Научная статья на тему 'Гражданско-правовое воспитание младших школьников в контексте традиционной культуры региона'

Гражданско-правовое воспитание младших школьников в контексте традиционной культуры региона Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2174
286
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ / ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ / СОДЕРЖАНИЕ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ / ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ / ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА РЕГИОНА / THE REGION'S TRADITIONAL CULTURE / CIVIL-LAW OF YOUNGER PUPILS / THE AIM AND TASKS OF CIVIL LEGAL OF YOUNGER PUPILS / THE CONTENTS OF CIVIL-LAW OF YOUNGER PUPILS / CITIZENSHIP

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Земляченко Людмила Викторовна

Статья посвящена рассмотрению теоретико-методологических основ гражданско-правового воспитания младших школьников в контексте традиционной культуры региона (на примере Республики Мордовии). Представленная в работе модель гражданско-правового воспитания младших школьников нацелена на обеспечение социально-педагогической поддержки личности и совершенствование системы гражданского воспитания младших школьников в условиях многонационального общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Гражданско-правовое воспитание младших школьников в контексте традиционной культуры региона»

УДК 373

Л. В. Земляченко

ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В КОНТЕКСТЕ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ РЕГИОНА

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению теоретико-методологических основ гражданско-правового воспитания младших школьников в контексте традиционной культуры региона (на примере Республики Мордовии). Представленная в работе модель гражданско-правового воспитания младших школьников нацелена на обеспечение социально-педагогической поддержки личности и совершенствование системы гражданского воспитания младших школьников в условиях многонационального общества.

Ключевые слова: гражданско-правовое воспитание младших школьников, цель и задачи гражданско-правового воспитания, содержание гражданско-правового воспитания младших школьников, гражданственность, традиционная культура региона.

Abstract. The article is devoted to consideration of theoretical methodological basis of civil-law education for primary school in the context of the region’s traditional culture (Mordovia). The model of civil-law education of younger pupils represented in the research work is aimed at Ше maintenance of socially-pedagogical person's support and the perfection of the system of education of civil-law of younger pupils in multinational society.

Keywords: civil-law of younger pupils, the aim and tasks of civil legal of younger pupils, the contents of civil-law of younger pupils, Citizenship, the region’s traditional culture.

Среди проблем, стоящих перед российской системой образования, проблемы гражданского воспитания в многонациональном обществе являются одними из наиболее сложных, поскольку затрагивают не только вопросы гражданского становления личности, но и ее интеграции в поликультурное сообщество на основе этнокультурной самоидентификации, этнической толерантности и культуры межнациональных отношений. В связи с этим необходимы обновление, разработка и внедрение содержательного и технологического компонентов в процесс воспитания школьников с учетом этнокультурных особенностей народов России.

Говоря о традиционной культуре многонационального региона, мы имеем в виду совокупность этнических культур народов, проживающих на его территории. В свою очередь, традиционная этническая культура представляет собой часть культуры этноса, основанную на устойчивых, сформировавшихся в этногенезе, передающихся из поколения в поколение традициях во всех сферах культуры - материальной, духовной, социальной (Л. Н. Бе-режнова и др.). Она пронизывает все уровни идентификации личности (этнической, национальной, общечеловеческой), а ее освоение создает реальную основу для формирования гражданственности.

Республика Мордовия - национальный регион, представляющий собой полиэтническое единство, социально-культурное образование, интернациональную общность, поэтому рассмотрение вопросов гражданского становления личности в данных условиях позволяет учесть тенденции развития рос-

сийского образования и этнических особенностей народов, населяющих республику.

Мы исходим из понимания смысла гражданско-правового воспитания как элемента общей системы гражданского образования (Н. М. Воскресенская), процесса формирования гражданственности как интегративного качества личности (В. А. Сластенин и др.), позволяющего человеку ощущать себя юридически, социально, нравственно и политически дееспособным. Формирование гражданственности невозможно без системы правового воспитания, направленного на развитие правового сознания и мышления, правовой культуры личности, формирование законопослушания.

Гражданско-правовое воспитание школьников - непрерывный процесс на протяжении всех лет обучения ребенка. Особая роль в нем принадлежит начальной школе, являющейся основой, на которой выстраивается последующее воспитание личности. Первый этап обучения в школе - это период эмоционального освоения всеобщих духовно-нравственных ценностей, составляющих базу любой человеческой культуры. Психолого-возрастные особенности ребенка младшего школьного возраста создают благоприятные предпосылки для освоения и интериоризации этих ценностей. Кроме того, в современных условиях возрастает необходимость профилактики противоправного поведения среди детей, не несущих за него юридической ответственности, в целях предупреждения накопления опыта безнаказанных поступков.

Вопросы содержательного наполнения и организации гражданского и правового воспитания на начальной ступени школы раскрываются в работах В. В. Антонова, Е. Г. Каширцевой, Т. В. Коршуновой, А. Ф. Никитина, Я. В. Соколова, З. К. Шнекендорфа и др. В то же время следует признать недостаточность научного обоснования практической реализации различных моделей и программ гражданско-правового воспитания в полиэтнической среде, что особенно ярко проявляется на ступени начального образования.

Гражданско-правовое воспитание младших школьников в контексте традиционной культуры региона включает в себя следующие компоненты: целевой, содержательный, процессуальный, аналитико-результативный.

В нормативных документах обозначены целевые ориентиры современной системы гражданского воспитания личности: формирование гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине [1]; воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, обладающего высокой нравственностью; формирование культуры мира [2]; формирование гражданской ответственности и правового самосознания, толерантности, духовности [3]. Анализ нормативно-правовых документов, концепций и программ воспитания школьников показывает неоднозначность трактовок целей гражданского воспитания. Вместе с тем можно выделить ряд ключевых идей, характерных для большинства авторов: ориентация на общечеловеческие демократические и нравственные ценности, приоритет правовых целевых ориентиров, принцип единства прав и обязанностей, социальная ориентированность и субъектный характер цели гражданского воспитания, идея равенства представителей различных этнических, религиозных общностей в условиях поликультурного пространства России.

Цель гражданско-правового воспитания младших школьников исходит из общей цели гражданского воспитания - формирования гражданственности личности. Обозначенную цель можно конкретизировать с учетом идей

поликультурного воспитания, сформулировав основные задачи гражданско-правового воспитания младших школьников в условиях многонационального региона:

- формирование системы гражданских ценностей личности на основе этнических, общенациональных и общечеловеческих нравственных ценностей; приобщение к общенародным и общечеловеческим нормам морали (доброта, взаимопонимание, терпимость, трудолюбие, уважение к старшим и т.д.), к культурно-национальным традициям региона;

- развитие внутренней свободы, чувства собственного достоинства, самоуважения, способности к объективной самооценке и регуляции поведения в соответствии с системой нравственных и гражданских ценностей;

- формирование понимания и осознания своих прав и обязанностей;

- формирование ценностного отношения к человеку, его правам и свободам; к культуре, истории своего и других народов; уважительного отношения к людям разных национальностей, веротерпимости и этнической толерантности; способности к межкультурному взаимодействию через сотрудничество и диалог;

- формирование социальной активности как способа самореализации;

- формирование умения реализовывать позитивные, ненасильственные формы поведения, защищать права и свободы человека;

- формирование навыков законопослушного и социально полезного поведения.

За основу построения процесса гражданско-правового воспитания младших школьников в контексте традиционной культуры региона приняты следующие подходы:

- культурологический подход, предполагающий понимание воспитания как культурного процесса, осуществляющегося в культуросообразной образовательной среде, все компоненты которой наполнены человеческими смыслами и служат человеку, свободно проявляющему свою индивидуальность, способному к культурному саморазвитию и самоопределению в мире культурных ценностей [4]. Данный подход обеспечивает сохранение национальной культуры; способствует приобщению учащихся к достижениям духовной и материальной культуры разных стран и народов и осознанию родной культуры как части мировой, воспитанию патриотизма, формированию этнической идентичности личности как основы культуры межнационального общения и этнической толерантности. Культурологический подход к организации гражданско-правового воспитания предусматривает обязательное использование средств современной и традиционной этнической культуры: духовных (народный язык, религия, фольклор, опыт народной педагогики); материальных (орудия труда, произведения народного искусства: игрушки, костюм, украшения, посуда и пр.); соционормативных (традиции, обряды, праздники, коллективные формы жизнедеятельности и труда и пр.);

- аксиологический подход, суть которого заключена в признании равноправия культур в рамках единой гуманистической системы ценностей при сохранении разнообразия ценностей этнокультур и этнических особенностей человека. Подход предусматривает выстраивание воспитательного процесса на основе этнических, общенациональных и общечеловеческих ценностей; создание условий для интериоризации детьми этих ценностей;

- этнопедагогический подход, согласно которому формирование личности гражданина осуществляется с учетом прогрессивных традиций и использования средств народного воспитания. В русской национальной культуре особый пласт составляет опыт воспитания гражданина Отечества на идеях служения, соборности, жертвенности, ценностях верности и справедливости, доблести и милосердия, уважения человеческого достоинства и благородства, долга и почтения, преданности и добросовестности. В рамках данного подхода можно выделить: а) специфический подход, когда различия в педагогике этнических групп и народов изучаются в отдельности, внутри системы; б) общий подход, объясняющий педагогические явления в культуре разных этносов на основе сравнительных исследований и выявления наиболее ярких черт, сходств и различий. Так, общими в педагогической культуре разных народов являются цели и ценности, содержание, формы и методы, средства воспитания истинного гражданина Отечества, обусловленные общностью условий развития этносов; различия же в системах подготовки подрастающего поколения обусловлены спецификой природно-климатических, социально-экономических, историко-культурных условий, этнопсихологическими особенностями и менталитетом этноса;

- личностный подход, предполагающий построение процесса гражданско-правового воспитания младших школьников с учетом личностных особенностей, этнической и религиозной принадлежности; на основе признания прав и свобод каждого ребенка на самоопределение, саморазвитие, самореализацию;

- региональный подход, учитывающий исторические и этнокультурные традиции, социально-экономические особенности, перспективы развития, природный потенциал в проектировании содержания воспитания в Республике Мордовии;

- субъектный подход, согласно которому задача гражданско-правового воспитания - помочь детям обрести активную позицию гражданина многонационального государства, предполагающую готовность нести ответственность за собственный выбор, самостоятельность, творчество и инициативность в решении задач в условиях полиэтнического состава социума, отвечающую запросам и потребностям личности и позитивным социальным ожиданиям;

- деятельностный подход, предполагающий, что воспитание в деятельности и через деятельность является основой процесса формирования сознательного, социально активного и ответственного гражданина общества.

Принципы построения системы:

- процесс гражданско-правового воспитания в многонациональном регионе базируется на ключевых принципах свободы и ответственности, равенства, партнерства, сотрудничества, охраны и защиты прав личности на полноценное воспитание, образование и развитие как основы социализации и гражданского становления, провозглашенных во Всеобщей декларации прав человека, Конвенции о правах ребенка, Конституции РФ, Законе РФ «Об образовании», Законе «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», Национальной доктрине образования в РФ, Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. и др.;

- принцип культуросообразности, согласно которому содержание гражданско-правового воспитания соотносится с многоаспектностью разных

культур и направлено на отражение и воспроизведение мировых общечеловеческих и этнических ценностей в их взаимосвязи;

- принцип целостности педагогического процесса, предполагающий осуществление гражданско-правового воспитания младших школьников в единстве воспитания и обучения, взаимосвязи с внеклассной и внешкольной работой, семейным воспитанием;

- принцип социального закаливания детей (М. И. Рожков и др.), предполагающий включение воспитанников в ситуации, требующие волевого усилия для преодоления негативного воздействия социума, выработки определенных способов этого преодоления, социального иммунитета в отношении националистических и шовинистических настроений;

- принцип активности национальной культуры - превращение национально-регионального компонента образования в активную силу культурного, социального, экономического развития региона (Т. Н. Демина).

Анализ современных концепций и программ воспитания подрастающего поколения позволил выделить ряд подходов к определению содержания гражданско-правового воспитания школьников.

Компетентностный подход (Н. А. Голиков, В. И. Загвязинский, И. А. Зимняя, Д. А. Иванов, К. Г. Митрофанов, О. В. Соколова, В. Д. Шадри-ков и др.) в качестве компонентов содержания гражданского воспитания выдвигает формирование у школьников ключевых компетенций - необходимых каждому члену общества умений и качеств, обеспечивающих успешность его социализации:

- политических и социальных (способность принимать ответственность, разрешать конфликты ненасильственно, участвовать в поддержании демократических интересов);

- компетенций, связанных с жизнью в многокультурном обществе (межкультурные компетенции - принятие различий, уважение других и способность жить с людьми других культур, языков и религий) [5, с. 7].

В. Д. Шадриков к социально-личностным компетенциям относит компетенции гражданственности - знание и соблюдение прав и обязанностей гражданина, свободу и ответственность; компетенции социального взаимодействия - расовую, национальную, религиозную терпимость, умение погашать конфликты [5, с. 16]. Т. В. Поштарева считает, что процесс воспитания гражданина должен способствовать формированию этнокультурной компетентности личности, выражающейся в наличии совокупности объективных представлений и знаний о культуре этносов, реализующейся через умения, навыки и модели поведения, способствующие эффективному межэтническому взаимопониманию и взаимодействию [6].

Достаточно широкое понимание гражданской компетентности представлено в концепции «Школа как пространство социального партнерства» (Н. А. Голиков, В. И. Загвязинский), которая понимается как социальная компетентность - совокупность знаний и умений, общей готовности к выполнению социальных функций гражданина (готовность к социальному партнерству, ответственность, отсутствие ксенофобии, способность гармонично взаимодействовать в поликультурном, полиэтническом пространстве) [7, с. 104, 105].

Согласно ролевому подходу (Н. М. Таланчук, О. В. Амосова, Е. В. Красноярова и др.) содержание гражданско-правового воспитания направлено на формирование готовности к выполнению социальной роли

«Гражданин», представленной совокупностью качеств и свойств личности (патриотизм, национальная гордость, чувство долга, уважение к государственной власти, прав и свобод других людей, активная жизненная позиция, гражданская ответственность и др.). Н. М. Таланчук определяет необходимость подготовки школьников к выполнению следующих социальных ролей: патриотической, национально-интернациональной, политической, правовой [8, с. 18, 19]. В концепции гражданского воспитания школьников (О. В. Амосова, Е. В. Красноярова) социальная роль «Гражданин» реализуется через выполнение ролей «Профессионал», «Общественник», «Семьянин».

С позиции интегративного подхода содержание гражданско-правового воспитания младших школьников выстраивается через формирование гражданственности как интегративного качества личности, заключающего в себе внутреннюю свободу и уважение к государственной власти, любовь к Родине и стремление к миру, чувство собственного достоинства и дисциплинированность, гармоническое проявление патриотических чувств и культуры межнационального общения (В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев и др.) [9, с. 306]. По мнению Н. М. Воскресенской, И. Д. Фрумина, гражданственность состоит из следующих компонентов: умение реализовать свои права и свободы, не нарушая прав и свобод других граждан; способность к диалогу с другими гражданами; наличие ответственности за свои поступки и свой выбор, понимание юридических и моральных обязанностей перед обществом и государством; критическое и преобразующее отношение к социальной действительности [10].

В рамках ценностного подхода содержание гражданско-правового воспитания школьников составляет формирование системы гражданских ценностей личности, принимающих форму целевой установки, идеала и вытекающих в задачи формирования гражданского самосознания, ответственности за судьбу страны. Спектр предлагаемых авторами ценностей разнообразен:

- Человек, Мир, Отечество и др. (В. А. Караковский);

- Родина и Народ, Свобода и Честь, Миролюбие, Человечность и др. (А. Н. Яковлев);

- ценности культуры: жизнь Человека, жизнь Общества, образ жизни, достойной Человека, Свобода (Н. Е. Щуркова);

- ценности общественного сознания: Свобода, Достоинство, Честь, Долг, Ответственность, Толерантность (И. А. Зимняя) и др.

С позиции данного подхода гражданско-правовое воспитание школьников ориентировано на формирование социальных отношений, определяющих общественную направленность и гражданскую позицию личности (гражданственность, мировоззрение и т.д.), нравственных отношений (патриотизм, культура межнациональных отношений и т.д.) (И. А. Зимняя, А. Е. Белобородова, Н. Е. Щуркова и др.). По мнению ученых, именно социальные отношения являются регулятором взаимодействия с миром, определяют характер, направленность и содержательное наполнение деятельности, предполагающей обязательное формирование знаний и умений. Знания и умения в гражданско-правовой сфере выступают в роли социально-психологического основания и одновременно условия становления, формирования и реального проявления избирательных связей человека с окружающей действительностью - его отношений, гражданской позиции и ответственности.

Проведенный анализ позволяет обозначить основные компоненты содержания гражданско-правового воспитания младших школьников в контексте традиционной культуры региона:

- когнитивный (знание государственных символов России, символики Мордовии; представления об истории, географии России, Мордовии; представления о культуре и традициях своего и других народов; знание общественных и правовых норм, основных прав, свобод и обязанностей гражданина многонационального государства; понимание сущности этнических, общенациональных, общечеловеческих гражданских и нравственных ценностей; осознание своих прав и обязанностей);

- эмоционально-оценочный (переживание и ценностное отношение к Родине и малой родине, своей и иной культуре, к правам и свободам человека, моральным и правовым нормам; формирование установки на законопослушное поведение, уважительное отношение к представителям разных национальностей);

- поведенческий (умение руководствоваться в своем поведении ценностями культуры мира, реализовывать позитивные, ненасильственные формы поведения; умения и навыки социально полезного и правопослушного поведения; гражданская активность в сохранении ценностей традиционной этнической культуры, в приумножении духовного и материального богатства страны, республики, школы, города; готовность к защите прав и свобод человека, выполнению обязанностей).

Обозначенные выше подходы и принципы гражданско-правового воспитания младших школьников находят отражение в реализации процессуального компонента по нескольким направлениям:

1. Диагностическая деятельность, нацеленная на изучение уровня гражданско-правовой воспитанности учащихся, этнической идентичности, этнопсихологических особенностей личности, характера межличностных отношений в многонациональной школьной среде, выявление индивидуальных проблем ребенка и их причин; исследование стиля семейного воспитания и характера его влияния на гражданское становление личности.

2. Социально-педагогическая и правовая поддержка детей, направленная на преодоление и профилактику противоправного поведения и деятельности, самопознание, самоопределение и самореализацию младшего школьника в различных видах деятельности в поликультурной среде. Ключевым при осуществлении поддержки является создание условий для самоопределения - основного механизма обретения человеком и проявления внутренней свободы, выбора личностью собственной позиции.

3. Гражданско-правовое воспитание младших школьников в процессе изучения дисциплин федерального компонента содержания образования (чтение, естествознание, история, география, музыка, ИЗО).

4. Введение факультативных занятий по граждановедению, правоведению, изучению истории и традиций края, музыкального, литературного, декоративно-прикладного искусства народов России, Мордовии.

5. Важное место в гражданско-правовом воспитании младших школьников принадлежит внеурочной деятельности, нацеленной на самореализацию личности и являющейся формой творческого взаимодействия ученика, учителя и других субъектов воспитательного процесса по созданию условий

для освоения учащимися социально-культурных ценностей общества через включение в общественно полезную деятельность, неформальную организацию досуга. Именно многообразие видов деятельности, включение в систему позитивных отношений с окружающей действительностью способствует формированию истинно гражданских качеств и свойств личности.

Эффективными в плане формирования когнитивного и эмоциональнооценочного компонентов гражданственности личности являются следующие формы работы: ситуативные (рассмотрение реальных или вымышленных ситуаций); дискуссионные (обсуждение той или иной проблемы, обмен идеями, мнениями); рефлексивные (самоанализ, осмысление и оценка собственных действий); поисковые (получение определенной информации из разных источников); игровые (моделирование реальных и вымышленных ситуаций).

С позиции формирования поведенческого компонента гражданственности деятельность младших школьников может быть организована под девизом проявления разных уровней заботы (по В. А. Сухомлинскому): добрые дела для себя и своих близких; для класса и школы; для двора, улицы, города; для общества, страны.

Для современной начальной школы характерны как традиционные формы (выполнение общественных поручений (дежурный, санитар и др.); работа в столе находок; работа «зеленых патрулей»; работа кружка юных юристов; ролевые игры «Пешеходы», «В автобусе», «На перемене» и др.; работа мастерских, студий, кружков; проведение фестивалей народного творчества; выставки творческих работ «Страна моей мечты», «Мы - граждане многонационального государства» и др.), так и достаточно новые формы работы (разработка и защита исследовательских, творческих, игровых и других проектов; деловые игры; коллективная творческая деятельность по исследованию и решению школьных, классных и общественных проблем; конференции «Как защитить права ребенка», «Гражданин. Кто это?», «Мои права и обязанности», «Как сделать наш город красивым» и др.; развитие системы самоуправления в классном коллективе с разработкой законов детской жизни, Конституции класса и др.

4. Организация взаимодействия школы, семьи, учреждений дополнительного образования, детских организаций, учреждений здравоохранения, культуры, представителей силовых структур по реализации задач гражданско-правового воспитания младших школьников.

Согласно аналитико-результативному компоненту процесса гражданско-правового воспитания младших школьников результативность данного процесса определяется по следующим показателям: сформированность на определенном для младшего школьного возраста уровне основных компонентов гражданственности личности (когнитивного, эмоционально-оценочного, поведенческого); обновление содержания и технологий гражданско-правового воспитания младших школьников в контексте традиционной культуры региона; обеспечение преемственности в работе по гражданско-правовому воспитанию между начальной и основной школой; налаженное сотрудничество школы, семьи, учреждений образования, культуры, органов власти в вопросах воспитания гражданина многонационального государства.

Теоретическое осмысление проблемы гражданско-правового воспитания младших школьников в контексте традиционной культуры региона дает

возможность осуществления диагностики гражданско-правовой сферы, разработки программ для начальных классов по данному направлению и совершенствования системы воспитания младших школьников в Республике Мордовии.

Список литературы

1. О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «Об образовании» // Учительская газета. - 1996. - № 5. - С. 1.

2. Национальная доктрина образования в РФ, октябрь 2000 г. - М., 2000. - С. 4.

3. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. // Бюллетень Министерства образования РФ. - 2002. - № 2. - С. 12, 13.

4. Бондаревская, Е. В. Теория и практика личностно ориентированного образования / Е. В. Бондаревская. - Ростов-на-Дону, 2000.

5. Иванов, Д. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании / Д. Иванов. - М. : Чистые пруды, 2007. - 32 с.

6. Поштарева, Т. В. Формирование этнокультурной компетентности / Т. В. По-штарева // Педагогика. - 2005. - № 3. - С. 36-43.

7. Загвязинский, В. И. Исследовательская деятельность педагога : учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. И. Загвязинский. - М. : Академия, 2006. - 176 с.

8. Степанов, Е. Н. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания / Е. Н. Степанов, Л. М. Лузина. - М. : ТЦ Сфера, 2003. - 160 с.

9. Сластенин, В. А. Педагогика : учебное пособие для студентов высш. пед. учебн. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов ; под ред. В. А. Сластенина. -М. : Академия, 2004. - 576 с.

10. Пособие по гражданскому образованию / под ред. Н. М. Воскресенской, И. Д. Фру-мина. - М. : АПК и ПРО, 2000.

Земляченко Людмила Викторовна

кандидат педагогических наук, доцент, кафедра педагогики начального образования, Мордовский государственный педагогический институт им М. Е. Евсевьева (г. Саранск)

E-mail: metodikanachobr@rambler.ru

Zemlyachenko Lyudmila Viktorovna Candidate of pedagogic sciences, associate professor, sub-department of primary education pedagogy, Mordovia State Pedagogical University named after M. E. Evsevyev (Saransk)

УДК 373 Земляченко, Л. В.

Гражданско-правовое воспитание младших школьников в контексте традиционной культуры региона / Л. В. Земляченко // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. - 2009. -№ 2 (10). - С. 85-93.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.