Научная статья на тему 'Особенности формирования гражданской культуры молодежи в современном российском обществе'

Особенности формирования гражданской культуры молодежи в современном российском обществе Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2100
205
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / ГРАЖДАНСКАЯ КУЛЬТУРА / ГРАЖДАНСКОЕ УЧАСТИЕ / МОЛОДЕЖЬ / CIVIL SOCIETY / CIVIC CULTURE / CIVIC PARTICIPATION / AND YOUTH

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Задонская Ирина Анатольевна

Раскрывается сущность процесса формирования гражданской культуры российской молодежи. Особое внимание уделяется особенностям и проблемам развития гражданской культуры, гражданского воспитания молодых людей, выделяются неотъемлемые компоненты и механизмы, необходимые при формировании гражданской культуры молодого человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION FEATURES OF CIVIL YOUTH CULTURE IN MODERN RUSSIAN SOCIETY

The essence of the process of formation of the civic culture of the Russian youth is revealed. Special attention is paid to the peculiarities and problems of civic culture, civic education of young people stands integral components and tools needed for the formation of civic culture youth.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования гражданской культуры молодежи в современном российском обществе»

УДК 316.334.3:321

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ КУЛЬТУРЫ МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ

© Ирина Анатольевна ЗАДОНСКАЯ

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, кандидат социологических наук, доцент, доцент кафедры теоретической и прикладной социологии, e-mail: ir-yar75@mail.ru

Раскрывается сущность процесса формирования гражданской культуры российской молодежи. Особое внимание уделяется особенностям и проблемам развития гражданской культуры, гражданского воспитания молодых людей, выделяются неотъемлемые компоненты и механизмы, необходимые при формировании гражданской культуры молодого человека.

Ключевые слова: гражданское общество; гражданская культура; гражданское участие; молодежь.

В настоящее время в России происходит становление гражданского общества. Общество может считаться гражданским и высокоразвитым только на основе гражданского единства его членов, основной целью которых является стремление к достижению общего блага.

Как показывает опыт высокоразвитых стран, гражданское общество успешно и эффективно функционирует только тогда, когда для этого создаются определенные благоприятные условия. Одним из таких условий выступает образование, которое в условиях информационного общества рассматривается как важнейший элемент инфраструктуры инновационного развития государства и человеческого капитала [1], а университет становится системообразующим фактором развития региона, удовлетворяя запросы в качественном образовании работодателей, местных органов власти, институтов гражданского общества [2].

Другим условием успешного функционирования гражданского общества является наличие в обществе развитой, многообразной социальной структуры, отражающей все богатство интересов представителей различных групп и слоев. Это многообразие не может быть застывшим, закостеневшим в количественном и качественном отношениях. Многообразие социальной структуры должно иметь хорошо развитые вертикальные и особенно -горизонтальные связи [3].

1 Статья выполнена в рамках государственного заказа Министерства образования и науки РФ «Методология изучения социальных взаимодействий гражданского общества, культуры и образования в современных условиях», договор № 6.1537.2011.

Немаловажным атрибутом современного гражданского общества, его институциональной основой являются общественные организации граждан. Они представляют собой сектор, который объединяет в себе множество различных типов организаций, обладающих рядом схожих признаков, таких как независимость от государства и самоуправ-ляемость [4].

На наш взгляд, необходимым и значимым элементом функционирования гражданского общества, помимо вышесказанных, является сформированная гражданская культура молодого человека, т. к. в строительстве российского гражданского общества важное место отводится сегодня именно молодым людям, которые способны создавать новые знания и ценности, быть активными субъектами общественно-политической, социокультурной и экономической деятельности.

Уделение внимания гражданской культуре молодежи необходимо для воспитания ее в духе законопослушания, развития ее инициативы, ответственности, способности к диалогу и сотрудничеству, умению пользоваться личными правами и свободами, уважению к правам других людей, выработке стремления и желания влиять на содержание и характер решений органов и институтов государственной власти в общенациональном масштабе или на местном уровне.

Формирование и развитие гражданской культуры, в свою очередь, предполагает и наличие глубоких и систематизированных знаний по общественным дисциплинам, дополненных гражданскими знаниями. Несомненно, гражданское знание обладает особой

значимостью, поскольку в ее основу заложена идея полноценного участия личности в решении общественно значимых задач общества. Именно оно служит основой для формирования гражданских умений и навыков.

Хотелось бы отметить, что в политическом поведении молодого поколения сегодня наблюдается:

- во-первых, общая активизация политического сознания данной социальной группы, которая находит выражение в интенсивном обсуждении острых общественнополитических вопросов и в критической проверке предлагаемых различными политическими силами ответов на эти вопросы;

- во-вторых, повышение информированности о политических процессах непосредственно сказывается на образе мыслей и действиях молодых людей [5]:

- уменьшается их конформизм;

- переоцениваются традиционные схемы объяснения общественных противоречий;

- ведутся интенсивные поиски новых радикальных решений возникающих вопросов.

Необходимо подчеркнуть, что проблематика гражданского воспитания нашла отражение:

- в Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2010-2015 гг.»;

- в Федеральной целевой программе «Молодежь России»;

- в Национальной доктрине развития образования в Российской Федерации до 2025 г.

Для современной государственной молодежной политики гражданская позиция, общественная и политическая активность молодых людей представляют интерес и с точки зрения ее развития, и с точки зрения ее роли в активизации общественно-политической жизни. Специфика проводимой государственной политики и ее направленность заключается в формировании общественнополитической активности молодежи, развития самоуправления в ее среде, т. к. данная социальная группа, как электоральный ресурс общества привлекает сегодня особое внимание политиков и лидеров общественного движения.

Теснейшим образом с гражданской культурой молодежи связано и ее правосознание. Права и свободы личности являются систем-

ной характеристикой гражданского общества, а развитое правосознание - важнейший элемент гражданской культуры. Приоритет права - то, без чего гражданское общество в реальности невозможно. Человек только тогда становится гражданином, когда обладает высокими нравственными идеалами, мировоззрением, основанным на сочетании чувства собственного достоинства, независимости, индивидуальности с уважением прав и свобод других граждан при неукоснительном соблюдении законов.

Таким образом, на основе вышесказанного, можно констатировать, что сущностью процесса формирования гражданской культуры должна стать убежденность в ценностном потенциале права, правопорядка, правосознания, свободы, справедливости, гуманизма, толерантности и патриотизма.

Исследователи выделяют основные эмпирически проверяемые показатели сформи-рованности гражданской культуры молодого человека [6].

Первый - это политическое познание, поскольку полноценное участие человека в жизни общества невозможно без стремления его к информированности о своих политических правах, политической системе, системе управления и этот показатель распадается на частные показатели:

а) уровень внимания к политическим событиям (исследования показывают, что в более развитых странах уровень внимания выше);

б) обладание информацией и наличие собственного мнения, например, способность определить лидеров политических партий и знание сути их программ; чем выше уровень политической культуры, тем теснее связь между уровнем информированности и наличием собственного мнения;

в) уровень компетентности в сфере политики.

Второй показатель - это отношение к политике и политической системе. Здесь важны следующие моменты:

а) оценка деятельности властей (в развитых странах большинство населения убеждено, что правительство способствует улучшению жизни, в менее развитых доля разделяющих эту точку зрения значительно меньше);

б) частота обсуждения политических проблем с друзьями, родственниками, знакомыми и уровень свободы в обсуждении;

в) формы политической коммуникации, т. е. насколько люди ощущают свою безопасность, чувствуют, что они свободны поддерживать любые политические партии и силы;

г) уровень национальной гордости за политическую систему страны, за ее успехи в разных областях, за положение страны на международной арене, ее экономическую систему, духовные и религиозные ценности, вклад в науку, в искусство и др.

Третий показатель - это степень участия в политической жизни общества. Под этим подразумевается:

а) уровень политической активности личности;

б) формы участия в политической жизни, которые кажутся людям наиболее предпочтительными;

в) участие в государственной политике или в органах местного самоуправления (исследования показывают, что избирают чаще второе, чем первое);

г) степень веры людей в то, что они способны оказывать влияние на решения, принимаемые элитой, и выбор методов такого влияния: через политическую партию, неформальную организацию, юридические органы, суд, выборы и др.

Следовательно, сформированная гражданская культура позволяет утвердить самоценность молодого человека, осознать свою значимость и влиятельность, главенство своих прав и интересов, а также почувствовать себя полноценным участником гражданской и политической жизни общества. Вместе с тем, будучи активным субъектом гражданской культуры, российская молодежь способна преодолевать социальные противоречия, вырабатывать и реализовывать совместные с другими гражданами действия с тем, чтобы обеспечить воспроизводство жизни общества и государства. Социальная активность молодежи является залогом эффективного взаимодействия с властными структурами по поводу разрешения социальных и нравственных вопросов, урегулирования конфликтов и противоречий, неизбежных в социальной среде, а также основой эффективности социализации личности с целью достижения индивидуальной успешности и стабильности общества [7].

Также следует выделить, что неотъемлемым компонентом и важным механизмом, необходимым при формировании «гражданской культуры» является гражданское участие молодежи в различных негосударственных организациях и ассоциациях, посредством которых человек в состоянии проявить свои социально значимые качества и в которых нормы и ценности гражданского общества находят свое конкретное воплощение. Эти негосударственные и самоуправляющиеся организации условно можно разделить на две группы. К ним, в первую очередь, относятся проблемно-ориентированные организации, выражающие конкретные потребности и интересы человека. Они действуют в рамках определенных секторов экономической и социальной жизни общества (правозащитные, экологические, потребительские и т. д.) и содействуют решению конкретных проблем, возникающих в жизни молодых людей [3, с. 258].

На взгляд Г.В. Атаманчук, участие российской молодежи в гражданском обществе обусловлено двумя важными моментами [8]:

- во-первых, молодежь «почувствовала» вкус к самостоятельным позициям и пресекает всякие попытки «выступать от ее имени» или настаивать на контроле за молодежью;

- во-вторых, опираясь на прагматическую доминанту и стандарты «великодержавности», респонденты осознают, что существуют интересы общества и интересы государства, что граждане должны каким-то образом контролировать деятельность государственных структур и уметь отстаивать свои индивидуальные и коллективные права. Молодые люди не могут принять протестный потенциал некоторой части «старшего поколения», им присуще желание действовать рационально, находить выход из создавшихся трудностей.

Теоретический анализ гражданской культуры молодежи конкретизируется результатами социологических исследований, которые позволяют зафиксировать ряд тенденций и противоречий в становлении гражданской культуры молодых людей [9]:

- политика не является приоритетной сферой социокультурных интересов молодежи;

- нарастает прагматическое, утилитарное отношение студенческой молодежи к

политике - это проявляется в прямом соотнесении политической ситуации с ухудшением или улучшением ее социально-материального положения, возможностей трудоустройства, профессионального самоопределения и продвижения;

- интерес студенческой молодежи к политике носит в основном ситуативный характер - она интересуется преимущественно конкретными политическими событиями, а не теоретическим анализом политических процессов и проблем;

- происходит переход от сверхполитизации (когда политика рассматривалась как самое важное дело миллионов) к идеям гражданского общества, правового государства, гласности, культуры гражданственности;

- преимущественное участие в деятельности формальных политических институтов сменяется участием в неформальных общественных объединениях или неучастием в политической жизни;

- на смену политическому активизму как целевой установке воспитания и пропаганды приходит идея гражданской культуры с акцентом на человека, на механизмы формирования его политических знаний, убеждений, ценностных установок и ориентации.

В целом результаты социологических исследований свидетельствуют о позитивных динамических процессах, происходящих в самосознании российской молодежи, о процессе формирования гражданской культуры в среде данной социальной группы. Более того, молодежь сама указывает пути формирования гражданской культуры, а именно через эффективную молодежную политику со стороны государства, активизацию деятельности молодежных общественных организаций.

В заключение нам хотелось бы привести ряд рекомендаций по формированию и повышению гражданской культуры студенческой молодежи, которые предлагают В.Н. Козлов и Е.И. Салганова [10].

Правительству Российской Федерации, Государственной Думе Российской Федерации:

- государственную молодежную политику сделать одним из приоритетов федеральных и региональных органов власти, в т. ч. обратить внимание на студенческую молодежь, на распространение гражданских

ценностей среди молодежи, на совершенствование законодательства по молодежи;

- разработать целостную и системную концепцию гражданского становления для всех групп молодежи и программу формирования и развития гражданской культуры молодежи;

- считать первоочередной и решать проблему трудоустройства выпускников учреждений профессионального образования, в т. ч. путем государственного заказа и бизнес-заказа.

- сформировать систему государственного и общественного признания и поощрения социально ответственных добровольных действий молодежных общественных объединений, организаций, движений по формированию и развитию гражданской культуры молодежи, используя систему конкурсов, номинаций, рейтингов, а также государственных грантов;

- повышать информационную культуру учащейся молодежи как условие развития гражданской культуры, обратить здесь особое внимание на роль СМИ, Интернета и т. п.

Общественной палате Российской Федерации, общественным организациям:

- в целях интеграции воспитательных сил общества в формировании гражданской культуры молодежи организовать деятельность городских, районных советов содействия семье, учебным заведениям;

- расширять сеть учреждений дополнительного образования, использующих инновационные формы работы с учащейся и студенческой молодежью по их социокультурному развитию, духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию;

- поддерживать семьи в духовнонравственном и гражданско-патриотическом воспитании молодежи; разработать и реализовать мероприятия, способствующие включению семей в гражданско-патриотическую, краеведческую, спортивно-массовую и культурно-массовую деятельность; привлекать родителей к делам учебных заведений (школ, учреждений профессионального образования), помогать им овладевать основами семейного воспитания, решения проблем гражданской культуры;

- осуществлять общественный контроль за использованием средств, выделяе-

мых на мероприятия по повышению гражданской культуры молодежи;

- признать приоритетность и выработать меры по борьбе с девиантным поведением;

- разработать и создать механизм общественного контроля с участием родительских комитетов, попечительских советов при образовательных учреждениях за деятельностью государственных органов и бизнеса в решении проблем формирования и развития гражданской культуры учащейся и студенческой молодежи;

- развивать диалог общественности, научного сообщества, общественных организаций и властных структур региона по формированию и развитию гражданской культуры молодежи, прежде всего, учащихся и студентов.

Образовательным учреждениям и учреждениям культуры, научным организациям:

- активизировать деятельность в сфере культуры и дополнительного образования по оказанию помощи семье и учебным заведениям в организации свободного времени учащейся и студенческой молодежи по месту жительства;

- привлекать семьи к традиционным праздничным мероприятиям, посвященным дням воинской славы России, юбилейным датам, традициям районов, городов, области;

- создать условия для усвоения учащимися и студентами гражданских знаний, формирования умений и навыков, приобретения ими позитивного социального опыта;

- усилить гражданские и патриотические аспекты в курсах социально-гуманитарных дисциплин;

- проводить экспертизы гуманитарных и воспитательных программ с целью выявления особенностей формирования и развития гражданской культуры учащейся и студенческой молодежи;

- организовать систему подготовки кадров в учебных заведениях, способных эффективно решать задачи гражданско-патриотического воспитания; внедрять дистанционное обучение кадров в системе гражданско-патриотического воспитания учащейся и студенческой молодежи;

- воспитывать потребность в саморазвитии на личностном уровне, а также создавать условия для саморазвития учащейся и студенческой молодежи;

- создавать условия формирования качественно новых отношений педагогов и учащихся, которые обеспечивают реальное равенство прав участников совместной общественной деятельности;

- осуществлять комплексные исследования для научного и информационноаналитического обеспечения состояния и проблем гражданской культуры различных групп молодежи, в т. ч. учащейся и студенческой молодежи.

Средствам массовой информации:

- регулярно публиковать материалы об

опыте работы территорий, органов власти и управления, предприятий, образовательных, культурно-просветительных учреждений,

семей по духовно-нравственному, гражданско-патриотическому воспитанию молодежи;

- проводить дискуссии с участием научной общественности, представителей органов власти по современным проблемам гражданской культуры учащейся и студенческой молодежи и поискам выхода из сложных ситуаций;

- рассмотреть вопрос о выделении на областном телевидении и радио эфирного времени программам, посвященным гражданским знаниям, ценностям и нормам;

- учредить региональные гранты по поддержке средств массовой информации, освещающих проблемы гражданской культуры.

Таким образом, сформированная гражданская культура молодого человека позволит утвердить его самоценность, повысить его статус в обществе, осознать свою значимость и влиятельность, главенство своих прав и интересов, а также почувствовать себя полноценным участником гражданской и политической жизни общества. Вместе с тем, будучи активным субъектом гражданской культуры, российский молодой человек будет способен преодолевать социальные противоречия, вырабатывать и реализовывать совместные с другими гражданами действия с тем, чтобы обеспечить воспроизводство жизни общества и государства.

1. Задонская И. А. Инновационно-образовательная среда регионального классического университета // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2010. Вып. 10 (90).

2. Налетова И.В. Уровни формирования качества высшего образования в современном мире // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2011. Вып. 4 (96).

3. Белинская Д.В., Задонская И.А. Гражданское общество как фактор формирования партиси-паторных практик // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2012. Вып. 8 (112).

4. Окатов В.Н., Окатов А.В. Гражданская самоорганизация регионального общества: особенности формирования, формы реализации, перспективы // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов,

2008. Вып. 8 (64).

5. Салганова Е.И. Гражданственность как показатель гражданской культуры учащейся молодежи // Управление социальными процессами в регионах: материалы 6 Всероссийской научной конференции. Екатеринбург, 2008.

6. Гаврилюк В.В., Маленков В.В. Гражданственность, патриотизм и воспитание молодежи // Социологические исследования. 2007. № 4.

7. Андреев А.Л. Гражданская позиция российской учащейся молодежи // Вестник Российской академии наук. 2005. Т. 75. № 7.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Атаманчук Г.В. Новое государство: поиски, иллюзии, возможности. М., 2007.

9. Трынов Д.В., Шапко В.Т. Гражданская культура студентов. Тенденции и проблемы формирования // Социологические исследования.

2009. № 4.

10. Козлов В.Н., Салганова Е.И. Гражданская культура учащейся и студенческой молодежи Челябинской области // Вестник Челябинского государственного университета. Философия. Социология. Культурология. Челябинск,

2010. Вып. 16 (182).

Поступила в редакцию 12.09.2012 г.

UDC 316.334.3:321

FORMATION FEATURES OF CIVIL YOUTH CULTURE IN MODERN RUSSIAN SOCIETY

Irina Anatolyevna ZADONSKAYA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Candidate of Sociology, Associate Professor, Associate Professor of Theoretical and Applied Sociology, e-mail: ir-yar7 5 @mail.ru

The essence of the process of formation of the civic culture of the Russian youth is revealed. Special attention is paid to the peculiarities and problems of civic culture, civic education of young people stands integral components and tools needed for the formation of civic culture youth.

Key words: civil society, civic culture, civic participation, and youth.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.