Научная статья на тему 'Школьный клуб как форма организации и осуществления воспитательной работы в школах Петрограда Ленинграда в 20-е годы'

Школьный клуб как форма организации и осуществления воспитательной работы в школах Петрограда Ленинграда в 20-е годы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1837
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШКОЛЬНЫЙ КЛУБ / КРУЖОК / ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ / ШКОЛА / SCHOOL CLUB / HOBBY GROUP / FORMS OF ORGANIZATION OF EDUCATIONAL WORK / SOVIET SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мельникова Екатерина Игоревна

Рассматриваются основные формы организации воспитательного процесса (школьный клуб, кружки) в школах Ленинграда в 20-е годы, основные направления их работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

School Club as a Form of Organizing and Implementing Pastoral Care in Petrograd Leningrad Schools in the 20s

This article dwells upon the main forms of organizing the educational process (school club, hobby groups) at schools of Leningrad in the 20s, as well as on the main directions of their work.

Текст научной работы на тему «Школьный клуб как форма организации и осуществления воспитательной работы в школах Петрограда Ленинграда в 20-е годы»

Результаты поступают к субъектам этого процесса и сравниваются с запланированной целью. Если цель не достигнута (этот вариант обозначен пунктирной линией), то вносятся соответствующие изменения в образовательную программу и цикл педагогического взаимодействия повторяется до тех

пор, пока цель не будет достигнута. Таким образом, данная модель является самонастраивающейся системой, которая направлена на формирование высокого уровня сформированности общекультурной компетентности будущих бакалавров менеджмента в вузе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Вербицкий А. А., Ларионова О. Г. Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции. М.: Логос, 2011. 336 с.

2. Гусевская О. В. Формирование коммуникативной культуры личности как основа общекультурной компетентности // «Ценности и смыслы». 2009. № 1. С. 131-141.

3. Синякова М. Г. Основные подходы к определению сущности общекультурной компетентности бакалавра менеджмента // Международный журнал экспериментального образования. 2010. № 9. С. 23-35.

4. Троянская С. Л. Общекультурная компетентность: опыт определения и структурирования // Культурно-историческая психология. 2008. № 2. С. 19-23.

REFERENCES

1. Verbitskij A. A., Larionova O. G. Lichnostnyj i kompetentnostnyj podhody v obrazovanii: problemy inte-gratsii. M.: Logos, 2011. 336 s.

2. Gusevskaja O. V. Formirovanie kommunikativnoj kul'tury lichnosti kak osnova obwekul'turnoj kompe-tentnosti // «Tsennosti i smysly» №1, 2009 s.131-141.

3. Sinjakova M. G. Osnovnye podhody k opredeleniju sushchnosti obshchekul'turnoj kompetentnosti bakalavra menedzhmenta // Mezhdunarodnyj zhurnal eksperimental'nogo obrazovanija. 2010. № 9. s. 23-35.

4. Trojanskaja S. L. Obshchekul'turnaja kompetentnost': opyt opredelenija i strukturirovanija // Kul'turno-istoricheskaja psihologija. № 2. 2008. S. 19-23.

Е. И. Мельникова

ШКОЛЬНЫЙ КЛУБ КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ШКОЛАХ ПЕТРОГРАДА — ЛЕНИНГРАДА в 20-е годы

Рассматриваются основные формы организации воспитательного процесса (школьный клуб, кружки) в школах Ленинграда в 20-е годы, основные направления их работы.

Ключевые слова: школьный клуб, кружок, формы организации воспитательной работы, школа.

E. Melnikova

School Club as a Form of Organizing and Implementing Pastoral Care in Petrograd - Leningrad Schools in the 20s

This article dwells upon the main forms of organizing the educational process (school club, hobby groups) at schools of Leningrad in the 20s, as well as on the main directions of their work.

Keywords: school club, hobby group, forms of organization of educational work, Soviet school.

Вопросам воспитания в советской школе уделялось большое внимание, так как воспитание понималось как формирование «нового» человека, для чего необходимо было очистить человеческое сознание от всех «старых» духовных ценностей, разрушить сложившийся уклад жизни и ментальность. Сломать этот уклад для создания новой модели социальной системы и было целью нового правительства. Дети как часть общества, которая была наименее причастна к старому укладу, были наиболее благоприятным материалом для политико-

психологического воздействия. В. И. Ленин на 1-м Всероссийском съезде работников просвещения обратил внимание на то, что «победы революции может закрепить только школа». А. В. Луначарский называл школу «политическим учреждением, которое устанавливает государство в своих целях» [1, с. 290; 9, с. 349], поэтому вопросами содержания, методов и организационных форм воспитания детей в школе занимались особенно тщательно. Необходимо было продумать, как реализовать идеи коммунистического воспитания не только на уроках, но и во внеурочной деятельности при условии наибольшего охвата детей. Расширялись и распространялись пионерская и комсомольская организации, постепенно начинали действовать школьные добровольные общества. Общественно-полезная работа по линии жилищных союзов, по связи с предприятиями, вопросы антирелигиозной работы и целый ряд очередных текущих политических и общественных задач вставали перед школой. Школа должна была отзываться на социальный заказ, на индивидуальные запросы учащихся, в связи с чем вопрос об организации внешкольной работы и, в частности, о работе клубов, и начал разрабатываться более тщательно и стал волновать не только школу, органы народного образования, но и всю обществен-

ность. Постепенно клубная работа стала основной формой организации воспитательного процесса в школе. Школа разворачивала работу клубов, используя собственную материальную базу, организационным ядром ее были учащиеся и имевшийся педагогический коллектив [9, с. 130-133].

Изначальной идеей организации клубной работы в школе была потребность в том, чтобы раз в неделю дать детям «ряд разумных развлечений (игры, чтение, музыка)», но именно под контролем школы. Например, заведующая школы № 16, отвечая на родительском собрании на вопрос о перегруженности детей, отмечала, что именно вследствие большой загруженности детей «их надо развлечь и дать возможность проводить свой досуг в культурной, интересной обстановке» [3, оп 1, д. 20].

Клубом в те годы называли детское общество, «если оно организовано на основе самодеятельности, самоуправляется, распадаясь на ряд активных групп, имея для своих занятий помещение и инвентарь, и преследует общественно-просветительные задачи» [7, с. 6]. Не расходились с задачами школы и задачи клубной работы, которые должны были удовлетворять и запросы, составляющие жизненные потребности детей, воспитывать их социальные навыки, устойчивое положительное отношение к труду. Рассматривая клубную работу в школе, К. И. Львов, А. Ф. Родин в своей работе отмечали, что она была направлена на удовлетворение интеллектуальной потребности учащихся при помощи живого слова: лекций, чтения, докладов, бесед, диспутов [7, с. 20].

Однако деятельность школьного клуба была, в первую очередь, связана с решением задач коммунистического воспитания, что реализовывалось через ее насыщение политическим содержанием по проблемам современности, через прививание чувства

коллективизма, через развертывание культурно-просветительской работы, через содействие расширению кругозора учащихся и развитию их творческих способностей. Организация культурного отдыха использовалась как отвлечение учащихся от улицы и от негативного влияния семьи. При этом отличительной особенностью клубной работы было построение ее на основе развернутой самодеятельности и инициативы учащихся [5, с. 3].

Ленинградские педагоги после нескольких лет работы первых школьных клубов выделили основные положения их организации, которые получили широкое распространение не только в Ленинграде, но и по всей стране: «исходя из основных принципов работы школьного клуба, необходимо всю работу строить в расчете на охват всей массы учащихся; клубные занятия могут проводиться как в специально выделенных помещениях клуба, так и в общешкольных помещениях; исходя из принципов необходимости основывать всю работу школьного клуба на широкой самодеятельности учащихся и пробуждении их инициативы, общее руководство клубной работы должно осуществляться общешкольным ученическим комитетом через его сектор политикомассовой работы; для осуществления повседневного практического руководства и проведения работы необходимо выделение особой группы клубных работников (бюро клуба); по соглашению с ученическими организациями в бюро клуба выделяется педагог, несущий административно-педагогическую ответственность перед школой и помогающий бюро в клубной работе» [5, с. 4].

Работа в школьных клубах включала в себя два основных раздела: массовую работу, в которую втягивается большинство «клубистов» (этот термин использовался в 20-е гг. — Е. М.), и кружковую, где происходила планомерная, углубленная проработка вопросов отдельными группами подростков [7, с. 20; 9, с. 132]. Главное внима-

ние в работе школьного клуба сосредоточивалось именно на массовых формах, что было связано с необходимостью охвата работой клуба большего числа учащихся и необходимостью воздействия клуба на окружающую социальную среду учащихся (семьи, подшефные организации и т. д.) [5, с. 7].

Основными формами массовой работы школьного клуба были следующие: устройство вечеров, культпоходы в театры, сопровождаемые специальными разъяснениями и обсуждениями, экскурсии в музеи, вечера вопросов и ответов, диспуты и суды — литературные и показательные (над антиобщественными проявлениями), групповые и индивидуальные доклады, концерты, музыкальные вечера, художественная декламация. Эти формы были насыщены не случайным содержанием, в них находили отражение основные элементы коммунистического воспитания как по линии политической, так и по линии антирелигиозной и интернациональной, например, при устройстве уголков безбожника, в проработке газетных материалов в кружках текущей политики, при устройстве вечеров, выставок соответствующей литературы в библиотеке и в красном уголке, в постановках драмкружка, в изготовлении плакатов и лозунгов, в проведении бесед, лекций и экскурсий [5, с. 8; 6, с. 20].

Важной составляющей школьных клубов являлись кружки, созвучные требованиям советской современности, которые были организованы на основе интересов самих учащихся и отвечали их запросам, работали на началах полной добровольности, отличались гибкостью в плане работы. Инициатива организации кружков исходила от учащихся школы, от школьных организаций детского самоуправления, от педагогов школы [3, оп 1, д. 309 л. 46, 135, 136].

В школьных клубах Ленинграда наиболее распространенными были кружки, среди которых приоритет был отдан кружкам политико-просветительского (общественно-

политического) направления. Во многих школах города организовывались ленинские кружки, кружки текущей политики, краеведческий кружок, кружки изучения революционного наследия. Кружковцы выпускали клубные стенгазеты, клубные журналы, организовывали ячейки пикоров (пио-неров-корреспондентов). Количество общественно-политических кружков в школах Ленинграда в 20-е годы постоянно росло (в 1922/23 г. — 41 кружок — 6,8%, в 1923/24 г. — 46 кружков — 6%, в 1924/25 г. — 202 кружка — 10%) [8, с. 33].

Одним из основных компонентов общественно-политического воспитания выступало антирелигиозное воспитание «в духе воинствующего атеизма», в рамках которого основной воспитательной формой были антирелигиозные кружки. Они обязательно связывали свою деятельность с массовой работой школы, где устраивались доклады, беседы, экскурсии на антирелигиозные темы для классных ученических и родительских собраний. Считалось, что антирелигиозным содержанием необходимо наполнить программы научных, общественнополитических и других кружков. Наибольшие возможности в этом отношении представляли широко распространенные естествоведческие кружки [6, с. 95].

Политехнические кружки также занимали ведущее место во многих школах города. Они были направлены на «пробуждение у учащихся технической мысли», на увеличение технической грамотности, на сообщение элементарных общеполезных навыков в области техники. Чаще всего в школах организовывали радиотехнический и электротехнический кружки, кружок юных техников, моделирования, столярный, токарный, швейный. Отмечалось большое количество учебных кружков (в 1922/23 г. — 250 кружков — 34%, в 1923/24 г. — 261 кружок — 35%, в 1924/25 г. — 582 кружка — 29,2%). Обилие этих кружков объяснялось стремлением учащихся углубить и расширить свои знания. Можно отметить особый интерес

школьных клубов Ленинграда к организации сельскохозяйственных кружков: агрономов, лесоводов, птицеводов и других, которые имели специальные экспериментальные площадки за городом и тесную связь с колхозами и совхозами Ленинградской области [8, с. 33; 5, с. 21].

Самым распространенным видом художественных кружков был кружок изобразительных искусств, организованный из учащихся всех классов, наиболее склонных к эстетическому творчеству. Основная цель кружка ИЗО — «пробудить в учащихся сознание неотделимости искусства от жизни, развивать в них способность чутко воспринимать и сознательно разбираться в получаемых из окружающей жизни конкретных явлениях, точно и ясно передавать эти впечатления в художественных формах, развивать у учащихся творческие возможности, сохраняя их индивидуальные особенности. Работа в кружке охватывает рисование, обучение технике черчения, доклады по различным вопросам искусства, выдвигаемых жизнью, помощь в оформлении театральных постановок» [3, оп. 1, д. 309 л. 33]. В отчете ЛГОНО за 1927 г. о школьной кружковой работе отмечалось, что в Ленинграде около 30% школьных кружков посвящены искусству, но не только изобразительному, а в большей мере также сценическому, литературному и музыкальному [8, с. 31].

Неотъемлемой частью коммунистического воспитания в советской школе являлось физическое воспитание. Поэтому во многих школьных клубах были физкультурные, военные, спортивные и санитарные кружки. Основное время в них отводилось спортивным играм, беседам на темы физической культуры и здоровья, строевым упражнениям [5. с. 9; 3, оп. 1, д. 309, л.16].

Производственные кружки в школах Ленинграда являлись почти исключительно кружками рукоделия, реже встречались ремесленные или собственно производственные кружки — столярные, швейные, слесарные, — но их было немного, что объяс-

нялось малым количеством школьных мастерских. Об уровне распространения такого вида кружков в школах города можно судить по следующим данным: в 1922/23 г. — 14% от всех кружков, в 1924/25 г. — 13%. В этих формально производственных кружках фактически занимались художественным шитьем, вязанием, изготовлением ковриков, подушек, покрывал, что можно интерпретировать как наследование дореволюционных петербургских школьных традиций [8, с. 33].

Организация работы школьного клуба была четко разработана. План работы любого школьного клуба включал в себя планы кружков, принимался и утверждался Учко-мом, включался в общий производственный план школы. Каждый кружок имел свой производственный план, составляемый на год или на определенную тему, если это была временная группа. Ответственным за работу кружка, кроме руководителя, являлось бюро кружка, избираемое на общем собрании [5, с. 4-5].

Была разработана специальная система учета работы клуба, которая включала в себя несколько компонентов: учет работы детей включал в себя отчет детей в форме описания своей работы и жизни клуба за определенный период времени; протоколы детских собраний; детские журналы, дневники; регистрацию посещаемости; учет работы руководителей предполагал годичные отчеты руководителей о своей работе в клубе; отчеты о проведенных праздниках, экскурсиях, о выполненных детьми работах; дневник руководителя; протоколы педагогических собраний сотрудников; годовую сводку работы всех руководителей; постоянный музей детских работ [7, с. 39].

Однако, несмотря на составляемые отчеты, в сводке материалов партийного обследования реального состояния воспитания в школах Ленинграда в 1928/29 учебном году указывалось на то, что клубная работа в школах города имеет много недостатков и проблем. Из 20 обследованных школ клубов вообще не было в четырех, в трех — имелись только клубные комнаты на стадии организации, в девяти — не было планов

клубной работы [2, Оп. 3, д. 1, л. 18, 33]. Для проверяющих инстанций отсутствие какого-либо компонента школьной клубной работы означало ее отсутствие как таковое. Отмечался и ряд типичных недостатков клубной работы в школах: случайность организации кружков, отсутствие связи между ними, невнимание к индивидуальным склонностям детей, когда запись в кружки проходила массово и формально. Материальная база и финансирование кружковой работы оставляли желать лучшего: во многих школах отсутствовали специальные помещения или они были перегружены, отсутствовала специальная мебель, отсутствовало оборудование, было неуютно, наблюдался количественный и качественный недостаток педагогов [9, с. 131].

В заключение обобщим выявленные тенденции. Во-первых, воспитание в изучаемый период было главным компонентом школьного образовательного процесса, что было связано с государственной идеологией. В связи с этим общественно-политическое воспитание становилось интегрирующим фактором всей остальной школьной клубной деятельности вне зависимости от ее направленности. Во-вторых, основные направления клубной работы в ленинградской школе (общественно-политическое, антирелигиозное, интернациональное, эстетическое, физическое, производственно-трудовое) реализовывались через организацию внутри клубов специализированных кружков. В-третьих, реальную эффективность работы ленинградских школьных клубов в 20-х годах не следует переоценивать, так как большой массив исторических документов той эпохи показывает устойчивые проблемы в их деятельности. В-четвертых, педагогический потенциал актуализации изучаемого феномена связан с детской самодеятельностью и самоорганизацией в рамках школьных клубов. Именно поэтому Ленинград выступил центром и примером организации воспитательной работы для всех школ страны, что отмечалось в документах того времени [3, оп. 1, д. 309, л. 4, 13-14, 65, 75, 158].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Балашов Е. М. Школа в российском обществе 1917-1927 гг. Становление «нового человека». СПб., 2003.

2. ГИА СПб., ф. 2924, оп. 3, д. 1. (1928-29 г.). Народный комиссариат по просвещению для зав. Обл.крайгуб. и окрОНО.

3. ГИА СПб., ф. 2925. Отдел народного образования Смольнинского района и подведомственных ему учреждений, оп. 1, д.13, д. 20, д. 32, д. 141, д. 478, д. 309, д. 2739. Народный комиссариат по просвещению Северной области.

4. ГИА СПб, ф. 5039. Ленинградский государственный отдел народного образования, оп.1, д. 1. Переписка с Наркомпросом, исполкомом Ленсовета; д 4. Решение районных комиссий ВКП(б) о работе РОНО, о подготовке педагогических кадров, о ходе всеобуча и о других вопросах просвещения.

5. Клубная работа в школе. (Тезисы к докладу на майских районных педагогических конференциях 1930 года). Л.: Работник просвещения, 1930.

6. Кружковая и массовая антирелигиозная работа в школе. (Из опыта 181 школы Ленинграда) // Просвещение. 1929. № 5-6.

7. Львов К. И., Родин А. Ф. Клубная работа в школе. Л.; М.: Гос. изд-во, 1926.

8. Монтелли Ал. Кружки и общественно-практическая работа школы // Просвещение. 1927. № 1.

9. Н.О. Внешкольная и клубная работа учащихся // Просвещение. 1930. № 4-5.

10. Петроград на переломе эпох. Город и его жители в годы революции и гражданской войны. РАН СПб., 2000.

REFERENCES

1. Balashov E. M. Shkola v rossijskom obshchestve 1917-1927 gg. Stanovlenie «novogo cheloveka». SPb., 2003.

2. GIA SPb., f. 2924, op. 3, d. 1. (1928-29 g.) Narodnyj komissariat po prosveshcheniju dlja zav. obl.krajgub. i okrONO.

3. GIA SPb., f. 2925. Otdel narodnogo obrazovanija Smol'ninskogo rajona i podvedomstvennyh jemu uchrezhdenij, op. 1, d.13, d. 20, d. 32, d. 141, d. 478, d. 309, d. 2739. Narodnyj komissariat po prosveshcheniju Severnoj oblasti.

4. GIA SPb., f. 5039 Leningradskij gosudarstvennyj otdel narodnogo obrazovanija, op.1, d. 1. Perepiska s Narkomprosom, ispolkomom Lensoveta; d. 4. Reshenie rajonnyh komissij VKP(b) o rabote RONO, o podgo-tovke pedagogicheskih kadrov, o hode vseobucha i o drugih voprosah prosveshchenija.

5. Klubnaja rabota v shkole (Tezisy k dokladu na majskih rajonnyh pedagogicheskih konferentsijah 1930 goda). L.: Rabotnik prosveshchenija, 1930.

6. Kruzhkovaja i massovaja antireligioznaja rabota v shkole. (iz opyta 181 shkoly Leningrada) // Prosve-shchenie. 1929. № 5-6.

7. L'vov K. I., Rodin A. F Klubnaja rabota v shkole. M.; L.: Gos. izdatel'stvo, 1926.

8. Montelli Al. Kruzhki i obshchestvenno-prakticheskaja rabota shkoly // Prosveshchenie. 1927. № 1.

9. N. O. Vneshkol'naja i klubnaja rabota uchashchihsja // Prosveshchenie. 1930. № 4-5.

10. Petrograd na perelome epoh. Gorod i jego zhiteli v gody revoljutsii i grazhdanskoj vojny. RAN SPb., 2000.

Е. Г. Никитина

ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО РАЙОНА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ГРАЖДАНСКОЙ позиции подростков и молодежи

Данная статья посвящена воспитанию гражданственности и патриотизма подростков и молодежи на примере Невского района Санкт-Петербурга. Автор проводит мысль о том, что роль молодежи очень важна в современном мире, а патриотическое воспитание важно для развития общества. В материале описываются примеры направ-

269

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.