Fedorov A.V. (2010) Criteria and methods of evaluating the effects of scientific and educational media literacy centers. Distance and virtual education. 2010. № 11. a 4-16
Fedorov A.V., Chelysheva I.V. (2002) Media education in Russia: short
history of development. Taganrog: Poznanie.
Recommendations Addressed to the United Nations Educational Scientific and Cultural Organization UNESCO // Education for the Media and the Digital Age. Vienna: UNESCO. 1999. P. 272-276.
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР « МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ И МЕДИАКОМПЕТЕНТНОСТЬ»: ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ В РАБОТЕ СО ШКОЛЬНЫМИ УЧИТЕЛЯМИ И ПРЕПОДАВАТЕЛЯМИ ВУЗОВ*
И.В. Челышева, кандидат педагогических наук, доцент Таганрогского государственного педагогического института
им. А.П.Чехова.
Аннотация. В статье рассматриваются основные положения деятельности научно-образовательного центра «Медиаобразование и медиакомпе-тентность» в работе со школьными учителями и преподавателями высшей школы. Автором анализируются перспективы дальнейшего развития медиа-образования, представлены основные положения синтетической модели развития медиакомпетентности взрослой аудитории.
Ключевые слова. Медиаобразование, медиакомпетентности, показатели ме-диакомпетентности, синтетическая модель развития медиакомпетентности.
Research and Education Center "Media Education and Media competence": outline of the work with school and university educators
Dr. Irina Chelysheva
Docent of Anton Chekhov Taganrog State Pedagogical Institute
(Taganrog, Russia) Member of Russian Association for Media Education
The summary. In clause substantive provisions of activity of a centre of science-educational "Media Education and Media Competence" in work with school and universities educators are considered. The author analyzes prospects of the further development of media education, substantive provisions of synthetic model of development of media competence of adult audience are presented.
Key words. Media education, media competence, synthetic model of development of media competence.
* статья написана при финансовой поддержке Федеральной целевой программы "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 20092013 годы по мероприятию 1.1 (III очередь) "Проведение научных исследований коллективами научно-образовательных центров", "Проведение научных исследований коллективами научно-образовательных центров в области психологических и педагогических наук"; проект "Анализ эффективности российских научно-образовательных центров в области медиаобразования по сравнению с ведущими зарубежными аналогами", руководитель проекта - А.В.Федоров).
Проблема внедрения медиаоб-разования в школы и вузы становится все более актуальной. Школьные учителя и преподаватели вузов проявляют все более активный интерес к использованию возможностей медиаобразования в свою педагогическую деятельность, в связи с чем актуализируются вопросы, связанные с научно-методологическим и учебно-методическим обеспечением педагогических кадров, реализующих потенциальные возможности медиаобразования в разных регионах нашей страны.
Говоря о перспективах развития отечественного медиаобразования и тенденциях медиаобразователь-ной деятельности в работе со школьными учителями и преподавателями вузов, можно выделить следующие основные направления:
- дальнейшая разработка научно-методологического, методического инструментария школьного и вузовского медиаобразования;
- работа по совершенствованию системы переподготовки педагогических кадров;
- использование опыта ведущих научно-образовательных центров в осуществлении и популяризации социально-значимых медиаобразова-тельных проектов, способствующих становлению правового, гражданского самосознания подрастающего поколения, развитию его интеллектуального и творческого потенциала;
- обеспечение преемственности школьного, вузовского и непрерывного медиаобразования граждан нашей страны;
- обеспечение необходимых условий для развития медиатворче-ства, создания собственных меди-
апродуктов в общеобразовательных и высших учебных заведениях, учреждениях дополнительного образования.
Реализация данных направлений осуществляется научно-образовательном центром «Медиаобра-зование и медиакомпетентность», одним из важных векторов деятельности которого выступает работа со школьными учителями и преподавателями вузов по внедрению ме-диаобразования и его компонентов в учебно-воспитательный процесс школ и высших учебных заведений.
Функции научно-образовательного центра «Медиаобразование и медиакомпетентность» реализуются в процессе развития инновационных направлений научно-исследовательских разработок в области медиаобразования и медиаком-петентности; интеграции учебного потенциала вуза и научно-образовательного центра в области медиаобразования; создания условий для интеграции в российское и международное научно-исследовательское пространство и установление партнерских отношений с ведущими российскими и зарубежными научно-образовательными центрами в области медиаобразо-вания и медиакомпетентности.
Основной целью НОЦ «Медиа-образование и медиакомпетентность» в работе с учителями школ и преподавателями вузов направлена на развитие медиакомпетентности личности, под которой понимается «совокупность ее мотивов, знаний, умений, способностей (показатели: мотивационный, контактный, информационный, перцептивный, интерпретационный/ оценочный, практи-
ко-д еятел ьностный, креативный), способствующих выбору, использованию, критическому анализу, оценке, созданию и передаче медиатекстов в различных видах, формах и жанрах, анализу сложных процессов функционирования медиа в социуме» [Федоров, 2007, с. 54].
Основные характеристики ме-диакомпетентности представлены в обосновании синтетической модели научно-образовательного центра в области медиаобразова-ния [Федоров, 2011, а4-20] следующим образом:
1) по мотивационному показателю медиакомпетентности: широкий комплекс жанровых, тематических, эмоциональных, гносеологических, гедонистических. Интеллектуальных, психологических, творческих, этических, эстетических мотивов с медиа и медиатекстами;
2) по контактному показателю: частые контакты с различными видами медиа и медиатекстов;
3) по информационному показателю: знание большинства базовых терминов, теорий медиа и медиаобразования, специфики медийного языка, условностей жанров, основных фактов истории развития медиакультуры, творчества деятелей медиакультуры и т.п.;
4) по перцептивному показателю: отождествление с автором медиатекста при сохранении основных компонентов «первичной» и «вторичной» идентификации (кроме наивного отождествления действительности с содержанием медиа-текста): то есть способность соотнесения с авторской позицией, которая, в частности, позволяет предугадать ход события медиатекста;
5) по интерпретационному/ оценочному (аналитическому) показателю: умения критически анализировать процесс функционирования медиа в социуме с учетом разнообразных факторов на основе высокоразвитого критического мышления;
6) по практико-деятельност-ному показателю: практические умения самостоятельного выбора, создания/распространения медиа-текстов различных видов и жанров, умения активного самообразования в медийной сфере;
7) по креативному показателю: ярко выраженный уровень творческого начала в различных видах деятельности (перцептивной, игровой, художественной, исследовательской и др.), связанной с медиа [Федоров, 2011, а4-20].
Согласно Уставу деятельность научно-образовательного центра «Медиаобразование и медиаком-петентность» осуществляется в реализации следующих задач:
- разработка теоретических и методологических основ развития медиаобразования;
- создание научно-методологической базы для развития медиа-образования и медиакомпетентности различных возрастных групп населения;
- создание научной основы мониторинга уровней медиакомпетентности аудитории различного возраста;
- обеспечение подготовки квалифицированных специалистов и научно-педагогических кадров высшей квалификации на основе новейших педагогических технологий совместно с заинтересованными организациями;
- развитие новых, прогрессивных форм инновационной деятельности, сотрудничества с научными и образовательными учреждениями, связанными с тематикой меди-аобразования и медиакомпетент-ности; научными, образовательными организациями, фондами и другими структурами с целью совместного решения важнейших научных и образовательных задач и др.
Рассмотрим подробнее пути решения данных задач в контексте работы с учителями школ и преподавателями вузов.
Разработка теоретических и методологических основ развития медиаобразования представляет собой одну из важнейших задач на-учно-0образовательного центра. Это связано с тем, что медиаобра-зование относится к разряду относительно молодых педагогических направлений, теоретическая и методологическая база которого находится в стадии становления. Об этом свидетельствуют исследования по тематике медиаобразования последних лет, в которых прослеживается неоднозначное понимание терминологии и методологии медиапедагогики. Например, само понятие медиаобразование многие исследователи трактуют неоднозначно.
Профессор Ю.Н. Усов рассматривал медиаобразование как систему использования «средств массовой коммуникации и информации (печати, радио, кино, телевидения, видео, компьютерной техники, фотографии) в развитии индивидуальности школьника. Сама система развития в отличие от традиционных учебных предметов, накапливающих знания, предполагает в первую оче-
редь практику художественно-творческой деятельности, моделирую -щую процесс эмоционально-интеллектуального развития школьника, его возможностей» [Основы..., 2000, с. 55]. А.В. Федоров под медиаобра-зованием предлагает понимать «процесс образования и развития личности с помощью и на материале средств массовой коммуникации (медиа) с целью формирования культуры общения с медиа, творческих, коммуникативных способностей, критического мышления, умений интерпретации, анализа и оценки медиатекстов, обучения различным формам самовыражения при помощи медиатехники» [Федоров, 2001, с. 38]. А.В. Шариков определяет медиаобразование как «обучение теории и практическим умениям для овладения современными средствами массовой коммуникации, рассматриваемыми как часть специфической и автономной области знания в педагогической теории и практике; его следует отличать от использования вспомогательных средств в преподавании других областей знания, таких, как, например, математика, физика, география и т.п.» [Шариков, 1991, с. 3]. Л.С. Заз-нобина интерпретирует медиаобра-зование как подготовку «обучающихся к жизни в информатизированном пространстве путем усиления меди-аобразовательной аспектности при изучении различных учебных дисциплин» [Зазнобина, 1998, с. 32].
В 2003 году профессором А.В. -Федоровым был проведен опрос ведущих российских и зарубежных экспертов медиаобразования [Федоров, 2004]. Данный опрос показал, что большинство экспертов выс-
казываются в пользу определения ЮНЕСКО: «Медиаобразование связано со всеми видами медиа (печатными и графическими, звуковыми, экранными и т.д.) и различными технологиями; оно дает возможность людям понять, как массовая коммуникация используется в их социумах, овладеть способностями использования медиа в коммуникации с другими людьми; обеспечивает человеку знание того, как: 1) анализировать, критически осмысливать и создавать медиатексты; 2) определять источники медиатекстов, их политические, социальные, коммерческие и/или культурные интересы, их контекст; 3) интерпретировать медиатексты и ценности, распространяемые медиа; 4) отбирать соответствующие медиа для создания и распространения своих собственных медиатекстов и обретения заинтересованной в них аудитории; 5) получить возможность свободного доступа к медиа, как для восприятия, так и для продукции. Медиа-образование является частью основных прав каждого гражданина любой страны мира на свободу самовыражения и права на информацию и является инструментом поддержки демократии... Медиаобра-зование рекомендуется к внедрению в национальные учебные планы всех государств, в систему дополнительного, неформального и «пожизненного» образования» [Федоров, 2005, с. 331].
Также нет однозначной позиции относительно такого важно понятия медиаобразования как критический анализ медиатекста, обращение к которому в настоящем учебном пособии обусловлено тем, что
данный термин выступает неотъемлемой составной частью медиаком-петентности, которая предполагает, в том числе, умение давать самостоятельную оценку и критически осмыслять медиаинформацию (более подробно о критическом мышлении см.: Мурюкина Е.В., Челыше-ва И.В. Развитие критического мышления студентов педагогического вуза в рамках специализации «Медиаобразование»: учеб. пособие для вузов / отв. ред. А.В. Федоров. Таганрог: Изд-во Кучма, 2007.).
Например, Е.А. Столбниковой под критическим анализом медиа-текста предлагается понимать «мыслительный процесс выявления некоторых свойств и характеристик отдельных элементов, с целью раскрытия закономерностей, новых связей между элементами, незаметных при восприятии, а также осознания степени логичности/алогичности, истинности/ложности представленной информации» [Столбнико-ва, 2006, с.76-77]. Нужно отметить, что в определении автором упущены такие важные компоненты как интерпретация и рефлексия, без которых невозможен процесс критического осмысления как медиа-текста, так и любого текста вообще. Кроме того, выявление «некоторых свойств и характеристик отдельных элементов» медиатекста, по всей вероятности, могут значительно сузить возможности его полноценного анализа, более того, исказить смысл, так как критический анализ предполагает целостное, комплексное изучение как медиатекста в целом, так и его составных частей, и, кроме того, понимание контекстной структуры медиапроизведения.
Таким образом, под критическим анализом медиатекста мы предлагаем понимать мыслительный процесс выявления свойств и характеристик медиапроизведения в целом, его составных частей и элементов в контексте личной, социокультурной и авторской позиции, предполагающий полноценное восприятие медиатекста, умение группировать факты, свойства и явления, классифицировать их, раскрывать существенные стороны изучаемого медиапроизведения, его внутреннюю структуру Адекватный отбор информации, его восприятие, интерпретация и рефлексия являются основой для формирования собственных позиций по отношению медиатексту, его критической и самостоятельной оценке, являющиеся основой для практического применения в дальнейшей деятельности [Челышева, 2009].
Остается открытым ряд важных методологических вопросов меди-аобразования, в числе которых -теоретическое обоснование моделей медиаобразования и медиа-компетентности. Например, А.В.Федоров резонно замечает, что «в ряде НОЦ, созданных на базе домов молодежного творчества и до-суговых центров, ориентированных на практическую составляющую медиаобразования, как правило, теоретическими и диагностическим аспектам уделяется гораздо меньшее внимание, чем в НОЦ, существующих на базе вузов или научно-исследовательских институтов» [Федоров, 2010]. Именно с этим связана необходимость разработки обобщенной, синтетической модели медиаобразования, реализация
которой представлена в данном учебном пособии.
Еще одна важная задача НОЦ «Медиаобразование и медиакомпе-тентность» заключается в создании научно-методологической базы для развития медиаобразования и ме-диакомпетентности различных возрастных групп населения.
В процессе образования, развития и воспитания трудно переоценить роль школьного учителя и вузовского педагога. Несмотря на то, что «человек в век информации приобретает образование чаще на основе информационного потока с экрана, а не на основе систематического обучения» [Введение, 2005, с. 13], от личной и социальной позиции педагога во многом зависит судьба будущих поколений.
Необходимо обратить внимание на то, что профессиональной подготовки к медиаобразователь-ной деятельности подавляющее большинство российских педагогов не получает (за исключением нескольких вузов, где с 2002 года реализуется специализация 03.13.30 «Медиаобразование»). Соответственно, использование интегрированных, специальных или факультативных форм медиаобразования в своей практической деятельности, осуществляется многими педагогами на уровне интуитивного представления. Такие случаи достаточно часто встречались автору в работе со школьными учителями, которые уверяли, что ничего не слышали о медиаобразовании, но уже после первой лекции или семинара сообщали, что те или иные элементы медиаобразования уже достаточно давно применяют в педагогической
практике (правда, не зная о том, что они «медиаобразовательные»). В связи с этим, работа, направленная на изучение теоретических, методических и технологических основ ме-диаобразования сможет оказать действенную помощь педагогу в осуществлении медиаобразователь-ной деятельности.
Еще одна важная задача, стоящая перед научно-образовательным центром, состоит в создании научной основы мониторинга уровней медиакомпетентности. Мониторинг неслучайно выступает важным структурным компонентом синтетической модели НОЦ, входит в состав его образовательного и научно-исследовательского модулей, как в диагностическом, так и в результативном блоке. При помощи констатирующих экспериментальных методов мониторинговой системы, включающей анкетирование и тестирование по тематике медиа, ме-диаобразования, медиакультуре и т.п., возможно определить основные тенденции и перспективные направления дальнейшей работы по развитию медиакомпетентности определенной аудитории. Как показывает практический опыт работы с учителями и преподавателями вузов, многие из них владеют неплохими знаниями в областях, связанных с медиа, однако практическое применение и творческое освоение имеющихся знаний демонстрируют достаточно редко. Преимущественно, такие результаты связаны со слабой информационно-методической поддержкой педагогов по тематике медиаобра-зования, незнанием форм, приемов и технологий медиапедагоги-
ки и т.д. Мониторинг как раз и позволяет выявить наиболее существенные вопросы, которые должны быть решены в процессе подготовки педагога к медиаобразова-тельной деятельности. В большинстве случаев, педагоги достаточно активно включаются в освоение проблемного поля медиаобразова-ния и на этапе финального мониторинга (итогового тестирования, анкетирования) после проведения занятий, демонстрируют довольно существенную положительную динамику по показателям развития медиакомпетентности.
Важные задачи научно-образовательного центра «Медиаобразо-вание и медиакомпетентность» -обеспечение подготовки квалифицированных специалистов и научно-педагогических кадров высшей квалификации на основе новейших педагогических технологий совместно с заинтересованными организациями; и развитие новых, прогрессивных форм инновационной деятельности, сотрудничества с научными и образовательными учреждениями, связанными с тематикой медиаоб-разования и медиакомпетентности; научными, образовательными организациями, фондами и другими структурами с целью совместного решения важнейших научных и образовательных задач и др.
Данные задачи предопределяют тесное сотрудничество НОЦ с учреждениями и организациями, заинтересованными в совместной деятельности по подготовке педагогов вузов и учителей школ к внедрению медиаобразования. Нужно отметить, что последние годы наблюдается все более активная за-
интересованность образовательных учреждений в использовании различных медиаобразовательных технологий в учебно-воспитательном процессе. Об этом может свидетельствовать опыт Уральского региона, по инициативе которого в течение нескольких лет проводятся семинары, медиаобразователь-ные курсы повышения квалификации для учителей, администрации школ и представителей учреждений дополнительного образования из разных городов и сельских районов (в Екатеринбурге и Качканаре).
В качестве слушателей в работе курсов и семинаров принимают участие учителя, работники управления образованием, дополнительного образования, представители общественных организаций из разных городов и районов Уральского региона (Екатеринбурга, Крас-нотурьинска, Нижнего Тагила, Кач-канара, Камышлова, Красноуфим-ска, Каменска-Уральского и др.).
В разработке и реализации программ повышения квалификации педагогических кадров принимали участие ведущие российские и зарубежные специалисты в области кинообразования и медиапедагогики: Н.М.Кроутер - продюсер, сценарист, тренер отдела обучения вещательной корпорации ВВС (канал «Дискавери»); В.Э.Матизен -медиакритик, президент Гильдии киноведов и кинокритиков России, обозреватель газеты «Новые Известия»; Е.А.Бондаренко - кандидат педагогических наук, Ученый секретарь Института содержания и методов обучения РАО, зав. лабораторией ТСО и медиаобразования, член Ассоциации кинообразования
и медиапедагогики России; И.В.Че-лышева - кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой социокультурного развития личности Таганрогского государственного педагогического института им. А.П.Чехова, член Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России и др.
В процессе работы курсов были обеспечены хорошие педагогические и технологические условия реализации образовательной программы, аудио/видео/проекционная аппаратура, компьютерный класс с выходом в Интернет, мультимедийное сопровождение. По окончании работы все слушатели курсов были обеспечены учебно-методическими материалами на печатных и электронных носителях, в том числе - и предоставленными научной школой медиаобразова-ния профессора А.В.Федорова.
По материалам работы курсов и семинаров опубликованы материалы в журналах «Медиаобразова-ние». «Образование. Медиа. Общество. Пространство сотрудничества», организаторами подготовлен ряд телевизионных сюжетов для телепрограмм «Камертон» и «Час Дворца», выходящих на областном телевизионном канале «Урал ТВ».
Итак, деятельность научно-образовательного центра, ее основные цели и задачи, направлены на решение проблем, связанных с научно-методологическим и учебно-методическим обеспечением ме-диаобразовательной деятельности учителей школ и преподавателей вузов. На основе реализации синтетической модели НОЦ «Медиаоб-разование и медиакомпетент-ность» реализуются основные за-
дачи развития медиакомпетентности учителей и преподавателей, позволяющие осуществлять продуктивную медиаобразовательную деятельность в школе и вузе.
Литература
Введение в экранную культуру. Новые аудиовизуальные технологии // Разлогов К.Э., Иоскевич Я.Б., Дуков Е.В. и др. М., 2005. 344 с.
Зазнобина Л.С.Стандарт медиа-образования, интегрированного с различными школьными дисциплинами // Стандарты и мониторинг в образовании. 1998. № 3. С. 26-34.
Мурюкина Е.В., Челышева И.В. Развитие критического мышления студентов педагогического вуза в рамках специализации «Медиаобразо-вание»: учеб. пособие для вузов / отв. ред. А.В. Федоров. Таганрог: Изд-во Кучма, 2007. 162 с.
Основы экранной культуры. Цикл программ / Рук. Ю.Н.Усов. М., 1998. 60 с.
Столбникова Е.А. Развитие критического мышления студентов педагогического вуза в процессе медиа-образования (на материале рекламы). Таганрог, 2006. 160 с.
Федоров А.В. Медиаобразование: история, теория и методика. Ростов н/Д.: Изд-во ЦВВР, 2001. 708 с.
Федоров А.В. Медиаобразование и медиаграмотность. Таганрог: Изд-во Кучма, 2004.
Федоров А.В. Медиаобразование будущих педагогов. Таганрог: Изд-во Кучма, 2005. 314 с.
Федоров А.В. Развитие медиа-компетентности и критического мышления студентов педагогических вузов. М.: МОО ВПП ЮНЕСКО "Информация для всех», 2007. 615 с.
Федоров А.В. Синтетическая модель научно-образовательного центра в области медиаобразования // Дистанционное и виртуальное обучение. 2011. № 5. С.4-20.
Федоров А.В. Современный учитель и медиаобразование // Медиаобразование. 2010. № 1.
Челышева И.В. Методика и технология медиаобразования в школе и вузе. Таганрог: Изд-во. Таганрог. гос. пед ин-та, 2009. 320 с.
Челышева И.В., Мурюкина Е.В., Рыжих Н.П. Научно-образовательный центр «Медиаобразование и медиа-компетентность»: подготовка будущих педагогов. Таганрог: Изд. центр Таганрог. гос. пед. ин-та, 2010. 232 с.
Шариков А.В. Черкашин Е.А. Экспериментальные программы медиа-образования для старших классов школ гуманитарной ориентации. М.: Академия педагогических наук, НИИ средств обучения, 1991. 43 с.
References
Chelysheva, I.V. (2009). Methodology and technology of media education in schools and universities. Taganrog: TSPI, 320 p.
Chelysheva, I.V., Muryukina. E.V., Ryzhykh, N.P. (2010). Research and Education Center "Media Education and Media": preparing future teachers. Taganrog: TSPI, 232 p.
Fedorov, A.V. (2001). Media Education: History, Theory and Methods. Rostov: CVVR, 2001. 708 p.
Fedorov, A.V. (2004). Media education and media literacy. Taganrog: Kuchma Publishing House.
Fedorov, A.V. (2005). Media education of future teachers. Taganrog: Kuchma Publishing House, 314 p.
Fedorov, A.V. (2007). The development of media competence and critical thinking of students of pedagogical universities. Moscow: ICOS UNESCO "Information for All". 2007. 615.
Fedorov, A.V. (2010). The modern teacher and media education. Media Education. 2010. № 1.
Fedorov, A.V. (2011). Synthetic model of scientific and educational center in the field of media education. Distance and virtual learning. 2011. № 5, p.4-20.
Muryukina, E.V., Chelysheva, I.V.
(2007). Development of critical thinking of students of pedagogical universities in the specialization "Media Education": Textbook. Taganrog: Kuchma Publishing House, 162 p.
Razlogov, K.E, loskevich Y, B., Dukov, E.V. (2005). Introduction to screen culture. New audiovisual technologies. Moscow: Culture Studies Institute.
Sharikov. A.V., Cherkashin, E.A. (1991). Pilot programs of media education for high school humanitarian orientation. Moscow: Academy of Pedagogical Sciences, 43 p.
Stolbnikova, E.A. (2006). Development of critical thinking of students of pedagogical universities in media education (based on advertising). Taganrog, 160 p.
Usov, Y.N. (Ed.) (1998). Fundamentals of screen culture. Series of programs. Moscow: Institute of Arts Education., 60 p.
Zaznobina, L.S. (1998). Standard media education, integrated with a variety of school subjects. Standards and Monitoring in Education. 1998. № 3, p.26-34.