^ Третьяков А. Л.
§ Гражданское общество и права человека: опыт
I реализации петербургской модели гражданского
о и этико-правового образования и воспитания
£ детей и молодежи
ш
о Третьяков Андрей Леонидович
Северо-Западный институт управления — филиал РАНХиГС (Санкт-Петербург)
Центр информационной поддержки научных исследований Информационно-библиотечного управления Ведущий специалист
Санкт-Петербургский государственный институт культуры, библиотечно-информационный факультет, магистрант
[email protected] РЕФЕРАТ
Автор, рассматривая опыт реализации петербургской модели гражданского и этико-правового образования и воспитания детей и молодежи, акцентирует внимание на ее гражданской и правовой компоненте. Выявлены тренды гражданского воспитания и правового просвещения обучающихся в современных условиях. Обоснована необходимость исследования данной проблематики различными социальными институтами.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
петербургская модель гражданского и этико-правового образования и воспитания детей и молодежи, информационное общество, гражданское общество, права человека, правовое просвещение
Tretyakov A. L.
Civil Society and Human Rights: Experience of Realization of the St. Petersburg Model of Civic and Ethic and Legal Education and Upbringing of Children and Youth
Tretyakov Andrey Leonidovich
North-West institute of Management«— branch the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Saint-Petersburg, Russian Federation)
Center of information support of scientific researches of information and Library Department Leading expert
Saint-Petersburg State institute of Culture, Graduate Student [email protected]
ABSTRACT
The author, considering experience of realization of the St. Petersburg model of civic, ethic and legal training and education of children and youth, focus attention on its civil and legal a component. Trends of civil education and legal enlightenment trained in modern conditions are revealed. Need of research of this perspective by various social institutes is proved.
KEYWORDS
petersburg model of civic and ethic and legal education and upbringing of children and youth, the information society, civil society, human rights, legal education
В условиях начавшихся преобразований в современных условиях жизни российского общества важное место занимает государственная социальная политика.
В последние годы реформированию всей системы образования в России уделяется постоянно растущее внимание. По словам Президента Российской Федерации В. В. Путина, основной политикой государства на данном направлении является превращение образования и хорошей профессиональной подготовки «в главный
социальный лифт в обществе, в главный критерий уважения к человеку, который з позволяет людям добиваться успеха»1. ^
С учетом сказанного можно выделить некоторые из основных направлений го- § сударственной социальной политики в области образования: £
• повсеместный переход общеобразовательных школ к ЕГЭ (единым государствен- ^ ным экзаменам) в качестве унифицированных выпускных экзаменов во всех ° школах страны; о
• разработка образовательных программ в соответствии с международными ^ стандартами с целью признания российских документов об образовании за ш рубежом;
• реализация положений подписанного Правительством России Болонского соглашения посредством перевода всех российских вузов на двухуровневую систему высшего образования с целью интеграции в европейское образовательное пространство; стимулирование личной ответственности каждого индивида в стремлении получить качественное общее и высшее профессиональное образование.
В настоящее время Россия стремится вернуть утраченные позиции в науке, технологии, образовательной сфере. Это связано с тем, что в результате распада единого государства и драматических событий 1990-х годов российское общество пережило разрушительные процессы. В немалой степени они затронули образовательную систему, которая до недавнего времени была одной из лучших в мире. Совершить технологический и инновационный прорыв наша страна может только учитывая современные требования к качеству образования.
Отметим, что в целом разрабатываемая государственной властью политика в области образования включает в качестве необходимого компонента задачи воспитания личности.
B настоящее время образование определяется как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства. В этом процессе первоочередное место отводится интересам личности, принимается во внимание необходимость создания условий для самореализации. В эпоху всемирной экономической, политической и культурной интеграции и унификации развитие и самореализация становятся ключевыми понятиями воспитательно-образовательного процесса, который, в свою очередь, приобретает некую тенденцию направленности на себя, выраженную в терминах «самореализация», «самообразование», «самообучение», «самовоспитание».
Существенные изменения в системе среднего образования, возникшие в связи с модернизацией и внедрением Федеральных государственных образовательных стандартов, потребовали сформировать полноценную развитую личность, где гражданская и правовая компоненты являются одной из самых важных и необходимых [4; 6]. Реализация данного вопроса в системе школьного образования важна, на наш взгляд, посредством реализации Петербургской модели гражданского и эти-ко-правового образования и воспитания детей и молодежи [13].
Отличительными чертами Петербургской модели гражданского и этико-право-вого образования и воспитания детей и молодежи (Петербургская модель) являются [3; 12]:
• целостность и системность этико-правового образования, которое охватывает все этапы школьного образования с 1-го по 11-й класс, обеспечивает преемственность между этапами и органическую связь между учебным процессом и внеурочной деятельностью школьников;
1 Путин В.: Работать для людей, создавать Россию XXI века // Партия «Единая Россия». Официальный сайт [Электронный ресурс]. URL: http://er.ru/news/67498/
з • ярко выраженная воспитательная направленность — нацеленность на формирование у учащихся нравственной, правовой и политической культуры личности, 0 патриотизма и гражданственности;
£ • вычленение вопросов этики и права в содержании гражданского образования ^ в качестве системообразующих, интегрирующих компоненты из других отраслей ° знаний (экономика, политика, культура);
о • создание в учебном процессе «этико-правовой вертикали» в виде специальных д учебных курсов с 1-го по 11-й класс;
ш • уникальные психолого-педагогические технологии, обеспечивающие в процессе О преподавания единство словесных и деятельностных методов, единство логики и чувств, способствующих развитию в коллективах учащихся коммуникативной культуры, толерантности, самоорганизации и творчества;
• открытость данной системы гражданского образования окружающей социальной среде и ее профилактическая направленность.
В рамках общей системы этико-правового образования школьников выделено четыре этапа по годам обучения: 1-й этап — начальная школа; 2-й этап — основная школа с 5-го до 7-го класса; 3-й этап — 8-е-9-е классы; 4-й этап — полная средняя школа — 10-й-11-й классы.
При выделении этапов мы ориентировались на сложившуюся структуру деления школы на начальную, основную, полную среднюю, учитывая, что каждая из этих ступеней обладает своей спецификой содержания образования и педагогической деятельности, определяемого возрастными особенностями детей.
Отметим и другое обстоятельство: на каждой из указанных ступеней ядро коллектива педагогов составляют те, кто постоянно работает со школьниками этой возрастной группы. Поэтому создание системы правового образования требовало учета особенностей не только учащихся соответствующих классов, но и разных групп учителей, постоянно работающих лишь на одной из ступеней школьного образования и обладающих в связи с этим ранее сложившимся педагогическим почерком.
В то же время выделение в рамках основной школы двух этапов системы этико-правового образования определялось как возрастными изменениями, происходящими с учащимися в 14-15 лет, так и изменением их правового статуса, что делает особенно актуальным — для адаптации детей этого возраста к окружающей жизни — овладение ими системой правовых знаний, приобретение нормативной культуры и функциональной грамотности. Именно поэтому в сложившейся на протяжении многих лет системе школьного образования преподавание систематических правоведческих курсов осуществляется в 8-х-9-х классах.
Этико-правовую вертикаль составляют обществоведческие учебные курсы этико-правового содержания. Это:
• 1-й этап — этико-правовой курс «Я и мой мир» — 1 час в неделю в 1-м-4-м классах.
• 2-й этап — этико-правовой курс «Обществознание. Социальная практика» — 1 час в неделю в 5, 6, 7-м классах.
• 3-й этап — курс обществознания «Права человека в свободной стране» — по 1 часу в неделю в 8-м и 9-м классах.
• 4-й этап — курс обществознания и отдельный курс «Право» — 2 часа в неделю в 10-м-11-м классах.
Отличительной чертой этико-правовой вертикали являются единство и преемственность в отборе содержания и методов преподавания, широкое применение интерактивных технологий.
Это единство обеспечивается общими «идейными основами». Их составляют три группы гуманистических идей — демократические принципы права, ценности гуманистической этики и опыт гуманной педагогики, ориентированной на уважение к личности, на взращивание в ней человека.
Эти три группы гуманистических идей (этических, правовых, педагогических) з стали «тремя китами», на которых держится вся система правового образования, cl и определили общую гуманистическую направленность данной системы, специфи- § ку ее содержания и педагогической деятельности. Гуманистическая парадигма £ системы правового образования определила ее адекватность прогрессивным ду- s ховным и социальным тенденциям в развитии российского общества и процессу ° гуманизации школы. о
Права и свободы человека и гражданина, порядок их реализации и защиты как g важная составная часть комплекса правовых гуманистических идей определили ш отбор содержания правового образования учащихся, его идейное наполнение. При этом вычленение проблемы прав и свобод человека и гражданина, порядка их реализации и защиты в качестве системообразующего стержня правовых знаний, умений и навыков определило четкую практическую направленность предлагаемой системы правового образования, тесную связь изучения права с жизнью, с личным жизненным опытом школьников.
Гуманистические жизненно-смысловые ценности определили ядро этических идей в содержании этико-правоведческих учебных курсов системы правового образования; в то же время особое значение приобрело создание эффективных педагогических технологий, которые обеспечивали бы перерастание у учащихся знаний об этических гуманистических ценностях в гуманистические нравственные ориентиры.
Индивидуально-личностный подход, ориентир на принципы природосообразности и культуросообразности в правовом образовании определили совокупность педагогических требований к содержанию учебно-воспитательного процесса, к формам его организации и методам преподавания. Особое значение приобрела личность учителя как субъекта системы правового образования, его способность осуществлять свою деятельность в гуманистической парадигме, его готовность относиться к ученику как к многогранной личности, обладающей неповторимой индивидуальностью, как к активному субъекту педагогического процесса, исходя из ценностно-смыслового равенства с ним. Обязательным условием успеха гуманистически ориентированного правового образования стало постоянное заинтересованное внимание педагогов к внутреннему миру учащихся, целенаправленная диагностическая деятельность в сочетании с рефлексией и саморефлексией.
Основное внимание на I и II этапах уделяется этическому образованию — раскрытию содержания и значения нравственных ценностей и формированию гуманистических нравственных ориентаций школьников. Именно гуманистические нравственные ориентиры школьников, если они сложились на I и II этапах системы правового образования, должны стать фундаментом для формирования у учащихся в процессе правового образования на III этапе социально полезных оценок правовых явлений, формирования у них позитивных правовых чувств и установок.
Именно III этап рассматривается как решающий в формировании системы правовых знаний школьников, ядром которых являются права, свободы и обязанности граждан России.
На IV этапе этико-правового образования происходит дальнейшее становление правовой культуры школьников, изучение права осуществляется с учетом их ближайших перспектив — окончания школы и появления в связи с этим у выпускников новых социальных ролей: абитуриента, студента, призывника, военнослужащего, наемного работника, предпринимателя, избирателя, члена общественной организации, вступающего в брак и др.
Поэтому с использованием основных и элективных курсов учащиеся 10-х-11-х классов получают возможность приобрести актуальные для них правовые знания, умения, ориентиры.
з Естественно, что воспитание гражданина и формирование гражданско-правовой gl компетенции включает комплекс организационных форм.
0 На схеме (рис. 1) отчетливо видна тесная взаимосвязь всех сфер школьной жиз-£ ни (урочная, внеурочная, внешкольная), включение в систему воспитания уклада s школьной жизни, включение в гражданское образование учителей разных предметов. ° В то же время на схеме наглядно показано, что содержательным ядром системы о гражданско-правового образования являются учебные курсы этики и права, со-g ставляющие этико-правовую вертикаль, образующие подсистему «этико-правовое ш образование».
Именно создание этико-правовой вертикали заложило основы построенной затем системы гражданского образования (отсюда и уточняющее название «система гражданско-правового образования»).
Причины «долгожительства» модели — это, во-первых, реалистичность системы — она опирается на глубокое изучение практики работы школы и создана практиками. Поэтому она соответствует возможностям педагогов, не единиц, а многих.
Во-вторых, обеспеченность всех этапов системы целостным учебно-методическим комплексом для учащихся и педагогов. Особенно важно, что для каждого этапа созданы пособия для учителя и руководителя школы, включающие материалы научные, нормативные, методические, дидактические и из опыта работы, позволяющие учителю самостоятельно подготовиться к преподаванию.
В-третьих, сложилась система оперативной помощи учителям и руководителям школ, работающим в рамках данной системы, углубленной курсовой подготовки в Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования.
В-четвертых, адекватность данной системы потребностям общества и задачам школы. Поддержка ее органами управления образованием.
В-пятых, постоянно подтверждаемая жизнью школы и судьбами учащихся эффективность Петербургской модели гражданско-правового образования.
Каковы же показатели эффективности реализации Петербургской модели гражданско-правового образования?
В первую очередь, это позитивные личностные изменения, происходящие у педагогов и учащихся. Это толерантность, готовность к диалогу, чувство собственного достоинства, самоуважение и уважение к другим людям.
Многолетние наблюдения позволяют сделать вывод, что целенаправленная системная работа по гражданскому образованию в соответствии с Петербургской моделью способствует решению задачи профилактики правонарушений несовершеннолетних и воспитанию гражданских свойств личности.
Сегодня в школах, где уже сложилась система гражданского образования, включающая не только уроки, но и внеклассную и внешкольную работу, функционирует ученическое самоуправление, учащиеся принимают активное участие в олимпиадах по общественным дисциплинам и в проектах гражданственной направленности (например, в рамках российской акции «Я — гражданин России»).
Анализ отсроченных результатов показал, что выпускники школ, где реализовы-валась Петербургская модель, характеризуются социально-гражданской компетентностью, интересом к общественным наукам, хорошо ориентируются в жизни общества, осознанно выбирают в качестве будущих профессий политологию, психологию, юриспруденцию, социологию, активно участвуют в жизни высших учебных заведений и в избирательных кампаниях.
Для объединения и научно-методической поддержки школ в осуществлении гражданского образования учащихся в апреле 1999 г. была создана общественная организация — Санкт-Петербургский гуманитарный педагогический центр «Гражданин XXI века», а в октябре 1999 г. 25 школ объединились в Ассоциацию школ правоведения, вошедшую в качестве ассоциированного члена в данную организацию.
о ©
о
ш
ш
О
Рис. 1. Организационные формы гражданско-правового образования в школе
В 2000 г. данная система получила государственную поддержку в виде награждения ее авторов государственной премией Правительства Российской Федерации в области образования.
В апреле 2006 г. решением Комитета по образованию Санкт-Петербурга 24 школы, успешно реализующие систему гражданско-правового образования, получили статус городских ресурсных центров по гражданско-правовому образованию.
Права и свободы человека и гражданина, порядок их реализации и защиты как важная составная часть комплекса правовых гуманистических идей определили отбор содержания правового просвещения обучаемых, его идейное наполнение. При этом вычленение проблемы прав и свобод человека и гражданина, порядка их реализации и защиты в качестве системообразующего стержня правовых знаний, умений и навыков определило четкую практическую направленность предлагаемой системы правового образования, тесную связь изучения права с жизнью, с личным жизненным опытом школьников.
Естественно, что воспитание гражданина и формирование гражданской и правовой компетенции включает комплекс организационных форм (рис. 2).
Именно создание этико-правовой вертикали заложило основы построенной системы и гражданского, и правового, и духовно-нравственного образования, и воспитания.
Выше частично описана реализация Петербургской модели. Рассмотрим еще несколько аспектов.
В Санкт-Петербурге в 2012 г. на базе школы № 2 Василеостровского района состоялось открытие центра доступа к правовой, деловой, экологической, духовно-нравственной, гражданской и иной социально значимой информации и школьного центра медиаобразования. Основными тематическими направлениями работы центра являются: этико-правовое воспитание и образование, гражданское и патриотическое воспитание детей и молодежи, краеведение, музейная работа, распространение информационной грамотности, кинообразования и медиаобразования среди всех участников образовательного процесса, внедрение элементов медиаобразова-ния в учебный процесс и воспитательную работу, воспитание толерантности [1; 2].
Социализация как успешная интеграция в гражданское общество
Рис 2. Модель гражданского образования, разработанная профессором Н. И. Элиасберг
В 2014 г. на базе Информационно-методического центра Василеостровского района был создан Центр гражданской, этико-правовой и иной социально значимой информации памяти профессора Н. И. Элиасберг (Центр памяти профессора Н. И. Элиасберг) [3; 7; 11].
Миссия Центра соответствует Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г. — «... формирование гармоничной личности, воспитание гражданина России — зрелого, ответственного человека, в котором сочетается любовь к большой и малой родине, общенациональная и этническая идентичность, уважение к культуре, традициям людей, которые живут рядом». Основными задачами Центра памяти профессора Н. И. Элиасберг являются:
• формирование, организация и хранение правовых, этико-правовых, духовно-нравственных, иных социально значимых информационных ресурсов муниципального, регионального и федерального уровня;
• организация, оцифровка, хранение и распространение творческого наследия Н. И. Элиасберг;
• обеспечение просветительского, справочно-библиографического, информационного обслуживания пользователей Центра по вопросам правовой, духовно-нравственной и иной социально значимой информации;
• содействие формированию этико-правовой, духовно-нравственной и информационной культуры и развитию правосознания участников образовательного процесса;
• методическое обеспечение деятельности школьных библиотек района по правовому просвещению;
• организация методической и исследовательской деятельности в предметных областях деятельности Центра.
Создание подобного Центра говорит о важности и заинтересованности профессиональным сообществом тематики граждановедения и правового просвещения [8; 9; 10]. Отметим, что в рамках реализации Петербургской модели и создан городской ресурсный центр по вопросам гражданского, этико-правового и духовно-нравственного образования и воспитания детей и молодежи.
В дальнейшем планируется создание Федерального центра гражданского и правового образования, который бы включал в себя все центры правовой и иной социально значимой информации на базе общедоступных и школьных библиотек и являлся бы информационно-методическим центром по приведенным выше вопросам.
Таким образом, на сегодняшний день представляется актуальным и перспективным развитие темы формирования правовой культуры и гражданственности, новый вектор которой заложен описанными выше мероприятиями и конференциями [5].
На наш взгляд, Петербургская модель гражданского и этико-правового образо- з
вания и воспитания детей и молодежи может стать одним из базовых элементов cl
для формирования и развития правовой культуры в условиях информационного §
общества и правового государства, одним из механизмов реализации Основ госу- £
дарственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамот- s
ности и правосознания граждан. °
I—
Литература
1. Демидов А. А. Айсберги и рифы в информационном океане: правовая и информационная ° культура. [Электронный ресурс] // Учительская газета. 2006. № 49. URL: http://www.ug.ru/ archive/16210/version/print (дата обращения: 15.02.2016).
2. Демидов А. А. Неформальное, информальное образование и медиаобразование: политика и практика для целей развития критического мышления и формирования информационной безопасности личности // Информационное поле современной России: практика и эффекты: сб. ст. XII Междунар. науч.-практич. конф., 15-17 дек. 2015 г. Казань, 2015. С. 412-422.
3. Демидов А. А. Петербургская модель гражданско-правового образования и обучения правам человека — регионам России // [Электронный ресурс] URL: http://www.ifap.ru/ pr/2007/070529a.htm (дата обращения: 18. 02. 2016).
4. Демидов А. А. Этико-правовое образование детей и молодежи в обществе знаний // [Электронный ресурс]. URL: http://www.ifap.ru/projects/elias.htm, http://www.ifap.ru/projects/ elias2.htm (дата обращения: 10.02.2016).
5. Демидов А. А. VIII Всероссийская конференция «Петербургская модель этико-правового образования детей и молодежи — воспитание гражданина России»: результаты и перспективы // Публичная политика-2014. СПб., 2015. С. 10-19.
6. Кожевников С. Н. Гражданское общество: понятие, основные признаки, предпосылки формирования в России // Вестник ННГУ. Сер. Право. 2002. Вып. 1 (5). С. 26-35.
7. Старовойтова О. Р., Третьяков А. Л. Информационные возможности центров этико-право-вой и иной социально значимой информации, организованных на базе информационно-методических центров районов // Педагогические исследования — вклад в инновационное развитие России. СПб., 2015. С. 268-272.
8. Старовойтова О. Р., Третьяков А. Л. Информационное и методическое обеспечение образовательного процесса на базе Центра гражданской, правовой и иной социально значимой информации памяти профессора Н. И. Элиасберг // Непрерывное педагогическое образование в современном мире: от исследовательского поиска к продуктивным решениям: образовательный процесс в вузе в условиях внедрения образовательных и профессиональных стандартов. СПб., 2015. С. 270-276.
9. Третьяков А. Л. Навигатор по гражданско-патриотическому и этико-правовому образованию: биобиблиогр. указ. работ профессора Н. И. Элиасберг // Новая наука: теоретический и практический взгляд: матер. Междунар. науч.-практ. конф. (14 апреля 2016 г., г. Нижний Новгород): в 3 ч. Ч. 2. Стерлитамак, 2016. С. 82-85.
10. Третьяков А. Л. Человек. Учитель. Ученый: биобиблиогр. указ. публикаций профессора Н И. Элиасберг (1933-2014) / сост.: А. Н. Король, О. Р. Старовойтова, А. Л. Третьяков; науч. ред. О. Р. Старовойтова. СПб., 2015. 64 с.
11. Третьяков А. Л. Правовое просвещение на базе районного центра информации // Академия профессионального образования. 2015. № 10. С. 48-54.
12. Элиасберг Н. И. Петербургская модель гражданско-правового образования в вопросах и ответах. СПб. : Изд-во СПбАППО, 2009.
13. Этико-правовое образование детей и молодежи в обществе знаний: Программа МОО «Информация для всех» [Электронный ресурс]. URL: http://www.ifap.ru/projects/elias.htm (дата обращения: 05.02.2016).
References
1. Demidov A. A. Icebergs and reefs in the ocean of information: legal and information culture [Aisbergi i rify v informatsionnom okeane: pravovaya i informatsionnaya kul'tura] [Electronic resource] // Teacher's Newspaper [Uchitel'skaya gazeta]. 2006. № 49. URL: http://www.ug.ru/ archive/16210/version/print (Access date: 05.02.2016). (rus)
ö
2. Demidov A. A. Informal, informal education and media education: policy and practice for the purpose of development of critical thinking and the formation of the information security of o the person [Neformal'noe, informal'noe obrazovanie i mediaobrazovanie: politika i praktika dlya
tselei razvitiya kriticheskogo myshleniya i formirovaniya informatsionnoi bezopasnosti lichnosti] // Q- Information field of modern Russia: Practice and effects [Informatsionnoe pole sovremennoi
x Rossii: praktika i effekty]: Sat. Art. XII Intern. scientific-Practical. Conf., Dec. 15-17. 2015.
2 Kazan, 2015. P. 412-422. (rus)
^ 3. Demidov A. A. Petersburg model of civil-law education and human rights education — regions yi of Russia [Peterburgskaya model' grazhdansko-pravovogo obrazovaniya i obucheniya pravam
^ cheloveka — regionam Rossii] [Electronic resource]. URL: http://www.ifap.ru/pr/2007/070529a.
o htm (Access date: 18.02.2016). (rus)
4. Demidov A. A. Ethical and legal education of children and youth in the knowledge society [Etiko-pravovoe obrazovanie detei i molodezhi v obshchestve znanii] [Electronic resource] URL: http:// www.ifap.ru/projects/elias.htm,http://www.ifap.ru/projects/elias2.htm (Access date: 02.10.2016). (rus)
5. Demidov A. A. VIII All-Russian Conference «St. Petersburg model of ethical and legal education of children and youth education of the citizen of Russia»: Results and Prospects [VIII Vserossiiskaya konferentsiya «Peterburgskaya model' etiko-pravovogo obrazovaniya detei i molodezhi — vospi-tanie grazhdanina Rossii»: rezul'taty i perspektivy] // Public Policy-2014 [Publichnaya politika-2014]. St. Petersburg, 2015. P. 10-19. (rus)
6. Kozhevnikov S. N. Civil society: concept, main signs, prerequisites of formation of Russia [Grazhdanskoe obshchestvo: ponyatie, osnovnye priznaki, predposylki formirovaniya v Rossii] // NNSU Bulletin. Series Law [Vestnik NNGU. Ser. Pravo]. 2002. Issue 1 (5). P. 26-35. (rus)
7. Starovoitova O. R., Tretyakov A. L. Information opportunities centers ethical-legal and other socially important information, organized on the basis of information and resource centers areas [Informatsionnye vozmozhnosti tsentrov etiko-pravovoi i inoi sotsial'no znachimoi in-formatsii, organizovannykh na baze informatsionno-metodicheskikh tsentrov raionov] // Pedagogical studies — contribution to the innovative development of Russia [Pedagogicheskie issledovaniya — vklad v innovatsionnoe razvitie Rossii]. St. Petersburg, 2015. P. 268-272. (rus)
8. Starovoitova O. R., Tretyakov A. L. Information and methodical support of the educational process on the basis of the Centre of civil, legal and other socially significant information memory of Professor N. I. Eliasberg [Informatsionnoe i metodicheskoe obespechenie obrazovatel'nogo protsessa na baze Tsentra grazhdanskoi, pravovoi i inoi sotsial'no-znachimoi informatsii pamya-ti professora N. I. Eliasberg] // Continuous pedagogical education the modern world: from research to find productive solutions: the educational process in high school in the conditions of the implementation of educational and professional standards [Nepreryvnoe pedagogiches-koe obrazovanie v sovremennom mire: ot issledovatel'skogo poiska k produktivnym resheniyam: obrazovatel'nyi protsess v vuze v usloviyakh vnedreniya obrazovatel'nykh i professional'nykh standartov]. St. Petersburg, 2015. P. 270-276. (rus)
9. Tretyakov A. L. Navigator on civil patriotically and ethic legal education: biobibliographic index of works of professor N. I. Eliasberg [Navigator po grazhdansko-patrioticheskomu i etiko-pravovomu obrazovaniyu: biobibliograficheskii ukazatel' rabot professora N. I. Eliasberg] // New science: theoretical and practical look: works of International Scientific and Practical Conference [Novaya nauka: teoreticheskii i prakticheskii vzglyad: mater. Mezhdunar. nauch.-prakt. konf.]. (14 Apr. 2016, Nizhny Novgorod): in 3 parts. P. 2. Sterlitamak, 2016. P. 82-85. (rus)
10. Tretyakov A. L. Person. Teacher. Scientist: biobibliogr. decree. publications of Professor N. I. Eliasberg (1933-2014) [Chelovek. Uchitel'. Uchenyi: biobibliogr. ukaz. publikatsii professora N. I. Eliasberg (1933-2014)] / Ed.: O. N. Korol, O. R. Starovoitova, A. L. Tretyakov; scientific. Ed.: O. R. Starovoitova. St. Petersburg, 2015. 64 p. (rus)
11. Tretyakov A. L. Legal education on the basis of the regional center of information [Pravovoe prosveshchenie na baze raionnogo tsentra informatsii] // Vocational Education Academy [Akademiya professional'nogo obrazovaniya]. 2015. № 10. P. 48-54. (rus)
12. Eliasberg N. I. Petersburg model of civil-law education in questions and answers [Peterburgskaya model' grazhdansko-pravovogo obrazovaniya v voprosakh i otvetakh]. St. Petersburg: Publishing house SPbAPPE [Izd-vo SPbAPPO], 2009. 16 p. (rus)
13. Ethical and legal education of children and youth in the Knowledge Society: Program NGO «Information for All» [Etiko-pravovoe obrazovanie detei i molodezhi v obshchestve znanii: Programma MOO «Informatsiya dlya vsekh»] [Electronic resource]. URL: http://www.ifap.ru/ projects/elias.htm (Access date: 05.02.2016). (rus)