ко, на наш взгляд, этого недостаточно. Анализ психолого-педагогической литературы позволяет нам предложить дополнительно несколько рекомендаций, которые позволили бы улучшить педагогические условия преемственности развития волевых качеств дошкольников и младших школьников.
Педагоги могут обеспечить преемственность и перспективность развития волевых качеств через представления прошлого, настоящего и будущего в развитии волевых качеств конкретных воспитанников, через проявление любви к воспитанникам, системное согласование педагогических целей и задач, форм и методов на смежных ступенях образования, через педагогическое сопровождение развития волевых качеств ребёнка, в согласованной деятельности воспитателей и учителей в конкретных социально-педагогических условиях. Необходимо комплексное применение в воспитательном процессе детского сада и начальной школы средств и методов развития волевых качеств, самосознания, организации продуктивной деятельности дошкольников и младших школьников, создания ситуации, требующих умения осознано принять учебную задачу от взрос-
Библиографический список
лого, ставить ее в самостоятельной деятельности, осознавать задаваемые условия или требования. Важно вырабатывать умение выбрать путь решения задачи, используя привычные, или новые средства, искать дополнительную информацию, действовать самостоятельно, получить результат, адекватный условиям и требованиям задачи, выразить личное отношение к решению задачи и полученному результату через оценку, самооценку, элементарный самоконтроль и соответствующее эмоциональное состояние. Необходимо в процессе рисования, лепки, аппликации, конструирования формировать способность действовать по образцу, умение слушать и выполнять инструкцию, умение оценивать как свою работу, так и работы других детей, вырабатывать умение подчиняться установленным правилам, переводить их в личностные качества детей, это позволит овладеть своим поведением, научиться управлять им и подчинять его определенной задаче. Важно также проектировать образовательный процесс, в котором будут совершенствоваться волевые качества, формироваться метапредметные и предметные компетенции.
1. Выготский Л.С. Педагогическая психология. Москва: АСТ: Астрель: Хранитель, 2008.
2. Воля. Краткий психологический словарь. Москва, 2011: 69-70.
3. Преемственность. Философский энциклопедический словарь. Москва, 1983: 360.
4. Условие. Философский энциклопедический словарь. Москва, 1983: 474.
5. Готовность к школьному обучению. Российская педагогическая энциклопедия. Москва, 1993: 223-224.
6. Бывшева М.В. Отражение линии преемственности образования в программах подготовки будущих педагогов. Педагогическое образование в России. 2014; 3: 5-9.
7. Львов М.Р Преемственность и перспективность в обучении родному языку. Москва: Просвещение, 1982.
8. Ньюман О.В. Проблемы формирования самоконтроля в процессе вычислительной деятельности. Начальная школа. 2012; 4:14-16.
9. Эльконин Д.Б. Психология игры. Москва: Педагогика, 1978.
References
1. Vygotskij L.S. Pedagogicheskaya psihologiya. Moskva: AST: Astrel': Hranitel', 2008.
2. Volya. Kratkijpsihologicheskijslovar'. Moskva, 2011: 69-70.
3. Preemstvennost'. Filosofskij 'enciklopedicheskij slovar'. Moskva, 1983: 360.
4. Uslovie. Filosofskij 'enciklopedicheskij slovar'. Moskva, 1983: 474.
5. Gotovnost' k shkol'nomu obucheniyu. Rossijskaya pedagogicheskaya 'enciklopediya. Moskva, 1993: 223-224.
6. Byvsheva M.V. Otrazhenie linii preemstvennosti obrazovaniya v programmah podgotovki buduschih pedagogov. Pedagogicheskoe obrazo-vanie v Rossii. 2014; 3: 5-9.
7. L'vov M.R. Preemstvennost'iperspektivnost' v obuchenii rodnomu yazyku. Moskva: Prosveschenie, 1982.
8. N'yuman O.V. Problemy formirovaniya samokontrolya v processe vychislitel'noj deyatel'nosti. Nachal'naya shkola. 2012; 4:14-16.
9. 'El'konin D.B. Psihologiya igry. Moskva: Pedagogika, 1978.
Статья поступила в редакцию 31.03.16
УДК 371
Kurshieva B.M., senior teacher, Department of Theory and Methods of Teaching Law, Dagestan State Pedagogical University
(Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
Hacharoeva A.H., postgraduate, teacher, Department of Pedagogy and Clinical Psychology, Chechen State Pedagogical Institute
(Grozny, Russia), E-mail: [email protected]
PROBLEMS OF FORMING CIVIL COMPETENCE IN SCHOOLCHILDREN. The article considers a problem of how a civil competence in schoolchildren is to be formed and developed. The authors defined features of civil education of pupils in adolescence. The research helps to single out what components the civil-legal competence has. Special emphasis is made on the description of practical experience in the region in the formation of civil-legal competence of students using the educational potential of local history. The authors conclude that for the effective development of civil competence in school students every educational institution must arrange an educational complex that would facilitate forming of civil, patriotic and moral views of students through the study of local history. It is necessary to go beyond the educational process, to create a system of regional education in the educational complex.
Key words: civil competence, civic education, citizenship, civil society, patriotism, human rights, democratic society, civil competence.
Б.М. Куршиева, ст. преп. каф. теории и методики обучения праву, ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный
педагогический университет», г. Махачкала, E-mail: [email protected]
А.Х. Хачароева, аспирант ФГБОУ ВПО «ДГПУ», преподаватель кафедры педагогики и дошкольной психологии ФГБОУ
ВПО «Чеченский государственный педагогический институт», г. Грозный, E-mail: [email protected]
ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
В статье рассматривается проблема формирования гражданско-правовой компетентности школьников. Выделены особенности гражданского воспитания школьников в подростковом возрасте. Выделены компоненты гражданско-правовой компетентности. Особый акцент делается на описании практического опыта региона в формировании гражданско-правовой компетентности школьников с использованием воспитательного потенциала краеведения. Авторы делают выводы о том, что для эффективного формирования гражданско-правовой компетентности школьников в каждом образовательном учреж-
дении необходимо создать образовательно-воспитательный комплекс, способствующий формированию гражданских, патриотических и нравственных позиций учащихся через изучение краеведения. При этом необходимо выйти за рамки учебного процесса, создать систему краеведческого образования в условиях образовательно-воспитательного комплекса.
Ключевые слова: гражданско-правовая компетентность, гражданское воспитание, гражданственность, гражданское общество, патриотизм, права человека.
Становление гражданского общества и модернизация российского государства на современном этапе требуют, чтобы система образования содействовала формированию сознательного гражданина, эффективно участвующего в демократическом процессе. В связи с этим одной из важных проблем современной России стала проблема гражданского воспитания подрастающего поколения.
В Национальной доктрине образования в Российской Федерации на период до 2015 года подчёркивается, что система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества; уважающих права и свободы личности, законы; уважающих высокой нравственностью, проявляющих национальную и религиозную терпимость.
Одной из главных задач нынешней демократической России стала проблема гражданского воспитания школьников. Сам термин «гражданское воспитание» означает процесс воспитания Гражданина. Вот только какого гражданина? Данный вопрос крайне актуален для многих педагогов и родителей школьников.
В.А. Сухомлинский писал: «Очень важно, чтобы высокие слова о Родине и возвышенные идеалы не превратились в сознании наших воспитанников в громкие, но пустые фразы, чтобы они не обесцветились, не стерлись от частого произношения».
При обсуждении данной задачи разгоралась полемика о том, кого должна воспитывать школа: гражданина мира, либо гражданина России. Соглашаясь с принципом, что нужно воспитывать Гражданина России, многие педагоги и родители задаются вопросом: как это сделать в условиях, когда приобрели негативный оттенок в общественном мнении такие понятия, как «гражданственность», «патриотизм», «демократия», «общественный интерес».
В соответствии с концепцией Л.С. Выготского, при изучении любого возрастного периода, в том числе и подросткового, необходимо учитывать два аспекта: 1) выделение основного новообразования в сознании личности; 2) выяснение социальной ситуации развития. В связи с этим, подростковый возраст является сенситивным к гражданско-патриотическому воспитанию. Этот период у подростков связан с повышенной чувствительностью восприятия ценностей общества, осознанием своей роли как носителя этих ценностей, формирования активной жизненной позиции.
Появление чувства взрослости, уважения к себе как личности, потребность в определении независимости приводит к тому, что подросток задумывается над ценностями, которые для него значимы, проявляет интерес к осмыслению истории своей Родины и её современного периода, стремится высказывать свою точку зрения [2]. Возрастающая потребность подростка в новом типе отношений со взрослыми, т. е. изменение социальной ситуации развития, позволяют ему включиться в моделируемые ситуации, в коллективные творческие дела, в кружковую деятельность. Поэтому, с учётом возрастных особенностей, педагогический коллектив школы должен создать ему условия, обстановку, где он мог бы проявить навыки гражданского поведения. Гражданин - это тот, кто обладает чувством собственного достоинства, внутренней свободой, превращенной в самостоятельную дисциплину, уважительным и доверчивым отношением к другим гражданам и к государственной власти, способностью воспринимать свои права как обязанности, и свои обязанности как права. Быть гражданином значит, любить свою Родину, знать права и выполнять обязанности, охранять территорию, беречь природу, гордиться культурой и языком своего народа, приумножать богатства.
Гражданско-правовая компетентность включает в себя:
- информационно-познавательную компетенцию, предполагающую наличие правовых знаний и навыков поиска и применения полученной правовой информации;
- ценностно-ориентационную компетенцию, предполагающую осознание и принятие ценности права в демократическом обществе, уважения прав человека и его основных свобод, необходимости взаимопонимания, терпимости и дружбы между народами, неприятие асоциального поведения как фактора раз-
рушения общества, формирование с учетом этого собственных установок и положительных ценностных ориентации;
- регулятивно-поведенческую компетенцию, предусматривающую наличие позитивных правовых установок, готовность следовать общепринятым типам поведения, принятие ответственности за свои действия;
- социально-коммуникативную компетенцию, предполагающую готовность к конструктивному взаимодействию и разрешению конфликтов, выполнению основных социальных ролей, готовность к самореализации в быстро меняющемся мире [3].
В связи с этим, в задачи воспитательной деятельности по формированию гражданско-правовых компетенций входят, во-первых, формирование у учащихся ценностных знаний о реалиях и символах Российского государства, традиционных ценностях и нормах Российского общества; во-вторых, усвоение школьниками значения понятий «Родина», «государство», «гражданин», «гражданское общество», «патриот», «право и порядок», «закон», «общественная и личная безопасность», «права человека» и др.; в-третьих, формирование основ правовой культуры школьников [4].
Воспитание гражданственности и патриотизма в Чеченской Республике очень актуально в условиях, когда у подрастающего поколения утрачены моральные ориентиры, духовность. Безверие, агрессивность, происходит переоценка жизненных ценностей, меняется мировоззрение старшеклассников в условиях капитализации, когда на первое место ставят личные интересы, личную выгоду и межличностную конкуренцию, что делает нужным и необходимым гражданское развитие личности, формирование гражданина-патриота, начиная с школьного возраста. В Чеченской Республике работа по воспитанию гражданственности и патриотизма ведется в рамках реализации «Единой концепции по духовно-нравственному воспитанию и развитию подрастающего поколения». Концепция включает в себя большой спектр мероприятий, направленных на работу с молодежью. Целью этой концепции явилось привитие подрастающему поколению основополагающих ценностей, идей и убеждений, отражающих сущность чеченского менталитета и формирование активной гражданской и личностной позиции молодёжи, а также воспитание и социально-педагогическая поддержка становления и развития нравственного, глубоко верующего, ответственного, креативного, инициативного и компетентного гражданина России. Главными показателями воспитания человека как гражданина является уровень сформированности качеств личности и уровень проявления гражданской воспитанности. Для выявления этих показателей у школьников мы провели диагностическое исследование на базе средней общеобразовательной школы № 8 г. Грозного Чеченской Республики. В школах Чеченской Республики гражданское воспитание учащихся является приоритетным направлением в воспитательной деятельности и осуществляется в тесном взаимодействии урочной, внеурочной деятельности и дополнительного образования в рамках программы «Гражданско-патриотическое образование и воспитание в современной школе» и в рамках «Единой концепции духовно-нравственного воспитания и развития подрастающего поколения Чеченской Республики». Эта школа на протяжении последних трёх лет работает над методической темой: «Формирование единого образовательного и воспитательного пространства с целью развития гармоничной личности». В рамках реализации данной темы была создана опытно-экспериментальная площадка «Формирование патриотизма школьников средствами краеведения». Известно, что с краеведения начинается путь к познанию мира, но мы рассматриваем краеведение и с другой стороны, как путь к воспитанию патриотизма. Любовь к своей стране приходит через привитие уважения к малой родине и преданности ей. Экономические преобразования, социально-политическая нестабильность в обществе и государстве отодвигала на последний план изучение истории родного края. Краеведческая работа в школе всегда велась, но это были эпизодические мероприятия.
Чеченская Республика - одна из самых молодых и динамично развивающихся регионов России. Учащиеся должны знать об истории, традициях и обычаях своего края. Как изучить его? С чего начинать? Учителям было предложено разработать спец-
курсы по различным областям знаний: флора и фауна, литература, история, искусство, экология, география, экономика. Мы стремились к тому, чтобы учащиеся за короткий срок смогли расширить свой круг знаний, чтобы они смогли получить общее представление о растительном и животном мире края, его литературных героях, искусстве, проблемах экологии, особенностях развития экономики. С целью изучения целесообразности проведения спецкурсов и заинтересованности учащихся в них нами проводилось тестирование, которое показало, что у более чем 40% учащихся изучение спецкурсов по краеведению вызывает интерес, 60% считают, что данный спецкурс расширяет знания по краеведению, а также по смежным дисциплинам.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что для эффективного формирования гражданско-правовой компетент-
Библиографический список
ности школьников в каждом образовательном учреждении необходимо создать образовательно-воспитательный комплекс, способствующий формированию гражданских, патриотических и нравственных позиций учащихся через изучение краеведения. А это значит, что необходимо выйти за рамки учебного процесса, создать систему краеведческого образования в условиях образовательно-воспитательного комплекса. Мы считаем, что если в школе удастся создать единый образовательно-воспитательный комплекс, из которого выйдет человек социально ориентированный, с чётко обозначенной гражданской позицией, патриот своего Отечества, способный жить в разнообразном мире в гармонии с ним, со всеми людьми, то значит, задача формирования гражданско-правовой компетентности школьников будет решена успешно и от этого выиграют все граждане нашей страны.
1. Лутовинов В.И. Гражданско-патриотическое воспитание сегодня. Педагогика. 2006; 5: 52-59.
2. Вяземский Е.Е. Гражданское образование школьников: поиски перспективных подходов. Дидактика. 1996; 6: 9.
3. Адамский А. Образование-модель гражданского общества. Управление школой. 2o0l; 29: 15-19.
4. Гоажданское образование и социальное проектирование: пособие для преподавателей школ. Москва, 2003.
5. Богомаз М.В. Педагогические условия формирования гражданской позиции учащихся. Available at: http://www.smolpedagog.ru/ article%202.html
References
1. Lutovinov V.I. Grazhdansko-patrioticheskoe vospitanie segodnya. Pedagogika. 2006; 5: 52-59.
2. Vyazemskij E.E. Grazhdanskoe obrazovanie shkol'nikov: poiski perspektivnyh podhodov. Didaktika. 1996; 6: 9.
3. Adamskij A. Obrazovanie-model' grazhdanskogo obschestva. Upravlenie shkoloj. 2001; 29: 15-19.
4. Grazhdanskoe obrazovanie i social'noe proektirovanie: posobie dlya prepodavatelej shkol. Moskva, 2003.
5. Bogomaz M.V. Pedagogicheskie usloviya formirovaniya grazhdanskoj pozicii uchaschihsya. Available at: http://www.smolpedagog.ru/ article%202.html
Статья поступила в редакцию 29.03.16
УДК 371
Tsibikov V.A., adjunct, Military University of Ministry of Defense of Russian Federation (Russia), Е-mail: [email protected]
ADVOCACY: FROM PRINCELY RETINUE TO REGULAR ARMY (8-17 CENTURIES). The article presents a historical and pedagogical analysis of formation and development of advocacy work in the military organization of Russia. The work describes trends and patterns in various historical stages of development of its military organization - the princely retinue, the nobility, and of the militia of the Streltsy regiments, the regular army. The research reveals connection between the manning of the armed forces, the social and class characteristics of the personnel and the need to use specific forms and methods of advocacy impact. The author describes some of the problems associated with military education and discipline in units. The author concludes that outreach activities in the Army were held with the priority use of persuasion and suggestion that military leaders were well versed in the particular features of social psychology of military groups and knew how to affect people.
Key words: advocacy, authority commander, duty, honor, Christian faith and counter-propaganda, suggestion, persuasion.
В.А. Цибиков, адъюнкт, Военный университет» Министерства обороны Российской Федерации,
Е-mail: [email protected]
ИНФОРМАЦИОННО-ПРОПАГАНДИСТСКАЯ РАБОТА: ОТ КНЯЖЕСКОЙ ДРУЖИНЫ ДО РЕГУЛЯРНОЙ АРМИИ (VIII-XVII ВВ.)
В статье проводится историко-педагогический анализ становления и развития информационно-пропагандистской работы в военной организации России, приводятся тенденции и закономерности на различных исторических этапах развития её военной организации - княжеской дружины, дворянского ополчения и стрелецких полков, регулярной армии. Раскрывается связь между способом комплектования вооружённых сил, социально-классовыми характеристика личного состава и необходимостью применения конкретных форм и методов информационно-пропагандистского воздействия. Отражён ряд проблем, связанных с воинским воспитанием и работой по поддержанию дисциплины в подразделениях. Автор делает вывод о том, что информационно-пропагандистские мероприятия в Армии проводились с приоритетным использованием методов убеждения и внушения, военачальники хорошо разбирались в особенностях социальной психологии воинских коллективов и умели увлечь за собой людей.
Ключевые слова: информационно-пропагандистская работа, авторитет военачальника, долг, честь, православная вера, контрпропаганда, внушение, убеждение.
Истоки информационно-пропагандистской деятельности берут начало в Древнем мире, особенно в тех странах, которые обладали развитой системой государственного управления и регулярной армией, а также вели активную внешнюю и внутреннюю политику. По взглядам древних полководцев в целях формирования у подчинённых глубокого понимания своего предназначения и поддержания их морального духа необходимы были воодушевляющие беседы, упоминания о событиях славного боевого прошлого и о наградах, которыми могут поощряться воины.
Искусство красноречия рассматривалось как одно из достоинств командира.
Пропагандистская деятельность в военной организации древних славян имела специфический характер. Процесс «комплектование войск» - важнейший элемент функционирования государственной вооружённой силы, был неизвестен для родовой общины. В таких условиях в дополнительном информационно-пропагандистском воздействии на вооруженные подразделения не было необходимости, так как родовая сплочённость