Библиографический список
1. Каган М.С. Эстетика как философская наука. Санкт-Петербург, 1997.
2. Бажин А.В. Актуальные проблемы развития физического воспитания студентов. 2017: 18 - 21.
3. Косухин В.В., Кривцов А.С., Завизинова Н.А. Восстановление и поддержание здоровья студентов средствами физической культуры. Здоровьесберегающие технологии, физическая реабилитация в высших учебных заведениях: сб. статей IV международной научной конференции. Белгород-Красноярск-Харьков: ХГАДИ, 2011: 130 - 132.
4. Гусева Н.Л., Шилько В.Г Физическое воспитание студентов с использованием учебных и вне учебных технологий физкультурно-спортивной деятельности в вузе. Психология и педагогика. 1 марта 2011.
5. Введение в теорию физической культуры: учебное пособие для ин-тов физ. Культуры. Редактор Матвеев Л.П. Москва: ФиС, 1983.
6. Анализ исследований по совершенствованию процесса физического воспитания студентов вузов. Физическое воспитание студентов. 2010; 2: 119 - 123.
7. Щербатенко М.В. Роль физической культуры и спорта в воспитании личности студента. Молодой учёный. 2017; 15: 688 - 691. Available at: https://moluch.ru/ archive/149/42349/
8. Абдулов М.Р Профилактика наркомании среди студентов средствами физической культуры. Мир науки, культуры, образования. 2018; 6 (73): 28 - 29.
References
1. Kagan M.S. 'Estetika kak filosofskaya nauka. Sankt-Peterburg, 1997.
2. Bazhin A.V. Aktual'nye problemy razvitiya fizicheskogo vospitaniya studentov. 2017: 18 - 21.
3. Kosuhin V.V., Krivcov A.S., Zavizinova N.A. Vosstanovlenie i podderzhanie zdorov'ya studentov sredstvami fizicheskoj kul'tury. Zdorov'esberegayuschie tehnologii, fizicheskaya reabilitaciya v vysshih uchebnyh zavedeniyah: sb. statej IV mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii. Belgorod-Krasnoyarsk-Har'kov: HGADI, 2011: 130 - 132.
4. Guseva N.L., Shil'ko V.G. Fizicheskoe vospitanie studentov s ispol'zovaniem uchebnyh i vne uchebnyh tehnologij fizkul'turno-sportivnoj deyatel'nosti v vuze. Psihologiya i pedagogika. 1 marta 2011.
5. Vvedenie v teoriyu fizicheskoj kul'tury: uchebnoe posobie dlya in-tov fiz. Kul'tury. Redaktor Matveev L.P. Moskva: FiS, 1983.
6. Analiz issledovanij po sovershenstvovaniyu processa fizicheskogo vospitaniya studentov vuzov. Fizicheskoe vospitanie studentov. 2010; 2: 119 - 123.
7. Scherbatenko M.V. Rol' fizicheskoj kul'tury i sporta v vospitanii lichnosti studenta. Molodoj uchenyj. 2017; 15: 688 - 691. Available at: https://moluch.ru/archive/149/42349/
8. Abdulov M.R. Profilaktika narkomanii sredi studentov sredstvami fizicheskoj kul'tury. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2018; 6 (73): 28 - 29.
Статья поступила в редакцию 20.02.19
УДК 37
Abdurazakova D.M., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
Bersenukayeva M.H., postgraduate, Department of Pedagogy, Chechen State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
THE ROLE OF MULTICULTURAL ENVIRONMENT IN EDUCATION AND DEVELOPMENT OF YOUTH TOLERANCE. The article deals with a problem of using the potential of multicultural environment in the education of youth tolerance. The study presents an analysis of psychological and pedagogical literature that shows that the role of socio-cultural environments in the education and development of tolerance of the younger generation. The directions of pedagogical activity on education and development of tolerance of youth in the multicultural educational organization are theoretically proved. The authors describe the most effective pedagogical technologies of tolerance education among young people. The article concludes that a multicultural educational organizational environment is primarily the educational environment. It is capable of providing formation and personality development, aimed at creating conditions for self-determination, self-realization, cultural identification, obtaining skills of effective self-study, self-training, self-development, socialization the cultural values of its people and the understanding of the significance of cultural values of other nations.
Key words: socio-cultural environment, multicultural environment, tolerance, tolerance education, pedagogical technologies.
Д.М. Абдуразакова, д-р пед. наук, проф., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный университет», г. Махачкала, E-mail: [email protected]
М.Х. Берсенукаева, аспирант каф. педагогики, ФГБОУ ВО «Чеченский государственный педагогический университет», г. Махачкала,
E-mail: [email protected]
РОЛЬ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ В ВОСПИТАНИИ И РАЗВИТИИ ТОЛЕРАНТНОСТИ МОЛОДЁЖИ
В статье рассматривается проблема использования потенциала поликультурной среды в воспитании толерантности молодежи. На основе анализа психолого-педагогической литературы описана роль социокультурных сред в воспитании и развитии толерантности подрастающего поколения. Теоретически обоснованы направления педагогической деятельности по воспитанию и развитию толерантности молодежи в поликультурной образовательной организации. Авторами даётся характеристика наиболее эффективных педагогических технологий воспитания толерантности у молодёжи. В статье делается вывод о том, что организованная поликультурная среда образовательной организации, прежде всего, есть среда воспитательная. Она способна обеспечивать формирование и развитие личности, направлена на создание условий для самоопределения, самореализации, культурной идентификации, получения навыков эффективного самообучения, самовоспитания, саморазвития, приобщения к культурным ценностям своего народа и понимания значимости культурных ценностей других народов.
Ключевые слова: социокультурная среда, поликультурная среда, толерантность, воспитание толерантности, педагогические технологии.
Анализ сложившейся на сегодняшний день системы образования в России показывает, что разработка его содержания происходит в условиях информационного общества, развития межкультурных коммуникаций, глобализации образовательных процессов, включая конвертируемость национальных образовательных систем, массовость образования, индивидуализацию и интеллектуализацию приемов и способов обучения диалогичность и коммуникативность. Всё это влечет за собой необходимость пересмотра самой миссии образования, его роли в воспитании и развитии толерантности у подрастающего поколения; учета различных факторов окружающей среды, влияющих на этот процесс.
Как отмечается в исследовании Д.М. Абдуразаковой, воспитании и развитии толерантности у молодёжи взаимодействует несколько социокультурных сред:
• общество с опорой на национальные представления о ценностях и задачах воспитания создаёт историко-культурный фон, особую атмосферу, в которой человек формируется как личность, обретая и личностную, и культурную, и национальную идентификацию;
• государство определяет правовые, социальные, экономические основы жизнедеятельности и нации в целом, и человека в частности;
• семья формирует систему личностных ценностей, диктуя нормы бытового и социального поведения;
• средства массовой информации создают информационный фон воспитания;
• учебные заведения выполняют образовательную функцию; общественные организации создают условия для социального и гражданского становления [1].
В конце ХХ в. ряд отечественных ученых обратился к разработке различных аспектов культурной среды, как части общего культурно-образовательного пространства. Процессы, происходящие внутри культурно-образовательной среды, обусловленные её эстетической наполненностью и гуманистической направленностью, привлекают внимание многих ведущих отечественных исследователей (А.И. Буров, Е.В. Квятковский, Е.М. Торшилова, Б.П. Юсов и др.)
Многолетняя исследовательская деятельность в области педагогических аспектов образовательно-культурной среды позволила Л.Г. Савенковой утверждать о том, что школьная среда, для того чтобы стать гуманистически направленной, должна быть во многом создана руками самих детей в про-
цессе художественно-творческой индивидуальной и коллективной деятельности [3].
Она отмечает, что формирование среды «зависит от целого ряда условий - здесь переплетаются природные, экологические, социальные и эстетические факторы. Большое значение имеют также национальные и региональные аспекты жизни, так как именно они отражают традиционные ценности человека, возникшие и сформировавшиеся в конкретном природном, средовом окружении и передающиеся из поколения в поколение... художественный облик каждой конкретной среды позволяет судить не только об интерьере, его предметах, но и о том человеке, который живет среди этих вещей, о его интересах, увлечениях, роде занятий» [3].
В проведённом опытно-экспериментальном исследовании, к которому был подключен целый ряд учреждений культуры и искусства, была подтверждена доминантная роль поликультурной среды в процессе воспитания развития толерантности учащейся молодежи. Несомненно, это должна быть специально организованная среда, созданная по определенной модели, опирающейся на специально выделенные принципы, и реализующая несколько теоретически обоснованных направлений педагогической деятельности. Такая среда была определена как «образовательная среда поликультурной образовательной организации» - личностно-ориентированная, образовательно-воспитательная система с многоаспектной дифференциацией обучения, включая развитый многопрофильный блок дополнительного образования.
Результаты исследования показали, что основными направлениями организации такой среды в поликультурной образовательной организации являются приобщение подрастающего поколения, как к национальной, так и к общероссийской и мировой культуре; нравственное и гражданственное воспитание молодёжи; развитие ноосферного сознания и планетарного мышления; формирование готовности и умения осуществлять конструктивный межкультурный диалог в многонациональной среде. Поликультурная образовательная организация рассматривается в нашем исследовании как социально-педагогическое образование, являющееся модулем целостного поликультурного образовательного пространства, в котором осуществляется соединение общекультурного, социального, собственно образовательного и личностного начал. Кроме того, в образовательной среде вуза, школы должна быть обеспечена педагогическая поддержка адаптации личности в поликультурной среде. Содержание поликультурного образования разрабатывалось в концепциях М.М. Бахтина, В.С. Библера и др. Учёными выявлены следующие основные компоненты поликультурного образовательного пространства: ценностно-содержательный; личностно-ориентированный; операционно - деятельностный; регионально-интеграционный, которые отражают комплекс отношений:
- к личности, как высшей ценности, способной к культурному самоопределению и самоизменению;
- к педагогу как посреднику между человеком и культурой, способному ввести учащегося в мир культуры и оказать ему содействие в индивидуальном самоопределении;
- к образованию, его содержанию как культурному процессу, в основе которого стоят личность, личностный смысл, общечеловеческие и национальные ценности, диалог и сотрудничество;
- к учебному заведению как к целостному, поликультурному образовательному пространству, где воссоздаются культурные ценности, осуществля-
Библиографический список
ются интеркультурная коммуникация, межнациональное воспитание человека культуры.
В поликультурной образовательной среде создаются условия для эффективного взаимодействия таких составляющих личностного развития, как ценностные ориентации, нравственные устремления, духовные потребности, эстетико-коммуникативные установки и навыки, высокий уровень развитости толерантного сознания. В соответствии с этим, в педагогическую практику целесообразно внедрять технологии и методы, способствующие адаптации учащихся в поликультурную образовательную среду (технологии активизации процессов самопознания, саморазвития; методы, способствующие развитию механизмов рефлексии; методы выявления личностно-значимых целей жизнедеятельности и др.).
Характеристики педагогических технологий учебно-воспитательного процесса в поликультурном учреждении образования - это сотрудничество, диалог, деятельностно-творческий характер, направленность на поддержку, защиту индивидуального развития человека, предоставление ему свободного, защищенного пространства для принятия самостоятельных решений, разнообразие способов, форм и приемов творческого самовыражения личности в её культурной идентификации. Результаты применения этих и других эффективных технологий в этом процессе, позволяют нам утверждать, что у школьников развивается способность осуществлять конструктивный межкультурный диалог обеспечивающий гармонизацию внутреннего мира личности и отношений с социумом.
Анализ литературы по теме исследования показал, что на основе инвариантных общечеловеческих ценностей в поликультурном образовательном пространстве должны быть сформированы и поддержаны национальные и межнациональные ценности, парадигмы конвергенции и интеграции духовных ценностей, базовая культура личности, её соответствие реалиям меняющегося мира, так как осуществление поликультурности в образовательном процессе опирается на создание условий для развития интереса учащихся к культурным ценностям других народов, теоретического осмысления сущности мультикультурного мира; проведения занятий, включающих задания, сформулированные на основе видения мира с позиций представителей разных культур [2].
Результаты исследования доказали, что организованная поликультурная среда образовательной организации, прежде всего это среда воспитательная. Она способна обеспечивать формирование и развитие личности, направлена на создание условий для самоопределения, самореализации, культурной идентификации, получения навыков эффективного самообучения, самовоспитания, саморазвития, приобщения к культурным ценностям своего народа и понимания значимости культурных ценностей других народов. Для эффективного осуществления процесса воспитания толерантности такая среда должна обладать свойствами гибкости и соответствия потребностям интеллектуального, эмоционального и творческого развития личности учащегося, способностью влиять на процесс становления творческой общности в учреждении образования и культуры. В целом следует ещё раз отметить, что значительный педагогический потенциал поликультурной среды образовательной организации обусловлен, прежде всего, способностью создавать условия для межэтнического взаимопонимания и конструктивного межкультурного диалога у молодежи.
В такой образовательной среде реализуется идея воспитания уважительного отношения к другим людям, понимания возможности многовариантного человеческого бытия в разнообразных, отличных друг от друга культурных, религиозных и социальных сферах.
1. Абдуразакова Д.М. К вопросу о влиянии образовательной среды школы на воспитание толерантности учащихся. Мир науки, культуры, образования. 2018; 6 (73).
2. Au K. Multicultural perspectives on literacy researchl. Journal of reading behavior. 1995: 9.
3. Савенкова Л.Г Дизайн - искусство XX века. Мировая художественная культура. Москва: Питер, 2008: 427 - 428. References
1. Abdurazakova D.M. K voprosu o vliyanii obrazovatel'noj sredy shkoly na vospitanie tolerantnosti uchaschihsya. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2018; 6 (73).
2. Au K. Multicultural perspectives on literacy research1. Journal of reading behavior. 1995: 9.
3. Savenkova L.G. Dizajn - iskusstvo XX veka. Mirovaya hudozhestvennaya kul'tura. Moskva: Piter, 2008: 427 - 428.
Статья поступила в редакцию 14.02.19
УДК 378.147
Avetisyan A.D., Cand. of Sciences (Law), senior lecturer, Department of Criminal Proceeding, Stavropol branch of Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russian Federation (Stavropol, Russia), E-mail: [email protected]
Ryasov A.A., Cand. of Sciences (Law), Professor, Department of Criminology, Stavropol branch of Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russian Federation (Stavropol, Russia), E-mail: [email protected]
Zhigalova G.G., Cand. of Sciences (Medicine), senior lecturer, Department of Criminology, Stavropol branch of Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russian Federation (Stavropol, Russia), E-mail: [email protected]
USING THE METHOD OF SITUATIONAL ANALYSIS IN TRAINING OF INVESTIGATORS OF THE INTERNAL AFFAIRS OF THE RUSSIAN FEDERATION.
The article discusses examples of using a method of situational analysis in training of investigators of internal affairs bodies. When conducting practical classes and seminars, it is important to focus on the quick and competent solution of issues arising from the appointment of examinations, first aid by a police officer, in the course of investigative actions. Application of the method of situational analysis shows its effectiveness in the preparation of investigators. The authors conclude that the use in