Научная статья на тему 'Сетевая модель центров этико-правового образования и гражданско-патриотического воспитания и центров медиаобразования на базе школьных библиотек: необходимость создания, возможности и реальные перспективы'

Сетевая модель центров этико-правового образования и гражданско-патриотического воспитания и центров медиаобразования на базе школьных библиотек: необходимость создания, возможности и реальные перспективы Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
223
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ / ЦЕНТР / ШКОЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА / МЕДИЙНАЯ И ИНФОРМАЦИОННАЯ ГРАМОТНОСТЬ / НЕФОРМАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ФГОС / СЕТЕВАЯ МОДЕЛЬ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Демидов А.А., Третьяков А. Л

Авторы, рассматривая необходимость создания сетевой модели центров этико-правового образования и гражданско-патриотического воспитания, а также центров медиаобразования, акцентируют внимание на то, что на сегодняшний день подобные структуры могут быть созданы (как один из вариантов) на базе библиотек образовательных организаций. Описаны краткие исторические аспекты медиаобразования. Отмечено, что правовое просвещение может осуществляться (как вариант) посредством обозначенных выше центров на базе школьных библиотек. Описан опыт создания подобного модельного центра.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Демидов А.А., Третьяков А. Л

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сетевая модель центров этико-правового образования и гражданско-патриотического воспитания и центров медиаобразования на базе школьных библиотек: необходимость создания, возможности и реальные перспективы»

Практика медиаобразования Media Literacy Education Practices

Сетевая модель центров этико-правового образования и

гражданско-патриотического воспитания и центров медиаобразования на базе школьных библиотек: необходимость создания, возможности и реальные перспективы

А. А. Демидов

научный сотрудник Центра экономики непрерывного образования, Российская академия народного хозяйства и государственной службы

при Президенте Российской Федерации, эксперт, Агентство стратегических инициатив, председатель правления, Межрегиональная общественная организация в поддержку построения информационного общества

«Информация для всех», Москва demidov@ifap.ru А. Л. Третьяков

ведущий специалист Центра информационной поддержки научных исследований, Северо-Западный институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, магистрант 1 курса библиотечно-информационного факультета, Санкт-Петербургский государственный институт культуры, директор представительства, Межрегиональная общественная организация в поддержку построения информационного общества «Информация для всех» в Санкт-Петербурге, Санкт-Петербург

andltretyakov@ gmail. com

Аннотация. Авторы, рассматривая необходимость создания сетевой модели центров этико-правового образования и гражданско-патриотического воспитания, а также центров медиаобразования, акцентируют внимание на то, что на сегодняшний день подобные структуры могут быть созданы (как один из вариантов) на базе библиотек образовательных организаций. Описаны краткие исторические аспекты медиаобразования. Отмечено, что правовое просвещение может осуществляться (как вариант) посредством обозначенных выше центров на базе школьных библиотек. Описан опыт создания подобного модельного центра.

16

Ключевые слова. Этико-правовое образование, гражданско-патриотическое воспитание, медиаобразование, центр, школьная библиотека, медийная и информационная грамотность, неформальное образование, ФГОС, сетевая модель.

Network centers model of ethical and legal education and civil-patriotic education and media education centers at school libraries: the need to create opportunities and real

prospects

A. A. Demidov,

Researcher at the Center of Continuing Education of the economy, Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President

of Russian Federation, Expert, Agency for Strategic Initiatives, Chairman, Interregional public organization in support of building the information

society «Information for All», Moscow demidov@ifap.ru A.L. Tretyakov,

Leading expert of the Center of information support of scientific research, North-West Management Institute - a branch of the Russian Academy of National Economy and Public

Administration President of the Russian Federation, 1st year undergraduate Library and Information Department, St. Petersburg State Institute of Culture, director of the office, Interregional public organization in support of building the information society «Information for All» in St. Petersburg, St. Petersburg

andltretyakov@gmail.com

Annotation. Authors, considering the need to create centers of the network model of ethical and legal education and civic and patriotic education, and media education centers, emphasize the fact that to date, such structures can be created (as an option) on the basis of libraries of educational institutions. Authors described briefly historical aspects of media education. It was noted that legal education can implemented (as an option) through centers at school libraries mentioned above. The experience of creating such a model center.

Keywords. Ethical and legal education, civil-patriotic education, media education center, school library, media and information literacy, non-formal education, network model.

Первая в мире учебная программа по медиаобразованию была разработана знаменитым канадским ученым Маршалом Маклюэном (M. McLuhan) в 1959 году для учащихся 11 класса школ Торонто. До этого не существовало целостной концепции и системы медиаобразования - до конца 50-х годов XX века образование на материале киноискусства, прессы, телевидения, радио и т. д. существовало в виде автономных направлений и программ, в развитии которых специалисты из дореволюционной России и СССР принимали самое активное участие.

С 1960-х годов ЮНЕСКО активно поддерживает и продвигает во всём мире концепцию медиаобразования, которое рассматривалось как процесс развития личности в основном с помощью и на материале СМИ с целью

формирования культуры общения с медиа, творческих, коммуникативных способностей, критического мышления, умения полноценного восприятия, интерпретации, анализа и оценки медиатекстов, обучения различным формам самовыражения при помощи медиатехники [Медийная, 2016].

Обретённая в результате этого процесса медиаграмотность помогает человеку активно использовать возможности информационного поля -телевидения, радио, видео, кинематографа, прессы, Интернета [Федоров, 2004, 2005].

Рекомендации по развитию медиаобразования, выработанные в ходе конференции ЮНЕСКО, прошедшей в Вене в 1999 году заложили основы для развития медиаобразования во всем мире, декларируя, что медиаобразование обеспечивает человеку знание того, как:

• анализировать, критически осмысливать и создавать медиатексты;

• определять источники медиатекстов, их политические, социальные, коммерческие и/или культурные интересы, их контекст;

• интерпретировать медиатексты и ценности, распространяемые медиа;

• отбирать соответствующие медиа для создания и распространения своих собственных медиатекстов и обретения заинтересованной в них аудитории;

• получить возможность свободного доступа к медиа, как для восприятия, так и для продукции [Цит. по: Минбалеев, 2007, с. 14].

Положение о том, что медиаобразование - часть основных прав каждого гражданина любой страны мира на свободу самовыражения и права на информацию и является инструментом поддержки демократии, определяет и место, и роль медиаобразования в развитии гражданского общества и правового государства, особенно в киберпространстве [Педагогические..., 2016].

Особо следует отметить, что применение медиаобразования для просвещения населения в вопросах, касающихся авторских прав при использовании медиа и важности соблюдения прав на интеллектуальную собственность, в том числе в Интернете, по проблемам защиты персональных данных и конфиденциальной информации от несанкционированного доступа и права на самостоятельный выбор информации - тоже важный аспект, который вполне корреспондируется с тематикой этико-правового образования.

В документе ЮНЕСКО медиаобразование рекомендуется к внедрению в национальные учебные планы всех государств, в систему дополнительного, неформального и «пожизненного» образования, что вполне пересекается с положениями Концепции 2020 и Государственной программы Российской Федерации «Развитие образования на 2013-2020 годы», как по части

медиаобразования в связи с информационно-телекоммуникационными технологиями, так и в связи с необходимостью развития в России неформального и информального образования [Демидов, 2015, с. 480].

В свою очередь, Российская Федерация также озадачилась вопросами и медиаобразования и организации доступа к правовой информации, в том числе для целей формирования правовой культуры населения.

В принятой в 2008 году Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года отмечено, что вторым направление раздела «Информационно-коммуникационные технологии» является повышение качества образования, медицинского обслуживания, социальной защиты населения, содействие развитию культуры и средств массовой информации на основе информационно-коммуникационных технологий, в том числе, расширение использования информационных и телекоммуникационных технологий для развития новых форм и методов обучения, в том числе дистанционного образования и медиаобразования. В разделе Концепции 2020 по тематике культуры развитие сети центров доступа к правовой и иной социально значимой информации на базе библиотек также заявлено в качестве приоритета. Данное направление продублировано в принятой в том же году Стратегии развития информационного общества, но с несколько иным названием инфраструктурных элементов - центров общественного доступа (ЦОД) на базе тех же публичных библиотек [Демидов, 2016, с. 26].

Возвращаясь к тематике медиаобразования, отметим, что его цель - ся формирование у молодёжи критического отношения к медиаконтенту, превращение детей и молодежи в креативных (творческих) медийных пользователей: как после окончания учебного заведения (школы, университета), так и на протяжении всей жизни в процессе неформального и информального образования. Это приобретает особую важность ещё и потому, что в современном обществе родители и все лица, осуществляющие процесс образования и воспитания, всё меньше могут контролировать доступ детей к электронным средствам массовой коммуникации -телевидению, форматному радио, Интернету, компьютерным играм.

Предполагается, что создаваемые на базе библиотек образовательных организаций центры этико-правовой и иной социально значимой информации и медиаобразования смогут посодействовать в реализации Федеральных государственных образовательных стандартов, а также в решении вопросов информационного обслуживания как одарённых школьников и учителей, так и детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, в том числе - вступивших в конфликт с законом.

Создаваемые центры станут площадками по информационно-ресурсной поддержке и продвижению в сетевом формате всей линейки инструментов для реализации Концепции-2020, утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, указов Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» и от 29 октября 2015 года № 536 «О создании Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников», Государственной программы Российской Федерации «Развитие образования на 2013-2020 годы» и ряд других документов.

Для целей комплексного решения задач создания инфраструктуры, формирования информационных и человеческих ресурсов в рассматриваемой области могут быть применимы уже апробированные, систематизированные и переведенные в формат свободного доступа ресурсы [подробнее об этом см. в: Демидов, Третьяков, 2016].

Отметим, что первый модельный центр этико-правовой и иной социально значимой информации и медиаобразования был создан в 2012 году на базе библиотеки школы № 2 Василеостровского района Санкт-Петербурга. Ранее, в 2009 году, подобный школьный центр был создан на базе школы № 7 города Копейск Челябинской области. На базе Калужского государственного педагогического университета в рамках II Оптинского форума в 2007 году был открыт первый в России центр доступа к социально значимой информации, ориентированный на развитие духовно-нравственной компоненты [Третьяков, 2016, с. 49].

Важным фактором может и должен стать вектор по развитию правового просвещения в школе в контексте развития школьной медиации/школьных служб примирения. Данное направление можно рассматривать как некую медаль с двумя сторонами - правовым просвещением, как теоретической части процесса социализации в условиях правового государства и информационного общества, и - школьной медиацией, которую можно и нужно рассматривать как практикализацию полученных знаний в области права, коммуникации, навыков критического мышления.

Фактически школьная медиация - это вектор по формированию знаний и опыта общения в будущем с судебной системой. Если иметь в виду, что школьные парламенты и правительства, а также молодежные ячейки парламентских партий и традиционных конфессий, как и школьный бизнес, в том числе в связи с развитием школьного социального проектирования, социального предпринимательства, добровольчества и благотворительности

уже существуют, то формирование системных решений по созданию школьных служб примирения приведет к началу формирования места и роли судебных процедур в жизни будущего гражданина своей страны - через внесудебные процедуры и формирование навыков примирения [Этико-правовое, 2016].

В заключении отметим, что описанные выше возможности создаваемой сетевой модели центров этико-правовой и иной социально значимой информации и медиаобразования на базе школьных библиотек, безусловно, новый вектор реализации ФГОС. В частности, важный аспект -формирование у школьников знаний, умений и навыков в области правового просвещения с использованием средств медиаобразования, которое здесь выступает как посредник, проводник и двигатель всей системы -информационно ресурсной платформы.

Современному школьнику, как и всем участникам образовательного процесса, в условиях развития информационного общества и правового государства медиаобразовательные технологии предоставят как новые инструменты для самопрезентации и социализации, так и новые возможности в обучении, социальном проектировании, социальном предпринимательстве и развитии добровольчества. Создаваемые центры этико-правового и гражданского образования и воспитания, сопряженные с центрами медиаобразования на базе библиотек образовательных организаций, станут своеобразными точками бифуркации в социальной сфере, усиленными сетевым эффектом и послужат в качестве инновационного инструмента для реализации профильных ФГОС [Третьяков, 2016, с. 402].

Литература

Демидов А.А., Третьяков А.Л. Центры этико-правовой информации и медиаобразования на базе школьной библиотеки - новация в реализации ФГОС и инфраструктура для развития информационно-правовой культуры детей и молодёжи // Медиаобразование. 2016. № 2. С. 21-33. Демидов А.А., Федоров А.В. Неформальное, информальное образование и медиаобразование: политика и практика для целей развития критического мышления и формирования информационной безопасности личности // Информационное поле современной России: практика и эффекты: сб. ст. XII Междунар. науч.-практ. конф., 15-17 дек. 2015 г. / под ред. Р. П. Баканова. Казань, 2015. С. 475-481.

Медийная и информационная грамотность: https://www.facebook.com/groups/295672907171311 Минбалеев А. В. Роль медиаобразования в формировании информационно-правовой культуры современной молодёжи // Медиаобразование. 2007. № 1. С. 12-16.

Педагогические аспекты формирования медийной и информационной грамотности. http://iite.unesco.org/pics/publications/ru/files/3214708.pdf

Проект «Формирование этико-правовой культуры и толерантности участников образовательного процесса с использованием средств медиаобразования»: http://www.ifap.ru/pr/2009/090910a.htm Третьяков А.Л. Инновационная модель школьного центра правовой и иной социально значимой информации // Бюллетень науки и практики. 2016. № 4. С. 261-267. http://www.bulletennauki.com/#!tretiakov/d2pws

Третьяков А.Л. Правовое просвещение на базе районного центра информации // Академия профессионального образования. 2015. № 10. С. 48-54.

Третьяков А.Л. Школьная библиотека как центр формирования информационно-правовой культуры обучающихся // Проблемы педагогической инноватики в профессиональном образовании: матер. 17-й Междунар. науч.-практ. конф. Санкт-Петербург, 2016. С. 401-405. Федоров А.В. Медиаобразование и медиаграмотность. Таганрог, 2004. С. 49-50, 144. Этико-правовое образование детей и молодежи в обществе знаний: http://www.ifap.ru/proj ects/elias.htm.

References

Demidov, A.A., Tretyakov, A.L. Centers ethical and legal information and media education based on school library - an innovation in the implementation of the FGOS and the infrastructure for the development of information and legal culture of children and young people//Media Education. 2016. № 2. Demidov, A.A., Fedorov, A. Informal, informal education and media education: policy and practice for the purpose of development of critical thinking and the formation of the information security of the person // Information field of modern Russia: Practice and effects. Kazan, 2015.

Ethical and legal education of children and youth in the knowledge society http://www.ifap.ru/proj ects/elias.htm

Fedorov, A.V. Media Education and Media Literacy. Taganrog, 2004.

Media and Information Literacy https://www.facebook.com/groups/295672907171311

Minbaleev, A.V. The role of media in shaping the information and the legal culture of today's youth //

Media Education. 2007. № 1.

Pedagogical aspects of formation of media and information literacy: http://iite.unesco.org/pics/publications/ru/files/3214708.pdf

The project «Formation of ethical and legal culture of tolerance, and the participants of the educational process with the use of media education». http://www.ifap.ru/pr/2009/090910a.htm Tretyakov, A.L. Innovative model of school the center of legal and other socially significant information // Bulletin of science and practice. 2016. № 4. http://www.bulletennauki.com/#!tretiakov/d2pws Tretyakov, A.L. Legal education on the basis of the regional center of information // Vocational Education Academy. 2015. № 10.

Tretyakov, A.L. School Library as a center of information and formation of legal culture of students // Problems of pedagogical innovation in vocational education. St. Petersburg, 2016.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.