Б01: 10.12731/2218-7405-2015-7-39 УДК 37.017.4
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ГРАЖДАНСКОГО ВОСПИТАНИЯ В РОССИИ И США:
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ
Семисотнова О.А., Бессарабова И.С.
Актуальность темы обусловлена важностью проблемы гражданского воспитания молодежи в современном поликультурном обществе и мире, где уважение прав свобод человека, формирование гражданственности являются приоритетными направлениями образовательной политики.
Цель исследования заключается в том, чтобы выявить и охарактеризовать общие и особенные подходы при формулировке целей и задач гражданского воспитания в России и США.
Результаты исследования показали, что в проанализированных концепциях российских ученых к определению целей и задач гражданского воспитания прослеживаются актуальность воспитания патриотизма, правовой и политической грамотности, и ответственного участия в общественной жизни.
Подчеркнем, что похожие идеи присутствуют и в концепциях американских ученых. На наш взгляд, особенным для России является более тесная связь гражданского воспитания с патриотическим и правовым воспитанием, в то время как американские авторы подчеркивают поликультурный характер гражданского воспитания. Об этом свидетельствуют разные подходы к пониманию «активной гражданской позиции ученика». Российские ученые подразумевают только готовность ученика к ответственному и грамотному участию в жизни школы, района и общества. Американские теоретики дополняют «активную гражданскую позицию» умением школьника противостоять любой форме дискриминации, как в школе, так и за ее пределами.
Для достижения целей гражданского воспитания американские ученые указывают на необходимость создания в школе демократической атмосферы, сотрудничества школы с общественными организациями, приобщения детей к волонтерской деятельности, развития способности критически оценивать информацию, правовой грамот-
ности и политической активности, совместной работы школы и церкви в нравственно-гражданском воспитании ребенка.
Область применения результатов исследования. Результаты исследования могут быть использованы в процессе разработки новых технологий, методов и приемов обучения с целью модернизации программ гражданского воспитания и формирования демократической воспитательной среды в учебном заведении для развития гражданственности как неотъемлемого качества личности учащихся.
Ключевые слова: гражданское воспитание; идеал гражданина; национальный воспитательный идеал; гражданская компетентность личности; активная гражданская позиция.
GOALS AND TASKS OF CIVIC EDUCATION IN RUSSIA AND IN THE USA:
COMPARATIVE ANALYSIS
Semisotnova O.A., Bessarabova I.S.
The urgency of the topic is stipulated by the importance of the problem of civic education of youth in modern multicultural society and the world, where respect of human rights and freedoms, development of civic consciousness are the leading directions of educational policy.
The purpose of the research is to reveal and characterize general and peculiar approaches towards the formulation of the goals and tasks of civic education in Russia and in the USA.
The results of the research showed that in the analyzed conceptions of the Russian scientists towards formulation of goals and tasks of civic education the urgency of the patriotism development, law knowledge and political awareness, responsible participation in social life are revealed.
It should be pointed out that similar ideas exist in the American conceptions. In our opinion, closer relation of civic education to patriotic and law education is specific for Russia, while American authors underline multicultural character of civic education. Different approaches to understanding the «active civic position of a student» are revealed. Russian scientists mean only readiness of a student to responsible and competent participation in the life of a school, district and society. American theorists add to «active civic position of a student» the student's skill to resist to any form of discrimination at school as well as out of it.
To meet the goals of civic education American scientists point out the importance of creation at school the democratic atmosphere, school cooperation with social organizations, development of critical assessment of information, law knowledge and political activity, cooperation of school and church in the process of moral and civic education of a child.
Practical implications of the results. The results of the research are applicable in the process of working out of the new technologies, methods and approaches in education to modernize the programs of civic education and create democratic educational environment in educational institution to develop civic consciousness as an essential personal quality of a pupil s personality.
Keywords: civic education; ideal citizen; national educational ideal; civic competence of a person; active civic position.
Введение
Обращаясь к современному состоянию гражданского воспитания в нашей стране, подчеркнем, что начало XXI века для России - время формирования гражданского общества и правового государства, перехода к рыночной экономике, признания человека, его прав и свобод высшей ценностью.
Изменения, происходящие в обществе, предъявляют новые требования к отечественной системе образования, среди которых на первый план выдвигаются самореализация и социализация личности учащегося в обществе, способность к адаптации на рынке труда и подготовленность к жизни в современном многонациональном обществе. Усиление воспитательной функции образования предусматривает формирование у школьников таких качеств личности как гражданственность, патриотизм, ответственность, трудолюбие, нравственность, любовь к семье, Родине, бережное отношение к окружающей природе. В Концепции развития образования в РФ до 2020 определены приоритетные направления работы школы, среди которых главными стали: усиление воспитательного потенциала образовательного процесса, организация эффективного гражданского воспитания.
В нашем исследовании мы обращаемся к опыту гражданского воспитания в США. Несмотря на то, что в последнее время вновь осложнились российско-американские отношения, материалы американских СМИ по своему тону напоминают период «холодной войны», а в России наблюдаются «антиамериканские настроения» в определенных кругах, нельзя полностью отрицать богатый многовековой педагогический опыт США в области гражданского воспитания. По убеждению ведущего российского специалиста по сравнительной педагогике
Б.Л. Вульфсона, «... школу нужно оберегать от националистического поветрия. ... В условиях существования разных партий и острой борьбы между ними школа должна быть по возможности ограждена от такой конфронтации. Это справедливо, как в отношении политических баталий,так и применительно к национальным отношениям. Тут учебные заведения должны быть поистине «экстерриториальны»» [4, а 263-264].
Считаем, что изучение опыта гражданского воспитания в США будет полезным для российской теории и практики в этой области по ряду причин.
США, как и Россия, является поликультурной страной, что актуализирует проблему воспитания и обучения представителей разных национальностей, конфессий и культур как граждан единого государства. Педагогический опыт США, как родины большого числа иммигрантов, важен именно тем, что изначально это была территория проживания разрозненных переселенцев, что требовало особого подхода к решению проблем образования, усложненных, в первую очередь, языковыми и религиозными различиями иммигрантов.
История становления гражданского воспитания в США насчитывает более двух веков и неразрывно связана с исторической и политической жизнью общества. Исследователи соотносят ее начало с провозглашением независимости США в 1783 г. и утверждением Конституции США в 1787 г. Данные исторические события актуализировали проблемы построения нового государства, сплочения людей как единой нации и воспитания активных граждан новой страны. Следует подчеркнуть важность появления Конституции США, как первой в мире письменной Конституции, оказавшей влияние на Конституции многих стран мира, включая Россию. Данный документ может являться отдельным предметом изучения для разных специалистов, но для нашего исследования принципиально важно то, что Конституция США впервые закрепила основы правового и демократического государства, что повлияло на цели и задачи воспитания гражданина страны.
Вопросам гражданского воспитания в США посвящены немногочисленные диссертационные исследования отечественных ученых: проблемы нравственно-гражданского воспитания школьников в США и России [8, 10, 19]; гражданское образование учащихся в средней школе США [18]; содержание и методы гражданского образования молодежи в США [15]; политическая культура молодежи США [14]; гражданское воспитание учащихся в англоязычных странах [17].
Принципиальное отличие нашего подхода к изучению вопросов гражданского воспитания в США заключается в том, что мы рассматриваем данную проблему в поликультурном контексте. Показать тесную взаимосвязь гражданского воспитания и поликультурного образования
необходимо, так как последнее обеспечило доступ к получению образования всеми гражданами США и явилось мощным стимулом развития гражданского воспитания в конце XX - начале XXI вв.
В научной литературе США теория и практика гражданского воспитания учащихся во многом опирается на труды исследователей, изучающих современные проблемы поликультурного образования: Б. Байглоу, Б. Петерсен, К. Берайтер, С. Инглман, С. Болл, У Бруковер, Дж. Бэнкс, К. Бэннет, У. Блэссингейм, М. Гибсон, Д. Голлник, Ф. Чинн, К. Грант, Ж. Гэй, Л. Делпит, Р. Де-ниэлс, Е. Коэн, Д. Ладнер, П. Лимерик, Г. Лэдсон-Биллингс, С. Ньето, Б. Сайзмор, К. Слитер, Д. Хеллинг и др.
Цель настоящей статьи заключается в изучении подходов российских и американских ученых к определению целей и задач гражданского воспитания, чтобы выявить национальные приоритеты в воспитании молодежи в России и США.
Материалы и методы исследования
Основными источниками по проблеме послужили основополагающие теоретические труды американских ученых по вопросам гражданского воспитания и поликультурного образования, а также зарубежная педагогическая периодика, материалы образовательных ресурсных центров. В процессе исследования были использованы методы теоретического анализа научной литературы по данной проблеме, перевода, синтеза научных зарубежных трудов для выявления основных положений данного исследования.
Результаты исследования и их обсуждение
В настоящее время гражданское воспитание в России находится на этапе становления, который включает разработку его целей, задач и содержания, формирование демократических начал в работе образовательных учреждений и организацию социальной практики учащихся.
Анализ научной литературы российских и американских ученых по вопросам гражданского воспитания позволяет сравнить подходы исследователей двух стран к формулировке целей и задач гражданского воспитания. Подобный взгляд на проблему поможет выявить национальные приоритеты в воспитании молодежи в России и США.
Главной целью образования в России является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России для жизни в демократическом государстве, гражданском обществе. Такой гражданин должен обладать определенной суммой знаний и умений,
иметь сформированную систему демократических ценностей, а также готовность участвовать в общественно-политической жизни школы, местных сообществ.
Современный национальный воспитательный идеал определен в России как высоконравственный, творческий, компетентный гражданин, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа России [7].
В.А. Гладик при определении цели гражданского воспитания делает акцент на формировании гражданской компетентности личности, под которой понимает совокупность готовности и способностей, позволяющих ей активно, ответственно и эффективно реализовать весь комплекс гражданских прав и обязанностей в гражданском обществе [5].
Н.Ф. Крицкая демонстрирует более развернутый подход к определению цели гражданского воспитания и полагает, что оно преследует три группы целей, обозначаемые понятиями «политическая культура», «правовая культура» и «культура межнациональных отношений». В первом случае речь идет о знании школьником политики, политической системы страны, органов управления государством, лояльном отношении к политической организации общества, умении участвовать в политической жизни страны. Во втором - подразумевается наличие таких качеств и знаний, как сознательная дисциплина, законопослушность, нетерпимость к правонарушениям, знание основных законов общества и государства, представление о праве, гражданских правах человека и ребенка, в частности. Особенно важным считается воспитание законопослушности - уважения к закону и стремления его выполнять. В третьем - необходимо развивать знание истории, культуры, искусства своей родины, страны; любовь к своему народу и активное участие в сохранении и развитии национальной культуры; знание культур других народов своей страны и других государств, уважительное к ним отношение; умение строить отношения с представителями других культур и народов на принципах взаимоуважения и толерантности [11].
Анализ подходов отечественных ученых к формулировке целей гражданского воспитания показал, что ряд исследователей акцентируют патриотический компонент в организации работы с учащимися.
Так, Н.А. Иванов считает целью гражданского воспитания - воспитание любви школьников к исторической родине, а значит - патриотических чувств и в целом - формирование ценностной системы, обеспечивающей становление гражданственности и патриотизма [9].
Г.Я. Гревцева основной целью в работе с учащимися ставит развитие у школьников гражданственности и патриотизма, т.е. формирование важнейших духовно-нравственных и соци-
альных ценностей, значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни. При этом гражданственность понимается автором как гармоническое сочетание патриотических, интернациональных чувств, нравственная и правовая культура, выражающиеся в чувстве собственного достоинства, во внутренней дисциплинированности, уважении и доверии к другим гражданам, к государству [6].
При определении цели гражданского воспитания американские ученые акцентируют разные аспекты, но едины во мнении, что школа призвана воспитать идеал гражданина, который понимает и принимает демократические ценности, является патриотом своей страны, уважает и соблюдает закон, знает и выполняет свои гражданские обязанности, разбирается в устройстве политической власти, принимает участие в общественной деятельности на благо общины, штата и страны в целом, уважает культурное многообразие, способен активно противостоять дискриминации в любой форме проявления, бережно относится к национальному и мировому богатству и многообразию культур страны и мира.
М. Эппл и Дж. Бин определяют главную цель гражданского воспитания как подготовленность и готовность молодежи к жизни в многокультурном обществе и мире, и активному участию в общественно-политической жизни своей страны [20].
А. Колби считает, что целью гражданского воспитания в школе является осознанное принятие каждым учащимся нравственных, социальных и культурных ценностей и сформирован-ность приверженности действовать согласно эти ценностям в рамках своих обязанностей и прав как члена школьной общины и демократического поликультурного общества [25].
П. Фрейр подчеркивает, что воспитание достойного гражданина своей страны нацелено, прежде всего, на формирование таких качеств личности как ответственность, самодисциплина, уважение человека как высшей ценности, уважение правительства, соблюдение закона, критическая оценка информации, экономическая, политическая и правовая грамотность, способность распознавать дискриминационные действия и активно противостоять им [26].
По мнению У. Паркера, главная цель школы - учить детей мыслить критически, развивать любознательность и уверенность в своих силах, формировать умение самостоятельно добывать знания и принимать решения. Для этого необходимо наличие равных возможностей получения качественного образования детям разной этнической и культурной принадлежности, степени психофизического развития, разного социального положения [29].
Как подчеркивает Дж. Бэнкс, на современном этапе государственные органы управления США ставят перед своими школами следующие цели: воспитание ответственного гражданина, помощь в профессиональном самоопределении, признание ценности собственной личности, уважение личности другого, патриотизм, уважение закона и правительства [21].
Несмотря на различную формулировку целей гражданского воспитания американскими учеными, в проанализированных нами концепциях можно выделить три группы целей: активная гражданская позиция гражданина; признание ценности человеческой личности независимо от идентичности; укрепление нравственности личности.
Гражданское воспитание в России предусматривает решение следующих задач.
На важность создания в школе демократического уклада жизни обращают внимание многие российские ученые. Основными показателями такой атмосферы служат:
■ идея приоритета прав личности;
■ демократизация школьного управления, особенно усиление его педагогического потенциала; участие всех членов школьного коллектива в управлении школой, создание возможностей для гражданской деятельности учащихся не только в учебном процессе, но и вне его [5];
■ создание в школе среды взаимоуважения, взаимной ответственности всех участников образовательного процесса, конструктивного общения и диалога; согласование интересов групп участников школьной жизни, включая родителей и общественность; свободное и открытое обсуждения проблем коллектива [12];
■ создание в школе среды самосовершенствования и обновления; правового пространства; развитие школьного самоуправления, моделирование институтов демократии [11].
Коллектив авторов под руководством Л.Н. Боголюбова дает более развернутую трактовку задач и определяет следующие направления работы с учащимися:
■ определение идеалов и ценностей, смысла жизни, ценностного отношения к собственной жизни. Авторы концепции считают, что общечеловеческие ценности выступают системообразующим фактором воспитания каждого школьника. Гуманитарные знания как совокупность всех знаний о человеке представляют собой важнейший источник воспитания гражданина;
■ воспитание ценностного отношения к родной национальной культуре через изучение вклада отечественных деятелей науки, культуры и искусства в мировую сокровищницу;
■ воспитание потребности в творческом сознательном труде как выражении человеческой сущности;
■ воспитание здравотворческой культуры, выражающейся в ценностном отношении к своему здоровью и стремлении в будущем создать здоровую семью [2].
По мнению И.В. Молодцовой, группа задач гражданского воспитания школьников должна включать формирование качеств: неприятия антиобщественных норм поведения (правосознание); патриотических чувств и сознания учащихся; экологической культуры как залога сохранения окружающего мира; активной гражданской позиции через участие в школьном самоуправлении [13].
О.В. Сироткин формулирует общие и конкретные задачи гражданского воспитания. К общим задачам автор относит: формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности и самостоятельности, толерантности, способности к социализации в обществе и к активной адаптации на рынке труда. Конкретными задачами, по мнению автора, должны являться: знакомство с музеями и библиотеками города и страны, формирование патриотических чувств и гражданского сознания на основе исторических ценностей [16].
И.И. Бондарева полагает, что задачи гражданского воспитания в общеобразовательной школе должны осуществляться в три этапа. На первом этапе закладываются базовые моральные ценности, нормы поведения, начинается формирование способности ребенка осознавать себя частью общества и гражданином своего отечества. На втором этапе приобретаются знания и умения, необходимые для будущей самостоятельной жизни гражданина в обществе. Акцентируется формирование уважения к закону и правительству, ответственного поведения перед обществом. На третьем этапе углубляются знания о процессах, происходящих в различных сферах общества, о правах людей, закрепляется гражданская позиция ученика. Задача этого этапа состоит в том, чтобы в ходе общественной деятельности школьники учились выполнять свои гражданские обязанности, защищать свои права и права других людей [3].
Перейдем к рассмотрению задач гражданского воспитания в США. В качестве приоритетной на современном этапе рассматривается задача подготовки сознательного и ответственного избирателя и гражданина. На уровне школьного образования это означает перенос акцента с освоения школьниками знаний и правил на формирование у них навыков поведения, свойственного члену демократического и правового общества.
Поскольку основная часть гражданского становления ученика происходит в школе, то многие авторы обращают внимание на важность создания школьной атмосферы, благоприятствующей воспитательному процессу.
Одной из основных задач, гарантирующих успешное достижение целей гражданского воспитания, по мнению Л. Кэри, является создание демократической обстановки в школе, которая в максимально возможной степени и в соответствии с уровнем развития учеников предусматривает независимые действия и ответственность [23].
На создание атмосферы доверия и рефлексии как со стороны учеников, так и со стороны преподавателей, обращает внимание Дж. Коган. Постоянная стимуляция и мотивация получения знаний, как для самого индивида, так и для окружающих, уважительное отношение и забота о ближнем, навыки наблюдения, взаимодействия, критического анализа, ведения диалога - всё это, по мнению автора, способствует инициативному, конструктивному размышлению [24].
При этом важно не ограничиваться только стенами школы, а тесно сотрудничать с социальными институтами (общественные структуры, некоммерческие фонды, благотворительные организации, армия, церковь), которые, активно взаимодействуя с общеобразовательными школами, содействуют нравственно-гражданскому воспитанию [25].
В современном информационном обществе очень важно научить школьника критически мыслить, чтобы правильно ориентироваться в большом потоке информации, не позволяя неверным стереотипам перерасти в предубеждения. Именно с умением критически мыслить П. Фрейр связывает возможность воспитать «свободного гражданина». В информационном обществе гражданская свобода обретает особый смысл. Во все времена люди мечтали о свободе, но минимум знаний препятствовал ее реализации. Сегодня ситуация изменилась. Чем больше информации, тем свободнее становится человек в выборе поступков. При этом автор подчеркивает, что важно учить детей руководствоваться совестью в выборе действий. Поскольку самый опасный результат воспитания - это прекрасно информированные граждане, не отягощенные совестью [26].
Ряд педагогов считают, что в период обучения в школе учащимся необходимо предоставить возможность почувствовать себя не только школьниками, но и членами общества. Их необходимо вдохновить на участие в делах общества, гражданами которого они являются [27]. Как подчеркивает А. Гордон, школа должна воспитывать в детях чувство сострадания к другому, стремление оказать помощь нуждающимся, тем самым внушая молодым людям, что они нужны обществу. Школа должна помочь детям выйти из изоляции, установить контакты с местной общиной, с пожилыми, больными, малоимущими и бездомными людьми, познакомить их с проблемами соседа и оказать посильную помощь. Необходимо воспитать у ребенка естественную потребность выполнять добровольную работу в школе и вне ее. Это будет способствовать единству школьного сообщества и его общих целей, поможет всем учащимся понять, что, для того чтобы стать настоящим гражданином, надо уметь служить не только своим интересам.
На наш взгляд, волонтерская деятельность - очень важная составляющая воспитания гражданина. Это позволяет школьнику увидеть истинно поликультурный состав общества, где он
живет, а также понять разницу между идеалом и реальностью, что должно вызывать стремление сделать общество и мир лучше.
В школе должны быть созданы такие условия, подчеркивает У Паркер для становления будущего гражданина, которые позволили бы ему, выйдя за порог школы и сопоставляя идеалы и реалии, осознанно и активно включиться в преобразование отнюдь не идеального мира [29].
На задачу приобщения школьников к общественной деятельности также указывает Дж. Бэнкс. По словам автора, окружающая действительность, предоставляющая детям богатую и достоверную информацию о многообразии социального мира, является необходимым условием воспитания критического отношения к существующим в обществе предубеждениям и дискриминации. Дискриминирующие действия - это одна из форм агрессивного поведения, такая же вредная, как физическая агрессия, и на них нужно уметь немедленно и грамотно реагировать [21].
На задачу выйти за рамки школьных стен на уровень общины обращает внимание и Б. Бар-бер «Каждая община должна стать местом подлинного обучения. Особенно значительной может оказаться ее роль в возрождении системы американских ценностей, в числе которых -прочная семья, ответственность родителей за своих детей, обязанности по отношению к окружающим» [22]. Каждая школа будет гарантировать не только академическую подготовку учеников, но и воспитание их в духе гражданственности, ответственности за свои поступки.
Американский гражданин уверен, что его мнение должно учитываться при принятии каких-либо важных политических решений в стране, поэтому важна задача воспитывать школьников активными участниками политического процесса. Хотя ядром демократических институтов являются выборы, кампании и голосование, граждане должны знать, что, кроме этого, существует широкий спектр возможностей участия, доступный для них. К примеру, в старших классах организуются стажировки в местных органах власти, ученики работают помощниками депутатов. Отличившимся лидерскими качествами учащимся предоставляется дальнейшая стажировка в летних «лидерских лагерях», где их обучают основам управления [30].
Важной задачей воспитания гражданина является приобщение школьников к законам государства, понимание необходимости их выполнения, формирование гражданской ответственности. Решение этой задачи способствует развитию потребности в активных осознанных гражданских действиях [28].
Актуальной является задача сотрудничества школы и церкви. Многие педагоги высказываются в пользу внушения молодежи евангельской заповеди - «во всем как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» [27]. Разумеется, прямых ссылок на Евангелие
при этом не делается, поскольку всякая религиозная пропаганда в светской школе строго запрещена. И, тем не менее, религия занимает не последнее место в нравственно-гражданском воспитании американцев. Традиционно основные нравственные понятия американские дети усваивают в дошкольном возрасте, в семье. В этом возрасте дети посещают воскресные школы при церкви, где занятия также способствуют прочному усвоению базовых нравственных ценностей. Подчеркнем, что в США религия считается мощным воспитательным средством, которое может полностью изменить к лучшему поведение ребенка [1]. Поэтому школы очень часто обращаются за помощью к различным религиозным организациям для работы с детьми «группы риска». Например, благодаря работе Ассоциации молодых христиан многие подростки вернулись в семью и школу, отказались от наркотиков. Члены Ассоциации проводили с подростками разъяснительные беседы, учитывая психологические особенности данного возраста, приобщали детей к общественно-полезной работе, спорту, показывая детям совершенно другую сторону жизни [27].
Заключение
В целом, в концепциях американских и российских ученых много общих взглядов на формулировку целей и задач гражданского воспитания, среди которых отметим: формирование у учащихся ответственности, гражданской активности, стремления к самореализации; формирование чувства гражданского долга; воспитание толерантности; утверждение в сознании и чувствах школьников патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому страны; формирование здорового образа жизни, готовности к военной службе; формирование активной жизненной позиции, готовности к участию в общественно-политической жизни страны, в познании окружающего мира; консолидация деятельности школы, семьи и общественности.
На наш взгляд, особенностью американских концепций гражданского воспитания является их обязательная нацеленность на достижение социальной справедливости в обществе, что предусматривает соответствующую подготовку школьников (умения распознавать дискриминационные действия и активно противостоять им; в период волонтерской работы взаимодействовать с представителями всех слоев общества, а не только с его «благополучной» половиной). Именно такой подход демонстрирует поликультурную направленность гражданского воспитания (отражает реальную картину американского общества и предписывает необходимые знания, умения и навыки поведения), что способствует становлению более зрелых и самостоятельных в социальном отношении граждан. Изучение американского опыта также
позволяет выделить воспитательную функцию религии в системе профилактики девиантного поведения молодежи.
Особенностью российских концепций является некоторая степень идеализации российского гражданского общества (в изученных концепциях отсутствуют такие понятия, как дискриминация в обществе, бедность населения, наркомания и алкоголизм в школах и т.п.), что придает задачам несколько декларативный характер и может изначально создавать у школьников неверные представления об обществе в котором им предстоит жить. Подчеркнем, что дискриминация является одним из главных препятствий на пути к демократии. Одним из ее проявлений является разжигание ненависти на национальной основе - актуальнейшая проблема современной России. Также недооценивается воспитательная роль общественно-полезного труда, который традиционно в школах носит принудительный характер и часто ограничивается уборкой прилегающей территории.
В настоящей статье мы осуществил попытку сопоставления российских и американских концепций гражданского воспитания в плане целевых характеристик и задач. Несмотря на то, что педагоги двух стран порой расставляют разные акценты в воспитательных ориентирах, общей является идея о том, что прогресс любого общества напрямую зависит от гражданской позиции человека, его жизненных приоритетов, духовно-нравственных ценностей, которыми он руководствуется в своих поступках. Подчеркнем, что обращение к зарубежному опыту важно не для механического заимствования готовых методик, а, прежде всего, для выявления наиболее ценных элементов опыта, что будет стимулировать процесс культурного взаимообогащения разных научных школ, которые при всех своих различиях влияют на развитие мировой науки в целом.
Список литературы
1. Бессарабова И.С., Семисотнова О.А. Школа и религия в контексте поликультурного образования в России и США // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2013. №6 (26). С. 108-113.
2. Боголюбов Л.Н., Кинкулькин А.Т., Иванова Л.Ф. и др. Концепция гражданского образования в общеобразовательной школе // Преподавание истории и обществознания в школе. 2003. № 9. С. 13-19.
3. Бондарева И.И. Обобщающие уроки в курсе «Гражданское образование» // Начальная школа. 2004. №2. С. 42-44.
4. Вульфсон Б.Л. Нравственное и гражданское воспитание в России и на Западе: актуальные проблемы. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2008. 336 с.
5. Гладик В.А. Развитие гражданской компетентности старшеклассников в условиях государственно-общественного управления школой. - М.: Просвещение, 2010. 262 с.
6. Гревцева Г.Я. Воспитание основ гражданственности у младших школьников // Начальная школа. 2005. №9. С. 14-16.
7. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. - М.: Просвещение, 2010. 23 с.
8. Зиятдинова Ю.Н. Современное состояние и тенденции совершенствования системы нравственного воспитания учащихся в США: дис. ...канд. пед. наук. - Казань, 2002. 181 с.
9. Иванов H.A. Ориентация школьников на ценности гражданина и патриота России. - Оренбург: ОИПКРО, 1999. 34 с.
10. Ковалева М.И. Нравственное воспитание учащихся старших классов (на примере России и США): дис. ...канд. пед. наук. - Кемерово, 2003. 211 с.
11. Крицкая Н.Ф. Современные тенденции развития гражданского образования. - Киров: Вят-ГГУ, 2005. 332 с.
12. Кузнецова Л.В. Становление и развитие гражданского воспитания школьников в России: цели, ценности, эффективность: монография. - М.: МГОПУ им. М.А. Шолохова, 2005. 250 с.
13. Молодцова И.В. Педагогические условия становления гражданской позиции старшего подростка // Преподавание истории в школе. 2007. № 1. С. 15-18.
14. Пивнева Л.Н. Особенности формирования политической культуры американского студенчества в высшей школе США, 1960-80-е гг. дис. ... д-ра политол. наук. - М., 1994. 375 с.
15. Рогова И.В. Содержание и методы гражданского образования учащейся молодежи США: дис. ... канд. пед. наук. - Тула, 2005. 170 с.
16. Сироткин О.В. Гражданское воспитание - приоритетное направление работы школы // Учитель. 2004. № 5. С. 32-34.
17. Фахрутдинова А.В. Гражданское воспитание учащихся в англоязычных странах на рубеже XX-XXI веков: дис. ...д-ра пед. наук. - Казань, 2012. 538 с.
18. Фахрутдинова А.В. Гражданское образование учащихся в средней школе США (конец 20 в.): дис. ...канд. пед. наук. - Казань, 2001. 170 с.
19. Якобсон М.А. Теория и практика нравственно-гражданского воспитания старшеклассников в России и США в 80-90-е гг. XX века: дис. ...канд. пед. наук. - Ставрополь, 1997. 154 с.
20. Apple M., Beane J. Democratic schools: lessons from the chalk face. - NY: Open University Press, 2011. 232 p.
21. Banks J.A. Educating citizens in a multicultural society. - New York: Teachers College Press, 2014. 465 p.
22. Barber B.R. The apprenticeship of liberty: schools for democracy // The School Administrator. Vol. 55. No 5. 2013. Pp. 10-22.
23. Cary L. The refusals of citizenship: normalizing practices in social educational discourses // Theory and Research in Social Education. Vol. 29. No 3. 2011. Pp. 405-430.
24. Cogan J.J. Civic education in the United States: a brief history // International Journal of Social Education. Vol. 14. No 9. 2011. Pp. 52-64.
25. Colby A. Educating citizens: preparing America's undergraduates for lives of moral and civic responsibility. - NY: John Wiley and Sons, 2013. 367 p.
26. Freire P. The politics of education: culture, power, and liberation. - MA: Bergin & Garvey, 2014. 332 p.
27. Gordon A., Browne K., Gordon R. Beginning essentials in civic education. - Boston: Allyn & Bacon, 2013. 237 p.
28. Lisman C. D. Toward a civil society: civic literacy and service learning. - Westport, Conn: Bergin & Garvey, 2012. 415 p.
29. Parker W. Teaching democracy: unity and diversity in public life. - NY: Teachers College Press, 2013. 368 p.
30. Ravitch D., Viteritti J. P. Making good citizens: education and civil society. - NJ: University Press, 2012. 596 p.
References
1. Bessarabova I.S., Semisotnova O.A. Sovremennye Issledovanija Socialnych Problem [Modern Research of Social Problems], no 6(26) (2013): 108-113.
2. Bogolybov L.N., Kinkulkin A.T., Ivanova L.F., i dr. Prepodavaniye Istorii i Obstchestvoznanija v Shkole [History and Social Studies Teaching at School], no 9 (2003): 13-19.
3. Bondareva I.I. Nachalnaja Shkola [Elementary School], no 2 (2004): 42-44.
4. Vulfson B.L. Nravstvennoe i grazdanskoe vospitanie v Rossii i na Zapade: aktualnye problemy [Moral and civic education in Russia and in the West: urgent problems]. - Moscow: Moscow psychology-social Inst., 2008. 336 p.
5. Gladik V.A. Razvitie grazdanskoy kompetentnosti starsheklassnikov v uslovijach gosudarstvenno-obzestvennogo upravlenija [Development of civic competence of students in conditions of state-social management]. - Moscow: Prosveshenie, 2010. 262 p.
6. Grevzeva G.Y. Nachalnaja Shkola [Elementary School], no 9 (2005): 14-16.
7. Daniljuk A.Y., Kondakov A.M., Tishkov V.A. Konzepzija duchovno-nravstvennogo razvitija i vospitanija lichnosti grazdanina Rossii [Conception of spiritual-moral development and education of a citizen of Russia]. - Moscow: Prosveshenie, 2010. 23 p.
8. Zijatdinova U.N. Sovremennoe sostojanie i tendenzii sovershenstvovanija sistemy nravstvennogo vospitanija uchazichsja v SShA [Modern state and perfection trends of the system of moral education of students in the USA]: Dissertation. - Kazan, 2002. 181 p.
9. Ivanov N.A. Orientazija shkolnikov na zennosti grazdanina i patriota Rossii [Orientation of the students to values of citizen and patriot in Russia]. - Orenburg: OIPKRO, 1999. 34 p.
10. Kovaleva M.I. Nravstvennoe vospitanije uchazichsja starshych klassov (naprimere Rossii i SShA) [Moral education of high school students (Russia and the USA as the example)]: Dissertation. -Kemerovo, 2003. 211 p.
12. Kuznetsova L.V. Stanovlenie i razvitie grazdanskogo vospitanija shkolnikov v Rossii: zeli, zennosti, effektivnost [Formation and development of civic education of students in Russia: goals, values, effectiveness]. - Moscow: MGOPU, 2005. 250 p.
13. Molodtsova I.V. Prepodavanie Istorii v Shkole [History Teaching at School] no 1 (2007): 1518.
14. Pivneva L.N. Osobennosti formorovanija politicheskoy kultury amerikanskogo studenchestva v vysshey shkole SShA, 1960-80-e gg. [Formation peculiarities of political culture of students in high school in 1960-1980 years]: Dissertation.- Moscow, 1994. 375 p.
15. Rogova I.V. Soderzanije i metody grazdanskogo obrazovanija uchazeysja molodezy SSha [Content and methods of civic education of youth in the USA]: Dissertation. - Tula, 2005. 170 p.
16. Sirotkin O.V. Uchitel [The Teacher], no. 5 (2004): 32-34.
17. Fachrutdinova A.V. Grazdanskoe vospitanije uchazichsja v anglojazychnych stranach na rubeze XX-XXI vekov [Civic education of students in Englis-speaking countries in XX-XXI centuries]: Dissertation. - Kazan, 2012. 538 p.
18. Fachrutdinova A.V. Grazdanskoe obrazovanije uchazichsja v sredney shkole SSha (konets 20 v.) [Civic education of students in secondary school in the USA (the end of the 20th century)]: Dissertation. - Kazan, 2001. 170 p.
19. Jakobson M.A. Teorija ipraktika nravstvenno-grazdanskogo vospitanija starsheklassnikov vRos-sii i SShA v 80-90-e gg. XX veka [Theory and practice of moral-civic education of high school pupils in Russia and in the USA in 80-90 years of the XXth century]: Dissertation. - Stavropol, 1997. 154 p.
20. Apple M., Beane J. Democratic schools: lessons from the chalk face. - NY: Open University Press, 2011. 232 p.
21. Banks J.A. Educating citizens in a multicultural society. - New York: Teachers College Press, 2014. 465 p.
22. Barber B.R. The apprenticeship of liberty: schools for democracy // The School Administrator. Vol. 55. No 5. 2013. Pp. 10-22.
23. Cary L. The refusals of citizenship: normalizing practices in social educational discourses // Theory and Research in Social Education. Vol. 29. No 3. 2011. Pp. 405-430.
24. Cogan J.J. Civic education in the United States: a brief history // International Journal of Social Education. Vol. 14. No 9. 2011. Pp. 52-64.
25. Colby A. Educating citizens: preparing America's undergraduates for lives of moral and civic responsibility. - NY: John Wiley and Sons, 2013. 367 p.
26. Freire P. The politics of education: culture, power, and liberation. - MA: Bergin & Garvey, 2014. 332 p.
27. Gordon A., Browne K., Gordon R. Beginning essentials in civic education. - Boston: Allyn & Bacon, 2013. 237 p.
28. Lisman C.D. Toward a civil society: civic literacy and service learning. - Westport, Conn: Bergin & Garvey, 2012. 415 p.
29. Parker W. Teaching democracy: unity and diversity in public life. - NY: Teachers College Press, 2013. 368 p.
30. Ravitch D., Viteritti J.P. Making good citizens: education and civil society. - NJ: University Press, 2012. 596 p.
ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ
Семисотнова Ольга Александровна, аспирант
Волгоградский государственный социально-педагогический университет пр.им. В.И. Ленина, д. 27, Волгоград, 400066, Россия e-mail: [email protected]
Бессарабова Инна Станиславовна, профессор, доктор педагогических наук, доцент Волгоградский государственный социально-педагогический университет пр.им. В.И. Ленина, д. 27, Волгоград, 400066, Россия e-mail: [email protected]
DATA ABOUT THE AUTHORS
Bessarabova Inna Stanislavovna, Professor, Dr. Scs, Associate Professor Volgograd State Social-Pedagogical University 27, Lenin av., Volgograd, 400066, Russia e-mail: [email protected]
Semisotnova Olga Alexandrovna, post-graduate student
Volgograd State Social-Pedagogical University 27, Lenin av., Volgograd, 400066, Russia e-mail: [email protected]