УДК 02
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНОГО БИБЛИОТЕКАРЯ ПО ПРАВОВОМУ ПРОСВЕЩЕНИЮ ОБУЧАЮЩИХСЯ
А. Л. Третьяков
Санкт-Петербургский государственный институт культуры, г. Санкт-Петербург
В статье авторомрассматриваются некоторые психологические аспекты деятельности библиотекаря образовательной организации по правовому просвещению обучающихся. Отмечаются психологические тренды современного подрастающего поколения. Актуализируется необходимость формирования психологических компетенций школьного библиотекаря вусловиях цифровизации общества.
Ключевые слова: правовое просвещение, обучающиеся, современная школьная библиотека, библиотекарь образовательной организации, организация правового просвещения, обучающиеся, психологическая компонента, информационное общество.
Общеобразовательная организация как социальный институт в современных условиях является важным органом в формировании индивидуального и социального сознания, а также формирования информационно-правовой культуры подрастающего поколения. Сегодня школа практически единственная система, сдерживающая рост асоциального поведения молодёжи и способствующая его нормализации.
Наряду с этим, современные социологи, педагоги, психологи и школьные библиотекари обеспокоены тем фактом, что в условиях резкого ухудшения материального благосостояния значительной части населения, с одной стороны, и растущей коммерциализацией образования, с другой, школа может превратится в источник неравенства возможностей детей, выходцев из семей с различным уровнем доходов и содействовать тем самым формированию дифференциации населения по степени доступности качественного образования, в том числе информационно-правового образования. Специалисты отмечают, что этому также способствует падение престижа массовой «обычной» школы. В частности, из-за плохой разработанности проблем по социализации личности, а также проблематики психологических аспектов деятельности школьного библиотекаря по правовому просвещению.
В рамках данной работы мы будем говорить об общеобразовательной организации (школе) в русле психологической компоненты деятельности библиотекаря образовательной организации по правовому просвещению обучающихся.
Отметим, что предметом психологии является «психика как высшая форма взаимосвязи живых существ с предметным миром, выраженная в их способности реализовывать свои побуждения и действовать на основе информации о нём» [1. С. 15].
На уровне человека психика приобретает качественно новый характер в силу того, что его биологическая природа преобразуется социокультурными факторами. «С точки зрения современной науки психика является своеобразным посредником между субъективным и объективным, реализует исторически сложившиеся представления о сосуществовании внешнего и внутреннего, телесного и душевного» [1. С. 18].
Проведённый анализ диссертационных исследований в рамках рассматриваемой области (психологические аспекты деятельности школьного библиотекаря по правовому просвещению обучающихся) выявил, что в настоящее время никто из исследователей данной проблемой не занимается. Иными словами, можно утверждать, что данная тема-
тика является весьма актуальной и неразработанной, так как именно психологический компонент в деятельности библиотекаря образовательной организации является весьма важным и требующим детального исследования через различные призмы.
На наш взгляд, также стоит обратить внимание на то, что в настоящее время школьная библиотека должна стать центром непрерывного профессионального образования всех участников образовательных отношений, в том числе информационно-правового образования. И без психологической составляющей в рамках данной ситуации организация подобного пространства представляется весьма затруднительной.
Школьная библиотека - это не только информационный ресурсный центр общеобразовательной школы, но и часть социально-культурного пространства развития личности. Именно развитие личности влечёт за собой организацию психолого-педагогических мероприятий по формированию социального здоровья подрастающего поколения.
С точки зрения современной психологии, характер педагогической деятельности зависит от закономерностей физического и духовного взросления ребёнка. Как определяет М. С. Каган, философ отечественной педагогики, «стадии онтогенеза обусловлены реакцией формирующегося сознания на запросы социокультурной среды» [5.С. 208].
Ещё в 1950 году психологи А. В. Запорожец и М. М. Рубинштейн отметили, что читательская деятельность ребёнка, в том числе чтение правовой литературы, начинается задолго до систематического обучения чтению. Отметим, что в период подготовки к чтению важно создавать условия для формирования тех функций сознания, которые обеспечивают процесс чтения - восприятие, внимание, память, эмоции и др.
Отметим, что психолого-педагогический процесс - это процесс осознания базовых предпосылок культуры и мышления, который даёт возможность их критического пересмотра и изменения, где важным компонентом является правовое просвещение.
Особого внимания требуют к себе 13-14-летние подростки, так как та дифференциация отношений к правовому просвещению (положительная или отрицательная), которая наметилась у десятилетних, к этому времени поляризуется. Не случайно одни называют восьмиклассников самыми осведомлёнными в области права, а другие - индивиды, страдающие правовым нигилизмом [4].
Исследователь стадий возрастного развития человека в рамках построения современной педагогической теории и методологии М. С. Каган пришёл к утверждению, что процесс формирования личности в детские годы, а значит, и педагогическое участие в нём, представляет собой сложной динамическую систему, в которой скрещивается природное, культурное и социальное. Каждый возраст имеет типичные черты, влияющие на взаимодействие ребёнка с правовой информацией.
Первый период - от рождения до года - это период овладения речью. За ним следует стадия с доминантой игровой деятельности (от года до трёх лет). В возрасте от трёх лет до школы преобладает эмоционально-творческий характер деятельности. С поступлением в школу начинается познавательный период жизни ребёнка, период его интеллектуального развития. Став подростком, человек приобщается к миру ценностей и вырабатывает отношение к ним. В каждом периоде детства, наряду с доминантными чертами, наблюдается широкий разброс культурных и социальных черт личности, которые она обретает, находясь в разных социальных и психолого-педагогических условиях. В силу уникальности каждой личности, требующей интуитивного постижения, истинный педагог, будь то родитель, учитель или библиотекарь, не может не обладать чертами художественного таланта. При этом он должен учитывать, что широта индивидуализирующего спектра прогрессивно расширяется от возраста к возрасту по мере усвоения личностного содержания информационно-правовой культуры. Меняется и содержание общения. Динамика возрастного развития личности в рамках детства определяет вместе с тем и динамику информационно-правовой социализации. От возраста к возрасту видоизменяются и варьируются психолого-педаго-
гические задачи. Школьному библиотекарю важно осознать каждый возраст ребёнка как ресурс его развития, учиться использовать этот ресурс в целях воспитания.
Социально-психологическая характеристика возраста, закономерности информационно-правового развития на том или ином этапе обуславливают содержание работы с читателем, выбор методов и приёмов, специфику общения и др. Знание возрастных особенностей помогает школьному библиотекарю определить наиболее благоприятные моменты для рекомендации той или иной книги правового толка, вида или жанра правовой литературы, своевременность разговора на ту или иную тему, актуализировать соответственно потребности возраста на те или иные стороны содержания книги, значимые для обучающегося в данный период.
Итак, школьный библиотекарь при организации информационно-правового просвещения обучающихся должен сообщать школьникам новые нормативные и правовые документы, тренды в современном законодательстве, а также механизмы реализации тех или иных законодательных актов. Здесь встаёт же вопрос - в какой форме библиотекарь должен сообщать данные знания. На наш взгляд, для каждого возраста должна быть выработаны специальные методические рекомендации. Например, для начальной школы занятия по вопросам правового просвещения должны проходить в игровой форме, для средней - в формате круглых столов, а для старшей - в форме дискуссионных площадок.
В целом же стоит отметить, что организация правового просвещения в современной образовательной организации должна осуществляться посредством создания школьных центров правовой информации на базе школьных библиотек, где главным информационным менеджером должен выступать школьный библиотекарь.
Отметим, что данный проект в настоящее время находится на стадии согласования и проходит ряд общественно-профессиональных экспертиз.
В данной работе подчёркнута постановка проблематики психологических аспектов деятельности школьного библиотекаря по правовому просвещению обучающихся. В связи с этим, на наш взгляд, стоит обратить внимание на ряд противоречий, которые необходимо преодолеть. Среди них мы выделяем - межсекторное и межведомственное разобщение рассматриваемой проблематики, институтиализация правового просвещения детей и молодёжи как успешного фактора их социального здоровья, организация головного дистанционного информационно-методического центра по вопросам правового просвещения обучающихся, в том числе и психологического сопровождения школьных библиотекарей, а также ряд других аспектов.
Отметим, что для создания психологического портрета здоровой личности (социально активной) в отличии от личности преступника, который тоже социально активен, весьма полезным открывается подход А. Маслоу, который в начале 1960-х годов вместе с группой психологов ввёл понятие гуманистической психологии и развивал свою концепцию, уходящую корнями в экзистенциальную философию (Карл Ясперс, Мартин Хайдеггер, Жан-Поль Сартр). Одно из фундаментальных положений как экзистенциональной философии, так и гуманистической психологии - это Концепция становления: «Человека не что иное как то, чем он делает себя сам» (Сартр). Человек никогда не бывает статичен, он всегда находится в процессе становления. Но в неблагоприятных социальных условиях люди отказываются от становления, отказываются расти; они отрицают, что в них самих заложены все возможности полноценного человеческого существования. При этом гуманистические психологи признают, что поиск подлинной и полной смысла жизни не лёгок. Это особенно справедливо в ситуациях глубоких культурных перемен и социальных потрясений в условиях кризисного общества. Личность должна принять на себя ответственность за выбор и направление своей судьбы [3]. И в связи с этим, на наш взгляд, возрастает роль школьного библиотекаря как посредника в информационно-правовом пространстве современного общества.
В заключении стоит отметить, что информационно-правовое образование должно суммировать человеческий опыт и обращаться к опыту ребёнка, чтобы помочь ему построить на этой основе знание. Джон Дьюи первым выдвинул идею «инструментальной» педагогики, в которой основным инструментом образования должно быть осмысленное действие, через которое ребёнок постигает мир. Кроме того, Д. Дьюи был одним из самых ярких защитников демократических ценностей, которые он распространял и на систему образования.
Итак, рассмотренные выше психологические аспекты деятельности школьного библиотекаря по правовому просвещению обучающихся представляются, на наш взгляд, весьма важными и необходимым в условиях современного нормативного и правового поля современной России, а также реализации Федерального государственного образовательного стандарта общего образования и Концепции развития школьных информационно-библиотечных центров. В последнем документе разработчиками Концепции акцентируется внимание на необходимости преобразования школьных библиотек, обусловленной вызовами системы образования, связанными с переходом к постиндустриальному информационному обществу, возрастанием роли информационных технологий во всех сферах жизнедеятельности, усилением влияние профессионального педагогического и библиотековедческого сообществ и общественных организаций, в том числе социально ориентированных, на требования к современной системе образования.
Таким образом, важным составляющим профессионального мастерства современного школьного библиотекаря является психологическая компонента, которая в настоящее время не имеет теоретико-методологических разработок, что, на наш взгляд, является лакуной в школьном библиотековедении.
В заключении стоит отметить, что организация правового просвещения в школьной библиотеке невозможно без психологического аспекта, так как именно знание психологии позволяет найти индивидуальный подход к каждому обучающемуся и выстроить информационно-правовой маршрут. Однако не стоит забывать тот факт, что современное подрастающее поколение в той или иной степени живёт в виртуальной реальности, и на этом аспекте необходимо акцентировать внимание школьному библиотекарю при правовом просвещении обучающихся.
Итак, знание основ психологии сможет положительным образом сказаться на формировании гармонично развитой личности и достичь уникальных информационно-правовых образовательных результатов.
Список литературы
1. Акимова, М. К. Индивидуальность учащегося и индивидуальный подход [Текст] / М. К. Акимова. - М.: Наука, 2002. - 346 с.
2. Демидов, А. А. Центры этико-правовой информации и медиаобразования на базе школьной библиотеки - новация в реализации ФГОС и инфраструктура для развития информационно-правовой культуры детей и молодёжи [Текст] / А. А. Демидов, А. Л. Третьяков // Медиаобразование. - 2016. -№2,- С. 21-33.
3. Образование для процветания: примерная общеобразовательная программа дошкольного образования [Текст] / И. И. Комарова [и др.]. - М.: Изд-во Агентства стратегических инициатив, 2014. - 320 с.
4. Тихомирова, И. И. Педагогическая деятельность школьного библиотекаря: учебно-методическое пособие для школьных библиотекарей как педагогов [Текст] / И. И. Тихомирова. - М.: РШБА, 2014. - 464 с. - (Приложение к журналу «Школьная библиотека». Серия «В помощь педагогу-библиотекарю». Вып. 4 - 6).
5. Третьяков, А. Л. Формирование межведомственной и межсекторной модели развития гражданского, патриотического и этико-правового образования и воспитания
молодёжи в формате социального проекта «Центр гражданской, этико-правовой и иной социально значимой информации памяти профессора Н. И. Элиасберг» [Текст] / А. А. Демидов, А. Л. Третьяков // Материалы IX международного форума «От науки к бизнесу»: «Трансфер технологий - новое измерение». - Санкт-Петербург, 2015. - С. 136-139.
PSYCHOLOGICAL ASPECTS OF SCHOOL LIBRARIAN LEGAL EDUCATION
OF PUPILS
A. L. Tretyakov
St. PetersburgState Institute of Culture, St. Petersburg, [email protected]
In the article the author discusses some of the psychological aspects of the librarian educational organization on legal education of students. There have been psychological trends of the modern younger generation. Actualizes the needfor theformation of psychological competencies of school librarian in terms of digitization of society.
Keywords: legal education, studying modern school library, the librarian of the educational organization, the organization of legal education, students, psychological component, the information society.
References
1. Akimova, M. K. (2002) Individualnost uchaschegosya i individualnyiy podhod ^Individual learner and individual approach], Moscow, Nauka, 346 s. (In Russ.).
2. Demidov, A. A. and Tretyakov, A. L. (2016) Tsentryi etiko-pravovoy informatsii i medi-aobrazovaniya na baze shkolnoy biblioteki - novatsiya v realizatsii FGOS i infrastruktura dlya razvitiya informatsionno-pravovoy kulturyi detey i molodYozhi [=Centers ethical and legal information and media education based on school library - an innovation in the implementation of the GEF and the infrastructure for the development of information and legal culture of children and youth], in. Mediaobrazovanie [=Media Education], no. 2, pp. 21-33. (In Russ.).
3. Obrazovanie dlya protsvetaniya: primernaya obscheobrazovatelnaya programma dosh-kolnogo obrazovaniya (2014) [=Education for prosperity: an exemplary educational program of preschool education], Moscow, Izd-vo Agentstva strategicheskih initsiativ, 320 p. (In Russ.).
4. Tihomirova, 1.1. (2014) Pedagogicheskaya deyatelnost shkolnogo bibliotekarya: ucheb-no-metodicheskoe posobie dlya shkolnyih bibliotekarey kakpedagogov [=Educational activity school librarian: a teaching aid for school librarians as a teacher], Moscow, RShBA, 464 p. (In Russ.).
5. Tretyakov, A. L. and Demidov, A. A. (2015) Formirovanie mezhvedomstvennoy i mezh-sektornoy modeli razvitiya grazhdanskogo, patrioticheskogo i etiko-pravovogo obrazovaniya i vospitaniya molodYozhi v formate sotsialnogo proekta «Tsentr grazhdanskoy, etiko-pravovoy i inoy sotsialno znachimoy informatsii pamyati professora N. I. Eliasberg» [=Formation of interagency and cross-sectoral model of civic, patriotic and ethical and legal education and training of young people in the form of a social project "Center for civic, ethical, legal and other socially significant information, the memory of Professor N. I. Eliasberg"], in. Materialyi IXmezhdun-arodnogoforuma «Ot nauki k biznesu»: «Transfer tehnologiy - novoe izmerenie» ^Proceedings of the IX international forum "From science to business": "technology transfer - a new dimension"], SPb., pp. 136-139. (InRuss.).
Третьяков Андрей Леонидович - ведущий специалист, Центр информационной поддержки научных исследований Северо-Западного институт управления; магистрант би-блиотечно-информационного факультета, Санкт-Петербургский государственный институт культуры.