Научная статья на тему 'Центры этико-правовой информации и медиаобразования на базе школьной библиотеки - новация в реализации ФГОС и инфраструктура для развития информационно-правовой культуры детей и молодёжи'

Центры этико-правовой информации и медиаобразования на базе школьной библиотеки - новация в реализации ФГОС и инфраструктура для развития информационно-правовой культуры детей и молодёжи Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
475
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРИРОВАННОЕ МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ / ИНФОРМАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНФОРМАЦИОННАЯ ГРАМОТНОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННО-ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / МЕДИАГРАМОТНОСТЬ / МЕДИАКУЛЬТУРА / МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ / МЕДИЙНАЯ И ИНФОРМАЦИОННАЯ ГРАМОТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Демидов А.А., Третьяков А.Л.

В статье анализируется ситуация с развитием медиаобразования, а также медийной и информационной грамотности, параллельно с перспективами развития информационно-правовой культуры детей и молодежи. Рассматривается вопрос о возможности развития указанных направлений для целей достижения синергетического эффекта в условиях развития информационного общества, обществ знаний и правового государства с использованием центров этико-правовой информации и медиаобразования на базе библиотек образовательных организаций, как элементов сетевой инфраструктуры, обеспечивающих в том числе решение задач создания профильных информационных ресурсов и свободного доступа к ним.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Демидов А.А., Третьяков А.Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Центры этико-правовой информации и медиаобразования на базе школьной библиотеки - новация в реализации ФГОС и инфраструктура для развития информационно-правовой культуры детей и молодёжи»

Практика медиаобразоеания

Центры этико-правовой информации и медиаобразования на базе школьной библиотеки - новация в реализации ФГОС и инфраструктура для развития информационно-правовой культуры детей и молодёжи

А. А. Демидов,

научный сотрудник Центра экономики непрерывного образования, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, эксперт, Агентство стратегических инициатив, Москва

А. Л. Третьяков,

ведущий специалист Центра информационной поддержки научных исследований, Северо-Западный институт управления - филиал

РАНХиГС, студент магистратуры библиотечно-информационного факультета, Санкт-Петербургский государственный институт культуры

Аннотация. В статье анализируется ситуация с развитием медиаобразования, а также медийной и информационной грамотности, параллельно с перспективами развития информационно-правовой культуры детей и молодежи. Рассматривается вопрос о возможности развития указанных направлений для целей достижения синергетического эффекта в условиях развития информационного общества, обществ знаний и правового государства с использованием центров этико-правовой информации и медиаобразования на базе библиотек образовательных организаций, как элементов сетевой инфраструктуры, обеспечивающих в том числе решение задач создания профильных информационных ресурсов и свободного доступа к ним.

Ключевые слова. Интегрированное медиаобразование, информальное образование, информационная грамотность, информационно-правовая культура, медиаграмотность, медиакультура, медиаобразование, медийная и информационная грамотность, неформальное образование, ФГОС.

Centers ethical and legal information and media education based on school library -an innovation in the implementation of the Federal State Standards and the infrastructure for the development of information and legal culture of children and youth

A.A. Demidov,

researcher at the Center for Economics Continuing Education Institute of Applied Economic Research, Russian Academy of National Economy and Public Administration

under the President of Russian Federation, Expert, Agency for Strategic Initiatives, Moscow

A.L. Tretyakov,

Leading expert of the Center of information support of scientific research, North-West

Management Institute - a branch RANHiGS, student of Master's of Library and Information Science Faculty,

St. Petersburg State Institute of Culture

Annotation. The article analyzes the situation with the development of media education and media and information literacy, along with the prospects of development of information and legal culture of children and youth. The question about the possibility of a complementary development of these areas for the purpose of achieving synergies in terms of development of the information society, knowledge society and the rule of law with the centers of ethical and legal information and media education on the basis of libraries of educational institutions, as elements of the network infrastructure, providing including problem solving the creation of specialized information resources and free access to them.

Keywords. Integrated media education, informal education, information literacy, information and legal culture, media literacy, media culture, media education, media and information literacy, non-formal education.

Первая в мире учебная программа по медиаобразованию была разработана знаменитым канадским ученым М. Маклюэном в 1959 году для учащихся 11 класса школ г. Торонто. До этого не существовало целостной концепции и системы медиаобразования - до конца 1950-х годов образование на материале киноискусства, прессы, телевидения, радио и т. д. существовало в виде автономных направлений и программ, в развитии которых специалисты - как из дореволюционной России, так и из СССР принимали самое активное участие.

С 1960-х годов ЮНЕСКО активно поддерживает и продвигает во всём мире концепцию медиаобразования, которое в начале рассматривалось как процесс развития личности в основном с помощью и на материале средств массовой коммуникации с целью формирования культуры общения с медиа, творческих, коммуникативных способностей, критического мышления, умения полноценного восприятия, интерпретации, анализа и оценки медиатекстов, обучения различным формам самовыражения при помощи медиатехники. Обретённая в результате этого процесса медиаграмотность помогает человеку активно использовать возможности информационного поля - телевидения, радио, видео, кинематографа, прессы, Интернета.

С недавних пор ЮНЕСКО, наравне с медиаобразованием развивает политику медийной и информационной грамотности (МИГ) [Медийная, 2015]. Опубликованная ЮНЕСКО в 2011 г. программа обучения учителей

22

«Медийная и информационная грамотность» стала результатом сотрудничества широкого круга специалистов из различных областей, таких как средства массовой информации, информация, ИКТ, образование и разработка учебных программ. В период с 2008 г. было организовано несколько международных экспертных совещаний для консультаций по вопросам стратегии разработки учебных программ и экспертизы первого варианта программы, были выявлены образовательные ресурсы, разработанные для формирования медийной и информационной грамотности в различных странах мира.

По мнению заместителя Генерального директора ЮНЕСКО по коммуникации и информации Я. Карклиньша, созданная учебная программа «МИГ» - новое слово в рассматриваемой области по двум причинам: «Во-первых, она рассчитана на перспективу и опирается на современные тенденции конвергенции радио, телевидения, Интернета, газет, книг, электронных архивов и библиотек на одну общую платформу, а также впервые представляет единый подход к МИГ. Во-вторых, она создана с учётом потребностей педагогов для интеграции в официальную систему их подготовки» [Медийная, 2015].

Предложенное в программе «МИГ» определение информационной грамотности практически не отличается от понятийного аппарата относительно медиаобразования. Информационная грамотность - это набор компетенций, необходимых для получения, понимания, оценки, адаптации, генерирования, хранения и представления информации, используемой для анализа проблем и принятия решения. Информационно грамотные люди обладают следующими базовыми навыками - критическое мышление, умение анализировать информацию и использовать её для самовыражения, способность к независимому обучению, созданию информации, готовность быть информированным гражданином и профессионалом, участвовать в государственной деятельности и демократических процессах, протекающих в обществе.

Иными словами, представляется, что фактически ЮНЕСКО предлагает снизить градус активности в рассматриваемой области развития информационного общества и обществ знаний с медиаобразования до медиаграмотности.

В России сегодня уже широко распространено интегрированное медиаобразование, как и развивающие его информальное и неформальное образование, которые представляют собой изучение с использованием Интернета и средств массовой коммуникации традиционных образовательных дисциплин, родного и иностранного языков, литературы, общественных дисциплин, физики, химии, биологии, развития

юнкоровского, добровольческого/волонтёрского, туристского,

краеведческого, скаутского/кадетского движения и др. В то же время до системного распространения медиаобразования (как это имеет место быть в Австралии, Австрии, Великобритании, Венгрии, Германии, Канаде, Новой Зеландии, Норвегии, Финляндии и др. странах) России ещё далеко.

В рамках внешкольного образования в указанных и иных странах медиаобразование развивается, в том числе в рамках поддерживаемых государством и бизнесом медиаобразовательных проектов и программ, реализуемых в рамках «третьего сектора» (деятельность социально ориентированных некоммерческих организаций - СО НКО), социальных проектов, социального предпринимательства, деятельности библиотек и иных институтов памяти и межкультурных коммуникаций, где взаимосвязь и взаимопроникновение образовательной, культурной, коммуникационной, духовно-нравственной, этико-правовой, гражданской, патриотической и туристско-краеведческой тематики с использованием средств медиа и информационно-телекоммуникационных технологий (ИТТ) становится приоритетом.

США с давних пор является мировым лидером в области формирования медиакультуры. Американская пресса, радио, звукозапись и особенно кинематограф, телевидение и Интернет практически доминируют в информационном поле большинства регионов планеты. Влияние средств массовой информации и коммуникации США на формирование сознания населения, и в первую очередь - подрастающего поколения всего мира, трудно переоценить. Система американского медиаобразования с помощью интернет-сайтов, публикаций, конференций оказывает существенное влияние на формирование и информационной политики и информационных установок населения другие страны. Сегодня медиаобразование в США -составная часть школьных учебных планов и внешкольных программ, аналогичных отечественной системе дополнительного образования во всех 50-ти американских штатах.

Согласно положениям Резолюции Европарламента от 16 декабря 2008 года (2008/2129(Щ1) касающимся медиаобразования в школах и педагогических образовательных учреждениях медиаобразование должно стать компонентом формального образования, доступным всем детям, оно должно стать неотъемлемой частью учебного программы на каждой ступени школьного обучения. Европарламент рекомендует сделать медиаобразование максимально приближенным к практической деятельности и связать его с предметами экономической, политической, словесной, социальной, художественной и информационной направленности, и предлагает в перспективе ввести специальный предмет - «Медиаобразование», а при

использовании междисциплинарного подхода связать его с реализацией внешкольных проектов.

Особо следует отметить, что Резолюция рекомендует применение медиаобразования для просвещения населения в вопросах, касающихся авторских прав при использовании медиа и важности соблюдения прав на интеллектуальную собственность, в том числе в Интернете, по проблеме защиты персональных данных и конфиденциальной информации от несанкционированного доступа и права на самостоятельный выбор информации. В документе подчёркивается необходимость информирования медиапользователей о потенциальных рисках, связанных с безопасным использованием информационных технологий и защитой личных данных, а также рисках, связанных с кибернасилием.

В резолюции медиаобразование рекомендуется к внедрению в национальные учебные планы всех государств, в систему дополнительного, неформального и «пожизненного» образования, что вполне пересекается с положениями Концепции 2020 и Государственной программы Российской Федерации «Развитие образования на 2013-2020 годы».

Необходимо отметить, что Российская Федерация также озадачилась вопросами медиаобразования. В принятой в 2008 году Концепции 2020 отмечено, что вторым направление раздела «Информационно-коммуникационные технологии» является повышение качества образования, медицинского обслуживания, социальной защиты населения, содействие развитию культуры и средств массовой информации на основе информационно-коммуникационных технологий, в том числе, расширение использования информационных и телекоммуникационных технологий для развития новых форм и методов обучения, в том числе дистанционного образования и медиаобразования.

Наряду с этим, в стране происходит формирование и развитие политических установок, направленных на институализацию вектора медиаобразования, определяющих его образовательное, культурное и коммуникационное содержание. Открывая заседание Государственного совета по культуре и искусству 25 сентября 2012 г. Президент Российской Федерации В. В. Путин заявил: «Школа, дошкольные учреждения, университеты не просто передают набор знаний и компетенций - они должны воспитывать личность, учить критически самостоятельно мыслить, чётко проводить грань между добром и злом. Убеждён, важнейшая задача образования - формировать внутреннюю культуру и вкус человека, его ценностные ориентиры и мировоззрение».

Медиаобразование сегодня можно разделить на следующие основные направления:

1) медиаобразование будущих и действующих профессионалов -журналистов (пресса, радио, телевидение, Интернет), кинематографистов, редакторов, продюсеров и др.;

2) медиаобразование будущих и действующих педагогов в университетах, педагогических институтах, в процессе повышения квалификации преподавателей вузов и школ на курсах по медиакультуре;

3) медиаобразование как часть общего образования школьников и студентов, обучающихся в обычных школах, средних специальных учебных заведениях, вузах, которое, в свою очередь, может быть интегрированным с традиционными дисциплинами или автономным (специальным, факультативным, кружковым и т.д.);

4) медиаобразование в учреждениях дополнительного образования и досуговых центрах (домах творчества юных, научно-технического творчества детей и молодежи, центрах внешкольной работы, школах искусств, центрах эстетического и художественного воспитания, в клубах по месту жительства, спортивных школах и т.д.);

5) дистанционное медиаобразование школьников, студентов и взрослых с помощью телевидения, радио, системы Интернет (здесь огромную роль играет медиакритика) - фактически это информальное образование!

6) самостоятельное/непрерывное медиаобразование (которое теоретически может осуществляться в течение всей жизни человека) - фактически это неформальное образование [Федоров, 2001; Демидов, 2015, с. 477].

Принятые в 2011 году «Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан» декларировали, что развитие правового государства, формирование гражданского общества и укрепление национального согласия в России требуют высокой правовой культуры, без которой не могут быть в полной мере реализованы такие базовые ценности и принципы жизни общества, как верховенство закона, приоритет человека, его неотчуждаемых прав и свобод, обеспечение надежной защищенности публичных интересов.

Статья 15 «Основ...» определяет основные направления государственной политики в рассматриваемой области:

1) правовое просвещение и правовое информирование граждан;

2) развитие правового образования и воспитания подрастающего поколения в образовательных учреждениях различного уровня посредством внедрения в образовательный процесс учебных курсов, программ, учебно-методических материалов, обеспечивающих получение знаний в области права;

3) совершенствование системы юридического образования и подготовки квалифицированных юристов и педагогических кадров в области права и ряд других.

Статья 16 «Основ...» определяет меры государственной политики в области совершенствования законодательства Российской Федерации и правоприменения, в том числе - профильные по тематике правового просвещения: обеспечение доступности правовой информации, развитие системы правового просвещения и информирования граждан, включая развитие информационно-правовых ресурсов и обеспечение эффективного функционирования соответствующих информационно-справочных систем; поэтапное введение практики оказания адвокатами и нотариусами юридической помощи и содействия гражданам при получении ими государственных и муниципальных услуг, а также их участие в правовом просвещении граждан и развитии правосознания населения; развитие негосударственных форм правового просвещения и оказания юридической помощи населению, государственная поддержка этого процесса.

Указанные направления вполне корреспондируются с методикой и методологией Петербургской модели этико-правового образования и гражданского воспитания, разработанной Н.И. Элиасберг [Демидов, 2016].

Возвращаясь к тематике медиаобразования, необходимо отметить, что его цель - формирование у молодёжи критического отношения к медиатекстам, в первую очередь, превращение личности в креативного (творческого) пользователя всякого доступного контента в дальнейшей жизни - как после окончания учебного заведения (школы, университета), так и на протяжении всей жизни в процессе неформального и информального образования. Это приобретает особую важность ещё и потому, что в современном обществе родители и все лица, осуществляющие процесс образования и воспитания всё меньше могут контролировать доступ детей к электронным средствам массовой коммуникации - телевидению, форматному радио, Интернету, компьютерным играм.

Информационная безопасность ребенка - это задача как семейного, так и школьного воспитания. Все это делает значимость медиаобразования чрезвычайно актуальной, постоянно повышая роль международного сотрудничества и обмена опытом.

Во многих странах к числу лиц и организаций, действующих в сфере медиаобразования, относятся: учителя в школах и других образовательных учреждениях; воспитатели в неформальных группах молодежи и членов различных общин; исследователи; группы активистов, руководствующиеся политическими или моральными соображениями; группы родителей; церковь и другие религиозные объединения; медиакомпании - как коммерческие, так и некоммерческие; органы регулирования средств массовой коммуникации.

Предполагается, что создаваемые на базе библиотек образовательных организаций центры этико-правовой информации и медиаобразования станут

новым направлением в реализации Федеральных государственных образовательных стандартов, а также выступят опорными инфраструктурными элементами как для решения задач информационного обеспечения одарённых школьников и учителей, а также всех иных участников образовательного процесса на стыке решения проблем медиаобразования/МИГ и информационно-правового образования и духовно-нравственного воспитания.

Отметим, что центры этико-правовой информации и медиаобразования на базе школьных библиотек - механизмы реализации Концепции 2020 в части создания публичных центров правовой, деловой, экологической и иной информации на базе библиотек (Программа ПЦПИ) [Программа, 2016].

Создаваемые центры станут площадками по информационно-ресурсной поддержке и продвижению в сетевом формате:

• Программы «Этико-правовое образование детей и молодежи в обществе знаний», которая реализуется консорциумом профильных организаций со штаб-квартирой в Санкт-Петербурге на базе СПб 00 «Гуманитарный педагогический Центр «Гражданин XXI века» с 2002 года как механизма по продвижению Петербургской модели этико-правового образования, гражданского, патриотического и духовно-нравственного воспитания детей и молодёжи, в том числе с использованием для продвижения одноименного сайта, страницы в Фейсбук и электронного журнала «Педагогический сборник» [Этико-правовое, 2016];

• Программы «Новое поколение» (Формирование этико-правовой культуры и толерантности участников образовательного процесса с использованием средств медиаобразования), реализуемой консорциумом профильных организаций с 2009 года в городе Копейск Челябинской области, как муниципальная модель. Тиражируется в Санкт-Петербурге, Алтайском крае, Амурской области и ряде других субъектов Российской Федерации [Проект, 2016];

• Программы «Живое право», реализуемой консорциумом профильных организаций с 1996 года с участием идеологи Программы «Этико-правовое образование детей и молодежи в обществе знаний» Н. И. Элиасберг [Живое право, 2016];

• Программы «Этика, духовность и нравственность в информационном обществе и правовом государстве», реализуемой консорциумом профильных организаций с 2002 года с участие Оргкомитета Оптинского форума, журнала «Восточный свет» и иных профильных структур;

• Программы ПЦПИ (создание общероссийской сети центров публичного доступа к социально значимой информации - правовой, деловой,

экологической, молодежной, образовательной, культурной и пр.), в том числе в формате развития подсетей доступа к: а) деловой (для развития молодежного предпринимательства и кластерного строительства); б) экологической (для развития сети центров доступа к экологической информации и информационно-ресурсной поддержке экологических проектов и программ; в) профильной для СО НКО информации в формате модели ЦИРП СО НКО - центров информационно-ресурсной поддержки СО НКО с использованием для продвижения одноименного сайта, а также тематической рассылки по сети ПЦПИ. Важное направление - организация взаимодействия на местах центров правовой информации с юридическими клиниками вузов и СО НКО;

• Программы «Медиаобразование», реализуемой консорциумом профильных организаций с 2004 года: с использованием журнала «Медиаобразование» и портала «Информационная грамотность и медиаобразование для всех» (создание портала явилось вкладом в разработку международного портала по проблемам медиаобразования, медиапедагогики и медиакомпетентности - Media Literacy Education Clearinghouse, создаваемого под патронатом ООН в рамках деятельности «Альянса цивилизаций» (Alliance of Civilizations) [Педагогические..., 2016];

• Программы «Безопасная информационная среда», реализуемой консорциумом профильных организаций с 2015 года [Безопасная..., 2016];

• Проекта «Право и общество в цифровую эпоху», ориентированного на продвижение контента по вопросам реализации права интеллектуальной собственности, в том числе - в рамках проведения международной конференции «Право и Интернет» и секции «Интеллектуальная собственность в сфере образования, науки, творчества и культуры» Международного Форума «Интеллектуальная собственность -XXI век» ТПП России;

• Проекта «Жизнь по законам - разумный выбор!» (правовое просвещение подростков как механизм сохранения их нравственного, психического и физического здоровья и средство борьбы с наркоманией. Организация социальной профилактики распространения и потребления психотропных веществ с использованием средств социальной рекламы и медиаобразования, а также через формирование культуры информационной безопасности).

Школьные центры этико-правовой информации и медиаобразования в Санкт-Петербурге создаются с учётом указанного посыла, необходимости сохранения и развития духовности и нравственности в рамках реализации Концепции 2020 в части развития сети ПЦПИ, а также дистанционного образования и медиаобразования, а также протокола № 26 выездного

заседания Постоянной комиссии по образованию культуре и науке Законодательного Собрания Санкт-Петербурга от 22.10.2012 г. в части развития кинематографа, телевидения и медиаобразования в Санкт-Петербурге.

Отметим, что первый модельный центр этико-правовой и иной социально значимой информации и медиаобразования в Санкт-Петербурге был создан в 2012 году на базе библиотеки школы № 2 Василеостровского района Санкт-Петербурга. Ранее, в 2009 году, подобный школьный центр был создан на базе школы № 7 города Копейск Челябинской области. На базе Калужского государственного педагогического университета в рамках II Оптинского форума в 2007 году был открыт первый в России центр доступа к социально значимой информации, ориентированный на развитие духовно-нравственной компоненты с высоким содержанием медиаобразовательной составляющей.

Отметим, что создание центров этико-правовой информации и медиаобразования ляжет в основу как инфраструктурная новация в реализации ФГОС. Именно благодаря подобным центрам можно воспитать активных членов российского и русскоязычного сообщества, в том числе в условиях киберпространства, с заделом на решение проблем формирования информационно-правовой культуры, как существенного знания, необходимого для всех, кто участвует в построении правового государства, информационного и гражданского общества.

Иными словами, на наш взгляд, данные центры смогут помочь сформировать гармонично развитую личность с критическим мышлением и достаточным уровнем информационно-правовой культурой, что на сегодняшний день - важный аспект в воспитании современного подрастающего поколения.

Предложенный в 2006 году известным российским учёным A.B. Минбалеевым концепт развития направления «Формирование информационно-правовой культуры учащихся в процессе медиаобразования» органично вписывается как в стратегии развития общества знаний, информационного общества, правового государства и гражданского общества в России, так и в реализацию Государственной программы «Развитие образования на 2013-2020 годы» и Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» [Минбалеев, 2007, с. 13]. Применительно к модели медиаобразования учащихся, данное направление также логично вписывается в рамки этапа «овладение школьниками/студентами креативными умениями на материале и формирование полноценного восприятия медиатекстов».

Немаловажный фактор предлагаемого направления - его универсальность: данная деятельность учащихся может реализовываться как в рамках учебно-воспитательного процесса (дисциплины гражданско-правовых циклов, информатика, факультативные занятия, классные часы, школьные и студенческие медиасообщества, кружки, медиалаборатории), так и вне стен учебных заведений - в общественных, детских и молодежных объединениях, учреждениях дополнительного образования, дистанционно посредством создания специальных сайтов [Федоров, 2004; 2005].

Очевидно, что одно из основных средств реализации данного направления - социальные проекты, осуществляемые медиапедагогами, обладающими информационно-техническими, правовыми и педагогическими знаниями. Естественно, что подобный синтез сложно реализуем, поэтому такие проекты предполагают консолидацию усилий администраций образовательных учреждений, структур дополнительного образования, социальных институтов (например, центров бесплатного доступа к правовой информации, некоммерческих организаций, занимающихся правовыми проблемами), международных организаций и других заинтересованных субъектов. Значительную роль в развитии медиаобразования и информационно-правовой культуры сегодня играет Программа ЮНЕСКО «Информация для всех», в частности ее Российский комитет, постоянно оказывающий содействие как в распространении социально значимой информации, так и в проведении различных мероприятий по обеспечению открытости к общедоступной информации, открытии центров правовой помощи и др. [Суколенов, 2002, с. 15].

Как и ранее, среди наиболее распространенных причин, создающих проблемы при реализации рассматриваемого направления можно назвать следующие: отсутствие стратегического видения и непонимание на уровне руководства образовательных организаций и органов управления образования важности включения в образовательный процесс элементов медиаобразования и этико-правового образования; отсутствие квалифицированных специалистов, методических и ученых разработок по данному направлению; недостаточная личная информационно-правовая культура педагогов; недостаточная техническая обеспеченность образовательных учреждений и др. Кроме того, формирование информационно-правовой культуры осложняется рядом существующих проблем гражданского образования и воспитания учащихся на современном этапе развития российского общества.

Основными компонентами результата, к которому должно стремиться направление «Формирование информационно-правовой культуры учащихся в процессе медиаобразования», являются, на наш взгляд, информационно-

правовые знания, информационно-правовые умения, навыки и компетенции, а также информационно-правовое сознание и культура учащихся. Развитие информационно-правовой культуры молодежи - залог формирования в России правого государства и гражданского общества, поэтому использование медиаобразовательных компонентов должно получить повсеместное распространение в российской образовательной системе.

Литература

Безопасная информационная среда, http://aior.org/index.php/bezopasnaya-informatsionnaya-sreda (Дата обращения: 23.02.2016).

Демидов A.A., Федоров A.B. Неформальное, информальное образование и медиаобразование: политика и практика для целей развития критического мышления и формирования информационной безопасности личности // Информационное поле современной России: практика и эффекты / под ред. Р. П. Баканова. Казань, 2015. С. 475481.

Демидов А. А. Школьные ПЦПИ, совмещенные с центром медиаобразования, - новый вектор формирования этико-правовой культуры, информационной грамотности, патриотизма, духовности и нравственности молодых россиян [Электронный ресурс] / А. А. Демидов, О. Р. Старовойтова, А.К. Федоров, http://www.ifap.ru/pr/2013/nl30109b.pdf Живое право: http://www.ug.ru/old/ug_pril/gv/99/21/t5.htm (Дата обращения: 23.02.2016). Медийная и информационная грамотность [Электронный ресурс]: https://www.facebook.com/groups/295672907171311 (Дата обращения: 23.02.2016). Минбалеев А. В. Роль медиаобразования в формировании информационно-правовой культуры современной молодёжи//Медиаобразование. 2007. № 1. С. 12-16. Педагогические аспекты формирования медийной и информационной грамотности. http://iite.unesco.org/pics/publications/ru/files/3214708.pdf (Дата обращения: 23.02.2016). Проект «Формирование этико-правовой культуры и толерантности участников образовательного процесса с использованием средств медиаобразования» [Электронный ресурс], http://www.ifap.ru/pr/2009/090910a.htm, свободный. (Дата обращения: 23.02.2016). Программа ПЦПИ [Электронный ресурс], http://www.ifap.ru/pcpi/list/index.htm (Дата обращения: 23.02.2016).

ПЦПИ, ориентированный на духовно-нравственное воспитание молодёжи [Электронный ресурс], http://www.ifap.ru/pr/2007/070601a.htm, свободный. (Дата обращения: 23.02.2016). Суколенов И. В. Теория и практика гражданского образования в общеобразовательных учреждениях: историко-педагогические аспекты: автореф. дис. ... докт. пед. наук. М., 2002. 52 с.

Третьяков А.Л. Правовое просвещение на базе районного центра информации // Академия профессионального образования. 2015. № 10. С. 48-54.

Федоров А. В. Медиаобразование и медиаграмотность. Таганрог, 2004. С. 49-50, 144. Федоров A.B. Медиаобразование: история, теория и методика. Ростов: ЦВВР, 2001. 708 с. Этико-правовое образование детей и молодежи в обществе знаний [Электронный ресурс]. http://www.ifap.ru/projects/elias.htm (Дата обращения: 23.02.2016).

References

Demidov, A. A., Fedorov, A.V. Informal, informal education and media education: policy and practice for the purpose of development of critical thinking and the formation of the information security of the person // Information field of modern Russia: Practice and effects: Sat. Art. XII Intern, scientific-practical / ed. R. P. Bakanov. Kazan, 2015. P. 475-481.

Demidov, A.A. School of PCPI, combined with the center of media - a new vector of formation of ethical and legal culture, information literacy, patriotism, spirituality and morality of young Russians [Electronic resource] / A. A. Demidov, O. R. Starovoitova, A. K. Fedorov. http://www.ifap.ru/pr/2013/nl30109b.pdf (Access date: 23.02.2016).

Ethical and legal education of children and youth in the knowledge society:

http://www.ifap.ru/projects/elias.htm (Access date: 23.02.2016).

Fedorov, A. V. Media Education and Media Literacy. Taganrog, 2004, p. 49-50, 144.

Live right: http://www.ug.ru/old/ug_pril/gv/99/21/t5.htm (Access date: 23.02.2016).

Media and Information Literacy: https://www.facebook.com/groups/295672907171311 (Access

date: 23.02.2016).

Minbaleev, A.V. The role of media in shaping the information and the legal culture of today's youth//Media Education. 2007. № 1, p. 12-16.

PCPI Program: http://www.ifap.ru/pcpi/list/index.htm (Access date: 23.02.2016). Pedagogical aspects of formation of media and information literacy: http://iite.unesco.org/pics/publications/ru/files/3214708.pdf (Access date: 23.02.2016). Safety information environment, http://aior.org/index.php/bezopasnaya-informatsionnaya-sreda (Access date: 23.02.2016).

Sukolenov, I.V. Theory and practice of civic education in educational institutions: historical and pedagogical aspects. PhD. Dis. Moscow, 2002. 52 p.

The PCPI focused on spiritual and moral education of youth: http://www.ifap.ru/pr/2007/070601a.htm (Access date: 23.02.2016).

The project «Formation of ethical and legal culture of tolerance, and the participants of the educational process with the use of media education»: http://www.ifap.ru/pr/2009/090910a.htm (Access date: 23.02.2016).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Tretyakov, A.L. Legal education on the basis of the regional center of information // Vocational Education Academy. 2015. №10. S. 48-54.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.