Научная статья на тему 'Использование средств медиаобразования для целей правового просвещения'

Использование средств медиаобразования для целей правового просвещения Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
433
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-ПРАВОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ / МЕДИАПЕДАГОГИКА / ОБЩЕСТВА ЗНАНИЙ / ПРАВОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ / ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / ПРАВОСОЗНАНИЕ / ПРАВОВОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Третьяков Андрей Леонидович, Демидов Алексей Александрович

В статье подчеркивается важность медиа-средств массовой коммуникации в области образования. Авторы обращаются к современному явлению медиаобразования как важной составляющей правового, политического, духовного и нравственного просвещения. Особое внимание уделяется развитию правового просвещения в России при помощи медиаобразования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Третьяков Андрей Леонидович, Демидов Алексей Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Use of media education for the purposes of legal education

The article emphasizes the importance of the media of mass communication in the field of education. The authors refer to the modern phenomenon of media education as an important component of the legal, political, spiritual and moral education. Particular attention is paid to the development of legal education in Russia with the help of media.

Текст научной работы на тему «Использование средств медиаобразования для целей правового просвещения»

МЕДИА И ОБРАЗОВАНИЕ

УДК 371.4

А. А. Демидов

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Москва

А. Л. Третьяков

Северо-Западный институт управления, Санкт-Петербург

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ ПРАВОВОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ

В статье подчеркивается важность медиа-средств массовой коммуникации в области образования. Авторы обращаются к современному явлению медиаобразования как важной составляющей правового, политического, духовного и нравственного просвещения. Особое внимание уделяется развитию правового просвещения в России при помощи медиаобразования.

Ключевые слова: информационно-правовая грамотность; информационно-телекоммуникационные технологии; информационное общество; критическое мышление; медиаобразование; меди-апедагогика; общества знаний; правовая грамотность; правовая культура; правосознание; правовое просвещение.

В век цифры и эпоху интернета жизнь современного человека немыслима без медийно-информационных технологий. В информационном обществе присутствует ряд аспектов, необходимых для гармоничной жизни. Среди таких аспектов мы выделяем медиаобразова-ние.

Современный мир трудно представить без медиа-средств массовой коммуникации (традиционно сюда принято включать печать, прессу, телевидение, кинематограф, радио, звукозапись и систему интернета).

Особую значимость в жизни человечества медиа приобрели за последние полвека. Медиа сегодня - одна из важнейших сфер в жизни людей всей планеты. Социологи подсчитали, что в среднем «цивилизованный человек», проживший до 75 лет, располагает примерно 50 годами активной, лишенной сна деятельности. И ровно девять лет из них он тратит на то, чтоб смотреть телевизор. К примеру, на рубеже XXI века в 99 % американских семей у детей и подростков до 18 лет был хотя бы один телевизор, у 97 % - хотя бы по одному видеомагнитофону и радиоприемнику, 74 % семей пользовались кабельным или спутниковым ТВ, 69 % - персональными компьютерами (из них 45 % - с подключением к Интернету).

В среднем современный школьник тратит более шести часов в день на общение с медиа (42 % этого времени уходит на просмотр теле-

передач и фильмов и лишь 12 % - на чтение печатных текстов).

В начале XXI века без медиа немыслимо социокультурное развитие любой нации практически во всех областях, включая, разумеется, образование.

В XX веке в ведущих странах мира в педагогической науке сформировалось специфическое направление в педагогике - «медиаобразование» (media education), призванное помочь аудитории разного возраста лучше адаптироваться в мире медиакультуры, освоить язык средств массовой информации, анализировать медиатексты и т. д. Медиаобразование интегрировано в уроки родного языка в современных школах Канады, Австралии, Великобритании и многих других стран.

Интенсивному развитию медиаобразования во многих странах способствовала экспансия американских средств массовой коммуникации: многие медиапедагоги, в том числе и отечественные, например А. В. Федоров, пытались и пытаются развивать «критическое мышление» учащихся, чтобы помочь им противостоять воздействию как зарубежной массовой культуры, в том числе ориентированной на разрушение традиционных ценностей и смыслов, присущих российскому многонациональному, поликультурному и многоконфессиональному этносу, так и «экспериментов» отечественных представителей сферы культуры, образования,

коммуникации, бизнеса и политики, пытающихся создать собственные модели информационного воздействия на детско-юношескую аудиторию, а также на всех участников образовательного процесса, ориентированные как на получение прибыли и продвижение товаров и услуг через рекламные продукты, так и на изменение правового, политического и иного сознания, а также духовности и нравственности россиян [15].

Развитие критического мышления как одного из векторов медиаобразования должно идти параллельно с работой по сохранению и развитию устойчивости всего набора традиционных регуляторов социальных отношений - в их логических парах: этики и нравственности; обычаев и традиций; веры и религии; права и ответственности.

«Российская педагогическая энциклопедия» определяет медиаобразование (англ. media education от лат. media - средства) как направление в педагогике, выступающее за изучение «закономерностей массовой коммуникации (прессы, телевидения, радио, кино, видео и т. д.). Основные задачи медиаобразования: подготовить новое поколение к жизни в современных информационных условиях, к восприятию различной информации, научить человека понимать её, осознавать последствия её воздействия на психику, овладевать способами общения на основе невербальных форм коммуникации с помощью технических средств» [9].

Для сравнения [16] ознакомимся с определением медиаобразовния от ЮНЕСКО. «Media education связано со всеми видами медиа (печатными и графическими, звуковыми, экранными и т. д.) и различными технологиями; оно дает возможность людям понять, как массовая коммуникация используется в их социумах, овладеть способностями использования медиа в коммуникации с другими людьми; обеспечивает человеку знание того, как: 1) анализировать, критически осмысливать и создавать медиа-тексты; 2) определять источники медиатек-стов, их политические, социальные, коммерческие и/или культурные интересы, их контекст; 3) интерпретировать медиатексты и ценности, распространяемые медиа; 4) отбирать соответствующие медиа для создания и распространения своих собственных медиатекстов и обретения заинтересованной в них аудитории; 5) получить возможность свободного доступа к медиа как для восприятия, так и для продукции. Медиаобразование является частью основных

прав каждого гражданина любой страны мира на свободу самовыражения и права на информацию и является инструментом поддержки демократии. <...> Медиаобразование рекомендуется к внедрению в национальные учебные планы всех государств, в систему дополнительного, неформального и "пожизненного" образования».

В резолюциях и рекомендациях ЮНЕСКО неоднократно подчеркивалась важность и поддержка массового медиаобразования (конференции ЮНЕСКО в Грюнвальде, 1982; Тулузе, 1990; Париже, 1997; Вене, 1999; Севилье, 2002; Париже, 2007 и др.).

Возвратимся к посылу в рекомендациях ЮНЕСКО 2002 года, в которых отмечается, что «медиаобразование - часть основного права каждого гражданина любой страны на свободу самовыражения и получение информации, оно способствует поддержке демократии. Признавая различия в подходах и развитии медиаобра-зования в различных странах, рекомендуется, чтобы оно было введено везде, где возможно в пределах национальных учебных планов, так же как в рамках дополнительного, неформального образования и самообразования в течение всей жизни человека» [16].

При работе с формированием содержания и смыслов медиаобразования и критического мышления в России мы должны осознавать, что различия в подходах и развитии медиао-бразования в нашей стране также формируются с учётом реализации конституционных прав россиян, в том числе прав на свободу самовыражения и получение информации, но в комплексе с иными правами и обязанностями как элементами развития демократии в условиях информационного общества, обществ знаний и правового государства.

На сегодняшний день вопросами медиаобра-зования занимается значительное число специалистов. Но относительно вопросов использования возможностей медиаобразования применительно к правовому просвещению - таких работ в настоящее время не было выявлено.

Вопросами правового просвещения авторы данной статьи занимаются достаточно давно [1]. Но применение инновационных методов и методик медиаобразования в области правового просвещения обучающихся - это достаточно новая образовательная инновация, которая необходима в условиях реализации положения Концепции 2020 [6] в части развития медиао-бразования и внедрения Федеральных государ-

ственных образовательных стандартов и поиска новых методов воспитания и обучения в образовательном пространстве Российской Федерации. В связи с этим считаем необходимым кратко рассмотреть необходимость правового просвещения в современной России с использованием средств медиаобразования [2; 3].

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 года № 2403-р «Об утверждении Основ государственной молодёжной политики до 2025 года» определена стратегия страны в области формирования национальной молодёжной политики, приоритетами которой обозначены задачи по формированию информационного поля, благоприятного для развития молодёжи, интенсификации механизмов обратной связи между государственными структурами, общественными объединениями и молодёжью, а также повышению эффективности использования информационной инфраструктуры в интересах патриотического, гражданского и правового воспитания молодёжи.

Выступая на заседании Государственного совета по культуре, президент страны также обозначил проблему: «Сегодня многие деятели культуры обеспокоены снижением в современной системе образования <...> гуманитарной составляющей. Школа, дошкольные учреждения, университеты не просто передают набор знаний и компетенций - они должны воспитывать личность, учить критически самостоятельно мыслить, чётко проводить грань между добром и злом. Убеждён, важнейшая задача образования - формировать внутреннюю культуру и вкус человека, его ценностные ориентиры и мировоззрение» [4; 5].

Указанные посылы пересекаются с концептуальными подходами о необходимости внедрения средств информального и неформального образования, изложенными в Государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы, а также с содействием деятельности по производству и распространению социальной рекламы в рамках законодательства о благотворительности и с положением Концепции 2020 в части создания публичных центров доступа к правовой и иной социально значимой информации на базе библиотек (публичных центров правовой информации, или ПЦПИ), а также развития медиаобразования и дистанционного образования.

В редакции Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации

модель ПЦПИ названа центрами общественного доступа (ЦОД), что вводит реализаторов документов в заблуждение, т. к. более часто и привычно для специалистов сферы ИКТ аббревиатура ЦОД имеет расшифровку - центр обработки данных. В то же время наименование одной сущности двумя понятиями - ПЦПИ и ЦОД - неминуемо вызовет проблемы в статистической и иной сферах, в том числе при формировании правосознания населения в части единообразия понимания, куда обратиться за получением правовой информации в публичной библиотеке - в ПЦПИ или в ЦОД?

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р была утверждена Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Приоритетной задачей страны в сфере воспитания детей Стратегия называет развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины. Правовые механизмы реализации Стратегии включают среди прочих развитие инструментов медиации для разрешения потенциальных конфликтов в детской среде и в рамках образовательного процесса, а также при осуществлении деятельности других организаций, работающих с детьми [11; 12].

В Основах государственной политики в сфере правовой грамотности и правосознания граждан [8] заявляется: «Развитие правового государства, формирование гражданского общества и укрепление национального согласия в России требуют высокой правовой культуры, без которой не могут быть в полной мере реализованы такие базовые ценности и принципы жизни общества, как верховенство закона, приоритет человека, его неотчуждаемых прав и свобод, обеспечение надёжной защищённости публичных интересов».

Статья 3 Основ декларирует: «Настоящие Основы направлены на формирование высокого уровня правовой культуры населения, традиции безусловного уважения к закону, правопорядку и суду, добропорядочности и добросовестности как преобладающей модели социального поведения, а также на преодоление правового нигилизма в обществе, который препятствует развитию России как современного цивилизованного государства».

Целями государственной политики Основы определили: 1) формирование в обществе устойчивого уважения к закону и преодоление правового нигилизма; 2) повышение уровня правовой культуры граждан, включая уровень осведомленности и юридической грамотности; 3) создание системы стимулов к законопослу-шанию как основной модели социального поведения; 4) внедрение в общественное сознание идеи добросовестного исполнения обязанностей и соблюдения правовых норм.

Государственная политика осуществляется по следующим основным направлениям: 1) правовое просвещение и правовое информирование граждан; 2) развитие правового образования и воспитания подрастающего поколения в образовательных учреждениях различного уровня посредством внедрения в образовательный процесс учебных курсов, программ, учебно-методических материалов, обеспечивающих получение знаний в области права; 3) совершенствование системы юридического образования и подготовки квалифицированных юристов и педагогических кадров в области права; 4) преобразования в сферах культуры, массовой информации, рекламной и издательской деятельности, направленные на формирование высокого уровня правовой культуры и правосознания граждан; 5) совершенствование деятельности государственных и муниципальных органов, правоохранительных органов, направленной на обеспечение законности и правопорядка и повышение правосознания служащих государственных и муниципальных органов; 6) совершенствование деятельности в области оказания квалифицированной юридической помощи, в том числе создание эффективной системы бесплатной юридической помощи.

Особенно значимым для содержания настоящей публикации является раздел VII Основ «Меры государственной политики в области образования и воспитания подрастающего поколения, юридического образования и подготовки юридических кадров».

Основными мерами государственной политики в области образования и воспитания подрастающего поколения, а также для реализации первого направления развития обществ знаний «образование для всех на протяжении всей жизни», что актуально для включения в процесс правового воспитания всех участников образовательного процесса в контексте настоящей статьи, являются: 1) включение в примерную основную общеобразовательную программу до-

школьного образования, примерную основную образовательную программу начального общего образования задач приобщения детей к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми (внимательность к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе, оказание помощи тем, кто в ней нуждается, уважение к окружающим), а также развитие ценностно-смысловой сферы личности; 2) развитие практики обучения основам права в образовательных учреждениях различного типа и вида, поддержка различных вариантов региональных моделей правового образования, разработка учебных курсов, включающих правовую тематику, соответствующих образовательных программ, учебных и методических пособий; 3) применение специальных программ правового образования и воспитания детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, трудных подростков и несовершеннолетних правонарушителей; 4) распространение программ дополнительного правового образования для взрослых [13; 14].

Все указанные выше нормативные и правовые документы и политические заявления предполагают создание эффективных механизмов для их реализации. Одним из таких механизмов реализации могут стать средства и методы ме-диаобразования, которые помогут создать систему правового просвещения как обучающихся в образовательной организации, так их родителей и членов семьи, педагогов и воспитателей, журналистов и детских библиотекарей, детских омбудсменов и профильных специалистов органов правоохранения и правоприменения.

Методы медиаобразования (methods of media education): способы работы педагога и ученика, при помощи которого достигаются цели медиаобразования.

Типичные методы: словесные (рассказ, лекция, беседа, взаимообогащающий диалог, обсуждение, анализ, дискуссия и т. д.); наглядные (просмотр аудиовизуального материала), репродуктивные, исследовательские, эвристические, проблемные, игровые (моделирование художественно-творческой деятельности создателей медиатекста, импровизация и т. д.). Данные методы основаны на следующих дидактических принципах: социокультурное развитие творческой личности в процессе обучения, научность, систематичность и доступность обучения, связь теории с практикой, наглядность, активность аудитории, переход от обучения к самообразованию, связь обучения с

окружающей действительностью, положительный эмоциональный фон, учет индивидуальных особенностей учащихся.

Средства медиаобразования

Средства обучения аудиовизуальные (audiovisual educational media) - технические средства и медиатексты, предназначенные для зрительного и слухового воздействия и восприятия в образовательном процессе.

Средства обучения визуальные (visual educational media) - технические средства и визуальные тексты, предназначенные для зрительного воздействия и восприятия в образовательном процессе.

Средства обучения звуковые (audio educational media) - технические средства и медиатексты, предназначенные для слухового воздействия и восприятия в образовательном процессе.

В методике медиаобразования хорошо зарекомендовал себя приём свободного письменного задания: обучающимся предлагается за пять минут, не останавливаясь, записать всё, что им приходит в голову по определённой теме (к примеру, «Популярные телевизионные передачи по праву»). По истечении пяти минут можно предложить им прочитать написанное своему партнёру. Существует целый ряд вариантов выполнения данного задания. Допустим, можно предложить парам поделиться своими идеями со всей группой и создать ситуацию групповой мозговой атаки или предложить подчеркнуть в своём сочинении те мысли, в которых менее всего уверен автор, и затем при обсуждении проверить их правильность.

Методический приём «Взаимообучение» достаточно часто применяется в практике ме-диаобразовательных занятий на материале прессы. Данный приём, как и приём взаимоопроса, позволяет всем участникам образовательного процесса оказаться в роли учителя и направлять остальных в работе над медиатек-стом (который должен отличаться информативностью, актуальностью темы, вызывать интерес у аудитории). Взаимообучение организуется в группах из четырёх-семи человек, которым раздаются экземпляры одного и того же текста. Обучающиеся по очереди играют роль учителя - роль, которая требует от них выполнения пяти определенных действий. Когда все члены группы прочитали абзац (про себя), «учитель» делает следующее:

1) суммирует содержание абзаца;

2) придумывает вопрос по тексту и просит аудиторию на него ответить;

3) разъясняет моменты текста, которые для остальных участников остались непонятными;

4) даёт прогноз возможного содержания следующего абзаца;

5) даёт задание перед чтением следующего абзаца.

Перед проведением данного приёма, особенно в школьной аудитории, педагог должен проинструктировать каждую группу в отдельности, как им следует действовать, оказавшись «учителями».

В методике медиаобразования с целью развития критического мышления получили широкое распространение разработки для самостоятельных занятий. Такие разработки помогают направить исследовательскую деятельность обучающихся даже в отсутствие педагога - допустим, когда они получили задание самостоятельно прочитать текст (просмотреть и проанализировать фрагмент из фильма).

Отметим, что вне зависимости от формы медиаобразовательной работы, приемов, которые используются при организации медиао-бразовательного занятия, медиапедагогическая деятельность должна строиться как целостная система, а каждое занятие иметь четкую цель и комплекс педагогических задач. Важно, чтобы замысел конкретного медиаобразовательного занятия отвечал интересам и возможностям учащихся определенного возраста, их жизненному опыту, способствовал получению новых знаний, активизации познавательной активности и развитию творческого потенциала.

Видение и понимание главной идеи, цели и задач медиаобразовательных занятий помогает педагогу обеспечить творческое участие каждого обучающегося в процессе медиаобразования.

Приведённые выше аспекты - это неотъемлемая часть современного медиаобразования. В нашем случае медиаобразование преломляется в ракурсе правового просвещения обучающихся. В связи с этим логичнее рассмотреть понятие «правовое просвещение», чтобы более полно представить картину использования средств медиаобразования для целей правового просвещения, в том числе в контексте реализации Основ государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан.

Рассмотрение категории «правовое просвещение» с точки зрения историко-философских концепций позволяет сделать вывод о его глобальной роли в мировой политико-правовой мысли. Таким образом, становится ясно, что,

адаптируя философские взгляды на современный язык, правовое просвещение понимался как процесс распространения правовых знаний и правовой культуры в широких массах населения. При этом, по логике просветителей, воспитание вытекало из общих представлений о просвещении как одном из необходимых элементов его процесса.

Однако при изучении современной теоретико-правовой и педагогической трактовки правового просвещения мы столкнулись с рядом трудностей по его разграничению со смежными категориями, и в первую очередь с правовым воспитанием.

Так, в энциклопедической литературе просвещение, как правило, трактуется с трех позиций: 1) распространение знаний, образование; 2) система образовательных учреждений в стране; 3) прогрессивное идейное течение эпохи перехода от феодализма к капитализму в Европе в XVIII веке (век Просвещения) [7].

Также в педагогической литературе и словарях термин «просвещение» рассматривается как понятие и явление, синонимичное «народному образованию».

Следует отметить, что и в лингвистических словарях мы находим аналогичные суждения, в которых просвещение понимается как распространение знаний, образования. «Просветить - сообщить кому-нибудь знания, распространить где-нибудь знания, культуру, пропустить сквозь кого-чего лучи, свет для исследования внутренностей. Просветиться - получить знания, культурные навыки, подвергнуться просвечиванию» [9; 10].

Правовое просвещение - это сложный и длительный процесс, затрагивающий все стороны общественной жизни. Средствами правового просвещения являются пропаганда права, развитие у граждан юридических знаний, практическое укрепление законности, наличие сильной юридической науки, совершенствование системы правовых актов, которое достигается благодаря наличию в государстве демократичной, эффективной конституции и высокому правовому и технико-юридическому качеству законов и подзаконных актов.

Правовое просвещение, формирование правосознания и правовой культуры - необходимое условие сознательного осуществления гражданином своего долга перед обществом, что способствует преодолению отсталых взглядов, отклоняющегося поведения людей, предотвращению случаев произвола и насилия над

личностью. Научно обоснованные правовые представления граждан являются предпосылками укрепления законности и правопорядка, без чего невозможно построить гражданское общество и правовое государство. В настоящее время существует масса проблем в процессе формирования правовой культуры. Это, в первую очередь, правовая безграмотность населения, сложный процесс правотворчества, нередкое противоречие нормативно-правовых актов реальной действительности, а также неразвитая идеология сильного правового государства и, как следствие, правовой нигилизм, отрицание нравственных принципов. Для разрешения этих и других проблем необходима целенаправленная политика государства по повышению уровня правовой культуры общества через процессы правотворчества, законодательного процесса. Формирование позитивного отношения к закону, праву, знание гражданами своих прав и обязанностей перед государством и обществом являются основными задачами в процессе формирования правовой культуры.

В заключение стоит отметить, что использование средств, методов и приёмов медиаобразо-вания - это неотъемлемая часть правового просвещения обучающихся. Именно посредством инновационных медиаобразовательных технологий возможно достичь конечного результата

- воспитания гармонично развитой личности (в том числе подкованной в области права), готовой жить в информационном обществе.

Список литературы

1. Демидов, А. А. Айсберги и рифы в информационном океане: правовая и информационная культура [Электронный ресурс] / А. А. Демидов // Учительская газета. - 2006.

- № 49. - URL: http://www.ug.ru/archive/16210 (дата обращения: 08.10.2016).

2. Демидов, А. А. Комплексное развитие медиаобразования и правового просвещения в современной образовательной организации: состояние и перспективы [Текст] / А. А. Демидов, А. Л. Третьяков // Интеграция медиаобра-зования в условиях современной школы: сб. науч. тр. III Всерос. заочн. науч.-практ. конф. с междунар. участием / под. ред. А. С. Галченко-ва. - М., 2016. - С. 114-121.

3. Демидов, А. А. Публичные центры правовой информации в России [Текст] / А. А. Демидов // Информационное право. - 2007. -№ 4. - С. 44-48.

4. Демидов, А. А. Развитие неформального, информального и медиаобразования для целей развития критического мышления и формирования информационной безопасности личности [Электронный ресурс] / А. А. Демидов // Управленческое консультирование. - 2016. - N° 2. - С. 113-119. - URL: http://elibrary.ru/item. asp?id=25659786.

5. Демидов, А. А. Формирование системы доступа граждан Российской Федерации к правовой информации: итоги и перспективы [Текст] / А. А. Демидов, Е. И. Кузьмин, М. Н. Усачев // Библиотековедение. - 2005. - № 6. - С. 8-16.

6. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 г. № 1662-р (ред. от 08.08.2009) [Электронный ресурс]. - URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134/ (дата обращения: 08.10.2016).

7. Ожегов, С. И. Словарь русского языка [Текст] / С. И. Ожегов. - М., 1978. - С. 570.

8. Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан: утв. Президентом Российской Федерации 28.04.2011 г. № Пр-1168[Электронный ресурс]. - URL: https://rg.ru/2011/07/14/pravosoznanie-dok.html (дата обращения: 09.10.2016).

9. Педагогический энциклопедический словарь / Б. М. Бим-Бад, М. М. Безруких, В. А. Болотов [и др.]. - М., 2003. - С. 221.

10. Снигирева, М. В. Общественные ресурсы в педагогических технологиях правового просвещения: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 [Текст] / М. В. Снигирева. - Екатеринбург, 2009. - 136 с.

11. Третьяков, А. Л. Возможности видеокон-ференцсвязи для реализации идей открытого образования [Текст] / А. Л. Третьяков // Общественные науки в школе и жизни: метод. навигатор: метод. сб. - СПб., 2015. - С. 271-275.

12. Третьяков, А. Л. Информационное обеспечение деятельности школьного учителя [Текст] / А. Л. Третьяков // Наука и образование: инновации, интеграция и развитие: матер. меж-дунар. науч.-практ. конф. (Уфа, 29-30 апр. 2014 г.): в 2-х ч. - Ч. 1. - Уфа, 2014. - С. 118-125.

13. Третьяков, А. Л. Формирование межведомственной и межсекторной модели развития гражданского, патриотического и этико-право-вого образования и воспитания молодёжи в формате социального проекта «Центр гражданской, этико-правовой и иной социально значимой информации памяти профессора Н. И. Элиасберг» [Текст] / А. А. Демидов, А. Л. Третьяков // Материалы IX междунар. форума От науки к бизнесу «Траснфер технологий - новое измерение» (20-22 мая 2015 г., Санкт-Петербург). - СПб., 2015. - С. 136-139.

14. Третьяков, А. Л. Центры этико-право-вой информации и медиаобразования на базе школьной библиотеки - новация в реализации ФГОС и инфраструктура для развития информационно-правовой культуры детей и молодёжи [Текст] / А. А. Демидов, А. Л. Третьяков // Медиаобразование. - 2016. - № 2. - С. 21-33.

15. Федоров, А. В. Медиаобразование: вчера и сегодня [Текст] / А. В. Федоров. - Москва: Изд-во МОО ВПП «Информация для всех», 2009. - 234 с.

16. Recommendations Addressed to the United Nations Educational Scientific and Cultural Organization UNESCO [Text] // Education for the Media and the Digital Age. - Vienna, 1999. -P. 273-274.

USE OF MEDIA EDUCATION FOR THE PURPOSES OF LEGAL EDUCATION

Demidov A. A., Russian Academy of National Economy and Public Service under the President of Russian Federation, Moscow, [email protected]

Tretyakov A. L., St. Petersburg State Institute of Culture, Saint-Petersburg, [email protected]

The article emphasizes the importance of the media of mass communication in the field of education. The authors refer to the modern phenomenon of media education as an important component of the legal, political, spiritual and moral education. Particular attention is paid to the development of legal education in Russia with the help of media.

Keywords: information and legal literacy; information and communication technologies; information society; critical thinking; media education; media education; knowledge society; legal literacy; legal culture; sense of justice; legal education.

References

1. Demidov, A. A. (2006) Aysbergi i rifyi v informatsionnom okeane: pravovaya i informatsionnaya kultura [=Icebergs and reefs in the ocean of information: legal and information culture], in: Uchitelskaya gazeta [=Teacher's Newspaper], no. 49, available at: http://www.ug.ru/archive/16210, accessed 08.10.2016. (In Russ.).

2. Demidov, A. A. and Tretyakov, A. L. (2016) Kompleksnoe razvitie mediaobrazovaniya i pravovogo prosvescheniya v sovremennoy obrazovatelnoy organizatsii: sostoyanie i perspektivyi [=Integrated development of media education and legal education in modern educational organization: state and prospects], in: Integratsiya mediaobrazovaniya v usloviyah sovremennoy shkolyi [=The integration of media education in today's schools], Moscow, pp. 114-121. (In Russ.).

3. Demidov, A. A. (2007) Publichnyie tsentryi pravovoy informatsii v Rossii [=Public centers of legal information in Russia], in: Informatsionnoepravo [=Information Law], no. 4, pp. 44-48. (In Russ.).

4. Demidov, A. A. (2016) Razvitie neformalnogo, informalnogo i mediaobrazovaniya dlya tseley razvitiya kriticheskogo myishleniya i formirovaniya informatsionnoy bezopasnosti lichnosti [=Development of non-formal, informal and media education for the purpose of development of critical thinking and the formation ofthe information security ofthe person], in: Upravlencheskoe konsultirovanie [=Management Consulting], no. 2, pp. 113-119, available at: http://elibrary.ru/item.asp?id=25659786, accessed 08.10.2016. (In Russ.).

5. Demidov, A. A., Kuzmin, E. I. and Usachev, M. N. (2005) Formirovanie sistemyi dostupa grazhdan Rossiyskoy Federatsii k pravovoy informatsii: itogi i perspektivyi [=Formation of system of the Russian Federation citizens' access to legal information: Results and Prospects], in: Bibliotekovedenie [=Library science], no. 6, pp. 8-16. (In Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Kontseptsiya dolgosrochnogo sotsialno-ekonomicheskogo razvitiya Rossiyskoy Federatsii na period do 2020 goda [=The concept of long-term Russia's social and economic development for the period till 2020], available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134/, accessed 08.10.2016. (In Russ.).

7. Ozhegov, S. I. (1978) Slovar russkogo yazyika [=Dictionary of the Russian language], Moscow, p. 570. (In Russ.).

8. Osnovyi gosudarstvennoy politiki Rossiyskoy Federatsii v sfere razvitiya pravovoy gramotnosti i pravosoznaniya grazhdan [=Principles of State Policy of the Russian Federation in the sphere of legal literacy and legal awareness of citizens], available at: https://rg.ru/2011/07/14/pravosoznanie-dok.html, accessed 09.10.2016. (In Russ.).

9. Bim-Bad, B. M., Bezrukih, M. M. and Bolotov, V. A. (2003) Pedagogicheskiy entsiklopedicheskiy slovar [=Teaching Encyclopedic Dictionary], Moscow, p. 221. (In Russ.).

10. Snigireva, M. V. (2009) Obschestvennyie resursyi v pedagogicheskih tehnologiyah pravovogo prosvescheniya [=Community resources in pedagogical techniques of legal education], Ekaterinburg, 136 p. (In Russ.).

11. Tretyakov, A. L. (2015) Vozmozhnosti videokonferentssvyazi dlya realizatsii idey otkryitogo obrazovaniya [=Video conferencing capabilities to implement the ideas of open education], in: Obschestvennyie nauki v shkole i zhizni [=Social sciences in school and life method], Saint-Petersburg, pp. 271-275. (In Russ.).

12. Tretyakov, A. L. (2014) Informatsionnoe obespechenie deyatelnosti shkolnogo uchitelya [=Information of activity schoolteacher], in: Nauka i obrazovanie: innovatsii, integratsiya i razvitie [=Science and education: innovation, integration and development], part 1, Ufa, pp. 118-125. (In Russ.).

13. Tretyakov, A. L. and Demidov, A. A. (2015) Formirovanie mezhvedomstvennoy i mezhsektornoy modeli razvitiya grazhdanskogo, patrioticheskogo i etiko-pravovogo obrazovaniya i vospitaniya molodyozhi v formate sotsialnogo proekta «Tsentr grazhdanskoy, etiko-pravovoy i inoy sotsialno znachimoy informatsii pamyati professora N. I. Eliasberg» [=Formation of inter-departmental and cross-sectoral model of civic, patriotic and ethical and legal education and training of young people in the form

of a social project «Center for civic, ethical, legal and other socially significant information, the memory of Professor NI Eliasberg»], in: Mater. IX mezhdunar. foruma Ot nauki k biznesu «Trasnfer tehnologiy - novoe izmerenie» [=Mater. IX Intern. Forum From Science to Business «Trasnfer technology - a new dimension»], Saint-Petersburg, pp. 136-139. (In Russ.).

14. Tretyakov, A. L. and Demidov, A. A. (2016) Tsentryi etiko-pravovoy informatsii i mediaobrazovaniya na baze shkolnoy biblioteki - novatsiya v realizatsii FGOS i infrastruktura dlya razvitiya informatsionno-pravovoy kulturyi detey i molodYozhi [=Centers ethical and legal information and media education based on school library - an innovation in the implementation of the GEF and the infrastructure for the development of information and legal culture of children and youth], in: Mediaobrazovanie [=Media Education], no. 2, pp. 21-33. (In Russ.).

15. Fedorov, A. V. (2009) Mediaobrazovanie: vchera i segodnya [=Media Education: yesterday and today], Moscow, Izd-vo MOO VPP «Informatsiya dlya vseh», 234 p. (In Russ.).

16. Recommendations Addressed to the United Nations Educational Scientific and Cultural Organization UNESCO (1999), in: Education for the Media and the Digital Age, Vienna, pp. 273-274.

Демидов Алексей Александрович - научный сотрудник Центра экономики непрерывного образования, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Москва.

[email protected]

Третьяков Андрей Леонидович - ведущий специалист Центра информационной поддержки научных исследований Северо-Западного института управления, филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации; магистрант, Санкт-Петербургский государственный институт культуры, Санкт-Петербург.

[email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.