Научная статья на тему 'Роль и значение гражданского воспитания во Франции в условиях межкультурной интеграции'

Роль и значение гражданского воспитания во Франции в условиях межкультурной интеграции Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
621
146
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ / ГРАЖДАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБЩЕСТВО / ФРАНЦИЯ / CIVIC CONSCIOUSNESS / CIVIC EDUCATION / MULTICULTURAL SOCIETY / FRANCE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Антонова Елена Сергеевна

Статья посвящена изучению роли гражданского образования в современной Франции. Анализ позволяет выявить основные цели, задачи и принципы гражданского воспитания, а также возможные перспективы его развития в условиях межкультурной интеграции. Рассмотрены основные трактовки понятия «гражданин», «гражданское воспитание», «гражданственность» в российской и зарубежной литературе и показаны их основные отличия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE AND THE SIGNIFICANCE OF CIVIC EDUCATION IN FRANCE IN THE CONTEXT OF INTERCULTURAL INTEGRATION

This article is devoted to learning of civic education in modern France. The analysis allows to reveal the maim goals, problems and principles of civic education and possible prospects of the development in the context of intercultural integration. The main definitions of terms «citizen», «civic education», «civic consciousness» in Russian and in foreign literature are considered and their differences are shown.

Текст научной работы на тему «Роль и значение гражданского воспитания во Франции в условиях межкультурной интеграции»

УДК 94 (410)

Е.С. Антонова

РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ГРАЖДАНСКОГО ВОСПИТАНИЯ ВО ФРАНЦИИ В УСЛОВИЯХ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ

Статья посвящена изучению роли гражданского образования в современной Франции. Анализ позволяет выявить основные цели, задачи и принципы гражданского воспитания, а также возможные перспективы его развития в условиях межкультурной интеграции. Рассмотрены основные трактовки понятия «гражданин», «гражданское воспитание», «гражданственность» в российской и зарубежной литературе и показаны их основные отличия.

гражданственность, гражданское воспитание, поликультурное общество, Франция.

Термин «гражданское воспитание» существует практически во всех языках и довольно часто используется в различных официальных документах. Обычно оно означает любую воспитательную практику, любое содержание учебы, целью которых является передача правил индивидуальной и общественной жизни. В научной литературе по-разному расставлены акценты в определении понятия «гражданское воспитание». В российском педагогическом словаре гражданское воспитание определяется как формирование гражданственности в виде интегративного качества личности, позволяющее человеку ощущать себя юридически, социально, нравственно и политически дееспособным \ К основным элементам гражданственности относится нравственная и правовая культура, выражающаяся в чувстве собственного достоинства, внутренней свободе личности, дисциплинированности, в уважении и доверии к другим гражданам и государственной власти, в способности выполнять свои обязанности. Нравственная культура базируется на общечеловеческих моральных принципах, а правовая культура выступает в качестве субъективной основы и предпосылки существования правового государства.

Сознание человека, с ответственностью выполняющего свой гражданский долг и понимающего, что от его действий зависит не только собственная жизнь, но и судьба близких людей, народа и государства, определяет его социальное поведение и является существенным условием развития демократического общества. Гражданское воспитание предполагает гуманный подход к развитию личности человека. Оно строится на основе его потребностей и возможностей их удовлетворения в процессе преодоления отчуждения личности от институтов

1 Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б.М. Бим-Бад. М. : Большая российская энциклопедия, 2002.

власти, изменения приоритетов в пользу образования и культуры. Гражданское воспитание не делает различий между гражданами своей страны, их принадлежностью к определенным группам людей, однако уважает их различные мнения и интересы. Гражданское воспитание не только пропаганда или призыв к чему-то, а прежде всего призыв к ответственности и свободе.

В российской научной литературе, помимо понятия «гражданское воспитание», приводятся и такие родственные слова, как гражданин, гражданственность. Впервые определение «гражданин» как член общества (от лат. civis и гр. ро1й^) выводит Аристотель из понятия «город», что означает сообщество граждан. В Толковом словаре С.И. Ожегова дается следующее определение термина «гражданин»: «лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделенное совокупностью прав и обязанностей» 2. Это понятие имеет не только юридический смысл, но и особый моральный. Быть гражданином - значит занимать активную нравственную позицию, глубоко осознавать свой патриотический долг и ответственность по отношению к Отечеству, народу, национальным ценностям, святыням, культуре.

В политологическом словаре раскрывается термин «гражданственность», под которым понимается «одно из ведущих идейно-нравственных свойств личности, морально-психическое состояние человека, которое характеризуется ощущением себя гражданином конкретного государства, знанием и уважением прав человека, готовностью и умением добиваться соблюдения собственных прав» 3.

На многоаспектность и интеграционный характер этого понятия указывают многие российские исследователи. Так, Г.Н. Филонов рассматривает гражданское воспитание как целостный социально-педагогический и культурный процесс, что создает социальную и духовную основу формирования гражданского общества и его главного субъекта - граждански образованной и всесторонне развитой личности. Гражданственность он определяет как «комплекс субъективных качеств личности, проявляющихся в отношении и деятельности человека при выполнении им основных социально-ролевых функций, осознанной законопослушности, патриотической преданности в служении Родине и защите интересов Отечества, в подлинно свободной, честной приверженности к ориентациям на общественные нормы и нравственные ценности». Это определение сводит воедино понятия гражданственность и патриотизм 4

Н.М. Карамзин акцентирует внимание на патриотической составляющей гражданственности, выделяя разные виды любви к Отечеству: 1) физическая любовь, то есть привязанность к месту своего рождения; 2) нравственная, то есть любовь к согражданам; 3) политическая любовь, то есть любовь во благо Отечества. Это чувство необходимо воспитывать, оно не появляется само по себе 5.

2 Толковый словарь русского языка / сост. С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведова. М. : Азбуковник,

2002.

3 Политологический словарь / гл. ред. Ю.И. Аверьянов. М. : Изд-во Моск. коммерческ. унта, 1993.

4 Филонов ГН. Воспитание личности школьника // Педагогика. 1985. № 224. С. 176.

5 Карамзин Н.М. Избранные труды. М. : РОССПЭН, 2010. С. 488.

Н.И. Новиков подчеркивает, что главным предметом воспитания является «образование детей благополучными людьми и полезными гражданами» 6. В формировании гражданственности он выделяет два процесса - воспитание души и ума.

Б.Л. Вульфсон важным составляющим гражданского воспитания считает развитие у детей чувства любви в своей стране и краю, уважение к символике государства. В то же время он утверждает, что глобализация мира, проблемы выживания человечества в условиях войн, которые не прекращаются, экологические катаклизмы расширили рамки гражданского воспитания. На его взгляд, нужно вести речь прежде всего о воспитании ответственного гражданина мира, способного сохранить планету как жилье человека. Поэтому, гражданское воспитание, по мнению Б.Л. Вульфсона, должно быть представлено тремя направлениями: 1) воспитание молодежи в духе мира и ненасилия; 2) подготовка молодежи к жизни в поликультурной и многонациональной среде; 3) экологическое воспитание 7.

Все вышеизложенное позволяет сделать вывод, что российские ученые акцентируют внимание на тесной связи гражданского и патриотического воспитания, а также на формировании не только гражданина определенной страны, но и гражданина мира.

Несколько иначе расставлены акценты во французской литературе. Французский педагог П. Фульке обращает внимание на совокупность форм и методов гражданского воспитания. По его мнению, прежде всего необходимо приучить ребенка к осознанию прав и обязанностей человека как члена общества 8.

Другой французский ученый, М. Тоззи, отмечает, что гражданское воспитание нужно рассматривать как учебную деятельность 9.

В то же время во французской литературе встречаются понятия, аналогичные тем, которые имеются и в российских изданиях. Так, например, С. Гуд и В. Меркел говорят о развитии у молодых людей осознанного понятия гражданского долга 10. Основываясь на этом, главное отличие трактовки гражданского воспитания во французской научной литературе от понимания в отечественной литературе заключается в том что во Франции оно должно обеспечивать прежде всего осознание ребенком своих прав и обязанностей как члена демократического общества.

В современном мире, где все еще существует расизм, безработица, нестабильная рыночная экономика, молодых людей необходимо подготовить к реальной ситуации в Европе. Поэтому многие ученые делают упор на гражданское воспитание, признавая его важную роль в становлении личности 11. Современ-

6 Савотина Н.А. Гражданское воспитание: традиции и современные требования // Педагогика. 2002. № 4. С. 45-47.

7 Вульфсон Б.Л. Проблемы «европейского воспитания» // Педагогика. 2000. № 2. С. 73-81.

8 Foulquie P. Dictionnaire de la langue pedagogique [Texte]. Paris : PUF, 1971. P. 164.

9 Tozzi M. De la citoyennete politique a la citoyennete dans l'acte d'apprendre // Cahiers pedago-giques. 1996. № 340. P. 15.

10 Good C.V. Dictionary of Education / C.V. Good, W.R. Merkel. N.Y. : M.C. Graw-Hill Book Co, 1973. P. 99.

11 Conseil de l'Europe. L'education a la citoyennete. Document CDCC. Strasbourg, 1995. P. 3-5.

ное республиканское государство согласно интересам самого государства должно воспитывать и развивать личность ответственную и свободную. К сожалению, гражданское воспитание не может охватить все сферы нашей жизни. Оно затрагивает элементарные правила жизни в демократическом государстве: ответственное социальное поведение, знание политических и административных норм. Гражданское воспитание учит ребенка тому, что он не одинок в этом мире, что он непосредственно связан с историей своего государства, что он имеет не только определенные права, но и обязанности. Гражданское воспитание призвано развивать в человеке честность, мужество, неприятие расизма и любовь к своей стране. Формирование гражданственности должно основываться на настоящем и прошлом опыте. Очень важно учитывать, какие приоритеты существовали до настоящего момента и какие существуют сейчас. Французский педагог М. Одижье считает, что одна из основных задач гражданского воспитания - научить правильно решать конфликты, возникающие между людьми и создавать стабильные отношения между ними 12. Поэтому обучать гражданственности необходимо средствами социальных дисциплин - социологии, истории, географии, которые являются основой общества. Взаимодействие и связь между ними очень важны. Отсутствие предмета «Гражданское воспитание» в начальной школе считается одним из основных недостатков, так как основы гражданственности закладываются в раннем возрасте. Стоит отметить, что гражданское воспитание тесно связано с семейным, именно в семье дети получают первые уроки гражданственности. В семье гражданственность воспитывается всем укладом жизни: бытом, работой, традициями и обычаями. Прежде всего в семье ребенок усваивает такие общечеловеческие понятия, как добро и зло, правда и несправедливость, красивое и безобразное, полезное и вредное, то есть те моральноэстетические принципы, на которых издавна основывается педагогический опыт народа.

В течение многих веков Западная Европа была ареной многочисленных кровавых войн, ожесточенных религиозных конфликтов, межнациональной вражды. Экономические и политические противоречия существуют и в условиях современности и проявляются иногда довольно остро. Нестабильная обстановка в странах Западной Европы вызывает беспокойство у многих представителей французской общественности. За годы так называемых «демократических» преобразований был подорван дух гражданственности. Так, значительная часть новых поколений, считает патриотизм, любовь к Родине и гражданский долг необязательными. В связи с этим именно в Западной Европе возникают и усовершенствуются новейшие формы и методы политической, экономической и социокультурной интеграции.

В настоящее время в Европе существуют два главных интеграционных объединения: Совет Европы и Европейский союз. Одна из основных задач Совета Европы - «защищать права человека и фундаментальные гражданские и по-

12 Audigier F. Une discipline pas comme les autres / F. Audigier // Cahiers pedagogiques. 2006. -№ 340. P. 25.

литические свободы, выступать против любых видов социальной и национальной дискриминации, способствовать созданию в каждой стране такой системы воспитания, которая имела бы целью формировать свободных и образованных граждан, осознающих свою личностную и гражданскую ответственность» 13. Но если сближение государств в целом проходит довольно успешно, то отношения между народами этих стран остаются довольно сложными. Основными проблемами являются расизм и сепаратизм, которые создают огромные препятствия для интеграционных процессов. Поэтому важное значение приобретает в последнее время так называемое «европейское воспитание», которое направлено на духовное сближение европейских народов 14 Поэтому сейчас наблюдается тенденция необходимости выработки некоторых общих принципов воспитания и образования молодежи.

В последнее время Франция ориентирована на преодоление проблем, связанных со становлением общего рынка, созданием единой Европы, формальное объединение которой декларируется с начала 1993 года. Франции принадлежит значительная роль в разработке и осуществлении ряда программ Европейского союза относительно расширения международного сотрудничества в образовании и воспитании. К ним принадлежат программа «Эразмус», предусматривающая обмен студентами между высшими учебными заведениями, «Лингва», направленная на стимулирование изучения иностранных языков, и др. В учебных заведениях западноевропейских стран, включая Францию, проводится так называемый «День Европы». В этот день - общий для всех стран (9 мая) - на занятиях рассматриваются многообразные вопросы европейской интеграции, телевидение транслирует выступления министров образования и деятелей культуры европейских стран, организуются общеевропейские спортивные игры, концерты молодежных ансамблей, проводятся экскурсии школьников в соседние страны.

В декабре 2009 года во Франции проводился семинар Совета Европы, посвященный проблемам гражданского воспитания. Во время работы семинара были определены основные задачи гражданского воспитания: научить выполнению политического долга; научить правильно вести себя в обществе, толерантности, уважению к другим людям; привлечь внимание к окружающей среде; содействовать развитию личности; объяснить сущность демократии; научить правильно выражать свое мнение; развивать способность к сотрудничеству.

Во Франции с учетом изменившейся ситуации в Законе о направлении развития образования (Loi d’orientation sur education) отмечается, что школа призвана принимать участие в процессе адаптации молодого поколения страны к новым социальным, экономическим и техническим условиям жизни. Современный человек должен готовить себя к жизни в новых условиях, к увеличению контактов и сотрудничеству с лицами других национальностей и государств 15.

В процессе становления поликультурного общества проблемы гражданского воспитания в условиях межкультурной интеграции неразрывно связаны с приобще-

13 Conseil de l'Europe. P. 3-5.

14 Ibid.

15 Ibid.

нием детей к национальным и общечеловеческим ценностям, с воспитанием культуры межнациональных отношений подрастающего поколения. Поликультурное воспитание противостоит проявлениям дискриминации, национализма, расизма, формирует чувство солидарности и взаимопомощи между народами 16.

Понятие «поликультурное воспитание» достаточно вольно распространено в мировой педагогике. Одно из первых его определений было дано в Международном словаре образования: «Поликультурное воспитание - это воспитание, вмещающее организацию и содержание педагогического процесса, в котором представлены две или больше культуры, отличающиеся по языковому, этническому, национальному или расовому признаку» 17. Современный российский исследователь А.Н. Джуринский подчеркивает, что поликультурное образование - это не только сугубо этническое явление, но и процесс, направленный на подготовку активных граждан в тревожном и этнически поляризуемом мире 18. В сложных условиях многонациональных государств поликультурная педагогика особенно перспективна для гражданского воспитания в условиях межкультурной интеграции. По мнению А.Н. Джуринского, она способна обеспечить развитие плюралистической идентичности, которая позволяет воспринимать ценности культур и национальных традиций открытыми для конструктивного диалога.

В процессе становления многонационального поликультурного общества проблема воспитания гражданина своей нации и государства ставится в один ряд с проблемой воспитания гражданина Европы и мира. В связи с этим можно говорить о таком понятии, как космополитизм (от гр. kosmopolites - космополит, гражданин мира), обозначающем идеологию так называемого мирового гражданства. В философии стоицизма все люди являются гражданами единого мирового государства - Космополиса. В современных условиях космополитизм выступает в виде различных социально-политических ориентаций - от взаимодействия и сближения народов и государств до нигилистического отношения к национальной культуре и традициям. В основе космополитизма лежит сознание единства человеческого рода и солидарности интересов отдельных народов и стран как частей единого целого всего человечества. Космополитизм не следует противопоставлять патриотизму. Космополитизм не исключает любви к родной стране и родному народу; он дает лишь высшее мерило для оценки, что истинное общественное благо заключается в соответствии всечеловеческим интересам. В конце XX - начале XXI века наблюдается глобализация всех социальных, экономических, экологических, политических и других процессов, ранее присущих каждой отдельно взятой стране. Возникновение множества международных организаций (ООН, ЮНЕСКО, ПАСЕ и т. д.), процессы объединения народов и стран - все это приводит к тому, что людям становится недостаточно чувствовать себя гражданином какой-либо нации, они хотят быть гражданами мира.

16 Conseil de l'Europe.

17 International Dictionary of Education. L., 1977. 672 p.

18Джуринский А.Н. Развитие образования в современном мире : учеб. пособие для вузов. М. : ВЛАДОС, 1999.

Большое внимание философия космополитизма имеет во Франции. Считается, что космополиты мыслят и трудятся не только для своей страны, но и для всего мира, так как будущее Франции - это будущее всего человечества. Француз, который не пожелал бы одновременно быть космополитом, опроверг бы историю своей страны, так как Франция никогда не дала бы восторжествовать какой-либо иной идее, кроме той, которая полезна всему миру.

Сравнительный анализ многообразных трактовок понятия «гражданское воспитание», его ключевых характеристик, концептуальных подходов к воспитанию гражданственности в странах Западной Европы позволяет сделать вывод, что специалисты разных стран понимают гражданское воспитание как процесс превращения личности в члена политического содружества. Существуют также некоторые различия в определениях, которые дают отечественные и западноевропейские, в том числе и французские, исследователи. В российской педагогике обращается внимание на осознание учащимися своих обязанностей перед обществом и государством, подчеркивается тесная связь гражданского и патриотического воспитания. Французские педагоги в первую очередь обращают внимание на права и обязанности гражданина, а также на формирование у учеников как будущих граждан практического опыта. Начиная с 90-х годов ХХ столетия в условиях взаимодействия развитых стран европейского континента и социокультурной интеграции разрабатываются межкультурный и междисциплинарный подходы к гражданскому воспитанию. Главную роль в процессе межкуль-турной интеграции среди стран Европы играет Франция.

Опыт Франции и европейских стран позволяет говорить о необходимости внесения корректив в систему гражданского воспитания в нашей стране. При этом важно учитывать несколько факторов. Во-первых, необходимо помнить, что гражданское воспитание, тесно связанное со многими учебными дисциплинами, в которых речь идет об общей культуре, о воспитании гражданственности, межкультурном воспитании, нуждается в междисциплинарном подходе. Во-вторых, в условиях демократических преобразований гражданское воспитание должно обеспечивать развитие самосознания, гражданской ответственности, общественной инициативности и активности. В центр гражданского воспитания необходимо ставить интересы человека, его личность, права конкретного индивида, его суверенитет. Усовершенствование отечественной системы гражданского воспитания в этом направлении, по нашему мнению, является одним из необходимых условий создания гражданского общества в России.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Педагогический энциклопедический словарь [Текст] / гл. ред. Б.М. Бим-Бад. -М. : Большая российская энциклопедия, 2002. - 543 с.

2. Толковый словарь русского языка [Текст] / сост. С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведова. -М. : Азбуковник, 2002. - 618 с.

3. Политологический словарь [Текст] / гл. ред. Ю.И. Аверьянов. - М. : Изд-во Моск. коммерч. ун-та, 1993. - 635 с.

4. Филонов, T.H. Воспитание личности школьника // Педагогика. - 19S5. - 224 с.

5. Карамзин, КМ. Избранные труды [Текст] - М. : РОССПЭ^ 2010. - 4SS с.

6. Савотина, HA. Гражданское воспитание: традиции и современные требования [Текст] // Педагогика. - 2002. - № 4. - С. 45-47.

7. Вульфсон, Б.Л. Проблемы «европейского воспитания» [Текст] // Педагогика. -2000. - № 2. - С. 73-S1.

S. Foulquie, P. Dictionnaire de la langue pedagogique [Texte] - Paris : PUF, 1971.

9.Tozzi, M. De la citoyennete politique a la citoyennete dans l'acte d'apprendre // Ca-hiers pedagogiques. - 199б. - № 340.

10.Good, C.V. Dictionary of Education / C.V.Good, W.R.Merkel. - N.Y. : M.C. Graw-Hill Book Co, 1973.

11. Conseil de l'Europe. L'education a la citoyennete. Document CDCC [Texte] - Strasbourg, 1995. - P. 3-5.

12. Audigier, F. Une discipline pas comme les autres [Texte] // Cahiers pedagogiques. -199б. - № 340.

13. International Dictionary of Education. - L., 1977. - б72 p.

14.Джуринский, А.К Развитие образования в современном мире [Текст] : учеб. пособие для вузов.- М. : ВЛАДОС, 1999. - 200 с.

E.S. Antonova

THE ROLE AND THE SIGNIFICANCE OF CIVIC EDUCATION IN FRANCE IN THE CONTEXT OF INTERCULTURAL INTEGRATION

This article is devoted to learning of civic education in modem France. The analysis allows to reveal the maim goals, problems and principles of civic education and possible prospects of the development in the context of intercultural integration. The main definitions of terms «citizen», «civic education», «civic consciousness» in Russian and in foreign literature are considered and their differences are shown.

civic consciousness, civic education, multicultural society, France

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.