педагогические Волчегорская Евгения Юрьевна, Черных Елена Васильевна
науки МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ЭТИКО-ПРАВОВОМУ ...
УДК 372.881.1
DOI: 10.26140/bgz3-2019-0801-0052
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ЭТИКО-ПРАВОВОМУ ВОСПИТАНИЮ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
© 2019
Волчегорская Евгения Юрьевна, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой «Педагогика, психология и предметные методики» Черных Елена Васильевна, аспирант Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет (445080, Россия, Челябинск, пр. Ленина, 69, e-mail: [email protected])
Аннотация. В статье представлено теоретико-методологические обоснование процесса этико-правового воспитания учащихся начальных классов. Этико-правовое воспитание младших школьников рассматривается как процесс целенаправленного усвоения, принятия и реализации детьми правовых ценностей в соотнесении с моральными ценностями общества, формирования элементарных правовых оценок, норм и моделей поведения.
В статье интерпретированы основные понятия исследования: «правовое воспитание младших школьников», трактуемое как процесс формирования элементов правовой культуры (знакомство детей с основами российского законодательства, конституционного строя, с их правами и обязанностями) и чувства гражданской ответственности и патриотизма; «этическое воспитание младших школьников», трактуемое как процесс формирования у ученика желания следовать моральной норме. В статье отмечено, что на сегодняшний день отсутствует универсальный подход, позволяющий исследовать особенности этико-правового воспитания учащихся начальных классов, что требует привлечения и интеграции нескольких методологических подходов, обеспечивающих детальное рассмотрение изучаемого феномена. В исследовании обозначены сущностные характеристики, принципы, основные положения и компоненты процесса этико-правового воспитания учащихся младших классов с точки зрения системного, аксиологического и социально-интерактивного подходов, а также обосновано применение данных подходов в реализации процесса этико-правового воспитания учащихся на этапе начального общего образования.
Ключевые слова: этическое воспитание, правовое воспитание, этико-правовое воспитание, начальное общее образование, младшие школьники, системный подход, аксиологический подход, социально-интерактивный подход.
METHODOLOGICAL APPROACHES TO ETHICAL-LEGAL EDUCATION OF PRIMARY SCHOOL STUDENTS
© 2019
Volchegorskaya Evgenia Yuryevna, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Head of the Department "Pedagogy, Psychology and Subject Methods" Chernykh Elena Vasilievna, post - graduate student South Ural State Humanitarian-Pedagogical University (445080, Russia, Chelyabinsk, Lenin Ave., 69, e-mail: [email protected]) Abstract. The article presents a theoretical and methodological rationale for the process of ethical and legal education of primary school students. Ethical and legal education of younger students is considered as a process of purposeful assimilation, adoption and implementation of legal values by children in relation to the moral values of society, the formation of elementary legal assessments, norms and behaviors. The article interprets the basic concepts of the study: "legal education of younger schoolchildren," interpreted as the process of forming elements of legal culture (familiarizing children with the basics of Russian legislation, the constitutional system, with their rights and duties) and a sense of civic responsibility and patriotism; "Ethical education of younger schoolchildren", interpreted as the process of formation of the student's desire to follow the moral norm. The article notes that today there is no universal approach to explore the characteristics of ethical and legal education of primary school students, which requires the involvement and integration of several methodological approaches that provide a detailed consideration of the phenomenon under study. The study outlined the essential characteristics, principles, basic provisions and components of the process of ethical and legal education of pupils of younger schoolchildren from the point of view of system, axiological and socially interactive, and justified the use of these approaches in the implementation of the process of ethical and legal education of students at the stage of primary general education.
Keywords: ethical education, legal education, ethical and legal education, primary general education, younger schoolchildren, system approach, axiological approach, socially-interactive approach.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Происходящие изменения в нашем государстве и обществе показывают, что в настоящий момент остро встает вопрос о повышении уровня правой культуры населения. И, в первую очередь, это касается подрастающего поколения. Если ребенок с детства не уяснит, «что такое хорошо и что такое плохо», что следует нести ответственность за свои поступки, он легко может стать жертвой негативного влияния и собственных неоправданных амбиций. Неуклонный рост подростковой преступности, снижение возраста подростков, совершающих правонарушения, их возрастающая жестокость - все это объект пристального внимания и тревоги и юристов, и педагогов.
Предупреждение преступности среди подрастающего поколения является одной из первоочередных задач государства [1]. При этом очень важно начинать правовое воспитание именно с младших школьников, потому что именно в этом возрасте закладываются основные нравственные установки, нормы поведения, которые в последующем приведут либо к формированию личности
с высоким уровнем правовой культуры, либо к формированию у человека противоправных привычек и устремлений, приводящих к противоправному поведению.
Современный стандарт начального общего образования в качестве одного из личностных результатов воспитания младшего школьника предусматривает «развитие самостоятельной и личной ответственности за свои поступки ... на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе» [2]. Таким образом, подчеркивается, что ребенок младшего школьного возраста будет овладевать правовыми понятиями, опираясь на нравственные представления, на этические нормы. Вот почему в процессе правового воспитания в начальной школе необходимо уделять внимание не только «когнитивной составляющей правосознания», но и таким качествам, как убежденность в справедливости закона, готовность следовать его предписаниям и т.п. [3, с. 6-9].
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых основывается автор; выделение неразрешенных ранее частей общей проблемы. Интересна сама пробле-
Volchegorskaya Evgenia Yuryevna, Chernykh Elena Vasilievna pedagogical
METHODOLOGICAL APPROACHES TO ETHICAL-LEGAL ... sciences
ма соотношения и взаимосвязи нравственности и права, она является одной из актуальных в современном обществе, хотя и далеко не новой. Данная проблема намечается и прослеживается уже в русской философии права первой половины XX века. Так, один из ярких представителей этого направления А.С. Ященко выдвинул идею синтезирующего характера права, заключающуюся в неразрывном единстве морали и права [4, с. 154]. В начале XXI века эта классическая проблема приобрела особую остроту и значимость в связи с определением фундаментальных аксиологических оснований современных стратегий человеческих коммуникаций, их влияния на социально-политическую структуру общества.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что в последние годы проблема правового (И.Н. Федорова [5], Е.А. Андреева [6], С.Я. Ермолич [7], С.С. Абзалова [8], С.В. Широ [9], Н.Г. Левковская [10]), Л.В. Земляченко [11], Х.М. Низамова [12], А.В. Ско-робогатов, А.И. Скоробогатова [13] и этического (Т.В. Лопадзе [14], Р.В. Хамаганова [15], Е.Ю. Анохина [16], С.Л. Рубинштейн [17], Т. Дональдсон [18], Э. Стивенс, Г.Х. Вуд [19]) воспитания младших школьников активно рассматривается в трудах отечественных и зарубежных исследователей. Однако осмысление данных процессов как единого процесса этико-правового воспитания учащихся на начальной ступени общего образования рассматривалось не так широко. Наиболее системно оно представлено в работах Н.И. Элиасберг [20, 21]. Представленная модель гражданско-правового образования и воспитания гражданина России рассматривает вопросы этики и права в учебном процессе в виде специальных учебных курсов с 1 по 11 класс.
Правовое воспитание, под которым обычно понимают деятельность по трансляции правовой культуры, правового опыта, правовых идеалов и механизмов разрешения конфликтов в обществе от одного поколения к другому, в образовательной организации становится целенаправленным управляемым процессом, который формирует ответственное отношение ребенка к своему поведению, развивает его потребность следовать Российским законам и нравственным правилам [22, с. 56]. Спецификой правового воспитания младших школьников является формирование элементов правовой культуры (знакомство детей с основами российского законодательства, конституционного строя, с их правами и обязанностями) и чувства гражданской ответственности и патриотизма. Знание правовых норм позволяет ребенку определить, что «можно», а что «нельзя», каким образом надо поступать в той или иной жизненной ситуации. В итоге, эти знания должны оказывать младшему школьнику помощь в самостоятельном выборе способов поведения.
Что касается этического воспитания младших школьников, то оно включает в себя изучение норм нравственности как опоры правил поведения, формирование понятий о правилах поведения в различных условиях, развитие нравственно-этических качеств личности. В младшем школьном возрасте этические представления формируются у детей в большей степени через личные переживания и опыт специально организованной деятельности. Вопросам этического воспитания большое внимание уделяли А.С. Макаренко, К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский, А.К. Лопаткина, М.И. Шилова, Н.Е Щуркова, Л.И. Божович и др. педагоги и психологи. Формирование у детей младшего школьного возраста этических представлений во многом определяет развитие их чувств и поведения. Неправильные представления о дружбе, доброте, честности, справедливости являются причиной частых конфликтов между детьми. Спецификой этического воспитания в начальной школе является сложность формирования у ученика желания следовать моральной норме (т.е. желания поступать «хорошо» и противостоять «плохому»). Несмотря на то что знания об этической норме поведения можно до-204
вольно просто передать ребёнку, одних только знаний этих норм недостаточно для того, чтобы школьник мог самостоятельно, по собственному желанию, поступать нравственно.
При всей специфике этических и правовых предписаний их комплексное усвоение оказывает на личность дополнительное воздействие. Например, изучение основ права способствует развитию чувства собственного достоинства, изучение обязанностей - формированию ответственности ребенка. Ознакомление с системой запретов, определенных правовыми нормами, позволяет уточнить представления учащихся о таких понятиях, как зло, насилие, несправедливость. Угроза наказания может стать немаловажным фактором предупреждения совершения детьми общественно опасных действий. Таким образом, под этико-правовым воспитанием младших школьников мы будем понимать процесс целенаправленного усвоения, принятия и реализации детьми правовых ценностей в соотнесении с моральными ценностями общества, а также формирование элементарных правовых оценок, норм и моделей поведения.
Формирование целей статьи (постановка задания). Отсутствие универсального подхода, позволяющего исследовать особенности этико-правового воспитания младших школьников, требует привлечения нескольких методологических подходов, что обеспечивает разностороннее рассмотрение изучаемого нами феномена.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Теоретико-методологической основой процесса этико-правового воспитания младших школьников является комплекс системного, аксиологического и социально-интерактивного подходов. Опора на системный подход (В.Н. Садовский, В.Г. Афанасьев, И.В. Блауберг, Э.Г. Юдин и др.) позволит изучить все элементы этико-правового воспитания младших школьников в отдельности, проанализировать их, сопоставить друг с другом, объединив в целостную систему. При этом данный подход позволяет проследить диалектику развития каждого элемента системы и всей системы в целом, рассматривая процесс этико-правового воспитания младших школьников как составляющую целостной системы формирования этико-правовой культуры личности.
Применение аксиологического подхода (В.А. Слас-тенин, Н.Д. Никандров, В.А. Кан-Калик, Е.Н. Шиянов, С.И. Маслов и др.) в нашем исследовании позволяет рассматривать личность ученика как высшую ценность общества, а также воспитывать у ребенка уважительное отношение к нравственным нормам и принятие ценностей, существующих в современном обществе и необходимых при этико-правовой социализации личности.
Этико-правовое воспитание младших школьников вводит воспитанника в мир нравственных ценностей, оказывая ему помощь в выборе личностно значимой системы ценностных ориентаций. Аксиологический подход объединяет несколько «кругов» ценностей в рамках этико-правового воспитания младших школьников. К таким ценностям относятся:
1. Общечеловеческие ценности, которые прошли испытание временем. Например, «правда», «истина», «жизнь», «свобода» и др.
2. Ценности, обладающие характером преемственности вне зависимости от социальных изменений. Например, «труд», «доброта», «человеколюбие», «красота», «знание», «идеал воспитанного человека», «Отечество» и др.
3. Ценности, ставшие приоритетными в новой системе координат социального развития общества. Например, «компетентность», «конкурентоспособность», «инициативность», «успешность» и др. [23, с. 24].
Таким образом, аксиологический подход позволяет рассматривать процесс этико-правового воспитания младших школьников с точки зрения понятия «ценность». Это значит, что формирование этико-правовой Baltic Humanitarian Journal. 2019. Т. 8. № 1(26)
педагогические науки
Волчегорская Евгения Юрьевна, Черных Елена Васильевна МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ЭТИКО-ПРАВОВОМУ ...
воспитанности ребенка должно осуществляться на основе развития у него способности к самостоятельному выбору этико-правовых ценностей и норм в качестве ориентиров поведения, ведь именно система ценностей составляет «ядро» культуры.
Социально-интерактивный подход (В.В. Трофимов, А.В. Поляков, В.А. Бачинин, В.Г. Графский, Г.В. Мальцева, Л.С. Мамута, А.В. Поляков, И.Л. Честнов) рассматривает праксис, то есть процесс взаимодействия или деятельной коммуникации людей, находящихся в определенной социальной «матрице» [24, с. 22]. Социально-интерактивный подход поможет нам рассмотреть процесс этико-правового воспитания младших школьников как «социальный заказ» общества на воспитание личности, обладающей не только правовой культурой, но и общей культурой человека, живущего в данном обществе. Основываясь на данном подходе, процесс этико-право-вого воспитания будет направлен на то, чтобы ребенок усваивал не только нормы морали и права, существующие в социуме, но и учился соотносить свои интересы и потребности с интересами различных социальных структур, учился действовать в рамках правовой среды, где имеет место взаимное уважение интересов.
Социально-интерактивный подход ориентирует нас на то, что этико-правовые нормы в младшем школьном возрасте формируются в определенной социальной группе, сообществе. Поэтому с точки зрения данного подхода очень важно привлекать к процессу этико-пра-вового воспитания младших школьников их родителей, а также педагогов дополнительного образования, социальные институты культуры.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Таким образом, процесс этико-правового воспитания младших школьников будет продуктивным при использовании в диалектическом синтезе позиций системного, аксиологического и социально-интерактивного подходов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» // Собрание законодательства Российской Федерации от 28 июня 1999 г. № 26 ст. 3177 (с изм. от 27 июня 2018 г.)
2. Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373 // Справочная система Консультант-плюс // http://www.consultant.ru/
3. Хайкин Я.З. Структура и взаимодействие моральной и правовой систем. М. 2009. 425 с.
4. Ященко А.С. Теория федерализма. Опыт синтетической теории права и государства. М.: Либроком, 2012. 402 с.
5. Федорова И.Н. Воспитание основ правовых представлений младших школьников. СПб. 2002. 143 с.
6. Андреева Е.А. Нравственно-правовое воспитание младших школьников. Казань. 2002. 235 с.
7. Ермолич С.Я. Формирование нравственно-правовых представлений младших школьников в системе дополнительного образования. М. 2007. 176 с.
8. Абзалова С.С. Формирование правовой культуры у младших школьников // Вопросы нравственного воспитания в современном образовании. Чебоксары. 2014. С. 5.
9. Широ С.В. К проблеме правового воспитания учащихся: обучая правам — изучать обязанности // Основы Государства и права. 2003. № 3. С. 67-69.
10. Левковская Н.Г. Формирование правовой культуры младших школьников. Волгоград. 2011.197 с.
11. Земляченко Л.В. Подготовка студентов к гражданско-правовому воспитанию младших школьников в досуговой деятельности // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 3 (24). С. 104-107.
12. Низамова Х.М. Правовое воспитание дошкольников // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 3 (8). С. 5254.
13. Скоробогатов А.В., Скоробогатова А.И. Ценностные основы правового воспитания // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 3 (24). С. 221-224.
14. Лопадзе Т.В. Этическое воспитание младших школьников. Тбилиси, 1979.152 с.
15. Хамаганова Р.В. Развитие этических знаний младших школьников на основе общечеловеческих ценностей. Улан-Удэ. 2004.174 с.
16. Анохина Е.Ю. Духовно-нравственное воспитание детей младшего школьного возраста. М. 2015. 209 с.
17. Рубинштейн С.Л. Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания школьников. М.: Просвещение, 2003. 58 с.
18. Donaldson T. Issues in moral philosophy. New York: Mc Graw-Hill, Inc. 1986. 480 p.
19. Stevens E., Wood G. H. Justice, ideology and education: An introduction to the social foundations of education/- 2 th ed.- New York: Mc Graw-Hill, Inc. 1992. 390 p.
20. Элиасберг Н.И. Петербургская модель гражданско-правового образования //Право в школе. 2004. № 3. С. 10-13.
21. Система правового образования в школе и воспитание гражданина России. 1-11 класс / под ред. Н.И. Элиасберг. СПб. 2001. 158 с.
22. Широ С.В., Левковская Н.Г. Этические основания формирования правовой культуры личности несовершеннолетнего в современном российском обществе // Известия Волгоградского Государственного педагогического университета. 2007. № 4. С. 54-58.
23. Митюнова И.Г. Аксиологический подход к формированию правовой культуры старшеклассников. Великий Новгород. Новгород. гос. ун-т им. Я. Мудрого, 2005. 200 с.
24. Трофимов В.В. Социально-интерактивная концепция права (к проблеме обоснования традиции Российской и зарубежной философии и социологии права) //Правоведение. 2014. №2. С. 22.
Статья поступила в редакцию 29.01.2019 Статья принята к публикации 27.02.2019