УДК 378
Abdurazakova D.M., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia),
E-mail: timop2012@mail.ru
ETHNIC PEDAGOGY AS A MEANS OF DEVELOPMENT OF YOUTH TOLERANT CONSCIOUSNESS. The article studies a problem of using the educational potential of ethno-pedagogy in the development of tolerant consciousness of young people, taking into account their needs and interests. The authors of the article emphasize that the use of the principles of popular pedagogy in education and training is natural, since the national tradition of upbringing remains one of the main conditions for the revival of national traditions in general. The author concludes that ethnopedagogy updates the historical experience of education and traditional pedagogical knowledge. In theoretical work that experience could become the basis of modern models of education and innovative pedagogical concepts. This experience helps to better identify the contents of education, identification of the main directions of its development of means and methods of continuous spiritual development and renovation of the society.
Key words: tolerant consciousness, ethnopedagogy, traditions and customs.
Д.М. Абдуразакова, д-р пед. наук, проф., Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала,
Е-mail: timop2012@mail.ru
ЭТНИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА
КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТОЛЕРАНТНОГО СОЗНАНИЯ МОЛОДЁЖИ
Статья посвящена проблеме использования воспитательного потенциала этнопедагогики в развитии толерантного сознания молодёжи с учётом их потребностей и интересов. Автор статьи подчёркивает, что использование принципов народной педагогики в воспитании и обучении, закономерно, так как национальная традиция воспитания остается одним из главных условий возрождения национальных традиций в целом. Автор делает вывод о том, что этнопедагогизация актуализирует исторический опыт воспитания и традиционного педагогического знания. Выраженный в теоретических работах, этот опыт может стать базисом современных моделей образования и инновационных педагогических концепций. Этот опыт способствует лучшему выявлению содержания образования, определению основных направлений его развития, средств и методов непрерывного духовного совершенствования и обновления общества.
Ключевые слова: толерантное сознание, этнопедагогика, традиции и обычаи.
Социокультурная ситуация в России показывает, что на развитие толерантности у молодёжи в многонациональной среде одновременно оказывают влияние несколько факторов: интенсификация миграционных процессов; неравномерность социально-экономического развития регионов; усиление процессов международной интеграции; экспансия средств массовой информации. Преодоление этих явлений требует изменения традиционных форм обучения и воспитания, обновления и обогащения содержания учебных программ в образовательных организациях за счёт внесения поликультурной составляющей (примером могут служить различные интегративные программы).
Анализ исследований по проблеме показал, что «одной из перспективных в данном контексте образовательных тенденций представляется использование элементов этнической педагогики в учебно-воспитательном процессе в образовательных учреждениях, обеспечивающее механизм трансляции этнического наследия новым поколениям, с одной стороны, а с другой - позволяющее учитывать и интеграционные процессы современной общественной ситуации» [1, с. 15].
К исследованию проблем развития образования в национальных республиках обращены диссертации, основные положения которых также учтены при разработке авторской концепции развития толерантного сознания молодёжи многонационального региона (Ш.М. Арсалиев, Б.А. Багдасарян, К.И. Бузарова, А.Х. Галазова, З.М. Магомедовой, Ш.А. Мирзоева, А.И. Мусука-ева, М.У. Умарова и др.). Как показывает анализ исследований, внедрение программ по этнопедагогике позволяет оптимально и комплексно решать задачи кросс-культурного образования, формирования культуры межнациональных отношений и осуществления конструктивного межкультурного диалога, и, как следствие, оказывает значительное позитивное влияние на процесс развития толерантного сознания и становления толерантной позиции растущего человека.
Результаты анализа опыта педагогов дополнительного образования, учителей доказывают, что получение знаний о народной культуре, самостоятельная творческая деятельность учащихся, в которой они опираются на образы народного искусства, способствуют выработке чувства общности, включает личность в историю, в систему взаимоотношений и ощущений людей прошлого, сближает с природной средой, помогает осознать единство с миром; обеспечивает условия для более «мягкой» социально-культурной адаптации учащихся к условиям современной жизни народа и осознанию себя при этом полноправным представителе определенной национальной культуры.
Анализ исследований доказал, что в ситуации такого расширения социокультурного пространства происходит также значительная активизация творческого потенциала и, как следствие, самосознания учащегося, так как сознательное Я человека, как считают исследователи, не может пройти мимо исторической памяти и большого опыта человечества, поэтому «при всей ценности образцов классического искусства развитие общекультурного, общеэстетического сознания и самосознания нуждается в обращении к смысловым и ценностным моделям мира в разных слоях и формах культуры, в том числе и народной, национальной. А это означает возможность и необходимость их поиска и раскрытия. Только это обеспечит становление полноценных мировоззренческих и культурных ориентаций» [2; 3].
Учёными выделены основные позиции этнопедагогизации образовательного процесса, которые включают:
- создание теоретически обоснованной дидактической системы, где должны быть достаточно полно представлены в содержании образования взаимоотношения этносферы (Л.Н. Гумилев) и человека [4];
- разработку педагогических моделей, в которых реализуются принципы взаимодействия учреждения образования и культуры с этносоциумом и этническими диаспорами; обучение родному языку, музыкальной, эстетической, художественной культуре, истории, традициям на основе приобщения к духовным ценностям своего народа как органичной неотъемлемой части духовной культуры мира; использование педагогических технологий развития у учащихся потребности в приобретении знаний об этнокультурных ценностях других народов;
- создание условий для усвоения национальных обычаев в процессе проведения праздников, имеющих историческую ценность для каждого этноса и всех народов в целом (М.Г. Тайчинов, В.Д. Шадриков и др.).
Рождение этнопедагогики как особой отрасли педагогических знаний связано с именем К.Д. Ушинского, обратившегося к традициям народной педагогики. Великий отечественный педагог писал: «Ясно, что основная идея народного образования есть, прежде всего, идея психологическая... Если бы мы взяли на себя труд извлечь ту основную идею, на которой покоится народное воспитание в той или иной стране Западной Европы, то пришли бы, может быть, к неожиданным для нас заключениям: мы убедились бы, что воспитательные идеи каждого народа проникнуты до того, что невозможно и подумать перенести их на чужую почву...» [5, с. 44].
Этот подход был доказательно обоснован ученым в результате определения трех важнейших факторов значимости народной педагогики для развития общества:
1. «Воспитательные идеи каждого народа проникнуты национальностью более, чем что-либо другое»;
2. «...В душе человека черта национальности коренится глубже всех прочих»;
3. «У каждого народа своя особенная национальная система воспитания».
Высокий уровень развития толерантного сознания педагога и его этнопедагогической культуры являются яркими показателями и уровня общегуманитарной подготовки, и уровня развития нравственно-этических ценностей в целом, и уровня профессионально-педагогической культуры.
В ходе реализации педагогической модели развития толерантного сознания мы опираемся на два основных направления в осуществлении принципов этнопедагогизации:
1) изучение культуры и искусства народа через сравнение и нахождение связей, отличий с культурами и искусством других народов, через гармонизацию регионального и исторического компонентов предполагает соотнесение культуры изучаемой эпохи с культурами других времён и современностью, когда на примере опыта прошлой культуры учащиеся могут освоить не только систему ценностей предков, но и ее связь с современностью.
2) целостный подход к обучению, включая опору на традиции народной педагогики и народной культуры, личностно-ори-ентированный подход на основе учета индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, их потребностей и интересов, создание условий для их творческого развития, самовыражения и самореализации.
Следовательно, можно заключить, что организация учебно-воспитательного процесса в контексте этнопедагогизации позволяет объединить и гармонизировать современные передовые теории в области педагогики и психологии, достижения в области искусствоведения и культурологии. Так происходит становление личности, подлинного носителя культуры, «реализатора верховных ценностей путем культивирования высших человеческих достоинств» (М. Хайдеггер), способного воспроизводить, развивать и передавать культуру, воспринятую не изолированно, а через взаимодействие с культурами других народов.
Этнопедагогизация учебно-воспитательного процесса является основой для эффективной реализации адаптивной модели школы. В современной школе особенно активно работает блок дополнительного образования - в течение многих лет на её базе многих школ Республики Дагестан действуют детские школы ис-
Библиографический список
кусств, в которых работают различные отделения: музыкальное, изобразительное, хореографическое и декоративно-прикладное. На занятиях в школе искусств акцент делается на интеграции изучения русского народного искусства и искусства народов мира. Также педагоги считают одной из важнейших задач - приобщение учащихся к ценностям мировой культуры. Анализ деятельности школы за последние годы свидетельствует о повышении интереса учащихся к традициям: так, например, все больше школьников интересуются историей своего рода, участвуют в проектах по изучению и сохранению традиций, культуры своего народа, народов населяющих Дагестан.
С нашей точки зрения, особое внимание следует уделять целенаправленной этнопедагогизации в высших учебных заведениях, в которых проходят подготовку будущие учителя и педагоги дополнительного образования, которые являются трансляторами основных нравственных и этических ценностей в среде учащейся молодёжи. Так, в Дагестанском государственном педагогическом университете этнопедагогизация осуществляется через активное приобщение студентов к педагогическим ценностям народов Дагестана, изучая специально введенный курс «Культура и традиции народов Дагестана».
Обобщая рассмотрение потенциала этнопедагогики в процессе развития толерантного сознания учащейся молодёжи, можно заключить, что основной воспитательный вектор этой современной тенденции образования определяется представлением о том, что подлинная основа для межнационального взаимодействия и конструктивного сотрудничества в поликультурном мире может возникнуть только в условиях раскрытия духовно-нравственного потенциала каждой нации, обмена социокультурным опытом и достижениями художественного творчества. Таким образом, как отмечается в нашем диссертационном исследовании, система образования в многонациональном регионе призвана создавать условия для формирования человека, способного к активной жизнедеятельности в поликультурной среде. Следовательно, ориентация на использование принципов народной педагогики, закономерна, так как национальная традиция воспитания остается одним из главных условий возрождения национальных традиций в целом. Этнопедагогизация актуализирует исторический опыт воспитания и традиционного педагогического знания. Выраженный в теоретических работах, этот опыт может стать базисом современных моделей образования и инновационных педагогических концепций. Этот опыт способствует лучшему выявлению содержания образования, определению основных направлений его развития, средств и методов непрерывного духовного совершенствования и обновления общества.
1. Абдуразакова Д.М. Теоретико-методологические основы деятельности учреждений культуры и образования в развитии толерантного сознания молодёжи многонационального региона. Диссертация ... доктора педагогических наук. Москва, 2009.
2. Баишева М.И. Приобщение студентов - будущих учителей к ценностям устного народного творчества. Available at: http://conf-vlad.narod.ru/43.html
3. Рогова РМ. и др. Становление самосознания личности школьника. Москва, 2003.
4. Гумилёв Л.Н., Иванов К.П. Этносфера и Космос. Материалы Второго Всесоюзного совещания по космической антропоэкологии. Москва, 1984: 211 - 220.
5. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения Н.И. Пирогова. Педагогические сочинения: в 6 т. Москва, 1988; Т. 2: 158.
References
1. Abdurazakova D.M. Teoretiko-metodologicheskie osnovy deyatel'nosti uchrezhdenijkul'tury i obrazovaniya vrazvitii tolerantnogo soznaniya molodezhimnogonacional'nogo regiona. Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Moskva, 2009.
2. Baisheva M.I. Priobschenie studentov - buduschih uchitelej k cennostyam ustnogo narodnogo tvorchestva. Available at: http://conf-vlad. narod.ru/43.html
3. Rogova R.M. i dr. Stanovlenie samosoznaniya lichnostishkol'nika. Moskva, 2003.
4. Gumilev L.N., Ivanov K.P. 'Etnosfera i Kosmos. Materialy Vtorogo Vsesoyuznogo soveschaniya po kosmicheskoj antropo'ekologii. Moskva, 1984: 211 - 220.
5. Ushinskij K.D. Pedagogicheskie sochineniya N.I. Pirogova. Pedagogicheskie sochineniya: v 6 t. Moskva, 1988; T. 2: 158.
Статья поступила в редакцию 01.10.17
УДК 37
Abdurazakova D.M., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: timop2012@mail.ru
Gamidov M.K., MA student, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: timop2012@mail.ru
TECHNOLOGY OF ORGANIZATION OF EXTRACURRICULAR ACTIVITIES OF STUDENTS. The article states the urgency of a problem to organize extracurricular independent work of students according to the necessities of today's time. The technology of the organization of extracurricular independent work of trainees (information technology, technology of critical thinking), technologies
of the organization of group interaction (working in small groups, discussion, brainstorming), the context-based training that support the preparation of future teachers help to solve professional tasks. An indicator of the effectiveness of the use of these technologies is the development of students' communicative qualities, relations of cooperation and tolerance.
Key words: out-of-class independent work of students, educational process, pedagogical technologies.
Д.М. Абдуразакова, д-р пед. наук, проф. ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет»,
г. Махачкала, Е-mail: timop2012@mail.ru
М.К. Гамидов, магистрант ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет»,
Е-mail: timop2012@mail.ru
ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕАУДИТОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ
В статье обосновывается актуальность проблемы организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов. Рассмотрены технологии организации внеаудиторной самостоятельной работы обучаемых (информационные технологии, технология критического мышления); технологии организации группового взаимодействия (работа в малых группах, дискуссии, мозговой штурм), технологии контекстного обучения, способствующие подготовке будущих педагогов к решению профессиональных задач. Показателем эффективности использования указанных технологий является развитие у студентов коммуникативных качеств, отношений сотрудничества и толерантности.
Ключевые слова: внеаудиторная самостоятельная работа студентов, образовательный процесс, педагогические технологии.
В современной социокультурной ситуации важной задачей в образовательном процессе вуза становится поиск эффективных механизмов, технологий для целенаправленного и планомерного развития внеаудиторной работы со студентами.
В новых условиях обучения увеличивается значимость и объем самостоятельной работы студентов, появляются новые формы и виды самостоятельной работы. Она включает в себя внеаудиторную работу по дисциплине, научно-исследовательскую работу, деятельность во время педагогической, культурно-просветительской практики. Анализ теории и практики организации внеаудиторной самостоятельной работы будущего педагога показал, что она представляет собой совокупность практико-ориентированных занятий, где студенты выступают в качестве субъектов деятельности в соответствии с собственным интересом.
Различные аспекты внеаудиторной деятельности в своих исследованиях раскрывают В.А. Андрусенко (принципы внеаудиторной работы, особенности выбора форм и методов), Г.А. Го-родилова, Т.Б. Жулий, Р.Б. Саботкоев (специфика учебной и внеаудиторной работы со студентами); А.И. Норец (возможности внеаудиторной деятельности для формирования социально активной личности студентов вуза).
В.М. Попова рассматривает внеаудиторную деятельность студентов, как расширение жизненного пространства, в рамках студент получает возможность приобретения социального и лич-ностно значимого опыта, как синтеза умений и навыков, знаний, способов деятельности и мышления, стереотипов и поведения, интериоризованных жизненных смыслов и социальных установок, запечатленных ощущений и переживаний [1].
В данном контексте внеаудиторная деятельность студентов выступает как регулируемый, но вместе с тем педагогически организуемый процесс. Главной задачей в организации внеаудиторной деятельности мы определили обогащение опыта студентов и на этой основе формирование у них профессионально-значимых качеств. Спецификой организации внеаудиторной работы студентов является: интеграция учебной и научно-исследовательской деятельности; интенсификация и индивидуализация образовательного процесса в вузе; изменение характера взаимодействия студентов и преподавателей; смена образовательных технологий, форм, методов организации, состоящих в сопровождении студентов при выполнении самостоятельной работы, в оказании им помощи.
Следует отметить, что к технологиям, которые используются в организации самостоятельной работы студентов вне аудитории, предъявляются следующие требования: они должны способствовать организации самостоятельной деятельности студентов по освоению содержания образования, поскольку деятельность является содержанием образования; технологии должны способствовать включению студентов в различные виды деятельности (проектной, творческой, научно-исследовательской); технологии работы с различными источниками информации (информационные технологии, технология критического мышления); технологии организации группового взаимодействия (работа в малых группах, дискуссии, мозговой штурм), так как важно развивать у студентов коммуникативные качества и отношение сотрудничества, толерантности; технологии познавательной деятельности
и контекстного обучения, позволяющие решать профессиональные задачи.
В самостоятельной работе с текстами, с информацией чаще всего используется технология критического мышления. Самостоятельная внеаудиторная работа с использованием указанной технологии позволяет развивать у студентов мыслительную деятельность, являющуюся ведущей в научно-исследовательской работе. Критическое мышление развивает и такие качества у студентов, как ответственность за сделанный выбор, толерантность в совместной деятельности; умение анализировать и делать самостоятельные выводы, предвидеть последствия принятых решений. Основу технологии критического мышления составляют три стадии: вызов - осмысление- рефлексия, которые дают студентам возможность самим определять цели обучения, осуществлять поиск информации, размышлять о том, что они узнали. Технология кейс-стади позволяет решать реальные профессиональные ситуации. Этот метод учит студентов видеть проблему, понимать и использовать идею ситуации; анализировать ее; выбирать оптимальный вариант решения; составлять план его осуществления; развивать мотивацию; развивать коммуникативные навыки и умения; передает обобщенный опыт, помогает принять мнение других.
Алгоритмом создания профессиональных ситуаций является: определение того раздела учебной дисциплины, которому посвящена ситуация, описывающая проблему; формулировка цели и задач; определение проблемы ситуации и создание обобщенной модели; анализ источников и сбор информации для решения ситуации; выбор техник и методов работы; определение желаемого результата; апробация в процессе обучения [2]. Технология применения мозгового штурма в организации внеаудиторной самостоятельной деятельности студентов позволяет стимулировать активность и рефлексивное мышление; способствует становлению коммуникативных и социально значимых качеств у будущего педагога. Эффективность данной технологии зависит от обеспечения сотрудничества и критики на этапе генерирования идей. Метод мозгового штурма проводится в три этапа: подготовительный; генерирование идей; анализ и оценка наработанных идей. Описанные выше и другие технологии используются в работе проблемной группы «Трудный подросток», созданный на факультете права ФГБОУ «ДГПУ». На одном из заседаний, членам проблемной группы было предложено анализировать международный документ «Конвенция ООН о правах ребёнка», используя метод мозгового штурма.
Группа была разделена на три подгруппы, каждая из которых представила результат в виде таблицы. Студенты сгруппировали идеи по защите прав ребёнка, классифицировали их в соответствии с основаниями, выделенными в документе; объяснили причины возникновения необходимости принятия такого документа; показали связь Конвенции ООН о правах детей с другими международными и отечественными документами по защите прав человека и детей; сформулировали некоторые проблемы, существующие в реализации Конвенции с обоснованием своих предложений по их решению; оценили значимость принятия и реализации данного документа для нашей страны и для целого человечества.