Б01: 10.12731/2218-7405-2015-9-52 УДК 37.017.92
ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ГРАЖДАНСКОГО ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ (НА ПРИМЕРЕ США)
Семисотнова О.А., Бессарабова И.С.
Актуальность темы обусловлена важностью проблемы гражданского воспитания в современных условиях формирования правового государства и гражданского общества, высшей ценностью которого являются права и свободы человека.
Цель исследования заключается в том, чтобы выявить и охарактеризовать особенности процесса гражданского воспитания учащихся в современной общеобразовательной школе (на материале США).
Результаты исследования показали, что гражданское воспитание включает три основных компонента: гражданские знания, гражданские навыки и гражданские позиции. Гражданское знание включает четкое понимание структуры правительства страны и процессов принятия законов. На данном этапе главный акцент в процессе гражданского воспитания направлен на знание и умение школьников анализировать исторические и политические события в стране, понимать направления государственной политики страны. Важная функция гражданского знания заключается в том, что оно стимулирует гражданское действие.
Неотъемлемой частью гражданского воспитания является формирование гражданских навыков, которое зависит от многих факторов, включая домашнюю среду, активное и ответственное участие в политической жизни общества, общее образование. Эти навыки классифицируются как взаимодействие, контроль и влияние.
Следующий важный компонент гражданского воспитания - гражданские позиции - относится к личностным и общественным характеристикам гражданина, важным для активного участия в жизни общества в условиях конституционной демократии. Гражданская позиция тесно связана с сознательной готовностью человека к участию в общественно полезной деятельности, наличием теоретических гражданских знаний и практических гражданских умений. Важно отметить, что гражданские знания, навыки и позиции взаимозависимы.
Область применения результатов исследования. Результаты исследования могут быть использованы в процессе разработки новых технологий, методов и приемов обучения с целью модернизации программ гражданского воспитания и формирования воспитательной среды в учебном заведении для развития гражданственности как неотъемлемого качества личности учащихся.
Ключевые слова: гражданское воспитание; гражданское знание; гражданские навыки; гражданские позиции.
THE MAIN COMPONENTS OF THE CIVIC EDUCATION IN MODERN SCHOOL
(USING THE EXAMPLE OF THE USA)
Semisotnova O.A., Bessarabova I.S.
The urgency of the topic is stipulated by the importance of the problem of civic education under modern conditions offorming of the constitutional state and civic society, which has the rights and freedoms of citizens as the highest value.
The purpose of the research is to reveal and characterize the peculiarities of the process of civic education of schoolchildren in modern secondary school (using the example of the USA).
The results of the research showed that civic education involves three basic components: civic knowledge, civic skills and civic position. Civic knowledge includes clear understanding of the government structure and the processes of law adoption. At this stage the main focus in the process of civic education is directed to the students' knowledge and skills to analyze historical and political events in the country, to understand the directions of the state policy in the country. The main function of the civic knowledge is its stimulation of the civic activity.
The essential part of civic education is the formation of the civic skills, which are dependent on many factors including home environment, active and responsible participation in political life of the society, general education. These skills are classified as interaction, control and influence.
The next basic component of civic education - civic position - is connected with personal and social characteristics of a citizen, which are important for active participation under the conditions of constitutional democracy. Civic position is closely connected with conscious readiness of a person to take part in social activity, availability of the theoretical civic know-
ledge and practical civic skills. It should be mentioned that civic knowledge, civic skills and civic position are interconnected.
Practical implications of the results. The results of the research are applicable in the process of working out of the new technologies, methods and approaches in education to modernize the programs of civic education and create educational environment in educational institution to develop civic consciousness as an essential personal quality of a pupil's personality.
Keywords: civic education; civic knowledge; civic skills; civic position.
Введение
В современном мире большое внимание уделяется проблемам формирования правового государства и гражданского общества, высшей ценностью которого являются права и свободы человека. Становление полноценного гражданского общества напрямую зависит от социальной активности и гражданской позиции подрастающего поколения нашей страны, от того, какими идеалами, знаниями и убеждениями оно руководствуется. Это подтверждается рядом федеральных документов, среди которых следует выделить: Закон «Об образовании в РФ» (2015), Основы государственной молодежной политики РФ на период до 2025 года (2014), Основы государственной культурной политики (2014), государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011-2015 гг.» (2010), Стратегия развития молодежи РФ на период до 2025 года (2015). В Концепции развития образования в РФ до 2020 года подчеркнуто, что российское общество нуждается в образованных, нравственных людях, способных самостоятельно принимать правильные решения в различных ситуациях, обладать чувством ответственности за судьбу страны, т.е. быть полноценными членами гражданского общества. Иными словами, проблемы гражданского воспитания молодежи приобретают сегодня все большее общественное значение.
Немаловажную роль в процессе формирования гражданского общества играют образование и воспитание как основа формирования осознанной гражданской позиции членов общества. В данном случае необходимым является формирование соответствия образовательного процесса и культурно-исторической ситуации, сложившейся в современном российском обществе к настоящему моменту. Актуальность гражданского воспитания подтверждается также словами из Послания президента России В.В. Путина Федеральному Собранию (2014), где говорится о необходимости создания условий для формирования и развития гражданского общества. Подчеркивается то, что школа, наряду с семьей, является основным социальным институтом, формирующим личность и приобщающим ее к культуре и ценностям, делающим ее цивилизованной и граждански образованной.
В настоящее время отечественные исследователи уделяют внимание различным аспектам гражданского воспитания: теоретические и методологические основы гражданского воспитания (А.В. Беляева, А.С. Гаязова, Н.А. Савотина); становление и развитие гражданского воспитания в России (О.В. Лебедева, Т.И. Тюляева); формирование гражданской ответственности (И.В. Зубов); гражданского самоопределения (О.Т. Ковешникова); гражданской активности (В.А. Грибанова); воспитание гражданственности (А.В. Беляев, С.А. Галкин, Н.В. Мазыкина, А.Ф. Никитин, Я.В. Соколова, И.В. Суколенов, Г.Н. Филонов).
Ряд исследователей, работающих над вопросами гражданского воспитания в России, считают, что гражданское воспитание представляет собой комплексное направление учебно-воспитательной работы, сочетающее в себе элементы правового, политического и нравственного образования (В.А. Болотов, Б.Л. Вульфсон, И.В. Дубровина, М.Н. Кузьмин, Н.Д. Никандров, М.В. Рыжаков и др.). Следовательно, эта проблема далеко выходит за рамки какой-либо одной отрасли научного знания и носит поистине междисциплинарный характер. Более того, реализация задач гражданского воспитания определяется не только логикой движения отечественной научной мысли, уровнем духовности в обществе, реальными социально-политическими условиями, но и изучением мирового опыта в исследуемой области.
В настоящей статье мы обратимся к опыту гражданского воспитания в США. Выбор страны обусловлен тем, что Россия и США являются поликультурными странами, где весьма актуальна проблема аккультурации, адаптации друг к другу представителей многочисленных культур, наций, рас, населяющих и прибывающих в страну. Будучи многонациональными, многоэтническими государствами, Россия и США испытывают на себе влияние культурно-информационных преобразований и миграционных процессов, происходящих в современном мире [1, 2].
В начале нового тысячелетия культурное многообразие можно назвать базовой ценностью российского и американского обществ, когда образование и воспитание нацелены на развитие личности, обладающей гражданскими навыками, активностью, твердой позицией, творческим критическим мышлением, межкультурной компетентностью, социальным и глобальным видением.
Российская и американская системы образования значительно отличаются друг от друга, однако обе испытывают на себе влияние общемировых социополитических, экономических и культурных преобразований, происходящих сегодня. Поэтому, важно консолидировать усилия российских и американских педагогов, психологов, социологов, политологов и других специалистов в поиске конструктивных механизмов толерантного единения человеческих сообществ, их взаимопонимания и сотрудничества с целью сохранения культурного многообразия
как необходимой тенденции развития человечества, основанной на признании национальной самобытности народов и полезности взаимообмена культурными ценностями между разными странами.
Исследование опыта гражданского воспитания в США представляет не только теоретический интерес, но и практическую ценность. Его изучение и анализ актуальны для выявления наиболее ценных идей зарубежных ученых и определения возможностей использования элементов зарубежного опыта в решении сложной задачи подготовки молодежи к жизни в современном поликультурном мире. Подчеркнем, что речь не идет о механическом переносе западного опыта на российскую почву, так как между Россией и странами Запада существуют глубокие различия в разных сферах социальной жизни и общественного сознания.
Цель настоящей статьи заключается в изучении ведущих концепций американских ученых и систематизации различных точек зрения на особенности компонентов гражданского воспитания в современной школе.
Материалы и методы исследования
Основными источниками по проблеме послужили основополагающие теоретические труды американских ученых по вопросам гражданского воспитания и поликультурного образования, а также зарубежная педагогическая периодика, материалы образовательных ресурсных центров. В процессе исследования были использованы методы теоретического анализа научной литературы по данной проблеме, перевода, синтеза научных зарубежных трудов для выявления основных положений данного исследования.
Результаты исследования и их обсуждение
Анализ литературы по проблеме гражданского воспитания позволил выделить три его важных составляющих: гражданское знание, гражданские навыки и гражданские позиции.
По мнению ряда исследователей, гражданское знание начинается с четкого понимания структуры правительства страны и процессов принятия законов политического творчества [6, 7, 11, 12]. Как подчеркивает Дж. Бэнкс, воспитание гражданственности невозможно, если граждане не понимают фундаментальных понятий, таких как «демократия», «разделение полномочий», «федерализм», «частные права», а также «роль правительства» [7, p. 12]. Поэтому для воспитания ответственного гражданина необходимо, чтобы школьники знали и умели анализировать исторические и политические события в стране, понимали направления государственной политики страны.
Результаты исследований ученых показывают, что обучение школьников на курсах по основам гражданственности повышает уровень гражданского знания учащихся [3-5]. По мнению сотрудников Центра Гражданского Воспитания (Center for Civic Education), данные курсы имеют положительное влияние не только на детей, но и на их родителей, которые совместно с детьми обсуждают материалы СМИ дома, обмениваются информацией и тем самым развивают гражданские знания [3, p. 38].
Следует подчеркнуть, что гражданское знание стимулирует гражданское действие. Школьники, которые знают больше о правительстве, с большей вероятностью примут участие в голосовании, обсудят политику в отличие от их менее осведомленных сверстников.
Содержание гражданского знания предполагает ответы на пять ключевых вопросов, которые должны интересовать каждого сознательного гражданина:
1. Что такое гражданская жизнь, политика и правительство?
2. Каковы основы американской политической системы?
3. Как правительство, установленное конституцией, воплощает цели, ценности и принципы
американской демократии?
4. Каково отношение Соединенных Штатов к другим странам и к международным пробле-
мам?
5. Какова роль граждан в американской демократии? [9].
Как подчеркивают исследователи, представление содержания в формате вопросов является преднамеренным. Демократия - это диалог, обсуждение, совещательный процесс, в котором активно участвуют граждане. Вопросы предназначены для того, чтобы подчеркнуть, что этот процесс бесконечен, что это не что иное, как продолжающийся поиск новых и лучших способов понимания идеалов демократии [8, 10-12].
Как считает Дж. Бэнкс, важно, чтобы у всех школьников была возможность рассмотреть существенные вопросы о роли правительства в гражданском обществе [6, p. 211]. В поиске ответа на первый вопрос, а именно, «Что такое гражданская жизнь, политика и правительство?», учащиеся учатся самостоятельно формировать осознанные суждения о природе гражданской жизни, политике и правительстве; о необходимости правительства в стране; о целях, задачах и функциях правительства; об особенностях ограниченного и неограниченного правительства; о природе и цели конституции; об альтернативных способах организации конституционного правительства [6, p. 212]. По мнению Ричарда А. Броуди, рассмотрение этого вопроса должно способствовать большему пониманию природы и важности гражданского общества, сложной
сети свободно сформированных, добровольных политических, социальных, и экономических ассоциаций, которые являются важной составляющей конституционной демократии. Здоровое гражданское общество не только предотвращает злоупотребление или чрезмерную концентрацию власти в руках правительства, но и служит общественной лабораторией, в которой граждане учатся демократии [7, р. 23].
Второй вопрос - «Каковы основы американской политической системы?» - нацелен на понимание исторических, философских, и экономических основ американской политической системы; отличительные особенности американского общества и политической культуры; ценности и принципы, являющиеся основой американской конституционной демократии, такие как частные права и обязанности, уважение общественных благ, верховенство закона, правосудия, равенства, правды, патриотизма, федерализма и разделения полномочий [7, р. 26]. Поиск ответа на этот вопрос способствует глубокому пониманию ценностей и принципов, выраженных в таких фундаментальных документах, как Декларация Независимости, Американская Конституция и наиболее значительных решениях Верховного Суда. Анализ отчета Комиссии Соединенных Штатов по Иммиграционной реформе от 2012 года Конгрессу показал, что она рекомендовала обратить особое внимание на основные национальные документы, подчеркивая, что: «гражданские инструкции в государственных школах должны исходить из Декларации Независимости, Конституции, Билля о правах и Четырнадцатой Поправки» [7, р. 29-30]. По словам ученых, акцент на идеалах в этих документах не является искажением американской истории. Уроки истории Соединенных Штатов, как уникального двигателя человеческой свободы, несмотря на ее ошибки, является обязательной фундаментальной частью преподавания основ гражданственности всем американцам [9].
Следует подчеркнуть, что знание идеалов, ценностей и принципов, сформулированных в основных национальных документах, служит достижению еще одной полезной цели. Эти идеалы, ценности и принципы являются критериями, которые граждане могут использовать при оценке целесообразности средств и методов, используемых правительством, а также различными организациями, которые являются частью гражданского общества.
Третий вопрос - «Как правительство, установленное конституцией, воплощает цели, ценности и принципы американской демократии?» - помогает гражданам понять и оценить особенности установленного ими механизма управления страной, и как результат, последующее разделение власти и полномочий [14]. Граждане, поддерживающие эту систему ограниченной и разделенной власти, уверены, что права граждан защищены, следовательно, они в большей мере способны поддержать органы управления различного уровня. Они также учатся ценить
роль закона в американской политической системе и участия гражданина в принятии политических решений.
Четвертый вопрос - «Каково отношение Соединенных Штатов к другим странам и к международным проблемам?» - считаем важным, потому что Соединенные Штаты не существуют в изоляции; это - часть мира, все более связываемого международными отношениями. Чтобы формировать суждения о роли Соединенных Штатов в мире сегодня и о том, какой курс должна взять американская внешняя политика, граждане должны понимать главные элементы международных отношений, и как международные проблемы затрагивают собственные жизни, и безопасность. Граждане должны научиться лучше понимать роль главных международных правительственных и негосударственных организаций в жизни своей страны и всего мира.
Заключительный вопрос - «Каковы роли граждан в американской демократии?» - имеет особое значение. Как подчеркивают Н.Г. Ни, Дж. Джун и К. Стелик-Барри, гражданственность в конституционной демократии означает, что каждый гражданин - полный и равноправный член самоуправляемого сообщества, который обеспечен основными правами и обязанностями [12, р. 32]. Граждане должны понять, что через их причастность к политической жизни и к гражданскому обществу, они могут помочь улучшить качество жизни в своих общинах и стране. Если они хотят, чтобы их голоса были услышаны, они должны стать активными участниками политического процесса. Хотя выборы и голосование являются главными в демократических институтах, граждане должны узнать, что и вне избирательной политики для них открыто множество возможностей. Наконец, они должны осознать, что достижение отдельных личных целей и общественных целей связаны с участием в политической жизни и жизни гражданского общества целом.
Второй важный компонент гражданского воспитания в демократическом обществе - гражданские навыки. Гражданские навыки включают способность общаться с выборными должностными лицами, чтобы влиять на политику государства, понимать и участвовать в государственных делах и критически оценивать гражданскую и политическую жизнь. Без них люди не могут эффективно участвовать в демократических процессах в обществе [14].
Формирование гражданских навыков зависит от многих факторов, включая домашнюю среду, участие в различных группах, общем образовании и гражданском воспитании. Некоторые зарубежные исследователи выдвигают гипотезу, что высшее образование и профессиональная занятость обеспечивают альтернативу гражданскому воспитанию для приобретения гражданских навыков [16-18]. Однако высшее образование и профессиональная занятость часто только выборочно доступны, прежде всего, людям более высокого социально-экономического стату-
са. Граждане без доступа к высшему образованию, гражданскому воспитанию, профессиональной занятости или другим путям к гражданскому развитию с политической точки зрения ограничены в возможностях.
По мнению исследователей, интересы групп, находящихся в невыгодном положении, часто отличаются от интересов более преуспевающих членов общества, и отсутствие гражданских навыков и политического знания может ограничить их способность эффективно влиять на принятие решений в обществе [18, p. 48].
Развитие интеллектуальных навыков неотделимо от гражданского воспитания. Чтобы быть в состоянии критично оценивать политическую проблему, например, нужно иметь понятие об истории ее происхождения, ее актуальности, а также о ряде интеллектуальных методов, необходимых для решения подобной проблемы.
Интеллектуальные навыки, важные для активного и ответственного гражданства, иногда называют навыками критического мышления [17, p. 67-69]. Национальные Стандарты Основ гражданственности и правительства и Структуры Основ гражданственности (National Standards for Civics and Government and National Assessment for Educational Progress (NAEP) ка-тегоризируют эти навыки как идентификацию и описание, объяснение и анализ, оценку, принятие и защиту положений по состоянию общественных проблем.
Исследователи подчеркивают, что гражданское воспитание позволяет идентифицировать или объяснить значения вещей, которые являются материальными ценностями, такими как национальный флаг, национальные памятники или гражданская и политическая жизнь. Оно также позволяет понять значения нематериальных ценностей, таких как патриотизм, права большинства и меньшинств, гражданское общество, конституционная система правления и
др. [15, 16].
Следует подчеркнуть, что способность идентифицировать язык эмоций и символы имеет особое значение для граждан. Они должны быть в состоянии различать истинные цели, для демонстрации которых используются язык эмоций и символы.
Другое интеллектуальное умение, овладению которым способствует гражданское воспитание, это умение описания функций и процессов, таких как участие в гражданской жизни, иммиграции, профессиональной занятости, помогают гражданину найти место текущим событиям в процессе политической и общественной жизни.
Ученые обращают внимание на то, что качественное гражданское воспитание стремится развить умения объяснять и анализировать [13, p. 225-227]. Иными словами, если граждане смогут объяснить, как должна работать, например американская федеральная система, право-
вая система или система политических актов и противовесов, они будут в состоянии обнаружить недостатки и внести предложения по их устранению.
Как подчеркивает У. Паркер, граждане также должны быть в состоянии проанализировать такие вещи, как компоненты и последствия социальных, политических, или экономических процессов и деятельность учреждений [17, р. 32-33]. Способность анализировать позволяет различить факт и мнение, средства и последствия. Она также помогает гражданину понять разницу между обязанностями, например, такими, как личные и общественные, или разницу между избранными или назначенными чиновниками и рядовыми гражданами.
В самоуправляющемся обществе граждане - лица, принимающие решения. Поэтому, граждане должны продолжать совершенствовать свои навыки оценки ситуации, принятия решения и защиты своей точки зрения. Эти навыки важны, чтобы граждане могли оценивать проблемы, существующие в обществе в настоящий момент, чтобы сделать выводы по проблемам и обсудить их публично или в частном порядке.
В результате анализа научной литературы выявлено, что в дополнение к приобретению гражданских знаний и интеллектуальных навыков, воспитание гражданственности в демократическом обществе должно сосредоточиться на навыках, которые требуются для информированного, эффективного, и ответственного участия в политическом процессе в гражданском обществе. Эти навыки могут быть классифицированы как взаимодействие, контроль и влияние.
Охарактеризуем подробнее каждый из навыков. А. Гордон подчеркивает, что «взаимодействовать» - значит быть отзывчивым к просьбам и нуждам сограждан; подвергать сомнению происходящие в обществе процессы, так же как и создавать коалиции и управлять конфликтами в справедливой, мирной манере [14, р. 67]. Контроль политики и правительства выпадает на долю профессионально подготовленных граждан, он должен отслеживать обработку проблем гражданского общества политическим процессом и правительством. Наконец, влияние предоставляет возможность затрагивать процессы политики и управления, а также официальные и неофициальные процессы управления в сообществе.
Следует отметить, что развитие общих навыков начинается с самых ранних лет и продолжается в течение всего курса школьного обучения. Младшие школьники могут учиться взаимодействовать в небольших группах или создавать комитеты, делиться информацией и мнениями, формулировать план действий, соразмерный с их возрастом. Они могут учиться внимательно слушать друг друга, задавать правильные вопросы, и учиться управлять конфликтами через посредничество, компромисс или достижение согласия [14, р. 69-71].
По мнению С. Лисман, школьники старшего возраста могут и должны развивать навыки контроля и влияния на государственную политику. Они должны учиться исследовать проблемы общества, используя электронные ресурсы, библиотеки, личные контакты и СМИ. Присутствие на общественных встречах, начиная от школьного совета и заканчивая советом по школьному образованию, муниципальных советах, зональных комиссиях и законодательных слушаниях должно быть необходимой частью опыта каждого ученика средней школы [15, р. 47-49]. Исследователь У Паркер дополняет, что наблюдение за судами и принципами работы судебной системы также должно являться неотъемлемой частью их гражданского воспитания [17, р. 11-12].
Таким образом, американские ученые единогласны во мнении, что для полноценного развития гражданских навыков школьники не только должны быть подготовлены к участию в вышеуказанных мероприятиях, но и иметь возможность размышлять над процессами и событиями, происходящими в обществе, под руководством грамотных и квалифицированных наставников.
Перейдем к рассмотрению следующего важного компонента гражданского воспитания -гражданских позиций. Анализ трудов американских ученых относительно данного аспекта гражданского воспитания показал, что грамотное формирование гражданских позиций у школьников является серьезной социально-психологической проблемой, так как гражданская позиция относится к личностным и общественным характеристикам гражданина, важным для активного участия в жизни общества в условиях конституционной демократии.
Исследователи подчеркивают, что гражданские позиции, как гражданские навыки, развиваются медленно в течение долгого времени и в результате того, что каждый человек изучает и испытывает на собственном опыте, в семье, в школе и общественных организациях [5, 6]. Эти события должны сформировать понимание того, что демократия требует ответственного самоуправления от каждого человека, одно не может существовать без другого.
Нельзя не согласиться с Дж. Бэнксом, что личностные качества, такие как моральная ответственность, самодисциплина и уважение ценностей и человеческого достоинства каждого человека обязательны для формирования личности гражданина [6, р. 210-211].
Характеристики человека как общественного деятеля не менее важны. По мнению А. Кол-би, такие качества как общественная активность, уважение закона, критичное отношение к действительности, готовность слушать, вести переговоры, находить компромиссы обязательны для успеха в жизни в демократическом обществе [12].
Гражданские позиции, которые способствуют политической активности человека, здоровому функционированию политической системы, осмыслению гражданином ценностей демо-
кратии, общественной пользы, были идентифицированы в Национальных стандартах основ гражданственности и правительства (National Standards for Civics and Government) [6]. Анализ данного документа показал, что эти позиции или личностные и общественные качества гражданина сводятся к следующему содержанию:
1. Становление независимым членом общества. Эта позиция подразумевает добровольное соблюдение установленных в обществе стандартов поведения, принятие на себя ответственности за последствия своих действий.
2. Принятие гражданином личных политических и экономических обязанностей. Эти обязанности включают заботу о себе, поддержку семьи, образование и воспитание детей. Они также подразумевают, что гражданин должен быть информирован о текущих общественных проблемах, правилах голосования, своевременной оплате налогов, о возможности участия в составе присяжных заседателей.
3. Уважение Человека как высшей ценности. Уважать других значит слушать их мнения, учитывать права и интересы сограждан, придерживаться принципа большинства, но признавать право меньшинства.
4. Вдумчивое и активное участие в гражданских делах. Эта позиция подразумевает предварительное ознакомление с проблемой перед голосованием или участием в дебатах. Она также означает подчинение личных желаний и интересов общественному благу.
5. Содействие здоровому функционированию конституционной демократии. Эта позиция подразумевает, что гражданин должен быть внимателен к связям с общественностью. Он обязан знать содержание конституционных ценностей и принципов, контролировать приверженность политических лидеров и общественных организаций этим ценностям и принципам и принимать соответствующие меры в случае каких-либо нарушений. Эта позиция также побуждает граждан использовать мирные и законные методы, чтобы внести поправки в законы, которые они считают несправедливыми.
Таким образом, данные гражданские позиции помогают гражданам выявить связь между своими гражданскими установками и действиями, являясь, таким образом, неотъемлемой составляющей частью гражданского воспитания.
Важность гражданских позиций или «привязанностей сердца», как назвал их А. Токвиль, едва ли может быть преувеличена [6, p. 213]. Личностные черты характера, по словам ученого, необходимые для воспитания гражданственности, имеют для человека большую ценность, чем академические знания. Судья Л. Хэнд в своей речи в 1944 подчеркнула главное значение
гражданских позиций следующими словами: «Свобода находится в сердцах людей, когда там она умирает, никакая конституция, никакой закон, никакой суд не могут ее спасти. В то время пока свобода находится в сердце, она не нуждается ни в какой конституции, никаком законе, никаком суде для своего спасения» [6, р. 213-214].
Рассмотрим вопрос о том, где и как происходит гражданское воспитание в США. Многие общественные институты помогают развивать знания и навыки граждан и формировать их гражданский характер и обязательства. Семья, религиозные организации, СМИ и общественные организации играют важную роль в этом воспитательном процессе. Семья и школа несут особую ответственность за развитие гражданской компетентности и гражданской ответственности.
Исследователи считают, что школа должна вооружить будущих граждан знаниями о работе политической системы, а также о взаимосвязи политики и правительства их родной страны с мировыми проблемами. По мнению Дж. Марча и Дж. Олсена, эффективное гражданское воспитание способствует пониманию того, как и почему собственная безопасность, качество жизни и экономическое положение связаны с той или иной страной, а также с крупнейшими региональными, международными, и транснациональными корпорациями [7, р. 35-37].
Школьное образование должно научить будущих граждан пониманию значимости прав и обязанностей граждан в конституционной демократии. В Декларации независимости, которую многие ученые рассматривают как расширенную преамбулу к Конституции Соединенных Штатов, подчеркивается, что правительства назначены, чтобы обеспечивать права граждан [6, р. 210]. Анализ соответствующих источников показал, что общепринятая классификация гражданских прав делит их следующим образом:
1. Личные права, такие как свобода мысли, совести, самовыражения, свободы места жительства, передвижения и путешествия.
2. Политические права, такие как свобода слова, прессы, собраний, ходатайства, а также право голосовать.
3. Экономические права, такие как право приобретать, пользоваться и передавать собственность, выбирать работу или менять сферу занятости, присоединяться к профсоюзу или профессиональной организации, основывать и управлять бизнесом, получать авторское право или патент, заключать законные контракты [6, р. 210-211].
Как подчеркивает Дж. Стивенс, обучение гражданским правам должно также прояснить знания школьников о том, что не все права можно считать абсолютными. Права могут противо-
речить друг другу или другим ценностям и интересам, и, поэтому, требуют разумных ограничений. Поэтому очень важно, чтобы граждане понимали правовую структуру для того, чтобы уметь прояснять взаимосвязь одних прав и свобод с другими ценностями и интересами. Эта структура, по мнению А. Колби, может обеспечить основание для того, чтобы граждане были способны принимать обоснованные решения относительно определенной сферы и пределов прав [9].
Обучение школьников основам гражданственности должно также уделять большое внимание обязанностям граждан в конституционной демократии [6, р. 211]. Понимание важности частных прав, по убеждению ученых, должно сопровождаться экспертизой личных и гражданских обязанностей. Чтобы американская демократия процветала, граждане не только должны знать о своих правах, они должны также ответственно их придерживаться. Они должны выполнять свои личные и гражданские обязанности, необходимые для самоуправляемого, свободного общества. Эти обязанности включают:
1. Личные обязанности, такие как забота о себе, семье, ответственность за последствия своих действий, соблюдение моральных принципов, принятие во внимание прав и интересов других людей и надлежащее гражданское поведение.
2. Гражданские обязанности, такие как повиновение закону, информированность и внимательность к общественным проблемам, принятие роли лидера в надлежащих случаях, оплата налогов, голосование, служение в качестве присяжного заседателя или в вооруженных силах, контроль приверженности политических лидеров и правительственных организаций конституционным принципам и принятие соответствующих мер в случае необходимости [6, р. 211-212].
Таким образом, американские исследователи акцентируют, что воспитание гражданских обязанностей должно прояснить понимание школьниками того, что права и обязанности взаимосвязаны. Смысл личной ответственности и гражданских обязательств - фактически социальные основы, на которые, в конечном счете, опираются частные права и свободы.
Анализ литературы по рассматриваемой проблеме показал, что в дополнение к обязательному учебному плану гражданское воспитание включено и во все внеучебные мероприятия, которые организует школа. Участие в жизни школы и качество отношений среди членов школьного сообщества во многом определяет уровень сформированности гражданской компетентности. Как подчеркивает М. Эппл, члены школьного сообщества должны придерживаться демократических ценностей и принципов в своих действиях, чтобы переносить эти умения на
реальные ситуации в обществе [5]. Таким образом, школа выступает своего рода экспериментальной площадкой для апробации усвоенных гражданских знаний и умений.
Исследование Е. Бимон, А. Колби, Т. Эрлих, Дж. Стивенс продемонстрировало положительные эффекты внеклассных мероприятий [9]. Школьники, которые в них участвуют, более мотивированы в учебе, уверены в своих силах, показывают лучшие лидерские качества. Более того, в фундаментальном отчете Национального лонгитюдного исследования здоровья подростков (The National Longitudinal Study on Adolescent Health) подчеркивается, что «связь со школой» является существенным защитным фактором в жизни молодых людей. «Школьные сообщества - защитный фактор от множества опасных явлений взрослой жизни» [9, p. 25-26].
Заключение
Завершая обсуждение проблемы гражданского воспитания учащихся в США, сформулируем общие выводы.
В данной статье представлены основные компоненты гражданского воспитания на основе результатов анализа содержания современных концепций американских ученых: гражданское знание, гражданские навыки и гражданские позиции.
В ходе анализа концепций выявлены сущностные характеристики компонентов гражданского воспитания в зависимости от акцента авторов на той или иной форме деятельности участников воспитательного процесса. Многообразие концепций затрудняет выделение четких критериев отнесения тех или иных форм организации процесса гражданского воспитания к определенным концептуальным направлениям. В этой связи считаем, что целесообразно определить ведущую идею, которая объединяет все проанализированные концепции - это идея о том, что воспитательная среда касается не только реформирования школьной системы, но и переосмысления философии образования, основанной на идеях уважения прав и свобод человека, справедливости и равенства независимо от идентичности людей.
Концепции американских ученых обладают большим развивающим потенциалом, так как акцентируют воспитание учащегося не пассивным объектом заботы родителей и учителей, а максимально независимым и активным субъектом, способным участвовать в жизни общества, принимая самостоятельные решения в различных ситуациях.
Делая вывод из вышеизложенного, подчеркнем, что гражданские знания, навыки и позиции взаимозависимы. Наличие знаний и навыков укрепляют гражданские позиции, а гражданские позиции, в свою очередь, могут являться ценной поддержкой в приобретении гражданских знаний и навыков. Постоянно меняющаяся обстановка в современном мире требует непрерыв-
ного развития новых подходов в гражданском воспитании. Гражданское воспитание это - важный компонент образования, который готовит граждан к активному участию в общественной жизни и демократии, учит их пользоваться своими правами и исполнять свои гражданские обязанности. Американские школы развивали свою гражданскую миссию с самых ранних дней существования республики. Свободное государство должно полностью зависеть от его граждан, и единственный способ вызвать серьезный интерес у подрастающего поколения к участию в жизни общества - это надлежащее гражданское воспитание.
Список литературы
1. Бессарабова И.С. История мультикультурного движения в американском образовании // Учен. зап. ун-та им. П.Ф. Лесгафта. 2008. №2(36). С. 24-27.
2. Воробьев Н.Е., Бессарабова И.С., Семисотнова О.А. Гражданское воспитание в поликультурном обществе // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Сер. «Педагогические науки». 2015. №3 (98). С. 46-51.
3. Anyon J. Social class and school knowledge // Curriculum Inquiry. Vol. 11. No. 1. 2013. Pp. 3-41.
4. Apple M., Beane J. Democratic schools: lessons from the chalk face. - NY: Open University Press, 2011.
5. Apple M.W. Ideology and curriculum. - Boston: Routledge and Kegan Paul, 2012.
6. Banks J.A. Citizenship education for a pluralistic democratic society // Social Studies. Vol. 81. No. 2. 2012. Pp. 210-214.
7. Banks J.A. Educating citizens in a multicultural society. - New York: Teachers College Press, 2014.
8. Barber B. R. The apprenticeship of liberty: schools for democracy // The School Administrator. Vol. 55. No. 5. 2013. Pp. 10-22.
9. Beaumont E., Colby A., Ehrlich, T., & Stevens J. Educating citizens: preparing America's undergraduates for lives of moral and civic responsibility. - San Francisco: Jossey-Bass, 2013.
10. Cary L. The refusals of citizenship: normalizing practices in social educational discourses // Theory and Research in Social Education. Vol. 29. No. 3. 2011. Pp. 405-430.
11. Cogan J. J. Civic education in the United States: a brief history // International Journal of Social Education. Vol. 14. No. 9. 2011. Pp. 52-64.
12. Colby A. Educating citizens: preparing America's undergraduates for lives of moral and civic responsibility. - NY: John Wiley and Sons, 2013.
13. Freire P. The politics of education: culture, power, and liberation. - MA: Bergin & Garvey, 2014.
14. Gordon A., Browne K., Gordon R. Beginning essentials in civic education. - Boston: Allyn & Bacon, 2013.
15. Lisman C.D. Toward a civil society: civic literacy and service learning. - Westport, Conn: Bergin & Garvey, 2012.
16. Macedo S. Diversity and distrust: civic education in a multicultural democracy. - Cambridge, Mass: Harvard University Press, 2014.
17. Parker W. Teaching democracy: unity and diversity in public life. - NY: Teachers College Press,
2013.
18. Ravitch D., Viteritti J. P. Making good citizens: education and civil society. - NJ: University Press, 2012.
References
1. Bessarabova I.S. Uchenye Zapiski Universiteta im. P.F. Lesgafta [Scientific Papers of the P.F. Lesgaft's University], no. 2 (36) (2008): 24-27.
2. Vorob'ev N.E., Bessarabova I.S., Semisotnova O.A. Izvestiya Volgogradskogo gosudarstven-nogo pedagogicheskogo universiteta [Bulletin of the Volgograd state pedagogical university], no. 3 (98) (2015): 46-51.
3. Anyon J. Social class and school knowledge // Curriculum Inquiry. Vol. 11. No. 1. 2013. Pp. 3-41.
4. Apple M., Beane J. Democratic schools: lessons from the chalk face. - NY: Open University Press, 2011.
5. Apple M.W. Ideology and curriculum. - Boston: Routledge and Kegan Paul, 2012.
6. Banks J.A. Citizenship education for a pluralistic democratic society // Social Studies. Vol. 81. No. 2. 2012. Pp. 210-214.
7. Banks J.A. Educating citizens in a multicultural society. - New York: Teachers College Press,
2014.
8. Barber B. R. The apprenticeship of liberty: schools for democracy // The School Administrator. Vol. 55. No. 5. 2013. Pp. 10-22.
9. Beaumont E., Colby A., Ehrlich, T., & Stevens J. Educating citizens: preparing America's undergraduates for lives of moral and civic responsibility. - San Francisco: Jossey-Bass, 2013.
10. Cary L. The refusals of citizenship: normalizing practices in social educational discourses // Theory and Research in Social Education. Vol. 29. No 3. 2011. Pp. 405-430.
11. Cogan J. J. Civic education in the United States: a brief history//International Journal of Social Education. Vol. 14. No. 9. 2011. Pp. 52-64.
12. Colby A. Educating citizens: preparing America's undergraduates for lives of moral and civic responsibility. - NY: John Wiley and Sons, 2013.
13. Freire P. The politics of education: culture, power, and liberation. - MA: Bergin & Garvey, 2014.
14. Gordon A., Browne K., Gordon R. Beginning essentials in civic education. - Boston: Allyn & Bacon, 2013.
15. Lisman C.D. Toward a civil society: civic literacy and service learning. - Westport, Conn: Bergin & Garvey, 2012.
16. Macedo S. Diversity and distrust: civic education in a multicultural democracy. - Cambridge, Mass: Harvard University Press, 2014.
17. Parker W. Teaching democracy: unity and diversity in public life. - NY: Teachers College Press, 2013.
18. Ravitch D., Viteritti J.P. Making good citizens: education and civil society. - NJ: University Press, 2012.
ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ
Семисотнова Ольга Александровна, аспирант
Волгоградский государственный социально-педагогический университет пр.им. В.И. Ленина, д. 27, Волгоград, 400066, Россия e-mail: [email protected]
Бессарабова Инна Станиславовна, профессор, доктор педагогических наук, доцент Волгоградский государственный социально-педагогический университет пр.им. В.И. Ленина, д. 27, Волгоград, 400066, Россия e-mail: [email protected]
DATA ABOUT THE AUTHORS
Bessarabova Inna Stanislavovna, Professor, Dr. Scs, Associate Professor Volgograd State Social-Pedagogical University 27, Lenin av., Volgograd, 400066, Russia e-mail: [email protected]
Semisotnova Olga Alexandrovna, post-graduate student
Volgograd State Social-Pedagogical University 27, Lenin av., Volgograd, 400066, Russia e-mail: [email protected]