Научная статья на тему 'Воспитательное пространство района как средство развития гражданской позиции подростков и молодежи'

Воспитательное пространство района как средство развития гражданской позиции подростков и молодежи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
408
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЗМ / ГРАЖДАНСКАЯ ПОЗИЦИЯ / ОБЩЕСТВО / МОЛОДЕЖЬ / ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / PATRIOTISM / CIVIC POSITION / SOCIETY / YOUTH / EDUCATIONAL SPACE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Никитина Екатерина Геннадьевна

Данная статья посвящена воспитанию гражданственности и патриотизма подростков и молодежи на примере Невского района Санкт-Петербурга. Автор проводит мысль о том, что роль молодежи очень важна в современном мире, а патриотическое воспитание важно для развития общества. В материале описываются примеры направлений воспитания гражданственности в районе: спортивные мероприятия, творческие конкурсы, участие в памятных акциях, встречи с ветеранами. Особое внимание автор уделяет тому факту, что в условиях воспитательного пространства района может обеспечиваться создание условий для гражданского самоопределения личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Никитина Екатерина Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Educational Space of the District as a Means of Developing Civic Position of Teenagers and Young People

This article discusses civic education and patriotism of teenagers and young people based on the an example of the Nevsky District of St. Petersburg. It is claimed that the role of youth is very important in the modern world, and patriotic education is important for society development. The main directions of civic education in the district are described: sporting events, creative competitions, participation in memorial actions, meetings with veterans. A special attention is drawn to that fact that the educational space of the district create the conditions for civic self-determination of the personality.

Текст научной работы на тему «Воспитательное пространство района как средство развития гражданской позиции подростков и молодежи»

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Балашов Е. М. Школа в российском обществе 1917-1927 гг. Становление «нового человека». СПб., 2003.

2. ГИА СПб., ф. 2924, оп. 3, д. 1. (1928-29 г.). Народный комиссариат по просвещению для зав. Обл.крайгуб. и окрОНО.

3. ГИА СПб., ф. 2925. Отдел народного образования Смольнинского района и подведомственных ему учреждений, оп. 1, д.13, д. 20, д. 32, д. 141, д. 478, д. 309, д. 2739. Народный комиссариат по просвещению Северной области.

4. ГИА СПб, ф. 5039. Ленинградский государственный отдел народного образования, оп.1, д. 1. Переписка с Наркомпросом, исполкомом Ленсовета; д 4. Решение районных комиссий ВКП(б) о работе РОНО, о подготовке педагогических кадров, о ходе всеобуча и о других вопросах просвещения.

5. Клубная работа в школе. (Тезисы к докладу на майских районных педагогических конференциях 1930 года). Л.: Работник просвещения, 1930.

6. Кружковая и массовая антирелигиозная работа в школе. (Из опыта 181 школы Ленинграда) // Просвещение. 1929. № 5-6.

7. Львов К. И., Родин А. Ф. Клубная работа в школе. Л.; М.: Гос. изд-во, 1926.

8. Монтелли Ал. Кружки и общественно-практическая работа школы // Просвещение. 1927. № 1.

9. Н.О. Внешкольная и клубная работа учащихся // Просвещение. 1930. № 4-5.

10. Петроград на переломе эпох. Город и его жители в годы революции и гражданской войны. РАН СПб., 2000.

REFERENCES

1. Balashov E. M. Shkola v rossijskom obshchestve 1917-1927 gg. Stanovlenie «novogo cheloveka». SPb., 2003.

2. GIA SPb., f. 2924, op. 3, d. 1. (1928-29 g.) Narodnyj komissariat po prosveshcheniju dlja zav. obl.krajgub. i okrONO.

3. GIA SPb., f. 2925. Otdel narodnogo obrazovanija Smol'ninskogo rajona i podvedomstvennyh jemu uchrezhdenij, op. 1, d.13, d. 20, d. 32, d. 141, d. 478, d. 309, d. 2739. Narodnyj komissariat po prosveshcheniju Severnoj oblasti.

4. GIA SPb., f. 5039 Leningradskij gosudarstvennyj otdel narodnogo obrazovanija, op.1, d. 1. Perepiska s Narkomprosom, ispolkomom Lensoveta; d. 4. Reshenie rajonnyh komissij VKP(b) o rabote RONO, o podgo-tovke pedagogicheskih kadrov, o hode vseobucha i o drugih voprosah prosveshchenija.

5. Klubnaja rabota v shkole (Tezisy k dokladu na majskih rajonnyh pedagogicheskih konferentsijah 1930 goda). L.: Rabotnik prosveshchenija, 1930.

6. Kruzhkovaja i massovaja antireligioznaja rabota v shkole. (iz opyta 181 shkoly Leningrada) // Prosve-shchenie. 1929. № 5-6.

7. L'vov K. I., Rodin A. F Klubnaja rabota v shkole. M.; L.: Gos. izdatel'stvo, 1926.

8. Montelli Al. Kruzhki i obshchestvenno-prakticheskaja rabota shkoly // Prosveshchenie. 1927. № 1.

9. N. O. Vneshkol'naja i klubnaja rabota uchashchihsja // Prosveshchenie. 1930. № 4-5.

10. Petrograd na perelome epoh. Gorod i jego zhiteli v gody revoljutsii i grazhdanskoj vojny. RAN SPb., 2000.

Е. Г. Никитина

ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО РАЙОНА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ГРАЖДАНСКОЙ позиции подростков и молодежи

Данная статья посвящена воспитанию гражданственности и патриотизма подростков и молодежи на примере Невского района Санкт-Петербурга. Автор проводит мысль о том, что роль молодежи очень важна в современном мире, а патриотическое воспитание важно для развития общества. В материале описываются примеры направ-

269

лений воспитания гражданственности в районе: спортивные мероприятия, творческие конкурсы, участие в памятных акциях, встречи с ветеранами. Особое внимание автор уделяет тому факту, что в условиях воспитательного пространства района может обеспечиваться создание условий для гражданского самоопределения личности.

Ключевые слова: патриотизм, гражданская позиция, общество, молодежь, воспитательное пространство.

E. Nikitina

Educational Space of the District as a Means of Developing Civic Position of Teenagers and Young People

This article discusses civic education and patriotism of teenagers and young people based on the an example of the Nevsky District of St. Petersburg. It is claimed that the role of youth is very important in the modern world, and patriotic education is important for society development. The main directions of civic education in the district are described: sporting events, creative competitions, participation in memorial actions, meetings with veterans. A special attention is drawn to that fact that the educational space of the district create the conditions for civic self-determination of the personality.

Keywords: patriotism, civic position, society, youth, educational space.

Гражданская позиция — важнейшая и актуальная составляющая для общества, государства, страны в целом и мирового сообщества, цель и результат системной воспитательной деятельности всех ее субъектов.

Гражданская позиция как воспитательный результат связана и включена в систему однородных процессов — социализации, социальной адаптации молодежи, образовательного процесса и воспитания как его части наряду с обучением и развитием личности. Социализацию следует рассматривать как наиболее широкое понятие, включающее не только образование, но и влияние жизни. Каналами социализации выступают образование, СМИ, массовая культура, среди которых система образования является наиболее привычной и лучше других управляемой государством и обществом. Именно поэтому для неспециалистов все проблемы поведения молодежи — дело сугубо «школьное», что делает систему образования социально ответственной и возлагает на нее невыполнимые воспитательные функции.

Гражданская позиция формируется воспитательными средствами на всех возрас-

тных ступенях социализации молодежи, что предполагает старший школьный возраст (14-17 лет) как наиболее благоприятный и важный с точки зрения осознанности и одновременно активности. Школьники в большинстве своем находятся в зависимости от родителей, еще не включены в трудовые отношения, в отличие, например, от студенчества. Свойственная же молодости социальная активность, дискутивность, критичность осмысления, стремление к преобразующей деятельности наличествуют и могут педагогически использоваться в максимальной степени.

Понятие «воспитательное пространство» было обосновано и введено в педагогический обиход Л. И. Новиковой, которая определяла его как «педагогически целесообразно организованная среда, окружающая отдельного ребенка или определенное множество детей (класса, школы, дома, двора, микрорайона, села, малого или большого города, область)» [5, с. 62].

В качестве основания, позволяющего преобразовывать окружающую среду в воспитательное пространство, рассматривается «единая педагогическая концепция, ориен-

тированная на приоритеты гуманистического воспитания» [3, с. 94].

Одной из важных характеристик воспитательного пространства является его протяженность, задающая границы данного пространства, его структурное наполнение и уровень взаимодействия субъектов воспитательной деятельности.

Обобщая все вышесказанное, можно определить воспитательное пространство как среду сосуществования и взаимодействия воспитательных систем различных учреждений, выступающих в качестве субъектов воспитания, обладающих интегративными качествами, которые способствуют возникновению и развитию воспитательных систем и повышению качества воспитания.

Воспитательное пространство может возникнуть в результате как инициативной деятельности «сверху» (прежде всего, территориальных органов управления, в том числе и управления образованием), так и деятельности подростков и молодежи по освоению и присвоению жизненного пространства, в основе чего лежат их личностные потребности.

Организация и подбор событий районного масштаба служат эффективным средством осуществления воспитательного воздействия на жителей района. Воспитательное пространство района есть особый уровень упорядоченности влияния социальнокультурной среды района (предметная сфера, характер отношений, события) и включения учащихся в основные виды деятельности (общение, труд, игру, состязание, обучение, путешествие, праздник), позволяющие успешно решать конкретные воспитательные задачи.

Рассмотрим составляющие воспитательного пространства района, наличие которых будет способствовать развитию гражданской позиции учащихся. В первую очередь, развитию гражданской позиции как системы ценностных ориентиров способствует проявление ценностей в жизнедеятельности района. К примеру, ориентация работы рай-

онных учреждений на ценности уважительного отношения к каждому человеку способствует развитию ценности человеколюбия в гражданской позиции. Определение общих ценностей и смыслов районной социокультурной среды происходит в процессе выработки общих решений, определения единой политики. Реализация заявленных ценностей происходит через разработку и осуществление конкретных целевых программ и проектов.

Средства и методы развития гражданской позиции учащихся

В первую очередь, развитию гражданской позиции как системы ценностных ориентиров способствует проявление ценностей в жизнедеятельности района. Определение общих ценностей и смыслов районной социокультурной среды происходит в процессе выработки общих решений, определения единой политики.

Исходя из вышесказанного, можно сделать следующие выводы:

1. Основными компонентами гражданской позиции являются наличие системы ценностно-смысловых ориентиров, осознанность поведения и гражданская компетентность в решении возникающих проблем.

2. Развитие гражданской позиции учащихся обеспечивается в процессе включения учащихся в общение, в трудовую деятельность, в обучение, в путешествие, в соревнование, в игру, в праздник, при этом происходит укрепление ценностно-смысловых ориентиров, осознанности поведения и гражданской компетентности.

3. Воспитательное пространство района есть особый уровень упорядоченности влияния социально-культурной среды района (предметная сфера, характер отношений, события) и включения учащихся в основные виды деятельности (общение, труд, игру, состязание, обучение, путешествие, праздник), позволяющий успешно решать конкретные воспитательные задачи.

4. Воспитательное пространство района способствует развитию гражданской пози-

ции учащихся, если имеются следующие условия:

- ценностно-смысловая направленность осуществляется в пространстве массовых мероприятий (событий);

- решаются наиболее острые вопросы взаимодействия гражданина и государства, осуществляемые в рамках проектной деятельности;

- проводится системный анализ особенностей воспитательного потенциала социально-культурной среды района;

- организуется социально-педагогическое партнерство различных государственных учреждений района в процессе развития гражданственности учащихся;

- создана и успешно реализуется интегрированная система управления развитием гражданского воспитания учащихся.

Возможности воспитательного пространства района в развитии гражданской позиции подростков и молодежи

В качестве примера рассмотрим воспитательное пространство Невского района.

Администрация района и депутаты муниципальных советов часто выступают организаторами мероприятий, посвященных памятным датам — Дню памяти и Дню боевой славы, в школах, в подростковых клубах, в учреждениях культуры. В такие дни школьники чествуют героев, ветеранов, блокадников. К этим датам приурочены шефские концерты, фестивали, конкурсы. Подрастающее поколение имеет возможность вспомнить историю и отдать дань уважения людям, отстоявшим независимость нашей Родины.

В целях воспитания патриотизма и гражданственности на базе учреждений культуры и образования проводится организация работы военно-патриотических отрядов подростков, серьезная краеведческая работа, работа по уходу за воинскими захоронениями, за памятниками истории и культуры.

В последнее время наметились тенденции в развитии координации деятельности общественных объединений, ветеранских

организаций, общеобразовательных учреждений, расположенных на территориях муниципальных образований, при подготовке и проведении мероприятий с использованием активных форм коллективного воспитательного воздействия, адресного влияния на формирование патриотического сознания подрастающего поколения. Для этого принимаются целевые муниципальные программы по проведению работ по военнопатриотическому воспитанию на территории конкретного муниципального образования. Среди них:

- мероприятия, посвященные знаменательным датам Российского государства, прежде всего Дню Победы, Дню снятия блокады;

- встречи школьников с ветеранами войны и труда, уроки Мужества;

- посещение музеев боевой и трудовой славы;

- организация спортивных и творческих соревнований.

Ежегодно 8 сентября, 27 января и 9 мая ветераны принимают участие в траурноторжественных церемониях на Невском мемориальном кладбище «Журавли», на Пис-каревском мемориальном кладбище, в местах других воинских захоронений.

Важным звеном в построении воспитательного пространства района являлись деятельность отдела молодежной политики и взаимодействия с общественными организациями администрации Невского района, где была проведена следующая работа:

• акция «Я — гражданин России»;

• спортивно-патриотические соревнования «Невские богатыри»;

• военно-патриотические сборы «Старты рекрутов»;

• проведение походов по местам боевой славы;

• участие в проведении траурно-торжественных мероприятий;

• участие в вахтах памяти на воинском мемориале поселка Понтонный;

• участие в концертных программах для ветеранов ВОВ;

• организация и проведение экскурсий по историческим местам.

Таким образом можно сделать вывод, что воспитательное пространство района будет обеспечивать интеграцию разнообразных педагогических усилий и способствовать развитию гражданской позиции учащихся, если:

• обеспечивается единство ценностносмысловой направленности осуществляемых в пространстве массовых мероприятий (событий);

• решение наиболее острых вопросов взаимодействия гражданина и государства осуществляется в рамках проектной деятельности;

• осуществляется системный анализ особенностей воспитательного потенциала социально-культурной среды района;

• организуется социально-педагогическое партнерство различных государственных учреждений района в процессе развития гражданственности учащихся;

• создана и успешно реализуется интегрированная система управления развитием гражданского воспитания учащихся.

Благодаря этому воспитательное пространство района способствует патриотическому воспитанию учащихся и формированию их гражданской позиции.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. АплетаевМ. И. Система воспитания нравственной личности в процессе обучения. Омск.: ОмГПУ, 1998. 256 с.

2. Братусь Б. С. Нравственное сознание личности: (психол. исслед.). М.: Знание, 1985. 64 с.

3. БрушлинскийА. В. Психология субъекта. СПб.: Алетейя, 2003. 268 с.

4. Гаврилюк В. В., Маленков В. В. Гражданственность, патриотизм и воспитание молодежи // Социологические исследования: социс. 2007. № 4. С. 44-50.

5. Мясищев В. Н. Психология отношений: Избр. психол. труды. М.: Изд-во Моск. психол.-

социального ин-та; Воронеж: МОДЭК, 2004. 398 с.

6. Овчинникова А. А. Патриотическое воспитание в истории отечественной педагогики // Педагогика. 2005. № 6. С. 47-56.

REFERENCES

1. ApletaevM. I. Sistema vospitanija nravstvennoj lichnosti v protsesse obuchenija. Omsk: OmGPU, 1998. 25б s.

2. Bratus'B. S. Nravstvennoe soznanie lichnosti: (psihol. issled.). M.: Znanie, 1985. б4 s.

3. BrushlinskijA. V. Psihologija subjekta. SPb.: Aletejja, 2003. 2б8 s.

4. Gavriljuk V. V., Malenkov V. V. Grazhdanstvennost', patriotizm i vospitanie molodezhi // Sociologiches-kie issledovanija: socis. 2007. № 4. S. 44-50.

5. Mjasishchev V. N. Psihologija otnoshenij: izbr. psihol. trydu. M.: Izd-vo Mosk. psihol.-social'nogo in-ta; Voronezh: MODJEK, 2004. 398 s.

6. Ovchinnikova A. A. Patrioticheskoe vospitanie v istorii otechestvennoj pedagogiki // Pedagogika. 2005. № б. S. 47-5б.

Ю. А. Тихомирова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

УЧЕБНЫЕ ПРОЕКТЫ В ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ БИОЛОГИИ

В статье рассматривается обоснование применения определенных педагогических технологий в дистанционном обучении, а также дается характеристика организации обучения при сочетании выбранных технологий. Особенность этой статьи заключается в описании применения технологии проектной деятельности в дистанционном обучении

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.