Научная статья на тему 'Формирование национально-гражданского самосознания у студентов экономических специальностей в современных социально-экономических условиях'

Формирование национально-гражданского самосознания у студентов экономических специальностей в современных социально-экономических условиях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
375
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЗНАНИЕ / CONSCIOUSNESS / ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ / CITIZENSHIP / МОЛОДЕЖЬ / YOUTH / ПАТРИОТИЗМ / PATRIOTISM / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЕЖИ / PATRIOTIC EDUCATION OF YOUTH / НАЦИОНАЛЬНО-ГРАЖДАНСКИЕ ЦЕННОСТИ / НАЦИОНАЛЬНО-ГРАЖДАНСКОЕ САМОСОЗНАНИЕ БУДУЩИХ ЭКОНОМИСТОВ / THE NATIONAL-CIVIC VALUES / NATIONAL AND CIVIC CONSCIOUSNESS OF FUTURE ECONOMISTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гордеева Дарья Сергеевна, Тюнин Александр Иванович, Плужникова Ирина Ивановна, Демцура Светлана Сергеевна

В условиях обновления общества в различных регионах Российской Федерации активизировались этнические контакты между представителями разных национальностей, увеличилось количество вынужденных переселенцев, возрос приток рабочей силы из стран ближнего и дальнего зарубежья. Это, в большой вероятности приведет к сокращению числа межэтнических конфликтов, и разрешит противоречия между требованиями, предъявляемыми современной ситуацией к уровню национально-гражданского самосознания обучающейся молодежи, и отсутствием традиционно российского национального сознания у молодых людей; между необходимостью поиска новых возможностей формирования национального самосознания молодежи и недостаточной разработанностью новых подходов к решению этой проблемы в теории и на практике. В статье представлены результаты исследования уровня сформированности национально-гражданского самосознания студентов экономических специальностей. Определено отношение современной российской молодежи к принадлежности к той или иной нации, понимание сущности национально-гражданского самосознания, отношение к историческому прошлому страны. Научно-методические результаты исследования, представление в статье, обеспечивают практическими рекомендациями процесс формирования национально-гражданского сознания студентов современного педагогического вуза и могут служить основой для перспективных научных поисков в разработке научно-практических технологий, а также быть применены при разработке региональных комплексных программ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гордеева Дарья Сергеевна, Тюнин Александр Иванович, Плужникова Ирина Ивановна, Демцура Светлана Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF NATIONAL-CIVIC CONSCIOUSNESS AMONG STUDENTS OF ECONOMIC SPECIALTIES IN THE PRESENT SOCIO-ECONOMIC CONDITIONS

In today’s climate of societal renewal, various regions across the Russian Federation are witnessing a greater degree of cross-ethnic interaction between representatives of different ethnic groups, an increase in the number of forced migrants, and a rise in the inflow of manpower from the near and not-so-near abroad. This is most likely to lead to declines in the number of interethnic conflicts and help resolve the discrepancies between the requirements set by the present-day situation as to the level of national civic consciousness in young students and the lack of traditionally Russian national consciousness in young people; between the need to search for new ways to cultivate a sense of national consciousness in youth and the insufficient development of new approaches to resolving this issue in theory and in practice. This paper shares the findings of a study of levels of national civic identity in students economic specialties. The author explores the attitude of present-day Russian youth in terms of their affiliation with a particular ethnic group, their insight into the essence of national civic identity, and their attitude toward the country’s historical past. The scholarly-methodological findings of the research reported in this paper may lend themselves as practical recommendations toward the process of fostering a sense of national civic consciousness in students at present-day pedagogical colleges and serve as a basis for promising research in the way of developing relevant research-to-practice technology, and could also be utilized in developing regional integrated programs.

Текст научной работы на тему «Формирование национально-гражданского самосознания у студентов экономических специальностей в современных социально-экономических условиях»

УДК 37.013

ФОРМИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНО-ГРАЖДАНСКОГО САМОСОЗНАНИЯ У СТУДЕНТОВ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ В СОВРЕМЕННЫХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ

© 2017

Гордеева Дарья Сергеевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Экономика, управление и право» Тюнин Александр Иванович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры

«Экономика, управление и право» Плужникова Ирина Ивановна, кандидат технических наук, доцент кафедры «Экономика, управление и право» Демцура Светлана Сергеевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры

«Экономика, управление и право» Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет (454080, Россия, Челябинск, пр. Ленина, 69, e-mail: demtsurass@cspu.ru)

Аннотация. В условиях обновления общества в различных регионах Российской Федерации активизировались этнические контакты между представителями разных национальностей, увеличилось количество вынужденных переселенцев, возрос приток рабочей силы из стран ближнего и дальнего зарубежья. Это, в большой вероятности приведет к сокращению числа межэтнических конфликтов, и разрешит противоречия между требованиями, предъявляемыми современной ситуацией к уровню национально-гражданского самосознания обучающейся молодежи, и отсутствием традиционно российского национального сознания у молодых людей; между необходимостью поиска новых возможностей формирования национального самосознания молодежи и недостаточной разработанностью новых подходов к решению этой проблемы в теории и на практике. В статье представлены результаты исследования уровня сформированности национально-гражданского самосознания студентов экономических специальностей. Определено отношение современной российской молодежи к принадлежности к той или иной нации, понимание сущности национально-гражданского самосознания, отношение к историческому прошлому страны. Научно-методические результаты исследования, представление в статье, обеспечивают практическими рекомендациями процесс формирования национально-гражданского сознания студентов современного педагогического вуза и могут служить основой для перспективных научных поисков в разработке научно-практических технологий, а также быть применены при разработке региональных комплексных программ.

Ключевые слова: сознание, гражданственность, молодежь, патриотизм, патриотическое воспитание молодежи, национально-гражданские ценности, национально-гражданское самосознание будущих экономистов.

FORMATION OF NATIONAL-CIVIC CONSCIOUSNESS AMONG STUDENTS OF ECONOMIC SPECIALTIES IN THE PRESENT SOCIO-ECONOMIC CONDITIONS

© 2017

Gordeeva Daria Sergeyevna, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor

at the Department of «Economics, Management and Law» Tyunin Aleksandr Ivanovich, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor at the Department of «Economics, Management and Law» Pluzhnikova Irina Ivanovna, Candidate of technical Sciences, Associate Professor at the Department of «Economics, Management and Law» Demtsura Svetlana Sergeyevna, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor at the Department of «Economics, Management and Law» South Ural State Humanitarian-Pedagogical University (454080, Russia, Chelyabinsk, Lenin Ave., 69, e-mail: demtsurass@cspu.ru)

Abstract. In today's climate of societal renewal, various regions across the Russian Federation are witnessing a greater degree of cross-ethnic interaction between representatives of different ethnic groups, an increase in the number of forced migrants, and a rise in the inflow of manpower from the near and not-so-near abroad. This is most likely to lead to declines in the number of interethnic conflicts and help resolve the discrepancies between the requirements set by the present-day situation as to the level of national civic consciousness in young students and the lack of traditionally Russian national consciousness in young people; between the need to search for new ways to cultivate a sense of national consciousness in youth and the insufficient development of new approaches to resolving this issue in theory and in practice. This paper shares the findings of a study of levels of national civic identity in students economic specialties. The author explores the attitude of present-day Russian youth in terms of their affiliation with a particular ethnic group, their insight into the essence of national civic identity, and their attitude toward the country's historical past. The scholarly-methodological findings of the research reported in this paper may lend themselves as practical recommendations toward the process of fostering a sense of national civic consciousness in students at present-day pedagogical colleges and serve as a basis for promising research in the way of developing relevant research-to-practice technology, and could also be utilized in developing regional integrated programs.

Keywords: consciousness, citizenship, youth, patriotism, patriotic education of youth, the national-civic values, national and civic consciousness of future economists.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Немаловажное значение в развитии цивилизации представляет уровень развития духовно-нравственной культуры, ценностей личности, ее национально-гражданского сознания. Формирование духовно-нравственных ценностей, национально-гражданского сознания связано с системой воспитания и социализацией личности. На сегодняшний день, к сожалению, в России наблюдается духовно-нравственный кризис общества. При этом издержки воспитания молодежи выражаются в стремительном росте преступности. Молодежь проявляет неуважение к историче-

ским, национальным, гражданским ценностям, к традициям и обычаям собственного народа и др. Фиксируется рост алкогольной и наркотической зависимости в молодежной среде. Эти явления оказывают отрицательное влияние на общественную нравственность, национально-гражданское сознание, на отношение людей к закону, трудовой деятельности, к государству и обществу, на отношение человека к человеку. Перечисленные факты обуславливают актуальность проблемы воспитания молодежи, формирования национально-гражданского сознания. Заметим, что в последнее время данный вопрос поднимается на государственном уровне в аспекте госу-

дарственной безопасности страны.

Грамотное, социально ответственное поведение молодежи является первостепенной задачей патриотического воспитания. Усиление воспитательной функции образования, формирование гражданственности, трудолюбия, нравственности, уважения к правам и свободам человека, создание условий для реализации личности студента, воспитание любви к Родине, нации, семье -базовые направления государственной политики в области образования.

Образование следует рассматривать в единстве с воспитанием. Если образование и воспитание выступают единым процессом, а также основаны на многовековых культурных традициях, то они будут способствовать философскому осмыслению мира, пониманию студентами истории и духовно-нравственных традиций своего народа [1, с. 95-99]. Одной из главных функций образования выступает воспитание развитой личности с высокими идеалами и целями. Основным направлением модернизации высшего образования является организация деятельности вуза как социокультурного института. Это приводит к созданию условий организации воспитательной среды, где используются несколько воспитательных систем, выделяются основные направления для определения целей воспитания и стимулов развития личности студента.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Тщательный семантический анализ научно-исследовательских работ, которые посвящены изучению гражданско-националь-ной идентичности, допускает выделить ряд смысловых категорий, имеющих общий смысл. К таким категориям можно отнести следующие: «российская идентичность» (В.А. Ильин, Н.Л. Иванова и др.), «государственная идентичность» (Л.М. Дробижева, Е.М. Арутюнова, Н.Л. Иванова, С.П. Перегудов, Г.Б. Мазипова и др.), «национальная идентичность» (Л.М. Дробижева, Н.Л. Иванова, И.Ю. Киселев, А.Г. Смирнов, В.А. Соснин и др.), «этническая идентичность» (Н.М. Лебедева, Т.Г. Стефаненко, Г.У. Солдатова, В.Ю. Хотинец и др.), «гражданская идентичность», «православная идентичность» (С.В. Рыжова и др.).

Эти термины наиболее часто встречаются в работах, рассматривающих представления о национально-гражданской идентичности и ее отношение к формированию социальной идентичности в целом. На данном этапе развития психологического анализа феномена национально-гражданского сознания, изучаемый терминологический аппарат нуждается в конкретизации авторских позиций, которые описывают данные социальные явления, что определяет актуальность постановки содержательных рамок и смыслового наполнения понятия «национально-гражданская идентичность», а также разбор понятий, приближенных по смыслу.

В рассматриваемой литературе встречается переплетение терминов гражданской, национальной и этнической идентичностей. Это связано с рядом исследовательских работ, рассматривающих всю совокупность компонентов социальной идентичности (Г.М. Андреева, М.В. Ефремова, Н.М. Лебедева, Т.Г. Стефаненко, А.Н. Татарко, Н.С. Чернышева, В.Ю. Хотинец и др.).

Проблемам образования, а также вопросам личностного развития уделяется достаточное внимание со стороны ученых. Исследователи Е.С. Власова, А.С. Власова [2], Д.С. Гордеева [3-9], С.С. Демцура [10-14], Е.Ю. Дмитриева [14], С.С. Загребин [15], П.Г. Рябчук [16-17], А.А. Саламатов [18], Ю.А. Саратцева [19], И.И. Плужникова [20], Е.Л. Сыромятникова [21], А.И. Тюнин [22-23] и др. [24-28] изучали разнообразные аспекты рассматриваемой нами проблемы.

Формирование целей статьи (постановка задания). В качестве цели статьи мы рассматриваем анализ раз-140

личных направлений формирования национально-гражданского самосознания у студентов экономических специальностей в современных социально-экономических условиях.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.

Патриотическое воспитание молодежи - одно из направлений государственной молодежной политики России. Патриотическое воспитание, являясь составной частью общего воспитательного процесса, представляет собой систематическую, целенаправленную деятельность органов государственной власти и общественных организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов страны [29, с. 28-29].

В рамках мероприятий по патриотическому воспитанию мы считаем целесообразным формировать национально-гражданское самосознание у студентов экономических специальностей. Отметим, что в структуру национально-гражданского самосознания входят следующие компоненты. Во-первых, бережное отношение к истории и культуре своей национально-этнической общности. Во-вторых, осознание студентом национально-этнической принадлежности. В-третьих, толерантное отношение к представителям других наций и национальностей. В-четвертых, осознание национально-государственной общности. В-пятых, патриотические чувства, патриотическое самосознание, выраженная гражданская позиция.

Сформированное национально-гражданское самосознание будущих экономистов, профессионалов, которые в определенной мере будут нести ответственность за социально-экономическое развитие родины в целом, безусловно, будет способствовать укреплению общемировых позиций России, консолидации российского общества для решения задач, направленных на преодоление духовно-нравственного кризиса.

Можно констатировать факт, что вопросы национально-гражданского самосознания молодежи стали актуальными, как ни в какой другой исторический период России. Анализ и учет отечественных традиций, объективное понимание происходящего могут позволить получить эффективный созидательный результат при формировании активных сознательных молодых граждан России [30, с. 38-39].

Именно в студенческой среде деятельность, направленная на повышение уровня национально-гражданского самосознания, является способом самореализации и самосовершенствования [31, с. 9].

Формирование национально-гражданского самосознания будущих экономистов - управленцев - проблема комплексная. Поэтому и решать ее необходимо комплексно.

Предпринимая попытки создания целостного, дидактически выверенного содержания, необходимо постепенно, в соответствии с возрастными особенностями студентов, спецификой выбранного ими профессионального профиля, осуществлять идеи развития национально-гражданского самосознания каждого обучающегося.

Деятельность по формированию национально-гражданского самосознания у студентов экономических специальностей современного гуманитарно-педагогического вуза осуществлялась нами поэтапно.

На первом этапе были проанализированы основные теоретические положения процесса формирования национально-гражданского самосознания обучающейся молодежи, даны авторские понятия основных смысловых категорий данного направления исследовательской и практической деятельности.

Под национально-гражданскими ценностями мы понимаем совокупность основополагающих элементов, которые присущи определенной этнической общности, отражающих ее уникальную специфику и непременно Baltic Humanitarian Journal. 2017. Т. 6. № 3(20)

определяющих общую направленность развития человеческой культуры в целом.

Источниками и носителями национально-гражданских ценностей являются взаимоотношения людей, многообразные аккумуляторы культуры, передающие каждому новому поколению достижения в области науки, техники, экономики, искусства, морали, законодательстве и т.д. Отметим, что к рождению ценности приводит то или иное оценочное суждение. Положительное суждение утверждает ценность, отрицательное - формирует антиценность.

Нами выделены следующие базовые национально-гражданские ценности, выражающие своеобразие и самобытность российской общности, а точнее синтез их лучших свойств и качеств:

1. Человек - это яркая индивидуальность со своими правами и свободами. Россиянин - это личность, имеющая национальные интересы, совпадающие с интересами его родины. Уклад его жизни пропитан российскими традициями, уважением к прошлому, настоящему и будущему России.

2. Самоопределение и равноправие народов, любовь и уважение к родине, вера в правильность выбранного Россией пути, стабильной поддержки решений Правительства России, касательно экономических, социально-культурных, политических направлений развития.

3. Суверенная государственность, надежда и вера в процветание отечества, не смотря на постоянно возникающие противоречия в различных аспектах общественной жизни.

4. Осознание гражданина России частью мирового сообщества, отсутствие противопоставления себя другим нациям, дружба народов, сплоченность наций.

5. Ответственность за судьбу России, вера в себя как ключевой компонент активной патриотической деятельности.

Необходимо понимать, что вышеперечисленные базовые национально-гражданские ценности не являются высокопарными высказываниями научно-исследовательской статьи, это важнейшие индикаторы сформи-рованности национально-гражданского самосознания в целом.

Молодежь - человеческий капитал, стратегический ресурс экономических, социально-культурных и политических изменений России, вектор формирования новой общности.

Феномен обучающейся молодежи в социально-экономическом аспекте заключается в том, что, с одной стороны, онтогенестический период юности тесно переплетен с идеей независимости и жизненной активности, молодые люди выбирают профессию, определяются с политической позицией, начинают голосовать, принимать решения, пытаются брать ответственность за судьбу родины; а с другой стороны, молодежь не обладает полной самостоятельностью в выборе пути, зависят от родителей, от социального окружения.

Специфичность будущих экономистов определена нами в следующих позициях:

1. Будущие экономисты - это активная, саморазвивающаяся, динамично познающая мир обучающаяся молодежь, обладающая достаточно высоким уровнем экономической и политической активности. Являясь субъектами политической деятельности, они, одновременно, выступают объектами ее познания.

2. Будущие экономисты - реформаторы всех общественных сфер жизни, которые могут и должны реали-зовывать свой потенциал в контексте положений устойчивого развития.

3. Будущие экономисты - интеллектуально развитая обучающаяся молодежь, с набором базовых национально-гражданских ценностей, новаторских решений в области социально-экономического развития страны.

Национально-гражданское самосознание будущих

экономистов - это совокупность оценок, суждений, принципов и взглядов, отражающих особенности, уровень и специфику представлений о своей истории, о перспективах своего развития, понимание своего национально-гражданского долга обучающейся экономическим специальностям молодежи.

Далее в нашей научно - исследовательской практической работе по формированию национально-гражданского самосознания будущих экономистов последовал диагностический этап.

Будущим экономистам, обучающимся в ЮжноУральском государственном гуманитарно-педагогическом университете, Южно-Уральской государственном университете, Челябинском государственном университете была предложена анкета, состоящая из 10 вопросов, тщательно отобранных в контексте изучаемого направления. Вопросы были полузакрытые, то есть варианты ответов заранее предусмотрены, кроме того, в отношении некоторых вопросах опрашиваемые могли высказываться в свободной форме.

Возраст, участвующих в анкетировании следующий: 27% - 18-20 лет, 73% - 21-23 года.

В анкетировании приняли участие представители разных национальностей (полиэтнические условия современного вуза). Основную массу составили студенты, идентифицирующие себя с русской национальностью. Это связано с тем, что большая часть населения нашей страны - русские.

На вопрос «Насколько Вы гордитесь своей национальностью?», 75% опрашиваемых студентов-экономистов заявили, что гордятся своей национальностью и страной, в которой проживают. Полученный показатель достаточно высок.

Поэтому на всех этапах системы непрерывного образования то особое внимание, которое уделяется формированию национальной гордости у молодежи, имеет особое общественно-педагогическое значение. Еще более важным представляется обладание чувством национальной гордости студентов высших учебных заведений, так как студенты как будущие специалисты выступают главными субъектами обеспечения общественно-экономического прогресса общества.

Студенты экономических специальностей, обладающие чувством национальной гордости, должны не только знать национальную историю, правильно оценить ее роль и место нации в мировой цивилизации, но и овладеть профессиональными трудовыми навыками и квалификацией, чтобы создавать блага для процветания общества. В процессе образования и воспитания приобщение студентов к национальной истории, ознакомление с сущностью и общественной значимостью национальной независимости должно составлять основу частных наук, а также - более широкой по своим масштабам духовно-просветительской работы.

Национальная гордость - проявление чувства высокого уважения к своей нации и национальным этнопсихологическим особенностям, а также к вкладу нации в мировую культуру на основе осознания и убеждения.

Национальное достоинство - проявление безграничного уважения личности к своей национальной принадлежности, этнопсихологическим особенностям своей нации, осознание вклада нации в мировую культуру, преданность нации и осуществление практической деятельности на благо своего народа.

Ответы на вопрос «С чем у Вас ассоциируется понимание своей национальности?», распределились следующим образом: 31% опрошенных посчитали, что национальность ассоциируется у них с осознанием своих национальных корней, 22% респондентов считают национальность - принадлежностью человека к конкурентному народу, 21% студентов считают, что национальность - это осознание человеком своих национальных корней, у 7% опрошенных национальность ассоциируется с общностью людей, имеющих единую территорию

и государство.

На вопрос «Считаете ли Вы себя гражданином Российской Федерации?» 92% респондентов ответили положительно, 5% студентов ответили отрицательно и 3% опрошенных затруднились ответить.

История нации, знание этой истории воздействует на формирование национально-гражданского сознания студенческой молодежи. Поэтому необходимо знать многовековую историю прошлого России и относится к ней с уважением.

На вопрос «Как Вы считаете, присуще ли современной молодежи чувство исторической ответственности за судьбу страны» большинство анкетируемых, а именно 47% респондентов дали отрицательный ответ, что на наш взгляд, является индикатором практически несфор-мированной ответственности за судьбу страны у самих респондентов.

Значение слова «Патриотизм» может восприниматься довольно разнообразно. «Патриотизм» определяется любовью к родине, готовностью служить верой и правдой своему Отечеству, юридически - правовой принадлежность к своему государству, знанием истории, традиций и культуры своей страны. Для каждого значение этого слова - свое: 39% респондентов ответили, что они считают себя патриотами; 36% респондентов сказали, что скорее считают себя патриотами, чем нет; 11% респондентов «скорее не считают себя патриотами» и 14% - дали отрицательный ответ на заданный вопрос.

Соблюдение традиций и обычаев своей нации также является одним из составляющих национально-гражданского самосознания. Но по данным анкетирования, видно, что большинство будущих экономистов (36%) не соблюдает и не чтит эти традиции и обычаи. Кроме того, среди участников нашлись и те, кто даже не знает традиций и обычаев своей нации.

Факторами, влияющими на формирование национально-гражданского самосознания, являются: семья (родительское воспитание), школа, другие организации, где учатся и работают, окружающие люди и друзья, СМИ. Большинство опрошенных студентов считает, что на формирование их национально-гражданских чувств повлияло родительское воспитание - 48%, 17% - ответили, что это окружающие люди, друзья, для 12% - это СМИ, 11% - школа, 2% - организация, где они учатся (или работают) и 10% - дали другой ответ.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Таким образом, исходя из исследования, которые было проведено на основе диагностического подхода, можно сделать вывод, что на современном этапе развития общества в молодежной среде прослеживается невысокий уровень развития национально-гражданского самосознания, не выраженность интереса к истории культурной самобытности своего народа.

Анализ образовательной системы в области формирования национально-гражданского самосознания студентов ведущих вузов г. Челябинска показал острую необходимость расширения и углубления информации в области социологии, политики, права, морали, понимания политических и социально-культурных ценностей развивающегося демократического общества.

Необходимо четко осознавать, что процесс формирования национально-гражданского самосознания у обучающейся молодежи должен быть четко последовательным, многоступенчатым, многофакторным и комплексным.

Эти условия мы учитывали при разработке комплексной программы по формированию национально-гражданского самосознания у студентов экономических специальностей, включающая в себя наиболее оптимальные, универсальные этапы, мероприятия, научно-практическую деятельность.

Данная комплексная программа будет эффективна только тогда, когда будет принята молодыми людьми,

когда в их сознании возникнет гармония между внутренним миром личности и внешней средой.

Уровень сформированности национально-гражданского самосознания обучающейся молодежи от семьи, от условий, в которых происходит этот процесс, от воздействия окружающего социума, развития социальных отношений и их отражения в идеологии. Очевидно, что ключевая роль принадлежит государственной молодежной политике в этом вопросе, которую следует постепенно модернизировать в направлении формирования национально-гражданского сознания молодых людей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Формирование активной гражданской позиции учащейся молодежи в учреждениях профессионального образования: сборник методических материалов / сост.: Л.И. Змитрачкова, Г.П. Юрьян; под ред. О.С. Поповой, Ю.В. Емельяненко. Минск: Республиканский институт профессионального образования (РИПО), 2015. 235 с.

2. Власова Е.С., Власова А.С., Демцура С.С. Сектор образовательных услуг как основа экономики знания // Прорывные экономические реформы в условиях риска и неопределенности: сборник статей Международной научно-практической конференции. Уфа: Аэтерна, 2016. С. 67-69.

3. Гордеева Д.С. К проблеме формирование эколо-го-правовых знаний // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2016. №3 (16). С. 99-102.

4. Гордеева Д.С. Формирование эколого-экономи-ческого сознания у будущих педагогов профессионального обучения // Профессиональный проект: идеи, технологии, результаты. 2012. №1. С. 14-17.

5. Гордеева Д.С. К проблеме формирования эколо-го-правовых знаний в высшей школе // Молодежный научный форум. Нижний Новгород: Издательство Нижегородского государственного педагогического университета им. К. Минина. 2016. С. 33-35

6. Гордеева Д.С., Савченков А.В. Эффективность экономики образования в условиях нарастающего экономического кризиса // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2017. № 3. С. 37-42.

7. Гордеева Д.С. Сетевое взаимодействие в области эколого-экономического образования // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2016. №3 (16). С. 99-102.

8. Гордеева Д.С. Становление бережного отношения к природе у детей дошкольного возраста: автореф. дисс. ... канд. пед. наук. Челябинск, 2010. 25 с.

9. Гордеева Д.С. Становление бережного отношения к природе у детей дошкольного возраста дисс. ... канд. пед. наук. Челябинск, 2010. 192 с.

10. Демцура С.С., Рябчук П.Г., Гордеева Д.С. Ценовая политика государства и вузов на рынке образовательных услуг // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2017. Т. 6. № 2 (19). С. 84-88.

11. Демцура С.С., Рябчук П.Г., Гордеева Д.С. Проблемы и задачи опережающего управления в сфере реализации образовательных услуг // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 2 (19). С. 47-51.

12. Демцура С.С., Гордеева Д.С. Цена труда и инвестиции в профессионально-квалификационное развитие сотрудников предприятия // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2017. Т. 6. № 1 (18). С. 65-68.

13. Демцура С.С. Формирование представлений об этике бизнеса // Профессиональный проект: идеи, технологии, результаты. 2012. № 3. С. 27-35.

14. Дмитриева Е.Ю., Демцура С.С. Сущность и роль человеческого капитала в экономике знаний // Генезис, формирование, развитие и прогнозирование экономических систем в России и за рубежом: сборник научных трудов по материалам I Международной научно-практической конференции. Екатеринбург: НОО

«Профессиональная наука», 2017. С. 135-152.

15. Загребин С.С. Культурная политика как индикатор поиска стратегии общественного развития в современной России // Социум и власть. 2015. № 5 (55). С. 126-131.

16. Рябчук П.Г., Демцура С.С., Гордеева Д.С. Восприятие и оценивание цен на образовательные услуги // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2017 Т. 6. № 1 (18). С. 174-177.

17. Рябчук П.Г., Демцура С.С., Гордеева Д.С. Определение стоимости коммерческого обучения в вузе // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2017. Т. 6. № 2 (19). С. 239-243.

18. Саламатов А.А., Косенко С.С. К проблеме содержания школьного экономического образования // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2005. № 3. С. 195-200.

19. Саратцева Ю.А., Плужникова И.И. Маркетинг и инновации в сфере образования // Стратегия устойчивого развития в исследованиях молодых ученых: сборник статей и тезисов докладов XIII международной научно-практической конференции студентов, магистрантов и аспирантов. М.: Издательство «Перо». 2017. С. 639-642.

20. Плужникова И.И., Самарина А.Л. Повышение эффективности государственного продвижения инновационной образовательной деятельности // Проблемы и перспективы социально-экономического развития государства и общества: Сборник научных трудов по материалам I Международной научно-практической конференции. Челябинск: Научно-издательский центр «Открытое знание». 2017. С. 52-59.

21. Сыромятникова Е.Л., Плужникова И.И. К вопросу о процессе выработки стратегии развития образовательной организации // В мире науки и инноваций: сборник статей по материалам международной научно-практической конференции. В 2-х частях. Краснодар: Общество с ограниченной ответственностью «Научное партнерство «Апекс». 2017. С. 75-78.

22. Тюнин А.И. Эволюция непрерывного образования // Профессиональный проект: идеи, технологии, результаты. 2012. № 3. С. 97-103.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

23. Тюнин А.И. Молодежный рынок труда и его развитие в Челябинской области // Фундаментальная и прикладная наука. 2016. № 1. С. 47-50.

24. Пустовалова Н.И., Пустовалова В.Г. К вопросу развития гражданственности у студентов педагогических специальностей вуза как социально-педагогическая проблема // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2013. № 3. С. 32-35.

25. Кузнецова Н.В. Формирование и развитие гражданственности в образовательном процессе вуза как педагогическая проблема // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2013. № 8 (12). С. 99-104.

26. Куршев А.В. Структура гражданственности личности // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 4 (13). С. 63-66.

27. Ерёмина И.С. Технология управления развитием гражданственности у обучающихся в юридических вузах // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012.№ 4 (11). С. 98-100.

28. Целуйкина Т.Г. Психолого-педагогические аспекты формирования гражданственности у будущих государственных и муниципальных служащих // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 323-327.

29. Шакирова Т.И. Формирование патриотических качеств у студентов в процессе обучения в вузе (на примере дисциплины «Иностранный язык»): монография. Калуга: Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского, 2013. 118 с.

30. Павлюченкова Ю.А. Особенности формирования гражданского сознания российской молодежи // Власть. 2007. № 10. С. 36-39.

31. Гражданское образование в федеральном университете: проектирование, организация, управление: монография. Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2014. 245 с.

Исследование выполнено при финансовой поддержке ФГБОУ ВО «Красноярский государственный педагогический университет» по договору на выполнение НИР от 21.07.2017 г. №16-743 по теме «Разработка комплексной программы по формированию национально-гражданского сознания студентов современного гуманитарно-педагогического вуза».

Статья поступила в редакцию 06.07.2017.

Статья принята к публикации 23.09.2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.