УДК 37
Khacharoyeva A.Kh., postgraduate, teacher, Department of Pedagogy and Preschool Psychology, Chechen State Pedagogical
University (Grozny, Russia), E-mail: [email protected]
CIVIL AND LEGAL EDUCATION OF SCHOOL STUDENTS. The article proves the relevance of a problem of civil law education of schoolchildren. The author highlights the specifics of the modern stage of civil-law education and training of the younger generation. The author concludes that consistent civil and law education of students, taking into account their age characteristics, ensures the gradual development of moral and legal position among schoolchildren. The author concludes that the moral-legal position, its rationale and motives of choice may provide evidence not only of knowledge, but also the foundation of behavioral activity. Students who are accustomed to respect the values of human rights at school, will not infringe the rights and freedoms of other people, will not use violence even in the most difficult situations in life.
Key words: civil legal education, moral and legal concepts, rights of children, moral and legal position.
А.Х. Хачароева, аспирант, преп. каф. педагогики и дошкольной психологии, ФГБОУ ВО «Чеченский государственный
педагогический университет», г. Грозный, E-mail: [email protected]
ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ УЧАЩИХСЯ ШКОЛ
В данной статье обосновывается актуальность проблемы гражданско-правового образования учащихся школ. В статье подчёркивается особенность современного этапа гражданско-правового воспитания и обучения подрастающего поколения. Последовательное гражданско-правовое обучение и воспитание учащихся с учётом их возрастных особенностей обеспечивает поэтапное становление нравственной и правовой позиции у школьников. Автор делает выводы о том, что нравственно-правовая позиция, её обоснование и мотивы выбора могут служить доказательством не только знаний, но и основой поведенческой деятельности. Учащиеся, приученные в школьные годы к принятию прав человека как ценности, не будут прибегать к ущемлению прав и свобод других людей, к насилию, даже в самых сложных ситуациях в жизни.
Ключевые слова: гражданско-правовое образование, нравственно-правовые понятия, права ребенка, нравственно-правовая позиция.
Становление правового государства в нашей стране в значительной степени зависит от гражданско-правового образования подрастающего поколения, которое включает в себя обучение и воспитание в их неразрывном единстве.
Министерство образования и науки РФ еще в 1996 году в инструктивно-методическом письме № 391/11 от 19 марта 1996 года «О гражданско-правовом образовании учащихся в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации» определило, что «гражданско-правовое образование становится одним из основных направлений развития гуманитарного образования», подчеркивая при этом, что реализация стратегии в области гражданско-правового образования и воспитания должна начинаться с детского сада и начальной школы, где вводятся элементарные знания о демократии, правах человека, ребенка, нормах нравственности.
В соответствии с этим письмом руководители образовательных учреждений должны создать условия и содействовать становлению системы гражданско-правового образования с 1 по 11 класс. Как отмечает Е.С. Королькова, «Российская школа должна стать тем институтом, где будет разрушено традиционное для части российского общества нигилистическое отношение к праву» [1]. В этих целях в основной школе, наряду с действующими курсами «Право и политика», «Человек» (9 класс), были введены интегрированные курсы: «Граждановедение» (6 - 9 классы), «Введение в обществознание» (8 - 9 классы). В полной средней школе, наряду с интегрированными курсами «Человек и общество», «Современный мир», вводятся и профильно-ориентированные курсы: «Политика и право», «Демократия: государство и право» и др. В отечественных школах появились учебники: «Ваши права», «Приключения маленького человечка», «Право на каждый день» и др. Содержание учебных курсов основано на принципах признания права как ценности, уважения прав свобод человека, жизни, равенства, неприкосновенности, братства, мира и согласия.
Международные и отечественные документы о правах детей обладают значительным образовательным и воспитательным потенциалом, и способствуют гуманизации образования, нацеливают педагогов строить учебно-воспитательный процесс в образовательных организациях на гуманистических основах. Анализ практической деятельности учителей по гражданско-правовому образованию в школах Республики Дагестан и Чеченской Республики показал, что гражданско-правовое воспитание, нравственно-правовые понятия доступны не только старшеклассникам, но и детям раннего возраста, усваивающие ценности того общества, в котором они живут. Знакомство с нравственно-правовыми понятиями начинается в семье, поэтому детям известны и доступны некоторые из них. Гражданско-правовое воспитание
учащихся младших классов проводится с учетом возрастных особенностей. Например, в обучении правам ребенка можно использовать сказки, другие литературные произведения, в которых сюжеты и рисунки связаны с нравственно-правовыми проблемами. Сказки выступают как один из способов представления реальной жизненной ситуации. Эту идею подтверждает высказывание ученого, педагога и психолога Ш.А. Амонашвили: «Пусть летят ракеты, но они не могут заменить ребенку волшебный летающий ковер. Так же телевизор нельзя сравнить с волшебным зеркальцем, взглянув в которое можно увидеть весь мир. Сказки нужны детям как воздух, потому что через сказки умные, мудрые, фантастические они познают правду жизни. Сказки помогают воспитывать в детях добро души и мужество, радость жизни и честность, надежду и целеустремленность. Сказки предохраняют детей от эгоизма, трусости, направляют их на борьбу против человеческих пороков» [2, с. 78]. Педагогу следует учитывать то, что при знакомстве младших школьников с их правами, необходимо приводить яркие примеры, конкретные факты, на основе которых доказательно и убедительно демонстрируются отдельные элементы содержания тех или иных статей из Конвенции.
Следует отметить, что в сложной системе гражданско-правового обучения и воспитания, школа является ведущим звеном и именно на нее возложена особая ответственность за молодое поколение. На базе Махачкалинской школы № 14 кафедрой теории и методики обучения праву ДГПУ создана и работает Базовая лаборатория «Воскресная школа прав ребенка». Основной задачей лаборатории является правовое просвещение учащихся и педагогов, совместная работа по изучению прав человека и прав детей; создание такой среды, в которой было бы комфортно каждому ребенку и взрослому; помочь учащимся осознать, каким быть человеком и каким строить мир вокруг себя, осознать, что есть добро и что есть зло.
Преподаватели вуза, студенты старших курсов, учителя школы проводят занятия-беседы, тренинги, дискуссии, правопросве-тительские мероприятия, касающихся прав ребенка, с учетом возрастных особенностей детей. Обсуждая в атмосфере взаимоуважения и доверия различные проблемы реализации прав ребенка, учащиеся старших классов высказывают собственные взгляды, оценки, в которых раскрывается их духовный мир, подход к решению проблем детства. В старших классах в этих целях привлекаются отдельные статьи Конституции РФ, Федеральные и местные законы о защите прав детей.
Следует отметить, что многие понятия, изложенные в статьях Конвенции, имеют сложный и многоплановый характер, подростки не усваивают их в полном объеме. Это требует от учителя, воспитателя умения использовать различные методы и приемы работы с понятиями (составление кластера, модели
понятия, логической цепочки, синквейна и т. д.), что дает возможность последовательно и всесторонне раскрыть его содержание, способствующее качественному изменению в сознании и поведении ученика [3].
Этого можно достичь при условии, если каждая из форм организации обучения правам человека и ребенка будет иметь содержательную четкость, конкретную смысловую линию, направленную на формирование и развитие у учащихся понимания и осмысления сущности статей Конвенции и других документов о защите прав ребенка.
Следуя опыту наших коллег из других регионов, мы определили три последовательных уровня сложности учебно-познавательной деятельности учащихся старших классов по изучению прав человека и ребенка. Первый уровень предусматривает выполнение заданий по образцу. Например, при изучении определенной темы по содержанию Конвенции о правах ребенка, учащиеся устанавливают межпредметные связи (история, право, литература и др.), выделяют ведущие (базовые) понятия, их значение, отражение в нравственных и правовых нормах, законодательных актах и повседневной жизни, школьной практике.
Второй уровень предполагает умение оперировать базовыми понятиями теории прав человека и ребёнка. Например, учащиеся в качестве самостоятельной творческой работы со-
Библиографический список
ставляют словарь основных понятий теории прав человека и ребенка.
Третий уровень - выполнение самостоятельных исследовательских заданий, связанных с проблемой прав ребенка, написание рефератов и их защита, реализация проектов: «Народные пословицы и поговорки об уважении к личности ребенка и его правах», «Народные пословицы и поговорки о единстве прав и обязанностей человека», проведение экспресс-опроса: «Мои права в школе». Такой творческой деятельности учащихся необходимо дать воспитательную направленность и примерную характеристику возможного практического использования в повседневной жизни, общении. В работе со старшеклассниками сотрудники лаборатории используют проблемные ситуации нравственно-правового содержания, которые ставят учащихся в ситуацию, побуждающую их моделировать свое поведение, при этом им необходимо его обосновать нравственными и правовыми доказательствами. Нравственно-правовая позиция, ее обоснование и мотивы выбора могут служить доказательством не только знаний, но и основой поведенческой деятельности [4 - 7].
Учащиеся, приученные в школьные годы к принятию прав человека как ценности, не будут прибегать к ущемлению прав и свобод других людей, к насилию, даже в самых сложных ситуациях в жизни.
1. Организация внеурочной работы по праву. Сборник статей. Москва: «Новый учебник», 2002: 161 - 168.
2. Амонашвили Ш.А. Созидая человека. Москва, 1982.
3. Ребенок -самоценнаяличность со своими правами и обязанностями. Available at: //http://www.ug.ru/old/ug_pril/gv/98/27/t6_1.htm
4. Абдуразакова Д.М. Потенциал гуманитарных дисциплин в воспитании толерантности учащихся. Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2009; 1: 73 - 80.
5. Абдуразакова Д.М. Влияние коллективной творческой деятельности на развитие толерантного сознания молодёжи. Педагогическое образование и наука. 2013; 1: 128 - 132.
6. Абдуразакова Д.М., Абдуразакова А.Н. Социокультурные условия развития толерантного сознания современной учащейся молодежи: проблемы и приоритетные направления. Сибирский педагогический журнал. 2011; 8: 202 - 209.
7. Хасбулатова З.И., Исакиева З.С. Роль семьи в процессе духовно-нравственного воспитания и передачи культурных традиций молодёжи. История науки и техники. 2012; 7: 186 - 190.
References
1. Organizaciya vneurochnoj raboty po pravu. Sbornik statej. Moskva: «Novyj uchebnik», 2002: 161 -168.
2. Amonashvili Sh.A. Sozidaya cheloveka. Moskva, 1982.
3. Rebenok -samocennaya lichnost'so svoimipravami i obyazannostyami. Available at: //http://www.ug.ru/old/ug_pril/gv/98/27/t6_1.htm
4. Abdurazakova D.M. Potencial gumanitarnyh disciplin v vospitanii tolerantnosti uchaschihsya. Izvestiya Yuzhnogo federal'nogo universiteta. Pedagogicheskie nauki. 2009; 1: 73 -80.
5. Abdurazakova D.M. Vliyanie kollektivnoj tvorcheskoj deyatel'nosti na razvitie tolerantnogo soznaniya molodezhi. Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka. 2013; 1: 128 -132.
6. Abdurazakova D.M., Abdurazakova A.N. Sociokul'turnye usloviya razvitiya tolerantnogo soznaniya sovremennoj uchaschejsya molodezhi: problemy i prioritetnye napravleniya. Sibirskijpedagogicheskij zhurnal. 2011; 8: 202 -209.
7. Hasbulatova Z.I., Isakieva Z.S. Rol' sem'i v processe duhovno-nravstvennogo vospitaniya i peredachi kul'turnyh tradicij molodezhi. Istoriya nauki i tehniki. 2012; 7: 186 -190.
Статья поступила в редакцию 15.09.17
УДК 378
Sivtseva A.R., senior teacher, North-Eastern Federal University n.a. M. K. Ammosov (Yakutsk, Russia),
E-mail: [email protected]
INTERACTIVE TECHNOLOGIES AS A METHOD OF THE DEVELOPMENT OF STUDENTS' COMMUNICATIVE COMPETENCE. The article presents the research in the field of higher education. The author describes the development of communicative competence of students of non-linguistic faculties with the help of interactive technologies. Interactive technologies have a considerable potential for the solution of the designated problem. To study the development of communicative competence the author pays attention at ways how to make such activities of students more frequent that help the development of their ability to communicative with one another. This research states that the use of interactive technologies in teaching a foreign language promotes students' positive emotional relation to foreign-language speaking activity, as well as increases the motivation of students for their studies.
Key words: interactive technologies, communicative competence, teaching methods, studying of foreign language, student.
А.Р. Сивцева, ст. преп., Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, г. Якутск,
E-mail: [email protected]
ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ
В настоящей статье излагается исследование в области высшего образования. Автор рассматривает формирование коммуникативной компетенции студентов неязыковых специальностей посредством применения интерактивных технологий. Интерактивные технологии обладают значительным потенциалом для решения обозначенной проблемы. Для развития коммуникативной компетенции автором было предусмотрено изучение тем, нацеленных на повышение активности личности,