Научная статья на тему 'Приглашаем к дискуссии о кино/медиаобразовании в школах'

Приглашаем к дискуссии о кино/медиаобразовании в школах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
570
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Медиаобразование
WOS
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
КИНО / КИНООБРАЗОВАНИЕ / МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ / ШКОЛЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Матизен В. Э., Демидов А. А.

В дискуссии о кино/медиаобразовании в школах участвуют В.Э.Матизен, А.А.Демидов и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Приглашаем к дискуссии о кино/медиаобразовании в школах»

Abstract. Short information about new trend in the media education in Russia: Rostov-on-Don, Taganrog, Novosibirsk, Perm, Moscow.

Keywords: media studies, communication, media education, media literacy.

Российские достижения в области медиаобразования и информационной грамотности отмечены в отчете Всемирного саммита информационного общества 2012 года

В Женеве опубликован отчет Всемирного саммита информационного общества*, в котором (с. 115) отмечаются достижения России в области создания интернет-порталов по информационной грамотности и медиаобразованию.

В частности, в отчете отмечается, что «Портал «Информационная грамотность и медиаобразование» (www.mediagram.ru), созданный МОО «Информация для всех», разработан по инициативе по инициативе Комитета по информационным ресурсам Администрации Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры консорциумом организаций в составе МОО «Информация для всех», Ассоциа-

* Report on the World Summit on the Information Society Stocktaking 2012. Geneva: ITU, 2012. 148 p. http:// www. itu.int/wsis/stocktaking/docs/ reports/S-POL-WS IS.RE P-2012-PDF-E.pdf

ции кинообразования и медиапе-дагогики России и Таганрогского государственного педагогического института имени А.П.Чехова. Система управления порталом разработана компанией Advecon.

Создан также портал Ассоциации кинообразования и медиа-педагогики России по тематике развития медиаобразования и меди-аграмотности. Этот сайт включает открытую библиотеку по медиаобразованию: с информацией об истории и технологии медиаобразования, проблеме «Дети и медийное насилие» и т.д. Аудитория может читать книги, статьи, авторефераты диссертаций и учебные программы по медиаграмотности, медиа-компетентности, медиаобразованию, использованию ИКТ в школах, университетах и т.д.» [Report..., 2012, p. 115].

Московская декларация о медиа- и информационной грамотности

(2012)

Кардинальные изменения ме-диасреды и рост объемов информации сегодня оказывают на людей гораздо более сильное влияние, чем прежде. Для того чтобы благополучно существовать в новой медиа- и информационной среде, успешно в ней функционировать, находить эффективные решения проблем во всех сферах жизнедеятельности, отдельные граждане, их сообщества и целые нации должны обладать рядом важных компетенций, которые позволяют искать информацию, критически её оценивать, создавать новую информацию и новые знания, используя при этом доступные инструменты и форматы, а также распространять информацию и знания по разнообразным каналам. Владение подобными компетенциями открывает новые возможности для повышения качества жизни. Однако при этом каждый человек и общество в целом сталкиваются с рядом препятствий и проблем, число которых постоянно возрастает. Среди них:

- недостаток ресурсов и неразвитость инфраструктуры;

- цензура, сужение общественного сектора информации, коммерциализация, приватизация и монополизация информации;

- недостаточное внимание к культурному и языковому разнообразию;

- избыточные и нецелесообразные правовые ограничения на доступ к информации, на владение информацией и на ее распространение;

- недостаточное осознание проблем долгосрочного сохранения информации, в частности, персональной информации в цифровых форматах;

- отсутствие межведомственного сотрудничества и междисциплинарного взаимодействия заинтересованных сторон (библиотекарей и медиапедагогов; СМИ и учреждений высшего образования и т. д.).

В этом контексте 24-28 июня 2012 г в Москве была организована Международная конференция «Медиа- и информационная грамотность в обществах знаний». Её основными целями являлись повышение осознания важности, масштаба и остроты проблем формирования медиа- и информационной грамотности на политическом уровне, в сферах образования, массовой коммуникации и информации, а также среди широкой общественности; выявление приоритетных проблемных областей; определение политических и профессиональных стратегий и содействие наращиванию усилий по продвижению медиа- и информационной грамотности на международном и национальном уровнях.

Организаторами конференции, проводившейся в рамках председательства России в Межправительственной программе ЮНЕСКО «Информация для всех», выступили Министерство культуры Российской Федерации, Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, Комиссия Россий-

ской Федерации по делам ЮНЕСКО, Программа ЮНЕСКО «Информация для всех» и Секретариат ЮНЕСКО, Международная федерация библиотечных ассоциаций и учреждений (ИФЛА), Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании, Российский комитет Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» и Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества.

В конференции приняли участие свыше 130 специалистов из 40 стран со всех континентов. В их числе - руководители и эксперты ведущих специализированных межправительственных и международных неправительственных организаций, международные эксперты в области политики построения обществ знания; ведущие исследователи и преподаватели, работающие в сфере журналистики, библиотечного дела, педагогики; руководители и сотрудники органов власти, осуществляющих управление в сфере образования, библиотечного дела, печатных и электронных СМИ; представители международных и национальных профессиональных объединений специалистов по медиа- и информационной грамотности; представители организаций и учреждений, занимающихся изданием профессиональной литературы в сфере медиа- и информационной грамотности; руководители и представители СМИ.

Участники конференции пришли к следующим выводам:

1. Медиа- и информационная грамотность является необходимым условием для устойчивого

развития открытых, плюралистических, инклюзивных обществ знания, а также институтов гражданского общества, организаций, сообществ и отдельных лиц.

2. Медиа- и информационная грамотность - это совокупность знаний, установок, умений и навыков, которые позволяют получать доступ к информации и знаниям, анализировать, оценивать, использовать, создавать и распространять их с максимальной продуктивностью в соответствии с законодательными и этическими нормами и с соблюдением прав человека. Медиа- и информационно грамотный человек может использовать различные средства, источники и каналы информации в личной, профессиональной и общественной жизнедеятельности. Он знает, когда и какая информация требуется и для чего, где и как ее можно получить. Он понимает, кто и с какими целями создал и распространяет эту информацию, он имеет представление о ролях, функциях и ответственности СМИ, институтов памяти и других поставщиков информации. Он может анализировать информацию, сообщения, представления и принципы, транслируемые медиа и другими производителями контента, определять достоверность получаемой и создаваемой информации по ряду общих, личных и контекстуальных критериев.

Медиа- и информационная грамотность выходит за рамки владения коммуникационными и информационными технологиями и включает навыки критического

мышления, осмысления, и интерпретации информации в различных областях профессиональной, образовательной и общественной деятельности. Медиа- и информационная грамотность предполагает умение работать с любыми источниками информации (устными, письменными, аналоговыми и электронными/цифровыми), а также со всеми видами и типами информационных ресурсов.

3. Настоящая декларация строится на основе и развивает положения предыдущих международных документов, таких как Пражская декларация «К информационно грамотному обществу» (2003), Александрийская декларация об информационной грамотности и образовании на протяжении всей жизни «Маяки информационного общества» (2005), Фесская декларация о медиа- и информационной грамотности (2011), а также Рекомендации ИФЛА по медиа- и информационной грамотности (2011). Медиа- и информационная грамотность лежит в основе всех компетенций и навыков, необходимых для эффективной работы по достижению Целей развития тысячелетия ООН, Декларации ООН по правам человека, и целей, провозглашенных Всемирным саммитом по информационному обществу

4. Для достижения этих целей отдельным гражданам, сообществам, коммерческим предприятиям, государственным и негосударственным организациям и нациям в целом постоянно необходима информация о них самих и об окружающей их физической и социаль-

ной среде. Они должны иметь представление о тех разнообразных источниках, посредством которых эта информация может быть найдена, осознана и передана. В то же время медиасреда постоянно трансформируется. Развитие технологий по-прежнему оказывает влияние на профессиональную деятельность, досуг, семейную жизнь и гражданскую позицию. Во всем мире среда обитания людей все в большей степени определяется конвергенцией различных средств массовой информации, интерактивными и сетевыми технологиями и глобализацией. В частности, возросло значение пиринговых и ме-диасетей для молодых людей (но не только для них), и процессы взросления и социализации сегодня по большей части происходят за пределами традиционной образовательной среды. Создание меди-аресурсов уже не является прерогативой ограниченного круга специалистов, теперь в этих процессах может принимать участие каждый.

5. В то же время сохраняется значительный цифровой разрыв. Многие люди в развивающихся странах не имеют доступа к информации и к СМИ. Даже в развитых странах мира физический доступ к технологиям ограничен, и представителям самых разных сфер и слоев не хватает навыков критического мышления более высокого уровня, которые необходимы для принятия обоснованных решений и поиска путей решения проблем на местном, национальном и международном уровнях во всех сферах жизнедеятельности - личной, социаль-

ной, образовательной и профессиональной.

Принимая во внимание вышесказанное, участники Международной конференции «Медиа- и информационная грамотность в обществах знания» обращаются к правительствам государств, организациям системы ООН (в частности, ЮНЕСКО), межправительственным и общественным организациям, профессиональным ассоциациям и учреждениям образования, науки, культуры, социальным институтам, СМИ, сетевым объединениям, представителям коммерческого сектора и индустрии с призывом:

a. Признать, что медиа- и информационная грамотность имеет основополагающее значение для благополучия и развития личности, сообществ, экономики и гражданского общества;

b. Включить развитие медиа-и информационной грамотности в число приоритетных направлений национальной политики в области образования, культуры, информации, СМИ и др.;

а Определить ответственность заинтересованных сторон (учреждений образования, средств массовой информации, молодежных и правительственных организаций, библиотек, архивов, музеев, общественных организаций и т.д.), развивать их потенциал и содействовать налаживанию сотрудничества между ними;

d. Содействовать тому, чтобы система образования инициировала структурные и педагогические реформы, необходимые для

развития медиа- и информационной грамотности;

e. Включить медиа- и информационную грамотность и систему оценки её уровня в учебные программы на всех уровнях образования, в том числе образования на протяжении всей жизни, обучения на рабочем месте, подготовки и переподготовки преподавателей;

^ Уделять первостепенное внимание поддержке учреждений и организаций (в том числе сетевых), занимающихся вопросами медиа- и информационной грамотности, инвестировать средства в развитие этой сферы;

g. Проводить исследования и разрабатывать соответствующий инструментарий в области медиа-и информационной грамотности, в том числе для создания концептуальных основ, научно-обоснованных методик, индикаторов и методов оценки;

1г Разрабатывать и внедрять стандарты медиа- и информационной грамотности;

к Развивать смежные компетенции, направленные на закрепление навыков чтения, письма, устной речи, аудиовизуального восприятия;

| Поощрять межкультурный диалог и международное сотрудничество при развитии медиа- и информационной грамотности во всем мире;

к. Обеспечивать финансовую поддержку деятельности, нацеленной на долгосрочное сохранение цифровой информации;

к Защищать права граждан на свободу выражения мнения, сво-

боду информации, неприкосновенность частной жизни и конфиденциальность, обеспечивать соблюдение этических принципов и других прав.

Данный документ был разработан совместными усилиями представителей 40 стран: Австралии, Азербайджана, Аргентины, Бангладеш, Беларуси, Бразилии, Великобритании, Венгрии, Германии, Египта, Замбии, Израиля, Индии, Ирака, Италии, Кабо-Верде, Казахстана, Канады, Катара, Китая, Кыргызстана, Латвии, Ливана, Литвы, Малайзии, Мексики, Молдовы, Нидер-

ландов, Норвегии, Польши, России, Сербии, Соединенных Штатов Америки, Судана, Турции, Украины, Филиппин, Финляндии, Франции и Хорватии.

(текст Московской декларации о медиа- и информационной грамотности, итогового документа Международной конференции «Медиа- и информационная грамотность в обществах знаний», которая состоялась в Москве 2428 июня 2012 г. в рамках председательства России в Межправительственном совете Программы ЮНЕСКО «Информация для всех». Утвержден 19.07.2012 http://www.ifapcom.ru/news/ 1347/?ге^гпк>=0&п=1).

Манифест Российской ассоциации электронных коммуникаций «Российский интернет в XXI веке: безопасность детей» (2012)

Интернет и развитие информационного общества оказывает существенное влияние на все аспекты жизни и деятельности человека. Современные дети нередко с самого раннего возраста вовлечены в коммуникации в виртуальном пространстве и уже не представляют себе мир без Интернета, где они находят возможности для получения новых знаний и общения. Однако информация, циркулирующая в Сети, не всегда может быть однозначно оценена как способствующая развитию ребенка, становлению его как личности, а родители не всегда знают о способах защиты детей от такого рода информации. Чтобы обеспечить информационную безопасность детей в Интернете и оградить их от неприемлемого контента, не ограничивая при этом

ребенка в доступе к полезной информации, интернет-индустрия по всему миру объединяет усилия, направленные на обеспечение информационной безопасности детей.

Инновационные технологические решения работают в сочетании с разумным государственным регулированием, эффективным правоприменением и реализацией программ по обучению и повышению медиаграмотности пользователей Сети. Мы полагаем, что в случае, если фильтрация интернет-контента магистральным провайдером будет предусмотрена законодательством Российской Федерации, то она должна осуществляться в соответствии с принципами свободного распространения информации, не должна нарушать права пользо-

вателей и государств и вести к нарушению технологической связности и безопасности сетевого пространства.

Исходя из недопустимости необоснованного или незаконного ограничения права на доступ к информации, организации, подписавшие настоящий Манифест, прилагают усилия для обеспечения безопасности детей в Интернете посредством:

1. Создания технологий безопасности и ограничения доступа к контенту, неприемлемому для детей, в том числе путем:

1.1. Разработки и внедрения технологий или методов ограничения доступа к интернет-контенту, позволяющих родителям оградить детей от информации, которая может показаться им неприемлемой для детей;

1.2. Разработки и предоставления выбора технологических или иных настроек конфиденциальности и доступа, позволяющих родителям принимать информированные решения об использовании их детьми тех или иных интернет-ресурсов (продуктов, сервисов) и публикации ими в Интернете информации о себе и своем местонахождении.

2. Участия в повышении меди-аграмотности интернет-пользователей, в том числе путем:

2.1. Содействия повышению информированности пользователей о рисках в Интернете, а также способах и технологиях, позволяющих обеспечивать безопасность детей в Сети;

2.2. Опубликования в открытом

доступе правил использования интернет-ресурсов (продуктов, сервисов), в том числе касательно размещения в Интернете пользовательского контента (то есть, подробно описывать допустимое и недопустимое поведение пользователей);

2.3. Содействия повышению информированности пользователей о том, какими способами можно сообщить о наличии в Интернете противоправного контента или контента, нарушающего правила использования интернет-ресурсов (продуктов, сервисов), а также о столкновении пользователя с коммуникационными угрозами (кибеп-реследование, кибергруминг, кибе-рунижение и пр.);

2.4. Размещения на своих ресурсах ссылок на соответствующие организации, занимающиеся охраной детства или консультационной поддержкой (например, телефоны доверия, службы помощи);

2.5. Содействия повышению технической грамотности и социальной ответственности родителей и работников сферы образования и культуры в отношении использования информационных технологий и Интернета детьми, созданию доступных и бесплатных соответствующих средств обучения и информационных ресурсов.

3. Содействия удалению противоправного контента и/или контента, нарушающего правила использования интернет-ресурсов (продуктов, сервисов), в том числе путем:

3.1. Создания процедуры, позволяющей пользователям сооб-

щать о наличии на интернет-ресурсах (продуктах, сервисах) противоправного контента или контента, нарушающего правила использования интернет-ресурсов (продуктов, сервисов);

3.2. Удаления контента, содержащего детскую порнографию, с подконтрольных ресурсов (продуктов, сервисов) при получении соответствующего уведомления и подтверждении наличия такового;

3.3. Способствования расследованию преступлений против несовершеннолетних с использованием Интернета в соответствии с национальным законодательством и международным правом;

3.4. Способствования развитию механизмов саморегулирования в сфере борьбы с противоправным контентом и поддержания сотрудничества компаний отрасли с общественными организациями и государством в борьбе против распространения детской порнографии.

Мы призываем всех заинтересованных в гармоничном развитии российского сегмента сети Интернет поддержать настоящую позицию и предпринять все возмож-

ные усилия по реализации обозначенных принципов.

Манифест подписали:

CPA NETWORK ООО «Руслид», Enter LLC ООО «Энтер», BONNIER Publications ООО «Бонниер Пабликейшенз», ITECH.group ООО «Интернет-Технологии», Деньги Online ООО «КФЦ Груп», Microsoft Russia ООО «Майкрософт Рус», Google Russia ООО «Гугл», Джи-но ООО «Авгуро Технолоджис», HeadHunter ООО «Хэдхантер», Mail.ru ООО «Мэйл.Ру», Netcat ООО «НетКэт», MIND Labs ООО «Майнд Лабс», Subscribe.ru ЗАО «Интернет-Проекты», LiveTex ООО «Коннект Лайв», Дневник.ру ООО «Дневник. ру», Boutique.ru ООО «Интерактив Ритэйл Солушнс», Webinar.ru ЗАО Вебинар, Promo Interactive ООО «Промо Дид-житл», Pro-Vision Group ООО «ПРО-ВИ-ЖЕН», NOTAMEDIA ООО «Нотамедиа», Мегаплан ООО «Мегаплан», Dulton Media LLC ООО «Далтон Медиа», RU-CENTER АНО «Региональный Сетевой Информационный Центр», ALTWeb Group ООО «АЛТВеб», agima.ru ООО «АГИМА», Softkey ЗАО «Софткей», Fast Lane Ventures ООО «Фаст Лейн Венчурес», Adv ООО «АДВ веб-инжиниринг», ЮТИНЕТ.РУ ОАО «Платформа ЮТИНЕ-Т.РУ», Free-lance.ru ООО «ВААН», SUP ЗАО «Суп Фабрик» (detlib-tag.ru>docs/ manifest_deti.pdf)

Ассоциация кинообразования и медиапедагогики России поддержала Манифест Российской ассоциации электронных коммуникаций по безопасности детейф

В информационном письме Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России (АКиМР), направленном в адрес Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК), президент АКиМР Александр Федоров выражает поддержку разработанного и опубликованно-

го Комиссией РАЭК по правовым вопросам Манифеста «Российский Интернет в XXI веке: безопасность детей». В письме отмечается важность подобного рода действий, направленных на повышение медиаг-рамотности интернет-пользователей, в особенности детей, и выра-

жается надежда на сотрудничество ассоциаций на почве медиаобразо-вания.

РАЭК в свою очередь отмечает длительную целенаправленную деятельность АКиМР по созданию благоприятного медиаполя в Рунете, накоплению обширной базы знаний-в области информационной грамотности и безопасности, расширению международного сотрудничества.

Ассоциация кинообразования и медиапедагогики России — общероссийское общественное объеди-

нение, основанное на персональном членстве деятелей кино и педагогов, преподающих курсы киноискусства, медиакультуры, медиаоб-разования/медиаграмотности в различных типах учебных заведений - в средних школах, гимназиях, колледжах, вузах. Ассоциация кинообразования и медиапедагогики России — официальный партнер проекта ООН «Медиаобразование и медиаграмотность».

|-|Мр://гаес. ги/йтев^аП/1658/ 8.08.2012

Федеральной службой по надзору в сфере связи (Роскомнадзор) сформирован список кандидатов в состав экспертной комиссии по спорным ситуациям

Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Роскомнадзор на основе предложений представителей профессиональных сообществ сформировал список кандидатов в состав экспертной комиссии по спорным ситуациям. Предполагается, что члены комиссии помогут надзорной организации в рассмотрении и решении наиболее значимых для отрасли вопросов, возникающих в результате правоприменения требований закона «О защите детей». Кроме того, члены комиссии будут иметь право рекомендовать Рос-комнадзору аккредитовывать отдельных экспертов, которые будут рассматривать впоследствии заявления о проведении экспертизы информационных продуктов. Кандидатам направлены соответствующие приглашения от имени Феде-

ральной службы. Это представители из сферы культуры, образования, науки, неправительственных организаций и уполномоченный по правам ребенка, решениям которых готовы доверять российские СМИ.

В список вошли следующие кандидаты:

Рачевский Е.Л. - педагог, директор Центра образования «Царицыно» № 548 г Москвы, народный учитель России, член Общественной палаты РФ;

Казарновский С.З. - директор Центра образования №686 "Класс-Центр", Заслуженный учитель России;

Грачевский Б.Ю. - режиссёр, сценарист, художественный руководитель Детской Академии «Останкино» и творческого объединения

детского киножурнала «Ералаш», Заслуженный деятель искусств Российской Федерации;

Разлогов К.Э. - киновед, культуролог, директор Российского института культурологии при Министерстве культуры РФ;

Фрумкина Р.М. - специалист по психолингвистике, доктор филологических наук, профессор, ведущий научный сотрудник Института языкознания РАН;

Подольский А.И. - психолог, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой возрастной психологии факультета психологии МГУ;

Астахов П.А. - уполномоченный по правам ребенка при Президенте РФ;

Собкин В.С. - директор Центра социологии образования Российской Академии Образования, доктор психологических наук;

Федоров А.В. - проректор по научной работе ФБОУ высшего профессионального образования Таганрогского государственного педагогического института им. А.П. Чехова, доктор педагогических наук, профессор, президент Ассоциации кинообразования и медиапедаго-

гики России;

Шариков А.В. - профессор ГУ-ВШЭ, кандидат педагогических наук;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рубцов В. В. - ректор Московского городского психолого-педагогического университета, доктор психологических наук, профессор, президент Федерации психологов образования России;

Мастусова И.Г - исполнительный директор Ассоциации анимационного кино;

Богданов В. Л. - председатель Союза журналистов;

Галяшина Е. И. - заместитель заведующего кафедрой судебных экспертиз Московской государственной юридической академии им. О.Е. Кутафина;

Горбаневский М. В. - председатель правления ГЛЭДИС;

Симонов А. К. - президент Фонда защиты гласности.

В настоящий момент Роском-надзор и представители профессионального сообщества ожидают решений перечисленных в списке экспертов. По мере получения согласия от кандидатов Комиссия начнет свою работу.

http://www.rsoc.ru/news/rsoc/ news16185.htm 30.08.2012.

Пилотный сайт, посвященный жизни и творчеству одного из основоположников медиаобразования в России - С.Н. Пенз

Запущен пилотный сайт, посвященный жизни и творчеству одного из основоположников медиаобразования в России - Сталю Никано-ровичу Пензину (11 ноября 1932 -3 августа 2011): http:// www.stalpenzin.ru https://

sites.google.com/site/stalpenzin/

Сайт находится в режиме наполнения материалами. Коллеги, располагающие дополнительными материалами, касающимися жизни и творчества С.Н.Пезина, могут присылать их администратору сайта (Юрию Ивановичу Сало) по э-почте, указанной на сайте.

ПОБЕДИТЕЛИ И ДИПЛОМАНТЫ V КОНКУРСА "ЛУЧШАЯ КНИГА ПО КОММУНИКАТИВНЫМ НАУКАМ И КОММУНИКАТИВНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ"

(2011 -2012 АКАДЕМИЧЕСКИЙ ГОД) Российская коммуникативная ассоциация (выборка книг по номинациям «Медиаобразование» и «Массовая коммуникация и СМИ», «Межкультурная коммуникация», имеющим отношение к медиаобразовательной тематике)

Автор Название книги Группа изданий Номинация Победители, дипломанты

Федоров Александр Викторович Федоров А.В. Трансформации образа России на западном экране: от эпохи идеологической конфронтации (1946-1991) до современного этапа (1992-2010). М.: Изд-во МОО «Информация для всех», 2010. - 202 с. Теоретические - монографии Межкультурная коммуникация Лауреат - 1 место

Дзялошинский Иосиф Михайлович, Пильгун Мария Александровна Медиатекст: особенности создания и функционирования. Монография. М.: НИУ - ВШЭ, 2011. 377 с. Монография Медиаобразование Лауреат - 1 место

Челышева Ирина Викториновна Челышева И.В. Научно-образовательный центр «Медиаобразование и медиакомпетентность»: работа со школьными учителями и преподавателями вузов. Таганрог: Изд-во Таганрогского гос. педагогического института, 2011. 180 с. Прикладные -учебно-методические пособия Медиаобразование Дипломант - 1 место

Челышева Ирина Викториновна Челышева И.В. Подросток и экранное насилие: проблемы семейного воспитания. Таганрог: Изд-во Ступина А.Н., 2011. 128 с. Прикладные -научно-популярное издание. Медиаобразование Дипломант - 1 место

Колбышева Светлана Ивановна Колбышева С.И. Учимся смотреть мультики. Минск: Беспринт, 2010. 80 с. Прикладные -учебно-методические пособия Медиаобразование Дипломант - 2 место

Челышева Ирина Викториновна, Мурюкина Елена Валентиновна, Рыжих Наталья Петровна Челышева И.В., Мурюкина Е.В., Рыжих Н.П. Научно-образовательный центр «Медиаобразование и медиакомпетентность»: подготовка будущих педагогов. Таганрог: Изд. Таганрогского гос. педагогического института, 2010. 232 с. Теоретические - монография Медиаобразование Дипломант - 2 место

Рыжих Наталья Петровна Рыжих Н.П. Использование медиаобразования в воспитании детей / под ред. А.В. Федорова. Таганрог: Изд-во Таганрогского гос. педагогического института, 2011. 232 с. Теоретические - монография Медиаобразование Дипломант - 2 место

Фатеева Ирина Анатольевна, Загидуллина Марина Викторовна Введение в журналистику: учебное пособие для старшеклассников / [А.А. Журавлева и др.]; под ред. И.А. Фатеевой, М.В. Загидуллиной. Челябинск: Изд-во Челяб. гос. унта, 2010. - 139 с. Прикладные -учебно-методические пособия Массовая коммуника ция и СМИ Дипломант - 2 место

Левицкая Анастасия Александровна Левицкая А.А. Ваш ребенок и реклама. М.: МОО «Информация для всех», 2011. 98 с. Прикладные -учебно-методические пособия Медиаобразование Дипломант - 3 место

Мурюкина Елена Валентиновна Мурюкина Е.В. Научно-образовательный центр «Медиаобразование и медиакомпетентность»: работа со студентами и аспирантами: уч. пос. под ред. проф. А.В.Федорова. Таганрог: Изд-во Таганрогского гос. педагогического института, 2011. 152 с. Прикладные -пособия Медиаобразование Дипломант - 3 место

Мурюкина Елена Валентиновна Мурюкина Е.В. Диалоги о киноискусстве: практика студенческого медиаклуба/под ред. А.В.Федорова. Таганрог: Изд-во Таганрогского гос. педагогического института, 2009. 208 с. Теоретические - монографии Медиаобразование Дипломант - 3 место

Федоров Александр Викторович Федоров А.В. Медиапедагоги России: энциклопедический справочник. М.: МОО «Информация для всех», 2011. 158 с. Прикладные -словари Медиаобразование Дипломант -справочные издания

Федоров Александр Викторович Федоров А.В. Словарь терминов по медиаобразованию, медиапедагогике, медиаграмотности, медиакомпетентности. Таганрог: Изд-во Таганрогского гос. педагогического института, 2010. 64 с. Прикладные -словари Медиаобразование Дипломант -справочные издания

Полный список участников и победителей конкурса на сайте: https:/ /docs. google. com/spreadsheet/pub?hl = ru&key = 0AvXW3W8t0xyxdHYxUnhqZkFHSkhoeGpXWkRVQ3VkN0E&hl=ru&gid=0

На сайте EvArtist размещен новый раздел - «Медиаобразование»

Адрес раздела - http://www.evartist.narod.ru/mdo/mo.htm

ИНФОРМАЦИОННЫЕ

РЕСУРСЫ:

Российские сайты

Сайты ближнего зарубежья

Зарубежные сайты

Международные сайты

ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ ПО:

медиаобразованию,

медиапедагогике,

медиаграмотности,

медиакомпетентности

МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ В

ЛИЦАХ

(объединенный биографический справочник) ИСТОРИЯ

МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ

ПОЛНОТЕКСТОВЫЕ МАТЕРИАЛЫ В ОТКРЫТОМ ДОСТУПЕ ПО: медиаобразованию, медиакомпетентности, информационной грамотности, кинообразованию Документы, постановления, декла-

Учебные программы Творческие, курсовые, дипломные работы и рефераты студентов Словари, справочники

ации, резолюции, руководства, заключения, базы данных Монографии, учебные пособия, сборники, обзоры, брошюры Авторефераты, доклады Статьи, эссе

ПЕРИОДИКА:

"Медиаобразование" - российский журнал истории, теории и практики медиапедагогики Электронный журнал "Вестник медиаобразования" Электронный научно-педагогический и культурно-просветительный журнал - "Начальная медиашкола" Медиапедагогика (Самара)

В Московском государственном гуманитарном университете имени М.А. Шолохова открыта магистратура по программе «Медиаобразование»

Первая в России магистерская программа «Медиаобразование» адресована выпускникам российских и зарубежных вузов, тем, кто окончил бакалавриат, специалитет, магистратуру и не имеет опыта или имеет ограниченный опыт в сфере медиаобразования. Выпускнику программы присуждается степень Магистра журналистики по программе «Медиаобразование» (направление: 031300.68 «Журналистика») и выдается российский государственный диплом. Период обучения - 2 года и 5 месяцев Форма обучения - заочная (по 2 сессии ежегодно). Стоимость обучения - 40000 рублей в год (оплата посессионно).

Руководитель программы: Ирина Владимировна Жилавская, к. фи-лол. наук, зав. кафедрой журналистики и медиаобразования МГГУ им. М.А.Шолохова (персональный сайт: www.zhilavskaya.ru). Научный консультант: Ирина Анатольевна Фатеева, доктор филологических наук, зав. кафедрой журналистики и медиаобразования Челябинского государственного университета.

Преимущества программы: поступившие в 2012 году станут первыми в России магистрами журналистики по программе «Медиаобразо-вание». Единственная в России магистерская программа «Медиаобра-зование» основана на новейших международных разработках в области медиаинформационной грамотности. К работе в программе привлечены ведущие российские и зарубежные медиапедагоги. В ме-

диаобразовательной программе применяются уникальные методические разработки, использующие креативный потенциал концепции медиаинформационности мира как отражения личности человека. В процессе обучения происходит творческое раскрытие индивидуальности будущих медиаспециалистов. Программа рассчитана не только на журналистов и педагогов, приветствуются специалисты из других отраслей: экономисты, юристы, математики, искусствоведы, политологи, философы, экологи и др.

Магистерская программа «Медиаобразование» проектно ориентирована. За период обучения магистранты имеют возможность поучаствовать в масштабных российских и международных медиаобра-зовательных проектах. Каждая магистерская диссертация представляет собой законченный медиаоб-разовательный проект.

Индивидуальный подход: процесс обучения по программе «Ме-диаобразование» построен на основе принципов медиаобразования: диалог, партнерство, личностно ориентированный подход. Образовательная траектория формируется с учетом индивидуальных особенностей и потребностей магистрантов.

Трудоустройство: выпускники магистерской программы «Медиа-образование» смогут реализовать свои знания и навыки в следующих направлениях:

- в качестве руководителей детских и молодежных СМИ всех видов и

типов (школьные, межшкольные, вузовские, районные, областные, региональные, федеральные, массовые, специализированные и проч.);

- в качестве преподавателей учебных дисциплин медиаобразо-вательного профиля в образовательных учреждениях начального, общего, среднего и высшего образования, педагогов дополнительного образования и организаторов всех форм досуговой деятельности в медиасфере (кружки, центры, студии и проч.);

- в качестве медиаспециалис-тов, реализующих медиаобразова-тельные проекты в средствах массовой информации (медиашколы, школы журналистики и проч.);

- в качестве специалистов в экспертных отраслевых и государственных научно-исследовательских организациях, занимающиеся проблемами медиаинформационной грамотности и медиаобразования, ведущих прикладную и фундаментальную научную деятельность в этой области.

Магистерский диплом по программе «Медиаобразование» МГГУ им. М.А. Шолохова значительно расширяет возможности для трудоустройства, как в России,так и за рубежом.

Партнеры программы: Ассоциация кинообразования и медиапе-дагогики России, Бюро ЮНЕСКО в Москве, Национальная ассоциация масс-медиа исследователей (НАММИ).

Информационные партнеры: российский журнал истории, теории и практики медиапедагогики «Ме-диаобразование», научно-просветительский журнал «Медиа. Инфор-

мация. Коммуникация».

Особенности содержания и структуры программы. Предлагаемая магистерская программа носит, с одной стороны, прикладной характер и ориентирована на получение конкретных навыков в области организации процесса медиаобразова-ния, выпуска ученических газет, журналов, радио- и телепрограмм, создания цифровых ресурсов. С другой стороны, специалисты в области медиаобразования должны обладать широкими системными и фундаментальными базовыми знаниями в сфере медиа, информационной культуры, массовых коммуникаций в целом. Кроме того, магистранты должны иметь представления об источниках информации, социальной и культурной сферах, о тех трансформациях, которые сегодня происходят в обществе. Сопутствую -щей задачей является необходимость получения магистром знаний в области методов и методологии исследования медиа.

Программа состоит из трех блоков: общенаучный цикл дисциплин, профессиональный цикл дисциплин, практика и научно-исследовательская работа. Первые два блока включают в себя дисциплины базовой части и вариативной. Практика также предусмотрена двух видов - научно-исследовательская и профессиональная.

Магистерская программа «Медиаобразование» реализуется в соответствии с Федеральным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки «Журналистика».

Она включает в себя следую -щие учебные курсы: Адаптационные курсы: • Введение в журналистику • Современные зарубежные СМИ • Государственная информационная политика. Общенаучный цикл: Базовая часть • Современные теории массовой коммуникации • Методология и методика медиаис-следований • Компьютерные технологии в журналистике и медиаис-следованиях • Философские основы науки и современного журнализма. Вариативная часть: • История и теория медиа • Медиакультура • Коммуникативные стратегии • Правовые и этические аспекты медиа • Аудитория СМИ • Эффекты воздействия СМИ • Возрастные особенности медиаповедения • Социальные медиа и молодежь. Профессиональный цикл: Базовая часть • Ме-диаобразование • Современные медиасистемы • Современный ме-диатекст • Медиаэкономика • Журналистика как социокультурный феномен • Проблемы современности и повестки дня СМИ • Язык и

стиль СМИ. Вариативная часть: • Медиаинформационная грамотность • Анализ журналистского текста • Анализ рекламного текста • Менеджмент редакционной деятельности • Мультимедиа-технологии • Медиапроектирование • Дизайн СМИ • Поиск, поисковые системы и базы данных в Интернете • Видеосъемка • Документалистика • Фотосъемка • Печатные СМИ • Радиожурналистика.

Практика магистранта. Производственная практика: • Создание и реализация медиапроекта. Научно-исследовательская работа магистранта: • Научно-исследовательская работа по проблемам современного медиаобразования • Подготовка курсовой работы • Подготовка магистерской диссертации.

Набор на магистерскую программу «Медиаобразование» открыт с 16 апреля 2012 г По всем вопросам обращаться по телефону 8-965-397-74-06 Электронный адрес: zhiv3@yandex.ru

Международный электронный научно-образовательный журнал «Медиа. Информация. Коммуникация» публикует оригинальные статьи, посвященные различным вопросам медиакультуры, информационного общества, коммуникативистики

Учредители электронного периодического издания: Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова; физические лица.

Миссия журнала. Способствовать интеграции идей и исследователей в области медиаинформации и коммуникации в целях достижения взаимопонимания в среде уче-

ных и установления гармоничных отношений в обществе глобальных трансформаций.

Форма публикации журнала. Журнал публикуется на web-сервере. Здесь вы можете получить подробную информацию об издании, познакомиться со свежими выпусками и заглянуть в архив, узнать порядок представления статей, а также обсу-

дить интересующую вас тему с коллегами. Доступ к изданию свободный. Сайт журнала: http://mic.org.ru В печатной форме журнал не распространяется. Официальные языки журнала: русский и английский. Место издания: Москва, Россия.

Электронный научный журнал «Медиа. Информация. Коммуникация» предполагает публикацию научных статей, обзоров и иной информации по следующим научным специальностям: 09.00.00 Философские науки; 10.00.00 Филологические науки; 13.00.00 Педагогические науки; 17.00.00 Искусствоведение; 19.00.00 Психологические науки; 22.00.00 Социологические науки; 24.00.00 Культурология.

Структура журнала. Особенностью структуры нашего журнала является то, что он сформирован по рубрикам, где сконцентрированы статьи по определенной тематике. Это поможет каждому читателю легко найти на сайте интересующую его информацию.

Журнал имеет три блока: Проблемное поле, куда входят такие фундаментальные разделы как: «Теория медиа», «Человек в информационном мире», «Масс-медиа», «Коммуникационные процессы», «Медиаобразование».

Персоны, где размещены очерки о выдающихся представителях своих отраслей под рубриками: «Личность ученого», «Менеджер СМК», «Медиапедагоги».

Журнальный разворот, где вниманию читателей доступны рубрики: «Профессиональные обзоры», «Новые книги», «Исследовательские проекты», «Методические разработки», «Защиты диссертаций», «Семинары, конференции».

Опубликованные в журнале материалы разрешается использовать только в некоммерческих целях - научных, образовательных, учебных и т.п. При цитировании статей журнала ссылка на источник обязательна http://mic.org.ru Контакты: mic.org@yandex.

О детстве - с лю

К 1 июня - Международному Дню защиты детей - кафедра педагогики и научное управление Алтайской государственной академии образования им. В.М. Шукшина, Ассоциация кинообразования и ме-диапедагогики России, электронный научно-педагогический и культурно-просветительный журнал «Начальная медиашкола» при участии МОУ средняя общеобразовательная школа №18 г Бийска, Бий-ской организации Союза журналистов России, газеты «Бийский рабочий» и журнала «Алтай» приурочи-

>овью и заботой

ли проведение Всероссийского симпозиума с международным участием «Возвращение детства».

Симпозиум заявлялся как заочный, а это значит, что ко Дню защиты детей организаторы симпозиума систематизировали поступившие выступления, обобщили их содержание и подготовили статьи и письма к обнародованию в электронном научно-педагогическом и культурно-просветительном журнале «Начальная медиашкола», главным редактором которого является аспирантка кафедры педагоги-

ки АГАО им. В.М. Шукшина Анастасия Немирич (научный руководитель - доктор философских наук, профессор кафедры Вячеслав Возчиков). Думается, специалисты-педагоги, воспитатели дошкольных образовательных учреждений, все, кто связан с системой образования или просто неравнодушен к проблемам отрасли, найдут в материалах симпозиума немало интересного и полезного.

Тематика симпозиума вызвала интерес. На повестке дня стояли действительно актуальные вопросы:

1. Детство как самоценность (философское, историческое, социологическое, психолого-педагогическое осмысление феномена).

2. Дидактика мультфильма. Детский киносеанс: праздник добра или повод для беспокойства родителям?..

3. Детские средства массовой информации: традиционные ценности и современные социокультурные влияния.

4. Ребенок и медиатекст: проблема восприятия.

5. Мультфильмы и детские периодические издания в практике воспитания современного ДОУ.

6. Компьютер - помощник воспитателя (информационные технологии в воспитательно-образовательном процессе ДОУ и начальной школы).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Дошкольное медиаобразова-ние (формы творческой деятельности ребенка в ДОУ - выпуск собственной газеты, иллюстрации к мультфильмам, инсценировки телевизионных сюжетов и т.д.).

8. Газета учит коммуникабельности (развитие коммуникативных

умений в ДОУ и начальной школе средствами медийной культуры).

9. Медиаобразование в начальной школе.

10. История становления и тенденции развития детского медиаоб-разования в России и за рубежом.

В контексте заявленной проблематики своими размышлениями поделились ученые, педагоги, воспитатели детских садов из Москвы, Санкт-Петербурга, Коломны, Рязани, Таганрога, Минска, Гродно, Харькова и т.д. Активное участие приняли специалисты ДОУ из Ки-нель-Черкасского района Самарской области, чьи материалы были объединены в рамках «круглого стола» журнала «Начальная меди-ашкола». Естественно, активны были и бийчане - хозяева научного мероприятия: о насущных проблемах дошкольного воспитания и образования рассказали учитель начальных классов Петропавловской средней школы им. Героя Советского Союза Д.А. Жукова Елена Червонных, доценты кафедры педагогики АГАО им. Шукшина Анна Ару-тюнян и Елена Норина, воспитатели дошкольных образовательных учреждений Бийска Вера Емельянова, Валерия Мазова, Ольга Трофимова (детский сад №73 - Центр развития ребенка), Мария Иванченко и Лариса Кляйкина (детский сад №66), музыкальный руководитель детского сада №47 Любовь Пари-нова, учитель-дефектолог детского сада №83 Ольга Мытник и многие другие специалисты. Большую организационную работу по подготовке симпозиума провели заведующая кафедрой педагогики АГАО им. В.М.

Шукшина Елена Манузина, заведующая кафедрой дошкольных методик и педагогики Марина Папина, профессор кафедры педагогики Вячеслав Возчиков.

Вопросы, рассматриваемых в выступлениях, подготовленных для симпозиума, свидетельствуют, что проблематика детства по-прежнему волнует российских педагогов и воспитателей, которые внедряют в свои практики инновационные технологии, разрабатывают новые методики воспитания и обучения, чтобы детство у наших ребятишек было действительно ярким, насыщенным, самоценным, одухотворяющим всю дальнейшую жизнь будущих строителей России.

В рамках симпозиума подведены итоги заявленного конкурса лучших материалов. Лауреатами конкурса признаны:

Норина Елена Эдуардовна -кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики АГАО им. В.М. Шукшина;

Арутюнян Анна Юрьевна -кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики АГАО им. В.М. Шукшина;

Паринова Любовь Григорьевна

- музыкальный руководитель высшей категории МБДОУ «Детский сад №47 - Центр развития ребенка» (г Бийск);

Мытник Ольга Владимировна

- учитель-дефектолог МБДОУ «Дет-

ский сад №83» (г Бийск);

Мазова Валерия Вячеславовна - воспитатель МБДОУ «Детский сад №73 - Центр развития ребенка» (г Бийск);

Трофимова Ольга Ивановна -воспитатель МБДОУ «Детский сад №73 - Центр развития ребенка» (г Бийск);

Юрченко Оксана Петровна -аспирантка Таганрогского государственного педагогического института им. А.П. Чехова (г Таганрог);

Соколова Ольга Владимировна - старший воспитатель ГБОУ СОШ №6 структурное подразделение «Детский сад №14» го. Отрадный Самарской области;

Дегтярева Галина Анатольевна - кандидат педагогических наук, доцент секции методики преподавания языков и литературы коммунального высшего учебного заведения Харьковская академия непрерывного образования» (г Харьков, Украина);

Салтыкова-Волкович Марина Владимировна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной и коррекционной педагогики Гродненского государственного университета им. Я. Купалы (г Гродно, Республика Беларусь).

Инициаторы симпозиума благодарят всех, поддержавших проект и принявших участие в его реализации!

Украина: медиаобразование продолжается

1-5 августа 2012 г Академия Украинской Прессы в партнерстве с Институтом инновационных технологий и содержания образования Министерства образования и науки, молодёжи и спорта Украины про-вёла очередной тренинг-семинар по 54-часовой программе по меди-аобразованию для учителей общеобразовательных школ.

Участниками тренинга-семинара стали 20 учителей из 10 областей, которые в 2011/2012 учебном году начали внедрять медиаобра-зовательные программы в общеобразовательных школах. Среди основных тем занятий - эффекты и влияние масс-медиа, проблемы манипуляционного влияния медиа, обзоры аналитических исследований уровня медиакультуры старшеклассников украинских школ, методика преподавания медиаграмот-ности, психологические аспекты медиаобразования, проблемы ме-диасоциализации и т. д. Часть времени была посвящена мастер-классам по медиа-производству.

Академия Украинской Прессы выступила инициатором Первого форума преподавателей высшей школы при участии выпускников Школ по медиаобразованию (2011 и 2012 гг.), который и прошел 6-8 августа 2012 года. В Форуме приняло участие более 20 преподавателей областных институтов последипломного педагогического образования и педагогических вузов, которые внедряют в учебный процесс медиаобразование. Цель мероприятия - обмен опытом и практическими наработками в среде

украинской медиапедагогики высшей школы.

На Форуме работали следующие сессии: представление спецкурсов по медиаобразованию, которые читаются в высших учебных заведениях и областных институтах последипломного педагогического образования; презентация методик внедрения медиаобразования как интегрированного в другие учебные дисциплины; презентация новых разработок по методическому обеспечению медиаобразования; презентации медиафестивалей, публичных событий, внеклассных моделей работы, медиатворчества учеников. Форум закончился дискуссией по обсуждению препятствий по внедрению медиаграмот-ности в учебный процесс образовательных заведений и стратегическим планированием.

В резолюции Форума участники обратили внимание Министерства образования Украины на необходимость разработки и утверждения учебных программ по медиаобразо-ванию для различных типов учебных заведений, инициировали создание координационного совета из представителей Института инновационных технологий и содержания образования Министерства образования и науки, молодёжи и спорта, Академии Украинской Прессы, Национальной педагогической академии Украины. Участники также считают необходимым создание платформы обучения и обмена опытом для ме-диапедагогов. Преподаватели считают необходимым создание центра по медиобразованию при каж-

дом областном институте переподготовки педагогических кадров. Активное медиатворчество учеников и учителей, по мнению Форума, ставит на повестку дня создание ежегодного всеукраинского фестиваля медиатворчества учеников и преподавателей.

9-12 августа 2012 г Академия Украинской Прессы совместно с партнерами провела очередной тренинг-семинар по 54-часовой программе по медиаобразованию для преподавателей высших педагогических учебных заведений и институтов последипломного образования. В работе приняли участие 16 преподавателей высшей школы из 11 регионов Украины. Цель тренинга-семинара - подготовка преподавателей для внедрения в учебный процесс высших педагогических учебных заведений дисциплины «Медиаоб-разование (медиаграмотность)».

Преподавателями школы стали медиаэксперты Академии Украинской Прессы, Интерньюз-Не-творк, Интерньюз-Украина, преподаватели Института журналистики Киевского национального университета им. Тараса Шевченко, научные работники институтов Национальной академии наук Украины и Национальной академии педагогических наук Украины, и др.

Участники прослушали интенсивный курс, а именно: основы теории массовой коммуникации, основы преподавания медиаобразова-ния как учебного предмета общеобразовательных школ и учебной дисциплины высших учебных заведений; узнали, каким образом различать манипуляции в медиа; получили навыки по анализу медиа-текстов и многое другое.

Источник: Академия Украинской Прессы (август, 2012)

Крымский открытый фестиваль детского экранного творчества «Магический экран - ХХ1 век»

С 11 по 13 мая 2012 года в Симферополе (Украина, Автономная республика Крым) прошел кинофестиваль «Магический экран», посвященный 30-летию студии «Муза-10». Его устроители - Республиканское внешкольное учебное заведение Малая академия наук учащейся молодежи АР Крым «Искатель».

Представляя Ассоциацию кинообразования и медиапедагогики России, автор этих строк вошла в жюри фестиваля вместе с председателем Крымского регионального отделения Ассоциации деятелей кинообразования и медиапедаго-

гики Украины Е.Куценко, зам. директора КПР «Кинопрокат» и режиссером ГТРК «Крым» С.Лебедевой, Л.Володченко.

Торжественное открытие состоялось в кинотеатре «Космос», на которое собрались участники из Севастополя, Кременчуга, Бахчисарая, Симферополя, Днепропетровска, Феодосии. После приветственного слова устроители и представители студии «Муза-10» подвели итоги своей 30-летней деятельности, рассказали об успехах, обозначили перспективы дальнейшего развития.

Вечером жюри, руководители

студий и ребята-студийцы в Малой академии наук приступили к просмотру конкурсной программы. В нее вошли 38 медиапроизведений, которые были представлены в следующих номинациях: документальный фильм, анимационный фильм, видеоклип, - слайд-фильм, телепрограмма, игровой фильм, социальный ролик, анимация, сыпучка, анимация, живопись под камерой. Мы просмотрели много интересных лент, созданных школьниками.

Мы знакомы с творчеством многих украинских студий не первый год. На этом фестивале детского экранного творчество нам хочется выделить Днепропетровскую студию «Веснянка», которая представила 9 работ в 4-х номинациях. И все они заслуживают внимания и высоких оценок! Учителям во главе с директором студии А.И.Кучма удается не только научить детей и подростков создавать экранные произведения, но и вложить в них душу, глубинный смысл, самобытность. Кроме того, в анимационных фильмах ярко выражен эстетический компонент и нравственные начала.

На своих медиаобразователь-ных занятиях мы используем материал, которые нам подарили днеп-ропетровцы. Студенты всегда с интересом изучают и анализируют детские работы.

13 мая 2012 года мастер-класс по монтажному построению сюжета провела Е.В.Куценко. Затем мы посмотрели ретроспекцию фильмов студии «Муза-10».

На фестивале нам подарили диск «Лучшие фильмы 3-го тысячелетия» студии «Муза-10 МАН Крыма» и др. Все они войдут в медиа-теку Таганрогского государственного педагогического института имени А.П.Чехова и будут использоваться нами и коллегами в медиаобра-зовательной деятельности как со студентами, так и со школьниками.

Во время работы фестиваля мы, по традиции, много разговаривали с украинскими коллегами о медиаобразовательных проектах, обозначили векторы дальнейшего сотрудничества.

Е.В.Мурюкина, доцент Таганрогского государственного педагогического института имени А.П.Чехова

Приглашаем к дискуссии о кино/медиаобразовании в школах

Кина не будет

На «круглом столе» в Доме кино в ходе Московского кинофестиваля Никита Михалков высказал мнение, что в школах с 6-7-го класса должны быть введены хотя бы факультативные уроки по изучению ста лучших фильмов мира. Мнение как мнение, однако министр культуры Владимир Мединский взял под козырек и бросился исполнять,

будто получил распоряжение высочайшего начальства.

Дабы оценить степень некомпетентности инициаторов и сторонников этой отнюдь не новой затеи, представьте, что в середине июля Министерство обороны РФ принимает решение к 1 сентября 2012 года вооружить Российскую армию автоматами «Узи», а Министерство сельского хозяйства - осуществить

по всей стране посадки новой овощной культуры, например цикланте-ры, которая отлично растет в Южной Америке.

Вероятно, для г-на Мединского и его подчиненных разработка и реализация программы школьного кинообразования сродни канцелярскому бумаготворчеству. Набросали список фильмов, разослали по школам, загрузили в мозги, как компьютерную программу и можно рапортовать о победе. Как бы не так!

Даже если пока оставить в стороне смысл приобщения школьников именно к кинематографической культуре (есть же уроки мировой художественной культуры) и принять отнюдь не очевидный постулат о необходимости школьного курса «100 лучших фильмов мира», возникает вопрос о тех действиях, которые требуется совершить для внедрения этого курса.

1. Формирование списка «100 лучших фильмов».

Любому киноведу известно, что таких списков очень много. И за каждым списком стоит его референтная группа, а у разных групп разные ценности. Поручите ВЦИОМ провести общероссийский опрос -получите один список. Опросите учителей литературы - другой. Поинтересуетесь мнением кинематографистов - третий. При этом состав списка будет зависеть от задаваемого респондентам вопроса. «Назовите сто лучших фильмов всех времен и народов» и «Назовите сто фильмов, которые вы бы рекомендовали для изучения в школе» -разные вопросы с разными ответами. Если иметь в виду отечественные фильмы, то в выпущенной ин-

ститутом киноискусства книге «Российский иллюзион» перечислены 116 картин, а на сайте Гильдии киноведов и кинокритиков приведен перечень 75 лучших фильмов. Чтобы сделать из них общий и приемлемый для школьников список, да еще добавить лучшие зарубежные фильмы, нужно составить новую экспертную группу, что само по себе непросто, и поручить ей это достаточно тонкое дело.

2. Правовая подготовка.

У каждого фильма есть авторы и правообладатели, во многих случаях - частные. Значит, после составления искомого списка еще потребуется получить права на кинопоказ каждого фильма в школах. А права стоят денег. Или предполагается государственный пиратский показ шедевров мирового кино?

3. Техническая подготовка.

В России свыше 50 тыс. школ, вообще говоря, не приспособленных для систематического кинопоказа. Самое простое - закачать в -Интернет необходимый киноконтент (в идеале - с комментариями), раздать пароли и сделать просмотр домашним заданием, как чтение программной художественной литературы, оставив для классных занятий разговоры о фильмах. Но тогда культурой большого экрана придется пожертвовать.

4. Методическая подготовка.

Имеется в виду написание, издание и распространение методических пособий для учителей кинообразования. Поскольку внешкольным кинообразованием в России занимаются много лет, можно использовать уже имеющиеся разработки, но для того, чтобы свести

фильмы и материалы в систему, потребуется немалая работа.

5. Подготовка кадров.

На 50 тыс. школ нужно более 50 тыс. кинопедагогов. Нынешние учителя не имеют специального кинообразования и загружены своими профильными предметами. Направлять в школу преподавателей без соответствующей подготовки - профанация. Для подготовки учителей кино нужно не меньше времени, чем для других предметников. Чтобы выучить 50 тыс. будущих учителей, потребуется около тысячи кинопедагогов высшего уровня, но сейчас в России нет такого числа высококвалифицированных специалистов.

6. Изменение общеобразовательного расписания.

При условии, что фильмы будут смотреть во внеурочное время, на изучение одной ленты нужно не менее двух уроков. Итого, 200 часов (для сравнения: базовый курс МХК - 70 часов, профильный - 210). Если преподавать кино в обычном еженедельном ритме - на 100 фильмов потребуется 2 дополнительных часа в неделю в течение трех лет или такое же сокращение существующих школьных предметов. Сколько времени потребуется для реализации всей программы -судите сами. По оценке автора -несколько лет.

Если ограничиться факультативным кинообразованием, все значительно упрощается и в такой же мере обессмысливается. Вести школьные кинокружки могут и студенты гуманитарных вузов, и члены киноклубов, и кинолюбители с высшим образованием. Нужно лишь дать школам ставки для кинопедагогов внеклассного образования, объявить о наборе преподавателей и не удивляться огромному недобору А в тех местах, где найдутся желающие, вступит в силу известный « общефакультативный» закон: если в учебном заведении 300 учащихся, на первое занятие придут 30, а к десятому останутся 3. Оно того стоит?

Но самое главное в том, что есть серьезные сомнения в необходимости школьного кинообразования. « Увеличение числа зрителей в кинотеатрах», о котором как о конечной цели говорит замминистра культуры Иван Демидов, во-первых, писано вилами по воде, а во -вто -рых, равнозначно не повышению культурного уровня зрителей, а всего лишь увеличению доходов проката. Нечего сказать - достойная задача.

В.Э.Матизен, кинообозреватель газеты «Новые Известия» 24.17.2012. http:// www.kinopressa.ru/news/1108.html

Комментарий президента Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России Александра Федорова

В статье В.Э.Матизена в обобщенной форме изложены аргументы противников кино/медиаобразо-вания. Противников у массового кино/медиаобразования хватало и раньше. Вот что, к примеру, писал об этом еще в 1987 году один из основоположников отечественного массового кино/медиаобразова-ния, известный киновед С.Н.Пензин (1932-2011): «Далеко не все признают необходимость кинообразования. Доводы его противников сводятся к следующему: 1. Истинное произведение искусства всем понятно и доступно. Поэтому хороший фильм не нуждается в посредниках, любой человек сможет понять его содержание. 2. Кино и без того достаточно рекламирует и пропагандирует свои произведения. 3. Человек, изучающий в школе литературу, автоматически сможет ориентироваться в киноискусстве. 4. Кино еще не стало искусством в полном смысле слова, у него по существу нет прошлого, нет классики, чья ценность проверена веками, -наподобие шедевров литературы, театра, живописи. 5. Результат изучения в школе литературы не соответствует затрачиваемым усилиям; нет смысла печальный опыт распространять на новое искусство. 6. В настоящее время для введения кинофакультативов в школах и вузах нет условий (педагогов, фильмотек и т.д.). 7. Художественное творчество в значительной мере эмоциональная сфера, знания -рациональная. Чем меньше человек знает об искусстве, тем лучше

он как реципиент-зритель. Отсюда сам собой напрашивается вывод: кинообразование идет не на пользу публике, а во вред» [Пензин, 1987, с.31].

Согласитесь, что нечто подобное можно при желании сказать и о школьном курсе литературы, т.к. он не имеет прямого отношения к профессиональной деятельности будущих рабочих, продавцов, сельхозпроизводителей, физиков, инженеров, экономистов, менеджеров, юристов и пр., следовательно, его обязательность тоже может вызывать сомнение.

Конечно, с некоторыми аргументами В.Э.Матизена (субъективность формирования списка «100 фильмов для кинообразования школьников», проблема авторских прав на кинопоказы, проблема практического внедрения массового кинообразования в российских школах) можно, наверное, согласиться.

Но моя позиция такова - лучше делать в сфере кино/медиаобразо-вания хоть что-то, чем не делать совсем ничего. Поэтому полагаю, что и кинофакультативы полезны, и лучше, если они будут, чем нет...

Кроме того, не надо забывать о возможностях интегрированного кино/медиаобразования в рамках обязательных дисциплин (например, литература, история). Удачных примеров тому есть и было немало...

Кстати, западный опыт медиа-образования (с которым я хорошо знаком) показывает, что интегрированное медиаобразование работает. На сегодняшний день медиаоб-

разование обязательно в школах с 1 по 12 классы в Канаде, Австралии, Венгрии, Чехии, Словакии и других странах. И ничего - живут, и школьники успевают усвоить обычную программу, и учителя медиаоб-разованные имеются. Конечно, на создание этой системы потребовались годы, но камень воду точит...

А.В.Федоров, доктор педагогических наук, профессор, президент Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России (http:// edu.of.ru/mediaeducation, главный редактор журнала «Медиаобразо-вание» (http://edu.of.ru/medialibrary/ default.asp?ob_no=34437).

Литература

Матизен В.Э. Кино не будет. 2012. 24.17.2012. http:// www.kinopressa.ru/news/1108.html Пензин С.Н. Кино и эстетическое воспитание: методологические проблемы. - Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 1987. С.31.

References

Matizen, V.E. Movies will not. 24.17.2012. http://www. kinopressa.ru/ news/1108.html

Penzin, S.N. Film and aesthetic education: methodological problems. Voronezh: Voronezh State University, 1987, p.31.

Комментарий простого учителя Светланы Фирсиной: к статье В.Э.Матизена и комментарию к ней А.В.Федорова

О предложении Никиты Михалкова было рассказано на сайте pedsovet.su, и там же был сделан опрос учителей - на предмет того, кто поддерживает или не поддерживает такое предложение. Подавляющее большинство высказалось против внедрения в школы систематического просмотра фильмов.

По этому поводу на данном сайте и я высказала свое мнение. Надо пожалеть школьников. Обязательный и систематический просмотр фильмов не улучшит их здоровье. А также, как сказал Козьма Прутков, «нельзя объять необъятное». Нельзя впихнуть в школьную программу всю ту информацию, что нас окружает. Да и задача школы - не дать детям какую-то сумму знаний, а научить учиться в этом быстро изменяющемся мире.

Мое предложение было таким: на каком-нибудь популярном телеканале открыть ретро-кинозал и показывать фильмы из списка «100 лучших фильмов» в удобное для учеников время. А потом проводить обсуждение на классном часе или на уроке медиаобразования. Ведь просмотр фильма в домашних комфортных условиях нельзя сравнить с просмотром в школьном классе.

Я полностью согласна с 1 и 6 пунктами статьи Виктора Матизена. Сколько людей - столько и мнений. И споров относительно того, какие фильмы включить в список 100 лучших будет немало.

А.В.Федоров в своих комментариях почему-то отождествляет кинообразование и медиаобразова-ние. Это странно слышать от президента Ассоциации кинообразования и медиаобразования России.

Читая статью Александра Федорова возникает первый вопрос: «Да работали ли Вы в школе?» Если и работали, то давно и недолго. Вы далеки от реалий школьной жизни. Большая часть фильмов из «100 лучших» создана по литературным произведениям. Поэтому достижения мировой и российской культуры целесообразно осуществлять по первоисточникам, то есть по литературным произведениям. А фильмы - это дополнительный способ наилучшего понимания героев, эпохи. Хотя, как правило, оригинал (то есть литературное произведение) всегда лучше.

Так зачем ломать копья? Есть программа по литературе, мировой культуре с утвержденным списком произведений. Вот этот список и целесообразно дополнить соответствующими фильмами.

Неплохо было бы спросить мнение по поводу внедрения «100 лучших фильмов» у главного санитарного врача России, а также у родителей учеников. Уж если родители доверили школе своих детей, то их мнение должно быть не на последнем месте.

Светлана Фирсина, учитель математики и информатики. Стаж педагогической работы 35 лет. Высшая квалификационная категория, звание «Учитель-методист», «Отличник образования Украины». Два года преподаю курс «Медиаобразо-вание» в старших классах. Живу и работаю в Украине. Но моя внучка учится в младших классах одной из московских школ, поэтому эта тема меня очень волнует.

Комментарий к статье В.Э. Матизена и отклику С.Фирсиной

Быть ли кинообразованию и медиаобразованию в школе? Однозначно - да!

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

При постановке такой проблемы сначала диву далась - по-моему это естественно, дети смотрят множество фильмов, можно обсуждать их и развивать социальные, специальные и пр. компетенции. А уж изучив предпочтения школьников, можно на основе проектной деятельности и к медиакритике, развитию критического мышления подойти.

Это же медийный мир! Живой, естественный, подвижный! И дети скорее экшн посмотрят, нежели ВЗРОСЛОЕ классическое произведение прочтут, навязываемое самими взрослыми.

Не секрет, что детская и юношеская литература не входит в программу (а есть ли она у нас в широком разнообразии?). Я даже согласна, пусть факультативы, и репертуар из ста избранных опять же взрослыми фильмов... Хотя опять же почему бы не обсуждать то, что смотрят сами дети? И даже мысли не возникло, что учителям идея не по нраву придется...

Комментарий Светланы Фирси-ной несколько приблизил к российским школьным реалиям - в школе все очень и очень сложно. (да и не только там). Реплики от учителей: «Да работали ли Вы в школе?» и директорский догмат: «Родители также обязаны заниматься детьми»

(имея ввиду денежные пожертвования) слышны сплошь и рядом. Они явно показывают физическую усталость и эмоциональное истощение педагогов от всех нововведений в школах. Возникает страх, а за ним и защита - не надо!

На мой взгляд, идеального триединства «ученые-министерство-учителя» для достижения эффективных для детей образовательных результатов в нынешнее время пока еще невозможно достичь -образовательная политика (а есть ли она?) работает ни на детей, ни на учителей. При поддержке министерства ученые-медиапедагоги помогли бы, посоветовали, разработали и представили бы выбор дидактического материала для школьных факультативов.

Медиаобразование необходимо в школах, это подспорье более качественной жизни наших детей, они и мы живем в медиамире, который нужно изучать, дружить с ним, понимать и осознавать его, созда-

вать собственный продукт, иначе не получится. Опыт всего образовательного мира уже давно подтвердил его важность в школе. И мы к этому придем. А кинообразование, которое имеет в нашей стране определенную историю, мы в первую очередь не должны забывать.

И кажется странным, что зачастую говорится о «немалой работе» по введению медиаобразования в школы, о трудностях реализации, о недостаточных содержательных моментах в образовании... Но реальность более груба - государству нет выгоды образовывать младое племя! Конечно, образование детей - затратно, и нам, педагогам, нужно почаще бить в набат и без стеснения требовать денег от государства на всех уровнях.

Т.И.Мясникова, кандидат педагогических наук, преподаватель Оренбургского государственного университета, член Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России

Рефлексия по поводу развития кинообразования в современной

России

Волею Судьбы три года назад оказался в Северной столице и помимо развития МОО «Информация для всех» занимаюсь сегодня вопросами межведомственного и межсекторного сотрудничества учреждений сферы науки, высшей школы, культуры и коммуникации в реализации ФЦП «Культура России» и ГП «Информационное общество» в известном и авторитетном Санкт-Петербургском национальном исследовательском университете ин-

формационных технологий, механики и оптики.

Как член Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России и один из создателей журналов «Медиаобразование», «Начальная медиашкола», а также портала «Информационная грамотность и медиаобразование для всех», одним из первых получил в рассылке статью В.Э.Матизена «Кина не будет» и комментарий к ней А.В.Федорова.

Статья В.Э.Матизена имеет ряд посылов, действительно хороших и логически обоснованных , но ощущение возникло неоднозначное. Хотелось бы глубже понять причину и аргументацию автора статьи «Кина не будет» в части его вывода: «Но самое главное в том, что есть серьезные сомнения в необходимости школьного кинообразования. «Увеличение числа зрителей в кинотеатрах», о котором как о конечной цели говорит замминистра культуры Иван Демидов, во-первых, писано вилами по воде, а во-вторых, равнозначно не повышению культурного уровня зрителей, а всего лишь увеличению доходов проката. Нечего сказать - достойная задача» (Матизен, 2012).

С другой стороны - понятна позиция А.В.Федорова о том, что «...лучше делать в сфере кино/ме-диаобразования хоть что-то, чем не делать совсем ничего». Именно поэтому и кинофакультативы полезны, и интегрированное кино/ медиаобразование является реальной перспективой.

Так по жизни получилось, что удостоверение демонстратора уз -коплёночного кино я получил, обучаясь в 9-и классе школы № 1 города Орехово-Зуево, за что искренне благодарен и Орехово-Зуевскому ГОРОНО выдавшему удостоверение, и моим учителям и соученикам, которые меня и любили и уважали за предоставляемую возможность использовать киноматериал в учебном процессе. Ну, сократили тогда изрядно лаборантов, из-за чего и пришлось учить старшеклассникам - правда, немногих, к сожалению. Но ведь оно того стоило!

Это я к тому, что в советской школе вопросам кинообразования даже в самые консервативные времена придавалось изрядное значение, а возможность интегрироваться в него была практически у каждого.

Но неоднозначность ощущения возникла не только в связи в предметом дискуссии - школьным кино/ медиаобразованием.

Сегодня и можно и нужно учить и учиться и кинограмоте и медиа-образованию не только в школе. Это предмет и для дошкольных учреждений (и воспитателей, и родителей, да и самих дошколят - как потребителей), и для школы, и для системы дополнительного образования, и для среднего и высшего профессионального образования, и для системы послевузовской подготовки, и для т.н. институтов третьего возраста и системы обучения для лиц с ограниченными возможностями. Извините коллеги, но инвалидов с психосоматическими заболеваниями, да и не только, начиная с детского возраста, нужно учить и воспринимать кинопродукцию, и применять её для целей и социализации и адаптации как некое лекарство для души. Именно как лекарство.

Теперь в части кинообразования в обществах знаний.

1. Образование для всех на протяжении всей жизни - в том числе и не в последнюю очередь - кинообразование, от дошкольников до «третьего возраста» и лиц с ограниченными возможностями.

2. Всеобщий доступ к информации, являющейся общественным достоянием. В том числе киноин-

формация - и кино в чистом виде, как контент, и учебно-методические материалы по кинообразованию, и мало ли еще какое содержание возникнет по тематике кино и кинообразования, в т.ч. в социальных сетях, в цифровом и в общественном телевидении. Именно здесь будут решаться и вопросы права интеллектуальной собственности и иные смежные вопросы.

3. Культурное разнообразие через кинообразование совершенно отдельная тема для обсуждения. Ведь именно на разъяснении и возникновении понимания «разности» культур, обычаев, традиций, морально-этических, религиозных и правовых регуляторов и возникает те самые толерантность или терпимость - на выбор.

4. Многоязычие в школьном кинообразовании - самый короткий путь по включению школьников в языковую среду и культуру родной и иноязычной речи.

5. Свобода выражения и кинообразование в принципе неразделимые сущности. Научиться увидеть/услышать киноматериал, позицию авторов и исполнителей -оценить полученный киноконтент в школе в рамках обсуждения со сверстниками и учителем - а потом в блоге или социальной сети - это ли не подготовка к социально ответственному поведению

В части кинообразования в информационном обществе можно говорить много. Предыдущий министр связи и массовых коммуникаций в статье в « Известиях» в 2009 году говорил про необходимость развития медиаобразования и обращался к представителям сферы

образования с предложением начать обучать медиаобразованию детей именно в школе. И он был прав. Но его не услышали.

Сегодня не хотят слышать и слушать министра культуры, выступающего в поддержку развития кинообразования.

Для того, чтобы научить ребенка отличать хорошее от плохого, в т.ч. в кино, нужно затратить много сил, средств, времени и терпения. Идти по пути формирования «чёрных списков», как сегодня поступают с асоциальным контентом в Сети - не самый мудрый и эффективный путь. Предложение по созданию подборки 100 лучших фильмов для целей кинообразования -это путь по созданию «белого списка», что представляется более предпочтительным.

В части того, какие из кинопроизведений в этот список войдут -это вопрос не только и не столько к Н.С.Михалкову и Союзу кинематографистов России, но и к КиноСоюзу, куда входит В.Э. Матизен, и к Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России, представленной членом Правления Союза кинематографистов России, главным редактором журнала «Медиа-образование» А.В.Федоровым, но в первую очередь - к российскому родительскому и профессиональному сообществу.

Ну и в завершении о главном -в городе на Неве рядом с «Балтийским Домом» на Кронверкском строят новую сетевую кинопроектную сущность с элементами семейного киноклуба и нацеленностью на кинообразование.

Но кто будет готовить контент, учителей и учебно-методические материалы для этой структуры? И чему там будут учить? Наверное, кинообразованию!

А.А. Демидов

Литература

Матизен В.Э. Кино не будет. 2012. 24.17.2012. http:// www.kinopressa.ru/news/1108.html Комментарий президента Ассоциации кинообразования и медиа-

педагогики России Александра Федорова. 24.07.2012. http:// www.kinopressa.ru/news/1110.html

References

Comment from Alexander Fedorov, president of Russian Association of Film and Media Education. 24.07.2012. http:// www.kinopressa.ru/news/1110.html Matizen, V.E. Movies will not. 24.17.2012. http://www. kinopressa.ru/ news/1108.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.