Гражданское и нравственно-патриотическое воспитание младших школьников Фадеева В. С. , Николенко С. А.
1 Фадеева Валентина Сергеевна /Fadeeva Valentina Sergeevna - учитель начальных классов;
2Николенко Светлана Алексеевна / Nikolenko Svetlana Alekseevna - учитель начальных классов, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя школа № 1, г. Новый Уренгой
Аннотация: в статье анализируются формы и методы гражданского образования и воспитания младших школьников. Рассматривается сущность гражданских качеств личности учащихся, на формирование которых должна быть направлена учебная и воспитательная деятельность общеобразовательной школы; основные виды деятельности, имеющие значимое влияние на воспитание гражданина; задачи нравственнопатриотического воспитания.
Abstract: the article analyses the forms and methods of civil education and upbringing of the younger students. The essence of civil personality qualities of students, to develop which should be aimed training and educational activity of secondary school; the main activities that have a significant impact on the education of citizens; tasks of moral and patriotic education.
Ключевые слова: обучение и воспитание, гражданское воспитание, гражданственность, формы и методы воспитания, качества личности гражданина, нравственно-патриотическое воспитание.
Keywords: training and education, civic education, citizenship, forms and methods of education, the quality of the individual citizen, moral and patriotic education.
«В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин. Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям». А. С. Макаренко.
В настоящее время в России идет процесс модернизации образования, направленный на изменение содержания обучения и воспитания. Современная воспитательно-образовательная система должна подвести ребенка к пониманию и внутреннему принятию смысла человеческой жизни, способствовать свободному, естественному, внутренне осознанному восприятию гуманистических ценностей каждым воспитанником [2].
Воспитание Гражданина является общей целью образовательной системы России. Эта цель нашла отражение в Законе РФ «Об образовании».
Гражданское воспитание - это формирование правовой культуры, четкой гражданской позиции, готовности к сознательному и добровольному служению своему народу [1]. Из этого вытекают и задачи гражданского воспитания:
• распространение среди учителей гуманистических ценностей открытого общества, приобщение к соответствующим (личностно-ориентированным) методам воспитательной деятельности, повышение их политической и правовой культуры;
• освоение школьниками гражданско-правовых знаний и ценностей как составной части общей культуры;
• выработка установок гражданского поведения в процессе воспитания и овладения их нравственным смыслом.
Воспитание гражданина в современных условиях определяется задачами подготовки учащихся к жизни в демократическом правовом государстве и гражданском обществе. В содержании современного гражданского образования школьников выделяются две основные тесно взаимосвязанные стороны: гражданско-правовое образование, связанное с формальной гражданской принадлежностью личности к данному государству, и воспитание гражданственности как совокупности качеств личности, интегрирующих ее в социокультурное пространство нашего общества, историю и культуру России [1].
Сущность гражданских качеств личности учащихся, на формирование которых должна быть направлена учебная и воспитательная деятельность общеобразовательной школы, определяется:
1. Историческими традициями отечественной культуры, всех народов Российской Федерации, духовными идеалами и ценностями современного российского общества.
2. Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством об образовании и региональными законодательными актами (Закон РФ «Об образовании»).
3. Нормативными и программными документами Правительства Российской Федерации, Министерства образования Российской Федерации, ориентирующими направленность воспитательной деятельности в учреждениях государственного и муниципального образования (Национальная доктрина образования в Российской Федерации 2000 г.; Программа развития воспитания в системе образования 1999 г.; Государственная Программа патриотического воспитания граждан Российской Федерации 2001 г. и др.).
4. Содержанием базовых учебных курсов гуманитарного образования, дополнительного образования и воспитания, их методическим обеспечением.
В числе основных качеств личности гражданина, которые должны формироваться у школьников в процессе обучения и воспитания в российской школе, можно выделить следующие:
- любовь к Родине, уважение отечественной истории и культуры, знание и почитание общенациональных идеалов, ценностей, святынь;
- любовь к своей семье, уважение института семьи в обществе;
- уважение жизни и здоровья человека, гуманизм в межличностных отношениях, в коллективной деятельности в обществе;
- бережное отношение к окружающей природе, стремление сохранять и благоустраивать природную среду в нашей стране;
- желание активно участвовать в производственном труде для личной самореализации и процветания всего российского общества;
- уважение ценностей российской национальной культуры, культуры своего этноса и культуры других народов России, способность к сотрудничеству с представителями разных этнических и конфессиональных групп в российском обществе;
- уважение российского государства как высшей формы самоорганизации российского общества, понимание целей и задач его деятельности;
- уважение гражданских прав и свобод в обществе, охраняемых законом (политических, экономических, национальных, религиозных, свободы слова), свободы взглядов и убеждений сограждан, мировоззренческая толерантность;
- социально-политическая активность, готовность к политической деятельности в рамках действующего законодательства;
- готовность к защите Отечества, выполнению патриотического воинского долга в условиях внешней опасности для российского государства и общества.
Отсюда можно выделить основные черты гражданина нового общества:
1. Прежде всего, он должен быть действительно свободным, способным реализовать и отстаивать гражданские права, уметь жить в условиях демократического общества.
2. Это должен быть исключительно активный, инициативный, уверенный в себе, деятельный и предприимчивый человек, который может в системе рыночной экономики найти максимально эффективное приложение своим способностям, знаниям и умениям, материально обеспечивая себя и своих близких, приумножая общественное богатство.
3. Гражданин нового общества немыслим без развитого чувства патриотизма, гражданского долга и ответственности за сохранение природных богатств Родины [2].
Воспитание гражданина в современной школе реализуется, прежде всего, через систему форм и методов гражданского образования и воспитания.
Для успешного воспитания гражданских качеств средствами общественных дисциплин необходимо:
1. Увеличение доли практикумов, разработанных на основе поисковых и продуктивных методов обучения и воспитания. Такие занятия активизируют ученика, при этом он вовлекается в процесс самостоятельного поиска «открытия» новых знаний, решает вопросы проблемного характера.
2. Усиление мотивации, осознание важности, а также целесообразности изучения данного предмета в целом и отдельных его разделов.
3. Увеличение социологических и диагностических методов в работе учителя.
Систематическое отслеживание уровня гражданской воспитанности учащихся - необходимое звено педагогического процесса, дающее информацию реализации воспитательных целей, которые имеют существенное значение для дальнейшего программирования и регулирования воспитания, для управления развитием личности.
Важную роль в гражданском становлении школьников имеет деятельность. Деятельность по воспитанию гражданина может быть самой разнообразной, например, с использованием фольклора. Особо следует обратить внимание на деятельность учащихся по изучению конституционного механизма нашего общества: дискуссии, вечера, творческие работы и др. Гражданскую направленность должна носить и экологическая деятельность школьников. Обращение к теме гражданственности в разных видах деятельности способствует его эффективности. К основным видам деятельности, имеющим значимое влияние на воспитание гражданина, можно отнести: аудиторную, кружковую, краеведческую, проектную, экологическую, поисково-исследовательскую, правоохранительную, патриотическую.
Соответствующие знания, навыки и ценности должны формироваться уже на уровне первоначальной социализации личности, когда юный гражданин начинает осознавать принадлежность к социальному содружеству - школе, городу, стране.
В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к врагу», «трудовой подвиг» и т. д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники. Показать через малое большое, зависимость между деятельностью одного человека и жизнью всех людей - вот что важно для воспитания нравственнопатриотических чувств. Быть гражданином, патриотом - это непременно быть интернационалистом.
Поэтому воспитание любви к своему Отечеству должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов.
Решая задачи нравственно-патриотического воспитания, каждый педагог строит свою работу, учитывая следующие принципы:
• «позитивный центризм» (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста);
• непрерывность и преемственность педагогического процесса;
• дифференцированный подход к каждому ребенку;
• рациональное сочетание разных видов деятельности;
• деятельностный подход;
• развивающий характер обучения, основанный на детской активности.
Основной формой нравственно-патриотического воспитания детей являются тематические занятия. Важно, чтобы они повышали детскую мыслительную активность. Нужно приучать детей самостоятельно анализировать увиденное, делать обобщения, выводы. Для ребенка младшего школьного возраста характерны кратковременность интересов, неустойчивое внимание, утомляемость. Поэтому неоднократное обращение к одной и той же теме лишь способствует развитию у детей внимания и длительному сохранению интереса к одной теме. В связи с этим при выборе форм, методов, видов деятельности педагогом учитываются межпредметные связи.
Итоги работы над темой (изготовление коллажей, поделок, альбомов, тематическое рисование), объединяющие знания детей, могут быть представлены во время общих праздников, семейных развлечений.
Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням.
Литература
1. Батурина Г. И. Кузина Т. Ф. Народная педагогика в современном учебно-воспитательном процессе (дошкольники и младшие школьники): Пособие для воспитателей и учителей / Серия Библиотека журнала «Воспитание школьников». - М.: Школьная пресса, 2003.
2. Дмитриенко Г. В. Система гражданского образования школьников. [Текст]: методическое пособие / сост. Г. В. Дмитриенко, Т. С. Зорина, Т. В. Черникова / под ред. Т. В. Черниковой. - Москва: Глобус, 2006. -224 с.
3. Куличкова В. А. Гражданское и нравственно-патриотическое воспитание младших школьников. (Электронный ресурс) http://festival.1september.ru/articles/604486/ (дата обращения:12.12.2015).