СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ ТУРИЗМА
УДК 371.4; 371.8
М. П. Нечаев
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ
И МОЛОДЁЖИ
В статье актуализируются проблемы гражданско-патриотического воспитания обучающихся в условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Выстраивается иерархия ценностей содержания современного образования.
The article updated the problems of civil and patriotic education of students in the conditions of realization of Federal state educational standards of General education. Build the hierarchy of values of the content of modern education.
Ключевые слова: воспитание, гражданско-патриотическое воспитание, ценности, содержание образования.
Keywords: education, civil and patriotic education, values, educational content.
Для социальной действительности современной России характерны видоизменения общественных ценностей и идеалов, изменение социальных ролей, активизация адаптационных процессов. Перед людьми встает задача осознания и осмысления объективных социальных перемен, определения своего места в настоящем и будущем.
Современная эпоха создала потребность в новом типе личности, способной самостоятельно принимать решения, осознанно осуществлять свой выбор, умеющей гибко реагировать на изменения обстоятельств, самой создавать и творить что-либо новое, необычное. Поэтому гражданская активность и патриотическое воспитание подрастающего поколения рассматриваются сегодня многими исследователями как базовый ресурс цивилизации.
К сожалению, кризисные явления последних лет в социально-экономической, политической, культурной и других сферах об-
щественной жизни разрушили основы деятельности по воспитанию гражданской позиции молодого поколения. Особую тревогу вызывает ослабление одного из ключевых направлений этой деятельности, связанного с созданием условий для формирования и развития личности гражданина и патриота России, готового и способного отстаивать ее интересы.
По данным социологов, в российском обществе значительно изменилось отношение к таким непреходящим ценностям, как Отечество, патриотизм, верность героическим традициям, уважение к памяти павших за Родину, долг, честь, достоинство, готовность к самопожертвованию и др. Акценты в социально-нравственных ориентирах значительной части общества, особенно молодежи, резко сместились в сторону прагматизма с ярко выраженными проявлениями эгоистичного и даже антигуманного характера.
Это вызывает беспокойство за будущее России. Ведь очевидно, что дальнейшее ее развитие в полной мере зависит от развития общества, основу которого составит поколение молодых людей. Находясь в эпицентре ряда проблем, затрагивающих интересы больших слоев общества, проблема патриотического воспитания и развития гражданской активности подростков и молодежи становится одной из актуальнейших. Именно гражданская активность является основой вхождения в государственный, общественный социум, уводит молодое поколение от антисоциального поведения, воспитывает сострадательное отношение к ближайшему окружению, способствует передаче традиций от поколения к поколению.
Согласно Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, являющейся идеологической основой Федеральных государственных образовательных стандартов [1], содержание образования должно определяться в соответствии с универсальными человеческими и базовыми национальными ценностями. Система социальных ценностей, вырабатываемая культурно-исторически, на протяжении тысячелетий является носителем социального и культурного наследования, культурно-этнического или культурно-национального наследования. Базовые социальные или базовые социально-цивилизационные ценности служат основанием в ценностных ориентациях национальной культуры. Кроме того, ценностное освоение мира включает в себя не только итог культурно-ценностного познания в контексте изме-
няющегося исторического опыта, но и формирование, корректировку общественного идеала.
Духовно-нравственное развитие и воспитание личности в целом является сложным, многоплановым процессом. Оно неотделимо от жизни человека во всей её полноте и противоречивости, от семьи, общества, культуры, человечества в целом, от страны проживания и культурно-исторической эпохи, формирующей образ жизни народа и сознание человека. Парадоксальность ситуации состоит в том, что общественное сознание уже признает неизбежность пересмотра старого социокультурного содержания воспитания, а современная педагогика еще не готова выстроить принимаемые всеми ценностные воспитательные ориентиры.
В новой системе ценностей современного воспитания в соответствии с российской культурно-педагогической традицией приоритеты отданы ребенку, его личностному развитию, педагогической поддержке его формирующейся индивидуальности. В основании «иерархии ценностей» лежат базовые ценности, образующие своеобразный ценностный архетип менталитета нации, этноса, общества - этот ценностный архетип менталитета есть своеобразная «ценностная память», формирующаяся на ранних стадиях формирования личности, как правило, в семье. Базовые ценности закладываются в раннем детстве и присваиваются ребенком через сказки, через приобщение к языку, через любовь, через воспитание, игры и т. п., через первые этапы погружения ребенка в культуру, в культурную среду. Общечеловеческие ценности - это тот инвариант ценностного освоения мира, который характерен для всех племен и народов, то, что характеризует человечество как единого ценностного субъекта в его отношениях к Природе, к Космосу, к самому себе, к процессам воспроизводства. Общественный идеал -это не только образ лучшего социального устройства, но и одновременно ценностная модель будущего (которая, как правило, описывается такими социальными ценностями, как справедливость, взаимопомощь, свобода, равенство, гармоничное развитие, духовность и т. п.). В этом контексте идеал всегда входит в ценностный генофонд нации, народа, этноса, локальной цивилизации и формирует воспитательный идеал образовательных сред.
Система базовых и общечеловеческих ценностей, общественный идеал, выстроенный на их основе, национальная идея являются составляющими ценностного генома нации - основы воспита-
23
тельного идеала образовательной среды современной общеобразовательной организации. Эта иерархия ценностей указывает на то, что воспитание в образовательной среде - личностно-ориентиро-ванный педагогический процесс, а воспитывающий потенциал направлен не на формирование поведения и мировоззрения учащегося, а на его неповторимую, но существующую в универсальных условиях общества личность.
Содержание образования группируется вокруг базовых общечеловеческих и национальных ценностей. В педагогическом плане каждая из них формулируется как вопрос, обращенный человеком к самому себе, как вопрос, поставленный педагогом перед обучающимся. Это важная социальная задача, на решение которой направлена образовательная деятельность. Система ценностей, лежащих в основе образовательной среды школы, не локализована в содержании отдельного учебного предмета, формы или вида образовательной деятельности. Она пронизывает все учебное содержание, весь уклад школьной жизни, всю многоплановую деятельность школьника как человека, личности, гражданина; создает смысловую основу пространства духовно-нравственного развития личности. В этом пространстве снимаются барьеры между отдельными учебными предметами, между школой и семьей, школой и обществом, школой и жизнью. Философский и культурологический взгляд на систему ценностей, лежащих в основе содержания современного отечественного образования, дает основание для их ранжирования на ценности первого, второго и третьего порядка, или уровня.
К ценностям первого уровня относят базовые универсальные общечеловеческие ценности, не опровергаемые никем и понимаемые и принимаемые всеми: Природа, Культура, Свобода, Счастье, Здоровье, Знание, Любовь, Семья, Труд и пр. В системе общего образования данные ценности представляются в контексте принадлежности к человеку и человечеству, которому свойственны свои идеалы и устремления. Эти ценности и делают людей людьми, являются ориентирами в переломные, критические моменты исторического развития человечества, объединяют людей для разрешения как насущных проблем цивилизации, так и глобальных, многовековых вопросов. Воспитательный потенциал ценностей первого уровня сложно переоценить, хотя их представление затруднено абстрактностью, зыбкостью и многозначностью понятий. Однако в 24
современной педагогической практике используются познавательные (эпистемологические) формы их освоения и, соответственно, проявления воспитывающего потенциала. К этим формам относят: разъяснения, беседы, дискуссии, групповые рефлексии, тренинги и игры, в процессе которых происходит прямой обмен мнениями и точками зрения между педагогами и обучающимися, находится общее решение, вырабатывается коллективное и индивидуально-личностное мировоззрение. Степень освоения этих ценностей проявляется на уровне личностного мировосприятия, определения собственной жизненной философии. Универсальные человеческие ценности, реализующиеся в образовательной среде, можно также обозначить через ее свойства, качества и функции:
- развивающая, обучающая и воспитывающая функции среды связаны с ценностями развития и образования как блага;
- информативность - с ценностями свободы и компетентности;
- экологичность основывается на ценностях здоровья, комфорта и безопасности;
- эстетичность привязана к ценности красоты и культуры;
- диалоговость образовательной среды основана на приоритете ценностей гуманности, общения, понимания и принятия;
- гуманность связана с осознанием ценности человеческой личности и ценностью человеческой жизни вообще.
Как отмечается в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности, хранимые в социально-исторических, культурных, семейных традициях многонационального народа России, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях. Базовые национальные ценности производны от национальной жизни России во всей ее исторической и культурной полноте, этническом многообразии.
Таким образом, базовые национальные ценности мы определяем как ценности второго уровня. К ним относятся ценности, соответствующие традиционным источникам нравственности: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, традиционные российские религии и пр. В течение всей многотысячелетней истории базовые ценности русского народа и России как циви-
лизации не ставились под сомнение. Они являлись основой самоидентификации русского народа и России. Главным стержнем ценностной самоидентификации всегда было сохранение базовых ценностей и ценностных приоритетов: примат духовного над материальным, осуждение сребролюбия, соборность, любовь и служение Отечеству, готовность к его защите, вплоть до самопожертвования, труд, справедливость, любовь к земле, матери, примат государства над личностью.
В школьной образовательной среде данные ценности наиболее емко представлены в воспитательной концепции или программе школы, а также в нормативной модели выпускника. Степень освоения этих ценностей проявляется в сформированности чувства принадлежности обучающегося (выпускника) к гражданскому обществу, к гражданам своей страны, чувство гордости и ответственности за эту принадлежность.
Воспитательный потенциал ценностей второго уровня проявляется в учебных дисциплинах и школьных мероприятиях, наполненных социальными, гражданскими, патриотическими смыслами, к которым можно отнести:
- участие в праздновании национальных праздников, поддержание национальных и культурно-исторических традиций в рамках школьной образовательной среды;
- вовлечение обучающихся в национальные образовательные и культурно-исторические проекты, приобщение к участию в различного рода поисковых, реконструкторских, краеведческих мероприятий;
- организация в рамках образовательной организации различного рода конкурсов творческих работ и фестивалей творчества с патриотическим содержанием: «Мой родной край», «Мой город -мой дом», «Я гражданин России», «Будущее моей страны - мое будущее» и пр. Именно базовые национальные ценности лежат в основе целостного пространства духовно-нравственного развития и воспитания школьников, т. е. уклада школьной жизни, определяющего урочную, внеурочную и внешкольную деятельность обучающихся.
К ценностям третьего уровня, определяющим общественную, социальную сторону жизни человека, относят позитивные, потребныге качества личности: духовность, творчество, сотрудни-
чество, ответственность, толерантность, гуманизм, компетентность, социальную мобильность и пр. В школьной образовательной среде данные ценности наиболее полно представлены в контексте нормативной модели выпускника или воспитательного идеала школы. Степень освоения этих ценностей проявляется на уровне мотивов социального поведения. С этой позиции педагоги должны активно организовывать собственную деятельность воспитанников, создавать ситуации выбора, побуждения их к инициативным проявлениям и ответственности.
Воспитательный потенциал ценностей третьего уровня проявляется:
- в общих делах образовательной организации, класса, группы, направленных на оказание благотворительной помощи, благоустройство школьной территории и помещений, проведении трудовых акций, в которых формируются личностные качества обучающегося на основе коллективных дел;
- в организации общешкольных конкурсов и фестивалей, школьной стенной печати, радио и веб-сайта, где отмечаются и поощряются отличившиеся обучающиеся;
- в приобщении к осуществлению ритуалов образовательной организации и традиций, развивающих чувство принадлежности, корпоративности, общности, основанной на особо ценимых этой общностью качествах;
- в демонстрации потребных личностных качеств всеми участниками образовательной среды: педагогами, администрацией, персоналом школы, а также родителями обучающихся, другими заинтересованными взрослыми;
- в развитии данных качеств у каждого отдельного обучающегося посредством индивидуального, персонифицированного подхода к его личности всеми взрослыми участниками образовательной среды.
Каждая из групп ценностей, педагогически определяемая как вопрос, превращается в воспитательную задачу школьной образовательной среды. Для ее решения обучающиеся вместе с педагогами, родителями, иными субъектами духовной, культурной, социальной жизни образовательной организации обращаются к содержанию:
- истории России, российских народов, своей семьи, рода;
- жизненного опыта своих родителей, предков;
- традиционных российских религий;
- произведений литературы и искусства, лучших образцов отечественной и мировой культуры;
- периодической литературы, СМИ, отражающих современную жизнь;
- фольклора народов России;
- общественно полезной и личностно значимой деятельности;
- учебных дисциплин;
- других источников информации и научного знания.
В соответствии с положениями Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России образовательная среда призвана обеспечивать духовно-нравственное развитие гражданина России в «педагогически организованном процессе осознанного восприятия и принятия обучающимся ценностей» [2]:
- семейной жизни;
- культурно-регионального сообщества;
- культуры своего народа;
- российской гражданской нации;
- всего мирового сообщества.
Носителями этих ценностей в глазах учащихся школы являются: родители и педагоги, администрация и персонал образовательной организации, старшие товарищи и сверстники, а также народы Российской Федерации, государство, семья, культурно-территориальные сообщества, традиционные российские религиозные объединения, мировое сообщество в целом.
Таким образом, идеология содержания современного воспитания постулирует ценности универсальные, общественные и личностные, реализующиеся в образовательной среде при условии актуализации и развития ее воспитывающего потенциала. При этом видится необходимость вариативного содержания образования на основе вышеобозначенного ценностного инварианта с опорой на сензитивные периоды и возрастные особенности развития личности обучающегося [3].
Примечания
1. Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования [Электронный ресурс]. URL: http://standart.edu.ru.
2. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: ОАО «Издательство «Просвещение», 2009. 36 с.
3. Нечаев М. П. Теоретические основания развития воспитывающего потенциала образовательной среды школы: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М.: Моск. пед. гос. ун-т, 2011. 40 с.
УДК 304.2; 316.43; 371.485; 379.85; 908
Е. С. Никитинский, Д. В. Смирнов, Е. И. Тарасенко, А. Г. Шаяхметов, Р. П. Шер, В. П. Фомин
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ К РАЗВИТИЮ
ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОГО ТУРИЗМА В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН НА 2015-2018 гг.
Представлены концептуальные подходы развития детско-юношеского туризма в Республике Казахстан. Определены цели и задачи, стратегические направления развития детско-юношеского туризма на 2015-2018 гг. Дан анализ состояния детско-юношеского туризма и краеведения в Казахстане. Описаны механизм и этапы реализации концепции.
There are shown conceptual approaches to the children and youth tourism development in the Republic of Kazakhstan. The authors define purposes, tasks and strategic directions of children and youth tourism development for 20152018. The article presents the analysis of tourism and local lore activities condition in Kazakhstan. The mechanisms and stages of implementation of the concept are described.
Ключевые слова: детско-юношеский туризм, социальное пространство туризма и краеведения, педагогическая система, условия развития, критерии оценки, содержание туристско-краеведческих мероприятий, эффективность туристско-краеведческих мероприятий, детские объединения, ресурсные центры, подготовка кадров.
Keywords: children and youth tourism, social space of tourism and the study of local lore, pedagogical system, development conditions, criteria of an estima-