Научная статья на тему 'Современные формы духовно-нравственного воспитания студентов в поликультурной среде вуза'

Современные формы духовно-нравственного воспитания студентов в поликультурной среде вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
600
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ / КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ / БАЗОВЫЕ НАЦИОНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ / АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОСТЬ / ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПОЛИКУЛЬТУРНЫЙ ИМИДЖМЕЙКИНГ / ГРАЖДАНСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / КЛУБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION / SPIRITUAL VALUES / CULTURAL HERITAGE / BASIC NATIONAL VALUES / ANTHROPOLOGICAL APPROACH / INTERDISCIPLINARITY / MULTICULTURAL EDUCATION / MULTICULTURAL IMAGE-MAKING / CIVIC IDENTITY / CLUB ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хугаева Фатима Владимировна

Статья посвящена проблеме формирования духовно-нравственной культуры студентов, выступающей ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации. Мы живем в эпоху глубокого кризиса гуманитарного знания, «не поспевающего» за стремительными трансформациями социальной реальности. Признаками гуманитарного кризиса являются снижение интеллектуального и культурного уровня, девальвация общепризнанных ценностей, этических и правовых норм, рост агрессии и нетерпимости, расслоение общества, рост индивидуализма и многое другое. В связи с этим актуальность проведенного нами теоретического исследования связана с основными положениями государственной культурной политики, в которых подчеркивается важная роль воспитательной деятельности образовательных организаций для предотвращения гуманитарного кризиса современности, прогрессивного развития российской культуры. В статье аргументируется тезис о том, что духовно-нравственное воспитание гражданина России есть процесс усвоения базовых национальных ценностей, высшей ступенью которого является развитие гражданского сознания. Анализ ряда антропологических направлений показал, что важную роль в духовно-нравственном воспитании молодежи играет антропологический подход, при ведущей роли его гносеологической функции. Целями и задачами культурной политики исходя из «Основ государственной культурной политики» являются сохранение и передача от поколения к поколению традиционных для российской цивилизации норм и ценностей, обычаев, образцов поведения и традиций; создание условий для реализации каждым человеком его творческого потенциала; обеспечение доступа граждан к знаниям, информации и др. Поликультурное образование студентов с использованием в качестве педагогической технологии «поликультурного имиджмейкинга» способствует гражданскому воспитанию, формированию общероссийской идентичности. Хорошим потенциалом, в плане поликультурного, духовно-нравственного воспитания, приобщения студентов к культурному наследию своего и других народов мира, развитию этнического, а на его основе общероссийского и планетарного сознания, обладают разработанные автором интегративные поликультурные концепции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN FORMS OF SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION OF STUDENTS IN MULTI-CULTURAL ENVIRONMENT

The article is devoted to the problem of the formation of the spiritual and moral culture of students, which is the key task of the modern state policy of the Russian Federation. We live in an era of deep crisis of humanitarian knowledge, “not keeping pace” with the rapid transformations of social reality. Signs of a humanitarian crisis are a decrease in the intellectual and cultural level, a devaluation of generally accepted values, ethical and legal norms, an increase in aggression and intolerance, a stratification of society, an increase in individualism, and much more. In this regard, the relevance of our theoretical research is related to the main provisions of the state cultural policy, which emphasize the important role of educational activities of educational organizations to prevent the humanitarian crisis of our time, the progressive development of Russian culture. The article argues the thesis that the spiritual and moral education of a citizen of Russia is a process of mastering basic national values, the highest stage of which is the development of civic consciousness. An analysis of a number of anthropological trends showed that an anthropological approach plays an important role in the spiritual and moral education of young people, with the leading role of its epistemological function. The goals and objectives of cultural policy based on the “Fundamentals of the State Cultural Policy” are the preservation and transfer from generation to generation of the norms and values traditional for the Russian civilization, customs, patterns of behavior and traditions; the creation of conditions for the realization by each person of his creative potential; providing citizens with access to knowledge, information, etc. Polycultural education of students using “multicultural image-making” as a pedagogical technology promotes civic education, the formation of the all-Russian identity. The integrative multicultural concepts developed by the author have a good potential in terms of multicultural, spiritual and moral education, familiarizing students with the cultural heritage of their own and other nations of the world, the development of ethnic, and on the basis of the all-Russian and global consciousness.

Текст научной работы на тему «Современные формы духовно-нравственного воспитания студентов в поликультурной среде вуза»

Khugayeva Fatima Vladimirovna MODERN FORMS OF SPIRITUAL ..

pedagogical sciences

УДК 37. 37.02

DOI: 10.26140/bgz3-2019-0801-0080

СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ ВУЗА

© 2019

Хугаева Фатима Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры педагогики Северо-Осетинский государственный педагогический институт (362025, Россия, Владикавказ, улица Павленко, 73, e-mail: bekoevamarina@mail.ru)

Аннотация. Статья посвящена проблеме формирования духовно-нравственной культуры студентов, выступающей ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации. Мы живем в эпоху глубокого кризиса гуманитарного знания, «не поспевающего» за стремительными трансформациями социальной реальности. Признаками гуманитарного кризиса являются - снижение интеллектуального и культурного уровня, девальвация общепризнанных ценностей, этических и правовых норм, рост агрессии и нетерпимости, расслоение общества, рост индивидуализма и многое другое. В связи с этим актуальность проведенного нами теоретического исследования связана с основными положениями государственной культурной политики, в которых подчеркивается важная роль воспитательной деятельности образовательных организаций для предотвращения гуманитарного кризиса современности, прогрессивного развития российской культуры. В статье аргументируется тезис о том, что духовно-нравственное воспитание гражданина России есть процесс усвоения базовых национальных ценностей, высшей ступенью которого является развитие гражданского сознания. Анализ ряда антропологических направлений показал, что важную роль в духовно-нравственном воспитании молодежи играет антропологический подход, при ведущей роли его гносеологической функции. Целями и задачами культурной политики исходя из «Основ государственной культурной политики» являются сохранение и передача от поколения к поколению традиционных для российской цивилизации норм и ценностей, обычаев, образцов поведения и традиций; создание условий для реализации каждым человеком его творческого потенциала; обеспечение доступа граждан к знаниям, информации и др. Поликультурное образование студентов с использованием в качестве педагогической технологии «поликультурного имиджмейкинга» способствует гражданскому воспитанию, формированию общероссийской идентичности. Хорошим потенциалом, в плане поликультурного, духовно-нравственного воспитания, приобщения студентов к культурному наследию своего и других народов мира, развитию этнического, а на его основе общероссийского и планетарного сознания, обладают разработанные автором интегративные поликультурные концепции.

Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, духовные ценности, культурное наследие, базовые национальные ценности, антропологический подход, междисциплинарность, поликультурное образование, поликультурный имиджмейкинг, гражданская идентичность, клубная деятельность.

MODERN FORMS OF SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION OF STUDENTS IN MULTI-CULTURAL ENVIRONMENT

© 2019

Khugayeva Fatima Vladimirovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the chair of pedagogy North Ossetian State Pedagogical Institute (362025, Russia, Vladikavkaz, Pavlenko str., 73, e-mail: bekoevamarina@mail.ru)

Abstract. The article is devoted to the problem of the formation of the spiritual and moral culture of students, which is the key task of the modern state policy of the Russian Federation. We live in an era of deep crisis of humanitarian knowledge, "not keeping pace" with the rapid transformations of social reality. Signs of a humanitarian crisis are - a decrease in the intellectual and cultural level, a devaluation of generally accepted values, ethical and legal norms, an increase in aggression and intolerance, a stratification of society, an increase in individualism, and much more. In this regard, the relevance of our theoretical research is related to the main provisions of the state cultural policy, which emphasize the important role of educational activities of educational organizations to prevent the humanitarian crisis of our time, the progressive development of Russian culture. The article argues the thesis that the spiritual and moral education of a citizen of Russia is a process of mastering basic national values, the highest stage of which is the development of civic consciousness. An analysis of a number of anthropological trends showed that an anthropological approach plays an important role in the spiritual and moral education of young people, with the leading role of its epistemological function. The goals and objectives of cultural policy based on the "Fundamentals of the State Cultural Policy" are the preservation and transfer from generation to generation of the norms and values traditional for the Russian civilization, customs, patterns of behavior and traditions; the creation of conditions for the realization by each person of his creative potential; providing citizens with access to knowledge, information, etc. Polycultural education of students using "multicultural image-making" as a pedagogical technology promotes civic education, the formation of the all-Russian identity. The integrative multicultural concepts developed by the author have a good potential in terms of multicultural, spiritual and moral education, familiarizing students with the cultural heritage of their own and other nations of the world, the development of ethnic, and on the basis of the all-Russian and global consciousness.

Keywords: spiritual and moral education, spiritual values, cultural heritage, basic national values, anthropological approach, interdisciplinarity, multicultural education, multicultural image-making, civic identity, club activities.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Создавая научную основу для «поликультурного имиджмейкин-га» данная технология нашла своё практическое применение в деятельности научно-просветительского клуба «Поликультурный Владикавказ». В рамках клубной деятельности, на основе популяризации культурно-исторического наследия народов нашей страны происходит реализация авторского проекта, направленного на укрепление межнационального и межконфессионального согласия. Решение задач, связанных с воспитанием гражданственности, патриотизма, формированием культуры

межнационального общения достигается за счет изучения культурного наследия народов региона, России и мира в целом (поликультурного образования), реализации системно-деятельностного подхода, взаимодействия с общественными организациями.

В «Основах государственной культурной политики» говорится об особом значении образовательной деятельности для развития современной российской культуры, роли учителя-профессионала в социальном, нравственном и интеллектуальном развитии подрастающих поколений. Делается акцент на одной из важнейших функций культуры по социализации индивидов (обществ),

308

Baltic Humanitarian Journal. 2019. Т. 8. № 1(26)

педагогические науки

Хугаева Фатима Владимировна СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ ...

которая способствует преодолению пут клановых, кровнородственных взаимосвязей, обретению социальных свойств, общественному прогрессу [1]. Сказано, что для преодоления кризиса государственная культурная политика должна охватить все виды культурной деятельности, гуманитарные науки, образование, межнациональные отношения, воспитание и самовоспитание граждан, просвещение, развитие детского и молодежного движения, формирование информационного пространства и др. Национализм, религиозные и этнонациональные конфликты, терроризм согласно «Стратегии национальной безопасности РФ», представляют собой реальную угрозу духовно-нравственной безопасности в современной России [2].

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. В 2018 году в послании Президента России Владимира Путина Федеральному собранию РФ было сказано, что нас делают единым народом, способным к достижению больших целей -гражданская активность, культурные, нравственные, духовные ценности, «...сохранить свою идентичность крайне важно в бурный век технологических перемен, и здесь невозможно переоценить роль культуры, которая является нашим общенациональным цивилизационным кодом, раскрывает в человеке созидательные начала». В большинстве исследований культурное наследие выступает в качестве механизма идентификации и хранилища коллективной памяти народа, фактора формирования мировоззренческих особенностей региональных социумов (Г.К. Абдуллаева, В.Н. Аниськин, А.И. Бардаков, Е.Е. Гордеева, Э.В. Патраков, О.А. Петрухина, И.В. Фет-тер, Ю.С. Шатрова, С.С. Шушпанов и др.) [3; 4; 5; 6].

Культурное наследие, вобрав в себя достижения мировой культуры, способствует этническому, социальному и конфессиональному единению людей. Общечеловеческие ценности культурного наследия активно реализуют свою образовательно-воспитательную функцию, участвуя в процессе социализации, формирования картины мира человека. К числу функций культурного, духовно-нравственного наследия, как отмечает А.П. Беляков, относятся: репродуктивная; креативная; аксиологическая; экзистенциальная; этическая и др. [7, с. 150-159]. Духовно-нравственная сфера жизни общества, пишут А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков и В.А. Тишков, охватывает такие формы индивидуального и общественного сознания, как нравственное, научное, эстетическое, религиозное, политическое и правовое. Соответственно ее элементами являются мораль, наука, искусство, религия и право [8, с. 216]. Многогранны и многочисленны современные интерпретации понятий духовность и нравственность. Они имеют педагогическую, философскую, культурологическую, социологическую, психологическую, теологическую и другие интепретации (М.И. Бекоева, Н.В. Виноградова, Д.А. Данилов, Г.М. Землякова, А.Г. Корнилова, Ю.В. Корнилов, Ф.В. Хугаева) [9; 10; 11; 12].

Формирование целей статьи (постановка задания). В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» говорится, что «ступень российской гражданской идентичности - это высшая ступень процесса духовно-нравственного развития личности россиянина, его гражданского, патриотического воспитания. Важным свойством духовно-нравственного развития гражданина России является открытость миру, диалогичность с другими национальными культурами» [13]. Россиянином, согласно концепции, становится человек, осваивающий культурное наследие своей многонациональной родины, осознающий его значимость. В соответствии с «Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» «духовно-нравственное воспитание личности гражданина России это педагогически организованный

процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную организацию. Носителями этих ценностей являются многонациональный народ Российской Федерации, государство, семья, культурно-территориальные сообщества, традиционные российские религиозные объединения (христианские, прежде всего в форме русского православия, исламские, иудаистские, буддистские), мировое сообщество».

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Ведущими факторами духовно-нравственного воспитания выступают природа, этнос, объекты-символы, религиозное пространство, язык (объектные факторы); когнитивные процессы, эмоционально-мотивацион-ная сфера, поступки, поведение (субъектные факторы); деятельность педагога и деятельность обучающихся. Современные исследователи выделяют следующие подходы к осуществлению духовно-нравственного: системный, целостный, синергетический, уровневый (конструируемые); аксиологический, культурологический, сре-довый, событийный и ситуационный (контентные); гно-сеоонтологический, деятельностный и рефлексивный (транслирующие). Особую роль в духовно-нравственном воспитании играет философско-антропологический подход. Ключевые позиции антропологического подхода некоторых исследователей (Г.И. Веденеева, А.Н. Джу-ринский, М.Ю. Зеленков, С.А. Курносова, С.И. Кащеев и др.) широко и своеобразно воплощаются в практике «гуманистической педагогики», «рефлексивной педагогики», «педагогики ненасилия». Гуманитарная парадигма современного образования все более актуализирует свой антропологический фундамент, выделяя в качестве ведущей гносеологическую функцию антропологического подхода в педагогике как отражающую общемировоззренческое содержание подхода [14- 18].

Проведенный нами анализ некоторых антропологических направлений (А.Ю. Мелтонян, Ф.В. Хугаева) показывает, что каждое из них, посредством приобщения к современным научным данным в области человековедения, по-своему способствует формированию духовно-нравственных качеств личности, осмыслению разнообразности человеческой природы [19; 20]. И несмотря на то, что каждое из перечисленных направлений, бесспорно, имеет в своем распоряжении большой воспитательный потенциал для формирования толерантных межличностных отношений в гражданском обществе, подлинная сила современной научной антропологии заключается в приумножении ее междисциплинарной направленности. Собственно, междисциплинарные установки и содержат в себе интегративный потенциал современной научной антропологии [21], с помощью которого можно анализировать проблему духовно-нравственного воспитания студентов с различных позиций [22]. В настоящее время, когда наблюдаем очень широкий поток информации, мы вынуждены обращаться вновь к педагогическим воззрениям К.Д. Ушинского и убеждаемся в том, что «если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она должна узнать его во всех отношениях, с точки зрения всех наук о человеке». Знание этого, как следует из замечательных этих строк К.Д. Ушинского, может быть построено исключительно на интеграции антропологических научных направлений [23].

Важная роль в формировании духовно-нравственной культуры личности принадлежит поликультурному образованию. При этом, «значительным потенциалом в обеспечении необходимого уровня поликультурной образованности личности обладает деятельность студенческих клубов, как важной составляющей внеучеб-ной воспитательной работы в вузе» [24]. В России педагогические основы коллективов клубного типа были разработаны в трудах П.Г. Блонского, А.С. Макаренко, Е.Н. Медынского, М.В. Петровского, А.П. Пинкевича,

Балтийский гуманитарный журнал. 2019. Т. 8. № 1(26)

309

Khugayeva Fatima Vladimirovna pedagogical

MODERN FORMS OF SPIRITUAL ... sciences

B.Н. Сороки-Росинского, С.Т. Шацкого и др., а затем получили дальнейшее исследование в работах таких ученых, как П.М. Барский, И.Ф. Пелячик, В.В Полукаров,

C.И. Смирнова, Ю.А. Стрельцов, В.Е. Триодин и т.д.

Появление на современном этапе развития высших

учебных заведений большого количества молодежных клубных объединений и движений, способствует реализации творческого потенциала молодых людей посредством правильной организации досуга, а главной целью внеучебной деятельности считается ее общественная направленность.

Поликультурное пространство образовательного учреждения в условиях Северокавказского региона, представляющего собой мозаику народов и культур, призвано учитывать условия социума и образовательной стратегии в регионе, особенности развития личности, ее культурные задатки для решения проблем вхождения учащегося в культуру посредством образования [25]. Северный Кавказ является одним из многонациональных регионов Российской Федерации. В этих сложных условиях социума, заключающихся в переплетения народов и культур, поликультурное пространство образовательного учреждения любого уровня должно учитывать специфику образовательной стратегии в регионе, особенности развития и культурные задатки каждой личности для ее «вхождения в культуру посредством образования» [16]. О необходимости реализации просветительских программ, направленных на укрепление социального, межнационального и межконфессионального согласия в молодежной среде, популяризации исторического наследия народов страны, необходимости формирования активной гражданской позиции молодых граждан, национально-государственной идентичности, воспитания уважения к представителям различных этносов, укрепления нравственных ценностей, профилактики экстремизма говорится в «Основах государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года».

Активную работу в данном направлении проводит созданный нами научно-просветительский клуб «Поликультурный Владикавказ». В состав клуба входят студенты разных национальностей. Членами клуба являются молодые люди - представители разных национальностей и вероисповеданий: армяне, дагестанцы, евреи, ингуши, кабардинцы, кумыки, осетины, русские, терские казаки, чеченцы. В соответствии с целями и приоритетными задачами государственной молодежной политики, озвученными в «Основах государственной политики Российской Федерации на период до 2025 года» в основу деятельности клуба заложены такие ключевые понятия, как патриотизм, гражданственность, нравственность, гуманизм, профессионализм, толерантность, культура созидательных межэтнических отношений, профилактика экстремизма и др.

Культурно-просветительская и воспитательная деятельность клуба строится по созданной нами технологии, которую мы назвали «поликультурный имиджмей-кинг». По нашему мнению, поликультурный имиджмей-кинг, как культурная педагогическая технология в поликультурной и полиэтнической среде вуза, представляет собой вид профессиональной деятельности педагога, направленный на формирование у обучающихся на основе объективной научной информации, междисциплинарного и критического подходов, позитивного имиджа собственного народа, народов региона проживания, других народов России и мира в целом, способствующий более эффективному решению задач воспитания гуманной, толерантной личности гражданина России. Целью поликультурного имиджмейкинга является духовно-нравственное воспитание личности, сохранение мира, согласия и взаимопонимания между народами России, формирование общероссийской идентичности [9]. В основе данной технологии направленной на изучение и пропаганду положительного потенциала разных куль-310

тур народов мира, лежит идея П.Ф. Каптерева о том, что педагогическую деятельность необходимо построить, в первую очередь, опираясь на принципы национального идеала, национального самосознания, и только после этого она способна перейти на более высокий уровень -уровень общечеловеческого, межнационального идеала. Для полноценного воспитания, как говорил ученый, мы не можем обращаться только к одному народу, к одной нации. Мы обязаны глубоко изучить идеалы своего народа и максимально, по возможности, восполнить его недостатки драгоценными свойствами и идеалами других народов, ибо народное одухотворение необходимо соединять с инородным воплощением, со всенародным духовно-нравственным потенциалом, общечеловеческими добродетелями.

На наш взгляд, хорошим потенциалом, в плане поликультурного и духовно-нравственного воспитания, приобщения студентов к культурному наследию своего и других народов мира, развитию этнического, а на его основе общероссийского и планетарного сознания, обладают интегративные поликультурные таблицы, разработанные и применяемые нами при чтении курса «Педагогика межнационального общения в поликультурном пространстве». Предложенный в таблицах культурологический материал способствует развитию у студентов логического мышления, научного подхода к историческим данным, умению анализировать и делать выводы, дает возможность пополнить таблицы собственными научными открытиями и культурными параллелями в той или иной области. Создавая научную основу для «поликультурного имиджмейкинга», данная технология также нашла свое практическое применение в деятельности созданного нами научно-просветительского клуба.

Интегративные поликультурные таблицы состоят из двух разделов. Первый раздел «Культура как исторический результат взаимодействия различных народов» освещает следующие темы: Аланско-абхазское этнокультурное наследие как результат межнационального общения и взаимообогащения двух народов; Осетинско-адыгские межэтнические контакты и культурные параллели; Осетино-балкарско-карачаевские культурные связи; Культурное взаимовлияние и взаимообогащение, как результат межнационального общения осетинского и грузинского народов; Общие черты в культуре осетин и донских казаков [12]. Второй раздел «Нартский героический эпос как средство воспитания культуры межнационального общения» включает в себя интегративные поликультурные таблицы по следующим темам: «Параллели между героями и мотивами нартовского эпоса осетин и русскими былинами», «Параллели между героями и мотивами нартов-ского эпоса осетин и бурят-монгольского героического эпоса», «Общие черты нартовского эпоса осетин и армянского эпоса», «Сравнительный анализ нартовского эпоса осетин с легендами и мифами Древней Греции», «Сравнительный анализ нартовского эпоса осетин с циклом короля Артура и рыцарей», «Общие черты карело-финского народного эпоса «Калевала» и нартовско-го эпоса осетин», «Сравнительный анализ нартовского эпоса осетин с ирландскими сагами», «Сравнительно-культурологический анализ нартовского эпоса осетин», германского эпоса «Песнь о Нибелунгах» [22; 23].

Деятельность научно-просветительского клуба «Поликультурный Владикавказ» направлена на культурное и духовное просвещение, распространение научных знаний в области межнациональных отношений. Студенты - члены Клуба, занимаются проектной, научно-исследовательской работой, теоретической и практической деятельностью в сфере духовно-нравственного воспитания и саморазвития. Проектная деятельность, осуществляемая студентами во внеаудиторное время, носит межпредметный характер и служит эффективным инструментарием развития креативного мышления. В Baltic Humanitarian Journal. 2019. Т. 8. № 1(26)

педагогические Хугаева Фатима Владимировна

науки СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ ...

роли координатора проекта в нашем случае выступает преподаватель. С результатами своей научно-исследовательской и проектной деятельности студенты выступают на мероприятиях клуба. В 2017-2018 учебном году нами были проведены круглые столы, конференции, интерактивные, исторические, игровые квесты по следующим темам: «Осетино-русско-немецкие культурные связи»; «Нартовский эпос осетин и мировой фольклор»; «Педагогика межнационального общения адыгов и осетин»; «Вслед за путешествием Всеволода Миллера и Максима Ковалевского по горским обществам Кабарды»; «Сравнительный анализ нартовского эпоса осетин с легендами и мифами Древней Греции»; «Культурное взаимовлияние и взаимообогащение как результат межнационального общения осетинского и грузинского народов»; «Общие черты в культуре осетин и ингушей как свидетельство этнокультурных связей двух народов»; «Традиционная культура воспитания детей у чеченцев и осетин: общие принципы нравственного и эстетического воспитания»; «Русское казачество в системе традиционной культуры народов Северного Кавказа»; «Культура и традиции армянского народа: сравнительно-сопоставительный подход с культурным наследием народов Кавказа, России и мира»; «Пройдем дорогами войны...».

Анализ проведенных за учебный год мероприятий показывает, что решение задач, связанных с воспитанием гражданственности, патриотизма, формированием культуры межнационального общения, достигается за счет изучения культурного наследия народов региона, России и мира в целом, реализации системно-деятель-ностного подхода. В работе используются как коллективные (технология коллективного творческого дела) так и индивидуальные (исследовательские проекты) формы работы. В подготовке и проведении воспитательных мероприятий принимают участие как очные, так и заочные группы института. Студенты в начале учебного года выбирают интересующие их темы, готовят творческие проекты, с которыми выступают на мероприятиях клуба, студенческих научных конференциях. В своей культурно-просветительской деятельности мы опирались на диалоговые, проектные, информационно-коммуникационные технологии, старались выстраивать педагогически целесообразные партнёрские отношения с общественными организациями. Особо хочется отметить роль Республиканского «Дома Дружбы», национально-культурных обществ и центров Северной Осетии, которые легко шли на контакт и принимали участие во всех проводимых нами мероприятиях.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Подводя итог, хочется еще раз отметить, что в условиях духовного кризиса, в который зашло современное человечество именно культура и её составляющие: мораль, наука, искусство, язык, религия способны ответить на вызовы времени. Это междисциплинарная и педагогически непростая задача, так как культура является предметом изучения многих наук: философии, культурологии, истории, искусствознания, лингвистики (этнолингвистики), политологии, этнологии, психологии, экономики, педагогики и др. Духовно-нравственное воспитание личности гражданина России это педагогически организованный процесс усвоения и принятия студентами таких базовых национальных ценностей как: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, природа, человечество. Каждая из базовых ценностей, педагогически определяемая как вопрос, превращается в воспитательную задачу. Для ее решения необходимо обращаться к истории России, российских народов, традиционных российских религий; произведений литературы и искусства, лучших образцов отечественной и мировой культуры; фольклора народов России; учебных дисциплин; других источников информации и научного Балтийский гуманитарный журнал. 2019. Т. 8. № 1(26)

знания. Важную роль в духовно-нравственном воспитании играет антропологический подход, опирающийся на современные данные широкого круга научных дисциплин и помогающий на основе системных знаний понять человека и объяснить всё многообразие культурных форм его бытия. Существенным потенциалом в духовно-нравственном воспитании обладает клубная деятельность, в рамках которой происходит реализация просветительских программ, направленных на укрепление социального, межнационального и межконфессионального согласия в молодёжной среде; популяризация исторического наследия народов страны, поликультурное образование студентов. Формированию общероссийской идентичности, как важной составляющей духовно нравственного развития личности способствует педагогическая технология «поликультурный имиджмейкинг», интегративные поликультурные таблицы. Полноценное духовно-нравственное развитие и воспитание студентов трудно представить без социально-педагогического взаимодействия с общественными организациями.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Основы государственной культурной политики Шр://кгет1т. ru/events/administration/21027 (Дата публикации: 16мая 2017 г.)

2. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года https://rg.ru/2009/05/19/strategia-dok.html (Дата публикации: 16 мая 2015 г.)

3. Абдуллаева С.Г.К., Патраков Э.В., Гордеева Е.Е. О ценностях гуманных межличностных отношений в условиях поликультурной образовательной среды //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. №2 (15). С. 128-131.

4. Аниськин В.Н., Шатрова Ю.С. Подготовка студентов педагогического университета к реализации концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. №2 (23). С. 30-35.

5. Бардаков А.И., Шушпанов С.С. Государство и культура в контексте программного документа «Основы государственной культурной политики» //Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: История. Политология. 2015. №19 (216). С. 147-154.

6. Петрухина О.А., Феттер И.В. Подготовка студентов педагогического вуза к духовно-нравственному воспитанию школьников // Современные проблемы науки и образования. 2015. №3. С. 443.

7. Беляков А.П. Духовность, нравственность и духовно-нравственное воспитание в свете святоотеческих традиций //Научно-технические ведомости СПб ГПУ. Гуманитарные и общественные науки. №1 (239). 2016. С. 150-159.

8. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2014. 240 с.

9. Бекоева М.И. Условия оптимизации профессиональной успешности студентов в современных условиях //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. №4 (17). С. 63-65.

10. Данилов ДА., Корнилова А.Г., Корнилов Ю.В. Личностно-профессиональная подготовка студента к педагогической деятельности //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. №4 (25). С. 97-100.

11. ВиноградоваН.В., Землякова Г.М. Педагогический инжиниринг как средство формирования научно-методологического мышления обучающихся направления подготовки 44.04.01 Педагогическое образование //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. №1 (22). С. 73-80.

12. Хугаева Ф.В. Антропологические основания формирования толерантной личности //Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 1 (22). С. 313-316.

13. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России http://mosmetod.ru/metodicheskoe-pro.stran.stvo/

14. Веденеева Г.И. Духовно-нравственное воспитание учащихся в процессе познания родного края: монография. Саратов: Вузовское образование, 2015. 392 с.

15. Джуринский А.Н. Воспитание в многонациональной школе: учебное пособие. Саратов: Вузовское образование, 2017. 139 с.

16. Зеленков М.Ю. Духовно-нравственная безопасность Российской Федерации: учебник для студентов вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. 359 с.

17. Курносова С.А. Духовно-нравственное воспитание школьников. система инновационной работы школы //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. №4 (13). С. 58-62.

18. Кащеев С.И. Концепции современного естествознания: учебное пособие. Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2012. 106 с.

19. Мелтонян А.Ю. Интернациональное воспитание молодежи на примере клуба интернациональной дружбы «Меридиан» // Инновационная наука. 2016. No2-4 (14). С.91-94.

20. Хугаева Ф.В. Интегративные поликультурные таблицы как средство включения личности студента в культурный диалог народов Кавказа //Вектор Науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология.

зП

Khugayeva Fatima Vladimirovna

MODERN FORMS OF SPIRITUAL .

pedagogical sciences

Тольятти: 2014. №2 (17). С. 214-216.Николаева И.И. Особенности формирования духовно-нравственной культуры студента в поликультурной образовательной среде //Вестник ТГПУ. 2017. №12 (189). С.17-22.

21. Баранов С.Т. Основы культурной политики: учебное пособие. Ставрополь: СКФУ, 2017. 198 с

22. Цораева Ф.Н., Бутаева М.А., Темирова Э.А. Особенности нравственно-правового воспитания студентов //Уральский научный вестник. 2016. Т. 12. №2. С. 89-92.

23. Хугаева Ф.В. Педагогика межнационального общения в поликультурном пространстве: Учебно-методическое пособие. Владикавказ: Издательство СОГПИ, 2014. 158 с.

24. Дзусова Б.Т. Поликультурность как средство формирования гражданской идентичности молодежи //Приднепровский научный вестник. 2018. Т. 9. №1. С. 036-040.

25. Фирсова А.Е. Применение антропологического подхода в современной отечественной педагогической теории и инновационной образовательной практике: дис. ... канд. пед. наук: Волгоград, 2014. 181 с.

Статья поступила в редакцию 04.02.2019 Статья принята к публикации 27.02.2019

312

Baltic Humanitarian Journal. 2019. Т. 8. № 1(26)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.