- навыков восприятия музыкальных произведений различных стилей и жанров, созданных в разные исторические периоды.
3. Требования к содержанию итоговой аттестации обучающихся определяются образовательным учреждением на основании примерной программы «Фортепиано».
Итоговая аттестация проводится в форме выпускных экзаменов:
1) «Специальность»;
2) «Сольфеджио»;
3) «Музыкальная литература».
Каждый выпускной экзамен заканчивается оценкой «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно». Временной интервал между выпускными экзаменами должен быть не менее трех дней.
Требования к выпускным экзаменам определяются ОУ самостоятельно. Образовательным учреждением должны быть разработаны критерии оценок итоговой аттестации в соответствии с настоящими ФГТ и примерной программой «Фортепиано».
4. При прохождении итоговой аттестации выпускник должен продемонстрировать знания, умения и навыки в соответствии с программными требованиями, в том числе:
- знание творческих биографий зарубежных и отечественных композиторов, му-
УДК 37.017.4
зыкальных произведений, основных исторических периодов развития музыкального искусства во взаимосвязи с другими видами искусств;
- знание фортепианного репертуара, в том числе ансамблевого;
- достаточный технический уровень владения фортепиано для воссоздания художественного образа и стиля исполняемых произведений разных форм и жанров зарубежных и отечественных композиторов;
- умение определять на слух, записывать, воспроизводить голосовым аппаратом аккордовые, интервальные и мелодические построения;
- наличие кругозора в области музыкального искусства и культуры;
- знание профессиональной терминологии.
Перед утверждением проекты нормативных правовых актов, в том числе предложенные и в настоящей статье, должны пройти обсуждение в педагогическом сообществе с целью, с одной стороны - охвата всей специфики данного образования, а с другой -возможности их реализации детскими школами искусств, расположенными не только в столичных городах, но и сельской местности.
Т. Б. Игонина, Н. Э. Касаткина, О. Г. Красношлыкова
теоретические аспекты организации гражданского воспитания учащейся молодежи на современном этапе развития общества
В статье рассматриваются теоретические аспекты организации гражданского воспитания. Авторы актуализируют проблему организации гражданского воспитания учащейся молодежи на современном этапе развития общества, систематизируя основные теоретические подходы к рассматриваемому процессу.
Ключевые слова: гражданское воспитание учащейся молодёжи, теоретические аспекты гражданского воспитания.
T. B. Igonina, N. E. Kasatkina, O. G. Krasnoshlykova
theoretical aspects of civic education for student youth
in modern society
The article deals with theoretical aspects of the organization of civic education. Authors emphasize the problem of organizing the civic education of students in modern society, classifying the main theoretical approaches to the considered process.
Keywords: civic education of student youth, theoretical aspects of civic education.
Резкое изменение политической, экономической и социально-культурной ситуации в начале XXI века вызвало ослабление сложившейся в предшествующие годы традиционной системы воспитания. Однако стратегические цели государственной политики в области образования вновь выдвигают на одно из ведущих мест проблемы воспитания. Построение гражданского общества обусловливает решение задач по совершенствованию системы воспитания учащейся молодежи, направленной на формирование ее гражданской убежденности и ответственности, чувства гражданского долга, патриотизма, активной гражданской позиции деятельного и мыслящего гражданина, умеющего жить в условиях демократии, способного к разнообразной и продуктивной деятельности на благо общества, государства и свое личное. Построение демократического общества, превращение России в экономически развитое государство обусловили преобразования общественно-политической и социально-экономической жизни. Вследствие чего возникла проблема воспитания гражданина.
Изменения в жизни современного общества России повлекли за собой кризис традиционных институтов социализации и воспитания, механизмов социально-культурной преемственности. Гражданское воспитание в условиях современной России объективно является ключевым в обеспечении устойчивого политического, социально-экономического развития и национальной безопасности
Российской Федерации. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Он получил большие возможности реализовать себя как самостоятельная личность в разных областях жизни, в то же время выросла и ответственность за свою судьбу и судьбы других людей. Воспитать такого человека, достичь успехов в направлении осуществления главной стратегии гражданского воспитания можно только через активное вовлечение личности в социально значимую деятельность и сознательное участие в ней, развитие самоуправления.
Гражданское воспитание предусматривает воспитание личности на основе государственных и общественных ценностей. Для государства важно воспитать личность гражданина, способную объединить личные и общественные интересы для блага своей страны. Идея воспитания и становления гражданина возникла вместе с появлением государства и была обусловлена острой потребностью государства иметь послушных и преданных людей первоначально аппарату власти, позже - государственным и общественным интересам страны. Проблемы гражданственности волновали умы великих просветителей, начиная с древности. Еще Платон одной из главных функций государства называл воспитание граждан, которые не будут нуждаться в законах, поскольку смогут сами регулировать свое поведение. А Аристотель считал, что граждане отлича-
ются своими специфическими функциями в обществе и государстве. Уже в античном обществе гражданское воспитание понимается как воспитание воина-патриота, полезного гражданина, способного к исполнению общественных, прежде всего, политических функций [1, с. 349].
Понятие «гражданин» принято связывать, прежде всего, с принадлежностью к определенному государству, с правовой стороной. Несмотря на различные определения понятия «гражданин», мнения многих философов, психологов и педагогов совпадают в признании трех основных позиций: истинный гражданин - это нравственный человек; гражданин - это тот, кто способен подняться до интересов всего общества; гражданин -это человек, который умеет не только властвовать, но и подчиняться. Понятие «гражданин» по своей природе и социальному значению является юридической категорией, представляющей собой личность в ее отношении к государству, праву, власти и закону. Данное отношение может выражаться в активных действиях, оценках, чувствах, переживаниях и т. д. [2, с. 87].
Большой юридический словарь дает следующее определение понятия «гражданин»: «Гражданин - это лицо, принадлежащее на правовой основе к определенному государству. Гражданин имеет определенную правоспособность, наделен правами, свободами и обременен обязанностями» [3, с. 130].
Большой толковый словарь русского языка определяет данное понятие следующим образом: «Гражданин - это лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся всеми правами, обеспеченными законами этого государства, и исполняющее все установленные законами обязанности» [4, с. 225]. А по определению, данному в словаре С. И. Ожегова, «гражданином» является «лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства,
пользующееся его защитой и наделенное совокупностью политических и иных прав и обязанностей» [5, с. 9].
Правовед, доктор юридических наук Л. В. Лазарев отмечает, что гражданин - это человек, рассматриваемый как участник политической и правовой жизни общества... К нему адресуются правовые установления, законы этого государства. Именно как гражданин человек получает право на защиту со стороны государства внутри и за пределами своей страны. Таковы правовые последствия принадлежности лица к государству.
Изучая взгляды исследователей на понятие «гражданин» мы приходим к выводу, что гражданин может быть определен как минимум в двух смыслах - в относительно узком - юридическом смысле и в более широком - гуманитарном контексте. Гражданин - это человек, знающий и соблюдающий законы государства, обладающий правами и обязанностями, принимающий участие в жизни общества (в юридическом смысле). В гуманитарном контексте гражданин -это человек, обладающий определенными ценностями, ориентациями, активной нравственной позицией, готовый бескорыстно служить обществу. Ученые отмечают, что в традициях российского общества всегда было важно не столько юридическое определение данного термина, сколько его духовно-нравственный смысл. Так, в частности, в российской ментальности термин «гражданин» всегда трактовался в широком гражданско-патриотическом смысле, как гражданин своей страны, гражданин Отечества.
Русский философ и правовед И. А. Ильин выделил несколько черт личностных характеристик, проявление которых позволяет судить о человеке как гражданине. С его точки зрения, настоящий гражданин должен обладать чувством собственного достоинства; внутренней свободой, превращенной в самостоятельную дисциплину; спо-
собностью быть истинным субъектом права; уважительным и доверчивым отношением к другим гражданам и государственной власти; способностью превращать свою свободу в добровольную лояльность, осознанием своих прав как обязанностей и своих обязанностей как прав.
В настоящее время, в характеристику «гражданина», в круг присущих ему свойств включается и умение жить в условиях рынка, обеспечивая себе экономическую самостоятельность, способность интегрироваться в сложившуюся систему общественных отношений, умение устанавливать контакты с другими людьми, готовность к объединению для решения лично и общественно значимых проблем, сотрудничество и согласие, неприятие агрессии, жестокости, насилия над личностью.
По нашему мнению, достойный гражданин России - это человек, не только обладающий широкими правами и знающий их, но и умеющий их защищать, отстаивать, нетерпимый к любым проявлениям насилия и произвола, человек, выполняющий свои обязанности честно, по велению сердца, чувствующий неразрывную связь со своим Отечеством, его прошлым, настоящим и будущим, постоянно берущим на себя ответственность за его судьбу. Это человек, обладающий политической и высокой гуманистической правовой культурой. Быть гражданином означает не только являться членом общества, но и глубоко осознавать личную сопричастность к своему народу, нести ответственность за все то, что происходит в стране, деятельно способствовать ее прогрессу, а также являться активным участником политической и правовой жизни общества. Таким образом, можно говорить, что целью и результатом гражданского воспитания является формирование гражданина.
Идеалы и цели общества - явления конкретно-исторические, а потому дина-
мичные: их развитие вносит коррективы в воспитание растущего поколения, исходя из складывающихся условий и конкретных перспектив. Так, перестройка и демократизация конца 80-х годов побудили сделать акцент на развитие личности гражданина как активного субъекта социального действия, решительно отказаться от представления о гражданине лишь как об объекте каких-либо воздействий. Демократизация, предоставляя широкие права каждому гражданину, доверяя ему участие в общественном самоуправлении, поставила одной из главных задач - формирование обоюдной ответственности: гражданина перед собой, коллективом, обществом за себя и свой вклад в общее дело, а государства, школы, семьи, общественности - за подрастающие поколения. Перестройка общества, образования, гласность и демократизация стимулировали личностную инициативу, непременную свободу, раскованность в выражении и отстаивании своих взглядов.
Проблема гражданского воспитания, результатом которого является сформированное интегративное качество личности - гражданственность, проявляющееся в гражданском поведении и отражающее гражданскую позицию, всегда занимала особое место в педагогике. Изучение философской, исторической, психолого-педагогической литературы позволяет сделать вывод о том, что проблема формирования гражданской позиции скрывается в социально-экономических, общественных и политических отношениях.
Сущность гражданского воспитания менялась по мере развития и изменения общества. Развитие человеческой личности происходит под влиянием всех социальных условий жизни. В процессе жизнедеятельности человек вступает в многообразные отношения с обществом, в условиях той социально-экономической и политической среды, в которой протекает его развитие, складывается
его образ жизни, проявляются его нравственные качества, поступки, действия. Поступки, действия регулируются обычаями, нравственными устоями, моралью. Кроме того, они регламентируются семейными и национальными традициями, административным, трудовым и другим законодательством. Общество, государство, в котором проживает гражданин, предъявляют определенные требования к организации его жизни, дисциплине, накладывают на него определенные обязанности. Сущность и содержание их зависит от общественных отношений, сложившихся в государственном устройстве данного общества, от тех политических, моральных, юридических отношений, которые господствуют в данном обществе. С изменением экономических, социальных и политических условий жизни граждан того или иного государства меняется и содержание их гражданского самосознания, гражданских прав и обязанностей.
Гражданское воспитание тесно связано с нравственным, патриотическим и правовым воспитанием. Тем не менее, гражданское воспитание только в последние годы выделено как самостоятельное направление в системе воспитания и трактуется как целенаправленный, специально организуемый процесс формирования устойчивых гражданских качеств, характеризующих личность как субъекта правовых, морально-политических, социально-экономических отношений в государственно-общественном образовании [10, с. 36]. Так, Педагогический энциклопедический словарь (2003 год) определяет основную цель гражданского воспитания как воспитание в человеке нравственных идеалов общества, чувства любви к Родине, потребности в деятельности на благо общества [11, с. 57].
Взяв за основу понимание воспитания или воспитательной деятельности образовательного учреждения как непосредственного
или косвенного социально-позитивного целенаправленного педагогического воздействия на обучающихся посредством использования или создания определенных условий, способствующих их социализации и саморазвитию в процессе взаимодействия в образовательной среде, мы придерживаемся определения А. С. Гаязова и понимаем под гражданским воспитанием целенаправленную деятельность педагогов [10].
Анализ научной литературы показал, что разные исследователи в своих работах, посвященных гражданскому воспитанию и формированию гражданственности личности, опираются на различные подходы. Так, Е. Н. Титова в качестве основных подходов рассматривает системный и личностно-деятельностный подходы [12], а С. В. Анохин - культурологический и системный [13]. Мы согласны с мнением Н. А. Савотиной, что любой из подходов, самостоятельно существующих в практике воспитания и в современных воспитательных концепциях, не дает ожидаемого эффекта по причине их разобщенности [14]. Никакая, самая совершенная парадигма не может стать способом самосовершенствования и формирования полноценного гражданина в силу ее автономности. Только совокупность подходов способствует получению ожидаемого эффекта в практике гражданского воспитания. И только некоторые исследователи, например Л. В. Ру-глова, Н. А. Савотина, предприняли попытку систематизировать требования к организации гражданского воспитания обучающихся [15; 14]. Савотина Н. А. в своем исследовании выделяет следующие основные подходы к гражданскому воспитанию:
• знаниевый подход, основной содержательной линией которого является подача знаний об обществе и государстве;
• межпредметный подход, ключевым понятием которого является человек в системе общественных отношений, а следователь-
но, при его реализации необходимо исходить из системы знаний об окружающем мире;
• модельно-деятельностный подход, ориентирующийся на работу органов самоуправления, формирование правового пространства и демократического климата в образовательном учреждении, которое работает по модели правового демократического государства;
• практико-ориентированный подход, который предусматривает не только интеллектуальную активность, но и социальную: создание гражданских проектов, их реализация в практике, сотрудничество всех участников процесса гражданского воспитания; поисковая деятельность, музейная и краеведческая работа [14, с. 121].
Руглова Л. В., на основе анализа различных подходов к формированию гражданственности студентов вуза, выделяет:
• фронтальный подход, который предполагает массовую работу со студентами (данный подход был широко распространен в советские годы);
• дифференцированный подход, который предполагает объединение студентов в определенные группы для проведения с ними целенаправленной работы;
• индивидуальный, который предполагает проведение индивидуальной работы со студентами после диагностирования их интересов и способностей;
• деятельностный, который, с одной стороны, предполагает развитие сформированной гражданственности студентов, с другой - обеспечивает им возможность проверить свои гражданские качества в деятельности [15].
При этом, по нашему мнению, первые три подхода - учитывают количественный аспект, а последний (деятельностный подход) - процессуальный и содержательный аспекты.
Учитывая ориентацию России на развитие гражданского общества, необходимо обосновать такие подходы к гражданскому воспитанию учащейся молодежи, которые бы учитывали черты гражданского общества, тем более, что в нашей стране исторически сложились предпосылки к этому: общинный дух русского народа, вокруг которого консолидированно развивались другие народы, а также коллективистская культура, сложившаяся в годы социалистического развития, историческим корнем которой стала русская общинность.
Мы, опираясь на совокупность выделенных учеными подходов, определяем следующие основные подходы к организации гражданского воспитания системный, личностный, деятельностный, акмеологический, культурологический.
Системный подход позволяет проанализировать, исследовать, развивать некоторый объект как целостную, единую систему. Он ориентирует на раскрытие целостности объекта, на выявление существенных связей и отношений между элементами объекта, которые обеспечивают его внутреннюю организацию, функционирование и развитие.
Реализация личностного подхода способствует раскрытию индивидуальности каждого обучающегося, так как в центре внимания находится личность. Именно к ней адресована система гражданских, правовых, моральных норм и меры педагогического процесса. Исходя из интересов обучающихся, уровня их знаний и умений определяются задачи гражданского воспитания.
Однако личность развивается в деятельности, поэтому особо значимой становится теория деятельности. Организация деятельности личности и является тем механизмом, который позволяет преобразовывать совокупность внешних влияний в собственно развивающие изменения, в новообразования личности как продукты развития. Реализация
деятельностного подхода пробуждает творческий потенциал обучающихся, а также стимулирует их к самостоятельному решению различных проблем.
Акмеологический подход отвечает за системное взаимодействие и интегральное действие таких человеческих факторов, как самопознание, самоопределение, самоутверждение и творческая реализация.
Использование культурологического подхода предполагает опору в воспитательно-образовательном процессе образовательного учреждения на национальные традиции народа, овладение обучающимися высших достижений национальных культур и всей мировой культуры, являющихся высшим проявлением творческих сил и способностей человека.
В целом реализация в образовательной практике названных подходов означает, что, прежде всего, в процессе гражданского воспитания ставится и решается основная задача - создание педагогических условий для развития гармоничной, нравственно со-
вершенной, социально активной, профессионально компетентной личности гражданина России. Реализация совокупности данных подходов выражается: в признании деятельности основой духовно-практического освоения личностью объективного мира и его адекватного отражения в сознании человека; в осуществлении целостности воздействий на интеллектуальную, эмоциональную, волевую и деятельностную структуру личности; в индивидуализации и дифференциации гражданского воспитания, его комплексном анализе.
Результатом гражданского воспитания будут сформированные гражданское сознание, гражданские чувства, гражданское поведение, гражданская активность, гражданская позиция, несущая в себе гражданские ценности, соотносимые с интересами личности, общечеловеческими ценностями и выражающиеся в активном участии учащейся молодежи в общественной жизни страны, города, осознании личностью прав и обязанностей.
Литература
1. Бондаревская Е. В. Воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности // Опыт разработки концепции воспитания: в 2 ч. - Ростов н/Д: Ростов. ОИУУ, 1993. - Ч. 1. -С. 11-42.
2. Шубина В. А. Система воспитательной работы в сельскохозяйственном вузе: автореф. дис. ... д-ра пед. наук / В. А. Шубина; [Моск. с.-х. акад. им. К. Н. Тимирязева]. - М., 2001. - 63 с.
3. Большой юридический словарь / под ред. А. Я. Сухарева, В. Е. Крутских. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Инфра-М, 2004. - 704 с.
4. Большой толковый словарь русского языка / сост. и гл. ред. С. А. Кузнецов. - СПб.: Норинт, 1998. - 1536 с.
5. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка. - М.: Оникс, 2010.
6. Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1957. -517 с.
7. Казаева Е. А. Актуальные аспекты формирования ценностей гражданского общества молодежи // Совершенствование системы социально-педагогического образования в современных условиях: материалы Междунар. науч.-практ. конф. 17 ноября 2005 года. - Шадринск: Изд-во Шадринского пединститута, 2005. - С. 42-45.
8. Касаткина Н. Э. Гражданское воспитание школьников: проблемы, теоретические основы, пути решения: коллективная монография: [в 3 ч.] / Н. Э. Касаткина, Н. Г. Хвалевко, Т. Н. Семенкова; под ред. Н. Э. Касаткиной, Е. Л. Рудневой. - Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2006. - 150 с.
9. Ирхин Ю. В. Гражданское общество и власть: проблемы взаимодействия и контроля в современной России // Социально-гуманитарные знания. - 2007. - № 5. - С. 3-25.
10. Гаязов А. С. Теория и практика гражданского воспитания учащейся молодежи на современном этапе: дис. ... д-ра пед. наук. - Бирск, 1996. - 299 с.
11. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б. М. Бим-Бад; редкол.: М. М. Безруких, В. А. Болотов, Л. С. Глебова и др. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. - 528 с.
12. Титова Е. Н. Формирование гражданственности студентов в учебном процессе технического вуза: дис. ... канд. пед. наук. - Тула, 2000. - 200 с.
13. Анохин С. В. Формирование гражданственности будущих военных летчиков: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. - Саратов, 2002. - 23 с.
14. Савотина Н. А. Гражданское воспитание: традиции и современные требования // Педагогика. -2002. - № 4. - С. 39-44.
15. Руглова Л. В. Формирование гражданственности студенческой молодежи на современном этапе: дис. ... канд. пед. наук. - Кемерово, 2005. - 210 с.
УДК 378.1
Н. Э. Касаткина, С. Л. Лесникова, Е. Л. Руднева, О. С. Тимошенкова
особенности формирования творческого подхода студентов к будущей профессиональной деятельности в высшем учебном заведении20
В статье рассматриваются особенности формирования творческого подхода студентов вуза к будущей профессиональной деятельности. Формирование творческого подхода выполняет функцию основы выбора средств, способов, приемов, которые и образуют целостную профессиональную деятельность.
Ключевые слова: формирование, творчество, творческий подход, студент, будущая профессиональная деятельность.
N. E. Kasatkina, S. L. Lesnikova, E. L. Rudnevа, O. S. Timoshenkova
features of formation of the creative approach of students to the future professional work in the higher educational institution
In article features of formation tvorche-skogo the approach of students of high school to the future professional work are considered. Formation of the creative approach carries out function of a basis you-pine forests of means, ways, receptions which form complete professio-nalnuju activity.
Keywords: formation, creativity, the creative approach, the student, the future professional work.
20 Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ «Профессиональное самоопределение учащейся молодежи в условиях формирования, сохранения и укрепления ее здоровья», проект № 11-16-42005а/Т.