УДК 159.9:37.015.3
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ СТАНОВЛЕНИЯ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ
СТУДЕНТОВ ВУЗА
© 2018
Целуйкина Татьяна Геннадьевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры э кономической психологии и психологии государственной службы Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, филиал Поволжский институт управления имени П.А.Столыпина (410012, Россия, Саратов, улица Московская, дом 164, e-mail: [email protected])
Аннотация. В статье представлен анализ основных психологических детерминант становления гражданственности молодежи. Выделены ведущие признаки формирования гражданственности личности. В статье показаны основные подходы к формированию гражданственности личности. Особое внимание уделяется рассмотрению таких психологических детерминант становления гражданственности личности как гражданская и социальная активность, гражданское самосознание, гражданская идентичность, гражданские качества, гражданская позиция, личностная зрелость, привычки активного гражданского поведения, ценности и цели личности. Цель эмпирического исследования заключалась в изучении основных психологических детерминант становления гражданственности студентов вуза. В данном исследовании был выявлен уровень притязаний студентов при изучении их мотивационной структуры. Далее проведена диагностика индивидуальной системы ценностей студентов и их смысложизненных ори-ентаций. Результаты исследования уровня притязаний, индивидуальной системы ценностей и смысложизненных ориентаций студентов позволяют сделать вывод о том, что уровень сформированности данных психологических детерминант становления гражданственности у студентов последнего курса выше по сравнению со студентами первого курса. Полученные результаты исследования позволят разработать расширенную модель психолого-педагогических детерминант становления гражданственности студентов вуза и подготовить методические рекомендации, способствующие организации образовательного процесса с учетом особенностей формирования и развития гражданственности студентов.
Ключевые слова: гражданственность, психологические детерминанты, гражданская активность, гражданское самосознание, гражданская позиция, гражданские качества, самопознание, самоотношение, личностная зрелость, жизненные ценности, уровень притязаний, смысложизненные ориентации.
PSYCHOLOGICAL DETERMINANTS OF UNIVERSITY STUDENTS CIVIC CONSCIOUSNESS BECOMING
© 2018
Tseluikina Tatiana Gennadevna, PhD in Pedagogy, associate professor of Economical psychology
and psychology of civil service Department Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, branch of Povolzhsky Institute of Management (410012, Russia, Saratov, street Moskovskaya, 164, e-mail: [email protected])
Abstract. The article presents the analysis of the main psychological determinants of civic consciousness becoming of youth. The leading signs of personality's civic consciousness formation are identified. The article shows the main approaches to the formation of civic consciousness of a personality. Particular attention is paid to the consideration of such psychological determinants of the becoming of the personality's civic consciousness as civil and social activity, civic self-awareness, civic identity, civic qualities, civic position, personal maturity, habits of active civic behavior, values and goals of the personality. The aim of the empirical research was to study the basic psychological determinants of civic consciousness formation of university students. In this study, the level of students' aspirations was revealed by studying their motivational structure. Further, the individual system of values of students and their life-purpose orientations were diagnosed. The results of the research of the level of aspirations, the individual value system and life-purpose orientations of students lead to the conclusion that the level of formation of these psychological determinants of fourth year students is higher than of the first year students. The obtained results of the research will allow to develop an extended model of psychological and pedagogical determinants of civic consciousness formation of university students and to prepare methodological recommendations that facilitate the organization of the educational process, taking into account the peculiarities of the formation and development of students' civic consciousness.
Keywords: civic consciousness, psychological determinants, civic activity, civic self-awareness, civic position, civic qualities, self-knowledge, self-relationship, personal maturity, life values, level of aspiration, life-purpose orientations.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Основополагающей задачей сегодняшнего времени является становление гражданского общества. Несомненно, что данная задача не будет решена, если ее полностью не конкретизировать. Каждый человек имеет определенное отношение к своей гражданской принадлежности, также как и само государство заинтересовано в том, какие именно люди в нем живут.
В последнее время в нашей стране особую значимость приобретает проблема формирования такого гражданина, который мог бы полностью нести ответственность за свои поступки и действия. В достаточно неоднозначных и сложных условиях формирования гражданского общества именно гражданственность молодежи будет являться приоритетной ценностью, опирающейся на идеи демократии и гуманизма, на которых, в свою очередь, базируется гражданская позиция личности. Проблема формирования и развития гражданской позиции личности и гражданственности в целом была отражена в таких
документах, как «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы», «О национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2020 года» и др.
Одной из важнейших задач современного образования является формирование и развитие гражданственности и гражданских качеств у молодежи. Во время обучения студента в вузе необходимо развивать у него такие гражданские качества, которые будут определять уровень его свободы, духовности, гуманности, ответственности за свои действия и поступки. Именно в студенческом возрасте активно формируются гражданские качества личности.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Понятие гражданственности многими учеными рассматривается с точки зрения различных подходов. Социально-психологический подход, в основном, базируется на
изучении гражданственности с позиции интегративно-го личностного образования (А.Г. Ковалев, И.С. Кон, М.И. Смирнов, В.Я. Ядов и др.); социально-правовой подход основывается на исследовании гражданственности как важной характеристики гражданского общества Ю.А. Красин, В.Г. Смольников, В.М. Шепель и др.); морально-этический подход содержит анализ нравственно-правовой культуры личности (Л.М. Архангельский, А.И. Титаренко, Т.А. Шингирей и др.); социально-педагогический подход рассматривает гражданственность как определенную цель образования и воспитания человека (Л.П. Буева, О.С. Газман, А.С. Саломаткин, Г.П. Филонов и др.).
В последние годы проблемой изучения гражданственности занимались такие ученые, как А.В. Вахромеева [1], Н.А. Гаврилова [2], А.В. Глухова [3], И.С. Еремина [4], С.В. Иванова [5], О.В. Кудрявцев [б], А.В. Куршев [7], Е.А. Сунцов [8], А.И. Тимофеев [9], В.В. Тихонова [10], Т.Г. Целуйкина [11], Н.В. Чернякова [12] и др.
Основными условиями формирования и развития гражданственности личности, по мнению многих ученых, являются следующие: получение образования, приобщение человека к культурным ценностям, активная жизненная позиция, ответственность за собственные действия и поступки, высокая рефлексивность.
Изучению различных детерминант гражданственности посвящены работы многих ученых, но исследованию психологических детерминант становления гражданственности уделено недостаточно внимания. Так, в работе А.М. Князева [13] показано, что под гражданственностью личности понимается «относительно устойчивое во времени психическое образование, предполагающее определенные гражданские ценности и сформированные гражданские отношения личности. В то же время, сущность гражданственности - в развернутости во времени». А.М. Князев считает, что главными признаками гражданственности будут являться следующие: устойчивая гражданская позиция, сложившаяся система отношений человека к государству и обществу в целом, устойчивая мотивация гражданской самореализации, утверждение имеющихся гражданских ценностей и норм.
Обобщая исследования ученых Л.И. Казаковой, А.М. Князева, С.Г. Максимовой [14], В.К. Савельева
[15], П.В. Симонова, А.А. Фомина и А.И. Симаниной
[16] можно сказать, что к основным психологическим детерминантам становления гражданственности личности они относили гражданскую и социальную активность личности, гражданское самосознание, гражданскую идентичность, гражданские качества, гражданскую позицию, личностную зрелость, привычки активного гражданского поведения, ценности и цели личности, которые неразрывно были связаны с обществом и государством, направленность личности и ее систему отношений. Охарактеризуем некоторые из них.
Гражданская активность - это «деятельность индивидов и социальных групп, направленная на изменение и развитие гражданского общества» [17].
Гражданская активность представляет собой систему творческих отношений и осознанных действий личности в трудовой и социально-политической деятельности. Полная самореализация и гармоничное развитие личности невозможна без проявлений гражданской активности.
Гражданское самосознание дает возможность личности познавать и переживать свой внутренний мир. Для того, чтобы осознавать себя определенным образом в качестве гражданина, необходимо иметь постоянство и внутреннюю целостность личности. При этом личность должна оставаться самим собой независимо от изменяющихся условий.
Анализ различных исследований гражданского самосознания личности позволил выделить следующие его критерии - это осознание своего внутреннего опыта и 422
моральная оценка себя как гражданина, осознание своей гражданской активности, выделение себя из среды и осознание своей гражданской принадлежности. В структуру гражданского самосознания включаются два аспекта: интеллектуальный и эмоциональный. Самопознание является интеллектуальным аспектом познания себя как гражданина, а самоотношение - чувственным, эмоциональным представлением. Личность должна осознавать мотивы и цели собственного поведения, свои гражданские качества.
В структуре гражданского самосознания многими учеными выделяются такие качества и особенности, как самоактуализация и самопереживание, которые входят в личностный компонент гражданского самосознания и представляют собой осознание себя как гражданина. Кроме того, в данную структуру входят самопереживание и самоощущение себя как гражданина (чувственный компонент), самоанализ, самонаблюдение, (интеллектуально-аналитический компонент, проявляющийся в осознании гражданского развития личности). Имеется еще один компонент - деятельностный, который представляет собой обобщение всех трех вышеперечисленных компонентов. Этот компонент включает в себя различные аспекты самоорганизации и самоконтроля, самоанализа и самооценки, самосовершенствования и самовоспитания. Посредством деятельностного компонента реализуются мотивационные и поведенческие функции личности.
Таким образом, гражданское самосознание является важным структурным компонентом личности, который включает систему знаний о себе, своем месте в гражданском обществе, социальных правилах, нормах и ценностях, которые могут быть определены через поведение и поступки, осознание и переживание гражданских чувств.
Гражданская идентичность строится личностью в процессе того, как она сравнивает себя с другими людьми, пересматривает имеющиеся ценности, находится в поиске нового места в обществе. Обобщая мнения различных ученых по проблеме изучения гражданской идентичности, можно сказать, что гражданская идентичность представляет собой осознание принадлежности человека к гражданам определенного государства, которые имеют для индивида личностно значимый смысл. Гражданская идентичность является свойством гражданской общности и явлением надындивидуального сознания.
Н.В. Безгиной представлена психологическая модель гражданской идентичности, которая в своей структуре содержит четыре компоненты: когнитивный, эмоциональный, поведенческий и семантико-символический. В когнитивный компонент входят знания, гражданские представления, вера, убеждения, моральные принципы. Эмоциональный компонент включает в себя рефлексию, цели, чувства (переживания). В основе поведенческого компонента находятся выбор, гражданский поступок, вербальные гражданские проявления. В семантико-символический компонент входят два элемента - это «Я-гражданский идеал» и «Я-гражданские ориентиры» [18].
Гражданская позиция личности представляет собой определенную систему элементов, которая включает в себя:
1) интеллектуальный компонент, в который входят гражданские установки личности на мировосприятие и миропонимание. К ним относятся умения и способности личности давать оценку, проводить анализ, сравнение и обобщение различных социально-политических событий, а также умения, связанные в возможностью изыскивать имеющиеся противоречия и устанавливать взаимосвязь между социально-политическими феноменами;
2) эмоционально-чувственный компонент, представляющий собой комплекс чувств личности как гражданина, а именно: чувство собственного достоинства, честь,
Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2018. Т. 7. № 2(23)
гражданский долг, понимание гражданских правил, а также внутренние установки, позволяющие выбрать правильное поведение в обществе;
3) деятельностный компонент, который представляет собой готовность личности быть социально активной, нести гражданскую ответственность за собственные поступки и действия и стремления личности применять в обществе свои знания, умения, убеждения.
Гражданские качества представляют собой такие специфические особенности личности, которые позволяют ей активно проявлять свою гражданскую позицию через практическую деятельность.
Личностная зрелость не является идентичной относительно зрелости индивида. Психофизиологическая и психологическая зрелость человека является основным условием личностной зрелости [19, с. 20]. Личностная зрелость взаимосвязана с такими аспектами, как личность относится сама к себе и к своей деятельности, с выражением активности в обществе, с креативным решением поставленных задач и достижением жизненных целей.
Согласно А.С. Андрееву, Е.А. Роговой, И.П. Хрущевской основными психологическими детерминантами гражданственности являются способность интуитивно чувствовать общественный организм, частью которого являешься (так называемая социальная транс-ценденция); уровень социальной адаптации личности; осознание своего призвания, направленность личности, ее интересы (мотивация гражданской деятельности); степень доброжелательности, принятия и сопричастности (качество отношения личности к окружающим); система знаний об обществе и эмоциональное отношение к нему; адекватное представление о своем месте в обществе и о самом себе в целом; возможности и способности самореализации и др. [20, с. 10].
Мы считаем, что гражданственность молодежи является основополагающим элементом в структуре личности, профессионально значимым качеством, от которого будет зависеть то, как человек будет осознавать свою социальную роль гражданина, оценивать свои гражданские права и обязанности.
Проанализировав мнения различных ученых, можно полагать, что основными психологическими детерминантами формирования и развития гражданственности личности будут являться ценностные ориентации, уровень развития самосознания, мотивы деятельности и поведения, потребности, притязания, интересы.
Формирование целей статьи (постановка задания). Цель нашего исследования заключалась в изучении основных психологических детерминант становления гражданственности студентов вуза. Ранее нами проводилось исследование особенностей формирования гражданственности государственных и муниципальных служащих на разных этапах профессионального обучения [21].
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. В исследовании принимали участие студенты 1 и 4 курсов Поволжского института управления имени П.А. Столыпина в количестве 58 человек (26 юноши и 32 девушки). Нами было выдвинуто предположение об имеющихся различиях в проявлениях основных психологических детерминант становления гражданственности студентов первого и последнего курсов.
Для изучения основных психологических детерминант становления гражданственности студентов были использованы следующие методики: методика В.К. Гербачевского «Определение уровня притязаний», методика «Морфологический тест жизненных ценностей» В.Ф. Сопова и Л.В. Карпушиной, методика Д.А. Леонтьева «Смысложизненные ориентации».
При использовании первого опросника можно выявить уровень притязаний студента, диагностируя компоненты его мотивационной структуры. Второй опрос-
ник ориентирован на то, чтобы исследовать индивидуальную систему ценностей личности для дальнейшего осмысления и понимания особенностей действия или поступка человека. Третья методика позволяет определить то, откуда берет начало у каждого человека понятие смысла жизни.
Согласно результатам исследования по первой методике можно утверждать, что у студентов первого курса более развиты познавательный и состязательные мотивы (средний балл 14 и 16 соответственно) из шести компонентов, входящих в ядро мотивационной структуры личности. Студенты же последнего курса продемонстрировали более высокие показатели по компонентам «внутренний мотив» (средний балл 15) и «мотив самоуважения» (средний балл 16). Это означает, что старшекурсники имеют более выраженное стремление ставить перед собой все более сложные цели. Именно мотив самоуважения является центральным компонентом в мо-тивационной структуре личности, с которым соотносят общую оценку ее уровня притязаний. Анализ результатов исследования по группе компонентов, которая отражает причинные факторы соответствующей деятельности, можно сказать, что студенты 4 курса в отличие от студентов 1 курса имеют более высокий уровень выраженности понимания личностью своих возможностей в достижении целей (средний балл 16 и 11 соответственно). По таким компонентам, как проявление волевого усилия, оценка своего потенциала, намеченный уровень мобилизации усилий студентами первого и последнего курсов были показаны примерно одинаковые результаты. Из этого следует, что и студенты первого курса, и студенты последнего курса чувствуют в себе силы для преодоления различных трудностей и препятствий на пути к достижению поставленных целей.
Диагностика жизненных ценностей студентов проводилась по методике «Морфологический тест жизненных ценностей» В.Ф. Сопова и Л.В. Карпушиной. Результаты исследования (сравнительные показатели) представлены в таблице 1.
Таблица 1 - Результаты исследования по морфологическому тесту жизненных ценностей (средние значения показателей)
1 курс (баллы) 4 курс (баллы)
Жизненные ценности Развитие себя 42 50
Духовное удовлетворение 38 40
Креативность 34 41
Активные социальные контакты 42 51
Собственный престиж 49 42
Высокое материальное положение 56 49
Достижение 53 48
Сохранение собственной индивидуальности 51 47
Жизненные сферы Сфера профессиональной жизни 57 63
Сфера образования 58 58
Сфера семейной жизни 43 58
Сфера общественной активности 40 57
Сфера увлечений 48 49
Сфера физической активности 45 44
* составлено автором
Анализ таких жизненных ценностей как собственный престиж, достижения, высокое материальное положение, сохранение собственной индивидуальности
показал, что средние значения показателей по данным ценностям у студентов первого курса выше в отличие от показателей студентов четвертого курса. Можно говорить о том, что студенты-первокурсники имеют более выраженную эгоистически-престижную направленность личности, а у студентов последнего курса более выражена нравственно-деловая направленность, так как у них оказались выше показатели средних значений таких жизненных ценностей как развитие себя, духовное удовлетворение, креативность, активные социальные контакты.
При изучении жизненных сфер оказалось, что у студентов последнего курса более значимыми являются сферы профессиональной жизни, семейной жизни, общественной активности. Можно сказать, что старшекурсники более настроены на свою будущую профессиональную деятельность, более готовы к семейной жизни, а также то, что для них очень важны проблемы жизни общества. Сферы образования, увлечений, физической активности имеют примерно одинаковое значение и для первокурсников, и для старшекурсников. Можно полагать, что и студенты первого курса, и студенты последнего курса придают высокую значимость расширению своего кругозора, повышению уровня образованности, ведению здорового образа жизни.
Результаты исследования средних значений смыс-ложизненых ориентаций студентов по методике Д.А. Леонтьева «Смысложизненные ориентации» представлены на рисунке 1.
Согласно полученным результатам исследования смысложизненных ориентаций студентов можно сказать, что осмысленность жизни в целом у студентов последнего курса немного выше по сравнению со студентами первого курса.
ю —
5
О ^-1-1-1-1-1-
1 2 3 4 Б 6
Рисунок 1 - Результаты исследования показателей смысложизненных ориентаций студентов (составлено автором)
1 - цель в жизни, 2 - процесс жизни, 3 - результативность жизни,
4 - локус контроля - Я, 5 - локус контроля - жизнь, 6 - осмысленность жизни
Основные различия были выявлены по таким компонентам смысложизненных ориентаций как «результативность жизни», «процесс жизни» и «локус контроля - Я». Студенты последнего курса по сравнению со студентами первого курса показали более высокие баллы по данным показателям смысложизненных ориентаций. Старшекурсники в большей степени считают себя сильными личностями, способными созидать свою жизнь в соответствии с поставленными целями. Многие студенты первого курса еще не удовлетворены самореализацией. Очень близкими по показателям средних значений были получены результаты смысложизненных ориента-ций «цель в жизни» (32 и 33 соответственно) и «локус контроля - жизнь» (25 и 27 соответственно). Можно утверждать, что большинство испытуемых являются целеустремленными личностями, считают свою жизнь наполненной смыслом, но некоторые студенты убеждены в бессмысленности загадывать что-либо на будущее.
Для оценки различий в проявлениях основных психологических детерминант становления 424
ности студентов первого и последнего курсов был использован U-критерий Манна-Уитни. Согласно результатам расчета по данному критерию можно говорить об имеющихся статистически значимых различиях по компонентам «внутренний мотив», «мотив самоуважения», «понимание личностью своих возможностей в достижении целей», «развитие себя», «результативность жизни», «локус контроля - Я». Уровень выраженности данных компонентов у студентов первого курса статистически ниже, чем у студентов последнего курса. Статистически значимых различий не было выявлено по таким компонентам как «проявление волевого усилия», «цель в жизни», «локус контроля - жизнь».
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Таким образом, в процессе проведенного исследования были получены результаты, свидетельствующие об имеющихся различиях в проявлениях основных психологических детерминант становления гражданственности студентов первого и последнего курсов. В дальнейшем планируется разработать расширенную модель психолого-педагогических детерминант становления гражданственности студентов вуза и подготовить методические рекомендации, способствующие организации образовательного процесса с учетом особенностей формирования и развития гражданственности студентов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Вахромеева А.В. Патриотизм и гражданственность как определяющие качества личности современной молодежи // Вестник психофизиологии. 2015. № 4. С. 65-69.
2. Гаврилова Н.А. Генезис гражданственности в гуманитарных исследованиях // Теория и практика общественного развития. 2015. № 19. С. 223-226.
3. Глухова А.В. Спрос на гражданственность // Полис. Политические исследования. 2013. № 5. С. 166173.
4. Еремина И.С. Технология управления развитием гражданственности у обучающихся в юридических вузах // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012. № 4 (11). С. 98-100.
5. Иванова С.В. О гражданственности, национальной идентичности, безопасности // Ценности и смыслы. 2012. № 5 (21). С. 4-9.
6. Кудрявцев О.В. Воспитание гражданственности и патриотизма у студентов университета // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2008. № 1. С. 118-124.
7. Куршев А.В. Гражданственность личности как черта характера // Сибирский педагогический журнал. 2015. № 3. С. 26-32.
8. Сунцов Е.А. Социально-правовой аспект развития гражданственности молодежи // Власть. 2012. № 9. С. 56-58.
9. Тимофеев А.И. Гражданственность как социально-педагогический феномен // Сибирский педагогический журнал. 2010. № 2. С. 163-168.
10. Тихонова В.В. Университетское пространство в системе формирования гражданственности личности // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2012. № 4 (48). С. 6-8.
11. Целуйкина Т.Г. Гражданственность как компонент социально-психологической зрелости личности // Экономическая психология: прошлое, настоящее, будущее. 2016. № 3-2. С. 150-154.
12. Чернякова Н.В. Акмеологический подход к развитию гражданственности личности // Акмеология. 2015. № 3 (55). С. 178-179.
13. Князев А.М. Гражданственность личности. - М.: АФПС, 2003. 6,25 п.л.
14. Максимова С.Г. Гражданское сознание, гражданские инициативы и социальная активность населения
Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2018. Т. 7. № 2(23)
как основы формирования гражданского общества в современной России // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия № 3. Гуманитарные и общественные науки. № 1. 2016. С. 116-131.
15. Савельев В.К. Гражданское воспитание курсантов как фактор обеспечения национальной безопасности: автореферат дис... канд.пед.н.: 13.00.01. Кемерово, 2004.
16. Фомин А.А., Симанина А.И. Социальная активность, гражданская идентичность и личностная зрелость как проявления гражданского мировосприятия молодежи // Актуальные проблемы психологического знания: теоретические и практические проблемы психологии. № 3. 2015. С. 123-135.
17. Яценко Н.Е. Толковый словарь обществоведческих терминов. СПб., 1999.
18. Безгина Н.В. Психологическая структура гражданской идентичности // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. № 3-1. 2013. С. 241-249.
19. Психологическая зрелость личности / Под общ. ред. Л.А. Головей. - СПб.: Скифия-принт, СПбГУ, 2014. 240 с.
20. Андреев А.С., Рогова Е.А., Хрущевская И.П. Психологические детерминанты гражданственности // Ученые записки Крымского инженерно-педагогического университета. Серия: Педагогика. Психология. № 3 (9). 2017. С. 6-11.
21. Целуйкина Т.Г. Психолого-педагогические аспекты формирования гражданственности у будущих государственных и муниципальных служащих // Азимут научных исследований: Педагогика и психология. 2016. Т.5. № 3 (16). С. 323-327.
Статья поступила в редакцию 27.03.2018
Статья принята к публикации 27.06.2018