конкурсы газет на различные гражданско-патриотические тематики; акции милосердия; выставки семейных альбомов; составление генеалогического древа; оформление классного уголка.

2. Создание школьной методической службы «Взаимодействие», что позволяет использовать различные формы и методы в деятельности педагогов достигать запланированных целей и результата по обеспечению гражданского воспитания учащихся. Спроектированная модель школьной методической службы «Взаимодействие» имеет своей основой конструкцию управления научно-методической работой, разработанную С.П. Акутиной, Б.Н. Архиповым, В.Г. Державиным, В.А. Караковским, В.М. Курашовым, А.В. Мосейко, А.Н. Тубельским, И.Д. Фруминым, адаптированную нами под процесс взаимодействия школы и семьи по гражданскому воспитанию школьников, свойственными в сфере работы с родителями.

Задачи работы Школьной методической службы «Взаимодействие»:

- создание условий для активного участия родителей в школьном самоуправлении с целью оказания всей необходимой помощи педагогическому коллективу и администрации школы в совершенствовании учебно-воспитательного процесса по гражданскому воспитанию школьников;

- забота о духовно-нравственном, гражданском, социальном, интеллектуальном, физическом, личностном здоровье школьников;

- поддержание культуры поведения, дисциплины и порядка в школе;

- защита прав и интересов школьников и их родителей.

III. Условия управления социально-педагогического обеспечения гражданского воспитания школьников:

1. стратегические (создание единой Программы по взаимодействию семьи и школы в воспитании у учащихся гражданского самосознания, патриотизма, любви к Родине);

2. тактические (применение в условиях этого взаимодействия здоровьесберегающих технологий и создание единого воспитательного пространства);

3. оперативные: формирование учителями и родителями гражданских ценностей у школьников в ходе взаимосвязанной деятельности.

Стратегические условия управления включают создание и апробацию единой Программы по взаимодействию семьи и школы в воспитании у школьников гражданских ценностей, которая нами реализована в ходе экспериментального исследования. Концепция Программы представляет собой совокупность идей и положений, определяющих мировоззренческие основы, идеологию, цель, содержание, задачи, принципы, основные формы и методы воспитательной деятельности субъектов воспитания, а также способы взаимодействия воспитателей и воспитуемых в процессе этой деятельности, сущность которой определяется, с одной стороны, интересами и требованиями общества к личности, с другой - интересами самой личности и ее отношением к обществу и государству.

Тактические условия управления. Применение здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе осуществлялось нами в соавторстве с педагогическим и родительским коллективом: была разработана и внедрена в учебно-воспитательный процесс «Базовая модель по сохранению и укреплению здоровья учащихся».

Создание социокультурной среды в образовательном пространстве с привлечением родителей в ценностной жизнедеятельности классного и школьного сообщества обеспечивалось нами включением следующих параметров, основанных на научных взглядах С.П. Акутиной: широта образовательной среды (школьные музеи «Боевой Славы» и «Этнографический», эстрадно-музыкальный театр, фонотека, школьный телепресс-центр, Интернет, издательский орган - газета «Гражданин. Патриот. Человек», драматический театр, хореографическая студия, группа для детей

«Продленного дня», богатый фонд школьной библиотеки, «Школа юного гражданина», зеленые рекреации, клуб «Патриот»). Интенсивность среды, то есть степень насыщенности образовательной среды условиями и возможностями (многообразие кружков, выполнение социально-значимых проектов в учебно-воспитательной деятельности). Осознание значимости образовательной среды школьниками, педагогами, родителями (кадетская атрибутика, Гимн школьников, Заповеди учащихся, Дневник гражданина, Доска Почета, Золотой фонд школы, Лучшие творческие коллективы, Выпускники школы). Обобщенность образовательной среды, включающая в себя всех субъектов воспитательного процесса, наличие авторских образовательных программ, включенность педагогов, родителей и учащихся в управление учебным заведением через заседания «Совета школы», методического совета «Взаимодействие», через работу школы «будущего гражданина». Функциональный комфорт, обусловленный сочетанием эмоциональности и рациональности (соблюдение санитарно-гигиенического режима, оформленные окна, стенды, уголок отдыха в рекреации, актовый зал; компьютерные классы, работа школьной столовой по удобному графику для педагогов и учащихся, спортивные залы, комната психологической разгрузки, озеленение классных комнат). Продуктивность образовательной среды (победы в олимпиадах - информирование через «интеллектуальный Олимп», написание учебно-методических пособий педагогами, научных и творческих работ учащимися по соответствующей тематике, участие в областных и городских семинарах по проблемам гражданского воспитания, участие в акциях «Милосердие», проведение научно-практических конференций для учащихся и педагогов по итогам учебного года, поступление в ВУЗы выпускников). Качество образования, раскрывающее общую и профессиональную компетентность обучаемых в учебном заведении (спецкурсы по различным предметам, обучение по программам повышенного уровня, работа по программам «Одаренные дети» и «Здоровье. Развитие. Образование»).

Оперативные условия управления: информирование родителей о ходе и результатах обучения и эффективности гражданского воспитания осуществляется классным руководителем и учителями-предметниками с помощью тематических и итоговых родительских собраний, педагогического патронажа, индивидуальных консультаций, проверок дневников, составления карт развития и таблиц результатов учебной деятельности, ведения дневников или тетрадей достижений учащихся, направлений родителям писем-характеристик, записок-извещений, благодарственных и поздравительных открыток в соответствии с тематикой [2, c. 456-458].

IV. Условия формирования гражданской компетентности личности:

Гражданское образование включает в себя комплекс, основой которого является политическое, правовое и духовно-нравственное образование и воспитание, реализуемое через организацию учебных курсов, проведение внеклассной и внеурочной работы, а также создание демократического уклада школьной жизни и правового пространства образовательного учреждения, формирование социальной и коммуникативной компетентности школьников средствами учебных дисциплин, курсов по выбору; конструированием программ дополнительного образования; занятостью во внеучебное время.

Гражданское воспитание мы рассматриваем как часть целостного образовательного-воспитательного процесса, осуществляемого на следующих принципах:

- гуманистической направленности учебно-воспитательного процесса;

- ценностно-личностной ориентации и эмпатии;

- толернатного отношения к субъектам воспитательного процесса;

- системно-деятельного социального взаимодействия.

Нами сконструирована программа по гражданскому воспитанию школьников, направленная на успешность жизненных планов школьников.

Блоки программы отражают ее содержание по следующим направлениям - содержательно-познавательный, мотивационно-ценностный, практико-ориентированный, управленческо-рефлексивный.

Содержательно-познавательный блок гражданского образования предполагает, что школьники приобретут глубокие, прочные знания в области философии; основы политико-правовых, морально-этических, социальных знаний; основы культурно-исторических традиций и достижений народов России, культуры родного края, мировой цивилизации.

Мотивационно-ценностный блок гражданского образования направлен на формирование таких гражданских ценностей, как эмпатия, гуманность, нравственно-ценностная ориентация личностных ориентиров; профилактика проявления ксенофобии, уважение прав и свобод, человеческого достоинства; уважение законов своей страны; равенство, справедливость и ответственность всех граждан перед законом; патриотизм, бережное отношение к культурным ценностям; признание общечеловеческих ценностей в поликультурном обществе.

Практико-ориентированный блок гражданского образования направлен на формирование таких знаний, умений, компетенций, которые бы позволяли анализировать получаемую информацию из многих источников; критически и творчески мыслить, понимать и принимать социальные проблемы, раскрывать сущность общественных явлений; принимать взвешенные решения, брать на себя ответственность за их решение; реализовать индивидуальные и общественные права и обязанности; устанавливать социально-конструктивные взаимоотношения с людьми, уметь работать в команде; проявлению навыков конструктивного разрешения конфликтов и толерантного поведения.

Управленческо-рефлексивный блок гражданского образования заключается в активизации развития познавательных, регулятивных, коммуникативных учебных и внеучебных действий; апробации различных форм успешной социализации в контексте гражданственности; в формировании

основ самоорганизации учащихся; активизации механизмов формирования рефлексивных способностей у учащихся в соответствии с возрастом в процессе гражданского образования; готовности к разработке и обучению индивидуальному образовательной траектории; обеспечения роста социальной зрелости и общей гражданской культуры выпускников школы, способности к жизненному самоопределению и социально-гражданскому становлению и развитию личности.

Гражданская компетентность личности как цель включает в себя совокупность способностей, позволяющих активно, ответственно и эффективно реализовывать весь комплекс гражданских прав и обязанностей в демократическом обществе [5].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Гражданская компетентность отличается следующими характерными признаками:

1. Многофункциональностью. Овладение гражданской компетентностью позволяет решать различные проблемы в повседневной, профессиональной или социальной жизни. Гражданская компетентность дает возможность решения сложных задач в различных ситуациях.

2. Надпредметностью и междисциплинарностью. Гражданская компетентность применима в различных ситуациях: в школе, в семье, на работе, в политической активности и др.

3. Интеллектом. Гражданские компетентности требуют развития абстрактного мышления, саморефлексии, определения своей собственной позиции, самооценки, критического мышления и др.

4. Многомерностью. Гражданские компетентности включают различные умственные процессы и интеллектуальные умения (аналитические, критические, коммуникативные и др.), а также здравый смысл в его житейском понимании.

Таким образом, гражданская компетентность - это способность осуществлять своеобразные виды действий, направленных на реализацию

своих прав, обязанностей и свобод и на поддержание прав, обязанностей и свобод других людей [5].

Гражданская компетентность проявляется в различных сферах: компетентность в учебно-познавательной деятельности (самостоятельный поиск и получение информации из различных источников, умение ее анализировать и критически осмысливать); компетентность в области общественно-политической и правовой деятельности (реализация прав и обязанностей гражданина, выполнение функций гражданина во взаимодействии с другими людьми и властью); морально-нравственная компетентность - личное совершенство человека как совокупность морально-этических знаний и умений определять и оценивать свое поведение, основываясь на моральные нормы и этические понятия, соответствующие гуманистическим и демократическим ценностям; компетентность в социально-экономической сфере (совместимость, пригодность личных качеств к будущей профессии, ориентирование на рынок труда, знание норм трудовой и коллективной этики) [5].

Сущность и содержание патриотического воспитания в Государственной программе и Концепции патриотического воспитания сформулированы в его определении - это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и общественных организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины [7].

Нами в течение нескольких лет исследовались показатели сформированности гражданских качеств школьников. О позитивных изменениях в системе гражданского воспитания школьников свидетельствует динамика показателей, избранных в качестве эмпирических индикаторов гражданского поведения и состояние системы гражданского воспитания. За период формирующего эксперимента (2008-2013 гг.) количество правонарушений в экспериментальных классах сократилось почти в 3 раза,

дисциплинарных проступков - в 1,5 раза; снизились показатели недисциплинированности и нежелания учиться; повысилось качество успеваемости; увеличился процент учащихся, занятых в общественно-полезных делах. В целом, как показывают проведенные исследования, повысилась значимость гражданско-патриотических ценностей в иерархии смысло-жизненных ориентаций школьников. Интересно отметить, что в число трех основных показателей (в количественном отношении процента прироста) у экспериментальной группы вышли следующие: «Ответственность как норма общественного поведения» (47,3%), «Готовность защищать интересы своего народа» (46,4%), «Отношение к самому себе как к свободной, трудолюбивой, наделенной нравственными качествами личности» (44,3%).

В соответствии с результатами опроса по методу «быстрой оценки с участием» (БОУ), учащиеся считают наиболее важными следующие социально-педагогические условия (в порядке иерархической значимости).

1. Экспериментальные группы: «Гуманизация образовательно-воспитательной среды» (78,6 %), «Учет личных интересов школьников» (58,6 %), «Учет современной социокультурной среды воспитания» (57,9 %), «Учет национальных и региональных традиций» (59,1 %), «Эффективная мотивация гражданско-патриотического поведения» (66,4 %), «Эффективность решаемых задач» (47,8 %), «Благоприятный морально-психологический климат в школьном коллективе» (54,0 %), «Единство воспитания и обучения» (50,3 %), «Повышение требовательности к воспитуемым» (37,3 %).

2. Контрольные группы: измерялись по тем же показателям, что и контрольные группы.

Практически в такой же логической последовательности определена иерархия ценностной значимости педагогических условий для эффективности системы гражданского воспитания педагогами. В числе приоритетных педагогических условий по гражданскому воспитанию учителя назвали: создание гуманизированной воспитательной среды; единство обучения и

воспитания; учет социокультурной среды воспитания в современных условиях, эффективную мотивацию гражданского поведения, формирование гражданской компетентности личности, эффективное взаимодействие всех субъектов воспитательного процесса - педагогов, родительской общественности, школьников.

Сравнение показателей эффективности существующей и экспериментальной систем гражданского воспитания учащихся, с использованием программно-целевой технологии оценки качества образования в педагогических системах (И.К. Шалаев) свидетельствует о том, что эффективность существующей системы гражданского воспитания учащихся оценивается экспертами как низкая, а компоненты «идеология и общественно-значимые ценности», «механизм защиты от отрицательных воздействий среды» оценены как контрпродуктивные (Табл. 3).

Таблица 3

Интегративные показатели эффективности системы гражданского

воспитания школьников в общеобразовательном учреждении

Величины Компоненты системы Система как

интегративных целое

показателей

Ц О Т М П С З К

Существующая 30,9

модель 25 44 34 56 40 32 20 42

Экспериментальная 64,1

(авторская) модель 66 58 70 66 82 64 56 54

Таким образом, эффективность экспериментальной системы оценена показателем, свидетельствующем о среднем уровне. Оптимальными, соответствующими высокому уровню эффективности признаны такие ее компоненты как «теоретические основы», «практическая воспитательная деятельность». Все остальные отнесены к допустимому уровню. Во многом это объясняется тем, что экспериментальная (авторская) модель системы гражданского воспитания действовала в ходе эксперимента в рамках

существующей школьной системы гражданского воспитания и, зачастую, возможности и направление действия ее компонентов были заданы управляющими воздействиями последней. В целом результаты опытно-экспериментальной работы достаточно наглядно подтверждают эффективность предложенных педагогических условий по гражданскому воспитанию школьников.

Заключение. Современное состояние России в условиях нарастания глобальных проблем человечества характеризуется атмосферой системного кризиса, преодоление которого требует от каждого жителя страны проявления высоких гражданских качеств. Заявленный руководством России курс на инновационное развитие экономики в условиях суверенной демократии, осуществим только в условиях высокой гражданской активности. Поэтому подъем личной ответственности всего взрослого населения за судьбу Отечества и формирования высоких гражданских качеств молодежи путем организации гражданского воспитания - необходимая предпосылка возрождения высокого уровня гражданского сознания подрастающего поколения, от которого зависит, какой быть России и россиянам в конце XXI века.

Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Он получил большие возможности реализовать себя как самостоятельную личность в различных областях жизни и в то же время возросла ответственность за свою судьбу и судьбу других людей. В этих условиях патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-патриотический и другие аспекты.

В условиях становления гражданского общества и правового государства необходимо осуществлять воспитание принципиально нового,

демократического типа личности, способной к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью, делами общества, готовой рассчитывать на собственные силы, собственным трудом обеспечивать свою материальную независимость. В формирование такой гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру, ощутимый вклад должна внести современная школа.

Список литературы

1. Акутина С.П. Проблемы гражданского воспитания в образовательном пространстве гимназии // Интегративный подход к воспитанию гражданственности в системе непрерывного образования: Материалы Всероссийской научно-практической конференции 21-22 апреля 2005. Киров: ВятГГУ, 2005.

2. Акутина С.П. Формирование духовно-нравственных ценностей старшеклассников во взаимодействии семьи и школы: дисс...докт. пед. наук. Нижний Новгород, 2010, Т 1. С.456-458.

3. Вишнякова, С.М. Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. - М. НМЦ СПО, 1999. 538 с.

4. Вульфов Б.З. Цель и сущность гражданского воспитания // Воспитание гражданина в советской школе / под ред. Г. Н. Филонова. М., 1990. С. 29-35.

5. Горбова М. А. Воспитание патриотизма у старшеклассников игровыми формами туристско-краеведческой деятельности: дис. ... канд. пед. наук. М., 1999. 148 с.

6. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1955. Т. 3. 535 с.

7. Загвязинский В.И. Наука и реформирование современного российского образования // Педагогический профессионализм в современном

образовании. Материалы VI Межд. научной конференции, 17-20 февраля 2010 г. Ч.1. Новосибирск. С. 23- 24.

8. Лихачёв Б. Т. Национальная идея и содержание гражданского воспитания // Педагогика. 2007. №9. С.60-65.

9. Маркеева М.В. Аксиологические основы повышения квалификации педагогов в контексте развития российской системы образования взрослых/ Маркеева М.В. и др. // Интеграционные процессы в образовании взрослых. Материалы международных программ 2011 г. В 2 т. Т.1.Под редакцией д.э.н., проф. Н.П. Литвиновой и к.п.н., доц. И.А. Сияновой. СПб.: Изд-во «Политехника-сервис», 2011.

10. Маркеева М.В. Применение личностно-ориентированного обучения в условиях современной школы / Личностно-ориентированное обучение в школе: сборник статей. Арзамас: АГПИ, 2008. 259 c.

11. Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова,

1993.

12. Филонов Г.И. Феномен гражданственности в структуре личностного развития // Педагогика. 2007. №8. С. 38-44.

References

1. Akutina S.P. Problemy grazhdanskogo vospitaniya v obrazovatel'nom prostranstve gimnazii [Problems of civic education in the educational field in gymnasium]. Integrativnyy podkhod k vospitaniyu grazhdanstvennosti v sisteme nepreryvnogo obrazovaniya: Materialy Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii 21-22 aprelya 2005 [Integrative approach to citizenship education in the system of continued education: Materials of the All-Russian scientific-practical conference on 21-22 April 2005]. Kirov: VyatGGU, 2005.

2. Akutina S.P. Formirovanie dukhovno-nravstvennykh tsennostey starsheklassnikov vo vzaimodeystvii sem'i i shkoly [Formation of moral values of of

senior school students in the interaction of family and school]: Thesis... Doctor. Of Education. Nizhny Novgorod, 2010, Vol. 1. pp. 456-458.

3. Vishnyakova S.M. Professionalnoe obrazovanie. Slovar. Klyuchevye ponyatiya, terminy, aktualnaya leksika [Vocational education. Vocabulary. Key concepts, terms, current vocabulary]. M. NMC ACT, 1999, 538 p.

4. Vulfov B.Z. Tsel i sushchnost' grazhdanskogo vospitaniya [Purpose and nature of civic education]. Vospitanie grazhdanina v sovetskoy shkole [Citizen Education in the Soviet school] / ed. G.N .Filonov. M., 1990. pp. 29-35.

5. Gorbova M. A. Vospitanie patriotizma u starsheklassnikov igrovymi formami turistsko-kraevedcheskoy deyatel'nosti [Education of patriotism of senior school students in the form of games of tourism and regional studies]: thesis. ...Ph.D. M., 1999. 148 p.

6. Dal V.I. Tolkovyy slovar zhivogo velikorusskogo yazyka [Dictionary of the Russian language]. M., 1955. V.3. 535 p.

7. Zagvyazinskiy V.I. Nauka i reformirovanie sovremennogo rossiyskogo obrazovaniya [Science and modern Russian education reforming]. Pedagogicheskiy professionalizm v sovremennom obrazovanii. Materialy VI Mezhd. nauchnoy konferentsii, 17-20 fevralya 2010 g. Ch.1. Novosibirsk [Pedagogical professionalism in modern education. Materials of VI Int. Conference, 17-20 February 2010, Part 1. Novosibirsk]. pp. 23-24.

8. Likhachev B. T. Natsionalnaya ideya i soderzhanie grazhdanskogo vospitaniya [National idea and the content of civic education]. Pedagogika [Pedagogy], no. 9 (2007): 60-65.

9. Markeeva M.V. et al. Aksiologicheskie osnovy povysheniya kvalifikatsii pedagogov v kontekste razvitiya rossiyskoy sistemy obrazovaniya vzroslykh [Axiological basics of teachers' training in the context of the development of Russian education system for adults]. Integratsionnye protsessy v obrazovanii vzroslykh. Materialy mezhdunarodnykh programm 2011 g. V 2 t. T.1 [Integration processes in

adult education. Materials of International Programs, 2011. Vol. 1]. edited by Ph.D., prof. N.P. Litvinova and Ph.D., assoc. I.A. Siyanovoy. St. Petersburg.: Publishing House "Politehnique service", 2011.

10. Markeeva M.V. Primenenie lichnostno-orientirovannogo obucheniya v usloviyakh sovremennoy shkoly [The use of student-oriented studying in today's schools]. Lichnostno-orientirovannoe obuchenie v shkole [Student-centered learning in school]: a collection of articles. Arzamas: ASPI, 2008. 259 p.

11. Rossiyskaya pedagogicheskaya entsiklopediya [Russian Pedagogical Encyclopedia]. Ed. V. Panova, 1993.

12. Filonov G.I. Fenomen grazhdanstvennosti v strukture lichnostnogo razvitiya [The phenomenon of citizenship in the structure of personal development]. Pedagogika [Pedagogy], no. 8 (2007): 38-44.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ

Акутина Светлана Петровна, доктор педагогических наук, профессор кафедры общей педагогики и педагогики профессионального образования, начальник отдела по воспитательной работе

Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского,

Арзамасский филиал

ул. К. Маркса, д. 36, г. Арзамас, Россия

sakutina@mail. ru

Маркеева Марина Викторовна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии развития, заведующая кафедрой психологии развития

Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского,

Арзамасский филиал

ул. К. Маркса, д. 36, г. Арзамас, Россия

mmarkeeva@yandex. ru

DATA ABOUT THE AUTHORS

Akutina Svetlana Petrovna, doctor of pedagogical sciences, professor of general pedagogy and pedagogy of vocational education, associate professor, head of educational work department

Arzamas branch of Nizhny Novgorod State University named after N.I. Lobachevsky 36, K. Marks st., Arzamas, Russia sakutina@mail. ru

Markeeva Marina Viktorovna, Ph.D., Associate Professor of Developmental Psychology Department, Associate Professor Head of Developmental Psychology Department

Arzamas branch of Nizhny Novgorod State University named after N.I. Lobachevsky 36, K. Marks st., Arzamas, Russia mmarkeeva@yandex. ru

Рецензент:

Ладыкова Ольга Вениаминовна, кандидат психологических наук, доцент Нижегородского государственного педагогического университета Козьмы Минина

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.