Научная статья на тему 'Определение уровня сформированности активной гражданской позиции современного студента'

Определение уровня сформированности активной гражданской позиции современного студента Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1516
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ / ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ГРАЖДАНСКАЯ ПОЗИЦИЯ / ВНУТРЕННЯЯ СВОБОДА ЛИЧНОСТИ / ГРАЖДАНСКОЕ СОЗНАНИЕ / КРИТЕРИИ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ / КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ГРАЖДАНСКОЙ ЗРЕЛОСТИ ЛИЧНОСТИ / INDIVIDUAL'S SPIRITUAL CULTURE / CIVIL-PATRIOTIC EDUCATION / CIVIL POSITION / INDIVIDUAL'S INNER FREEDOM / CIVIC CONSCIOUSNESS / CRITERIA FOR CIVIL-PATRIOTIC EDUCATION / CRITERIA FOR EVALUATING INDIVIDUAL'S CIVIC MATURITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Колмакова Валентина Васильевна

В статье рассматривается актуальная проблема формирования активной гражданской позиции современной молодежи. Автор приходит к выводу о недостаточности внимания вопросам гражданского и политико-правового воспитания в системе высшего образования. Формирование гражданственности и патриотизма у учащейся молодежи напрямую связано с процессом становления и развития личности, что может быть достигнуто только на основе соблюдения морально-этических принципов, реализуемых в образовательном и воспитательном пространстве современного образовательного учреждения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Колмакова Валентина Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DETERMINATION OF LEVEL OF MODERN STUDENT’S ACTIVE CIVIC STAND FORMEDNESS

The article considers the actual problem of modern young people’s active civic stand formation. The author comes to the conclusion about the insufficiency of attention to civil and political-legal education in higher school. The formation of citizenship and patriotism among students is directly related to the process of individual’s formation and development, which can be achieved only on the basis of observing moral and ethical principles implemented in the educational and educative space of modern higher school.

Текст научной работы на тему «Определение уровня сформированности активной гражданской позиции современного студента»

Колмакова Валентина Васильевна

ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ АКТИВНОЙ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ СОВРЕМЕННОГО СТУДЕНТА

В статье рассматривается актуальная проблема формирования активной гражданской позиции современной молодежи. Автор приходит к выводу о недостаточности внимания вопросам гражданского и политико-правового воспитания в системе высшего образования. Формирование гражданственности и патриотизма у учащейся молодежи напрямую связано с процессом становления и развития личности, что может быть достигнуто только на основе соблюдения морально-этических принципов, реализуемых в образовательном и воспитательном пространстве современного образовательного учреждения. Адрес статьи: \м№^.агато1а.пе1/та1епа18/2/2016/10-3/50.1^т1

Источник

Филологические науки. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2016. № 10(64): в 3-х ч. Ч. 3. C. 182-186. ISSN 1997-2911.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/2.html

Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/2/2016/10-3/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.aramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]

и эссе [6]. В заданиях используются элементы деловых игр, учитываются индивидуально-психологические особенности претендентов на должности, т.е. опять-таки используется технология активного обучения.

Таким образом, лингвокультурное наполнение заданий учебника «Русский язык и культура речи» требует ориентации на функциональные стили, учебной мотивации студентов, проявляющейся в широком использовании игровых заданий и в стимулировании успешности обучения за счёт рейтингового подхода к оценке результатов обучения, опоры на технологии активного обучения. Анализ лингвокультурного наполнения заставляет прибегнуть к выявлению и описанию идеальной единицы обучения, реализующейся в учебной деятельности и проявляющейся на культурно-психологическом уровне - лингвокультурной единицы обучения.

Список литературы

1. Воробьев В. В. Лингвокультурология (теория и методы). М.: Изд-во РУДН, 1997. 332 с.

2. Гордиенко О. А., Зиньковская В. Е. Формирование культурологической компетенции иностранных студентов с использованием краеведческих материалов // Теория и практика общественного развития. 2015. № 17. С. 176-178.

3. Гордиенко О. А., Зиньковская В. Е., Урусова И. М., Дворная З. М. Культура речи и деловое общение: методические указания для студентов всех специальностей и всех форм обучения. Краснодар: Изд-во КубГТУ, 2007. 54 с.

4. Конспектирование лекций // Русский язык и культура речи. Функциональные стили современного русского языка: учеб. пособие / сост.: У. В. Новикова, О. А. Гордиенко, Е. В. Милейко, И. В. Рус-Брюшинина; под ред. В. Е. Зиньков-ской; Кубан. гос. технол. ун-т, каф. русского языка. Краснодар: Издательский Дом - Юг, 2016. С. 48-56.

5. Мазунова Л. К. Текст как культурно-языковое пространство и единица обучения иностранному языку и культуре [Электронный ресурс]. URL: http://bibHofond.ru/view.aspx?id=124698 (дата обращения: 02.09.2016).

6. Русский язык и культура речи. Функциональные стили современного русского языка: учеб. пособие / сост.: У. В. Новикова, О. А. Гордиенко, Е. В. Милейко, И. В. Рус-Брюшинина; под ред. В. Е. Зиньковской; Кубан. гос. технол. ун-т, каф. русского языка. Краснодар: Издательский Дом - Юг, 2016. 170 с.

7. Саяхова Л. Г. Лингвокультурологический потенциал образования (русский язык) // Российский гуманитарный журнал. 2015. Т. 4. № 2. С. 108-115.

8. Современный русский язык в поликультурной среде Северного Кавказа: стилистика и культура речи:

учеб. пособие / сост.: Л. С. Алексеева, Л. В. Витковская, И. Б. Федотова. Пятигорск: ПГЛУ, 2006. 191 с.

9. Штернберг Л. Скоростное конспектирование: учеб.-метод. пособие. М.: Высшая школа, 1988. 31 с.

ON THE ISSUE OF THE LINGUOCULTURAL FILLING OF THE TEXTBOOK ON THE SUBJECT "THE RUSSIAN LANGUAGE AND CULTURE OF SPEECH"

Gordienko Ol'ga Antonovna, Ph. D. in Pedagogy, Associate Professor Zin'kovskaya Violetta Evgen'evna, Ph. D. in Philology, Associate Professor Kuban State Technological University gordienko-olga@yandex. ru; kafedrarus@list. ru

The article presents the results of the research in the field of linguodidactics. The authors directly consider the linguocultural aspect of the study of speech culture in the institutions of higher education, single out units of study, propose a system of tasks based on the study of functional styles and widespread use of active learning techniques. The linguocultural unit of study is singled out on the basis of the factors of students' understanding / non-understanding, demand / lack of demand of the cultural component of teaching material.

Key words and phrases: Russian; culture of speech; linguodidactics; linguocultural unit of study; active learning techniques.

УДК 37.017.4

В статье рассматривается актуальная проблема формирования активной гражданской позиции современной молодежи. Автор приходит к выводу о недостаточности внимания вопросам гражданского и политико-правового воспитания в системе высшего образования. Формирование гражданственности и патриотизма у учащейся молодежи напрямую связано с процессом становления и развития личности, что может быть достигнуто только на основе соблюдения морально-этических принципов, реализуемых в образовательном и воспитательном пространстве современного образовательного учреждения.

Ключевые слова и фразы: духовная культура личности; гражданско-патриотическое воспитание; гражданская позиция; внутренняя свобода личности; гражданское сознание; критерии гражданско-патриотического воспитания; критерии оценки гражданской зрелости личности.

Колмакова Валентина Васильевна, д. пед. н., к. филол. н.

Ростовский институт (филиал) Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России) в г. Ростове-на-Дону vvklm 0 7@mail. т

ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ АКТИВНОЙ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ СОВРЕМЕННОГО СТУДЕНТА

Одной из главнейших ориентаций деятельности любого государства является формирование такого гражданского общества, основные характеристики которого будут представлены и реализованы в фактическом

приоритете прав и свобод граждан при сохранении политического плюрализма, нонконформизма общественного сознания и поведения, активного и сознательного участия граждан в общественно-политической жизни. В особенности эти вопросы касаются молодого поколения, и в первую очередь студенческой молодежи, наиболее прогрессивной части российского общества, за которой будущее страны.

Процесс воспитания гражданственности и патриотизма напрямую связан с процессом формирования личности, становления и развития индивида, а также зависит от направленности его культурной деятельности, базирующейся на нравственной основе [7]. Духовная культура в этом случае представляет собой базовое свойство личности, что в целом определяет морально-нравственную основу ее бытия в современной культуре. Прежде всего, речь идет о действии важных социально-психологических регуляторов. К ним могут быть отнесены интересы, цели, мотивы, воля, социальная установка, под воздействием которых происходит формирование активной жизненной позиции обучающейся личности [5].

В основу гражданско-патриотического воспитания положены духовно-нравственный, ценностно-смысловой и культурно-деятельностный критерии. Духовно-нравственный критерий базируется на идее актуализации духовных сил обучающихся. Под духовностью понимается свойство души, при котором преобладают духовные, нравственные и интеллектуальные интересы над материальными [1]. В период материалистической идеологии проблемы духовности человека и общества в советской научной литературе не рассматривались, однако вопросы нравственности, нравственного воспитания, морали занимали одно из центральных мест в образовательной среде. Опираясь на вышесказанное, целесообразно рассматривать в определении компонента два аспекта: духовный аспект, выявляющий направленность личности на достижение личностно значимого идеала, и нравственный аспект, определяющий составляющие системы гуманных отношений к окружающему миру. Стержень духовно-нравственного компонента в процессе гражданско-патриотического воспитания учащейся молодежи в педагогике представляется как формирование прочных духовных связей с окружающей средой, как природной, так и социальной; как формирование устойчивого интереса к истории своего народа и народов своей страны; как формирование фундаментальных потребностей личности, которые, прежде всего, состоят в познании, в идеальной социальной потребности «жить для других».

В основе общечеловеческих ценностей лежит ценностно-смысловой компонент, опирающийся на аффективную сферу личности и формирующий личностные смыслы - значения «для меня». Сторонниками ценностно-смыслового подхода в становлении и развитии духовной культуры личности - Г. А. Аванесовой, А. С. Арсеньевым, Б. С. Братусем, Л. И. Буевой, З. А. Лекторским, Б. Т. Лихачевым, В. И. Слободчиковым, С. Л. Соловейчиком, С. Л. Рубинштейном, В. Н. Шердаковым, Н. Е. Щурковой - акцентировано внимание на включенности человека в мир культуры, на его нравственном самосовершенствовании.

Сущность культурно-деятельностного критерия состоит в понимании духовности как формы самоорганизации и управления человеком самим собой. Такая трактовка предполагает отражение созидательной направленности деятельности личности в социуме. Процесс формирования духовной культуры личности в образовательной среде осуществляется на деятельностной основе, тесно связанной с процессом личностного становления, обусловленного поступательным развитием обучающегося [4, с. 80].

Одним из условий для создания и развития духовной культуры личности является формирование единого воспитательного пространства образовательного учреждения. В связи с отсутствием в современной педагогической литературе определенных рекомендаций по созданию единого воспитательного пространства, педагоги высшего образовательного учреждения эмпирически выстраивают индивидуальную систему взаимодействия со студенческим социумом. Основу этой педагогической деятельности составляют непреходящие воспитательные идеи: коллективное творчество, положительный эмоциональный фон, формирование патриотических и общечеловеческих качеств личности.

Многие ученые предлагают использовать в качестве критериев и показателей воспитанности отношение обучающихся к обществу, трудовой деятельности, отдельным людям, а также их активную жизненную установку (Ю. К. Бабанский, Н. К. Гончаров и др.) [1]. Определяя критерии гражданской воспитанности, то есть гражданственности студенческой молодёжи, мы выделили уровни: знаний, убеждений, деятельности и поведения обучающихся как единой целостности с учетом отношения молодёжи к обществу, государству и социально-политическим явлениям.

Понятие «гражданственность» есть интегративное качество личности обучающегося, которое определяет его нравственную и правовую культуру, что выражается в чувстве собственного достоинства, внутренней свободе личности обучающегося, дисциплинированности, уважении и доверии к другим гражданам и к государственной власти, в способности выполнять свои обязанности, в гармоничном сочетании патриотических, национальных и интернациональных чувств [2]. Следовательно, понимание гражданственности как сложного интегративного единства предполагает его конкретизацию в таких аспектах гражданского образования и воспитания студенческой молодёжи, как социально-правовой, морально-этический, социально-психологический и педагогический.

Социально-правовой аспект определяет гражданственность как определенный и достаточный уровень развития демократического сознания, проявляющийся в принятии молодым поколением демократических ценностей общества, в изучении опыта демократических отношений, в стремлении участвовать в управлении государством. Гражданственность определяет границы норм, принципы социально-правового взаимодействия государства и власти с институтами гражданского общества и с отдельными гражданами [6].

Морально-этический аспект рассматривает гражданственность как уровень нравственной культуры общества, дающий оценку степени приближенности общества к высоким идеалам долга, ответственности, достоинства, совести, патриотизма, гуманности, милосердия [4]. Под социально-психологическим аспектом гражданственности традиционно понимают единение со страной, обществом, присутствие социального оптимизма, любви к Родине, обладание решительностью и стойкостью в преодолении жизненных трудностей, направленность на созидательный труд, потребность в социальной и национальной полноценности, толерантность [6].

Педагогический аспект рассматривает гражданственность в рамках интегративного комплекса качеств личности обучающегося, с определением ее социальной направленности, готовности достигнуть и осуществить социально значимые и индивидуально необходимые цели, которые соответствуют принятым в обществе правовым и моральным нормам [4].

Проверка и оценка качества обучения и воспитания обучающихся - процесс сложный и многоплановый, который позволяет объективно устанавливать степень сформированности их знаний и умений. Критериями оценки могут выступать не только соответствующие знания обучающихся, но и уровень завершенности эмоционально-волевого облика их личности, результаты практической деятельности [3].

Критерием сформированности у обучающихся гражданственности служит присутствие гражданской позиции, внутренняя свобода, гражданское и человеческое достоинства личности.

Анализ ведущих направлений современного развития гражданского образования и воспитания обучающихся позволил прийти к выделению интеллектуального, оценочно-эмоционального, мировоззренческого, поведенческого критериев, отражающих главнейшие показатели гражданского сознания и поведения личности [6].

Интеллектуальный критерий характеризуется глубокими и прочными знаниями у обучающегося, умением использовать свой теоретический и практический опыт в различных ситуациях. Обладание нравственными и духовными ценностями, применение имеющихся знаний для анализа своего поведения и поведения окружающих людей, а также системность, глубина, устойчивость познавательных интересов, самостоятельность суждений свидетельствуют о сформированности интеллектуального образа личности [Там же].

Оценочно-эмоциональный критерий опирается на присутствие у обучающегося оценочных суждений, дающих характеристику его отношению к нравственным и духовным ценностям. Названный критерий отражает степень устойчивости, глубину и силу эмоциональных переживаний; присутствие у личности сформированных общечеловеческих качеств - доброты, сочувствия, милосердия, сострадания и т.д., что свидетельствует об альтруистической направленности человека, обеспечивающей становление у воспитанников положительных гражданских качеств [Там же].

Опорой мировоззренческого критерия являются мировоззренческие установки обучающихся; самостоятельность, степень устойчивости суждений; способность к установлению связи между осознаваемой целью поступка, его мотивами и средствами достижения, критическое отношение обучающихся к собственному поведению [Там же].

В поведенческом критерии выделяют наличие разнообразных отношений обучающегося к обществу, близким людям, ровесникам, к своей личности, трудовой деятельности, а также устойчивую систему форм поведения, которую обучающийся приобретает в процессе собственной жизнедеятельности или в результате чужого опыта, руководствуясь общественными и чужими образцами и стереотипами поведения в ближайшем социальном окружении. Таким образом, в современной педагогике утвержден интегративный подход в изучении состояния современного гражданского образования и воспитания обучающихся [Там же].

Для проверки теоретических выводов было проведено диагностическое исследование по определению уровня сформированности активной гражданской позиции. В исследовании были задействованы студенты 1-го курса колледжа и университета.

Исследовательская работа проводилась в два этапа. На 1 этапе проводилось тестирование по определению уровня политико-правовой культуры личности. На 2 этапе было предложено написать сочинение-эссе на тему: «Мое понимание активной гражданской позиции». Для анализа было выбрано 70 работ.

Гипотеза исследования о низком уровне политико-правовой культуры и активной гражданской позиции у большинства студентов нашла свое подтверждение в представленных к анализу работах. В ходе исследования определено поверхностное знание студентами следующих понятий, изучаемых в курсе обществозна-ния: гражданское общество, активная гражданская позиция, демократический строй, права человека, политика и методология плюрализма, политическая и гражданская зрелость, толерантность и т.д. Оценивание уровня политико-правовой культуры проводилось по 4 параметрам: эмоциональное реагирование, компетентность, критическое осмысление, дееспособность. Эмоциональное реагирование испытывают 99% участников. Из них 38% стремятся к анализу происходящих в стране событий. Тем не менее эти респонденты не были причислены к числу имеющих уровень критического осмысления в связи с отсутствием необходимых знаний по обществознанию, политологии, праву, мировой политике.

На основании изучения студенческих эссе мы пришли к следующим выводам. В сформированности гражданской позиции убеждены 68% участников. О понятии «гражданская позиция» никогда ранее не задумывались 16% респондентов, хотя и сделали попытку на основании прочитанных определений («гражданин», «гражданский», «позиция») сформулировать в работе определение термина. Об отсутствии у них гражданской позиции и нежелании ее иметь заявили 12% обучающихся. Не смогли выполнить поставленную задачу, обнаружив полное непонимание задания, 2% студентов. По их мнению, каждый человек имеет гражданскую позицию уже потому, что он гражданин страны, где проживает.

Респонденты, заявившие о сформированности гражданской позиции (68%), по-разному трактуют это понятие. По убеждению 25% респондентов, гражданская ответственность личности необязательно взаимосвязана с гражданской позицией. Прежде всего, гражданская ответственность для них значит ответственность за свою жизнедеятельность и активное, преобразовательное отношение к ней. По мнению 25% респондентов, гражданская позиция состоит в активном участии в выборной деятельности федерального и регионального уровня. Понимание гражданской позиции как выражения субъективного отношения к вопросам политического, экономического, социального и духовного характера жизни общества и к событиям, происходящим в стране, присуще 24% участников. В проявлении активной гражданской позиции через любовь к Родине и патриотизм убежден 21% опрошенных. Уверенность, что если личность имеет гражданскую позицию, значит, этот человек принимает участие в жизни общества, свойственна 20% опрашиваемых. Защита Родины, служение интересам народа и общества, исполнение долга перед страной, принесение пользы Родине, ответственность перед страной - и есть активная гражданская позиция для 16% респондентов. Соблюдение законов отражает наличие гражданской позиции - таково мнение 16% респондентов.

По объяснению 15% студентов, активная гражданская позиция - это борьба за свои права и их соблюдение. Под активной гражданской позицией 10% респондентов подразумевают протест против негативных процессов, происходящих в обществе. Ещё 10% анкетируемых студентов считают, что гражданская позиция есть реализация своих прав и выполнение своих обязанностей. Активная гражданская позиция, по мнению 9% опрошенных, проявляется в ответственности перед будущими поколениями.

По мнению 2,5% респондентов, гражданская позиция проявляется в бережном отношении к природе; в сохранении и уважении традиций и культурного наследия своей страны; в проявлении интереса к происходящим событиям и процессам, происходящим в стране и в мире.

Особо следует отметить, что среди респондентов выявлено 12,8% студентов, не имеющих гражданской позиции. Условно этих людей можно разделить на две группы: респонденты, не имеющие гражданской позиции (10%), и респонденты с агрессивной антигражданской позицией (2,8%).

По результатам проведенного исследования сделаны весьма неожиданные выводы. Главным, на наш взгляд, является отсутствие сформированной осознанной гражданской позиции у большинства студентов. Отмечена частотность поисков, основанных на интуитивных началах, свойственных бытовой обстановке и случайным разрозненным знаниям и представлениям, либо хрестоматийное толкование, неосознанное подспудное знание, не ставшее убеждением. Большая часть участников опроса без предварительной подготовки затруднились в объяснении таких понятий, как «политика», «гражданин», «демократия», «гражданское общество», «гражданская зрелость». Значительная часть студентов (13%) убеждена в незначимости своих голосов; в этом случае респонденты не отождествляют себя с государством, поэтому не несут ответственности за происходящие в нем процессы. Важно отметить, что в рассуждениях подавляющего числа респондентов прослеживается идея не конкретного и определенного государства, а абстрактное понятие, без четкого представления. Отмечены лишь единичные случаи четкого понимания и представления студентами государства, в котором им предстояло бы жить, а впоследствии определиться с задачами служения этому государству.

Результаты проведенного исследования показали не столько аполитичность современных студентов и их равнодушие к судьбе своей страны, а также озабоченность лишь личными проблемами, сколько недостаточность внимания в системе образования вопросам гражданского и политико-правового воспитания и образования. Студенты с интересом участвуют в различных дискуссиях на политико-правовые темы, хотя их знания и представления весьма односторонни. Важно отметить, что они не променяют Родину на материальное благополучие.

Таким образом, проведенное исследование показывает необходимость совершенствования системы духовно-нравственного воспитания студентов в образовательном пространстве вуза. На наш взгляд, следует активизировать воспитательный процесс как в образовательной деятельности на базе общеобразовательных гуманитарных и политико-правовых дисциплин, так и в организации дифференцированной внеучебной общественно-политической деятельности обучающихся, с целью формирования высокого морально-духовного облика студента и, как следствие, его активной гражданской позиции.

Список литературы

1. Бабанский Ю. К. Оптимизация процесса обучения: общедидактический аспект. М.: Педагогика, 1977. 256 с.

2. Вишнякова-Вишневецкая А. К. Образовательная среда высшего учебного заведения как фактор развития личностных компетенций учащихся: дисс. ... к. пед. н. СПб., 2010. 243 с.

3. Колмакова В. В. Внедрение новых технологий и подходов в системе образования в условиях экономики знаний // Преподаватель высшей школы в XXI веке: тр. междунар. науч.-практ. интернет-конф. Ростов-на-Дону: Изд-во РГУПС, 2014. Сб. 11. С. 179-184.

4. Колмакова В. В., Кокина И. А. Культуроцентрический подход как методологическая основа современной педагогической теории и практики // Педагогическое мастерство и педагогические технологии: материалы VII Междунар. науч.-практ. конф. Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. № 1 (7). С. 79-86.

5. Одарюк И. В., Колмакова В. В. Симуляция как интерактивная технология обучения деловому общению на иностранном языке // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2016. № 5 (59). Ч. 2. С. 201-203.

6. Переверзева И. В. Содержание и организация гражданско-правового воспитания учащихся: дисс. ... к. пед. н. Пятигорск, 2003. 191 с.

7. Ширикова А. В. Целеполагание высшего образования США в контексте американской философии образования: автореф. дисс. ... к. пед. н. Ростов-на-Дону, 2007. 27 с.

THE DETERMINATION OF LEVEL OF MODERN STUDENT'S ACTIVE CIVIC STAND FORMEDNESS

Kolmakova Valentina Vasil'evna, Doctor in Pedagogy, Ph. D. in Philology Rostov Institute (Branch) of All-Russian State University of Justice (Russian Law Academy of the Ministry of Justice of the Russian Federation) in Rostov-on-Don

vvklm 07@mail. ru

The article considers the actual problem of modern young people's active civic stand formation. The author comes to the conclusion about the insufficiency of attention to civil and political-legal education in higher school. The formation of citizenship and patriotism among students is directly related to the process of individual's formation and development, which can be achieved only on the basis of observing moral and ethical principles implemented in the educational and educative space of modern higher school.

Key words and phrases: individual's spiritual culture; civil-patriotic education; civil position; individual's inner freedom; civic consciousness; criteria for civil-patriotic education; criteria for evaluating individual's civic maturity.

УДК 372.881.1

В статье рассматривается проблема формирования самостоятельности студентов вуза на основе технологии смешанного обучения на примере дисциплины «Иностранный язык». Приведены точки зрения российских и зарубежных авторов об определении понятия самостоятельности. Выявлена совокупность организационно-педагогических условий развития самостоятельности студентов и определены критерии оценки ее сформированности. Доказано, что использование смешанного обучения на базе электронной платформы Moodle значительно повышает уровень самостоятельности студентов вуза.

Ключевые слова и фразы: самостоятельность; самостоятельная работа; смешанное обучение; электронная платформа; иностранный язык; организационно-педагогические условия.

Куровский Василий Николаевич, д. пед. н., профессор

Институт развития образовательных систем Российской академии образования v. kurovskii@yandex. ru

Демьяненко Наталия Владимировна

Национальный исследовательский Томский политехнический университет

Томский государственный педагогический университет

[email protected]

Ермакова Янина Викторовна

Национальный исследовательский Томский политехнический университет [email protected]

Шварева Ольга Васильевна

Томский государственный педагогический университет schwarewa. olga@yandex. ru

Лунюшкина Ирина Сергеевна, к. пед. н., доцент

Томский государственный педагогический университет medka@ynadex. ru

ФОРМИРОВАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА НА ОСНОВЕ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ДИСЦИПЛИНЫ «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК»)

Сегодня ведущей тенденцией развития высшего образования в России является усиление внимания к проблеме подготовки специалистов качественно нового уровня, которые способны к самореализации и профессиональному саморазвитию. В первую очередь, это требует повышенного внимания к формированию самостоятельности студентов, так как самостоятельность является одним из важнейших принципов образования.

Интенсивное развитие современного общества ставит перед высшим образованием задачу подготовить инициативных и самостоятельных специалистов, способных быстро адаптироваться к новым условиям их профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.