Научная статья на тему 'Интеграция урочной и внеурочной деятельности в формировании гражданско-правовой компетентности учащихся'

Интеграция урочной и внеурочной деятельности в формировании гражданско-правовой компетентности учащихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
396
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАЦИЯ / INTEGRATION / ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / CIVIL AND LEGAL COMPETENCE / ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / EXTRACURRICULAR ACTIVITIES / УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / EDUCATIONAL ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хачароева А.Х.

В статье рассматривается проблема интеграции учебной и внеурочной деятельности в формировании гражданско-правовой компетентности школьников. На основе анализа психолого-педагогической литературы автор представил сущность понятия интеграции указанных видов деятельности. Подчеркивается актуальность гражданско-правовой направленности в содержании изучаемых учащимися учебных курсов и их использовании в интеграционном процессе («Обществознание», «Литература», «История», «Иностранный язык», «Право» и др.). Описывается практический опыт школы в использовании их потенциала в формировании гражданско-правовой компетентности учащихся, в процессе которого реализовывалось взаимодополнение различных общепедагогических средств учебной и во внеурочной деятельности; осуществлялась взаимосвязь форм и методов в организации учебной и внеурочной деятельности учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хачароева А.Х.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTEGRATION OF CURRICULAR AND EXTRACURRICULAR ACTIVITIES IN THE FORMATION OF CIVIL COMPETENCE OF STUDENTS

The article deals with an issue of integration of educational and extracurricular activities in the formation of civil law competence of schoolchildren. The researcher conducts an analysis of psychological and pedagogical literature and presents the contents of the concept of integration of these activities. The work emphasizes the relevance of civil law orientation in the contents of students' training courses and their use in the integration process (“Social Studies”, “Literature”, “History”, “Foreign Language”, “Law”, etc.).The work describes practical experience of school in use of their potential in formation of civil competence of pupils in the course of which complementarity of various general pedagogical means of educational and in extracurricular activities. Interrelation of forms and methods in the organization of educational and extracurricular activities of pupils is carried out.

Текст научной работы на тему «Интеграция урочной и внеурочной деятельности в формировании гражданско-правовой компетентности учащихся»

5. Гричанов А.С., Морозов В.А., Федулов Б.А. Педагогическое обеспечение подготовки курсантов вуза МВД России к участию в спортивных соревнованиях и служебно-профессиональных конкурсах. Современные проблемы науки и образования. 2015; № 4: 178.

6. Мальченкова В.В., Федулов Б.А. Особенности профилактики делинквентности девушек-подростков социально-педагогическими и правовыми средствами. Современные проблемы науки и образования. 2012; № 4: 376.

7. Crittenden B. Aims, intentions and purposes in reading and education. Educational Theory. 1974; № 1: 286.

8. Malchenkova V.V., Fedulov B.A. Features of the prevention of delinquency of adolescent girls with social pedagogical and legal means. Modern problems of science and education. 2012; № 4: 376.

References

1. Kozlova N.V. Osobennosti lichnostno-professional'nogo stanovleniya v usloviyah obrazovatel'nyh innovacij. Izvestiya Tomskogo politehnicheskogo universiteta. 2007; № 3: 205 - 211.

2. Fedulov B.A. Aksiologicheskie osnovy obschenacional'noj rossijskoj idei. Monografiya. Barnaul'skij yuridicheskij institut MVD Rossii. Barnaul, 2004: 108.

3. Grinevich L.A., Fedulov B.A. Vospitanie rossijskoj molodezhi na obscherossijskih cennostyah sredstvami social'no-kul'turnoj deyatel'nosti. Monografiya. Altajskaya gosudarstvennaya akademiya kul'tury i iskusstv. Barnaul, 2013.

4. Morozov V.A., Fedulov B.A. Formirovanie upravlencheskoj kompetentnosti buduschego sotrudnika policii v processe professional'noj podgotovki. Aktual'nye problemy bor'by s prestupleniyami i inymi pravonarusheniyami. 2014; № 12-2: 128 - 130.

5. Grichanov A.S., Morozov V.A., Fedulov B.A. Pedagogicheskoe obespechenie podgotovki kursantov vuza MVD Rossii k uchastiyu v sportivnyh sorevnovaniyah i sluzhebno-professional'nyh konkursah. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2015; № 4: 178.

6. Mal'chenkova V.V., Fedulov B.A. Osobennosti profilaktiki delinkventnosti devushek-podrostkov social'no-pedagogicheskimi i pravovymi sredstvami. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2012; № 4: 376.

7. Crittenden B. Aims, intentions and purposes in reading and education. Educational Theory. 1974; № 1: 286.

8. Malchenkova V.V., Fedulov B.A. Features of the prevention of delinquency of adolescent girls with social pedagogical and legal means. Modern problems of science and education. 2012; № 4: 376.

Статья поступила в редакцию 11.05.18

УДК 371

Hacharoeva A.H., postgraduate, Chechen State Pedagogical University (Grozny, Russia), E-mail: timop2012@mail.ru

INTEGRATION OF CURRICULAR AND EXTRACURRICULAR ACTIVITIES IN THE FORMATION OF CIVIL COMPETENCE OF STUDENTS. The article deals with an issue of integration of educational and extracurricular activities in the formation of civil law competence of schoolchildren. The researcher conducts an analysis of psychological and pedagogical literature and presents the contents of the concept of integration of these activities. The work emphasizes the relevance of civil law orientation in the contents of students' training courses and their use in the integration process ("Social Studies", "Literature", "History", "Foreign Language", "Law", etc.).The work describes practical experience of school in use of their potential in formation of civil competence of pupils in the course of which complementarity of various general pedagogical means of educational and in extracurricular activities. Interrelation of forms and methods in the organization of educational and extracurricular activities of pupils is carried out.

Key words: integration, civil and legal competence, extracurricular activities, educational activities.

А.Х. Хачароева, аспирант, ФГБОУ ВО «Чеченский государственный педагогический университет», г. Грозный,

E-mail: timop2012@mail.ru

ИНТЕГРАЦИЯ УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ

В статье рассматривается проблема интеграции учебной и внеурочной деятельности в формировании гражданско-правовой компетентности школьников. На основе анализа психолого-педагогической литературы автор представил сущность понятия интеграции указанных видов деятельности. Подчеркивается актуальность гражданско-правовой направленности в содержании изучаемых учащимися учебных курсов и их использовании в интеграционном процессе («Обществознание», «Литература», «История», «Иностранный язык», «Право» и др.). Описывается практический опыт школы в использовании их потенциала в формировании гражданско-правовой компетентности учащихся, в процессе которого реализовывалось взаимодополнение различных общепедагогических средств учебной и во внеурочной деятельности; осуществлялась взаимосвязь форм и методов в организации учебной и внеурочной деятельности учащихся.

Ключевые слова: интеграция, гражданско-правовая компетентность, внеурочная деятельность, учебная деятельность.

В современных условиях стала актуальной проблема формирования гражданско-правовой компетентности у подрастающего поколения. Особая роль в этом процессе отводится школе, которая располагает определенным потенциалом в воспитании у учащихся гражданско-правовой позиции, правового сознания и правомерного поведения. Анализ научных исследований, обобщение практического опыта работы по данной проблеме, а также результаты нашей экспериментальной работы позволили дать теоретическое и экспериментальное обоснование одному из условий эффективного формирования гражданско-правовой компетентности у школьников: интеграция учебной и внеурочной деятельности в формировании гражданско-правовой компетентности учащихся.

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что интеграция учебной и внеурочной деятельности школьников является характерной чертой функционирования школы, потому что она представляет собой объединение в единое целое обра-

зовательных частей системы на основе их взаимозависимости и взаимодополняемости и позволяет воссоединить те или иные элементы как по вертикали (через межпредметные и управленческие связи), так и по горизонтали (через внутрипредметные и технологические связи).

По мнению Э.Г. Костяшкина, «интеграция учебной и внеурочной деятельности основывается на представлении об интеграции как стороне процесса развития, связанной с объединением в целое ранее разнородных частей и элементов» [1]. При этом она подчеркивает, что интеграция не сводится только к объединению отдельных элементов. Она характеризуется ростом объема и интенсивностью взаимосвязей и взаимодействий между элементами, их систематизацией в некое целостное образование с появлением качественно новых свойств. Под интеграцией учебной и внеурочной деятельности Е.И. Абатуров понимает «получение качественно нового результата, превосходящего по своему педагогическому значению результаты, ко-

торые могли бы быть достигнуты либо в учебной, либо во внеу-чебной деятельности» [2].

Интеграция учебной и внеурочной деятельности в процессе опытно-экспериментальной работы реализовалась через органическую связь их содержания, на основе закрепления, систематизации и углубления усвоенных знаний, умений, навыков, приобретенных на уроках и вне их, и наоборот: освоение опыта, приобретенного во внеучебной деятельности; взаимодополнение различных общепедагогических средств, используемых в учебной и во внеурочной деятельности; взаимосвязь форм и методов в организации учебной и внеурочной деятельности учащихся; неофициальные способы взаимодействия педагогов и учащихся; объединение некоторых педагогических средств учебной и внеурочной деятельности в организации разновозрастных объединений, интегрированные уроки, мероприятия на базе культурных и других учреждений и т. п.) получали теоретическое обоснование и практическое применение в учебной деятельности учащихся.

Как отмечает А.И. Мягкова, «Интеграция учебной и внеурочной деятельности школьников обеспечивает комплексное привлечение школьников к деятельности гражданско-правовой направленности, что оказывает положительное воздействие на формирование всех компетенций, входящих в состав гражданско-правовой компетентности школьников» [3]. В ходе опытно-экспериментальной работы в МБОУ «СОШ № 2» с. За-кан - Юрт ЧР педагоги систематически обогащали содержание учебной и внеурочной деятельность учащихся материалами гражданско-правовой направленности. Это делалось для того, чтобы развивать у учащихся гражданско-патриотическое сознание, ответственность, чувство сопричастности судьбам Отечества, правовое сознание, ориентировать учащихся на правомерное поведение, соблюдение социальных, правовых норм и правил, принятых в обществе, где они учатся и живут.

Особое место в актуализации гражданско-правовой направленности в содержании изучаемых учащимися дисциплин, их использовании в интеграционном процессе, отводится курсу «Обществознание», так как он дает представление школьникам о базовых национальных ценностях российского общества, обеспечивает формирование российской гражданской идентичности, гражданской позиции, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские смыслы в деятельности, осознание своих конституционных прав и обязанностей; освоение умений и навыков взаимодействия в обществе и др. [3]. Большими возможностями обладают и другие учебные дисциплины, обеспечивающие формирование гражданско-правовой компетентности: например в процессе изучения учебного курса «История» закладывается основа для развития патриотизма, гражданственности, уважения к своему народу, к прошлому и настоящему Родины, государственным символам; готовности к служению Отечеству, его защите и др.). Учебная дисциплина «Право» развивают представление о правах и обязанностях человека и гражданина, о принципах социальной справедливости, о правах ребенка, о политическом строе государства; понимание необходимости соблюдать закон и уважать демократические ценности и др.; а предмет «Литература» формирует знания о

Библиографический список

добре и зле, чести и совести; принятие базовых ценностей общества: человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура и др.. В процессе изучения курса «Основы безопасности жизнедеятельности» учащиеся осваивают правила личной безопасности; принятие ценностей здорового и безопасного образа жизни и др. Изучая иностранный язык, школьники усваивают понятие «толерантность», толерантное отношения к особенностям других культур, развивают способность вести межкультурное взаимодействие с людьми иной культуры и веры и др.). Как отмечают исследователи, осуществляя межпредметную интеграцию в процессе изучения учебных дисциплин, необходимо «уделять внимание формированию уже относительно завершенной системой знаний о человеке, обществе, о социальных нормах, регламентирующих жизнедеятельность гражданина; организации взаимодействия с окружающими людьми и социальными институтами, а также самореализации учащихся в различных видах деятельности в социальной жизни, их ценностному отношению к социальной реальности в целом» [4].

Внеурочная деятельность учащихся в школе ориентирована на воспитание высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, принимающего духовные и культурные традиции многонационального народа Российской Федерации. Гражданско-правовое воспитание учащихся выступает в школе одним из приоритетных направлений воспитательной работы во внеурочной деятельности. С учащимися экспериментальных классов проводились следующие воспитательные мероприятия гражданской направленности: классные часы «С чего начинается Родина», «Полезный разговор о вредных привычках», «Бережем планету» (приурочен ко Дню Земли), «Первый человек в космосе», «Права ребенка»; круглые столы «Ты и закон», «Школьники и политика», «Единый правовой день», «Уголовная ответственность несовершеннолетних», традиционные встречи с ветеранами ВОВ, с инспекторами отдела внутренних дел (ОВД); экскурсии по местам боевой славы; акция «Мы помним, вас, ветераны!»; митинг «Дети Чечни против террора и насилия»; конкурсы плакатов «Я выбираю жизнь», «Маршрутами Победы», «Достижение прав человека через терпимость и мир»; трудовые акции «Мой чистый школьный двор» по благоустройству территории; акциях «Подари себе жизнь»; «К Вам с благодарностью», посвященный дню пожилых людей ; эрудит -шоу «Права и обязанности»; диспуты «Моя гражданская позиция», «Мы все рождены свободными и равными», «Молодежь и политика: выбор поколения», «Я - ученик многонациональной школы»; «Как я участвую в ученическом самоуправлении», тренинг «Как стать лидером» и др.

Таким образом, гражданско-правовое образование в школе понимается как организованная на идее права система воспитательной и обучающей деятельности в школе, направленной на создание условий для формирования у учащихся уважения к праву и государству; собственных представлений и установок, основанных на современных правовых ценностях общества; гражданской позиции; знаний, достаточных для защиты прав, свобод и законных интересов личности.

1. Костяшкин Э.Г. Теория и практика внеурочной работы общеобразовательной школы. Диссертация ... доктора педагогических наук. Москва, 1972.

2. Абатуров Е.И. Педагогические возможности интеграции учебной и внеучебной деятельности для воспитания экологической культуры подростков. Современные проблемы науки и образования. 2012; 5.

3. Мягкова А.П. Формирование гражданской компетентности у старшеклассников в воспитательном пространстве современных средних общеобразовательных школ: Диссертация ... кандидата педагогических наук. Москва, 2014.

4. Власова, Е.Л. Управление учебно-воспитательной системой развития гражданственности старших школьников. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Москва, 2017.

References

1. Kostyashkin 'E.G. Teoriya i praktika vneurochnoj raboty obscheobrazovatel'noj shkoly. Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Moskva, 1972.

2. Abaturov E.I. Pedagogicheskie vozmozhnosti integracii uchebnoj i vneuchebnoj deyatel'nosti dlya vospitaniya 'ekologicheskoj kul'tury podrostkov. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2012; 5.

3. Myagkova A.P. Formirovanie grazhdanskoj kompetentnosti u starsheklassnikov v vospitatel'nom prostranstve sovremennyh srednih obscheobrazovatel'nyh shkol: Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2014.

4. Vlasova, E.L. Upravlenie uchebno-vospitatel'noj sistemoj razvitiya grazhdanstvennosti starshih shkol'nikov. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2017.

Статья поступила в редакцию 11.05.18

УДК 37.013.2

Shalomova E.V., senior teacher, Vladimir State University n.a. Alexander and Nikolay Stoletovs (Vladimir, Russia),

E-mail: shalomova2013@mail.ru

MORAL EDUCATION AS AN IMPORTANT CONDITION FOR THE PREVENTION OF ADDICTIVE BEHAVIOR OF ADOLESCENTS. The article presents the author's research, based on testing in the Russian educational space of the modified program of foreign authors "Comprehensive development of social qualities of a person", forming in adolescents moral credo, responsible behavior, sanogenic thinking and rational culture. After carrying out experimental work with schoolchildren, the author concludes that the correct and systematic carrying out of preventive measures in the school environment, preventing the introduction of adolescents to chemical addictions, gives a positive result and forms their negative attitude to psychoactive substances, if carried out regularly, on time and is unobtrusive.

Key words: moral education, social maturity of a person, social immunity, self-esteem, adolescent addiction, communicative activity, lawful behavior.

Е.В. Шаломова, ст. преп. Владимирского государственного университета имени А.Г. и Н.Г. Столетовых,

г. Владимир, E-mail: shalomova2013@mail.ru

НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ВАЖНОЕ УСЛОВИЕ ПРЕВЕНЦИИ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ

В статье представлено исследование автора, основанное на апробации в российское образовательное пространство модифицированной программы зарубежных авторов «Всестороннее развитие социальных качеств личности», формирующее у подростков нравственное кредо, ответственное поведение, саногенное мышление и эвохомологическую культуру. После проведения экспериментальной работы со школьниками, автор делает вывод, что правильное и планомерное проведение в школьной среде превентивных мероприятий, предотвращающих приобщение подростков к химическим зависимостям, даёт положительный результат и формирует у них негативное отношение к психоактивным веществам, если мероприятия проводятся регулярно, вовремя и носят ненавязчивый характер.

Ключевые слова: нравственное воспитание, социальная зрелость личности, социальный иммунитет, самооценка, подростковые аддикции, коммуникативная активность, правомерное поведение.

Нравственное воспитание - важная составляющая профилактики аддиктивных форм поведения подростков. Воспитание нравственного подрастающего поколения - задача не только родителей, учителей, но, прежде всего, государственных и общественных организаций. Безнравственность, индифферентность, аморфность - это реальная угроза национальной безопасности государства.

Анализируя образование как основополагающую дефиницию педагогики, мы констатируем, что понятие воспитание стоит перед термином обучение. Это не случайно, поскольку, как нам представляется, воспитанность детерминирует и способность к качественному обучению и усвоению компетенций, а, следовательно, определяет и степень социальной зрелости личности, её возможности сопротивляться деструктивным паттернам социума. Опираясь на работы незабвенного В.А. Сухомлинского, постулирую, что и сегодня чрезвычайно актуально не морализаторство и навязывание стереотипных поведенческих схем, а развитие уникальной индивидуальности, личностного роста детей и подростков. Помочь им в этом может педагог, неназойливо направляя на просоциальную реализацию и обретение истинного смысла жизни.

Сложность формирования нравственности подростков обусловлена и сложным физиологическим и психологическим этапом их жизни. В период взросления в организме подростка железами внутренней секреции вырабатывается в 30 раз больше гормонов, чем в организме взрослого человека, поэтому в это время он подвержен и депрессивным состояниям, и беспричинному беспокойству, и агрессии, и эйфории, и склонен экспериментировать с «запретными плодами» взрослой жизни - спиртными напитками, сигаретами, сексуальными перверсиями. Родители и педагоги должны быть готовы к таким сложностям в жизни подростка и стараться проявлять как можно больше внимания и участия к нему, понимать его, стараться сохранить и повысить свой авторитет через укрепление позитивной стратегии [1].

Сложные жизненные перипетии, в которые зачастую попадает подросток (неприятие сверстниками, давление со стороны родителей и педагогов), требуют от него особого самообладания, морально-нравственной устойчивости, развития социального иммунитета и силы воли. В такой период очень важное значение имеет наличие способности подростка отличать конструктивное от деструктивного, искать и находить выход из сложных жизненных ситуаций, делать правильный выбор и, в конечном итоге, позиционировать себя как сильную, самодостаточную личность. Эти задачи может решить лишь самостоятельный подросток, способный к самовоспитанию, самопознанию, самосовершен-

ствованию, самооценке, высказыванию и аргументированию своего мнения, умеющий не только выражать свою точку зрения, но и слушать и слышать собеседника.

Подростковые аддикции - склонность к алкоголизму, курение, употребление психоактивных веществ, являются теми негативными факторами, которые в период социализации молодого человека, препятствуют его духовно-нравственному развитию, формированию позитивных личностных качеств, социальной зрелости и социального иммунитета. В этой связи, родители, педагоги, общественные организации должны развивать нравственный потенциал подростков, способствуя формированию их богатого внутреннего мира, их идентичности (стремления быть индивидуальностью, способной ценить это качество и в других людях), развивать коммуникативную активность и способности, предоставлять возможность для самореализации в интересующих их видах деятельности. Развитие умения быть интересным, избегать и разрешать конфликтные ситуации эта стратегия будет формировать нравственный опыт подростка и помогать ему противостоять разрушительным соблазнам.

«Как ты относишься к своим родителям, так и твои дети будут относиться к тебе» - эта народная мудрость говорит о том, что для подрастающего поколения важен личный пример: положительный нравственный взрослый, который может выслушать, дать совет, поступки которого соотносятся с принципами нравственности - отзывчивый, ответственный, добрый, способный совершать добрые дела, лишённый двойных стандартов, чёрствости, равнодушия, прагматизма.

Проблема профилактики аддиктивного поведения подростков актуальна и в России и за рубежом, поскольку психологические и физиологические особенности несовершеннолетних идентичны. Страны Западной Европы (Германия и Франция) также уделяют большое внимание развитию самооценки и социальной компетентности, социальному закаливанию несовершеннолетних. Мы развивали необходимые качества несовершеннолетних, опираясь на превентивную программу немецких педагогов «Всестороннее развитие социальных качеств личности». Внедрение данной программы предполагает формирование у подрастающего поколения ценностных ориентаций, нравственной устойчивости, ответственного сознания, правомерного поведения, высокого уровня общей и правовой культуры.

Представленный сравнительно-сопоставительный анализ просоциального поведения подростков до и после реализации программы, позволяет сделать вывод, что внедрение превентивной программы «Всестороннее развитие социальных качеств личности» в адаптированном и модифицированном виде в рос-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.