Библиографический список
1. Колин К.К. Структура реальности и философия информации. Знание. Понимание. Умение. 2013; 3: 13 - 26.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования. Уровень высшего образования: бакалавриат. Направление подготовки: 45.03.02. Лингвистика (Утвержден приказом Минобрнауки от 7 августа 2014 № 940). Available at: http:// www.edu.ru/db/mo/Data/d_14/m940.pdf
3. Erpenbeck J. Metakompetenzen und Selbstorganisation. Metakompetenzen und Kompetenzentwicklung. Berlin, 2006: 5-14.
4. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика. Москва, 2006.
5. Халеева И.И. «ЛИНГВАУНИ» - вклад в культуру мира. Лингвауни: 3-я межд. конференция ЮНЕСКО. Москва, 2000: 29 - 34.
6. Bergmann G. 8 mal Kompetenz - Thesen zu Kompetenz, Kompetenzentwicklung und Metakompetenz. Available at: http://www.wiwi.uni-sie-gen.de/inno/pdf/meta-kompetenz_8_mal-1.pdf
7. Игнатьева Е.Ю. Педагогическое управление учебной деятельностью студентов в современном вузе. Санкт-Петербург, 2012.
8. Яроцкая Л.В. Трансформация системы управления учебным процессом в соответствии с современной парадигмой лингводидакти-ки. Вестник Московского государственного лингвистического университета. 2013; 12: 102 - 113.
9. Урсул А.Д. Природа информации: философский очерк. Челябинск, 2010.
10. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. Москва, 2010.
11. Орбодоева Л.М. Метакомпетенция как компонент содержания профессиональной иноязычной подготовки студентов в языковом вузе. Вестник Московского государственного лингвистического университета. 2014; 14:144 - 153.
12. Чернокова Т.Е. Метакогнитивная психология: проблема предмета исследования. Вестник Северного (Арктического) федерального университета. 2011; 3: 153 - 158.
13. Гаспаров Б.М. Язык, память, образ. Лингвистика языкового существования. Москва,1996.
14. Löffler M. Retrospektiven in der Praxis. Veränderungsprozesse in IT-Unternehmen effektiv begleiten. Heidelberg, 2014.
References
1. Kolin K.K. Struktura real'nosti i filosofiya informacii. Znanie. Ponimanie. Umenie. 2013; 3: 13 - 26.
2. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego obrazovaniya. Uroven' vysshego obrazovaniya: bakalavriat. Napravlenie podgotovki: 45.03.02. Lingvistika (Utverzhden prikazom Minobrnauki ot 7 avgusta 2014 № 940). Available at: http://www.edu.ru/db/mo/ Data/d_14/m940.pdf
3. Erpenbeck J. Metakompetenzen und Selbstorganisation. Metakompetenzen und Kompetenzentwicklung. Berlin, 2006: 5-14.
4. Gal'skova N.D., Gez N.I. Teoriya obucheniya inostrannym yazykam. Lingvodidaktika imetodika. Moskva, 2006.
5. Haleeva I.I. «LINGVAUNI» - vklad v kul'turu mira. Lingvauni: 3-ya mezhd. konferenciya YuNESKO. Moskva, 2000: 29 - 34.
6. Bergmann G. 8 mal Kompetenz - Thesen zu Kompetenz, Kompetenzentwicklung und Metakompetenz. Available at: http://www.wiwi.uni-sie-gen.de/inno/pdf/meta-kompetenz_8_mal-1.pdf
7. Ignat'eva E.Yu. Pedagogicheskoe upravlenie uchebnoj deyatel'nost'yu studentov v sovremennom vuze. Sankt-Peterburg, 2012.
8. Yarockaya L.V. Transformaciya sistemy upravleniya uchebnym processom v sootvetstvii s sovremennoj paradigmoj lingvodidaktiki. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo lingvisticheskogo universiteta. 2013; 12: 102 - 113.
9. Ursul A.D. Priroda informacii: filosofskij ocherk. Chelyabinsk, 2010.
10. Karaulov Yu.N. Russkijyazykiyazykovaya lichnost'. Moskva, 2010.
11. Orbodoeva L.M. Metakompetenciya kak komponent soderzhaniya professional'noj inoyazychnoj podgotovki studentov v yazykovom vuze. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo lingvisticheskogo universiteta. 2014; 14:144 - 153.
12. Chernokova T.E. Metakognitivnaya psihologiya: problema predmeta issledovaniya. Vestnik Severnogo (Arkticheskogo) federal'nogo universiteta. 2011; 3: 153 - 158.
13. Gasparov B.M. Yazyk, pamyat', obraz. Lingvistika yazykovogo suschestvovaniya. Moskva,1996.
14. Löffler M. Retrospektiven in der Praxis. Veränderungsprozesse in IT-Unternehmen effektiv begleiten. Heidelberg, 2014.
Статья поступила в редакцию 5.05.15
УДК 378
Abdurazakova D.M., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Head of Department of Theory and Methods of Teaching Law, Dean of Faculty of Pedagogy and Psychology, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: timop2012@mail.ru
Saieva L H.., postgraduate, Chechen State Pedagogical Institute (Makhachkala, Russia), E-mail: timop2012@mail.ru Shakhbanova P.S., assisting teacher, Department of General and Educational Psychology, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: timop2012@mail.ru
PROJECT ACTIVITY AS A MEANS OF FORMATION OF LEGAL COMPETENCE OF STUDENTS. The article studies the problem of formation of legal competence of students. The article reveals the essence and structure of the concept of "legal competence". Special attention of the authors is paid to the role of project activity, as a means of formation of legal knowledge, skills and abilities of students. The article describes the socio-legal project of students named as "Rights of the child", the target direction of which is the formation of respect for the law, human rights, education of legal competence. The project calls for the unification of the system of training and education for optimal development of critical thinking skills, analyze and solve problems, participate in the discussion, selection of alternative solutions. The project is presented as a method that integrates curricular and extracurricular activities of students; as a method that gives the opportunity to develop students' interest in law, human rights, to establish legal competence. Key words: competence, legal expertise, project design activities.
Д.М. Абдуразакова, д-р пед. наук, проф., зав. каф. теории и методики обучения праву, декан факультета педагогики и психологии, Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала, E-mail: timop2012@mail.ru Л.Х. Саиева, аспирант Чеченского государственного педагогического института, г. Махачкала, E-mail: timop2012@mail.ru
П.Г. Шахбанова, ассистент каф. общей и педагогической психологии ДГПУ, г. Махачкала, E-mail: timop2012@mail.ru
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ
Статья посвящена проблеме формирования правовой компетентности учащихся. Раскрывается сущность и структура понятия «правовая компетентность». Особое внимание авторы уделяют роли проектной деятельности, как средства формирования правовых знаний, умений, навыков и способностей школьников. В статье описан социально-правовой проект учащихся «Права ребёнка», целевым направлением которого является формирование уважения к закону, праву и правам
человека, воспитание правовой компетентности. Данный проект предполагает объединение системного обучения и воспитания для оптимального развития навыков критического мышления, анализа и решения проблемы, участия в дискуссии, выбора альтернативного решения.
Ключевые слова: компетентность, правовая компетентность, проект, проектная деятельность.
Формирование правовой компетенции учащихся является сегодня актуальным направлением развития школы, предполагающим включение учащихся в систему общественных отношений и деятельность по воспроизводству правовых отношений в микросоциуме, включение в систему ролей, прав и обязанностей гражданина Отечества.
На протяжении длительного периода правовое образование понималось как нравственное и гражданское воспитание и не рассматривалось российскими учёными как отдельное направление общеобразовательного педагогического процесса. Гражданско-правовое образование было направлено просто на изучение основ конституционного устройства государства [1].
Анализ литературы показал, что правовая компетентность - это процесс усвоения индивидуумом социального опыта, обусловленный комплексом социально- экономических, психолого-педагогических факторов. В юридическом справочнике правовая компетентность характеризуется как процесс усвоения социальных норм, умений, стереотипов, установок, принятых в обществе форм поведения и общения, вариантов жизненного стиля. В нашем исследовании правовая компетентность школьников - это характеристика личности, включающая объем правовых знаний, осознание социально-правового опыта, накопление опыта позитивного социального поведения. Структурными компонентами правовой компетентности являются: когнитивный (правовые знания), мотивационный (правовая позиция) и деятельностный (социально-правовой опыт). Для системного формирования правовой компетенции учащихся необходимо, в первую очередь, воспитать у них уважение к закону того или иного социума, чтобы они приняли его и, как правило, следовали ему. Для этого необходимо поднять теоретический и интеллектуально-правовой уровень знаний учащихся, что требует совершенствование содержания обучения школьников теоретическим основам прав и активизацию их внеучебной деятельности.
Однако нельзя всегда считать человека компетентным в правовых вопросах, хотя он теоретически приобрел достаточно знаний по праву, если он не способен использовать их в своей жизнедеятельности как формы поведения соответствующие стереотипам, принятым в обществе и выступающие как варианты жизненного стиля. Включению школьников в правовую деятельность, обогащению их опыта социально-правовой деятельности примерами позитивного правового взаимодействия с социумом способствует совместная работа с социальными институтами, заинтересованных проблемами правового образования и воспитания.
В педагогическом опыте формирования правовой компетенции и активной жизненной позиции учащихся имеется множество инновационных технологий, позволяющих творчески развивать личность учащихся в этом направлении. В нашем исследовании рассматривается проектная деятельность учащихся, организованная и наполненная новым содержанием по компетентностной парадигме, как один из результатов общего среднего образования [2; 3].
Предлагаемый нами социально-правовой проект «Права ребёнка» направлен на формирование правовых компетенций у учащихся. Социально-правовой проект учащихся «Права ребёнка» основан на концепции целостного образования, целевым направлением которого является формирование уважения к закону, праву и правам человека, воспитание правовой компетентности. Данный проект предполагает объединение системного обучения и воспитания в урочной и внеурочной деятельности для оптимального развития навыков критического мышления, анализа и решения проблемы, участия в дискуссии, выбора альтернативного решения.
Библиографический список
Цель проекта: создание нравственно-правового пространства школы для формирования правовой компетентности учащихся, защиты прав всех субъектов образования.
Задачи проекта: развивать интерес к познанию права, прав человека, интеллектуальные, творческие и коммуникативные возможности учащихся, определяющие формирование правовой компетентности личности, способствующей к самоопределению в жизнедеятельности правового общества в соответствии с и нормами общества своими ресурсными возможностями.
Социально-правовой проект построен на принципах интеграции, непрерывности и межпредметности. В проекте «Права ребёнка» предусмотрены следующие направления деятельности: правовые консультации, конфликтные комиссии, рабочие группы по работе с нормативно-правовыми документами, лектории по праву, информационно-аналитическая группа.
Ожидаемый результат: правовая компетентность учащихся и активная жизненная позиция.
Инновационная деятельность социально-правового проекта ориентирована на:
- построение логической последовательности формирования правовой компетентности учащихся на основе повышения мотивации через деятельность;
- организацию проектной деятельности учащихся при тесном сотрудничестве учителей, родителей и представителей социальных институтов, занимающихся проблемами правового воспитания молодежи;
- формирование исследовательской культуры учащихся;
- приобретение коммуникативных умений; создание условий для самоопределения и самореализации учащихся в области права.
Фиксируя положительное влияние социально-правового проекта учащихся на каждом из этапов работы, мы заметили, что учащиеся изменились: они стали открытыми для общения, уверенными в себе для отстаивания точки зрения, диалогичными для поддержания полемики. В результате по инициативе школьников был организован «круглый стол», где обсуждались актуальные вопросы: «Почему современные школьники имеют слабое представление о правовой культуре?», «Для чего нужны знания о правах человека?», «Приведите примеры ситуаций, где недостаток правовой компетентности затруднил решение каких-либо проблем», «Поделитесь примерами правомерного поведения, с которыми вы столкнулись в повседневной жизни» и т. д.
Благодаря свободному обмену мнениями, учащиеся учились грамотно и к месту использовать правовую терминологию, оценивать свою деятельность в соответствии с нормами, принятыми в обществе, анализировать социальные явления с позиций высокой нравственности и права. Результаты опроса учащихся показали положительное влияние социально-правового проекта на формирование правовой компетентности. Учащиеся положительно оценили характер работы в проекте, в котором они смогли обсуждать как теоретические вопросы соотношения экономики, права и культуры, так и участвовать в решении актуальных социально-правовых вопросов, возникающих в повседневной деятельности. Постепенно включаясь и создавая собственное правовое поле деятельности в рамках школы, учащиеся постепенно приобщались к более свободному и открытому правовому взаимодействию, и учились правомерному поведению в соответствии стереотипами общества
Результаты нашего исследования подтверждают, что социально-правовой проект оказывает непосредственное влияние на повышение уровня правовой компетентности личности учащегося как ее характеристики.
1. Певцова Е.А. Теория и методика обучения праву. Москва: ВЛАДОС, 2003.
2. Абдуразакова Д.М., Исмаилова С.А. Подготовка студентов к реализации прав ребенка в дошкольном образовательном учреждении. Мир науки, культуры, образования. 2014; 6: 120 - 122.
3. Абдуразакова Д.М., Магомедова РМ. Социально-правовая активность как условие формирования правосознания студентов. Мир науки, культуры, образования. 2013.; 3 (40): 38 - 39.
References
1. Pevcova E.A. Teoriya i metodika obucheniya pravu. Moskva: VLADOS, 2003.
2. Abdurazakova D.M., Ismailova S.A. Podgotovka studentov k realizacii prav rebenka v doshkol'nom obrazovatel'nom uchrezhdenii. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2014; 6: 120 - 122.
3. Abdurazakova D.M., Magomedova R.M. Social'no-pravovaya aktivnost' kak uslovie formirovaniya pravosoznaniya studentov. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2013.; 3 (40): 38 - 39.
Статья поступила в редакцию 05.06.15
УДК 373
Abramova V.U., Cand. of Sciences (Pedagogy), Herzen State Pedagogical University of Russia (Sankt-Petersburg, Russia), E-mail: avd-82@ yandex.ru
Avdeeva N.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), Herzen State Pedagogical University of Russia (Sankt-Petersburg, Russia), E-mail: avd-82@ yandex.ru
METHODICAL ASPECTS OF TRAINING IN THE FIELD OF EDUCATION OF LIFE BEFORE TEACHING A PROGRAM OF ADDITIONAL EDUCATION. This article examines the theoretical and methodological background of the preparation of students for further education programs required for the development and implementation of successful training of specialists in the field of education to health and safety programs of additional education. Particular attention is paid to the components of methodical work of experts in the field of education health and safety system of additional education. The article attempts to justify the need for professional orientation of teacher education undergraduate education in the field of health and safety for work in additional education system. The paper offered special disciplines studying the theoretical foundations of the organization and carrying out of employment on health and safety, enabling students to carry out methodological work in additional education system.
Key words: bachelor of teacher education in the field of health and safety, educational programs, additional education.
В.Ю. Абрамова, канд. пед. наук, доц. каф. методики обучения безопасности Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург, Е-mail: avd-82@ yandex.ru Н.В. Авдеева, канд. пед. наук, доц. каф. социальной безопасности Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург, Е-mail: avd-82@ yandex.ru
МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ К РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В данной статье анализируются теоретические и методические предпосылки развития подготовки студентов к реализации программ дополнительного образования, необходимые при освоении и реализации успешной подготовки специалистов образования в области безопасности жизнедеятельности к реализации программ дополнительного образования. Особое внимание уделяется компонентам методической деятельности специалистов образования в области безопасности жизнедеятельности системы дополнительного образования. В статье предпринята попытка обоснования необходимости профессиональной направленности процесса обучения бакалавров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности для работы в системе дополнительного образования.
В работе предложены специальные дисциплины, изучающие теоретические основы организации и проведение занятий по безопасности жизнедеятельности, позволяющие студентам осуществлять методическую деятельность в системе дополнительного образования.
Ключевые слова: бакалавр педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности, образовательная программа, дополнительное образование.
В современных условиях ключевое значение приобретает дополнительное образование, направленное на развитие личности, способствующее повышению культурного и интеллектуального уровня школьников. Дополнительное образование реализует ряд задач, которые создают условия для свободного развития личности, ее самоопределения и саморазвития. Тем самым дополнительное образование отвечает критериям гуманизации образования, провозглашенной в качестве основного принципа реформы образования. Государственная политика в области дополнительного образования, цели и задачи, требования и условия, регулирование отношений в области дополнительного образования определены в «Федеральном законе о дополнительном образовании»[1] и в «Концепции модернизации дополнительного образования» [2].
Хотелось бы отметить значение дополнительного образования в реализации главного принципа ФГОС общего образования - принципа вариативности образования. Данный принцип предполагает создание «личных пространств» обучаемых на основе выбора и возможности построения индивидуального образовательного маршрута школьника, ориентированного на личностные, предметные и метапредметные результаты. Вариативная часть основной образовательной программы может быть обеспечена в полной мере за счёт взаимодействия общего и дополнительного образования.
Дополнительное образование определяется как «целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и осуществления образовательно-информационной деятельности за пределами
основных образовательных программ в интересах человека, общества, государства» [1]. Дополнительное образование также может быть определено как организованный особым образом устойчивый процесс коммуникации, направленный на формирование мотивации развивающейся личности ребенка к познанию и творчеству. Под «дополнительным» понимается мотивированное образование, которое получает личность сверх основного образования, позволяющее ей реализовать устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально раскрыть себя, самоопределится предметно, социально, профессионально, лич-ностно [2].
Анализ современных исследований по проблеме дополнительного образования школьников позволяет констатировать, что оно осуществляется в соответствии с методологическими подходами, такими как:
- гуманистический, признающий человека как высшую ценность с правом на свободу, развитие;
- аксиологический, определяющий образование как ценностное самоопределение личности;
- деятельностный, обосновывающий процесс формирования личности через активную предметную деятельность;
- культурологический, рассматривающий образование как творение себя в процессе взаимодействия с системой культурных ценностей;
- системный, обеспечивающий процесс познания и развития образования в системной целостности;
- компетентностный, обосновывающий образование как формирование базовых жизненных компетенций личности для ее дальнейшего саморазвития [3].