Научная статья на тему 'Актуальные новости медиаобразования'

Актуальные новости медиаобразования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
546
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Медиаобразование
WOS
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ / МЕДИАПЕДАГОГИКА / МЕДИАГРАМОТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Челышева И. В., Фатеева И. А.

Дается краткий обзор актуальных новостей медиаобразования из различных регионов России и Украины.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Актуальные новости медиаобразования»

АКТУАЛЬНЫЕ НОВОСТИ

Actual News

Abstract. Short information about new trend in the media education in Russia: Rostov-on-Don, Taganrog, Novosibirsk, Perm, Moscow. Media education in Ukraine. Keywords: media studies, communication, media education, media literacy.

Заседание секции «Медиаобразование, культура инфокоммуникаций и информационной безопасности в Интернет»

в Ростове

Первым мероприятием конференции представителей региональных научно-образовательных сетей РЕ1_АР1\1-2011 26 сентября 2011 в Ростове-на-Дону, стало заседание секции «Медиаобразование, культура инфокоммуникаций и информационной безопасности в Интернет». Соорганизаторами конференции выступили Фонд Развития Интернет, Ассоциация научных и учебных организаций — пользователей сетей передачи данных «РЕ1_АР1\1», Российский НИИ Развития Общественных Сетей (РосНИ-ИРОС), Национальная ассоциация исследовательских и научно-образовательных электронных инфраструктур «е-АРЕНА». Организационным партнером и официальным регистратором РЕ1_АР1\1-2011 стал национальный регистратор доменов ^-СЕИТЕ^

Участники заседания рассказали о медиаобразовании и меди-акомпетентности, о преимуществах использования информационных технологий в образовании, обсуди-

ли качество и уровень развития технологических и информационных сервисов в Сети, а также затронули проблемы реализации образовательных программ и проектов, связанных с различными аспектами информатизации, в том числе и вопросы культуры и безопасности использования Интернет подрастающим поколением.

В качестве докладчиков выступили:

• Демидов Алексей Александрович - председатель Правления МОО «Информация для всех», Председатель Совета координаторов Программы ПЦПИ (Санкт-Петербург),

• Федоров Александр Викторович -президент Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России, главный редактор журнала «Медиаобразование», координатор проектов по медиаобразова-нию ЮНЕСКО и Минобранауки России, д.п.н., профессор, проректор по научной работе Таганрогского государственного педагогического институт им. А.П.Чехова,

• Крамаров Сергей Олегович - вице-ректор Института управления, бизнеса и права, д.ф-м.н, профессор, Академик академии Информатизации образования (Сальск),

• Розина Ирина Николаевна - президент Российской коммуникативной ассоциации, доцент кафедры информационных технологий Института управления, бизнеса и права (Ростов-на-Дону),

• Каштальян Анастасия Станиславовна - председатель Молодёжного Правительства Сальского района, куратор проекта «Добрый мир», педагог, дипломант конкурса «Учитель года-2010» (Сальск),

• Лебешева Мария Ильинична -психолог-исследователь Фонда развития интернет (Москва).

Выступили также специалисты Р11-СЕ1\1ТЕР, которые рассказали о социальных инициативах компании - программе «Р11-СЕ1\1ТЕР - будущему» для учреждений образования и культуры, Всероссийском конкурсе на лучший ресурс для детей и юношества «Позитивный контент -2011». Фонд развития интернет представил результаты Всероссийского исследования «Дети онлайн», проводимого в 2011 году и рассказал о запуске нового проекта.

«Медиаобразование, культура инфокоммуникаций и информационной безопасности в Интернет» 2011 26 сентября 2011 г. Ростов-на-Дону 30 сентября 2011 г. Таганрог

26 сентября 2011 года в рамках секции «Медиаобразование, культура инфокоммуникаций и информационной безопасности в Интернет» (http://www.mediagram.ru/ news/text_375.html) Всероссийской конференции РЕ1_АРЫ - 2011 и Всероссийского Доменного марафона «ДОМЕНИНЫ-2011», а также 30 сентября 2011 г в рамках научно-практической конференции «Интеграция медиаобразования в условиях современной школы» (http://www.ifap.ru/events/1106.rtf) эксперты обсудили вопросы развития медиаобразования, медиапедаго-гики, медиажурналистики, медиа-компетентности и культуры информационной безопасности .

В мероприятиях приняло участие в очной и дистанционной форме более 200 представителей органов государственной и муниципаль-

ной власти, экспертов в области образования, науки, культуры и коммуникации, представителей профильного бизнеса, институтов гражданского общества и парламентских партий из Беларуси, России, Узбекистана, Украины и Чехии. Главным организатором мероприятия в Ростове-на-Дону выступил Р11-Центр, а в Таганроге - средняя общеобразовательная школа № 22 города Таганрога, Таганрогская городская библиотека им. А.П.Чехова и Таганрогский государственный педагогический институт им. А.П.Чехова при поддержке Комитета Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей, Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России, Благотворительного фонда «Защита детства», МОО «Информация для всех», Некоммерческого партнерства «Школьный сайт», Российско-

го Агентства развития информационного общества и ряда других партнерских организаций.

Мероприятия проведены в рамках реализации Программы «Меди-аобразование» (http://www.ifap.ru/ projects/mediaed.htm), а также в формате самостоятельного мероприятия муниципального уровня Международного фестиваля «Электронное будущее - 2011!» (http:// www.mfeb.ru). Конференции в Таганроге предоставлена эгида Социального проекта «Защита детей» ВПП «Единая Россия» т.к. её содержание и цели максимально полно соответствуют заявленным в рамках отчета о работе Правительства Российской Федерации за 2010 год главой Правительства России и лидером правящей парламентской партии В.В. Путиным приоритетам политики поддержки и развития системы дошкольного, дополнительного образования, деятельности детских библиотек, а также разработки Проекта «Культура России».

В ходе конференций продолжилось обсуждение статьи «Защита институтов семьи и детства с использованием средств медиаобра-зования в рамках федеральных государственных стандартов» первого заместителя Председателя Комитета Государственной Думы Российской Федерации по вопросам семьи, женщин и детей, руководителя проекта «Защита детей» ВПП «Единая Россия» Н.Н. Карпович и А.В. Федорова - президента Ассоциации кинообразования и медиа-педагогики России, проректора по научной работе Таганрогского государственного педагогического университета им. А.П.Чехова.

Главными проблемами обсуждения тематики медиаобразования в рамках секции «Медиаобразова-ние, культура инфокоммуникаций и информационной безопасности в Интернет» было заявлено отсутствие межпредметной и межведомственной площадки для квалифицированного и системного рассмотрения всего тематического комплекса - медиаобразования, медиапедаго-гики, медиажурналистики и информационной безопасности с многообразием пограничных вопросов.

На научно-практической конференции «Интеграция медиаобразо-вания в условиях современной школы» рассматривался весь спектр проблем медиаобразования. На пленарном заседании были озвучены приветствия от федеральных, региональных и муниципальных органов власти и управления России и Украины, заслушаны доклады и выступления представителей Москвы, Санкт-Петербурга, Ейска (Краснодарский край), Таганрога (Ростовская область), Херсона (Украина) по вопросам создания инновационных методических площадок для развития медиаобразования на муниципальном и региональном уровнях, межсекторного и межведомственного сотрудничества в разработке и реализации политики медиаобра-зования в России и СНГ, развития медиапространства современных школ и публичных библиотек, формирования политики культуры информационной безопасности.

Проведены секционные мероприятия:

• Современное состояние развития медиаобразования в России и за рубежом;

• Медиаобразование и школьные дисциплины: взаимодействие и сотрудничество (гуманитарный цикл);

• Медиаобразование и школьные дисциплины: взаимодействие и сотрудничество(естественнонауч-ный цикл);

• Школьные СМИ как вектор развития медиаобразования в школах.

Проблематика интеграции медиаобразования в дошкольные учреждения рассматривалась на пленарном заседании, секционных мероприятиях, но особое внимание ей было уделено в рамках круглого стола по подведению итогов.

В рамках мероприятия было проведено три мастер-класса:

• Внедрение средств медиаоб-разования в процессе ознакомления школьников с творчеством Николая Гумилева (на примере школы № 45 города Херсона);

• Медиаобразовательные ресурсы в исследовательской деятельности учащихся;

• Развитие критического мышления на занятиях школьного киноклуба «Не переключать?». Результаты обсуждения статьи, а также других проблем, поднятых на конференциях и озвученных в формате 42 докладов и 35 выступлений, а также трех проведенных мастер-классов, легли в основу настоящих рекомендаций.

Рекомендации

1. Для целей практического использования в сфере образования, культуры и коммуникации предложить применять определения ме-диаобразования, введенные в оборот ЮНЕСКО в 2007 году Советом Европы в 2000 году и Российской педагогической энциклопедией в 1993 году с учётом концептуальных документов и политических заявлений представителей федеральных органов власти.

2. Предложить одной из тем намеченной на сентябрь 2012 года конференции по медиаобразова-нию обозначить обсуждение и утверждение русскоязычного определения медиаобразования для использования в сфере образования, науки, культуры и коммуникации государств - участников СНГ

3. Поддержать инициативу Таганрога, Копейска, Екатеринбурга, Москвы, Санкт-Петербурга, Смолен-

ска, Челябинска и других регионов и муниципалитетов России по созданию центров медиаобразования и медиабезопасности на базе учреждений образования и культуры для сквозного информационно-ресурсного обеспечения в первую очередь структур дошкольного, школьного, дополнительного, среднего, высшего профессионального, а также постдипломного образования, структур, реализующих проекты и программы в интересах органов молодежной политики, а также поддерживающих развитие информационной грамотности представителей «третьего возраста» и лиц с ограниченными возможностями.

4. Поддержать инициативу Совета Безопасности Российской Федерации по разработке основных направлений государственной политики в области формирования культуры информационной безопаснос-

ти. Предложить организаторам конференции по медиаобразованию в 2012 г. Пригласить представителей Совета Безопасности РФ для участия в организации и проведении специального мероприятия по обсуждению проблем взаимовлияния тематик медиаобразования и культуры информационной безопасности .

5. Одобрить деятельность Ассоциации кинообразования и медиа-педагогики России (АКМПР) и МОО «Информация для всех» (МОО ИДВ) по объединению и координации деятельности экспертов и профильных учреждений, занимающихся проблематикой медиаобразования, медиапедагогики, медиажурналис-тики, медиабезопасности. Рекомендовать АКМПР и МОО ИДВ решить вопрос в рамках подготовки конференции по медиаобразованию 2012 года о создании отдельной структуры в рамках Экспертного совета МОО ИДВ - секции по медиаобразованию, возглавляемую национальными сопредседателями от государств - участников СНГ.

6. Одобрить деятельность органов управления образованием городов Копейска Челябинской области и Таганрога Ростовской области по созданию сетевых структур на базе учреждений образования, продвигающих идеологию и политику медиа-образования на муниципальном и региональном уровнях с использованием сетевых информационных ресурсов, а также средств массовой коммуникации («Вестник образования города Копейска» и журнал «Литературный медиамир»).

7. Рекомендовать активнее привлекать потенциал учреждений культуры, в первую очередь публич-

ных библиотек, клубных и киноконцертных учреждений, а также средств массовой коммуникации к продвижению идеологи и политики медиаобразования, медиабезопасности и культуры информационной безопасности.

8. Выразить благодарность руководству ВПП «Единая Россия» за поддержку инициативы по развитию медиаобразования в рамках социального проекта «Защита детей», а также за включение положения о развитии медиаобразова-ния в содержание решения Совета по вопросам качества общего образования в РФ при Президиуме Генерального совета Всероссийской политической партии «Единая Россия» «Повышение качества образования, духовно-нравственное воспитание детей и подростков: социальная ответственность СМИ» (протокол № 5-1 от 15.04.2010 г).

9. Выразить благодарность Министру связи и массовых коммуникаций Российской Федерации И.О. Щёголеву за поддержку идеи развития медиаобразования, выраженную в его интервью газете «Известия» в 2009 г, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по правам ребенка П.А. Астахову за поддержку развития медиаобразования и инициативу проведения 1 сентября Дня медиабезопасности, а также С.А. Железняку - Председателю Комитета Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи за поддержку развития идеологии медиабезопасности в связи с развитием программы «Чистый Интернет» и курса «Основы безопасности жизнеде-

ятельности в Интернете (ОБЖИ)». Пригласить И.О.Щёголева, П.А.Астахова и С.А.Железняка и представителей возглавляемых ими органов для участия в конференции по ме-диаобразованию в 2012 г

10. Рекомендовать органам власти, профильным бизнес-сообществу и институтам гражданского общества, а также парламентским партиям и традиционным конфессиям рассмотреть вопрос о принятии для государств - участников СНГ документа, аналогичного предложенному ЮНЕСКО в 2007 году проекту Этического кодекса для информационного общества с отражением в нём тематики медиаобра-зования, медиабезопасности и культуры информационной безопасности, как существенных факторов влияния на развитие таких универсальных регуляторов общественных отношений как этика, нравственность и духовность.

11. Предложить Российскому агентству развития информационного общества (РАРИО) с участием АКМПР и МОО ИДВ в рамках предстоящих мероприятий Международного фестиваля «Электронное общество» организовывать и проводить конференции, семинары, круглые столы по тематике медиаоб-разования, медиабезопасности и культуры информационной безопасности с учётом развития Всероссийского движения «Тимуровцы информационного общества» и Программы «КиберЛикбез».

12. Предложить организаторам конференций подготовить и издать результаты мероприятий в виде сборника и направить его главам субъектов Российской Федерации, а также главам государств -участников СНГ и в профильные институты Содружества.

В Новосибирске и Перми обсудили вопросы развития медиаобразования

19 сентября 2011 года в Новосибирске прошла видеоконференция на тему «Медиаобразование как основа формирования культуры личности в обществе современных технологий». Трансляция осуществлялась на базе Городского центра информатизации «Эгида» в Новосибирске, а в Перми - на базе Пермского государственного краевого киноцентра «Пермкино». В мероприятии прияли участие руководители школьных медиастудий, заместители директоров образовательных учреждений по воспитательной работе, педагоги, а также

специалисты в области медиаобра-зования. Среди них, в Перми - Павел Анатольевич Печенкин, режиссер, продюсер, преподаватель, президент Международного фестиваля документального кино «Фла-эртиана», руководитель Центра медиаобразования и медиапедагогики; Ольга Николаевна Ахметзя-нова, начальник отдела медиаобразования Пермского государственного краевого киноцентра «Пермкино»; Денис Олегович Смирнов, к.п.н., руководитель Лаборатории медиапсихологии и ме-диапедагогики Института психоло-

гии Пермского государственного педагогического университета, а также Константин Иванович Обшаров, психолог, тьютор отдела медиаоб-разования КГАУК «Пермкино». В Новосибирске - Сергей Владимирович Федорчук, директор Городского центра информатизации «Эгида»; Лариса Викторовна Дедова, заместитель директора Городского центра информатизации «Эгида»; Татьяна Алексеевна Федотко, руководитель проекта «Детское экранное творчество» Городского центра информатизации «Эгида».

Целью встречи стало определение роли медиаобразования в формировании нового типа культуры личности, а также знакомство с опытом работы пермских экспертов с молодежью через медиасредства.

Что же такое медиаобразова-ние? На сайте программы «Информация для всех» (http://www.ifap.ru/ projects/mediaed.htm/) дается такое определение: «Медиаобразование рассматривается как процесс развития личности с помощью и на материале средств массовой коммуникации (медиа) с целью формирования культуры общения с медиа, творческих, коммуникативных способностей, критического мышления, умений полноценного восприятия, интерпретации, анализа и оценки медиатекстов; обучения различным формам самовыражения при помощи медиатехники».

В мае 2004 года была подписана Декларация Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России и координационного совета Всероссийской конференции по медиаобразованию. Прошло 7 лет. По мнению экспертов, на сегодня в

ситуации по развитию медиаобра-зования в стране произошли большие изменения.

Проект «Медиаобразование и медиакомпетентность» успешно реализуется в Москве, Санкт-Петербурге, Белгороде, Таганроге, Бори-соглебске, Челябинске, Красноярске, Иркутске, Владикавказе, Томске, Перми и других городах страны.

За указанный период прошли международные и российские конференции по медиаобразованию -в Томске (2006, 2007, 2008), Белгороде (2006-2010) и Екатеринбурге (2007).

Одним из городов, ведущих активную работу в области медиаоб-разования, стала Пермь. Здесь для школьников проводятся открытые показы и обсуждение знаковых фильмов, работают школы медиат-ворчества, ведется просветительская работа с педагогами и психологами, а также психологические исследования в области медиалогии. Медиаобразовательные проекты реализуются в рамках международного фестиваля документальных фильмов «Флаэртиана», это: Международная киношкола «Flahertiana Workshop-2011» в Перми, Флаэрти-ана на колесах, ВУЗ-Флаэртиана, perm.doc, Флаэртиана-онлайн. Подробнее о них можно узнать на сайте http://flahertiana.ru/.

В ходе встречи эксперты из Перми поделились опытом с новосибирскими коллегами и ответили на ряд вопросов.

На вопрос «Входит ли медиабе-зопасность в медиаобразовательные программы?» ответил руководитель Центра медиаобразования и медиапедагогики Павел Анатоль-

евич Печенкин. Как рассказал Павел Анатольевич, в процессе работы с учащимися обсуждаются вопросы медиабезопасности, но в основном именно медиаграмотность, как результат медиаобразования, и обеспечивает медиабезопасность.

«Можно ли познакомиться с наработками коллег из Перми по медиаобразовательным программам? Существуют ли печатные сборники медиаобразовательных программ или они размещены на Интернет-порталах?», - интересовало новосибирских педагогов.

По словам специалистов, печатных сборников и материалов в интернете пока нет, над этим ведется работа. «Целесообразно приехать к нам или пригласить нас к себе с целью проведения курсов для модераторов по медиаобразованию», - пояснил руководитель Центра медиа-образования и медиапедагогики.

Участников видеоконференции интересовало также, где можно взять информацию о развитии ме-диаобразования в России и состоянии его на сегодняшний день? Как на практике можно включиться в медиаобразование?

Как рассказали эксперты из Перми, во-первых, существует Ассоциация кинообразования и медиа-педагогики России - официальный партнер проекта ООН «Медиаобра-зование и медиаграмотность». Основана она еще в 1988 году и объединяет деятелей кино и педагогов, преподающих курсы киноискусства, медиакультуры, медиаобразова-ния/медиаграмотности в средних школах, гимназиях, колледжах, вузах (сайт http://edu.of.ru/ тесЛаес1исайоп/).

Во-вторых, уже несколько лет выходит в свет журнал «Медиаоб-разование», посвященный истории, теории и практике медиапедагогики. Архив его номеров находится по адресу: http://www.ifap.ru/ projects/mediamag.htm/.

Существует открытая электронная библиотека «Медиаобразова-ние» (http://edu.of.ru/medialibrary/). Там находятся документы, постановления, рекомендации, ссылки по теме медиаобразования, словари терминов, монографии, диссертации, учебные программы и пособия.

Недавно открылся новый портал «Информационная грамотность и медиаобразование» - http:// www.mediagram.ru/.

В разделе «Учебные программы» (http://www.mediagram.ru/ programs/) есть курсы повышения как для педагогов (например, «Медиаобразование в системе работы учителя мировой художественной культуры» или «Экология медиа-культуры на уроках литературы»), так и для учеников: «Азбука кино (для 1-4 классов)», «Искусство кино и отечественная культура (для 9-11 классов)», «Стандарт медиаобра-зования, интегрированного в гуманитарные и естественно-научные дисциплины начального и среднего общего образования».

И наконец, есть сайт Лаборатории ТСО и медиаобразования РАО (http://www.mediaeducation.ru/), где можно найти список программ медиаобразования, подготовленных в лаборатории медиаобразования ИСМО РАО.

Интересный дистанционный курс «Основы медиаобразования в школе» предлагает И.В. Жилавская,

канд. филол. наук (http:// www.zhilavskaya.ru/kursy.html).

Какова же роль учителя в области медиаобразования? По мнению, специалистов, ответ на этот вопрос можно процитировать из статьи Е.А.Бондаренко (к.п.н., зав. лабораторией медиаобразования Института содержания и методов обучения РАО) «Медиаобразование как основа для формирования культуры личности в информационном обществе и средство защиты детей от влияния негативного контента»: «Современный ребенок, помимо воспитания и формирования мира ценностей, нуждается и в новом типе отношений с развитой информационной средой. Здесь кардинально меняется роль школы и роль учителя. Но, в отличие от распространяемой все шире точки зрения, что учитель становится только тьютором, а ученик должен сам познавать окружающий его мир, мы считаем, что здесь должен возникать равноценный трехсторонний диалог учителя, ученика и средств массовой коммуникации.

Именно это и является основой медиаобразования - развития лич-

ности средствами и на материале массовых коммуникаций. Таким образом, медиаобразование становится основой формирования нового типа культуры личности».

В завершении встречи Элла Хамзинична Давлетшина, режиссер документального кино, президент Международного фестиваля «Встречи в Сибири», представила слушателям медиаобразовательные проекты «Вуз-Флаэртиана-Пермь» и «Вуз-Флаэртиана-Новосибирск». Она также высказала предложение педагогам подумать о реализации медиаобразовательных проектов на базе новосибирских школ.

Видеоконференция положила начало дальнейшему сотрудничеству Новосибирские педагоги выразили благодарность пермским специалистам за представленный опыт и информацию. В результате переговоров участниками встречи было решено создать свою модель медиаобразовательного проекта в Новосибирске.

(Новосибирский информационно-образовательный сайт, 23.09.2011 http://www.nios.ru/node/ 3160)

Опыт межфакультетской интеграции на основе медиаобразования

С 1 сентября 2011 года на факультете журналистики Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова открыта Кафедра журналистики и медиаобразования. Цель создания кафедры - подготовка высококвалифицированных специалистов в области масс-медиа и медиаобра-зования, обладающих значительным объемом знаний в области медиаинформационных техноло-

гий, мультимедийной журналистики, медиаобразовательных технологий СМИ.

Одним из первых медиаобразо-вательных проектов кафедры стала Осенняя школа экологической журналистики «Глобальная деревня». Сегодня на КЖМ идет работа по созданию мультимедийного центра, открытию НОЦ «Медиа. Информация. Коммуникация», готовится к изданию специализированный вы-

пуск журнала «Вестник МГГУ» по теме медиаобразования. В учебные планы бакалавриата КЖМ вошли такие дисциплины как «Основы ме-диакультуры» и «Медиаобразова-тельные технологии СМИ».

«Глобальная деревня», так называется уникальный проект Московского государственного гуманитарного университета им. М.А.Шолохова, направленный на формирование профессиональных компетенций в области медиа и коммуникаций студентов факультетов журналистики и экологии. В первые выходные сентября впервые в истории университета первокурсники двух факультетов под руководством своих преподавателей отправились на Осеннюю школу экологической журналистики «Глобальная деревня» в деревню Лазинки Калужской области. Этот эксперимент должен стать новым направлением в системе обучения экологов и журналистов.

Проведение подобной Школы решало сразу несколько педагогических задач: во-первых, это лучший способ познакомиться с новыми студентами, выяснить их интеллектуальные и организационные способности, определить лидеров и аутсайдеров; во-вторых, сплотить курс, максимально быстро создать работоспособный коллектив; в-третьих, неформально и эффективно ввести в специальность на основе практического опыта, который студенты приобретают во время выполнения творческих заданий. Кроме того, в результате совместной работы на Школе возникает устойчивое взаимодействие между факультетами, что, безусловно, работает на укрепление вуза.

С организационной точки зрения Школа представляла собой четыре медиахолдинга, в состав которых произвольно вошли и экологи, и журналисты. Во главе медиахолдин-гов встали кураторы - студенты старших курсов факультета журналистики, задача которых в короткий срок сплотить коллектив с помощью различных тренингов, организации внут-ригрупповых мероприятий, повседневной, чрезвычайно интенсивной работы. Общую координацию осуществляли кураторы высшего звена -также студенты журфака, имеющие большой опыт организации различных смен, фестивалей и т.д.

Программа Осенней школы экологической журналистики состояла из ряда творческих заданий, которые были основаны на экологических экскурсиях по местным окрестностям. Кто-то исследовал леса, кто-то - водоемы. Краеведение, экомониторинг, биоразнообразие, ландшафтоведение - темы природных экскурсий. Объектом исследования становились ручей Пращур и озеро Генеральское, история села Лазинки, умирающие деревни Калужской области. Особой темой стал сбор информации о документальных свидетельствах Великой отечественной войны, местах, где проходила линия фронта, знакомство с еще оставшимися в живых уз -никами фашистских концлагерей.

Ежедневно творческие группы защищали медиапроекты: интернет-ресурсы по теме «Экологическое образовательное пространство», просветительский портал «Экотека», промо-сайт деревни Лазинки, экологический журнал «Экомания», информационное

агентство «Эко-новости», телевизионный канал «БОБР-ТУ» и т.д. Весь собранный материал, студенческие проекты и разработки найдут свое отражение в специальном выпуске журнала «ГринОдин».

Все студенты Школы - и журналисты, и экологи - вели «Хроники «Глобальной деревни», сопровождаемые большим количеством фотографий, видеоматериалов, они оперативно поступали на сайт университета. Для повышения уровня медийной подготовки на Школе были организованы мастер-классы «Азы журналистики», «Как писать новости на сайт», «Разработка ме-диапроекта».

По общему мнению участников Школы, подобная форма вхождения в учебный процесс позволяет значительно сократить период адаптации первокурсников в университете, спо-

собствует повышению корпоративной культуры, развивает медиаин-формационные навыки студентов. Подобного формата Школы журналистики возможно проводить с сотрудничестве и с другими факультетами - историками, физиками, математиками, философами и проч. Сочетание журналистики и конкретных областей знаний взаимно обогащает всех студентов, благотворно влияет на формирование их профессиональных качеств и дает прекрасный синергетический эффект Хроники «Глобальной деревни» можно посмотреть здесь http:// www.mggu-sh.ru/news

И.В. Жилавская, кандидат филологических наук, зав. кафедрой журналистики и медиаобразования МГГУ им.

М.А. Шолохова.

В Челябинске появилась кафедра журналистики и медиаобразования

В кафедру журналистики и ме-диаобразования реорганизована кафедра журналистики, существовавшая в Челябинском госуниверситете с 1995 года. Это логическое завершение процесса расширения тематики научной и учебной деятельности кафедры от сугубо профессионального медиаобразования в сторону массового. Сегодня в учебном поручении кафедры не только медиадисциплины для студентов факультета журналистики, но и курс «Основы медиакомпетентно-сти» для немедийных факультетов университета. Медиаобразованию посвящена значительная часть диссертационных исследований, вы-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

полняемых на кафедре под руководством ее заведующей доктора филологических наук И.А. Фатеевой («Медиаобразование: теоретические основы и опыт реализации», 2007), а также под руководством профессора кафедры доктора педагогических наук Л.А. Месеняшиной.

На сегодняшний день практическим и теоретическим медиаоб-разованием на кафедре занимаются два доктора, восемь кандидатов наук и несколько медиапедагогов, реализующих вместе со студентами и учащимися школ города Челябинска учебные медиапроекты: газеты «Жур FIX», «Релеванс», «Интер MEDIA», радио «Диктум» и «Мозаи-

ка», телепроект «Po_sety» и др. В ближайших планах сотрудничество с Министерством образования и науки Челябинской области и региональным уполномоченным по делам ребенка в рамках подготовки и проведения уроков медиабезопас-ности во всех школах области. В этом проекте работники кафедры взяли на себя учебно-методическое обеспечение уроков, предназначенных для школьников всех возрастов. Значительным научным событием обещает стать в 2012 году очередная научно-практическая конференция «СМИ-общество-образование: мо-

дели взаимодействия», традиционно организуемая кафедрой и имеющая международный статус. В планах также тесное сотрудничество с одноименной кафедрой, созданной месяц назад в МГГУ им. М. Шолохо -ва. Кстати, в настоящее время в стране функционирует только две кафедры, в названиях которых есть слово «медиаобразование».

И.А. Фатеева, доктор филологических наук, зав. кафедрой журналистики и медиаобразования Челябинского государственного университета

Украина: медиаобразовательный эксперимент в десятках школ

Украинских школьников будут учить правильно пользоваться информационным пространством: через 5 лет в украинских школах планируют внедрять медиаобразова-ние. Об этом сообщила заместитель директора Института социальной и политической психологии Национальной академии педагогических наук Украины Любовь Найденова на пресс-конференции в Киеве, передал корреспондент ГолосиА. По ее словам, концепция внедрения ме-диаобразования в Украине была утверждена в качестве эксперимента в Нацакадемии педагогических наук.

Собственно, эксперимент, по словам Л. Найденовой, начался в этом году в 82 школах Киева, АР Крым и ещё 7 областей Украины. Как отметила замдиректора, планируется, что по окончанию эксперимента медиа-образование будет вводиться как отдельный предмет 10 классов во всех школах Украины. По ее словам, медиаобразование - это отдельное направление в образовании, кото-

рое готовит ребенка к правильному взаимодействию с информационным пространством, к правильному потреблению медиапродукта. Целью данного предмета является научить школьников критичному мышлению, избирательности по отношению к медиапродукту, предлагаемому телевидением и интернетом.

Необходимость такой науки, по словам Л. Найденовой, назрела в связи с тем, что качество телепередач и фильмов, а также информации в интернете, резко ухудшается и формирует неправильные идеалы у подростков. В то же время, как отметила эксперт, подобные предметы начали появляться в развитых европейских странах еще с 70-х годов прошлого столетия.

Мария Мамаева, Политика, 13.09.11

http://www.golosua.com/main/article/ ро1Шка/2011091

budut-uchit-pravilno-polzovatsya-informatsionnyim-prostranstvom

Медиаобразование на Николаевщине (Украина)

Институтом социальной и политической психологии Национальной Академии педагогических наук Украины разработана Концепция внедрения медиаобразования в Украине, которая одобрена постановлением Президиума НАНУ от 20.05.10 (протокол № 1-776-150). По приказу Министерства образования и науки, молодежи и спорта Украины от 27.07.11 № 886 «О проведении Все-украинского эксперимента по внедрению медиаобразования в учебно-воспитательный процесс общеобразовательных учебных заведений Украины» 15-ти учебным заведениям Николаевщины предоставлен статус экспериментальных площадок всеукраинского уровня.

В 2011 года Николаевский областным институтом последипломного педагогического образования (директор - к.п.н., доцент, зав.ка-федрой обществоведческого образования А.М.Старева) совместно со средними общеобразовательными учебными заведениями выработаны модели воплощения медиаоб-разования в практику работы:

- модель медиаобразователь-ного пространства Муниципального коллегиума Николаевского городского совета обеспечивает школьная библиотека в сотрудничестве с педагогами учреждения. Так в рамках образовательного курса « Медиакультура» (10 кл.) библиотекари коллегиума реализовывают модули программы по темам «Человек в мире информации», «Визуальная медиакультуры и медиаис-кусство», «Основы безопасного поведения в Интернете»; через пред-

меты: информатика, мировая художественная культура, мировая литература; школьное телевидение «38 меридиан», школьную газету школьный сайт, ученические и учительские блоги, форумы, вебинары, дистанционное обучение; киноклуб (О.М.Денисенко).

- модель медиаобразования Доманевской общеобразовательной школы 1-111 ступеней № 1 выстраивается вокруг внеклассной и внешкольной работы, а также путем введения спецкурсов, факультативов, кружков, медиаклуба и школьной теле-радиостудии. Только кружков в учебном заведении более 50, каждый ученик и житель поселка может реализовать свои возможности и заполнить свой ме-диапространство. Для формирования медийного пространства поселка и пропаганды медиаобразования районный совет своим решением создал на базе РНВК телерадиокомпанию «Доманивщина»

- Николаевская общеобразовательная школа 1-111 ступеней № 42 реализацию медиаобразования выстраивает путем введения селективных курсов: «Основы Интернета», а именно - «Основы компьютерной безопасности» (II семестр -17 часов), спецкурса «Медиакультура» (А. Т. Баришполец, О.Е.Голубе-ва, Г.В.Мироненко, Л.А.Найденова, Н.И.Череповская).

- занятия «Использование ИКТ на уроках общественных дисциплин», «Молодежь и СМИ» осуществляются в Кривоозерский общеобразовательной школе через детскую общественную организацию «Малый

поселковый совет» на базе школьного кабинета гражданского образования и через внедрение специализированного медиаобразова-тельного курса «медиакультуры» в обучение 10-х классов, а также кружков «Юный фотолюбитель», «Основы журналистики» (от Дома детского творчества, (А .И .Коваль).

Координаторами от Николаевского ОИППО (В.И.Шуляр, Т.П.Кряч-ко) выстроена стратегия подготовки медиапедагогов путем курсов повышения медиакомпетентности, проведение семинаров, тренингов, кон-

ференций в различных режимах и форматах для педагогов, учащихся, родителей и общественности, отработки индивидуальных моделей реализации медиаобразования каждым экспериментальным учебным заведением Николаевщины.

В.И.Шуляр,

кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой языково-ли-тературного и художественно-эстетического образования, заместитель директора по науке МОИППО, заслуженный учитель Украины

Медиаобразование в Крыму

С сентября 2011 года в Украине стартовал эксперимент по внедрению медиаобразования в учебно-воспитательный процесс общеобразовательных школ. Среди 82 школ из 8 областей и Киева, которые приняли участие в эксперименте, - 12 школ Автономной Республики Крым. Для Крыма медиаобразование -процесс не новый. Много лет в Малой академии наук «Искатель» работают секции «журналистики» и «фото и экранных искусств». Для воспитанников этих секций проводились совместные мастер-классы, кинопросмотры, творческие встречи с мастерами кино, телевидения и журналистики. Ребята выпускали газету, готовили выпуски тележурнала, снимали игровые и документальные фильмы. С 1998 по 2002 работала заочная школа по кино и телевидению для школьников Крымской автономии (руководители Е.В.Куценко и В.А.Погребатько). Уже почти 20 лет проводится Крым-

ский открытый фестиваль экранных искусств «Магический экран», в котором принимают участие воспитанники кинотелефотостудий из разных регионов Крыма.

В 1998-1999 году в Украинской гимназии Симферополя апробировался спецкурс для учеников 1-5 классов «Эстетическое воспитание учеников средствами экранных искусств. Анимационное кино». Для студентов факультета журналистики Таврического гуманитарно-экологического института с 2002 года медиаобразование интегрировано в ряд тележурналистских дисциплин. С 2005 года проводятся семинары для учителей, завучей и директоров общеобразовательных школ АР Крым по использованию кино и телевидения в учебно-воспитательном процессе. Во время подготовительного периода (первая половина 2011) прошел отбор учебных заведений, собеседование с директорами школ о целях и за-

дачах медиаобразования; была составлена медиатека и библиотека учебно-методических пособий и учебных программ по медиаобра-зованию; проведено исследование

- анкетирование теле/кинопредпочтений учеников.

1 июня 2011 года результаты анкетирования были представлены на круглом столе по проблемам детского телевещания в Киеве, которое проводил Национальный Совет по вопросам телевидения и радиовещания Украины по требованию Ассоциации деятелей кинообразования и медиапедагогики Украины.

За основу для апробации эксперимента в АР Крым была взята универсальная модель медиаобразования, предложенная научным координатором экспериментально-исследовательской работы в регионе Е.В.Куценко. Цель этой модели - аудиовизуальное, эстетическое, эмоционально-интеллектуальное воспитание личности на материале различных медиатек-стов, развитие критического мышления и подготовка детей и молодежи к жизни в демократическом медийном обществе. Означенная модель позволяет использовать в процессе обучения различные средства массовой коммуникации

- кинематограф, телевидение, Интернет, мультимедийные презентации, компьютерные игры, средства массовой информации и т.д.

Основные задачи, которые планируется решать в рамках эксперимента - обучение школьников и студентов осознанному выбору необходимой информации, умелому использованию современных медиа, умению анализировать и критичес-

ки осмысливать содержание различных медиатекстов, креативно применять на практике полученные знания, т.е. создавать свою собственную медиапродукцию.

Экспериментальной площадкой для проведения семинаров-практикумов и накопления материалов эксперимента определен ки-номедиацентр Крымского республиканского предприятия «Киновидеопрокат », где к моменту начала эксперимента уже была создана медиатека с необходимыми для реализации программы учебно-методическими материалами. На первом семинаре-практикуме в сентябре 2011 года преподавателей базовых общеобразовательных школ автономии - участниц эксперимента, были ознакомлены с программой эксперимента, ее целью и задачами, а также с возможными формами учебной деятельности по формированию медиагра-мотности у учащихся.

Таким образом было определено, что в крымских школах меди-аобразование будет вводится одновременно в начальных, средних и старших классах:

- учебные занятия будут в форме факультативов, кружков, интегрированных курсов в различные учебные дисциплины;

- теоретический курс на овладение критическим мышление в сфере медиа будет сочетаться с практическим применением - выпуском школьной газеты, созданием школьного телевидения, съемкой и монтажем видеофильмов, анимационных фильмов.

Главная проблема на сегодня

- подготовка педагогов к препода-

ванию курсов по медиакультуре. Многие учителя не владеют методиками проведения подобных уроков, не обеспечены в достаточном количестве необходимыми учебно-методическими материалами, учебными пособиями, программами учебных курсов по медиаобра-зованию. Поэтому главной задачей первого этапа эксперимента стало обучение учителей основам аудиовизуальной культуры, основам ме-диаграмотности, методике преподавания медиакурсов. За пять занятий, которые проводились раз в месяц, учителя познакомились с историей и этапами развития ме-диаобразования в Украине и за рубежом, приступили к изучению основ аудиовизуальной грамотности и языка медиа, получили методические рекомендации к уроку-анализу кинопроизведения и учились самостоятельно анализировать кинофильмы. Для каждой школы, входящей в эксперимент, были подготовлены учебно-методические пакеты: документация по эксперименту, учебная программа для 10 -11 классов и учебно-методическое пособие, подготовленные Институтом социальной и политической психологии НАПН Украины, а также подборка из статей и учебных пособий по медиапедагогике с опытом наших зарубежных коллег.

19-20 января 2012 года крымские учителя имели возможность принять участие во Всеукраинском семинаре «Подготовка медиапеда-гога к преподаванию курса «Меди-акультура личности» в Николаеве (организатор -Академия Украинской Пресс). Теоретические и прак-

тические занятия на семинаре наполнили полезной информацией, познакомили с новыми методиками работы на занятиях и подсказали креативные идеи, дали стимул к дальнейшей работе, Наша стратегия в АР Крым:

- разработка учебно-методических рекомендаций по основам медиаг-рамотности для - разных возрастных групп;

- отбор и оформление раздаточного материала к занятиям по основам медиаграмотности - иллюстрации, шаблоны, диски с фильмами и телепрограммами, фотографии, схемы, таблицы, презентации, т.д.;

- разработка игровых материалов к занятиям по медиаобразованию в начальной школе;

- подготовка рекомендаций по работе с родителями;

- подготовка авторских адаптированных учебных программ для начальной школы, интегрированных курсов в историю, музыку, родной язык и литературу, психологию для среднего звена;

- подготовка специального печатного бюллетеня с информацией о выполнении и программы эксперимента для распространения его в школах Крыма;

- создание он-лайн ресурса по продвижению наработок эксперимента среди учебных и внешкольных заведений Крыма и Украины;

- создания кластера по медиаоб-разованию в Автономной Республике Крым.

Е.В.Куценко, координатор эксперимента по внедрению медиаобразования,

Крым

Миссия возможна: украинские ученые изучили медиаобразовательный опыт стран Северной Европы

17-25 сентября 2011 года состоялся визит сотрудников государственных образовательных институций Украины (Института инновационных технологий и содержания образования) и общественных организаций (Академия Украинской Прессы, Институт массовой информации, Центр визуальной культуры), которые участвуют в медиаобразовательном движении в страны Северной Европы (при поддержке Международного фонда «Возрождение»).

Программа учебного визита была построена таким образом, чтобы максимально ознакомиться с деятельностью учебных, исследовательских государственных учреждений и общественных объединений, которые занимаются вопросами медиаобразования. Среди них - ведущий исследовательский ресурсный центр, библиотека и центр издательского дела в сфере медиаобразования - Международная палата «Медиа, дети молодежь» (в составе Нордиком - информационно-исследовательского центра пяти северных стран в сфере коммуникации).

Делегация из Украины побывала в местах, где непосредственно происходят обучение медиаобразо-ванию - как в гимназии (где учащиеся изучают медиа), так и медиа-центрах частных печатных изданий, которые уже значительный период времени работают над тем, чтобы молодая аудитория не утратили навыки чтения газет, а с ними заодно и высокий уровень понимания свободы слова и прессы как части культуры Северной Европы.

Основные выводы для возможно внедрения в условиях Украины:

1. Сегодня среднее время общения ребенка с медиа составляет 6-7 часов в сутки, следовательно, именно медиа - главный инструмент освоения реальности и общество должно реагировать на новые обстоятельства и вызовы.

2. Система медиаобразования в Северной Европе не предусматривает изучение вопросов медиа лишь в рамках одного предмета. Здесь медиа изучаются интегрировано в родной язык и культуру, что подразумевает не только как изучение языка, или системы употребления, словообразования, фонетики или морфологии, как это в Украине, а охватывает значительно более широкий круг вопросов, в которые входят история, литература, современная история страны; и в обществоведение.

3. Медиа с фокусом на овладение медийным языком через создание медиатекстов/медиапро-дукции - существенная часть программ гуманитарных гимназий (старшие классы).

4. Один из самых мощных игроков в сфере медиаобразования -сама индустрия медиа. Например, Ассоциации газет стран Северной Европы уже более 10 лет тому назад, как основали систему медиа-центров, существующих фактически при каждом издании. Это специально оборудованные комплексы, куда школьники округа, где распространяется газета, приходят на занятия, изучают организацию рабо-

ты в редакции, получаемые навыки по подготовке газеты (верстка, интервью, подготовка репортажа т.д.). Если кратко перечислить основные направления проектов «Газеты в образовании», которые действуют в Северной Европе, то они включают: подготовку еженедельных планов медиа образовательных уроков; свободный доступ к газетам со стороны школ и педагогов; постоянно действующую систему обучения для учеников непосредственно в редакциях; подготовку специальных практических пособий для распространения; публичные акции и события (например, Неделя газеты в Финляндии); проведение специальных акций и программ с льготной подписки для молодежи. Конечно, в описанных

Семинар «Традиции и инновации в опыт славянского образовател

Образовательное пространство, инновации, медиаобразова-ние, метапредметы - все эти понятия появились сравнительно недавно в лексиконе человека, причастного к педагогике. Изменилось ли что-то в системе образования в связи с их появлением? Действительно ли сегодня можно говорить о позитивных преобразованиях, происходящих в школе?

Такие вопросы волновали организаторов и участников семинара «Традиции и инновации в становлении современной школы: опыт славянского образовательного пространства», который проходил 27-28 октября 2011 года в Херсонской академии непрерывного образования. Открыл работу семинара

случаях мы имеем дело с систему СМИ, которые имеют наивысший индекс в области свободы слова и из социально-ответственным индустрией. Но, безусловно, что в основе деятельности партнерство медиа и школы, случаи которого в Украине достаточно редки.

5. Один из основных подходов - это изучение медиа через создание медиатекстов, то есть производство медийных произведений. Поэтому очень важная составляющая медиаобразования - это онлайн ресурсы, форумы, где можно представить свою работу, получить отклик, получить информацию о развитой системе кино/медиафес-тивалей для молодежи.

Оксана Волошенюк, Киев

становлении современной школы:

ьного пространства» в Херсоне

ректор Херсонской академии непрерывного образования А.Н.Зубко.

Проведение семинара стало возможным благодаря Всеукраинской общественной организации «Русская школа» и ее председателю А.Н. Кон-дрякову. Александр Николаевич рассказал, что Всеукраинская общественная организация «Русская школа» - это организация, объединяющая в своих рядах 610 коллективных членов из 20 регионов, в которых обучается около двухсот тысяч учащихся и работает около 15 тысяч учителей. Среди задач этой организации - помощь школе, установление контактов между учебными заведениями Украины и Российской Федерации, популяризация русского языка в учебных заведениях Украины.

На семинаре присутствовал гость из России - Алексей Сергеевич Галченков, член Ассоциации медиапедагогики РФ (Таганрогский государственный педагогический институт им. А.П.Чехова). Выступая, он говорил об интеграции медиа-образования в условиях современной школы, том, что по-настоящему грамотный человек - это человек, грамотный в мире медиа. Использование медиауроков позволяет учащимся научиться переносить исследовательские навыки на реализацию творческих проектов.

Данной теме отвечали дальнейшие выступления участников семинара, но выступления эти уже проходили в режиме оп-Нпе. К работе семинара присоединились Н.В.Селиванова - заместитель директора по научно-методической работе «Школы будущего» (Ялта), Е.В.Рудова - директор школы № 70 (Минск), О.М.Исакова - директор гимназии «Макета» (Рига). В своих телевыступлениях коллеги говорили о медиаобразовании, о мета-предметах, о едином славянском образовательном пространстве.

Итоги зимней школы медиаобразования в Киеве

6-11 февраля 2012 года при поддержке Программы У-медиа прошли занятия Зимней Школы по медиаобразованию для педагогов украинских вузов. Данное мероприятие было организовано Международным благотворительным фондом «Академия украинской прессы», Институтом инновационных технологий и содержания образования Министерства образования и науки, молодежи и спорта Украины, Институтом социальной и политической психологии Национальной Академии педагогических наук.

На занятиях в школе собрались преподаватели институтов последипломного образования из разных уголков Украины - Ялты, Чернигова, Харькова, Львова и др.

Занятия Школы включали довольно обширную программу занятий по различным проблемам медиа и медиаобразования. Среди основных тем - проблемы манипу-ляционного воздействия медиа, обзоры аналитических исследований

уровня медиакультуры старшеклассников украинских школ, анализ компьютерных игр как самостоятельной медиасистемы, психологические аспекты медиаобразования, проблемы медиасоциализации и т.д.

С докладами на занятиях школы выступили: профессор В.Ф.Иванов (Президент Академии украинской прессы); директор Академии украинской прессы О.Волошенюк; Главный редактор сайта Media Sapiens - Д.Дуцик; глава Союза кинематографистов Украины, кинокритик С.В. Тримбач; сотрудники отдела киноискусства Института имени М.Рыльского О.Пашкова, Д.Дзюба, Л.Кульчицкая; члены Лаборатории психологии массовой коммуникации и медиаобразования - О.Баришполец, Л.Найденова, О.Голубева и другие.

Автор этих строк также принимала участие в работе школы. В ее выступлении были представлены основные этапы развития медиа-педагогики в России. Также украин-

ские колеги смогли ознакомиться ку медиакомпетентности студентов

с основними приемами, формами высших учебных заведений. и методами организации медиаоб-

разовательных занятий в вузе, рас- И.В.Челышева,

смотреть теоретические подходы к доцент Таганрогского государ-

медиаобразованию, характеристи- ственного педагогического

института имени А.П.Чехова

Российский опыт в гости к нам

Совсем недавно пригласила первая школа. С одной стороны, кому как ни ей, налаживать взаимополезные связи с северными соседями, а с другой, нужно отдать должное энергичности и настойчивости директора Елены Зуйко. Ведь организовать международную конференцию «Интеграция медиаоб-разования в условиях современной школы» дорогого стоит в смысле желания узнать новое, личных связей и творческой натуры. Впрочем, обо всем по порядку

История началась в октябре прошлого года в Херсоне, где на базе Академии Непрерывного образования проходил семинар с участием педагогов из российского Таганрога. Причем, не просто педагогов. В числе гостей был учитель русского языка и литературы, аспирант кафедры социокультурного развития личности Таганрогского государственного педагогического института им. А.П.Чехова Алексей Гал-ченков. Добавим, что он еще и член Ассоциации медиапедагогики Российской Федерации. В гостевом трио была его землячка и коллега Галина Авдеева, а нашу родную губернию представляла Татьяна Кузьмич, зав. научно-методическим отделом управления ЗНЗ «Херсонская академия непрерывного обра-

зования», председатель общественной организации «Русичъ».

Чтобы знали и читали: таков в максимально упрощенном, а точнее, схематическом виде главный принцип и задача медиапедагоги-ки. Ведь не секрет, что нынешние школьники в своем подавляющем большинстве читают очень неохотно, особенно программную русскую классику XIX века. Мышление у юных нынче образное, им проще один раз увидеть. Вот тут и приходят на помощь образовательные ноу-хау, в частности, медиапедаго-гика. Ведь практически вся литературная классика экранизирована и, к тому же, часто в нескольких режиссерских версиях. Чем не поле для творческой деятельности, познания литературных образов посредством кино? Не зря главными задачами медиаобразования по определению ЮНЕСКО является развитие художественного эстетического восприятия и вкуса. Оно развивает способность к критическому художественному анализу

Кроме этого не стоит забывать, что Интернет, давший мощный толчок развитию образовательных ме-диатехнологий, таит в себе и опасность. Ведь цензуры-то во всемирной сети нет, а поэтому задача педагогов — научить ребенка, исполь-

зуя новейшие достижения науки и техники, кроме прочего, и критически вдумчивому отношению к информации, выложенной в Интернете. А главное, что в ходе анализа видеоматериала ученик почти вынужден (так построена программа) читать печатный первоисточник. Российские, а точнее, таганрогские ученики приохотились к, казалось бы, забытому процессу менее чем за год.

Почему Таганрог? спросите вы. Да потому что именно здесь медиа-образование оформилось в своеобразную отрасль педагогического знания. В городе, основанном Петром I на три года раньше Санкт-Петербурга, живет и работает основатель медиаметода, президент ассоциации медиаобразования России, проректор по научной работе Таганрогского государственного педагогического института им. А.П.Чехова, доктор педагогических наук, профессор Александр Федоров.

Кстати, любопытно отметить, что все градостроительные новации, сделавшие Петербург воистину европейским, царь-реформатор опробовал на Таганроге. У городов на берегах Азова и Невы одни авторы-архитекторы. А дух новаторства на юге, похоже, дает свои плоды и сейчас, но уже на школьной ниве.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Письмо от Чехова в подарок от мэра Таганрога Николая Федянина получил Новокаховский отдел образования. Ранее оригинал письма великого русского писателя к другу занимало место в экспозиции местного художественного музея. Подарок поистине дорогой и явно показывает нешуточную заинтересованность регионов России в сотрудничестве. Эту мысль подтвердил и уже

упомянутый Алексей Галченков. И добавил, что за последние три года это третий его визит в Украину Ранее он уже делился своими новаторскими наработками с педагогами Николаева, Запорожья, Херсона. Именно там, в конце октября прошлого года, и произошло его знакомство с директором ООШ №1 Еленой Зуйко. На херсонском семинаре присутствовал и руководитель Русского культурного центра Новой Каховки, депутат горсовета Вячеслав Кузнецов. Затем россияне, найдя день в плотном графике херсонского визита, посетили Новую Каховку.

Учились живьем. Большой сбор учителям-словесникам Новой Каховки «протрубила» зав. методическим кабинетом Наталья Гмызи-на. Оргработа не прошла даром — в семинаре приняли участие 35 учителей, среди которых директор ООШ №10 Тамара Коткина, методисты-предметники ГОРОО и, конечно же, его начальник Оксана Якубова. Для всех был проведен без преувеличения мастер-класс по обсуждению фильма «Убить дракона», хотя этим программа пребывания гостей не ограничилась.

Каждый из участников международной конференции получил сертификат Ассоциации кинообразования и медиапедагогики Российской Федерации, а хозяйка мероприятия Елена Зуйко стала обладателем грамоты от этой Ассоциации за «расширение и укрепление сотрудничества с педагогическим сообществом Таганрога в области медиаобразования».

Наша первая школа поразила гостей своими размерами и просторностью. Для сравнения: в СШ

№22 г Таганрога учеников без малого тысяча, а само здание намно-

го меньше. Удивили их и наши прекрасные ученики. Надо сказать, гости посещали так называемые «кроковские» классы, так что восхищение вполне объяснимо. Так что и нам было, что показать. Тем более что российско-украинское медиапе-дагогическое сотрудничество обе-

щает стать систематическим, так что и ГОРОО организационной работы, как и в этот раз, хватит, и учителям-словесникам будет чем пополнить творческую копилку

(по материалам газеты «Новая Каховка» 15.02.2012 http://novakahovka.com.ua/ index.php?t=6&id=814&lng=ru)

Член Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России Галина Евтушенко стала лауреатом премии «Золотой орел»

Член Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России Галина Евтушенко стала лауреатом премии Национальной академии кинематографических искусств и наук «Золотой орел» (2012). Ее документальный фильм «Михаил Ульянов: о времени и о себе» (2011) заслуженно победил в номинации «Лучший неигровой фильм».

Главные премии по номинациям игровых фильмов (лучший фильм, лучшая режиссура, лучшая операторская работа) достались замечательному фильму «Елена» режиссера Андрея Звягинцева.

Евтушенко Галина Михайловна

Окончила Воронежский государственного университет (1978), аспирантуру ВГИКа (1991), Высшие режиссерские курсы (Москва, мастерская Л.Гуревича, С.Зеликина, 1995). Кандидат искусствоведения (1991). Заслуженный деятель искусств РФ (2007). Член Союза кинематографистов России и Ассоциации кинообразования и медиапе-дагогики России. Лауреат премии Национальной академии кинематографических искусств и наук «Золотой орел» (2012) Преподавала в

школах Воронежа и Ростовской области, вузах Воронежа и Москвы. В конце 1980-х - начале 1990-х была преподавателем кафедры кинодраматургии, преподавателем и старшим научным сотрудником лаборатории ВГИКА «Экономические, социальные и эстетические проблемы современного кинопроцесса». В 1991-1993 годах преподавала в Московском кинолицее. В начале 1990-х работала заместителем главного редактора киностудии «Слово» (при киноконцерне «Мосфильм») под руководством В.Фрида и В.Черных. Первая учебная пятиминутная работа Г.Евтушенко «Где-то я Вас видел» получила широкий резонанс и неоднократно была показана в России и за рубежом (Кинофестивали в Киеве, Минске, Гетеборге, Котбусе и др.). Дипломная работа - документальный фильм «Вожди» - была в 1997 номинирована на «Нику», шла на экранах кинофестивалей России, Польши, Венгрии, Германии, Португалии, Швеции, Дании, США. Г.Евтушенко неоднократно участвовала в зарубежных фестивалях и кинофорумах - Эбельтофте (Дания,

1998), Мюнхене (Германия, 1999), Нью-Йорке (США, 1999) и др. Участница ряда научных конференций и приглашенный лектор Всероссийской научной школы для молодежи «Медиаобразование и медиа-компетентность» (Таганрог, 2009).

Фильмография (фильмы Г.М.Евтушенко) Где-то я Вас видел (1994). Приз федерации киноклубов России, Призы Ассоциации деятелей кинообразования и Актерской гильдии Украины. Александр Калягин: Монолог о любимых (1995). Призы Ассоциации деятелей кинообразования и Актерской гильдии Украины.

Вожди (1997). Диплом жюри Encontros Film Festival (Португалия), диплом жюри женского фестиваля (Минск), диплом фестиваля русского кино в Нью-Йорке, номинация на приз НИКА-1997. Дальше. Дальше!.. Дальше?... (1998). Тебе, Господи! (1998, совместно с Л.Рошалем ). Приз на фестивале документальных фильмов в Екатеринбурге. Александр Галин, или Курская Магнитная Аномалия (1998, совместно с Л.Ро-

шалем ). Приз на фестивале документальных фильмов в Екатеринбурге. Почему приехал Александр Журбин? (1999).

Раввин (2000). Диплом на фестивале в Санкт-Петербурге. Тебе, Господи! (2000). Александр Галин, или Курская магнитная аномалия (2000). «Ну-ка, отними!», или фантики «Красного Октября» (2003). Горе уму, или Эйзенштейн и Мейерхольд: двойной портрет в интерьере эпохи (2004).

И никто не узнает... (2004). Чердачная история (2004). Зощенко и Олеша: двойной портрет в интерьере эпохи (2006). Режиссер Е.Цымбал, продюсер Г.Евтушенко. Приятного апатита! (2006). Хранят так много дорогого (2006). Белые веснушки (2007). Полустанок (Лев Толстой) (2007). Совместно с Л.Гришиным. Вожди, 10 лет спустя (2008) Новые времена, или Биржа недвижимости (2008)

Михаил Ульянов: о времени и о себе (2011).

Вышел первый номер журнала «Начальная медиашкола»

1 февраля 2012 года вышел в свет первый номер Электронного научно-педагогического и культурно-просветительского журнала "Начальная медиашкола" http:// www.mediashkola-plus.ru/ Представляемое новое электронное издание - результат сотрудничества Алтайской государственной академии образования им. В.М. Шукшина, Ассоциации кинообразования и медиапеда-гогики России, МОО «Информация для всех» и Школы № 16 д. Кулиш Чунского района Иркутской области.

Примечательно, что и идея и результат - продукт деятельности молодого учителя сельской школы 28

из Иркутской области - Анастасии Алексеевны Немирич, поддержанной и её коллегами из учреждений дошкольного и школьного образования всей России, и лидерами системы педагогической науки и образования России и СНГ

Необходимо отметить, что начиная с первого номера издания в нём наряду с признанными лидерами российской педагогической наук - Светланой Гудилиной, Тамарой Комаровой, Александром Федоровым, на страницах журнала высказывают свою позицию, видение проблем, освещают инновационный опыт и предлагают вариан-

ты решений воспитатели детских садов, философы, практики образования из Беларуси, России и Украины. Очень рад, что внимание уделено также проблематике экологического образования.

Стоит отметить, что в редакционном портфеле журнала пока еще очень немного материалов от журналистов, детских писателей, представителей детского библиотечного, музейного, театрального и иных профильных сообществ сферы культуры и коммуникации и это отдельная задача для редакции журнала.

Особая проблема - освещение правовых, технико-технологических и телекоммуникационных аспектов развития информационного общества в связи с проблематикой меди-аобразования и в широком смысле воспитания и образования детей младшего возраста (ВОДМ). Здесь возникает сравнительно новая задача - формирование информационно-правовой культуры дошкольников и младших школьников, их родителей и воспитателей. Самое главное - установление обратной связи с родительским сообществом, кровно заинтересованном в качественном и безопасном воспитании и образовании своих детей в условиях информационного общества.

МОО «Информация для всех» предполагает провести презентацию журнала в ближайшее время в рамках двух мероприятий: круглого стола «Медиабезопасность детей,

подростков и взрослых», организованного РДБ для специалистов детских и школьных библиотек СНГ, находясь на площадке Центральной городской детской библиотеки им. А.С.Пушкина в Санкт-Петербурге; подсекции «Дошкольное образование», конференции «ИКТ в региональном развитии» http:// expo.smolensk.ru/ в Смоленске.

Одновременно с презентацией журнала в Смоленске пройдет презентация компакт-диска «ИКТ для ВОДМ», который будет распространяться в логической паре с журналом «Начальная медиашкола», как взаимодополняющие информационные ресурсы.

МОО «Информация для всех» намерена распространять журнал через сеть Программы ПЦПИ http:/ /www.ifap.ru/pcpi/index.htm, в первую очередь - через центры детских и школьных библиотек, а также через свои решения.

Приглашаем всех заинтересованных лиц для участия в формировании редакционного портфеля журнала и его продвижении в русскоязычном информационном пространстве.

Алексей Демидов Председатель правления МОО «Информация для всех», Председатель Совета координаторов Программы ПЦПИ, член редколлегий журналов «Начальная медиашкола» и «Медиаобразование»

Фестиваль детского тел

МОО « Информация для всех» и Ассоциация кинообразования и ме-диапедагогики России в рамках реализации программ «Медиаобразо-вание» http://www.ifap.ru/projects/ mediaed.htm и «Информационная культура, информационная грамотность и компьютерная компетентность» http://www.ifap.ru/projects/ infolit.htm поддержали проведение Фестиваля детского телевидения «Включайся!» http://www.nat.ru/ ?ап^к!ис1^еуа-2012, организованного Национальной ассоциацией телерадиовещателей. Фестиваль «Включайся» - конкурс детских и юношеских телевизионных студий, телекомпаний, производящих программы для детей, осуществляющих обсуждения актуальных вопросов развития телеиндустрии в приложении к детской тематике, организую -щих творческие встречи юных талантов с известными деятелями кино и телевидения. Проведение Фестиваля позволяет обратить внимание на качество контента, выявляет и поощряет ярких, талантливых участников фестиваля, а также организовывает общение юных авторов с уже состоявшимися профессионалами телевидения.

Номинации Фестиваля: «Не скучай!» (развлекательные программы; «Пластилиновая ворона» (графика, анимация); «Хочу всё знать» (познавательные программы); «Мир увлечений» (мир твоих увлечений); «Мир новостей глазами детей»; Музыкальный дебют; Лучший игровой фильм; Лучший документальный фильм; Лучший сюжет, подготовленный на фестивале. В

¡видения «Включайся!»

рамках Фестиваля проводятся мероприятия по обучению юных талантов, творческие встречи с известными режиссерами, журналистами, педагогами, а также технические мастер-классы известных производителей программного обеспечения, техники, которая используется для производства телевизионного контента - медиатекстов разных видов и жанров.

Участники Фестиваля получают возможность посетить съемки детских телевизионных программ, познакомиться с культурными достопримечательностями Москвы. Национальная ассоциация телерадиовещателей впервые объединила на одной площадке творческое направление, техническое мастерство, консультации психологов, педагогов, профессионалов телевидения. С Положением о Фестивале можно ознакомиться по адресу http://www.пat.ru/?aп=vkluchaisya-2012-polozhenie

По мнению президента Ассоциации кинообразования и медиа-педагогики России Александра Федорова Национальная ассоциация телерадиовещания организовала очень востребованное и актуальное мероприятие, направленное не только на выявление образцов качественного детского контента для широкого использования в ки-берпространстве ( а это шире, чем в традиционном телевидении), но, самое главное, - на решение глобальной задачи - объединения вокруг себя как теле/медиапрофес-сионалов, так и их смены - творчески мыслящих детей и молодежи. По

мнению Александра Федорова, результаты Фестиваля «Включайся!» целесообразно рассмотреть на страницах профильных изданий, в том числе журналов «Медиаобра-зование» http://www.ifap.ru/projects/ mediamag.htm и «Начальная меди-ашкола» http://www.mediashkola-plus.ru/tekuschiy-nomer, а по результатам обсуждения подготовить выводы и рекомендации, которые могут быть использованы при подготовке и проведении следующего этапа Фестиваля.

Руководитель МОО «Информация для всех» Алексей Демидов порекомендовал потенциальным участникам Фестиваля ознакомиться с принятыми в сентябре прошлого года Рекомендациями по развитию

медиаобразования в России и государствах - участниках СНГ http:// www.ifap.ru/pr/2011/111011 aa.pdf и включиться в сотрудничество по кинообразованию и медиаобразова-нию детей и молодежи, а также по формированию культуры информационной безопасности для детской аудитории с использованием средств традиционного вещания.

НАТ и МОО «Информация для всех» провели презентацию Фестиваля 9-10 февраля в Смоленске в рамках профильных мероприятий пятой Межрегиональной научно-практической конференции «Инфо-коммуникационные технологии в региональном развитии» http:// www. nat. ru/?an = news_nat_page&uid=9741

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.