Научная статья на тему 'Социально-педагогический подход к пониманию структуры гражданской культуры будущего учителя'

Социально-педагогический подход к пониманию структуры гражданской культуры будущего учителя Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
264
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
культура / гражданская культура / гражданские ценности / culture / civic culture / civic values

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Лаптева Ирина Дмитриевна

Статья предлагает теоретический анализ структуры гражданской культуры. Особое внимание автор уделяет анализу различных подходов к определению понятия «гражданская культура». Отмечается, что важная роль в формировании гражданской культуры студентов принадлежит гражданским ценностям. Статья сориентирована на читателя, заинтересованного в развитии гражданского сознания, гражданских ценностей и толерантности будущих учителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A theoretical analysis of the structure of civic culture is given with a special focus on discussing different approaches of the defi nition of the phenomenon of civic culture. The role of civic values for the development of civic culture of students is emphasized. The article is addressed to those interested in the development of civic awareness, civic values and tolerance of pre-service teachers.

Текст научной работы на тему «Социально-педагогический подход к пониманию структуры гражданской культуры будущего учителя»

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гусев В. А. Психолого-педагогические основы обучения математике. М.: Вербум-М, 2003. 428 с.

2. Игошев Б. М. Дополнительное профессиональное образование: новые ориентиры развития // Педагогика. 2008. №2. С. 44-49.

3. Малыгина О. А. Изучение математического анализа на основе системно-деятельностного подхода. М.: URSS, 2007. 412 с.

4. Малыгина О. А. Формирование основ профессиональной мобильности в процессе обучения высшей математике. М.: URSS, 2009. 366 с.

5. Розанова С. А. Математическая культура студентов технических университетов. М.: Физматлит, 2003. 176 с.

REFERENCES

1. Gusev VA. Psihologo-pedagogicheskie osnovy obuchenija matematike. M.: Verbum-M, 2003. 428 s.

2. Igoshev B. M. Dopolnitel'noe professional'noe obrazovanie: novye orientiry razvitija // Pedagogika. 2008. №2. S. 44-49.

3. Malygina O. A. Izuchenie matematicheskogo analiza na osnove sistemno-dejatel'nostnogo podhoda. M.: URSS, 2007. 412 s.

4.Malygina O. A. Formirovanie osnov professional'noi mobil'nosti v processe obuchenija vysshej matematike. M.: URSS, 2009. 366 s.

5. Rozanova S. A. Matematicheskaja kul'tura studentov tehnicheskih universitetov. M.: Fizmatlit, 2003. 176 s.

И. Д. Лаптева

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ПОНИМАНИЮ СТРУКТУРЫ ГРАЖДАНСКОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩЕГО учителя

Статья предлагает теоретический анализ структуры гражданской культуры. Особое внимание автор уделяет анализу различных подходов к определению понятия «гражданская культура». Отмечается, что важная роль в формировании гражданской культуры студентов принадлежит гражданским ценностям. Статья сориентирована на читателя, заинтересованного в развитии гражданского сознания, гражданских ценностей и толерантности будущих учителей.

Ключевые слова: культура, гражданская культура, гражданские ценности.

I. Lapteva

SOCIO-PEDAGOGICAL APPROACH TO THE ISSUE OF INTERPRETING THE STRUCTURE OF CIVIC CULTURE OF PRE-SERVICE TEACHERS’

A theoretical analysis of the structure of civic culture is given with a special focus on discussing different approaches of the definition of the phenomenon of “civic culture ”. The role of civic values for the development of civic culture of students is emphasized. The article is addressed to those interested in the development of civic awareness, civic values and tolerance of pre-service teachers.

Keywords: culture, civic culture, civic values.

Обеспечение духовно-нравственного развития личности россиянина — ключевая задача современной государственной политики, направленной на модернизацию страны. Законопослушание, правопорядок, доверие, развитие экономики и социальной

сферы, качество труда и общественных отношений непосредственно зависят от принятия гражданином России национальных и общественных ценностей и следования им в жизни и общественной деятельности.

Само по себе духовно-нравственное развитие личности — сложный, многоплановый процесс. Сферу педагогической ответственности можно обозначить следующим положением: личность рассматривается, прежде всего, в аспекте ее гражданственности, соответственно, организация воспитательнообразовательного процесса должна обеспечивать духовно-нравственное развитие гражданина России.

Проблемы воспитания гражданственности, гражданских качеств личности в различных аспектах рассматриваются в работах Л.И Аманбаевой, А. В. Беляева, Е. В. Бонда-ревской, Н. В. Бордовской, О. И Волжиной, К. С. Гаджиева, А. С. Гаязова, О. С. Газмана, Г. Я. Гревцевой, Е. И. Известновой, З. Я. Капустиной, Т. А. Лугининой, В. В. Мартыновой, В. А. Мижерикова, И. П. Подла-сого, О. Н. Полухина, Е. В. Ростовцевой, И. Н. Руссу, В. К. Савельева, Н. А. Саво-тиной, И. Ю. Синельникова, О. В. Солодовой, И. В. Суколенова, М. А. Шкробовой, К. В. Шкуропий, Г. Н. Филонова и других.

Термин «гражданская культура» начали использовать уже достаточно давно, однако до сих пор ни содержание понятия «гражданская культура», ни сущностная характеристика этого феномена не раскрыты в полной мере.

Анализируя феномен гражданской культуры, мы опираемся на подход, представленный в работах М. С. Кагана. Понятие культуры — родовое по отношению ко всем остальным. Поскольку источником культуры является общественная практика, включающая в себя различные виды социальной деятельности, то культура и ее виды соотносятся между собой как целое и части, имеют черты сходства и различия.

По мнению М. С. Кагана, структурно понятие «культура» является взаимосвязью трех модальностей:

- человеческой модальности, в которой культура выступает перед нами как совокупность ненаследуемых качеств человека;

-процессуально-деятельностной модальности, в которой культура предстает как способ деятельности человека, ее «технология»;

- предметной модальности, в которой

культура является инобытием человека, охватывающим все многообразие его творений — материальных, духовных и художественных, образующих «человеческий мир», или «ноосферу».

В своей деятельности человек как субъект культуры в поступках, мыслях, переживаниях опирается на общечеловеческие духовные и нравственные ценности. Культура задает систему ценностных представлений, регулирующих индивидуальное и социальное поведение человека, что служит основой мотивационно-ценностного компонента.

В качестве составляющих когнитивного компонента, на наш взгляд, выступают представления, ценности, нормы, их взаимодействие и взаимоотношения, которые обеспечивают человека образцами и средствами решения личностных задач. Сознание человека развивается внутри культурного целого, в котором представлен опыт деятельности, общения и мировосприятия. Человеку необходимо не только усвоить этот опыт, но и преобразовать на его основе свои естественные возможности и способности так, чтобы состоялось рождение его собственного жизненного пути.

Присвоение культурного опыта не происходит автоматически и не является спонтанным, оно требует произвольных осознанных усилий, специально организованной деятельности: «Культура возникает постольку, поскольку человек становится деятельным существом... Существом творящим, ибо ни одно состояние среды не способно его удовлетворить, он постоянно дополняет, обогащает, развивает, изменяет не только данное природой, но уже созданное им самим, его предками и современниками» [2].

Следовательно, в рамках деятельностного компонента на первый план выходят формирующие возможности культуры. Именно культура формирует социально направленную активность человека, ориентируя его на преобразование среды и связанное с этим саморазвитие индивида. Но деятельность, по мнению исследователя, не сводится только к «предметной»; общение людей (в современном понятии «коммуникация») является формой деятельного, целенаправленного, свободно избираемого,

практического и духовного способа реализации потребности человека в человеке как субъекта в субъекте, формирующее своей мотивацией их сочувствие, сомыслие, сознание и согласие . Чем активнее взаимодействие людей, тем интенсивнее обогащение личностных качеств, что указывает на значимость эмоционально-оценочного компонента в структуре культуры.

Следует также актуализировать понятие «саморазвитие», которое может выражаться в усилиях, направленных на осмысление и созидание своих духовно-нравственных сил и творческих способностей. Саморазвиваю-щийся человек постоянно стремится к динамичному «достраиванию» себя сообразно изменчивым обстоятельствам и собственным целям. Таким образом, интроспекция и рефлексия составляют основу интроспективнорефлексивного компонента.

На наш взгляд, необходимо обратить внимание на еще одно толкование термина «культура», без чего невозможен человеческий образ жизни. Это, прежде всего, нужда в новой искусственной среде, во «второй природе», содержащей недостающее человеку в «первой природе». По мнению М. С. Кагана, «вторую природу» люди должны сами целенаправленно создавать.

Таким образом, в структуре культуры логично выделяется следующий ряд блоков: мотивационный, когнитивный, ценностный, деятельностный, рефлексивный. Мы полностью согласны с выделением именно таких блоков, поскольку это позволит нам в дальнейшем рассмотреть структуру гражданской культуры как подсистему общей культуры личности.

Важным элементом теоретикометодологического анализа гражданской культуры является рассмотрение данного понятия в системе родственных категорий: культура (общая), политическая культура.

Гражданскую культуру мы рассматриваем как особый вид, подсистему общей культуры. Стержнем, объединяющим общую и гражданскую культуру, являются общечеловеческие ценности и нормы. В свою очередь, в гражданской культуре содержатся специфические ценности и нормы. Однако следует отметить, что гражданские ценности и нормы согласованы с общечеловеческими

ценностями и нормами, что определяет характер соотношения общей и гражданской культуры. В исследованиях, посвященных гражданской культуре, понятие «гражданская культура» часто употребляется наряду с понятием «политическая культура».

Так, О. В. Омеличкин выделяет несколько основных интерпретаций феномена гражданской культуры, осуществляемых с различных дисциплинарных позиций и с разной степенью полноты и последовательности: а) этическую, сводящую ее к проблеме воспитания гражданина, осознания им своего долга и ответственности (А. И. Соловьев, А. П. Кочетков, Ю. М. Резник); б) правовую, акцентирующую внимание на соблюдении законности и порядка, на разделении властей и защите конституционных прав и свобод личности (Н. Е. Яценко, Е. С. Казаков); в) социоэкономическую, выделяющую особые гражданские отношения и мнения за пределами государственной власти и политики (В. Д. Мехедов); г) политологическую, рассматривающую гражданскую культуру как разновидность политической культуры (В. Н. Амелин); д) социологическую, представляющую ее как определенную совокупность политических и социальных культурных элементов (М. А. Василик) [5]. Такие подходы имеют объективные основания и вполне правомерны в рамках различных по своему характеру исследований. Отметим лишь, что большинство из них находится в начальной стадии разработки и носит фрагментарный характер.

По мнению М. С. Кагана, «гражданская культура — это совокупность ориентаций членов какого-либо общества по отношению к политике в целом, к политической системе, а также по отношению к своей роли в этой системе. Иными словами, это верования и представления, которые воздействуют на поведение людей в рамках существующих политических институтов, историческая система широко распространенных фундаментальных, поведенческих, политических ценностей, разделяемых ныне членами общества, т. е. гражданами своего государства» [2].

Таким образом, ценности — это обобщенные цели и средства их достижения, выполняющие роль фундаментальных норм. Они

обеспечивают интеграцию общества, помогая человеку осуществлять социально одобряемый выбор поведения в жизненно значимых обстоятельствах. Система ценностей образует внутренний каркас гражданской культуры, выражая потребности и интересы человека. Она, в свою очередь, оказывает влияние на эти потребности и интересы, выступая важнейшим стимулом и мотивом социального действия и поведения людей.

Для понимания сущности гражданской культуры необходимо проанализировать значение «гражданственности». Понятие «гражданственность» многогранно и определяется следующими значениями: 1) то, что относится к гражданину, к гражданам, служащим родине, народу, заботящимся об общественном благе; 2) государственность; 3) активная и сознательная включенность в дела сообщества и государства; 4) синтезированное идейно-нравственное качество; 5) способность и готовность выступать в роли гражданина; 6) сложное социальнопсихологическое явление; 7) приверженность интересам государства, готовность идти на жертвы ради этих интересов; 8) осознание своих прав и обязанностей по отношению к государству, гражданская ответственность; 9) комплекс субъективных качеств личности.

Мы видим, что все эти определения взаи-модополняют друг друга, поэтому понятие «гражданственность» приобретает весьма широкий смысл. В педагогической литературе встречаются примеры структурирования элементов гражданственности как системного явления. По мнению Н. А. Савотиной, гражданственность как структурное образование включает в себя две подсистемы:

- эмоционально-психологическую (все типы нравственных отношений: отношение к людям, к труду, к природе, к самому себе; патриотизм как нравственный аспект гражданственности);

- рационально-политическую (рациональное отношение гражданина к обществу и к государству; осознание обязанностей, идей, действий, направленных на укрепление государства и общества, определяемых разумом, политической и правовой культурой, качеством социальной активности) [4].

И. В. Суколенов, предлагая вариант более сложной структуры гражданственности, конкретизирует это понятие следующим образом:

1. В социально-правовом аспекте — как достаточный уровень развития демократического сознания, принятия демократических ценностей, опыта демократических отношений, готовности к активному участию в управлении государством.

2. В морально-этическом аспекте — как уровень нравственной культуры общества.

3. В социально-психологическом аспекте — как чувство единства со страной, обществом, социальный оптимизм, любовь к Родине.

4. В педагогическом аспекте — как интегративный комплекс качеств личности, определяющий ее социальную направленность, готовность к достижению социально значимых и индивидуально необходимых целей в соответствии с принятыми в обществе правовыми и моральными нормами.

Перечисленные качественные характеристики А. В. Беляев дополняет социальнопедагогическим аспектом, конкретизируя гражданственность через понятие «гражданская культура», включающее в качестве компонентов экономическую, правовую, нравственную и экологическую культуру.

Е. В. Бондаревская выделяет в структуре гражданственности три компонента: когнитивный (знания, моральные знания, принципы, идеи, выражающие требования общества к поведению людей и постепенно становящиеся достоянием личности), регулятивный (чувства, отношения, убеждения, оказывающие регулирующее воздействие на личность) и оценочный (оценки и самооценки, используемые гражданином в практической деятельности) [1].

И. М. Тагильцева рассматривает три структурных элемента гражданственности как социального качества: гражданское сознание и гражданское самосознание, гражданская активность личности, гражданская ответственность личности.

Таким образом, гражданственность выступает как сложное социальное личностное качество. Основными аспектами понятия гражданственности личности выступают

социальный, нравственный, политический, правовой. На наш взгляд, формирование данного качества обусловливает особенности гражданской культуры личности и выступает показателем ее становления и развития.

Опираясь на подход М. С. Кагана, структуру гражданской культуры можно представить следующим образом. Развитие гражданской культуры обусловливает такая составляющая мотивационно-ценностного компонента, как гражданская позиция. Большинство исследователей рассматривает понятие «гражданская позиция» как интегративное личностное образование, осознанно избираемую субъектом жизненную позицию, основанную на гражданских ценностных ориентациях, подкрепленных мотивацией гражданского долга и ответственности, и реализуемую в формах гражданского поведения. Когнитивный компонент гражданской культуры составляют специальные знания, умения, навыки, гражданские ценности, которые служат основой гражданского сознания, представления о социально значимых качествах гражданина.

Эмоционально-оценочный компонент включает в себя позитивно-эмоционально окрашенную систему гражданских отношений, переживание ответственности за судьбы государства, общества, эмоциональное принятие традиций и ценностей государства, интерес к участию в социально значимой деятельности, а также оценки и самооценки, используемые гражданином в практической деятельности.

Составляющей в деятельностном компоненте является гражданское поведение, которое включает в себя участие человека в разного рода социально значимой деятельности, участие в работе общественных организаций и объединений граждан, выполнение гражданских обязанностей.

Интроспективно-рефлексивный компонент составляют самооценка гражданской позиции, самоанализ участия в жизнедеятельности общества, анализ и коррекция системы собственных гражданских отношений в связи с событиями общественной и государственной жизни.

Обобщая опыт различных исследователей в рассмотрении понятия «гражданская культура», охарактеризовав ее в системе родственных категорий, можем сделать некоторые выводы о сущности и структуре социально-педагогического явления, обозначенного этим понятием. Если взять за основу три модальности (М. С. Каган) и педагогический подход к определению базовой культуры личности (В. А. Сластенин), то можно сделать вывод, что «самость» в гражданской культуре представлена:

• человеческой модальностью — субъект-ность, автономность, ответственность, толерантность, активность;

• процессуально-деятельностной модальностью — коммуникация как способ реализации потребности человека как субъекта в субъекте.

«Социумность» представлена демократически организованной средой вуза.

Мы полагаем, что гражданскую культуру можно определить как целостное личностное образование, включающее в себя ценностно-смысловое ядро, проявляющееся в мотивах и в гражданской направленности личности, в сформированном гражданском самосознании, в развитых гражданских чувствах, в совокупности стратегий гражданского поведения и в реализации мотивационно-ценностного, когнитивного, эмоционально-оценочного, деятельностного, интроспективнорефлексивного компонентов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бондаревская Е. В. Смыслы и стратегии личностно ориентированного воспитания // Педагогика. 2001. №1. С. 17.

2. Каган М. С. Гражданское общество как культурная форма социальной системы. // Социальногуманитарные знания. 2000. № 6. С. 23 - 24.

3. Кейзеров Н. М. О соотношении гражданской и политической культур // Социально-политические науки. 1991. №7. С. 121-128.

4. Савотина Н. А. Гражданское воспитание студенческой молодежи: Монография. Калуга: Изд. дом. «Эйдос», 2004. 273 с.

5. Салганова Е. И. Гражданская культура учащейся и студенческой молодежи Челябинской области:

Андрагогические концепции в цикле гуманитарных дисциплин высшей школы

Социологический анализ: Монография / Е. И. Салганова, В. Н. Козлов, Е. В. Грунт. Челябинск: Изд-во Челяб. гос. ун-та, 2009. 179с.

6. Сластенин В. А. Педагогика: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. М.: Изд. центр «Академия», 2002. 576 с.

7. Соловьев А. И. Культура гражданственности. К новой парадигме // Свободная мысль. 1992. № 7. С. 61-71.

8. Сморгунова В. Ю. Человеческое измерение права: Монография. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008. 300 с.

REFERENCES

1. Bondarevskaja E. V Smysly i strategii lichnostno orientirovannogo vospitanij a [Tekst] / E. V. Bondarevskaj a // Pedagogika. 2001. №1. S. 17.

2. KagaruM. S. Grazhdanskoe obshchestvo kak kul'turnaja forma social'noj sistemy. [Tekst] / M. S. Kagan // Social'no-gumanitarnye znanija. 2000. №6. S. 23-24.

3. Keizerov N. M. О sootnoshenii grazhdanskoj i politicheskoj

kul'tur. [Tekst] / N. M. Kejzerov. // Social'no-politicheskie nauki. 1991. №7. S.121-l28.

4. SavotinaN. A. Grazhdanskoe vospitanie studencheskoj molodezhi [Tekst] / Monografija: Kaluga: Izd. dom. «Ejdos», 2004. 273 s.

5. Salganova E. I. Grazhdanskaja kul'tura uchashchejsja i studencheskoj molodezhi Cheljabinskoj oblasti: Sociologicheskij analiz [Tekst]: Monografija / E. I. Salganova, V. N. Kozlov, E.V, Grunt. Cheljabinsk: Izd-vo Cheljab. gos. un-ta, 2009. 179s.

6. Slastenin V A. Pedagogika [Tekst]: Uchebnoe posobie dlja studentov vysshih pedagogicheskih uchebnyh zavedenij / V. A. Slastenin. M.: Izd. centr «Akademija», 2002. 576 s.

7. Solov'ev A. I. Kul'tura grazhdanstvennosti. К novoj paradigme [Tekst] / A. I. Solov'ev // Svobodnaja mysl’. l992. №7. S. 6l-71.

8. Smorgunova. V. Ju. Chelovecheskoe izmerenie prava [Tekst]: Monografija / V. Ju. Smorgunova. SPb.: Izd-vo RGPU im. A. I.Gercena, 2008. 300 s.

Н. А. Иванищева

АНДРАГОГИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ В ЦИКЛЕ ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

Раскрыты андрагогические концепции в контексте гуманитарной области знания. Гума-нитарность современного образования определена с позиции обращенности к человеку, к его правам и интересам, к необходимости его комплексного изучения как биопсихосоциального существа. Андрагогика, интегрируя человекознание с другими гуманитарными науками, обеспечивает выработку теоретических оснований применительно к обучению различных категорий и групп взрослого населения. Студенты рассмотрены как взрослеющие люди, которым в будущей профессиональной деятельности предстоит взаимодействовать с детьми и взрослыми. Обоснована необходимость включения основ андрагогики в образовательный процесс высшей школы. Представлены направления профессиональной подготовки бакалавров по овладению знаниями андрагогических концепций. Разработаны программа экспериментального курса и методические рекомендации по педагогической практике бакалавров.

Ключевые слова: андрагогические концепции, высшее профессиональное образование, гуманитаризация образования, гуманитарные дисциплины, андрагогические концепции в образовании бакалавра.

N. Ivanishcheva

ANDRAGOGY CONCEPTIONS IN THE HEI HUMANITIES CURRICULUM OF HUMANITARIAN SUBJECTS IN HIGHER EDUCATION

The article regards the andragogy conceptions in the context of humanities knowledge. The humanities aspect of modern education is regarded from the point of the human, the rights and

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.